Электронное зажигание (бесконтактное): схема устройства и особенности работы

Для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых моторов используются свечи. Высоковольтные импульсы распределяются механическим устройством или контроллером. Зажигание бесконтактного типа обеспечивает устойчивый старт и надежную работу силового агрегата. Преимуществом является стабильность воспламенения топливо-воздушной смеси, что положительно влияет на расход горючего и приемистость автомобиля.


Бесконтактная система зажигания с датчиком Холла.

Принцип работы

После начала вращения коленчатого вала срабатывает датчик, который посылает сигналы на коммутатор транзисторного типа. Контроллер обрабатывает данные и подает сигналы на контакты обмотки катушки. После остановки подачи сигнала во вторичной обмотке генерируется высоковольтный импульс, подающийся на центральный контакт механического трамблера. Вращающийся бегунок (установлен на валике поверх сенсора) раздает питание на свечи (в соответствии с последовательностью вспышек в цилиндрах двигателя).

В схему входит центробежный регулятор, позволяющий корректировать угол опережения подачи искры при наборе оборотов. Дополнительный вакуумный корректор предназначен для изменения угла в зависимости от нагрузки на силовой агрегат.

Принцип действия БСЗ с механическим трамблером не зависит от способа подачи топливной смеси в цилиндры и места изготовления автомобиля. Система встречается как на карбюраторных моторах, так и на силовых установках с системой впрыска бензина.

Подача сигнала датчиком Холла

Датчик Холла использует в работе эффект формирования поперечного напряжения в пластине из проводника или полупроводника под влиянием магнитного поля. Металлическая пластина с прорезями (количество равняется числу цилиндров) вращается между магнитом и чувствительным элементом датчика синхронно с коленчатым валом двигателя. Сформированные в момент прохождения прорези импульсы тока усиливаются и фиксируются коммутатором.

Преимущества и недостатки бесконтактного зажигания

Основные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • ускорение пуска холодного мотора;
  • стабилизация работы вне зависимости от частоты вращения;
  • снижение расхода топлива и токсичности выхлопа;
  • увеличение срока службы свечей;
  • снижение нагрузки на бортовую сеть автомобиля.

Недостатки БСЗ:

  • дополнительные электронные компоненты снижают надежность системы;
  • увеличенная цена запчастей.


Снижение расхода топлива одно из преимуществ бесконтактной системы зажигания.

В чем состоит преимущество установки бесконтактного зажигания

Необходимо отметить, что осуществить замену заводской системы на бесконтактную, можно за минимальное количество денег и времени. К тому же, водитель больше не будет сталкиваться с поломками данного характера и получит массу преимуществ. Прежде всего, в данном случае идет речь про хороший уровень динамичности авто, а также простоту запуска мотора, даже при сложных погодных условиях, к примеру, в зимний период времени.


Бесконтактное электронное зажигание для ВАЗ

Возможные неисправности бесконтактного зажигания и их диагностика

Распространенные поломки и методы диагностирования и ремонта:

  1. Затрудненный запуск и перебои при работе двигателя как на холостом ходу, так и на повышенных оборотах. Следует проверить напряжение на выходах датчика Холла, которое должно находиться в пределах 0,4-11 В, при отсутствии сигнала сенсор подлежит замене.
  2. Отсутствие искрообразования в одном или нескольких цилиндрах. Для проверки необходимо вывернуть свечи и убедиться в наличии искры между контактами. При нарушении работы следует проверить состояние контактов и удалить следы влаги. Если не работают все свечи, то необходимо осмотреть датчик Холла и коммутатор, а затем поменять поврежденные детали.
  3. Нарушение работы системы возможно из-за повреждения обмоток катушки. Для проверки подсоединяют тестовый прибор к выводам. Следует учесть, что перебои могут начинаться при повышении температуры в моторном отсеке. Если владелец не имеет навыков обслуживания автомобилей, то рекомендуют обратиться в сервис.

Контактная система зажигания недостатки.

Контактная система зажигания имеет ряд недостатков. Самый большой из них подгорание контактов, для предотвращение которого необходимо снижение тока первичной обмотки катушки. По этой причине при контактной системе зажигания имеется ограничение вторичного напряжения. Кроме этого при повышении числа оборотов происходит снижение вторичного напряжения, так как снижается время замкнутого состояния контактов. По этой же причине снижается вторичное напряжение при увеличении числа цилиндров. В процессе развития эти недостатки устранялись в других системах, контактно-транзисторной и бесконтактной.

