Инструкция по замене тормозной жидкости в автомобиле


05.08.2020
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Причины замены тормозной жидкости
  • Периодичность замены тормозной жидкости
  • Выбор тормозной жидкости для замены
  • Самый распространенный способ замены тормозной жидкости
  • Замена тормозной жидкости заводским способом
  • Мнение автолюбителей о замене тормозной жидкости

Замена тормозной жидкости – это регламентная процедура, которая необходима для поддержания нормальной работы тормозной системы. Состояние ТЖ (тормозной жидкости) напрямую влияет на качество торможения, и если замена производилась давно или сама ТЖ имеет недостаточно хорошие показатели, то ездить на такой машине нельзя.

Сама по себе процедура замены не сложна, однако наиболее популярный способ требует двух человек. В нашей статье мы расскажем о том, как можно поменять жидкость, а также приведем интервалы замены и поговорим о видах самой ТЖ.

Причины замены тормозной жидкости

Чтобы ваш автомобиль находился в исправном состоянии, следует каждые 2-3 года менять все жидкости. Это необходимо, поскольку они теряют свои свойства с течением времени.

Почему может потребоваться замена тормозной жидкости? Прежде всего, из-за того, что она впитывает влагу. В результате ТЖ будет закипать во время продолжительного пуска или когда гидравлическая система функционирует в напряженном режиме. Кроме того, из-за избытка влаги в тормозной системе может образоваться ржавчина.

Когда следует выполнить частичную либо полную замену тормозной жидкости:

  • если это рекомендует производитель авто;
  • при возникновении поломки (оборвались шланги);
  • вы заменили тормозную систему или комплектующие;
  • когда внутрь системы попала вода;
  • произошло завоздушивание системы.

Не важно, какого бренда тормозную жидкость вы используете. Как только состав окажется внутри системы, он начнет впитывать влагу. Почему так происходит:

  • сальники сильно изношены;
  • уплотняющие отвороты также вышли из строя;
  • машина длительное время не эксплуатировалась;
  • вынужденное либо непреднамеренное неправильное смешение залитых составов;
  • плохое состояние бака для тормозной жидкости.

Следует отметить, что даже если состав впитывает немного влаги, всего 3-4 %, ТЖ обязательно закипит. В результате тормоза могут отказать, заблокируются цилиндры. Причем произойти все это может, когда машина резко тормозит в экстренной ситуации. По этой причине следует регулярно проводить замену тормозной жидкости, а именно 2–4 раза в год. Когда возраст у вашего авто достаточно большой, делать это необходимо еще чаще.

Экономия на заменах ТЖ может привести к непоправимым последствиям!

Полная замена тормозной жидкости может потребоваться, если ранее был залит старый состав либо жидкости были смешаны неправильно. К примеру, многие компании-производители выпускают ТЖ с уникальными добавками, поэтому использовать такой состав с другими запрещено.

На самом деле заменить ТЖ сможет даже новичок. Однако многие автовладельцы доверяют эту работу специалистам, так как не знают последовательность действий. Стоимость данной процедуры в автосервисе невысокая. Но каждый опытный водитель должен знать, как она производится. Далее рассмотрим основные шаги, которые следует выполнить при замене тормозной жидкости.

Как найти в Hyundai?

Пользуясь автомобилем «Хендай», нужно периодически проверять объём тормозной жидкости. Если необходимо, проводите доливку жидкости в бак. Бачок, в который нужно заливать тормозную жидкость, располагается на основном цилиндре, в левой части моторного отсека.

Для того чтобы в дальнейшем избежать затрат на починку тормозной системы, а то и всего авто, вовремя меняйте отработанную рабочую жидкость на новую. Тормозная жидкость является весьма гигроскопичной (впитывает влагу из воздуха). Это не только усиливает коррозийное воздействие на запчасти, но и снижает температуру закипания самой жидкости. Это может привести к тому, что тормозная система перестанет работать. Не применяйте отработку повторно. В ней содержится слишком много грязи, воздуха и влаги.

Рекомендуем: Из чего состоит и как работает сцепление автомобиля?

