Беспокрасочный ремонт вмятин (Paintless Dent Repair — PDR) — это технология ремонта вмятин кузова при сохранении оригинального лакокрасочного покрытия автомобиля. Специалисты беспокрасочного ремонта используют различные PDR инструменты для воздействия на вмятину с обратной стороны панели кузова, либо вытягивают её с лицевой стороны клеевой системой, либо комбинируют оба способа. Дополнительно применяются специальные пробойники и молотки для простукивания и опускания возвышенностей металла.
В этой статье мы рассмотрим, какие инструменты используются для беспокрасочного ремонта вмятин автомобилей, их характеристики и способы применения.
Содержание статьи:
|
Инструменты PDR
Первые команды мастеров PDR начали формироваться в отделах контроля качества автогигантов. Им нужно было создать необходимые инструменты для успешного выправления мелких вмятин, которые иногда образовывались при производстве и сборке автомобилей. Первоначально эти инструменты были самодельными. Их переделывали из существующих инструментов “жестянщиков”, а также изобретали новые уникальные приспособления и со временем усовершенствовали их. Можете более подробно прочитать про возникновение технологии беспокрасочного ремонта вмятин в статье “история возникновения технологии PDR”.
Самодельные инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин использовались много лет назад первыми специалистами PDR.
Технология PDR была значительно улучшена за последние 15 лет. Сейчас квалифицированные мастера PDR могут выправлять без покраски достаточно сложные вмятины. Это возможно благодаря ассортименту современных инструментов, а также эластичности современных лакокрасочных покрытий.
В настоящее время существует множество производителей, которые обеспечивают большой ассортимент инструментов и аксессуаров для беспокрасочного ремонта вмятин.
Инструменты PDR можно классифицировать по дизайну и по применению (предназначению).
По дизайну инструменты могут отличаться изгибом (одинарный, двойной, тройной изгиб, либо более сложные формы), формой кончика, длиной, диаметром инструмента, формой и конфигурацией ручки.
По применению инструменты можно классифицировать, в зависимости от того, на каких панелях кузова они используются или какое действие выполняют. К примеру, классические крючки (или стержни, от англ. rod) предназначены для работы в открытых, достаточно доступных местах, таких как крылья, крыши, багажники, капоты. Они работают, выполняя нажим с обратной стороны вмятины. Другой пример — это инструменты с наконечником «китовый хвост». Такой инструмент, в противоположность классическим крючкам используется в труднодоступных узких местах и работает за счёт скручивающего действия. Кроме того, мастера PDR используют специальные отражающие панели для точного «считывания» вмятин, светодиодные лампы и клеевую систему для вытягивания вмятин. Для выправления разных вмятин может потребоваться использование нескольких инструментов. Чем больше инструментов в вашем распоряжении, тем больше свободы действий и гибкости Вы будете иметь для ремонта конкретной вмятины.
Далее мы по порядку рассмотрим различные инструменты, которые применяются для беспокрасочного ремонта вмятин, а также необходимые аксессуары.
Соотношение цена – качество
Особо следует обратить внимание на цену, по которой предлагается купить pdr инструмент. Всегда есть возможность сэкономить и купить дешевле, ведь рынок переполнен предложениями. Но при этом велики риски приобрести некачественный продукт, что повлечет не только существенные убытки. В данном случае цена говорит о качестве, а это главное в ремонте авто (включающем в себя и удаление вмятин), будь то ВАЗ или Мерседес.
Доверяйте зарекомендовавшим себя производителям. Несмотря на это, такой вид самостоятельного ремонта с использованием технологии pdr, остается одним из самых доступных. Это немаловажно, принимая во внимание факт ощутимого роста цен на услуги в сфере сервисного обслуживания. Хотя не стоит и пренебрегать услугами квалифицированного мастера, прошедшего специальное обучение.
Любому автовладельцу достаточно однажды сделать финансовое вложение в качественный инструмент, чтобы иметь возможность самостоятельно, без привлечения посторонней помощи, необходимости проходить обучение, устранять дефекты кузова, появление которых неизбежно. Pdr инструмент продается в разных комплектациях и наборах.
PDR крючки (PDR rods)
Крючки PDR — являются основными инструментами, которые заполняют ящик с инструментами мастера. Различные по форме и размерам, они используются на каждой панели автомобиля. Большинство мастеров используют жёсткий крючок (или стержень – англ. rod) длиной 120 см для всех открытых, достаточно доступных мест, таких как крыши, капоты, крышки багажника, крылья. Более короткие версии таких же крючков используются для дверей. Крючки могут обеспечить стабильный и очень контролируемый нажим для подъёма металла.
Крючки отличаются длиной (от 40 см до 2 м), изгибами, диаметром и формой наконечника. Лучше иметь набор разных крючков, из которого со временем можно выбрать для себя наиболее предпочтительные для работы.
Некоторые компании по производству инструментов PDR создают крючки с поворотными ручками (ratchet handle pdr tools). Это отличное дополнение, потому что мастер может использовать один инструмент для разных позиций и прилагать разную силу на рычаг. Бывают крючки со сменными наконечниками, что делает один инструмент более универсальным и экономит место в ящике или сумке с инструментами.
Дверные крючки PDR (PDR door hooks)
Дверные крючки используются для работы с дверными повреждениями сквозь зазор между стеклом двери и панелью, позволяют выправлять вмятины без необходимости снимать обшивку. Дверные крючки имеют разные углы изгиба (от 90 до 180 градусов) и разную длину, узкий кончик для лучшей проходимости. Для удобства работы и увеличения функционала дверные крючки могут иметь поворотную ручку.
Данные крючки в основном используются в верхней части дверей.
Брасовый инструмент (англ. brace — скоба, распорка)
Инструменты для использования под усилителями панелей. Бывают версии под левую и правую руку. Сделаны так, чтобы максимизировать досягаемость и минимизировать появление возвышенностей от использования инструмента. Данный инструмент часто применяется для ремонта вмятин от града.
