Рулевые тяги и рулевые наконечники: как проверить и заменить


Процесс диагностики продольной и поперечной тяг рулевого управления


Одной из распространенных причин выхода из строя рулевых тяг является выработка шарового шарнира. Некоторые механики в случае неисправности тяг советуют выполнить их реставрацию. Нельзя с уверенностью назвать эту меру правильной, так как неизвестно, сколько времени прослужит восстановленный элемент. Идеальным вариантом станет только их полная замена. Тем более что приобретение необходимых запчастей сегодня не является проблемой.
Признаки наличия неисправности рулевых тяг:

  • появление сторонних шумов в области рулевой рейки, которые несвойственны для нормальной работы механизма;
  • вибрация рулевого колеса;
  • внезапный увод автомобиля в сторону при прямолинейном движении;
  • возникновение люфта рулевой колонки;
  • тяжелый ход руля.

Если на автомобиле был замечен хотя бы один из описанных выше симптомов, необходимо срочно проводить проверку системы управления, в частности рулевых тяг. В процессе выполнения диагностики нужно обратить внимание на такие моменты:

  1. Расстояние, на которое могут перемещаться рулевые наконечники относительно оси пальцев не должно превышать 1,5 мм. Также необходимо определить наличие люфта в этих деталях, который является свидетельством их износа. В этом случае можно восстановить работоспособность тяги, заменив шарнир и рулевой наконечник. Но, лучше установить на автомобиль новую деталь.
  2. На тягах находятся специальные регулировочные муфты, которые затягиваются хомутами. Осматриваем состояние этих элементов. Наличие выработке говорит о необходимости проведения ремонтных работ.
  3. В процессе диагностики нельзя оставлять без осмотра и защиту наконечника шарового шарнира. Ее повреждение существенно увеличивает износ детали, поскольку на ее поверхности скапливаются маленькие абразивные частички (грязь, песок и т. д.). Поврежденные защитные чехлы подлежат замене.

Как самостоятельно заменить наконечники рулевых тяг

Наконечники рулевых тяг – это важная составляющая управления автомобилем, от состояния которых напрямую зависит безопасность движения. Малейший износ тут же сказывается на качестве этой безопасности и говорит о том, что требуется замена рулевых наконечников.

Наконечники представляют собой полусферические пальцы с резьбовыми соединениями к рулевым тягам, они отвечают за «связь» руля с передними колесами автомобиля и позволяют водителю совершать повороты в заданном направлении.

Необходимые инструменты

Для замены наконечника рулевого управления необходимо подготовить следующие инструменты и приспособления:

  • домкрат;
  • балонный ключ для откручивания крепежных болтов колеса;
  • молоток;
  • лом или монтировку;
  • щетку по металлу для очистки деталей;
  • смазку WD-40;
  • штангенциркуль;
  • набор головок и рожковых ключей;
  • графитовую смазку.

Опытные автомобилисты возят этот набор инструментов в багажнике, в дороге он может пригодиться.

Процесс замены


Приобретите новую деталь


Она должна соответствовать конструкции вашего автомобиля

Если вы всё-таки решили, что замена рулевой тяги необходима, тогда следует подготовиться к работе. Первым делом нужно подобрать новые тяги в комплекте с наконечниками. Рекомендуется менять сразу оба, чтобы потом не возникло проблем.

Для выполнения данной работы понадобятся следующие инструменты: домкраты, «козлы», приспособления для съёма рулевых тяг, гаечные ключи, пассатижи, молотки и прочее. Также следует приготовить техническую жидкость для смазки WD-40.

Специалисты при замене рулевой тяги выделяют следующие шаги:

  • Поднимаем машину домкратом и устанавливаем на «козла»;
  • Снимает переднее колесо, расшплинтовываем гайку;
  • Устанавливаем съёмник и подтягиваем гайку, ударяем молотком по поворотному рычагу;
  • Рулевой наконечник полностью откручиваем от муфты (используйте смазку, если туго идёт);
  • Снимаем пыльник, откручиваем гайку от рулевой рейки;
  • Устанавливаем новую рулевую тягу в точности по уровню старой (для этого можно сделать специальную пометку);
  • Собираем всё в обратном порядке.


