Проверка компрессии цилиндров двигателя рекомендуется практически в любых инструкциях при поиске неисправностей: когда двигатель есть масло, когда он глохнет при любых обстоятельствах, при плохой работе машины на холостом ходу или просто при падении его мощности. Во многих случаях причиной таких проблем может стать плохая компрессия в двигателе, и для того, чтобы идентифицировать причину, нужно знать какая должна быть компрессия конкретно в двигателе Вашей модели автомобиля и как проверить эту самую компрессию. Компрессия — это давление сжатого воздуха в цилиндре в самом конце такта сжатия, когда это давление максимально.
Мы решили написать данную инструкцию, потому как замер компрессии в цилиндрах — это очень простая задача. Вам необходимо будет замерить сжатие в каждом цилиндре по-очереди, в то время как двигатель будет вращаться от привода стартера, но не будет работать самостоятельно на топливе. Затем Вам останется только сравнить показания давления во всех цилиндрах друг между другом и с давлением, указанным в характеристиках Вашего авто (инструкции по эксплуатации или любом другом достоверном источнике расширенных характеристик мотора Вашей машины).
Как проверить компрессию в двигателе?
Для проверки Вам будет обязательно нужен непременный атрибут нашей работы — компрессометр, и Вам придётся его купить в ближайшем автомагазине либо просто попросить у знакомого автомеханика, запасливого или заядллого автолюбителя или же взять напрокат. Компрессометр — очень недорогая вещь и стоит он немного дороже манометра, хотя цены на первый разнятся намного сильнее. В общем, самый дешёвый компрессометр обойдётся Вам в 400-1000 рублей, но есть и более профессиональные аппараты стоимостью до 10-15 тысяч рублей, но Вам они вряд ли понадобятся.
При выборе компрессометра необходимо проследить, что его наконечник именно вкручивался в свечной канал (есть такие, которые нещадно забиваются туда), чтобы наконечник и сам манометр соединялись между собой гибким шлангом, а не трубкой, так как в последнем случае Вам, возможно, придётся снимать ещё что-то из-под капота, так как оно будет попросту нам мешаться при установке компрессометра. Кроме того, посмотрите, чтобы шакала максимального давления достигала по меньшей мере 20 кг/см2. В случае, если автомобиль нуждается в руках мастера, то воспользуйтесь машиной на прокат https://rentamur.ru/, пока ваше авто будет на СТО.
Компрессометр с насадками-переходниками под разные типы свечей
Помимо компрессометра Вам понадобится помощник, который будет крутить стартер с помощью ключа зажигания из салона, и свечной ключ. Также у Вашего автомобиля должен быть исправный стартер и, главное, отличное состояние аккумулятора, так как ему придётся довольно много работать.
Для точного и правильного замера Вам необходимо будет сделать несколько нижеследующих шагов:
- В первую очередь, запустите двигатель и дайте ему проработать столько времени, пока он не достигнет нормальной рабочей температуры (90º), затем заглушите его и снимите провода со всех свечей зажигания. Когда Вы будете их снимать, пометьте каждый провод и соответствующую ему свечу зажигания краской (маркером, фломастером) разного цвета для каждой свечи, чтобы не перепутать их.
- Теперь Вам необходимо воспрепятствовать поступлению топлива в двигатель. Проще всего это сделать, отсоединив бензонасос от него. Выньте вилку провода, взявшись за шапки, не потянув за провода, которые могут повредить их. Этикетка измерительные провода, если необходимо, чтобы избежать путаницы при их установке на место.
- Очистите области вокруг свечей зажигания, чтобы предотвратить попадание грязи в двигатель. Открутите свечи с помощью головки или специального свечного ключа.
- На каждом компрессометре есть клапан сброса давления — не забудьте сбросить тестер перед тестированием каждого следующего цилиндра. Закрутите наконечник компрессометра в первое свечное отверстие.
- Попросите помощника нажать на педаль акселератора до конца, чтобы открыть дроссельную заслонку полностью, и начать проворачивать стартер поворотом ключа зажигания примерно на 6-10 секунд. В это время давление с каждым оборотом двигателя в компрессометре будет подниматься и достигнет определённого максимального уровня — тогда необходимо выключить работу стартера.
- Обязательно запишите результат проверки компрессии в цилиндре. Вам необходимо записать какая компрессия была получена в результате замера компрессии и сколько приблизительно потребовалось времени в секундах для достижения максимального давления на манометре.
- Аналогичным образом проверьте все другие цилиндры, также записывая показания замера компрессии в двигателе на листочек.
Порядок подключения компрессометра для проверки компрессии в двигателе: снимаем высоковольтные провода со свечей; откручиваем все свечи; вкручиваем вместо свечей по-очереди компрессометр
Норма компрессии для каждого двигателя разная, но в целом считается нормальным показатель для бензинового двигателя около 10-12 кг/см2. Однако, уточните эту информацию для Вашей модели и спецификации автомобиля.
Рекомендуем: Притирка клапанов своими руками при ремонте головки двигателя
Если в каком-либо цилиндре пропала компрессия
Если один или несколько цилиндров дали в результате проверки компрессии сильно отличающийся в меньшую сторону результат давления, нежели другие, то нам необходимо провести дополнительное испытание, которое покажет, является ли низкий уровень компрессии следствием утечки через изношенные поршневые кольца или через иные микроскопические отверстия или щели в цилиндре.
- Налейте столовую ложку (около 10 мл) чистого моторного масла в подозреваемый цилиндр.
- Подключите компрессометр и по вышеуказанной инструкции снова прокрутите двигатель.
