Комплексный тюнинг
Достаточно часто автомобилисты, которые своими руками улучшают свою приборную панель, дорабатывают сразу несколько приборов или общую подсветку приборной панели, чтобы она выглядела более стильно. В таком случае лучше заготовить заранее одинаковые шаблоны для шкал приборов и одинакового цвета светодиоды подсветки. В том же случае, если у вас нет доступа к светодиодам нужного цвета, можно обойтись обычными белыми светодиодами и просто наклеить на нужные места полупрозрачную пленку нужного цвета. Такая пленка будет обычным световым фильтром, и эффекта вы достигните такого же, как и при использовании светодиодов разного цвета.
Принципиальная схема прибора
Прибор собран на микросхемах CD4521, CD4026 и CD4011. Все эти микросхемы, а так же, кварцевый резонатор и индикаторы можно приобрести на китайском сайте AliExpress (набираете в поиске, например, CD4521, и получаете несколько предложений). Во всяком случае, автор приобретал их именно через этот сайт, с почтовой доставкой.
Измерение частоты импульсов на выходе датчика скорости показало, что при скорости движения 10 км/час частота колеблется в пределах 27-30 Гц. То есть, при частоте на входе 27 Гц спидометр должен показать «10». Выходит, что период измерения должен быть 0,37 секунды.
Задающий генератор выполнен на микросхеме D1 типа CD4521. Эта микросхема содержит логические элементы для построения схемы мультивибратора и 24-х разрядный двоичный счетчик. Мультивибратор сделан кварцевый, с кварцевым резонатором на частоту 4,194304 МГц.
В результате на выводе 12 D1 логическая единица появляется первый раз через 0,125 секунды, на выводе 13 — через 0,25 секунды, на выводе 15 — через одну секунду, на выводе 1 — через две секунды.
Если объединить выводы 12 и 13 логическим элементом «2И-НЕ» (D5.3), то на его выходе будет появляться логический ноль через 0,25+0,125=0,375 секунды. То есть, чуть больше 0,37 секунды, что, учитывая допустимую погрешность спидометра, вполне приемлемо.
Измерительно — индикаторный счетчик выполнен на трех микросхемах CD4026, каждая из который представляет собой десятичный счетчик со встроенным дешифратором под семисегментный светодиодный индикатор с общим катодом.
Входные импульсы нужно подавать на вывод 1. Вход можно закрыть, подав логическую единицу на вывод 2 микросхемы. А выключить индикацию можно подав логический ноль на вывод 3.
Таким образом, чтобы начать период измерения, нужно на выводы 2 и 3 подать нули. При этом вход откроется, а индикация отключится. Чтобы начать период индикации нужно на эти же входы подать единицы, — вход закроется, а индикация включится. Поэтому у счетчика младшего разряда (D2) выводы 3 и 2 соединены.
А у остальных счетчиков выводы 2 соединены с общим минусом, чтобы их входы всегда были открыты.
Рис. 1. Принципиальная схема самодельного цифрового спидометра (частотомера).
Еще есть вывод 15 — обычный вход обнуления, для обнуления на него нужно подать единицу. Еще вывод 5 — вывод переноса для каскадирования, к нему подключается вход счетчика более старшего разряда.
Цикл начинается с нулевого состояния счетчика D1, и измерительных счетчиков. В момент обнуления RS-триггер D5.1-D5.2 установлен в состояние с логическим нулем на выводе 3 D5.1. При этом, измерительный счетчик подсчитывает импульсы, поступающие на его вход от датчика скорости. А индикаторы выключены.
Через 0,375 секунды на выходе D5.3 появляется логический ноль, и RS-триггер D5.1-D5.2 переключается в противоположное положение. Теперь на выводе 2 D2 и выводах 3 D2-D4 — логическая единица. Вход измерительного счетчика закрывается, и включаются индикаторы. Начинается период индикации.