Как переоборудовать свою систему под бесконтактную систему зажигания

Существует несколько методик установки БСЗ на автомобили:

  • упрощенный способ, основанный на замене контактной группы оптическим датчиком с силовым электронным ключом для управления катушкой;
  • технология для иномарок, выпущенных до середины 80-х гг. прошлого века, предусматривающая доработку штатного трамблера;
  • усовершенствованный способ, базирующийся на полноценной замене компонентов системы зажигания (подходит для машин, собранных российскими заводами).

Бюджетный метод

Базовым способом улучшения работы системы зажигания является модуль Сонар-ИК, который устанавливается в стандартный распределитель. Установленный внутри изделия оптический датчик реагирует на вращение кулачков.

Импульсы управляют электронным ключом, который прерывает подачу тока на свечи от катушки, обеспечивая формирование искровых разрядов на свечах в соответствии с порядком работы цилиндров.

Датчик прерыватель для иномарок

Для автомобилей иностранного производства старого образца лучше использовать продукцию компаний UltraSpark, Pertronix или AccuSpark. В набор входит датчик положения вала индукционного типа и кольцо с прорезями, а также инструкция по подключению и настройке. Модель подбирают в зависимости от версии распределителя, установленного на машине. Катушка зажигания и доработка корпуса трамблера не требуются.

Полноценная система

Перечисленные выше способы не позволяют получить все преимущества БСЗ. Владельцам машин отечественного производства рекомендуется установить полноценный набор, состоящий из распределителя с интегрированным датчиком Холла, внешнего коммутатора, катушки и комплекта проводов для коммутации. Подобное оборудование выпускает завод СОАТЭ (г. Старый Оскол). Монтаж требует от владельца навыков ремонта автомобилей.

https://youtube.com/watch?v=6M5ac0kz9UA

Бесконтактная система зажигания без распределителя

Принцип работы системы без механических элементов основан на обработке данных о положении коленчатого и распределительного валов электронным блоком управления. В конструкции применяются индивидуальные катушки или общий модуль, соединенный со свечами высоковольтными проводами. Система позволяет улучшить процесс воспламенения топлива и автоматически корректирует опережение. Оборудование устанавливается на силовой агрегат в заводских условиях. Самостоятельно доработать двигатель под БСЗ без распределителя невозможно.

Как определить неисправность коммутатора зажигания

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров. Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.

Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует. В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.

Как установить электронное зажигание: алгоритм действий

В целом, если человеком будет подробно изучена схема подключения электронного зажигания, то каких-либо сложностей при выполнении работ не возникнет. Безусловно, в этом вопросе рекомендуется иметь опыт в вопросе ремонта и модернизации своего автомобиля.

Итак, установка производится только после того, как была выполнена процедура регулировки трамблера.

Алгоритм действий следующий:

  1. Изначально осуществляется демонтаж крышки трамблера.
  2. Далее, мастеру нужно снять электропровода, которые размещены на крышке.
  3. После этого выставляется направление резистора.
  4. Далее выполняется отключение проводов, соединяющих трамблер и катушку. При помощи ключа выкручивается гайка фиксирующая трамблер и производятся работы по демонтажу.
  5. После этого необходимо выполнить установку нового трамблера.
  6. Как только он был установлен, его необходимо закрепить.
  7. Далее выполняется подсоединение электрических проводов.
  8. После выполняется замена катушек, так как «родные» не подходят к тем, которые используются на системе электрического типа.
  9. На финальном этапе производится монтаж коммутатора и проверяется правильность подключения проводов.
  10. Как только вы убедились в правильности выполнения работы, необходимо установить защитную крышку.

Электронное Зажигание на МТ Автор топика Dharendra

Ребята, подскажите как подключить электрическое зажигание на мт

Alexey (Nibal) что за зажигание то? старенькый оскол? либо саруманка? либо собственная разработка? их много) лучше фотки в студию.прям на фото нарисую что куда

Alexander (Roman) Алексей, Железяка Киевская, я вот уже разобрался поменял сальник распредвала, зажигание новое поставил и начал мыть бак, мыть карбы рем-комплекты на их ставить, а отрегулировать не успел)

Sanya (Vinay) а почом римкомплект на карб к62т

Sergey (Qayyim) я переработал собственный касон на 12в и поставил зажигалку электронку https://sovek.com.ua/bis11353734k750.html тут заказывал работает на отлично и расход уменьшелся на 5л

Vladislav (Gautami) сколько ж он у тебя ранее брал. сколько средств дал за совек?