Периодичность замены тормозной жидкости

Что влияет на периодичность замены тормозной жидкости:

  • Модель авто. В инструкции по эксплуатации транспортного средства должно быть указано, когда (при каком пробеге в км) следует заменить ТЖ.
  • Состав жидкости. Если ТЖ высококачественная и нового класса, заменять ее потребуется не так часто.
  • Особенности эксплуатации транспортного средства, то насколько герметична система тормозов, то, как человек водит машину: спокойно либо агрессивно, езда в пробках.

Стандартная периодичность замены тормозной жидкости следующая:

  • Каждые 24–36 месяцев либо через 50 000 км пробега.
  • Когда транспортное средство длительное время, к примеру, более 24 месяцев, не эксплуатировалось.
  • После ремонтных работ системы тормозов: магистралей, трубок, патрубков. Это не касается колодок и суппортов, если тормозная система при выполнении ремонтных работ не была разгерметизирована.
  • Если ТЖ находится в плохом состоянии, она грязная либо произошло ее увлажнение более чем на 3 %.

Чтобы определить, сколько жидкости впитала тормозная жидкость, применяют специальные электроприборы. Они определяют влажность состава. Стоимость таких устройств достаточно высока, и рекомендуется приобретать их, только если вы сами работаете в автосервисе и будете пользоваться прибором постоянно.

Назначение емкости

В конструкции отечественного автомобиля ВАЗ 2107 используется гидравлическая тормозная система, состоящая из приводных и исполнительных механизмов, а также магистралей в виде трубок и шлангов, и резервуара, заполненного жидкостью. Это жидкое вещество выступает в роли приводного источника, и называется она тормозная жидкость — кислота, обладающая гигроскопичностью. Заливается она в пластиковую прозрачную емкость под капотом, но об этом подробнее.

Рассматриваемая емкость на семерке изготовлена из мягкого и ударопрочного пластика. Разбить бачок практически невозможно, однако повредить его острым инструментом легко. В бачок заливается жидкость, которая поступает к главному тормозному цилиндру. В цилиндре происходит перемещение поршня при нажатии средней педали, за счет чего увеличивается давление в системе. При повышении давления в работу включаются рабочие цилиндры, в которых происходит перемещение поршней под действием жидкого вещества.

Из краткого описания принципа работы тормозной системы на ВАЗ 2107 понятно, что бачок играет основополагающую роль. Он обеспечивает бесперебойную подачу рабочего вещества в главный цилиндр системы. При повреждении магистралей или рабочих механизмов нарушается герметичность системы. Благодаря тому, что бачок имеет прозрачные стенки, выявить неисправность системы удается легко и быстро. Для этого необходимо открыть капот и посмотреть на наличие наполненности емкости.

Как поменять бачок

Перед тем, как произвести замену бачка для тормозной жидкости, необходимо разобраться с его местом расположения. Находится резервуар с водительской стороны под капотом. При открытии капота нужно посмотреть на ближайшую стенку к салону, где рядом будут находиться два пластиковых резервуара. Первый резервуар, который расположен левее, и является емкостью для тормозной жидкости. Рядом с этим бачком находится еще один резервуар меньшего объема — это емкость для аналогичного вещества, которая применяется в системе сцепления.

Владельцы транспортных средств должны знать о том, что замена тормозной жидкости должна выполняться через каждые 40 тысяч км пробега. Если авто имеет пробег свыше этого показателя, тогда качество смеси ухудшается, что может стать причиной отказа тормозов в любой момент. Кроме замены смеси через каждые 40 000 км пробега, необходимо также периодически контролировать уровень тормозной жидкости в бачке, и при необходимости проводить ее доливку.