Еще через 1,625 секунды появляется логическая единица на выводе 1 D1. Обнуляется измерительный счетчик, гасится индикация, обнуляется счетчик D1, и начинается следующий период измерения. Таким образом, период измерения длится 0,375 секунды, период индикации длится 1,625 секунды. А общий цикл составляет 2 секунды.
Если хотите ускорить работу, можно к входам D5.4 и R6 подключить вывод 15 D1 вместо вывода 1. Но тогда, субъективно, индикация скорости не такая четкая. Хотя, и показания меняются быстрее.
Всегда ли нужна замена
Информация, передаваемая датчиком скорости на ЭБУ очень важная, именно от неё зависят показания приборов, о которых шла речь выше. Также данная информация влияет на качество топливной смеси, которая подаётся в цилиндры, частоту оборотов при холостых оборотах, устойчивость работы двигателя и количество израсходованного топлива.
При неисправности датчика электронный блок не в состоянии будет определить, находится автомобиль в движении, или стоит. При этом отмечаются плавающие обороты, мотор начинает глохнуть, а расход топлива станет намного больше.
Проведение проверки ДС доступно каждому автолюбителю. Чтобы найти неисправность, необходимо знать, где именно он располагается в ВАЗ-2110. Датчик размещён в моторном отсеке под капотом, в моторном отсеке. Рядом находится выпускной коллектор (а на ВАЗ-2112 16 клапанов он расположен в верхней части коробки передач, полностью виден и доступен из подкапотного пространства).
Провода трутся о коллектор, и это может вызвать их повреждения. Иногда достаточным бывает изолировать их и расположить так, чтобы контакта с коллектором не было.
Не стоит забывать и об обрыве тросика, способного стать причиной поломки. Если и эта проблема отсутствует, значит, искать её нужно в самом датчике либо же в его приводе.
Для успешной замены датчика скорости ВАЗ-2110 сначала восстанавливается работоспособность спидометра.
Как сделать спидометр на светодиодах из шагового двигателя
В статье на примере автомобиля Peugeut 504 будет рассмотрена схема, как своими руками можно изготовить спидометр на светодиодах. Устройство получилось довольно оригинальное, а процесс сборки не такой уж и сложный. Работать устройство может благодаря датчику ABS, именно он определяет скорость. Работает такой датчик очень просто, при прохождении напротив него металлического предмета он генерирует электрический импульс, который затем идет на электронику. Далее на основе частоты этих импульсов происходит расчет скорости движения автомобиля или скорости вращения двигателя. Благодаря такой схеме можно собрать и тахометр, как это сделал автор.
Сигналы с датчика необходимо преобразовать в напряжение, для этих целей используется LM2917. При увеличении напряжения будут последовательно включаться 30 светодиодов, которые подключаются через три микросхемы типа LM3914.
Конкретной в этой статье автор заменил датчик ABS на шаговый двигатель, ведь он тоже может генерировать импульсы. Помимо этого такой двигатель вырабатывает еще и напряжение, которое растет при увеличении скорости. В связи с этим необходимость использования регулятора напряжения LM2917 отпала.
Материалы и инструменты для изготовления: — шаговый двигатель (можно найти в струйном принтере); — провода; — паяльник с припоем; — микросхемы LM3914; — подстроечный потенциометр на 47 кОм; — 31 светодиод; — плотная бумага для создания дисплея (картон); — два резистора на 1 кОм; — три резистора 2.2 кОм; — электролитический конденсатор 470 мкФ/25В; — два полипропиленовых конденсатора на 100 нФ; — ножницы и другие мелочи.
Процесс изготовления спидометра:
Шаг первый. Устанавливаем датчик скорости
Для того чтобы сделать датчик можно использовать инфракрасные детекторы и светодиоды, различные сенсоры и так далее. Автор использовал для этих целей шаговый двигатель от струйного принтера. Из двух был выбран самый большой, который вырабатывает больше всего мощности и сигналов. Самое сложное — соединить двигатель с тросиком, то есть поставить шаговый двигатель вместо прежнего стрелочного спидометра.