Поднимаем машину домкратом


Снимаем колесо


Заменяем рулевую тягу


Схема разборки

В процессе работы рекомендуется использовать разнообразные смазочные средства, также стоит сразу избавляться от грязи. Благодаря этому можно обеспечить себе более простое выполнение поставленной задачи в дальнейшем. Кроме того, чистые детали просто работаю лучше.

После замены рулевой тяги нужно первым делом отрегулировать развал-схождение.

Даже наличие меток и точное выполнение всех условий не гарантирует соблюдение всех параметров, поэтому всё-таки не стоит игнорировать специалиста «развальщика». В противном случае могут появиться новые проблемы, а также начнётся очень быстрый износ резины, так что в скором времени потребуется менять и её.

Если всё сделать в точности с рекомендациями специалистов и не игнорировать никакие процедуры, то результат будет на высшем уровне. Иначе лучше сразу отогнать свой автомобиль в ближайшую автомобильную мастерскую и попросить помощи у профессионалов. Они также готовы выполнить всё в кратчайший срок и заменить рулевые тяги без особых проблем, правда, в этом случае нужно будет отдать некоторую сумму денег, что, конечно, далеко не всегда приятно.

Рулевая тяга – ее функции и уязвимости

Все рулевые тяги осуществляют следующие две функции. Они передают усилия от рулевого механизма к поворотным рычагам ступиц, благодаря этому и осуществляется поворот колес, происходит это за счет шарниров, установленных на концах тяг. Также эти элементы авто обеспечивают необходимый угол поворота колес, ведь во время поворотов радиусы, по которым движутся колеса, не одинаковы. А регулируя необходимую длину тяги с помощью специальной резьбы, можно корректировать угол установки колес (угол схождения).

Чаще всего в негодность приходят шарниры, а если точнее, резиновый вкладыш, это, кстати, приводит в негодность и все управление. Происходит такое в результате длительной эксплуатации. Вследствие попадания пыли и грязи может также испортиться пыльник рулевой тяги. Сами же тяги становятся неисправны, в основном, только после механического воздействия. Это может быть наезд колес на края глубоких ям либо же прямой удар о камень и прочее.

Первые признаки необходимости замены рулевых наконечников

Основной причиной износа и повреждений полусферических пальцев является плохое состояние дорог. Любое попадание колес в ямы, колдобины, на одиночные камни, бугры и неровности «бьет» по сферическому сочленению, рано или поздно приводя к изменению первоначальной формы «ложа» наконечника и шаровой составляющей самого «пальца». Появление износа дает о себе знать таким образом:

• в управлении при движении возникают посторонние шумы в виде стуков и посторонних звуков, особенно это заметно на неровной дороге;

• рулевое колесо плохо поворачивается, или возникают некоторые «провалы» вращения руля при поворотах;

• автомобиль при движении может самостоятельно изменить на некоторый угол прямое направление, приходится постоянно «подруливать»;

• присутствует увеличенный люфт рулевого колеса.

Подсказка: Для основательной проверки качества наконечника рулевой тяги, автомобиль устанавливается на эстакаду или над смотровой ямой.

Рулевая тяга и наконечник тяги: назначение

Основной задачей, которую выполняет тяга рулевая, является передача усилия от рулевого механизма на колеса. Однако дополнительные сложности возникают по причине того, что колеса подвижны, а рулевой механизм закреплен жестко. Решает проблему наконечник рулевой.

Если просто:

  • к штоку рулевой рейки сама тяга крепится посредством внутреннего наконечника;
  • к средней тяге трапеции крепление реализовано при помощи шарнирного соединения;
  • соединение тяги с рычагом поворотного кулака осуществляется через внешний рулевой наконечник.

В данной конструкции внутренние наконечники и шаровые соединения отвечают за подвижность тяги в вертикальной плоскости (тяги не ломаются при езде по неровностям).

В свою очередь, внешний наконечник позволяет получить подвижность тяги и колеса в любой плоскости. В результате привод нормально работает в поворотах, при езде по неровностям и т.д.