- Если это привело к заметному увеличению давления в двигателе, то это скорее всего означает, что изношены поршневые кольца или есть какая-либо другая утечка воздуха в цилиндре, и Вам необходимо отправиться к автомеханику. Дело в том, что моторное масло при такой утечке будет устремляться к месту утечки, и, попав туда, забьёт его и не даст уходить воздуху.
- Если же показания компрессии при проверке не изменились, то, вероятнее всего, место утечки настолько велико, что моторному маслу просто не удалось его «запечатать». Виной тому могут быть клапаны двигателя либо сильно прохудившиеся прокладки.
Для проверки клапанов головка блока цилиндров должна быть удалены, и это также непростая процедура. Прохудившаяся прокладка, однако, будет показывать и другие симптомы, кроме потери сжатия. Утечка между цилиндрами вызовет неравномерную работу двигателя, и при этом может также быть потеря охлаждающей жидкости в картер, которая покажет себя в качестве белой эмульгирующей посторонней жидкости на щупе проверки масла и в целом высокий уровень масла.
Таблица: отклонения компрессии и возможные неисправности двигателя
Компрессия в двигателе, кг/см2 (при полностью нажатой педали газа/открытой дроссельной заслонке) | Возможная неисправность | Возможные дополнительные симптомы |
12-15 | (Повышенная компрессия) Нагар в камере сгорания цилиндров при изношенных маслосъёмных колпачках | Выхлопные газы синего цвета и повышенный расход масла |
10-12 | Нормальная компрессия | — |
6,5-9,5 | Изношены поршневые кольца или сами поршни, имеются повреждения на стенках цилиндров | Выхлопные газы синего цвета и повышенный расход масла |
7-8,5 | Имеются повреждения на кулачке распределительного вала, из-за чего клапан может некорректно открываться/закрываться | Полный или частичный отказ работы цилиндра |
6-8 | Перемычка поршня дала трещину | Выхлопные газы синего цвета, повышенный расход масла, повышение давления масла |
5-8 | Невозврат клапан в исходное положение | Полный или частичный отказ работы цилиндра |
4,5-6 | Поршень перегрелся и прогорел | Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, повышенный расход масла |
Как проверить самому
Имея под рукой компрессометр и помощника, замерить компрессию не составит никакого труда.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
- Перекройте поступление топлива в цилиндры. Для карбюраторных – отсоедините шланг, идущий от карбюратора к топливному насосу, для инжекторных – извлеките предохранитель топливного насоса и дайте двигателю поработать, пока не израсходуется топливо из системы.
- Отсоедините все высоковольтные провода от свечей.
- Выкрутите первую свечу, и вставьте на ее место штуцер компрессометра.
- Попросите помощника запустить стартер на несколько секунд, пока стрелка манометра не перестанет двигаться вверх.
- Снимите показания манометра и сравните их с нормативными.
- Ту же процедуру проведите для всех цилиндров. Сравните показатели компрессии в цилиндрах.
Как замерить компрессию?
По словам специалистов автомобильной отрасли процедура замера давления должна осуществляться не реже 3-4 тысяч километров пробега. Это актуально для транспортных средств отечественного производства, поскольку в таких авто проблемы с компрессией встречаются гораздо чаще. Что касается иномарок, то здесь давление можно измерять один раз в 10, а то и 20 тысяч км пробега. Если вы уверены, что с вашим двигателем что-то не так, то замер давления должен осуществляться как на открытой, так и закрытой дроссельной заслонке, только так можно получить точные показатели.
Многим автомобилистам известно, что замер компрессии — это важный этап в техническом обслуживании авто. Как проверить компрессию в цилиндрах на дизеле или бензиновом моторе? Какой прибор для этого нужен? Как измерить компрессию в домашних условиях? Об этом мы расскажем далее.
Замер обычным компрессометром
Чтобы правильно проверить компрессию в цилиндрах с использованием обычного прибора, учтите, что на холодном двигателе эта процедура не осуществляется. Машину нужно прогреть до рабочей температуры, поскольку на холодном моторе вы не добьетесь правильных показателей. Когда мотор разогрет, следует отключить зажигание, а с целью получения более точных показателей вам нужно иметь в виду, что АКБ должен быть полностью заряжен. Иначе стартер может быть не раскручен на полную мощность, соответственно, показатели могут быть искажены.
Роторный компрессометр для измерения давления
Стартер должен быть исправным, иначе точных показателей вы не получите.
Итак, как же осуществляется замер компрессии при помощи обычного прибора — компрессометра:
- Когда двигатель прогрет, откройте капот и демонтируйте свечные провода из разъемов.
- После этого используйте свечной ключ для демонтажа свечей, вам нужно их выкрутить. Во время этой процедуры тщательно следите за чистотой отверстий для свечек, поскольку в них не должно быть грязи и мусора. Если нужно, то очистите их от пыли, но осторожно, чтобы грязь не попала вовнутрь.
- Селектор КПП поставьте в положение нейтральной скорости.
- Теперь возьмите ваш прибор и закрутите его измеритель в одно из свечных отверстий.
- Затем вам может потребоваться помощь еще одного человека. Педаль необходимо выжать, а затем запустить стартер. При этом коленчатый вал нужно провернуть как минимум на 8 тактов сжатия.
- В это время стрелка на приборе будет подниматься. Эти действия повторяются до того момента, пока стрелка не перестанет подниматься. При выжимании педали открывается дроссельная заслонка.
- Вы получите определенные показатели, которые нужно записать. Сбрасывать их необходимо после каждого замера. Как вы понимаете, замер компрессии должен осуществляться на каждом цилиндре.