Крючки в виде серпа/косы (Dent Reaper)
Этот тип крючков достаточно новый. Инструменты в виде серпа/косы (Dent Reaper) обеспечивают сильный нажим, не сгибаются и имеют острые наконечники для финишной обработки.
Крючки в виде серпа/косы хорошо подходят для работы в дверях, а также могут использоваться на других панелях. Они «мощные» и точные в применении. Увеличивают эффективность в работе. Отлично подходят для работы с алюминиевыми панелями.
Ножевидные/ножевые «бритые» крючки (SHAVED TOOLS)
Ножевые/ножевидные или «бритые» (от англ. shaved) крючки предназначены для работы в зонах сложного доступа, в узких полостях, под усилителями.
Данный инструмент представляет собой крючок со срезанным стволом под углом от основания к рабочей части. «Бритые» крючки бывают разных размеров. Их все объединяет тонкий дизайн и гибкость. По возможностям данные крючки близки к инструменту «китовый хвост», но у них другой принцип воздействия на вмятину. Применяются при ремонте градовых вмятин, особенно под усилителями капота, крыши и крышки багажника. Хорошо подходят для работы в задних крыльях, там, где два металла вплотную прижаты друг к другу. Также хороши как вспомогательный инструмент, помогают при финишной доводке на финальных стадиях .
Из-за тонкого ствола «бритые» крючки не применяются на жёстких местах, закруглениях, плотном металле.
Китовый хвост (Whale tail)
Инструменты «китовый хвост» (whale tail) названы так по форме их кончика. Они дают рычаг по краям наконечника. «Китовые хвосты» бывают разной длины от 10 см до 150 см с наконечниками разной ширины (от 1 см до 10 см — ультратонкий, тонкий, стандартный, широкий и очень широкий). Наконечники полностью закруглены в верхней части.
Они используются для работы под усилителями панелей. Инструменты «китовий хвост» не самые простые в освоении. Они действуют за счёт скручивания, а не толкания/нажима, как обычные крючки.
Оборудование
Рычаги и отбойники
Такой инструмент для ремонта вмятин без покраски используют для механического выравнивания изнутри. В качестве рычага можно использовать продолговатый штырь либо плоскую планку. Рассматриваемая технология основана на перепаде давлений. Принцип работ состоит в выдавливании промятого участка с тыльной стороны помещенным в технологическое отверстие рычагом. При возвращении материала на первоначальное место происходит щелчок. Надавливать нужно осторожно и плавно, контролируя появление граней и пиков. Для их выправления применяют отбойник из фторопласта.
Однако, так как данный способ связан с проникновением внутрь автомобиля, сфера его применения ограничена, так как не ко всем участкам кузова можно подобраться рычагом через технологические отверстия.
Pops-a-Dent
Это специализированный набор инструментов для выправления вмятин без покраски, включающий аппликатор, клей и мини-лифтер. Такой специализированный комплект используют для внешнего выправления вмятин. Его основу составляет приспособление в виде скобы с двумя резиновыми наконечниками. Помимо этого, в набор входит клей, пистолет, набор насадок.
Предварительно поврежденный участок автомобиля обезжиривают. Затем нагретый клей с применением пистолета наносят на одну из насадок (также обезжиренную) и устанавливают ее круговыми движениями по часовой стрелке в центре вмятины. При этом лишний клей выступает через отверстия в насадке. Время застывания составляет 2 — 3 минуты. После его высыхания вмятину вытягивают мини-лифтером — на насадку устанавливают скобу и барашком накручивают ее до полного выпрямления дефекта. По завершении работ приспособление оставляют на рабочей поверхности на 5 минут. В завершении работ поверхность очищают от клея.
Существует и прочее оборудование для устранения вмятин без покраски данным методом. Например, аналогичным образом используют пистон. Его также приклеивают к поврежденному участку и выправляют вмятину путем вытягивания. Возможно использовать и непрофессиональный инструмент, такой, как набор присосок. Технология их применения та же. Клеевый способ имеет значительно более обширную сферу применения, так как с внешней стороны можно выправить почти все вмятины. При этом работы очень просты для осуществления своими руками.
Вакуумные присоски
Технология применения вакуумных присосок отличается от вышеупомянутых присосок, закрепляемых на клей, так как данное оборудование устанавливают на рабочей поверхности вакуумным методом.
Предварительно поврежденный участок автомобиля очищают. Затем устанавливают присоску и создают в ней вакуум насосом. Наконец, шланг насоса отсоединяют и вытягивают вмятину. По завершении работ от вакуума избавляются, открывая вентиль, и снимают присоску. От клеевого способа данная технология выгодно отличается отсутствием необходимости очистки кузова после ремонта.
Набор рычагов
Такое оборудование используется при выправлении вмятин по технологии PDR. В набор входит множество крючков, отличающихся формой, длиной и изгибом рабочей части. Помимо них, потребуется строительный фен, пластиковая прокладка, называемая выколоткой, и киянка. Возможно, перед началом работ придется демонтировать внутреннюю обшивку и прилегающие детали автомобиля. На предварительно очищенной рабочей поверхности снимают напряжение металла в местах изгиба. Затем поврежденный участок нагревают до 40 — 50°С. Края изгиба слегка простукивают с использованием выколотки во избежание повреждения лакокрасочного покрытия. Выравнивание осуществляют путем надавливания на поврежденную поверхность с тыльной стороны. Для этого выбирают рычаг в зависимости от условий расположения дефекта, вводят его в технологическое отверстие и, прокручивая рукоять, воздействуют на поверхность. Профессиональные наборы оснащены полимерными клиньями, которые подкладывают под крюки во избежание повреждения деталей. Рассматриваемая технология наиболее сложна для ремонта своими руками, так как включает различные методы ремонта. Обычно ее используют для выправления сложных и обширных дефектов.
Магнит
Данный инструмент применяют для выпрямления вмятин способом вытягивания. Под него подкладывают ветошь, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие. Магнит перемещают от краев к центру вмятины, слегка натягивая.