Устройство рулевой тяги и наконечника

Что касается устройства, сама тяга напоминает стальной стержень. Устройство рулевого наконечника более сложное, так как он служит для соединения подвижных и неподвижных элементов.

Фактически, это шарнирное соединение, где сфера пальца вращается внутри полусферического корпуса. В корпусе устанавливается втулка, набивается смазка, чтобы избежать трения и позволить пальцу выполнять отклонение на заданный угол. Шарнир защищает резиновый пыльник.

Некоторые нюансы установки

Если меняются обе тяги, их необходимо затягивать одновременно, обязательно зафиксировав вал-рейку. Это поможет предотвратить повреждение сухаря, которым удерживается вал внутри рейки. Во время заводской сборки обе тяги одновременно прикручиваются к рейке, и одинаково затягиваются, не разрушая сухарь либо его упор.
Если при замене существует возможность воспользоваться тисками, в них необходимо аккуратно зажать одну из тяг, а вторую затянуть. Для этого желательно использовать динамометрический ключ. Во время затяжки корпус рейки будет немного прокручиваться. Это не страшно. Затянув тягу, следует обработать ее шарнир, поскольку на его плоскости могут остаться заусеницы после зажима в тисках.

Важно! В случае установки деталей без демонтажа рулевой рейки, их следует затягивать крайне осторожно и правильно, чтобы получить нужный момент затяжки, при этом избежать возникновения повышенного крутящего момента вал-рейки. На валу предусмотрены специальные лыски, за которые он фиксируется при помощи ключа. Но, это не всегда возможно, поскольку не все валы их имеют, помимо этого из-за особенности их расположения нужен специальный ключ. Заметим, что категорически запрещено пользоваться плоскогубцами для фиксации вала, поскольку их губки повредят полированную поверхность.

Как видно, процедура замены тяг не отличается сложностью. Трудности могут возникнуть лишь с их затяжкой, именно по этой причине автомобилисты предпочитаю проводить эту процедуру в автосервисе.

Назначение и схема работы трапеции

Система тяг служит посредником между рулевым валом и поворотными кулаками передних ступиц. Задача механизма — синхронно разворачивать колёса в ту или иную сторону, подчиняясь вращению баранки. Трапеция расположена под двигателем на уровне днища автомобиля, прикреплена к элементам жёсткости кузова — нижним лонжеронам.

Рассматриваемая часть рулевого механизма состоит из 3 основных деталей:

  • средняя тяга прикручена к двум сошкам — маятникового рычага и червячного рулевого редуктора;
  • правая тяга крепится к поворотному кронштейну маятника и цапфе поворотного кулака переднего правого колеса (по ходу движения авто);
  • левая тяга соединена с сошкой редуктора и кулаком левой передней ступицы.


Рычаги трапеции механически связывают руль с механизмами передних колёс

Способ соединения поворотных кронштейнов с деталями трапеции — конусный палец, вставляющийся в ответное отверстие сошки и фиксирующийся гайкой. Маятниковый рычаг и редуктор жёстко крепится к лонжеронам длинными болтами.

Средняя тяга представляет собой полый металлический стержень с двумя шарнирами. Две боковые тяги — это сборные элементы, состоящие из 2 наконечников, — длинного и короткого. Между собой детали соединяются резьбовым хомутом, стягивающимся двумя болтами.


Средняя секция предназначена для жёсткого соединения сошек редуктора и маятника

Как работает трапеция:

  1. Водитель поворачивает руль, вращая вал и хвостовик редуктора. Червячный механизм передаёт на сошку меньшее количество оборотов, но увеличивает крутящий момент (усилие).
  2. Сошка начинает поворачиваться в нужную сторону, увлекая за собой левую и среднюю тягу. Последняя через кронштейн маятника передаёт усилие правой тяге.
  3. Все 3 элемента сдвигаются в одну сторону, заставляя синхронно поворачиваться передние колёса.
  4. Маятниковый рычаг, закреплённый на втором лонжероне, выступает дополнительным шарнирным подвесом системы. В старых версиях маятников сошка крутится на втулке, в новых элементах — на подшипнике качения.
  5. Шаровые пальцы на концах всех тяг позволяют двигаться трапеции в одной горизонтальной плоскости независимо от сжатия пружин передней подвески.