- После того, как процесс завершен, мы рекомендуем произвести эту процедуру еще раз для каждого цилиндра, только дроссельная заслонка при этом должна быть закрыта. Это означает, что помощнику больше не нужно давить на педаль. Полученные показатели необходимо сравнить с теми, которые установленные автопроизводителем конкретно для вашего автомобиля, также следует учитывать и пробег.
Проверка при помощи компрессометра
Для замера давления в цилиндрах двигателя необходимо использование специального инструмента — компрессометра. Стоимость такого прибора невысока, поэтому приобрести его может любой автовладелец. Помимо него, понадобится свечной ключ и помощник — на него возлагается важная задача по вращению стартера при помощи ключа зажигания.
- Машина прогревается до рабочей температуры.
- Аккуратно выкручиваются все свечи зажигания.
- Открывается заслонка дросселя, то есть помощник выжимает педаль акселератора до конца, одновременно проворачивая ключ зажигания и приводя тем самым стартер в движение.
- В колодец свечи зажигания плотно вставляется штекер компрессометра. Запускается стартер и мотор «прокручивается» в течение двух-трёх секунд — этого времени хватит для того, чтобы показания манометра перестали увеличиваться.
- Стартер останавливается, фиксируются данные замеров. Измеряется компрессия во всех цилиндрах двигателя.
- Компрессометр перед каждым последующим измерением полностью освобождается от воздуха. При отклонении полученных результатов от нормы показания снимаются ещё раз.
Замер компрессии двигателя при помощи компрессометра видео:
Показатели компрессии, измеренные в разных цилиндрах, должны составлять около 10%!от максимальной величины давления, указанной на шкале прибора. Понижение результатов ниже 15%!от максимума говорит об износе деталей — поршня, клапанов, поршневых колец либо цилиндра. Эксплуатировать двигатель автомобиля в таком состоянии чревато его полным выходом из строя, капитальным ремонтом либо полной заменой в будущем.
Основное отличие процесса измерения компрессии на инжекторе от карбюратора — обязательное отключение либо снятие датчика коленвала. Специалисты советуют сделать это для того, чтобы предохранить ЭБУ от повреждений и полностью перекрыть подачу горючего.
Что такое компрессия?
Это давление (не путать с артериальным), создаваемое поршнем в конце такта сжатия. Но никак не степень сжатия — разница объёмов пространства цилиндра при противоположных состояниях поршня или безразмерный коэффициент. Степень сжатия — показатель практически неизменный, меняется только после проведения тюнинга ДВС или расточки цилиндров.
Компрессия — это давление, создаваемое поршнями мотора при вращении коленвала маховиком на оборотах 200-300 в минуту. По мере износа поршневой группы, показатель меняется. Поэтому его и используют для точной диагностики двигателя внутреннего сгорания. Замеряется он в барах, мегапикселях, кгс/см 2. Но, чаще измеряют в атмосферах. Для нахождения проблемной зоны, значение фиксируют во всех цилиндрах и затем сопоставляют с оптимальной величиной.
Как часто должна измеряться степень сжатия
Точная периодичность проверки компрессии силовых агрегатов не установлена. Есть симптомы, указывающие на необходимость проведения замеров:
- один или два цилиндра плохо работают, из-за чего двигатель трясёт и он «троит» даже на холостом ходу;
- появился значительный расход моторного масла (свыше 100 г на 1 тыс. км пробега);
- упала мощность мотора;
- из выхлопной трубы валит сизый или белый дым;
- пуск в холодном состоянии затруднён.
Если вы привыкли проверять и менять свечи зажигания каждые 20—50 тысяч км пробега, то с такой же периодичностью замеряйте давление в цилиндрах. Это поможет отслеживать состояние ЦПГ и заранее подготовиться к возможному ремонту.
Как правильно измерить компрессию на бензиновом агрегате
Перед замером давления следует выполнить такие действия:
- Прогреть мотор.
- Снять со свечей высоковольтные провода и убрать их в сторону. В некоторых моделях импортных авто придётся удалить катушки зажигания, чтобы получить доступ к свечам.
- В старых авто с карбюратором нужно отключить разъём коммутатора.
- Прекратить подачу горючего. На карбюраторных версиях это делается путём снятия шланга, идущего к механическому бензонасосу. Электрический насос, питающий инжекторный мотор, следует обесточить, вытащив соответствующий предохранитель.
- Выкрутить свечи и протереть посадочные гнёзда.
Измерение давления начинается с первого цилиндра
Замеры производятся в каждом цилиндре поочерёдно. Проверяющий вкручивает наконечник прибора и даёт команду помощнику, включающему стартер нажатием до упора педали акселератора. Когда стрелка манометра начнёт колебаться на одном месте, нужно отключить зажигание и зафиксировать показания. После чего можно переходить к следующему цилиндру.
1,4 МПа — отличный показатель компрессии для бензинового мотора
Как замерить компрессию: видео
Как определить давление в цилиндрах дизеля
Для организации процедуры потребуется приготовить хорошо заряженный аккумулятор и компрессометр для работы с дизелями (имеет специальные насадки и предел измерений до 60-70 атмосфер). Замер компрессии двигателя производится после его прогрева. Последующие действия:
- выверните свечу накаливания;
- вкрутите компрессометр по резьбе в освободившееся отверстие;
- отключите подачу солярки (снимите штекер питания с электромагнитного клапана);
- попросите товарища нажать на акселератор (если в дизеле имеется клапан, создающий разрежение, используемое в вакуумном тормозном усилителе и регуляторе) и включить стартер кнопкой «пуск»;
- запомните (запишите) данные, полученные с помощью прибора;
- сверьте полученные значения с теми, что рекомендует производитель авто (необходимая информация есть в сервисной книжке).