Alexey (Nibal) Владислав, саруман совершенно точно лучше, но совек тоже не нехороший вариант в отличии от старенького оскола.

Vladislav (Gautami) Алексей, отлично. в чем все-таки тогда красота сарумана перед совеком. какая разница в стоимости? реально достать саруман в украине.

Alexey (Nibal) Владислав, я думаю реально достать.у совека корректор угла опережения хреново работает, либо его вообщем там нет хз мне не приглянулся.еще саруман выносной в отличии от совека и не размагничивается.так же есть дополнительные функции, и кнопки управления углом опережения.решать для тебя, мои многие знакомые и от совека в экстазе.вот ссылка где сарумана можно поглядеть https://vk.com/fuoz_saruman

Бесконтактная система

А теперь поговорить нужно о том, какие плюсы имеет бесконтактное зажигание 2106 и других классических моделей. Во-первых, его можно установить на любой двигатель с карбюраторной системой впрыска. Во-вторых, есть возможность повышения мощности и стабильности работы. В-третьих, отпадает необходимость в проведении постоянных регулировок и контроля системы зажигания автомобиля. Пожалуй, только этих основных преимуществ достаточно, чтобы ваш выбор пал именно на такую конструкцию. Кроме того, никаких переделок проводить не потребуется. Нужно только заменить все компоненты новыми, адаптированными под ваш автомобиль. Про установку будет рассказано немного ниже.

Устройство и принцип работы импульсного датчика

Абсолютное большинство импульсных датчиков, применяющихся в системах зажигания, относятся к трем типам – индукционные, оптические и магнитоэлектрические (на основе эффекта Холла). Последние настолько распространены, что термин «датчик Холла» нередко применяется как общее определение генераторов импульсов, что не совсем правильно.

Российские автолюбители впервые столкнулись с датчиком Холла в системе контроля за работой зажигания ВАЗ 2105

Принцип работы датчика Холла основан на изменении проводимости специального полупроводникового материала под влиянием постоянного магнитного поля. Как правило, источник поля (постоянный магнит) и полупроводниковый элемент зафиксированы неподвижно и разделены шторкой с проемами – обтюратором. Обтюратор закреплен на валу распределителя и вращается вместе с ним. В моменты, когда шторка обтюратора оказывается напротив полупроводникового элемента, магнитное поле прерывается. Электрические импульсы формируются за счет чередования периодов наличия и отсутствия поля.

Работа индукционного генератора импульсов, как понятно из названия, основана на явлении электромагнитной индукции. Датчик состоит из постоянного электромагнита с обмоткой и зубчатого диска. При вращении диска магнитное поле замыкается либо через зуб, либо через впадину. Таким образом, магнитный поток, проходящий через обмотку, то возрастает, то снижается.

Эффект Холла использован в принципе действия ракетных двигателей летательных аппаратов, предназначенных для исследования дальнего космоса

Оптические датчики импульсов работают за счет прерывания шторками обтюратора инфракрасного луча, направленного на фототранзистор.

История использования импульсного датчика

Бесконтактные системы зажигания, составной частью которых являются импульсные датчики, нашли широкое применение в автомобилях в начале восьмидесятых годов прошлого века. До этого они активно использовались в системах зажигания мотоциклетных и лодочных моторах. В автомобили зарубежного производства системы бесконтактного зажигания с датчиком-распределителем устанавливали относительно недолго, приблизительно с начала и до конца 80-х годов. С началом эпохи инжекторных двигателей их сменили микропроцессорные системы управления зажиганием.

Регулировка БСЗ на ВАЗ

Процесс регулировки осуществляется на прогретом ДВС. Существует два вида регулировки системы зажигания: с помощью специального стробоскопа и на слух.

Стробоскоп – это специальное приспособление с лампой, которая моргает в то время, когда получает сигналы от РХХ. Для выполнения регулировки необходимо подключить питание прибора к аккумуляторной батареи, а второй провод подключается к кабелю первой свечи. Затем следует слегка ослабить гайку крепления трамблера, а моргающую лампу следует поднести к шкиву. Далее следует корпус распределителя осторожно проворачивать до того момента, когда метка на шкиве не установится напротив короткой отметки. Выполнив это гайку-крепление можно затягивать.

Касаемо метода регулировки на слух, тут нужно проделать несколько последовательных действий. Производится запуск двигателя, затем ослабляется затяжка гайки крепления трамблера. Трамблер проворачивается (в пределах 15 градусов) до тех пор, пока работа ДВС не будет оптимальной и стабильной. Когда будет обнаружен такой момент, гайка обратно затягивается.