Для того чтобы соединить оба вала, был использован кусок медной пластины, которая была вырезана под нужный размер. Она вставляется в пазы и таким образом обеспечивается отличная связь между валами. Сам двигатель нужно также хорошо закрепить, поскольку он тяжелый и будет скакать по салону при езде, а это может нарушить конструкцию. В корпусе моторчика можно просверлить отверстие и затем прикрутить его в нужном месте с помощью болта с гайкой. Шаг второй. Электронная схема
После установки шагового двигателя появится 4 провода, которые нужно правильно подключить. Первый провод автор взял в качестве сигнального, а второй в качестве земли. При предварительном тестировании двигатель вырабатывает порядка 48 В. Если подключить мотор к трансмиссии и раскрутить до максимально возможного значения, он выдает 28 В. При этом можно сделать вывод, что напряжение возрастает линейно к скорости вращения, а это очень хорошо и такого напряжения хватит для работы спидометра.
Напряжение 12 В подается от аккумулятора, а земля от трансмиссии. Сигнал формируется шаговым двигателем. Пятый вход микросхемы LM3914 должен будет выдерживать напряжение порядка 35 В. Для калибровки сигнала используется подстроечный потенциометр на 45 кОм. Калибруется спидометр с помощью GPS, который есть в телефоне или навигаторе.
Микросхемы LM3914 являются драйверами светодиодного дисплея. Каждый из этих драйверов нужен для управления десятью светодиодами, это может быть как сегментный режим, так и точечный. Режимы переключаются по приложенной инструкции. Что касается контроллера 7809 (9В), то он регулирует напряжение.
Шаг третий Сборка спидометра
Светодиодов всего должно быть 31 штука, свет выбирается индивидуально, главное, чтобы они были яркими. Автор использовал яркие светодиоды белого цвета. Можно сделать ленту разноцветной, к примеру, к концу поставить красные, что будет говорить о высокой скорости движения, а вначале зеленые или синие светодиоды.
Первый светодиод должен непрерывно гореть при подключении питания +12В. Остальные же 30 будут включаться последовательно при росте скорости автомобиля. Основа для светодиодов делается из картона, напротив них вырезаются прямоугольные отсеки, на которые затем приклеивается более тонкая бумага. При работе светодиодов свет будет проходить только через тонкую бумагу, образовывая эффект, который можно увидеть на фото. Бумагу можно покрасить в любой цвет. Естественно впоследствии вся эта конструкция ставится вместо внутренностей старого стрелочного спидометра.
Между диодами нужно сделать перегородки, чтобы свет не распространялся по всей ленте. Лучше всего использовать алюминий, он будет отлично отражать свет.
Вот и все, теперь лишь остается установить спидометр и подключить его. На фото можно увидеть, что автор заменил такой самоделкой и тахометр. Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
GPS Спидометр, который подойдет для старых автомобилей без OBD-2
Обозреваемое устройство, скорее всего, будет бесполезно для большинства автомобилистов, владеющих автомобилями не совсем «лохматого» года выпуска, так как существует множество вариантов с гораздо более интересным функционалом, подключаемых посредством интерфейса OBD-2. Так же, вряд ли понадобится, если в автомобиле нормально работает штатный спидометр. Еще, выполнять аналогичные функции способен практически любой смартфон с GPS и большинство видео регистраторов. Полагаю, что оно в принципе может быть востребовано только в ситуациях очень схожих с моей. Предыстория и сама история под катом. Зачем мне это надо
Итак, имеется некий автомобиль «A», хотя к чему интриги — «Audi», произведенный в те далекие времена, когда машины еще не были умнее своих владельцев, не имели полноценных «мозгов» в современном понимании, и интерфейса OBD-2 соответственно… В семье он появился очень давно, еще в период своей юности. Автомобиль находится в неплохом техническом состоянии и дорог, как память и на сегодняшний день стоит совсем дешево, что исключает мысли о целесообразности его продажи. Живет в гараже на даче и изредка используется в качестве запасного. Так вот, однажды старик закапризничал и отказался показывать кому-либо скорость своего передвижения. О том, что не стоит игнорировать этот каприз, вскоре напомнили добрые люди, проводившие время в кустах неподалеку от знака с числом 40 в красном кружочке. Обменяв какую-то сумму белорусских рублей на «Всего хорошего!», я задумался о ремонте спидометра. Диагностика, не вдаваясь в подробности, выявила проблему на стороне КПП, которая в остальном работала исправно, а потому абсолютно не располагала к её разборке. Попробовав использовать смартфон для измерения скорости, понял, что мне это неудобно. Да и не все члены семьи, время от времени использующие данный автомобиль, используют смартфоны (представьте себе, такое бывает). Сформировалась концепция необходимого устройства: Plug & Play, максимальная простота в использовании и минимальная стоимость. Вот, собственно, основные предпосылки, которые сподвигли меня к приобретению именно этого спидометра.