Рекомендуем: Установка ксеноновых и биксеноновых линз в фары своими руками
Значение компрессии в дизеле зависит от марки мотора и находится в диапазоне 28-40 кг/кв. см. Интересна зависимость компрессии в дизеле от возможности его пуска при определенной температуре наружного воздуха. Ниже приведены значения компрессии, когда мотор без проблем заведется:
- до 28 кг/кв. см: температура воздуха не ниже минус 15 градусов;
- до 30 кг/кв. см: нормальный пуск при минус 20;
- до 32 кг/кв. см: мотор заведется при минус 25;
- до 36 кг/кв. см: пуск можно производить при минус 30;
- до 40 кг/кв. см: дизель способен завестись при 35 градусах мороза.
Падение компрессии в дизельных двигателях сопровождается появлением синеватого выхлопа из трубы глушителя, что связано с неполным сгоранием топлива из-за малой температуры. Еще одно следствие уменьшения давления в цилиндрах – плохое распыление солярки в камерах, ведущее к падению мощности силового агрегата.
Нормы компрессии в цилиндрах двигателя
Чтобы оценить техническое состояние силового агрегата, необходимо знать, какие значения компрессии считаются нормальными, ведь двигатели бывают разные. В результате многократных практических замеров, сделанных в течение многих лет, выяснилась такая связь между степенью сжатия и измеряемым давлением: при проведении замеров на машине с горячим мотором, исправным стартером и полностью заряженным аккумулятором минимально допустимая величина компрессии равна паспортной степени сжатия, умноженной на коэффициент 1,3.
В цифрах для разных двигателей это выражается так:
Тип двигателя | Бензиновый, старого образца со степенью сжатия до 8,5 | Бензиновый современный со степенью сжатия 9,3—10 | Дизельный |
Минимально допустимое давление, Бар | 11 | 12 | 22 |
Оптимальное давление, Бар | 13 | 14—15 | 30 |
Когда поршневая группа авто сильно изношена либо клапаны прогорели, компрессия в «больных» цилиндрах падает ниже допустимых значений, указанных в таблице. Если же по разным причинам в ЦПГ попадает моторная смазка в большом количестве, то все зазоры уплотняются, а давление подскакивает выше нормы. Подобное явление может ввести в заблуждение неопытного автомобилиста, взявшегося за диагностику.
Неприемлема и разница в показателях цилиндров, превышающая 1 Бар. Она свидетельствует о том, что один или несколько компонентов ЦПГ функционируют не на полную мощность, а то и вовсе бездействуют, повышая расход горючего на 10—25%.
Компрессометр — прибор для замера давления своими руками
Измерения выполняются специальным прибором — компрессометром, состоящим из таких элементов:
- манометр с резьбовым штуцером;
- стальная трубка или гибкий шланг со встроенным обратным клапаном и кнопкой стравливания воздуха;
- насадка для вкручивания в цилиндр, снабжаемая переходниками под другие резьбы либо резиновым конусом.
Компрессометр в комплекте с различными насадками и переходниками
Манометр вкручен в трубку (гибкий шланг), с другого конца установлен резьбовой наконечник. Обратный клапан служит для фиксации показаний манометра, ведь при проверке поршень «накачивает» давление за несколько оборотов коленчатого вала (около 10).
Для анализа силовых агрегатов, работающих на бензине и дизельном топливе, могут применяться манометры с различными измерительными шкалами. Если для бензиновых моторов достаточно прибора, рассчитанного на 20—25 Бар, то для диагностики дизеля требуется шкала минимум в 50 Бар.
Как и чем измерить
Компрессометр
Измеряют компрессию специальным прибором – компрессометром. Он представляет собой манометр со шлангом, на конце которого находится штуцер, либо металлический с резьбой под свечное отверстие, либо же резиновый в виде конуса.
Процесс измерения компрессии при помощи компрессометра заключается в помещении штуцера в свечное отверстие и прокручивании коленвала стартером до достижения максимального давления.
Компрессию в цилиндре также можно не измерить, а проверить и сравнить с другими цилиндрами.
Для этого выкручивают все свечи кроме одной, и вручную (ключом за гайку крепления шкива генератора) проворачивают коленвал до достижения поршнем верхней мертвой точки.
Потом таким же образом проверяют второй цилиндр, третий и четвертый, и сравнивают приложенные усилия. Конечно, такой способ не сравнится с измерением при помощи компрессометра, однако может помочь понять, в каком из цилиндров возникла проблема.
Какой должна быть компрессия в автомобилях ВАЗ
Средний показатель компрессии для нефорсированных двигателей ВАЗ составляет 8-9 атмосфер, для форсированных, с уменьшенной камерой сгорания – 11-13 атмосфер.
Для того, чтобы точно определить нормативный показатель компрессии, воспользуйтесь таблицей, в которой указана степень сжатия в цилиндрах восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей ВАЗ.
Количество клапанов | 16 | 16 | 8 | |
Объем двигателя, л | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,6 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 82/71 | 82/75,6 | 82/71 | 82/75,6 |
Степень сжатия | 10,5 | 10,3 | 9,9 | 9,6 |
Компрессометр
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Замер показателей сжатия лучше всего проводить компрессометром, работающим по принципу манометра. Если последний измеряет давление в шинах и рассчитан на малые нагрузки, то компрессометр – уже более мощная установка. Сравните давление внутри двигателя и шины, и тогда станет видна разница между этими двумя устройствами. Однако принцип их функционирования во многом схож.