Также есть еще один метод регулировки без надобности прибора. Во время движения необходимо развить скорость 40 км/ч и когда двигатель прогреется до температуры 80-90 градусов, следует включить 4-ю передачу и выжать педаль газа. В случае если БСЗ выставлена правильно, тогда произойдет кратковременная детонация, и затем ДВС начнет набирать обороты. Если в этот момент слышен явный звук детонации – тогда потребуется провернуть трамблер по часовой стрелке, ориентировочно на один градус. Такую операцию следует выполнять до тех, пока не прекратится стук. Когда выявлен провал в оборотах, тогда необходимо провернуть распределитель против часовой стрелки.

На сегодняшний день, довольно большое количество автовладельцев таких моделей «Жигули», как: Ваз-2107, Ваз-2106, Ваз-2105, Ваз-2104, Ваз-2102, Ваз-2101 на собственном опыте смогли по достоинству оценить преимущества бесконтактного электронного зажигания.

И это скажу вам честно — не удивительно, скорее естественно. Преимущество бесконтактного типа зажигания очень явственно, и уже не одним автовладельцем проверено на практике. К примеру, среди абсолютных достоинств можно выделить такие качества как: простота установки, легкость настройки, точность и надежность работы, существенное улучшение пусковых качеств двигателя в зимний период. Как вы считаете, все вышеперечисленные заслуживают того, чтобы купить и установить на свой автомобиль бесконтактное электронное зажигание? По-моему ответ однозначен! Ну, при условии, что вы не сторонник консервативных взглядов, и вас как и многих других счастливых обладателей Ваз-2107, Ваз-2106, Ваз-2105, Ваз-2104, Ваз-2102, Ваз-2101 достали «заскоки» контактной пары. Если по тем или иным причинам вы не можете решиться на приобретение комплекта бесконтактного зажигания, то я надеюсь, после прочтения данной статьи вы измените свои взгляды, сделаете правильный шаг. Каких-либо сложностей или проблем при установке этого комплекта я не обнаружил. По-моему, наибольшей проблемой является сама цена бесконтактного зажигания, так как за эту покупку придется выложить кругленькую сумму.

От себя могу посоветовать покупать отечественный комплекты бесконтактного зажигания (г. Старый Оскол), мне этот комплект нравится больше других, поскольку имеет достойное качество, ну и цена, конечно же, соответствующая. Коробка содержит – коммутатор, катушку, распределитель со жгутом проводов. Далее, уточните, какой тип блока двигателя установлен на вашем авто, поскольку распределители бывают двух видов, основное отличие — длина вала.

Теперь, что касается материалов.

Для того чтобы установить комплект бесконтактного зажигания своими руками, вам понадобится:

1. Дрель со сверлами.

2. Один-два самореза (для того чтобы прикрутить катушку в моторном отсеке).

3. Рожковый ключ на «13».

4. Торцовые или накидные ключи на «8» и «10».

5. Ключ на «38» (он понадобится для того, чтобы выставить двигатель на метку «ВМТ»).

И так, приступим непосредственно к самой замене:

1. При помощи ключа на «38» крутите гайку храповика до тех пор, пока не совпадет метка на передней крышке двигателя и шкиве коленвала, короче говоря, вам необходимо установить двигатель в положение «ВМТ» (верхняя мертвая точка).

2. После этого, запомните, как расположен распределитель и бегунок, в таком положении нужно будет выставить новый распределитель. У меня, к примеру, бегунок был повернут к крышке клапанов и «установлен на четвертом цилиндре» по крышке распределителя. Это и есть его правильное положение.

3. Отыщите на катушке метку «Б+» и запишите или запомните какие провода прикручены к ней, после этого открутите и снимите катушку.

4. Используя ключ на «13», открутите гайку замка распределителя и произведите его снятие. Будьте внимательны не потеряйте прокладку.

5. Закрепите коммутатор, после чего прикрутите провод черного цвета «на массу».

6. Установите и закрепите катушку к кузову. Простые провода подключите на соответствующие клеммы (обрате особое внимание на то, как расположены клеммы «Б» и «К» на купленной катушке). Подключите провода с коммутатора обозначенные меткой «+» на клемму «Б», а второй провод на «К».

7. Теперь установите распределитель, не затягивайте полностью гайку замка.

8. Подключите провода, идущие от распределителя к коммутатору.

9. Проверьте правильность положения распределителя и самого бегунка.