Фен и баллончик со сжатым воздухом
Использование такого набора предполагает термический способ выправления вмятин. Он основан на стремлении металла к возвращению исходной формы под температурным воздействием. Сначала поврежденный участок автомобиля нагревают строительным феном, а затем направляют на него воздух из баллончика. При этом происходит выравнивание металла. При выправлении крупных вмятин данную операцию придется осуществлять в нескольких точках. Причем их расположение выбирают не случайно, а в зависимости от формы дефекта. Так, для круглых вмятин точки располагают по радиусу, а для овальных — по узкой стороне. При наличии в зоне дефекта жестких элементов выравнивание начинают с них. Такой способ не всегда позволяет полностью выпрямить повреждения, поэтому для полного выправления используют киянку с прорезиненным материалом-подложкой для защиты лакокрасочного покрытия.
Также, помимо прочего, потребуется набор защитного снаряжения в виде перчаток и маски, так как данные работы связаны с высокими температурами (300 — 650°С).
Существует и вариант выполнения ремонта данным методом с применением бытовых материалов. Так, в качестве нагревательного инструмента подойдет газовая горелка, а для охлаждения можно использовать воду.
Набор резиновых киянок и наковальня
Данное оборудование используют для выстукивания вмятин с тыльной стороны, а наковальню подкладывают снаружи во избежание выгибания металла в противоположную сторону. Выстукивание начинают с центра вмятины, переходя к краям круговыми движениями. Следует контролировать силу ударов, так как ее превышение может привести к истончению металла. В отсутствии доступа к поврежденному участку применяют набор крючков.
Инструменты со сменными наконечниками
Cменные наконечники позволяют использовать один инструмент в разных ситуациях, заменяя собой несколько инструментов, что увеличивает его гибкость применения и экономит место в сумке или ящике мастера.
Сменные насадки предназначены для использования с крючками, пробойниками и молотками, имеющими резьбу под них. Насадки или наконечники бывают разных форм и размеров, а также изготавливаются из разных материалов, что даёт им отличие в свойствах (в частности, разную жёсткость). К наиболее распространённым относятся наконечники с покрытием, пластиковые, стальные без покрытия, заострённые, закруглённые, грибовидной формы. Каждый наконечник играет разную роль. Как правило, чем больше вмятина, тем больше кончик инструмента. Однако нужно рассматривать каждую вмятину, учитывать её структуру и выбирать наиболее подходящие наконечники и методы воздействия. Обычно правка начинается с больших наконечников для уменьшения общего размера вмятины, а затем постепенно размер наконечника уменьшается по мере уменьшения вмятин.
Рассмотрим типы сменных наконечников, устанавливаемых на крючки, и когда они применяются.
- Наконечники бывают сделаны из разных материалов (стальные, пластиковые, резиновые и другие). Некоторые имеют покрытие (пвх или резина), которое действует как демпфер, чтобы смягчать нажатие на панель. При использовании металлических наконечников без покрытия нужно быть осторожным и знать, что Вы делаете, так как голый металл может повредить ЛКП при сильном нажатии. Наконечники с покрытием или пластиковые, в этом плане, более безопасны.
- Большой грибовидный наконечник с покрытием ПВХ. Данный наконечник отлично подходит для удаления больших «мягких» вмятин. Он подходит для быстрого подъёма большой площади металла. Грибовидная форма пригождается в случаях, когда требуется большое давление на вмятину. Такой наконечник обеспечивает очень сильный рычаг. Этот тип наконечника бывает разных размеров. Больший размер действует также как малый, но с ещё большим радиусом действия.
- Большой круглый резиновый наконечник используется для начала выдавливания больших вмятин.
- Пластиковый конический (заострённый) наконечник хорошо работает на линиях кузова (рёбрах жёсткости, кантах). Заострённый пластиковый кончик при слишком сильном нажатии может передавить металл и создать возвышенность, но не повредит краску, в отличие от металлического. То есть, увеличивается вероятность выправить «ребро» кузова, перед тем, как Вы повредите краску. Пластик может различаться по жёсткости и по-разному воздействовать на металл. Более жёсткий пластик можно использовать как на алюминиевых, так и на стальных панелях. Более мягкий пластик не сможет с достаточной силой действовать на вмятину алюминиевой панели, так как для этого требуется более сильное воздействие, чем на сталь. При сильном надавливании острый наконечник из мягкого пластика может терять форму и нажим будет не чётким, более жёсткий материал сохраняет форму и обеспечивает чёткий сильный нажим.
- Острый металлический наконечник. Его расположение легче определить с обратной стороны панели, так как он даёт чёткое точечное воздействие. При использовании острого металлического наконечника нужно чётко знать, что Вы делаете. Таким наконечником нельзя в случайном порядке нажимать на металл, так как это образует множество острых возвышенностей. Острые наконечники могут затупляться со временем, поэтому их форму можно самому корректировать, при необходимости.
- Наконечник со слегка конусной формой. Он лучше всего подходит для мелких вмятин. Его форма даст вам точность воздействия, но слабый рычаг.
- Наконечник в форме конуса с закруглением в центре. Этот наконечник даёт достаточное усилие и достаточно точен.
- Наконечники в виде роликов (Roller Rod Tips) позволяют прикладывать большее давление к панели, не оставляя возвышенности, тем самым увеличивая видимость наконечника с обратной стороны панели. Более широкие ролики позволяют выправлять более крупные и глубокие вмятины с меньшей склонностью к разрыву краски или растяжению вмятины. Наконечник в виде ролика с более тонким профилем используется для чистовой доводки панели. Данные наконечники могут иметь разную жёсткость, так как изготовлены из твёрдого или мягкого пластика.
Секреты мастера: ямочный ремонт
27 декабря 2013 года
Почему первый блин часто получается комом? Потому, что никакие инструкции не заменят опыта. Править же вмятины, не повреждая краску, несколько сложней, чем печь блины, в чем мы недавно убедились. На рынке полно приспособлений, купив которые кто-то сразу ощущает себя мастером по ремонту авто. Обзавелись и мы скромным набором крючков и прочего. Назначение крючков — давить на вмятины с изнанки, куда нет прямого доступа.