На сегодняшний день различают три разновидности компрессометров.
- Для бензиновых агрегатов.
- Для дизелей.
- Универсальный вариант, применяемый для диагностики силовых агрегатов любой машины.
Помимо того, что компрессометры бывают разные в плане видов, они еще отличаются и по моделям.
Компрессометр – это диагностическая установка, входящая в состав обязательных инструментов для проведения технического обслуживания. Опытные автомобилисты с его помощью проводят анализ техсостояния мотора, не пользуясь дорогими услугами СТО. Хороший компрессометр позволяет проводить диагностику самостоятельно, без помощи ассистента, что тоже оценивается как большой плюс. Как только заметил проблемы с двигателем, взял и проверил.
Обязательным условием качественного измерителя является наличие на нем наконечника, позволяющего вкручивать прибор-измеритель в свечное отверстие. Без такого вывода с резьбой точность замера снижается в разы.
Рекомендуется также приобретать измеритель, который оснащен сапуном фиксации сжатия в самом наконечнике, закручиваемым в свечное отверстие. Если же клапан расположен непосредственно под шкалой, показания будут менее точными.
Обычный компрессометр чаще всего применяется для определения уровня сжатия в гаражных условиях. Однако замер этот можно назвать малоинформативным, хотя общую картину прояснить, все же, можно.
Для более полной диагностики рекомендуется проводить проверку, используя спецоборудование, желательно на СТО. Например, такая установка как АГЦ используется для мониторинга состояния ЦПГ. Вариант измерения ничем не отличается от компрессометрового, но АГЦ помогает снять значения вакуума, а не сжатия в цилиндрах.
АГЦ также используется для определения утечек, которые связаны с процессом сгорания топлива. Установка помогает определить эффективность прилегания клапанов, оценить состояние поршней, обнаружить закоксовку или залегание колец.
Компрессия двигателя: что это такое и с чем это едят
Компрессия, если говорить простым языком — давление, формируемое в высшей точке движения коленчатого вала во время такта сжатия. Факторы, влияющие на изменение степени сжатия, могут многое рассказать о состоянии двигателя, уровне его износа и вероятных неполадках, сказывающихся на его нормальном функционировании и поведении автомашины в целом.
Измерение компрессии двигателя при помощи приборов
К числу таких факторов относят дефекты ГРМ, износ поршневой группы, закоксовку деталей и многие другие. Ухудшение технических параметров силового агрегата, резкий скачок потребления топлива — все это последствия изменения значения компрессии в большую или меньшую сторону вне зависимости от того, какие именно причины послужили толчком для этого.
Измеряется давление в атмосферах. Некоторые манометры используют другие единицы измерений — бар, Мегапаскаль.
Факторы, влияющие на компрессию ДВС
Компрессионный уровень напрямую зависит от объёма поступающего воздушного потока, который, в свою очередь, зависит от перечисленных выше неполадок и дефектов. Отдельно стоит упомянуть заслонку дросселя, которая оказывает немалое воздействие на сжатие в цилиндрах: её положение регулируется воздушным потоком. Его интенсивность, в свою очередь, зависит от воздушного фильтра: зачастую водители забывают его чистить и менять по мере загрязнения, что приводит к ухудшению его пропускной способности.
Загрязненный воздушный фильтр снижает компрессию двигателя
Рекомендуем: Замена маслосъемных колпачков lada 2107 (ваз 2107)
Значения компрессии могут сильно разниться в зависимости от выставленных фаз распределения газов: при допущении ошибок в процессе их установки меняется момент закрытия клапана впуска, что смещает цилиндр в определённом направлении.
Степень сжатия может меняться в зависимости от ширины просветов в клапанном приводе. К примеру, снизиться давление может при слишком маленьком зазоре, из-за чего закрывание впускных клапанов запаздывает. При этом увеличивается перекрытие клапанов — угол, при котором единовременно открываются клапаны. Это также отрицательно сказывается на уровне компрессии.
Поступающий в холодный двигатель поток воздуха из-за низкой температуры ДВС не успевает достаточно расшириться и прогреться, не создавая в дальнейшем нужное давление — соответственно, падает и компрессионная величина цилиндров.
Одна из причин сниженной компрессии — зазоры клапанов
Наличие зазоров клапанов приводит к появлению утечек воздуха. На их интенсивность влияют определённые факторы, которые оказывают аналогичное воздействие на величину компрессии:
- Температура мотора. С её увеличением возрастает и компрессия, поскольку уменьшается расстояние между деталями;
- Поступление моторного масла. Более плотное прилегание трущихся деталей двигателя друг к другу обеспечивается масляной прослойкой на их поверхности, что также позволяет уменьшить зазоры и снизить утечки воздуха сквозь них;
- Подача горючего. Образующаяся на внутренней поверхности цилиндров масляная плёнка при попадании капель топлива быстро смывается, что может застопорить работу всего ДВС, повышает трение и уменьшает плотность прилегания поверхностей друг к другу;
- Разгерметизация шлангов манометра, обратного клапана, высокое усилие, прикладываемое пружинами;
- Возрастание оборотов коленвала.
На что влияет компрессия двигателя
Уровень компрессии двигателя влияет на различные процессы и параметры двигателя:
- Полноту сгорания топлива;
- Расход моторного масла;
- Лёгкость пуска двигателя. Снижение давления ниже нормы значительно усложняет пуск мотора, особенно в холодное время года;
- Исправную работу цилиндров. Низкая компрессия может повысить риск троения двигателя;
- Мощность. Чем меньше компрессия, тем ниже мощность.