10. Установите крышку и подключите провода в следующем порядке 1-3-4-2.

11. Как только все закреплено, можно попробовать запустить двигатель и отрегулировать зажигание «на слух».

В случае наличия стробоскопа, данная процедура будет выполнена намного приятнее и проще. Для этого необходимо, при работающем моторе медленно покрутите распределитель, для этого, как вы помните, гайку замка вы оставили не затянутой. Покрутите взад-вперед, попытайтесь найти среднее положение, в нем обороты двигателя должны быть максимально ровными и высокими.

В состав автомобиля входит четыре системы: охлаждения, смазки, топливная и зажигания. Выход из строя каждой из них в отдельности приводит к полному выходу из строя всего автомобиля. Если поломка найдена, ее нужно устранить, и чем раньше, тем лучше, поскольку ни одна из систем не выходит из строя сразу. Этому, как правило, предшествует множество «симптомов».

В этой статье мы более подробно остановимся на системе зажигания. Существует два типа: контактное и бесконтактное зажигание. Они отличаются наличием и отсутствием размыкающихся контактов в распределителе. В момент, когда размыкаются эти контакты, в катушке образуется который подается посредством высоковольтных проводов на свечи.

Бесконтактное зажигание лишено этих контактов. Они заменены коммутатором, который, в принципе, выполняет эту же функцию. Изначально на автомобили отечественного производства устанавливалась лишь контактная система. Бесконтактное зажигание ВАЗ стал устанавливать в начале 2000-х. Это было хорошим для него прорывом. Прежде всего, бесконтактное зажигание обладает большей надежностью, поскольку фактически из системы был удален один довольно уязвимый элемент.

Со временем автовладельцы стали сами устанавливать бесконтактное зажигание на классику, поскольку это серьезно облегчало обслуживание. Теперь исключалась возможность подгорания контактов. Кроме того, теперь в них не надо было регулировать зазор в момент размыкания. Помимо всего прочего, бесконтактное зажигание обладает и лучшими характеристиками тока, а именно, большей частотой и напряжением, что серьезно снижает износ электродов свечей. На лицо — плюсы во всех сферах эксплуатации.

Но не все так гладко, как хотелось бы. Например, бывают случаи, когда выходит из строя коммутатор. Если замена контактного блока обойдется в 150-200 рублей при хорошем качестве, то здесь цены в 3-4 раза больше. Помимо прочего, замена контактного зажигания на бесконтактное влечет за собой и замену на силиконовые, если они не были установлены ранее. Конечно, можно оставить и стандартные, но тогда возможны пробои, а значит — перебои в зажигании и во всей работе двигателя.

Теперь немного о самой системе. Питание постоянно подается на контакты через которые оно идет к первичной (малой) обмотке катушки. В момент размыкания контактов ток в первичной обмотке прекращается, изменяется вследствие чего возникает индукционный ток высокой частоты и напряжения. Он-то и подается на

Сама замена контактного зажигания на бесконтактное не должна вызвать каких-либо трудностей, поскольку все сводится к откручиванию и прикручиванию деталей. Конечно же, после замены самого распределителя нужно будет выставить момент зажигания, но, во-первых, это не слишком сложно, а во-вторых — можно изначально выставить бегунок в удобное положение и запомнить, чтобы потом аналогично установить коммутатор. А еще стоит отключить аккумулятор от цепи, чтобы не получить ожогов или прочих травм.

ВАЗ-2101 был первой моделью сошедшей с конвейера АвтоВАЗа. На момент появления это был сравнительно современный автомобиль. Но на данный момент, когда выпуск данной модели был прекращен более 30 лет назад, 2101 безнадежно устарел. Хотя «первенец» ВАЗа до сих пор колесит по нашим дорогам.

Владельцы данного авто все время стараются поддерживать в нем «жизнь», переделывая и перерабатывая некоторые элементы и системы. Одна из систем, которая однозначно на ВАЗ-2101 требует замены – это система зажигания.

«Родное» зажигание на ВАЗ-2101 было контактным. В таком зажигании трамблер подавал искру на нужную свечу в момент размыкания контактной пары. Недостатком такого зажигания является надобность в периодичной проверке и регулировке зазора между контактами трамблера. К тому же в процессе эксплуатации не редки бывают подгорания контактов из-за чего качество работы системы значительно снижается. Из-за этого у каждого владельца ВАЗ-2101 имелся в инструментальном наборе алмазный надфиль, для периодической зачистки поверхности контактов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]