Это лишь минимальный набор инструментов: лампа с присоской для крепления, крючки, керн, пластиковая выколотка, эластичная насадка… Это лишь минимальный набор инструментов: лампа с присоской для крепления, крючки, керн, пластиковая выколотка, эластичная насадка…
А на чем упражняться? На крышке багажника редакционного «Ситроена» было несколько мелких вмятин — ими мы и решили заняться.
Прежде всего теми, которые снизу прикрыты усилителями крышки, — их без крючков не одолеть. А в том, что это у нас легко получится, убедил учебно-рекламный фильм.
В полном соответствии с ним мы отполировали машину, высветили вмятины косым светом лампы, чтобы лучше их проявить…
Первый блин
Вмятина номер один — на крышке, точно над усилителем. Придется сверлить в нем отверстие.
При работе в подобных местах ограничитель глубины сверления очень полезен.
Тому, кто не привык работать вслепую, трудно. А совершить ошибку, превысив усилие, легко!
В свете лампы контролируем результат. Убрать еще эту загогулину, и работа будет завершена!
Короче, лишь на первую «ямку» потратили чуть не весь день. Впору подучиться у профессионалов!
Случай представился довольно скоро — когда наш водитель обнаружил на заднем крыле «Фольксвагена-Кэдди», рядом с фонарем, впечатляющую вмятину.
Вмятина на «Кэдди» режет глаз, но расположилась удачно.Вмятина на «Кэдди» режет глаз, но расположилась удачно.
Обратился в один из московских сервисов. Естественно, стратегию правки конкретного участка каждый специалист определяет сам, исходя из своего опыта, знаний и т. д. Последовательность действий в нашем случае показана на снимках. Сняв задний фонарь, мастер получил неплохой доступ к вмятине с обратной стороны, — естественно, для работы крючками.
Фонарь снят. Доступ к обратной стороне повреждения открыт. Вмятина высвечена лампой.Фонарь снят. Доступ к обратной стороне повреждения открыт. Вмятина высвечена лампой.
Мы, конечно, уже знали, что можно, например, предварительно «вытянуть» вмятину приспособлениями вроде приклеиваемых грибков, присосок и т. п. Нынче это довольно популярные технологии. Но не обязательные. Наш мастер не стал тратить на них время, а начал с другого.
Включив лампу подсветки, он основательно (и довольно долго) простукивал пластиковым керном весь периметр вмятины… внутрь! Кто-то скажет: где тут логика? А она вот в чем. Металл в этих местах, понемногу выправляясь, как бы подтягивал середину вмятины наружу, что должно было облегчить последующие действия крючками.
Как видим, то, что делал мастер, даже с точки зрения сопромата непросто, а уж на практике — тем более!
После первоначальной правки мастер переходит к доводке поверхности крючками.После первоначальной правки мастер переходит к доводке поверхности крючками.
Покончив с этим делом, жестянщик начал «массировать» вмятину изнутри. Движения крючком мягкие, расчетливые, без суеты. Процесс долгий — несколько часов с перерывами на краткий отдых для глаз: от напряжения и слепящего света лампы они очень устают.
Любопытно, что поначалу мастер не особенно заботился об идеальной форме того, что получалось, — ямки, бугорки… Кое-кто из зрителей даже начал проявлять беспокойство, но спустя какое-то время неровности стали чудесным образом исчезать, а крыло «Кэдди» — все больше походить на новое.
Таково высокое искусство! Результат показываем на последнем снимке.
Вмятины как не бывало. А глазам мастера требуется продолжительный отдых.Вмятины как не бывало. А глазам мастера требуется продолжительный отдых.
Описанные операции обошлись нашей бухгалтерии в 5000 рублей. Но любой знает, что ремонт крыла традиционными способами стоил бы в разы дороже.
Самое же главное — наш автомобиль, если проверять его лакокрасочное покрытие приборами, останется в категории небитых! Так почему же все еще в почете шпатлевка? Всё просто.
Моментально твердеющая полиэфирная масса позволяет откровенно халтурить: можно вылепить из нее даже то, что давно сгнило, затем окрасить машину и получить от владельца немалые деньги. Конечно, хозяин древнего авто может и мириться с наслоениями шпатлевки, пока «это» еще ездит.
А вот владельцу свежей машины советуем ни в коем случае не спешить к горе-мастерам. Традиционные способы ремонта создают уйму проблем — от коррозии помятого места до неприятностей при продаже: ведь от современных приборов шпатлевку не скроешь.
Итак, не все технологии стоит осваивать, игнорируя специалистов. Напомним шутку: «По канату, натянутому через ущелье, ходить вовсе не трудно, — только держи равновесие!». Попробовать не желаете?
Молотки, гладилки и поддержки (контропоры) для ремонта вмятин
Молотки, гладилки и поддержки используются в кузовном ремонте для выправления вмятин уже давно. Для беспокрасочного выправления вмятин они также применяются, однако отличаются от обычных инструментов для кузовного ремонта. Поддержки и гладилки для беспокрасочного ремонта вмятин имеют идеально гладкую, отполированную поверхность, либо содержат смягчающее покрытие, чтобы не оставлять на ЛКП никаких следов и повреждений при воздействии на панель.
- Молотки для беспокрасочного ремонта используются для опускания возвышенностей. Они могут иметь сменные насадки, для изменения характеристик бойка.
- Поддержки (или контропоры) являются вспомогательными инструментами, используемыми для поддержки металла с обратной стороны панели при рихтовке молотком или гладилкой. Существует множество различных форм и размеров контропор. Выбор поддержки правильной формы имеет решающее значение для результата ремонта. Она выбирается с учётом изгиба ремонтируемой панели. Контропора обеспечивает поддержку панели и предотвращает проминание неповреждённых участков. Примером использования поддержки может быть выравнивание (простукивание) возвышенностей вокруг вмятин от крупного града. Такие вмятины могут быть около 10 см в диаметре. Чтобы устранить основной объём повреждений необходимо убрать возвышенности вокруг этих вмятин. Именно здесь в игру вступают поддержки и специальные молотки.