Что влияет на компрессию двигателя
- Положение дросселя. При закрытом или прикрытом дросселе давление снижается
- Загрязнение воздушного фильтра.
- Неверный порядок фаз газораспределения, когда клапан закрывается и открывается не в нужные моменты. Такое бывает при неправильном монтаже ремня или цепи.
- Закрытие клапанов не вовремя из-за зазоров в их приводе.
- Температура мотора. Чем больше его температура, тем больше и температура смеси. Следовательно, давление ниже.
- Подсос воздуха. Утечки воздуха, снижают компрессию. Вызваны они повреждением или естественным износом уплотнителей камеры сгорания.
- Попадание масла в камеру сгорания увеличивает компрессию.
- Если топливо попадает в виде капель, то компрессия снижается – смывается масло, которое играет роль уплотнителя.
- Отсутствие герметичности в компрессометре либо в обратном клапане.
- Скорость вращения коленвала. Чем она выше, тем выше компрессия, не будет утечек из-за разгерметизации.
Выше рассказано, как мерить компрессию в ДВС, работающего на бензине. В случае с дизельным мотором измерения производятся иначе.
Что делать, если результаты диагностики неутешительны
Когда давление в одном или нескольких цилиндрах отклоняется от нормы, вы имеете дело с неисправностью силового агрегата. Как правило, при подобных неполадках требуется частичный либо капитальный ремонт «сердца» машины. При заниженных показателях возможны такие поломки:
- Износ колец, поршней и гильз (при одинаковых значениях на всех цилиндрах). «Диагноз» можно уточнить, если провести второе измерение с добавлением в цилиндры 4—5 мл моторного масла. Повышение компрессии подтвердит полученный результат. Если же показания не меняются, значит, имеет место следующая проблема.
- Наличие негерметичных клапанов в камерах (при разных значениях).
- Один из клапанов или поршней прогорел (давление вообще отсутствует).
Прогар поршня по центру (слева) и сбоку (справа)
Более точные результаты может дать пневмотестер. Поломка выявляется так: если воздух идёт в картер, то пропускают поршни, а если в коллектор — клапаны. Неисправности, связанные с падением компрессии ниже нормы, устраняются путём разборки силового агрегата и замены износившихся деталей. Менять один клапан бессмысленно, поскольку со временем выйдет из строя следующий. Лучше установить новую клапанную группу.
То же касается и поршней — ставится сразу комплект, причём детали подбираются по весу, чтобы разница составляла не более 5 г. Подгонка выполняется путём снятия шабером тонкого слоя металла с внутренней части наиболее тяжёлых поршней. Если после удаления головки блока замер показал большую эллипсовидную выработку в цилиндрах, то их следует расточить на станке под следующий ремонтный размер.
Во многих двигателях иностранного производства установка ремонтных деталей не предусмотрена. Там нужно менять сразу весь комплект — гильзы, поршни и кольца.
Если не отреагировать на падение компрессии ниже нормы своевременно, последствия могут быть такими:
- холодный запуск двигателя усложнится, а потом и вовсе станет невозможным без инъекции масла в цилиндры;
- расход моторной смазки на угар вырастет до 1—1,5 л на 1000 км пробега, отчего могут выйти из строя свечи и закоксоваться кольца;
- из-за большой разницы компрессии в цилиндрах мотор будет нестабильно работать и вибрировать;
- значительно вырастет расход топлива;
- мощность силового агрегата упадёт до такой степени, что ездить станет невозможно.
Так выглядит прогоревший сбоку клапан
Причиной завышенной компрессии является присутствие моторного масла в камерах сгорания в больших количествах, что ведёт к уплотнению всех зазоров. Проблема возникает из-за негодных маслоотражающих колпачков, когда смазка попадает в камеры не снизу, а сверху, через клапаны. Такая неполадка считается относительно безобидной: маслоотражатели меняются за 2—3 часа в зависимости от марки авто.
Измерение компрессии продолжает оставаться одним из наиболее простых и быстрых методов диагностики силовых агрегатов. Когда появляются проблемы с двигателем, проверить давление нужно прежде всего. А уж по результатам испытаний следует определиться с дальнейшей последовательностью действий: проводить более глубокую диагностику либо разбирать и ремонтировать мотор.
Проверка компрессии без приборов
Провести замеры давления в цилиндрах без использования специального оборудования невозможно. Несмотря на это, можно установить факт её наличия, то есть проверить без компрессометра и манометра.
Проверка компрессии без компрессометра видео:
Изменение поведения автомобиля, вялая и неустойчивая работа на низких оборотах, появление сизого выхлопного дыма, замасливание свечей зажигания — все это сигнализирует о плохой компрессии. Её снижение приводит к увеличению давления картерных газов, загрязнению вентиляционной системы и возрастанию концентрации Co в выхлопе, загрязнению камеры сгорания топлива.
Проверка на слух
Самый простой и, надо признать, эффективный способ проверки наличия компрессии. При вращении стартера каждый такт сжатия отрабатывается с характерным звуком при наличии необходимого давления в цилиндрах. При этом для мотора нормально небольшое покачивание. Отсутствие компрессии сопровождается практически полной тишиной — такты не прослушиваются, отсутствует вибрация и подрагивания. Нередко причиной такого поведения становится обрыв ремня ГРМ.
Блокировка свечного колодца
После выкручивания свечи из колодца последний закрывается пробкой или плотной тканью. При наличии компрессии пробка будет вылетать из отверстия с характерным хлопком. Если давление отсутствует, то и преграда в колодце останется на своём месте.