Непосредственно о покупке
Цена у продавца, на момент приобретения, составляла 25.5$. Плюс раздавались купоны 2$ на покупку от 15$. Аналогов дешевле 23.5$ я не нашел.
Оплата и скоростная, чуть не побившая ранее зафиксированный мной рекорд, доставка в РБ за 18 дней
2016-01-14 user_event_added Посылка добавлена 2016-01-14 Finn post. Posti. The item is not yet in Posti, VANTAA 2016-01-14 Finn post. Posti. Item has been registered, VANTAA 2016-01-16 Finn post. Posti. Item has arrived to warehouse, HONG KONG 2016-01-17 Finn post. Posti. Item has departed from the warehouse, HONG KONG 2016-01-19 Finn post. Posti. The item is on its way to the destination country, LUXEMBOURG 2016-01-26 Finn post. Posti. The item is in transport, HKI VANTAA, ULKOMAANTERMINAALI 2016-01-26 Belarus Post;RU: БелПочта Отправка отправления из учреждения обмена, HELSINKI 2016-01-30 Finn post. Posti. The item has been submitted to customs clearance in the destination country, Ulkomaa/Foreign country 2016-01-30 Finn post. Posti. Item arrived in the destination country, Ulkomaa/Foreign country 2016-01-30 Belarus Post;RU: БелПочта Поступило в участок обработки почты, MINSK PI 2 2016-01-30 Belarus Post;RU: БелПочта Прохождение по таможенной зоне, MINSK PI 2 2016-01-31 Belarus Post;RU: БелПочта Отправка отправления в местное учреждение, MINSK PI 3 2016-01-31 Belarus Post;RU: БелПочта 08. Передано из (200400) в (220006) Минск — 6 2016-01-31 Finn post. Posti. In transit, Ulkomaa/Foreign country 2016-02-01 Belarus Post;RU: БелПочта 06. Поступило в участок обработки почты (220006) Минск — 6 2016-02-01 Belarus Post;RU: БелПочта 09. Попытка доставки (220006) Минск — 6 2016-02-01 Finn post. Posti. Delivery attempt made, addressee not reached, Ulkomaa/Foreign country 2016-02-01 Belarus Post;RU: БелПочта Вручено, MINSK — 6 2016-02-01 Belarus Post;RU: БелПочта 10. Доставлено, вручено (220006) Минск — 6
В комлекте двухпозиционная резиновая подставка для удержания спидометра на панели стоя либо лёжа, довольно адекватная инструкция по переключению режимов на английском и кабель с micro-Usb для питания, длинный 182см. В описании магазина в комплекте должна быть еще затемняющая плёнка на стекло под названием Reflection Film. Мне ее почему-то не положили, но т.к. ничего клеить на стекло я всё равно не собирался, это меня не расстроило. Если использовать спидометр в режиме проекции на лобовое стекло, в солнечный день была бы не лишней.