Гладилка с мягкой накладкой для смягчения воздействия.
- Гладилка — это ручной инструмент с гладкой поверхностью из пружинной стали, который отлично подходит для разглаживания волнистого металла. Гладилка контролирует бОльшую поверхность при ударе, чем любой молоток. При этом она проста в использовании. Гладилка применяется с поддержкой при подъёме металла и может использоваться без поддержки для опускания возвышенностей. Гладилка может иметь кожаную накладку на лицевой стороне для смягчения воздействия.
Изготовление минилифтера
Самодельный минилифтер – отличное подспорье автовладельцу, который немного помял крыло или бампер своей машины. Если нет денег на готовый pdr инструмент, значит, его нужно сделать самому.
Основная задача минилифтера – вытянуть вмятину, не повредив при этом ЛКП автомобиля. Самодельный инструмент для ремонта по pdr-технологии изготавливают следующим образом:
- подготовка материалов: трубка из металла небольшого диаметра, 3 металлические штыря (1 длиной 20 см, 2 других – по 12 см), пружина, 2 штыря по 8 см, 2 гайки, накладки из резины, тормозные колодки и аппарат для сварки;
- первый этап – изготовление корпуса минилифтера из трубы, в которой вырезается паз (высота – 3 см, ширина – 1 см);
- ниже вырезанного паза приваривается металлический штырь – нижняя часть ручки;
- внизу корпуса привариваются еще 2 штыря;
- станина самодельного минилифтера изготавливается из тормозных колодок, бывших в употреблении. Именно на станине будет производиться крепление корпуса. Низ станины обклеивается резиновыми накладками;
- самый большой металлический штырь – место для приваривания куска трубки с гайкой, после чего на гайке делается прорез. С обратной стороны на штырь одевается пружина;
- в штыре вырезается паз на той высоте, на которой он находится на корпусе самодельного минилифтера;
- сконструированное приспособление вставляется в середину корпуса и фиксируется гайкой;
- к нижней ручке приваривается 12-см штырь – верхняя часть ручки;
- все детали собираются в единый механизм.
Читать также: Audi pb18 e tron
При наличии даже минимального опыта выполнения сварных работ самодельный минилифтер сделать не сложно. «клюшки» же мастера паяют самостоятельно, исходя из требуемого изгиба.
Не все повреждения кузова устраняются технологией PDR. Например, вмятины на порогах, капоте, стойках крыши и иных острых заломах устранить с помощью крючка и минилифтера не получится. Сложные повреждения кузова авто лучше доверить профессионалам.
Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка — Глушилка камер ГИБДД, скрывает ваши номера от камер, которые стоят по всем городам. Подробнее по ссылке.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Процент обращений автовладельцев в сервисы с проблемой удаления автомобильных вмятин очень высок. Любой квалифицированный специалист знает, что в подобном случае покраска не является единственным способом устранения различного происхождения вмятин на разных частях автомобиля. Существует технология выправления и ремонта вмятин, исключающая покраску, при которой используется pdr инструмент.
Это сокращение от английского названия Paintless Dent Repair (PDR). Представляет собой укомплектованный набор в виде рычагов, крючков, клюшек, различающихся формой и размерами. Такой инструмент позволит устранить дефекты даже своими руками, хотя перед этим вам придется пройти специальное обучение. Это избавит Вас от необходимости оставлять машину на СТО на несколько дней, если имеется незначительное повреждение.
Пробойники (керны, битки)
Пробойник (также его называют керн или биток, англ. knockdown tool) является необходимым инструментом PDR. Вы будете пользоваться им регулярно. Большинство высококлассных мастеров могут похвастаться тем, что ограничивают использование пробойника, но нет ни одного мастера, который мог бы обходится без него.
При беспокрасочном ремонте вмятины не просто резко выправляются от воздействия на них, они медленно и методично выдавливаются сотнями крошечных нажимов. Иногда нажатие на металл происходит мимо того места, где оно должно быть. Это может быть случайно, а иногда даже специально. Таким образом, создаются возвышенности, которые нужно убрать пробойником. Кончик пробойника располагается непосредственно на высокой точке и опускает её вниз, ударом по пробойнику PDR молотком или другим не тяжёлым предметом.
На некоторых вмятинах требуется простучать возвышенности по их периметру для снятия напряжения и смягчения металла ещё до того, как начнётся выправление металла.
Пробойники могут быть изготовлены из разных материалов, а также отличаются формой наконечника. Они бывают затуплённые, острые, закруглённые, грибовидные. Острота наконечника зависит от величины и формы возвышенностей. Простукивание более тяжёлым пробойником (к примеру, стальным) с мягким закруглённым наконечником займет намного меньше времени, чтобы переместить то же количество металла, чем простукивание более лёгким нейлоновым пробойником. Легкий пробойник требует гораздо больше ударов молотком или силы ударов, чтобы создать то же самое воздействие, что делает более тяжёлый пробойник.
Тип и материал молотка, которым осуществляются удары по пробойнику, не имеют большого значения, важен его вес, который будет влиять на силу удара. Кроме молотка можно использовать и другие предметы, если это будет удобнее для мастера.
Можно рекомендовать приобрести один пробойник со сменными наконечниками.
Вообще для простукивания возвышенностей в процессе ремонта вмятин может использоваться как пробойник, так и специальный молоток без использования пробойника. Так называемые молотки для блендинга лучше всего использовать для больших, более мягких высоких точек. Пробойники, как правило, лучше всего подходят для более острых возвышенностей.