Колодцы освобождаются от свечей и закрываются пробкой или тканью
Приложение усилия для поворота коленвала
Несмотря на то, что данный метод проверки компрессии самый неточный, он остаётся одним из популярных. Выкручиваются все свечи за исключением первого цилиндра и вручную проворачивается коленвал до тех пор, пока полностью не пройдёт такт сжатия. Аналогичная процедура проводится со всеми остальными цилиндрами, запоминая каждый раз прилагаемое усилие.
Поскольку все вышеописанные способы замера компрессии абсолютно не надёжны, лучшей всего воспользоваться компрессометром. Нормальное значение компрессии для конкретного автомобиля указывается в его инструкции по эксплуатации. При отсутствии подобных значений в технической документации достаточно знать степень сжатия, чтобы определить компрессию. Вычисляется она по следующей формуле:
степень сжатия * К,
где К равняется 1.3 дли бензиновых двигателей и 1,3–1,7 для дизельных ДВС.
По внешнему виду и состоянию свечей зажигания и выхлопного дыма наличие компрессии и её приблизительную величину определить может только специалист. Данный метод применим к старым автомобилям с изношенным двигателем после того, как ДВС начинает есть масло в больших количествах и его приходится часто доливать, что приводит к появлению характерного сизого выхлопного дыма. Это свидетельствует о том, что масло попадает в камеру сгорания топлива.
Сизый выхлопной дым — признак попадания масла в камеру сгорания и снижения компрессии
Рекомендуем: Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром
Когда компрессия замеряется на холодный двигатель
Проблемы с пуском силового агрегата вынуждают проверять уровень компрессии на «холодную», то есть без предварительного прогрева автомобиля.
В случае с бензиновым ДВС уровень компрессии при проверке на «холодную» должен быть ниже нормы в два раза и составлять от 4,5 до 5,5 атмосфер. Объясняется такая разница тем, что кольца залегают в поршнях — это является неисправностью, требующей скорейшего устранения.
Дизельный двигатель не заводится при снижении его компрессии ниже 17 атмосфер. Если же давление превышает 24 атмосферы, то мотору впору отправляться на капитальный ремонт. Компрессия дизельного силового агрегата проверяется после слива всего масла — только так можно получить надёжные и реальные результаты измерений.
Измерение давления на снятом двигателе
Проверить компрессию на снятом движке сложно, но можно. Делается это в основном тогда, когда приобретается отдельно мотор, причём с рук — проверка позволяет убедиться, хоть и косвенно, в его исправности. Для того, чтобы определить компрессию, запустить двигатель мало — необходимо правильно его установить и закрепить. Оптимальный вариант — подвести к нему необходимую проводку, подключить стартер, топливный насос и аккумулятор. Если же стартер запускается только через КПП, что характерно для автомобилей с передним приводом, придётся помучиться и подключить ещё и коробку передач. Только после этого можно будет получить более-менее точные показатели компрессии.
Проверка компрессионных показателей не демонтированном двигателе
Можно, конечно, сделать все намного проще: прокрутить коленвал до верхней мёртвой точки, предварительно подключив к двигателю манометр и по нему определив показания. Правда, такие значения будут замерами на «холодную» и сильно отличаться от реальных значений компрессии.
Производим оценку полученных результатов
Если показатель давления в цилиндрах незначительно различается (разброс показателей в пределах одной атмосферы), то, скорее всего, это свидетельствует о том, что цилиндропоршневая группа в хорошем состоянии.
Иногда в отдельном цилиндре компрессометр показывает большее давление, чем в остальных. Это говорит о неисправностях в данном узле. Например, маслосъемное кольцо пропускает некоторое количество масла, которое «маскирует» проблему. В этом случае на электроде свечи будет заметен масляный нагар (о других разновидностях нагара на свечах можно прочитать здесь).
Некоторые автомобилисты делают замеры компрессии на двигателе автомобиля, мотоцикла или мотоблока, чтобы вычислить время, оставшееся до капитального ремонта силового агрегата. На самом деле данная процедура не настолько информативна.
Относительная погрешность подобной диагностики слишком велика, чтобы показатель компрессии был основным параметром, который позволяет установить точное состояние ЦПГ. На компрессию влияет множество дополнительных факторов, указанных в начале статьи. Не всегда нормальное давление указывает на то, что ЦПГ в норме.
Вод один пример. Автомобиль с большим пробегом. Мотор карбюраторный, компрессия в нем составляет около 1.2 МПа. Это норма для нового мотора. При этом расход масла доходит до двух литров на 1 000 километров. Данный пример свидетельствует о том, что замеры компрессии – не «панацея» для решения всех проблем с мотором. Скорее, это одна из процедур, которая включается в полную диагностику двигателя.
Как видно, проверку компрессии в цилиндрах можно выполнить самостоятельно. Однако это поможет в том, чтобы определить, действительно ли машину необходимо отвезти к мотористу. Грамотную диагностику двигателя смогут провести только профессионалы, и определить, какую деталь необходимо поменять.
Оборудование для самостоятельного измерения: компрессометр и АГЦ
Измерение компрессии двигателя проводится, чтобы выявить косвенные неисправности мотора. Для точной диагностики используются следующие инструменты:
- Компрессометр;
- Компрессограф;
- Анализатор герметичности цилиндров.
Компрессометр
Он позволяет провести бюджетную проверку состояния ЦПГ. Дешевая модель стоит в районе 11 долларов. Ее хватит на несколько замеров. Стоимость более дорогой версии – около 25 долларов. В ее комплект чаще всего входит несколько переходников со шлангами разной длины.
Стоит обратить внимание на то, что прибор может быть с резьбовым фиксатором, а может быть прижимным. В первом случае он вкручивается в свечное отверстие, что облегчает процедуру, и делает ее более точной (исключаются небольшие утечки). Резиновую втулку второго типа приборов нужно плотно прижимать к отверстию свечного колодца.