Выбор тормозной жидкости для замены

Даже зная регламент замены тормозной жидкости, многие неопытные автовладельцы неправильно выбирают состав. Какие ошибки встречаются чаще всего:

  • У каждого состава есть маркировка DOT (стандарт Министерства транспорта Соединенных Штатов Америки). На сегодняшний день в продаже встречаются марки DOT 5.1 и 5, DOT 4 и DOT 3, отличающиеся по вязкости. Выбирать состав следует с учетом того, что рекомендует автопроизводитель.
  • Заливать ультрасовременные тормозные жидкости в машины ХХ века нельзя. Дело в том, что элементы из резины системы тормозов не совместимы с ТЖ, кроме того, жидкость имеет неподходящий состав.
  • Также нельзя смешивать ТЖ. В результате этого действия система тормозов будет работать хуже. В итоге автомобилисту придется полностью заменить состав.

Обратите внимание!

ТЖ токсична. Если она попадет на кожу, глаза или слизистую, произойдет химический ожог.

Во время замены тормозной жидкости у вас должна быть приготовлена ткань, чтобы сразу вытереть ТЖ, если она попадет на пластиковые элементы автомобиля либо на кузов. При попадании состава на поверхность машины следует удалить загрязнение с помощью воды и вытереть тканью.

Как правильно выбрать состав? Для этого следует учитывать множество нюансов, кроме точки кипения. Например, нужно знать следующие параметры смеси:

  • вязкость ТЖ;
  • способность противостоять коррозии;
  • результат воздействия на резиновые детали;
  • степень стабильности;
  • смазывающая способность.

При выборе состава прежде всего обращают внимание на то, насколько вязкая ТЖ. Если она будет густая, в морозы система тормозов выйдет из строя. Если же на улице будет жарко, а используемый состав слишком жидкий, произойдет протечка.

Способность состава противостоять коррозии также одно из важнейших свойств состава. Для этого производитель использует специальные добавки. Ингибиторы представляют собой вещества, замедляющие коррозию. Чтобы определить, насколько добавка эффективная, элементы системы тормозов выдерживают в увлажненной до 3,5 % ТЖ в течение 5 дней при температуре закипания.

Совместимость с резиновыми элементами. В случае, когда ТЖ оказывает негативное воздействие на резину, она будет набухать либо произойдет усадка на манжет. Если резина набухнет, поршень разрушит уплотнения. Если же произойдет усадка, может случиться протечка.

Рекомендуем

«Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать» Подробнее
Чтобы ТЖ выполняла свои функции эффективно, состав должен быть стабилен при температуре от -50 °С до +150 °С.

Смазывающие характеристики ТЖ определяют во время испытаний на стенде. При этом имитируется работа тормозных цилиндров при максимальной нагрузке.

Самый распространенный способ замены тормозной жидкости

Выполнить замену тормозной жидкости сможет каждый автовладелец, главное подойти к этой работе ответственно. Выполнять манипуляции необходимо осторожно, поскольку вы используете химически активный состав. Если ТЖ попадет на кожу либо в глаза, произойдет ожог. Если такое случилось, следует промыть пораженный участок водой.

Важно!

Если в тормозную систему попадет моторное масло, она выйдет из строя.

Для замены тормозной жидкости потребуется:

  • свободное время 60 минут;
  • накидной ключ на 10;
  • ТЖ в объеме, который рекомендует автопроизводитель (с запасом);
  • резиновые перчатки для защиты рук;
  • ткань;
  • вода;
  • тазик или ведро, куда вы будете сливать отработанную ТЖ;
  • шланг от капельницы;
  • друг, который будет вам помогать.

Последовательность действий следующая:

  • Необходимо загнать авто на смотровую яму либо эстакаду.
  • Затем нужно выключить мотор, не выжимая ручник. Необходимо заклинить колеса башмаками, открыть капот, открутить крышку головного тормозного цилиндра (положите ее так, чтобы не уронить и не запачкать ее). Заранее от крышки следует отсоединить провода.
  • Далее надо открутить крепежные болты с колеса, поднять авто на домкрате и снять колесо.
  • Используя ткань, нужно очистить зону, где расположен спускной клапан, если потребуется, намочите поверхность и потрите щеткой.
  • Затем необходимо снять защитный резиновый колпачок с клапана.
  • На штуцер нужно надеть шланг (от капельницы), с его помощью вы сможете узнать, насколько ТЖ загрязнена.
  • Теперь можно открутить клапан с помощью накидного ключа на 10. Далее на клапан нужно одеть шланг и опустить его в ведро или тазик.
  • В это время второй человек должен нажимать на тормоз в следующем порядке: 4 раза стандартно, при пятом нажатии зафиксировать педаль на несколько секунд.
  • Вы заметите, что через шланг будет вытекать старая ТЖ. Как только она перестанет течь, следует быстро закрыть клапан, иначе произойдет завоздушивание системы.
  • Эти действия следует выполнять несколько раз, пока уровень ТЖ в бачке будет минимальный. Затем нужно долить новый состав до верхнего уровня и продолжить прокачивать систему до того момента, как со шланга не пойдет чистая ТЖ.
  • После этого начинаем замену тормозной жидкости на втором колесе, двигаться вы должны так: заднее левое — переднее правое. Если вы нарушите данный принцип, замена ТЖ будет выполнена неправильно.
  • Когда закончите работу, следует проверить, что педаль тормоза двигается плавно и останавливается в нижнем и верхнем положении. Если это не так, значит, произошло завоздушивание тормозной системы и образование пробки. В этом случае придется заново прокачивать все контуры отдельно. Чаще всего воздух попадает внутрь системы при нарушении технологии замены ТЖ.
  • После замены тормозной жидкости важно удостовериться, что резиновые колпачки на месте.
  • Затем нужно долить ТЖ до максимального уровня.
  • Далее закрыть крышку главного цилиндра.
  • Протестировать работу тормозной системы. Для этого необходимо проехать по трассе.

Теория:

Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств, которые у нас в стране описаны межгосударственным стандартом. Впрочем, на практике принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116, который был разработан Министерством транспорта США (United States Department of Transport). Именно он и породил аббревиатуру DOT, ставшую именем нарицательным для тормозной жидкости. В этом стандарте описываются такие характеристики, как степень вязкости, температура кипения, коррозионная стойкость, уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы и т.д.
Oдна из обязательных процедур при обслуживании современного автомобиля — замена эксплуатационных жидкостей при определенных пробегах. Все прекрасно понимают, для чего нужно менять моторное масло, но далеко не каждый знает причины, по которым то же самое делают, скажем, с антифризом или тормозной жидкостью.

Между тем она банальна — потеря эксплуатационных качеств:

При нажатии на педаль тормоза, воздух проникает в компенсационные отверстия системы и тормозная жидкость впитывает из него влагу. Гигроскопичность тормозной жидкости хоть и становится со временем недостатком, но она необходима. Это свойство позволяет избавиться от капель воды в тормозной системе. Попав в нее, вода может стать причиной коррозии, а при отрицательных температурах банально замерзнуть, что в лучшем случае оставит вас без тормозов в зимнее время, а в худшем приведёт к коррозии и дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения и больше вязкость при низких температурах. Достаточно содержания в тормозной жидкости 3% воды, чтобы ее температура кипения упала с 230°C до 150°C.

Замена тормозной жидкости заводским способом

В заводских условиях специалист надевает на горловину бачка штуцер, через него происходит наполнение системы тормозной жидкостью под большим давлением. Мастер, который стоит внизу, должен поочередно открывать штуцеры прокачки на цилиндрах. Из них выйдет воздух, а после этого отработанный состав. После этого штуцер закручивают. Как только данная манипуляция будет произведена со всеми колесами, в тормозной системе будет залита новая жидкость.

Теперь специалист отсоединяет штуцер от горловины бачка, который находится на главном тормозном цилиндре, а затем закручивает пробку бака.

Что если автовладелец самостоятельно заменит тормозную жидкость по данной технологии? В случае, когда вы произвели ремонт системы тормозов, заменили гидравлические элементы, прокачали систему, потому что она была завоздушена, следует использовать метод «качай-держи».

Если ТЖ будет под большим давлением проходить по трубкам и полостям цилиндров, получится устранить завоздушивание.