Общие рекомендации по рабочему процессу
Многое в эффективности применения неразрушающего инструмента для восстановления вмятин определяется сноровкой самого мастера. Опытные монтажники не советуют применять излишнюю силу даже в работе с глубокими и большими по площади дефектами. Мощности воздействия, как правило, оказывается достаточно для исправления изъяна. Основное же внимание следует отводить точности, с которой производится удаление вмятин без покраски. Инструмент должен быть удобен и комфортен – это даст возможность аккуратнее совершать манипуляции. Для комфорта также рекомендуется применять насадки, удлинители и переходники, позволяющие оптимизировать физическое усилие, точнее его калибруя.
Клеевая система
Клеевая система PDR предназначена для вытягивания вмятин с лицевой части панели и включает в себя клеевой пистолет со специальными клеевыми стержнями, специальные клипсы для вытягивания, вытягивающие устройства и средство для снятия клея с панелей и клипсов.
- Клеевые пистолеты бывают электрические (проводные или работающие от батареи) или газовые. Клеевые стержни, как правило, отличаются от обычных, которые продаются в строительных магазинах, имеют лучшую адгезию, более прочные. Стержни бывают разных цветов, что маркирует их характеристики. В основном они отличаются температурой, при которой будет производиться ремонт, а также силой склеивания.
- Клипсы PDR для вытягивания бывают разных размеров, форм, различных конструкций и цветов. Они также могут различаться по прочности. Как правило, форма клипсы подбирается под структуру повреждения. Сейчас существуют специальные усиленные длинные планки, которые заменяют несколько клипсов и упрощают вытягивание сложных вмятин.
- Вытягивающие устройства. Как только Вы приклеите клипсу к вмятине, вам понадобится устройство для вытягивания, чтобы потянуть одну или несколько клипсов. Для вытягивания используется скользящий молоток обратного действия, мини-подъёмник, большое подъёмное устройство, либо устройство рычажного типа. Разные устройства нужно выбирать в зависимости от повреждения. Не стоит ожидать, что молоток обратного действия или мини-подъемник вытянут вмятину на панели и вернут металл к заводскому состоянию с минимальными усилиями. Правильнее воспринимать эти приспособления как одни из многих инструментов, которые могут понадобиться Вам для достижения результата. Вам, вероятно, придётся сделать несколько повторных вытягиваний. Также может потребоваться простукивать возвышенности вокруг вмятины специальным пробойником и использовать ручные инструменты PDR для финишной доводки неровностей.
- Средство для снятия клея. Иногда клей нелегко отклеить от панели или клипсы и в этом случае Вам потребуется средство, облегчающее снятие клея. Существуют специальные составы, а также можно использовать спирт.
Для профессионального использования чаще всего используются более жесткие типы клипсов, в то время как более мягкие клипсы дают менее точный контроль над натяжением.
“Glue Pull Repair” (GPR), используемый без инструментов PDR или в комбинации с ними стал очень мощной системой благодаря большому ассортименту различных типов клея, клипсов (или вытягивающих планок) и многим вытягивающим устройствам. Современная клеевая система со всеми аксессуарами и дополнительными инструментами позволяет заменить использование споттера и многих других рихтовочных инструментов.
Набор для устранения вмятин
Мастер, который занимается кузовным ремонтом всерьез, должен иметь целый набор инструмента pdr. Стартовая цена полного комплекса приспособлений – от 150 тыс. руб. и выше. Позволить себе такое «удовольствие» может не каждый, поэтому многие выбирают другой вариант – самодельный pdr инструмент.
Конструкция инструмента проста – крючок из стали, которая может быть нержавеющей или обычной. Угол каждой «клюшки» напрямую связан с областью устранения вмятины. Для разных областей ремонта требуются разные крючки с нужным изгибом. Помимо «клюшек» потребуется сопутствующий инструмент – минилифтер. Принцип действия минилифтера – обратный по отношению к крючку, приспособление может быть оборудовано шарнирами или не иметь их. Важность применения минилифтера заключается в сохранении лакокрасочного слоя на кузове в процессе ремонтных работ.
Профессиональный набор имеет в комплектации ударостойкую лампу, которая освещает область ремонта. Любой автовладелец может использовать простую лампу для освещения участка реставрации.
Пневматическая присоска для вытягивания (suction cup puller)
Пневматическая вытягивающая присоска продаётся в наборе с несколькими всасывающими присосками разных размеров (обычно тремя). В зависимости от размера может создавать разное вытягивающее усилие.
Она крепится на стержни скользящего молотка обратного действия. Присоска изготовлена из резины и пластика. Присоска может работать как с металлическими панелями, так и с пластиковыми бамперами.
Этот инструмент может очень быстро удалять большие вмятины. Используется на начальном этапе ремонта, для устранения основного объёма вмятин.
Вспомогательные аксессуары
Аксессуары для работы с дверьми через оконный проём (оконный протектор PDR и клин)
Для ремонта вмятин на дверях инструменты PDR обычно располагаются между панелью двери и её стеклом. Чтобы предотвратить повреждение стекла, используется оконный протектор со специальным клином. Всё, что Вам нужно сделать, это опустить стекло вниз, вставить клин и защитный протектор, создав пространство для работы инструмента. Также, вместо клина используется воздушная подушка, которая легко увеличивает зазор между стеклом и панелью, обеспечивая лучший доступ для инструмента.
Существуют различные типы протекторов на рынке, но наиболее распространенным является пластиковый или металлический лист с прямым углом на краю.
Перед началом работы с дверьми нужно учитывать тип установленных в них стёкол. Обычно боковые стёкла сделаны из сталинита (закалённого стекла), но сейчас на некоторых современных автомобилях могут быть ламинированные боковые стёкла. Для этого типа стёкол критично давление, которое может воздействовать на них во время ремонта (даже через пластиковый протектор).
Перед ремонтом лучше всегда проверять стекло двери, на которой будет выправляться вмятина. Ламинированное стекло можно распознать по 2‑х слойной структуре, которую можно увидеть в верхней части стекла. Если стекло выглядит как 2 слоя, склеенных вместе, это признак ламинированного стекла. Напротив, слойность не будет видна по краю куска закаленного стекла. Оно будет выглядеть как абсолютно гладкий, цельный кусок. Также в уголке стекла может быть обозначение «laminated» или «tempered».