Данный прибор представляет собой обычный манометр с обратным клапаном, который позволяет не только увидеть показатель, но и на некоторое время его зафиксировать. Желательно, чтобы обратный клапан был отдельным, а не довольствоваться тем, которым оснащен манометр. В этом случае точность замеров будет выше.
Существуют также электронные компрессометры. Это мотор-тестер, позволяющий измерять не только давление в цилиндре, но и изменения тока на стартере во время «холостой» прокрутки мотора. Такие приборы используются на профессиональных СТО для глубокой диагностики автомобиля.
Компрессограф
Это более дорогая версия компрессометра, которая не только замеряет давление в отдельном цилиндре, но и создает графический отчет по каждому узлу. Данный прибор относится к категории профессионального оборудования. Его стоимость – около 300 долларов.
Анализатор герметичности цилиндров
Данный прибор замеряет не саму компрессию, а вакуум в цилиндре. Он позволяет оценить состояние:
- цилиндров;
- поршней;
- поршневых колец;
- впускных и выпускных клапанов;
- маслосъемных колпачков (или сальников клапанов);
- гильз (их износ);
- поршневых колец (их коксование);
- клапанов газораспределительного механизма.
Инструмент позволяет замерить показатели без разборки двигателя.
Для самостоятельной проверки в домашних условиях достаточно бюджетного компрессометра. Если он показал низкий результат, тогда стоит обратиться на СТО, чтобы специалисты выявили проблему и провели нужный ремонт.
Замер компрессии на холодную или на горячую
Замеры компрессии дизельного мотора производятся несколько иначе, так как этот силовой агрегат работает по другому принципу (смешивание воздуха и топлива происходит непосредственно в момент впрыска солярки в камеру, а за счет сильного сжатия воздуха эта смесь самовоспламеняется). Кстати, так как воздух в цилиндрах дизеля должен раскаляться от сжатия, то и компрессия в таком двигателе будет выше, чем у бензинового аналога.
Вначале в дизеле отключается клапан, открывающий подачу топлива. Подачу горючего также можно перекрыть, если зажать рычаг отсечки, установленном на ТНВД. Для определения компрессии в таком двигателе используется особенный компрессометр. Во многих моделях дизелей нет дроссельной заслонки, поэтому в процессе выполнения замеров нет необходимости нажимать педаль акселератора. Если в автомобиле все же установлена заслонка, то перед проведением замеров необходимо ее почистить.
По результатам определяется состояние цилиндропоршневой группы агрегата. Причем необходимо обращать внимание больше на разницу между показателями отдельных цилиндров, чем на среднее значение компрессии во всем моторе. Степень износа ЦПГ определяется также с учетом температуры масла в ДВС, поступающего воздуха, скорости вращения коленчатого вала и других параметров.
Важным условием, которое следует учитывать при измерении компрессии, независимо от типа силового агрегата, это прогрев мотора. Прежде чем подсоединять компрессометр к цилиндрам, необходимо вывести ДВС на рабочую температуру. Благодаря этому обеспечится должный масляный подпор, как во время движения автомобиля. В основном нужный показатель температуры достигается в момент, когда включается вентилятор системы охлаждения (на тот случай, если шкала термометра двигателя не имеет цифр, а только деления).
На бензиновом моторе так же, как в случае с дизелем, необходимо перекрыть подачу топлива. Это можно сделать, обесточив топливный насос (это касается инжекторов). Если автомобиль карбюраторный, то от карбюратора отсоединяется топливный шланг, свободный край опускается в пустую емкость. Причина такой процедуры в том, что топливный насос в таком автомобиле имеет механический привод, и будет качать бензин. Перед тем, как подсоединять компрессометр, необходимо сжечь все топливо из карбюратора (машина пусть поработает, пока мотор не заглохнет).
Далее выкручиваются ВСЕ катушки зажигания (если в машине используются индивидуальные СЗ для каждого цилиндра). Если этого не сделать, то в процессе выполнения процедуры они просто сгорят. Также из цилиндров выкручиваются ВСЕ свечи зажигания. К каждому цилиндру поочередно подсоединяется компрессометр. Необходимо несколько раз провернуть коленвал стартером (до тех пор, пока давление на шкале перестанет повышаться). Результаты сравниваются с заводским значением (эта информация указывается в инструкции к машине).
Среди автомобилистов существует два противоположных мнения относительно того, когда проверять компрессию: на холодную или на горячую. В этом отношении самым точным показателем будет замер, проведенный после предварительного прогрева автомобиля, так как в холодном агрегате нет масляной пленки между кольцами и стенкой цилиндра. Естественно, в таком случае компрессия ДВС будет меньше, чем после прогрева. Если устранить этот «недостаток», то когда агрегат нагреется, в результате расширения кольца будут повреждать зеркало цилиндров.
Но когда двигатель совсем не заводится, то стоит проверить компрессию и на холодную, чтобы выявить или исключить проблемы с цилиндропоршневой группой. В процессе выполнения данной процедуры следует учитывать, что измерения проводятся на холодную, поэтому идеальный показатель должен быть ниже, чем указанный производителем.
Еще один фактор, который необходимо учитывать, независимо от того, когда проверяется компрессия, это заряд аккумуляторной батареи. Стартер должен обеспечивать качественный проворот коленвала, что на подсевшей батарее может выдавать неправильные результаты. Если же АКБ «доживает последние дни», то в процессе замеров компрессии к источнику питания можно подключить зарядное устройство.