Карданная передача – составной элемент автомобиля, который передает крутящий момент между валами, располагающимися под определенным углом относительно друг друга. Без карданной передачи того или иного типа сложно представить современный автомобиль. Карданная передача используется, обычно, в трансмиссии и в рулевом управлении. Название получено от имени Д. Кардано, который описал устройство в 16 веке. Впрочем, ученый только описал устройство кардана, но причислять его к изобретателям карданной передачи нельзя. Воплотили в жизнь описанное гораздо позже, через несколько веков. А имя Кардано теперь увековечено в веках.
При помощи карданной передачи соединяются следующие элементы:
- силовой агрегат и КПП;
- КПП и раздатка;
- КПП и главная передача;
- раздатка и главная передача;
- дифференциал и ведущую пару колес.
Главным элементом карданной передачи нужно назвать карданный шарнир. Он бывает различных модификаций:
- равных угловых скоростей;
- неравных угловых скоростей;
- полукарданный упругий шарнир;
- полукарданный неупругий шарнир.
Карданная передача с шарниром неравных угловых скоростей
Данный тип передачи можно обнаружить на автомобилях с задним приводом или полноприводных авто. Устройство такой передачи следующее: на карданных валах расположены шарниры неравных угловых скоростей. На концах передачи имеются соединительные элементы. По необходимости используется соединительная опора.
Шарнир объединяет пару вилок, крестовину и фиксирующие устройства. В проушинах вилок установлены игольчатые подшипники, в которых вращается крестовина.
Подшипники нельзя отремонтировать или обслужить. Масло в них заливается при установке.
Особенностью шарнира является то, что он передает неравный крутящий момент. Дополнительный вал периодически обгоняет и отстает от основного вала. Для компенсации этого недостатка в передаче используется несколько шарниров. Вилки противоположных шарниров располагают в одной плоскости.
В зависимости от того, на какое расстояние необходимо передать крутящий момент, в карданной передача используют один или два вала. При числе валов, равном двух, один из них называется промежуточным, второй — задним. Для фиксации валов устанавливается промежуточная опора, крепящаяся к кузову авто.
С другими элементами автомобиля карданная передача соединяется при помощи фланцев, муфт и других соединительных элементов.
Можно с уверенностью говорить, что шарниры неравных угловых скоростей имеют малую надежность и относительно небольшой срок службы. В современных условиях используют карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей.
Приложение б (справочное). расчет дисбаланса карданного вала
Приложение Б (справочное)
А еще интересно: Топ мини внедорожников: рейтинг, самый лучший