Если стекло ламинированное, то лучше следовать следующим рекомендациям, чтобы минимизировать вероятность повреждения стекла.
- Снимите молдинг на верхнем краю дверного проема.
- Опустите стекло так, чтобы оно выходило из проёма примерно на 7–8 см.
- Используйте надувную подушку для создания пространства между стеклом и панелью. Не используйте для этого клин, так как давление для ламинированного стекла опасно.
- Всегда используйте металлический защитный протектор для ламинированных стёкол.
Снятие молдинга с верхней части двери даёт больший зазор, чтобы вставить инструмент между стеклом и панелью двери. Это даст достаточно места для инструмента. Оставляя 7–8 см стекла поднятым, Вы можете приложить более равномерное давление к центру стекла надувной подушкой, вместо того, чтобы концентрировать всё давление на верхнем краю. Металлический протектор также помогает рассеять давление, которое Вы будете оказывать на стекло с помощью инструмента.
Так как ламинированное стекло легче повредить, чем закалённое, при PDR ремонте вмятин на дверях, то иногда, если машина дорогая, самый безопасный способ — это снять внутреннюю обшивку двери и стекло.
Стенд для капота (hood stand)
Стенд обычно используется для ремонта вмятин на капоте, когда они не могут быть отремонтированы на машине. Стенд упрощает работу. На стенде панель жёстко закрепляется и мастер может легко получить доступ к обратной стороне в любой точке.
Современные стенды имеют регулировки, что позволяет их использовать для капотов разных размеров, а также для крышек багажника. Стенд легко складывается для компактного хранения.
Упоры, фиксаторы, подвесы
Для ремонта вмятин на кузове авто кроме специального инструмента требуются упоры и фиксаторы. Важно зафиксировать подвижную ремонтируемую панель (капот, крышку багажника или дверь) в удобном положении. Для этого используются специальные упоры и фиксаторы.
Подвесы предназначены для создания опоры и правильного рычага для крюков при правке вмятин. Обычно крепятся за технологические отверстия кузова. Они бывают разных форм и размеров. Также для этих целей используются карабины. Они удерживают более массивные инструменты во время удаления обширных повреждений.
Ножи для резки герметика
Ножи для срезки герметика необходимы при ремонте вмятин под усилителями. Нож позволяет аккуратно срезать герметик, не поцарапав ЛКП. Данные ножи острые и эластичные. Могут иметь разную длину, разные ручки.
Устройства для удаления вмятин на автомобиле Pops-a-Dent
Каким бы аккуратным и осмотрительным ни был водитель, все равно он не сможет застраховаться от неприятных ситуаций на дороге, в том числе, от небольших повреждений автомобиля. Разумеется, если капот или крыло машины всмятку, здесь вариантов быть не может – придется отправлять авто в ремонт.
Но если повреждение не выглядят большим, вы можете попробовать отрихтовать свой автомобиль самостоятельно, не тратя время и деньги на услуги сервиса. Для этого существует уникальная разработка устройства для удаления вмятин на автомобиле Pops-A-Dent, о которой стоит сказать несколько слов.
Видео
Преимущества инструмента
Набор Pops-A-Dent, который вы можете приобрести по разумной стоимости, представляет собой комплект, способный устранять небольшие вмятины. Воспользовавшись Попса Дент, вы можете не только выровнять неисправности, но и придать поверхности машины прежний вид.
Несмотря на кажущиеся сложности, с устройством может справиться не только мужчина, но даже женщина. Единственное условие, необходимое при использовании комплекта для ремонта, – особая внимательность и неторопливость.
К явным преимуществам инструмента для удаления вмятин Pops-A-Dent можно отнести:
- отсутствие царапин в процессе применения комплекта;
- возможность использовать Pops-A-Dent для машины любой марки;
- простота в использовании;
- компактность устройства, которая позволяет задействовать его в любых условиях;
- значительная экономия средств и времени.
С помощью уникального устройства для удаления вмятин на автомобиле, вы сможете самостоятельно устранить проблемы, без повреждения лакокрасочного покрытия и не прибегая к помощи специалистов.
Набор Попса Дент очень надежен в применении, а его эффективность доказана многочисленными тестами и отзывами покупателей.
Способ применения набора
Работа с инструментом сложностью не отличается. Пистолет заправляется клеем, затем составом покрывается участок повреждения, куда монтируются присоски.
На присоски надевается скоба с винтом – и вы начинаете аккуратно вытягивать вмятину, придавая поверхности изначальную ровность.
Не проявляя спешки, любой автомобилист выправит неровности достаточно быстро.
Этапы работы:
- Очистите и обезжирьте место вмятины на машине.
- В зависимости от размера повреждения выберите одну из трех насадок.
- Приклейте выбранную насадку клеем с помощью терма пистолета.
- Подождите 5-10 минут, для застывания клея.
- Оденьте на насадку мостик-скобу.
- Накручивая гайку, подтягиваете вмятину до выравнивания.
- Оставшийся клей с поверхности автомобиля удалите специальным стержнем.
Освещение PDR
Освещение и отражение является одним из важнейших компонентов PDR ремонта. Лампы PDR используются внутри помещения и позволяют специалисту более детально разглядеть вмятины на панелях кузовов автомобилей. В настоящее время используются два типа освещения: флуоресцентное и светодиодное. С внедрением светодиодного освещения всё определенно изменилось. Светодиоды позволяют иметь более компактные, лёгкие и очень прочные светильники. Светодиодные панели могут менять интенсивность освещения, и даже цвет. Это нужно для автомобилей разных цветов. К примеру, светлые панели может быть трудно ремонтировать без покраски при использовании стандартной лампы PDR с белым светом.