Боковой рычаг состоит из двух наконечников, скреплённых хомутом

Увеличение крутящего момента червячным редуктором позволяет обходиться без гидравлических и электрических усилителей руля. С другой стороны, водитель физически ощущает проблемы с ходовой частью — стоит закиснуть шаровой опоре либо наконечнику тяги, и вращать баранку становится гораздо тяжелее.

Замена рулевых наконечников своими руками, инструкция

Для проведения операции вам необходимо:

• купить новые наконечники (не забудьте, что для левой и правой стороны они разные, и что менять нужно с обеих сторон сразу, а не только с той, где обнаружен износ);

• специальный съемник, но если его нет, то можно обойтись молотком и монтажкой;

• ключи на 19”, 13” и динамометрический;

Инструкция, как сделать замену рулевых наконечников самостоятельно

1) Поставить автомобиль на домкрат и открутить колесо.

2) Очистить от пыли и грязи место соединения рулевого наконечника с поворотным кулаком (можно использовать металлическую щетку) и обработать его проникающей смазкой для облегчения процесса откручивания (вместо проникающей смазки можно использовать тормозную жидкость).

3) При помощи плоскогубцев снять шплинт фиксации резьбового соединения наконечника и открутить гайку.

4) При помощи специального съемника или монтажки с молотком выпрессовать полусферический палец из кулака.

5) Открутить болт крепления наконечника к тяге и выкрутить палец.

Подсказка: При выкручивании наконечника постарайтесь подсчитать количество оборотов, чтобы при установке новой детали соблюсти такое же расстояние. Это позволит вам избежать процедуры развала схождения колес.

Подсказка: Выкручивать палец нужно по часовой стрелке.

1) Вкрутить новый наконечник вместо старого и прикрепить к рулевой тяге, вставить полусферический палец в кулак, затянуть гайкой и зафиксировать ее положение при помощи шплинта.

2) Установить колесо на место и опустить авто с домкрата провести процедуру замены рулевого наконечника с другой стороны.

3) После ремонта рекомендуется заехать на СТО для проверки, нужно ли делать развал схождения колес. Только так вы сможете избежать возникновения вероятных проблем с управлением.

Если процедура замены рулевых наконечников своими руками вам показалась слишком сложной, вы не доверяете своей компетентности в этом вопросе или просто нет времени ее произвести, доверьте это дело профессионалам. Сделайте это безотлагательно, так как безопасность превыше всего.

↑ Как снять рулевые тяги на ваз без съемника, видео

Ключевые слова

ремонт авто советы бывалых

Похожие новости

ВАЗ 2106 (21061) / Рулевое управление ВАЗ 2106

Устройство рулевого управления ВАЗ 2106

ВАЗ 2110 — инструкции по эксплуатации и ремонту / Рулевое управление ваз 2110

Рулевой механизм ВАЗ-2110, 2111, 2112

ВАЗ 2107 — инструкции по ремонту и эксплуатации / Рулевое управление ВАЗ 2107

Снятие и установка тяги и шаровых шарниров рулевого привода ВАЗ 2107

ВАЗ 2107 — инструкции по ремонту и эксплуатации / Рулевое управление ВАЗ 2107

Снятие и установка рулевого механизма ВАЗ 2107

ВАЗ 2107 — инструкции по ремонту и эксплуатации / Рулевое управление ВАЗ 2107

Общие данные о рулевом управлении автомобиля ВАЗ 2107

ВАЗ 2107 — инструкции по ремонту и эксплуатации / Ходовая часть ВАЗ 2107

Определение состояния деталей передней подвески ВАЗ 2107

Типы рулевого управления

На автомобилях может быть установлено либо рулевое управление с рулевым редуктором червячного типа, либо рулевая рейка. Рулевое управление с механизмом червяк-ролик отличает небольшая склонность к передаче ударов от неровностей дороги, возможность передачи большего усилия и большие углы поворота колес. Но, в то же время в конструкции предусмотрено большое количество рулевых тяг и шарнирных соединений, что способствует «накоплению» люфтов и делает малоинформативным и «тяжелым» руль. Отрицательных моментов, при эксплуатации червячных рулевых механизмов, получается больше, чем положительных и современные автомобили в своем большинстве оснащаются реечным рулевым механизмом. Рулевое управление с реечным рулевым механизмом отличает компактность, минимальное количество рулевых тяг и шарниров и невысокая цена. Все эти факторы способствуют его широкому применению.