Но как поступить, когда вам необходимо выполнить замену тормозной жидкости согласно рекомендациям автопроизводителя? На одной модели авто это нужно делать каждые 24 месяца, на другой через 36 месяцев. В этом случае лучше всего пролить систему новой ТЖ. Так как бак находится высоко, отработанный состав стечет вниз к рабочим цилиндрам. Выполнить замену в такой ситуации вы сможете самостоятельно без помощи второго человека.

Сколько тормозной жидкости нужно для замены?

Рекомендуется покупать как минимум 1 литр ТЖ.

Интересный факт: не имеют значения габариты легкового авто, его проходимость, использование антипробуксовочной системы, в любом случае тормозная система вмещает в себя не более 0,5 л ТЖ.

Обратите внимание на то, что при замене отработанный состав и новый перемешиваются, это значит, что потребуется немного больше ТЖ. Оптимальный вариант – купить 1 литр состава любого бренда, так как их все можно смешивать.

Большинство автомобилистов используют DOT-4. Частая замена такого состава требуется по причине активного поглощения влаги из воздуха. В результате повышенной гигроскопичности состав утрачивает свои свойства.

Таким образом, чтобы своими руками выполнить замену ТЖ, следует загнать машину на эстакаду либо смотровую яму, чтобы вы могли легко подобраться к области, откуда будете заливать в бачок ТЖ в подкапотном пространстве, а также к тормозным цилиндрам колес автомобиля.

Для начала нужно удалить с помощью резиновой груши отработанный состав из бака. Затем залить новую ТЖ до требуемого уровня. Чтобы слить состав из всех цилиндров сразу, следует подготовить 4 трубки, которые плотно надеваются на штуцеры прокачки цилиндров. Концы трубок должны быть помещены в бутыли.

Рекомендуем

«Проверка тормозной жидкости: гарантия безопасности на дорогах» Подробнее
Затем следует открутить штуцеры тормозных цилиндров и удостовериться, что состав вытекает через все 4 трубки. Важно следить за тем, сколько жидкости осталось в баке на тормозном цилиндре, и своевременно доливать новую ТЖ. Обращайте внимание, сколько отработанного состава вытекло в бутыли, которые находятся возле тормозных цилиндров.

Вам придется 3-4 раза отлучаться от наблюдения за тем, как стекает состав из штуцеров тормозных цилиндром, чтобы долить ТЖ в бак на тормозном цилиндре. Только так вы сможете не допустить его осушения.

Быстрее всего наполнится бутыль, в которую стекает состав из шланга от тормозного цилиндра переднего левого колеса. Когда вы заметите, что в емкости примерно 0,2 л отработанной ТЖ, следует закрутить и затянуть штуцер. Данную процедуру необходимо повторить с передним правым колесом. Заканчиваем работу на задних колесах, в бутылях должно быть примерно 0,2–0,25 л тормозной жидкости.

Все, вы закончили менять ТЖ. Теперь необходимо проверить, что вы достаточно затянули штуцеры. После этого можно надеть защитные колпачки и проверить уровень ТЖ в баке главного тормозного цилиндра.

Удаление воздуха из тормозной системы автомобиля

Для удаления воздуха снова понадобится помощник. Его основной задачей будет создавать давление в тормозной системе частым нажатием на педаль. Для этого делается 5-6 нажатий на педаль, после чего она удерживается в нажатом положении.

  • Когда работник под машиной получит сигнал об удержании педали, он должен открутить штуцер, на который надет шланг, опущенный в емкость для сбора ”тормозухи”. Как только педаль провалится до пола, следует закрутить штуцер.
  • Операции повторяются до тех пор, пока из колесного цилиндра не перестанет выходить воздух. При этом педаль тормоза начнет работать раньше с большим сопротивлением.
  • Наличие воздуха проверяется на каждом колесе, при этом важно следить за уровнем жидкости в бачке.

После замены жидкости и удаления воздуха, необходимо надежно зажать все спускные штуцера, поставить на место колеса и произвести пробное испытание на «пустынной» дороге. Если процесс торможения происходит при малейшем нажатии на педаль, то замена жидкости выполнена успешно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]