Лампы для PDR ремонта могут содержать специальный рассеиватель света. Обычно, это параллельные линии или, так называемый туманный экран (fog board). Цвет и рисунок, используемые на лицевой стороне лампы является личным предпочтением мастера. Подобные рассеиватели или экраны можно приобрести отдельно и поставить на лампу или заменить имеющийся рассеиватель. Они помогают добиться высокой детализации дефектов.
Отражательные экраны (рефлекторные экраны/панели) представляют собой панель с определённым рисунком (обычно с параллельными линиями). Они, в отличие от специальной лампы с линиями, не дают собственного света, а отражают имеющийся свет (к примеру, солнечный) и отбрасывают линии на ремонтируемую панель, помогая лучше видеть повреждение.
Таким образом, назначение света PDR (или отражающего экрана) состоит в том, чтобы мастер видел структуру повреждения, что происходит внутри вмятины. Читая тени и искажённое отражение, специалист может определить, где возвышенность металла, а где — углубление. Также мастер использует отражение, чтобы направить наконечник инструмента точно туда, где он должен быть. Далее отражение помогает следить за процессом ремонта, повзоляет развивать точное усилие и вовремя прекратить давить. После манипуляций с инструментами PDR, как только искажённые линии станут параллельными в отражении панели, то вмятина будет успешно выправлена.
Лампы PDR бывают разных размеров и вариаций. В целом их можно разделить на стационарные лампы для мастерских и на портативные.
- Стационарные лампы крепятся на разборных штативах, позволяют работать с большими объёмами повреждений. Они могут вращаться и устанавливаются под любым углом. Такие лампы удобны при ремонте градовых повреждений и могут целиком осветить крышу или другие панели.
- Портативные лампы PDR обычно имеют длину от 25 см до 50 см. Они легко перемещаются и обычно устанавливаются на автомобиль с помощью присоски. Мобильные лампы предназначены для работы, как в стационарных условиях, так и на выезде. Они позволяют работать с мелкими повреждениями и повреждениями средней сложности.
При выборе лампы PDR стоит учитывать следующие факторы:
- Размер
- Удобство крепления и настройки
- Персонализация (можно ли менять интенсивность света, цвет)
- Время работы аккумулятора (в случае с портативной лампой)
- Долговечность
Что предлагают новые технологии?
Одним из наиболее продвинутых решений в этой группе инструментов является магнито-индуктивный аппарат. Он воздействует на проблемную зону посредством вихревых токов. Соприкосновение с металлическими поверхностями провоцирует индуктивное возбуждение, что дает возможность нагревать участок и точечно исправлять его геометрию.
Возможно и самостоятельное индуктивное удаление вмятин без покраски. Инструмент своими руками желательно использовать в гараже или другом помещении, где предусмотрены средства защиты от пожара. Такие приборы не наносят вреда окружающей среде, но в неумелых руках могут быть опасны из-за рисков поражения током и возгорания.
Комплекты инструментов PDR
Инструменты для беспокрасочного ремонта вмятин можно покупать как отдельно, так и в комплектах. Размеры комплектов варьируются от простых стартовых до сложных профессиональных. Перед покупкой лучше изучить разные инструменты, чтобы иметь представление, что Вам предлагают.
Лучше покупать инструменты не комплектами, а по отдельности. В комплекте могут быть не ходовые крючки, но может не быть нужных Вам инструментов. В любом случае, перед покупкой нужно изучать ассортимент.
Какой инструмент выбрать для ремонта конкретной вмятины?
Инструменты бывают разных длин, форм и размеров. Каждый инструмент уникально разработан для конкретной цели, и мастер PDR имеет множество инструментов, чтобы получить доступ даже к самым труднодоступным областям автомобиля.
Как узнать, какой инструмент выбрать для определённой вмятины? Необходимо учитывать два основных момента, один из которых — “досягаемость”, а другой — “рычаг”. То есть, сможете ли Вы дотянуться до обратной стороны вмятины и сможете ли оказать на неё воздействие. Это поможет сузить выбор среди имеющихся инструментов.
На самом деле не имеет значения, какой инструмент Вы используете, главное — получить результат. Может быть несколько способов ремонта одного и того же повреждения. Кроме классических ручных инструментов PDR не нужно забывать о возможностях клеевой системы. С её совершенствованием, возможности беспокрасочного ремонта вмятин значительно расширились.
Где и как появилась технология?
Немецкая фирма Nuessle для удаления вмятин разработала pdr инструмент. Это одна из ведущих в Германии компаний, специализирующаяся на выправлении разного рода вмятин без необходимости покраски вмятин в результате неудачной парковки, от попадания града, от летящих предметов и многих других.
Впервые технология была представлена на автомобильных выставках, где необходимо было удаление вмятин, появившихся в ходе осмотра автомобилей посетителями. Такой способ кузовного авторемонта, который сейчас можно осуществить своими руками, появился благодаря открытию лакокрасочных покрытий на основе полимерных соединений. Прочная и гибкая структура окрасочного слоя выдерживала даже сильные кузовные повреждения.
Кстати, эта техника устранения дефектов отнюдь не новейшая разработка. История ее существования насчитывает более 20 лет, оказывается, она просто держалась в секрете разработчиками. На самом деле, уже с 1996 года было организовано обучение и подготовка квалифицированных специалистов, использующих pdr.
Бренды PDR инструментов
Сейчас существует много разных фирм, производящих PDR инструменты и аксессуары. Лучше не покупать дешёвые аналоги неизвестных фирм или даже комплекты без названия. Инструменты известных, зарекомендовавших себя брендов проходят тщательное тестирование, испытания с опытными мастерами беспокрасочного ремонта. Сециалисты фирм-производителей PDR инструментов поддерживают обратную связь с мастерами, а также учитывают запросы на необходимую модификацию некоторых инструментов.
Наиболее качественными и зарекомендовавшими себя являются инструменты американских компаний, таких как Dentcraft Tools, A‑1 Tools, PDR Finesse Tools, Ultra Dent Tools и другие. Также стоит отметить компании KECO и Blackplague PDR, которые продают инновационные инструменты и материалы клеевой системы для вытягивания сложных деформаций.