Рулевая рейка идеально совмещается с подвеской McPherson в переднеприводной компоновке, обеспечивая точность и легкость рулевого управления. Но и реечное рулевое управление не лишено минусов в эксплуатации. Это передача любого толчка на рулевое колесо, что обусловлено простотой конструкции, что собственно не приемлемо для тяжелых машин.

Причины износа наконечников

Одной из самых главных причин преждевременного износа наконечников является дорожное полотно низкого качества. Ямы, ухабы и прочие дорожные дефекты способствуют увеличению нагрузки на детали рулевого управления, что негативно сказывается на их ресурсе. Впрочем, стиль и манера вождения также играют важную роль. Даже на относительно ровных дорогах многие водители умудряются вывести из строя рулевое именно из-за не бережного отношения к своему автомобилю.

Простой пример: обгоны с резкой сменой направления провоцируют возникновение критических силовых нагрузок на элементы управления автомобилем. Наиболее слабым местом системы являются наконечники. Однако преждевременному износу подвергаются также тяги и рулевая рейка

Проверить состояние этих деталей достаточно легко: необходимо выехать на дорогу и разогнаться до 60 км/ч. Во время движения рулевое колесо поворачивается в разные стороны. При этом следует убедиться в том, что рядом нет других участников дорожного движения, и маневры будут безопасны. Если состояние тяг и наконечников идеально – автомобиль будет мгновенно отзываться на все манипуляции с рулем со стороны водителя. В противном случае, следует задуматься о необходимости замены рулевых тяг и наконечников.

Статья в тему: Маркировка моторных масел

Анализ проблем с управлением автомобиля

Какие симптомы говорят о том, что с этим узлом что-то неладное?

  • появился люфт на руле;
  • «баранка» стала непривычно тяжёлой;
  • слышны подозрительные стуки при повороте руля;
  • у систем с гидроусилителем начало подтекать масло;
  • руль периодически закусывает в одном положении.

Если нечто подобное вы заметили на своём авто, то самое время задуматься о посещении автосервиса или всё же попробовать ремонт рулевой рейки своими руками.

Второй вариант поможет вам сэкономить не только средства, но и время, ведь на СТО зачастую бывают очереди, а оставаться даже на небольшой срок без машины не хочется никому.

Итак, рассмотрим последовательности несложного самостоятельного ремонта рейки на примере популярных отечественных авто ВАЗ 2109 и ВАЗ 2110.

Советы

  • Поверните руль на себя. Это позволит сделать более легким доступ к рулевым деталям для той стороны, с которой вы работаете.
  • Некоторые из этих инструкции могут незначительно отличаться в зависимости от марки, модели и года выпуска вашего автомобиля.
  • Как правило, не рекомендуется переустановить все демонтированные при установке запчасти.
  • Выберите рабочую зону без лишнего хлама, которая обеспечит вам достаточно свободного пространства для передвижения вокруг транспортного средства.
  • В целях вашей безопасности, и сбережения автомобиля не импровизируйте с инструментами.
  • Альтернативой отметкам для замены рулевых тяг является измерение расстояний на рулевом механизме в целом.

Необходимые инструменты для замены

Заметить изменения в рулевом управлении опытный водитель может сразу

Сначала для замены рулевой тяги своими руками вам необходимо купить тяги, что подходят именно для вашей модели автомобиля, и по возможности сразу два наконечника, чтобы избежать замены старого наконечника в будущем и сэкономить ваши средства.

Приведем список самых популярных и необходимых инструментов для замены этого механизма:

  • Домкрат,
  • «козлы» для безопасности,
  • Пассатижи,
  • гаечные ключи,
  • съемник рулевых тяг,
  • отвертка,
  • универсальная техническая жидкость WD-40.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]