Размеры
Корпус спидометра аккуратно запаян, а потому перебороть соблазн препарирования было легко. Внутри должно быть как-то так
В работе
После подачи питания (включения зажигания) около минуты идет поиск спутников, затем спидометр начинает работать в соответствии с ранее установленными настройками. При отключении питания все настройки сохраняются.
Кратковременные нажатия на правую кнопку — выбор одного из трех режимов отображения скорости. Цифры на экране означают: 111 — нормальное отображение 222 — зеркальное перевернутое (для проекции на переднее стекло) 333 — зеркальное не перевернутое (для проекции на заднее стекло) Длительное нажатие на правую кнопку — выбор мили или километры. Кнопками «вверх» и «вниз» осуществляется установка лимита скорости, при превышении которого будет раздаваться пронзительный и противный писк. При прекращении движения без выключения двигателя, например на светофоре, на экране поочередно отображается пройденное расстояние и время в пути. Вышеупомянутый писк, так же через каждый час непрерывного движения напоминает водителю о том, что неплохо было бы остановиться и размять булки.
Показания спидометра при постоянной скорости корректны и в милях и в километрах в час. Есть некоторая инертность при наборе скорости и торможении, отстает от штатного спидометра примерно на 2 секунды, но чуть позже заметил что так же происходит и в Navitel в смартфоне. На видео сравнение показаний GPS спидометра с показаниями исправного штатного спидометра MB из США (стрелка в милях, цифры в км/ч)
Вывод:
Устройство отлично работает и полностью оправдало мои надежды. Отсутсвие необходимости в каких-либо манипуляциях в процессе использования заслужило величайшее одобрение со стороны моего пожилого Родителя. Ну а нужно ли оно вам — решать конечно же вам.
С чего начать тюнинг
Как бы вы не планировали усовершенствовать приборную панель автомобиля, в первую очередь подготовьте необходимые инструменты:
Инструменты для разборки приборной панели Промышленный фен Канцелярский нож или острое лезвие Необходимая проводка и органы управления Паяльник и припой
Остальные необходимые инструменты и материалы будут отличаться друг от друга в зависимости от того, что же вы собираетесь делать с приборной панелью. Также вам могут понадобиться специфические инструменты в том случае, если для разборки панели необходимо использовать нестандартные приемы и нестандартный инструмент. Заранее узнайте какие инструменты нужны для снятия обшивки авто и откручивания тех элементов, которые нужно заменить или доработать.
Разбираем приборную панель
Специалисты рекомендуют проводить любые работы в сухом помещении, в котором нет пыли. Это достаточно важный момент, от которого зависит общий успех нашей затеи. Во-первых, пыль может нам помешать ровно наклеить различные цветные пленки для изменения цвета подсветки приборов на панели, а повышенная влажность попросту испортит проводку. Следует аккуратно снять обшивку на приборной панели вашего автомобиля для того, чтобы получить доступ к тем органам управления или контроля за состоянием авто, над которыми вы хотите работать. В том случае, если вы собираетесь изменить шкалу на приборах, советуем вам крайне аккуратно снять стрелки. Для этого идеально подойдет простой маркер, которым помечается место соединения стрелки при помощи черточки или точек. В том случае, если стрелка припаяна, можно воспользоваться паяльником и разогреть олово, которое удерживает стрелку на катушке. Однако не забывайте, что стрелку все равно нужно будет установить назад, а для того, чтобы сделать это правильно, нужно обозначить места соединения, ведь в противном случае калибровку можно будет провести только в автосервисе.
Как улучшить приборную панель
Когда вы разобрали приборную панель до того состояния, что с ней можно работать, стоит остановиться и еще раз задуматься над тем, что вы планируете сделать. Также нужно проверить, не повредят ли ваши модификации автомобилю и если все в порядке, то можно продолжать. После этого со своей приборной панелью вы сможете делать практически все, что захотите, но от обилия различных возможностей, часто начинаешь теряться, так что давайте рассмотрим несколько вариантов тюнинга.