Зачем подшипник в ступице
На фланец ступицы крепится колесный диск или непосредственно обод колеса. На нее также устанавливаются элементы тормозной системы. Если закрепленные на ступице колеса ведущие, она выступает частью автомобильной трансмиссии. Ступица переднего поворотного колеса является элементом рулевого управления. Диаметр ступицы значительно больше, чем у ее внутреннего отверстия, куда запрессовывается подшипник. Ее длина обычно превышает диаметр этого отверстия.
Высокая прочность и конструкция ступицы не требует ее частой замены. В то же время замена ступичного подшипника впрессованного в нее, должна производиться чаще. Эта деталь удерживает вместе с другими такими же подшипниками вес машины, обеспечивая вращение колес. В ступицах ведомых осей, не испытывающих больших нагрузок, обычно применяются конические однорядные подшипники. Для ведущих применяют конические подшипники с двумя рядами, которые выдерживают вдвое большую нагрузку, чем однорядные.
Ступичные подшипники имеют закрытую конструкцию, что предполагает их использование до почти полного износа. Они не нуждаются в замене смазки. Однако своевременная замена ступичного подшипника необходима, прежде всего, потому, что он обеспечивает безопасное движение, под действием серьезных радиальных и боковых нагрузок.
Когда надо менять подшипник
Ступичный подшипник непосредственно влияет на способность автомобиля уверенно двигаться по дороге, не подвергая опасности людей, находящихся в машине и за ее пределами. Если хотя бы один из таких подшипников выходит из строя, возникает риск неуправляемости автомобиля и аварийной ситуации. Чтобы вовремя понять, нужна ли замена ступичного подшипника, следует каждые пару недель покачивать двумя руками каждое колесо для обнаружения люфта или посторонних звуков.
Верными признаками того, что необходимо заменить ступичный подшипник, являются:
- выявление заметного люфта в колесе при его покачивании в разных плоскостях;
- появление во время движения однообразного гула, исходящего от колеса;
- завывание или шум, пропадающий при резком повороте;
- горячая на ощупь ступица или ее колпачок.
Причинами таких явлений могут быть потеря смазки из-за высокой температуры, вымывание, если автомобиль часто преодолевает водные препятствия. В корпус подшипника может попасть мелкий песок и пыль, имеющие абразивный эффект.
В любом варианте стоит задуматься о том, как поменять ступичный подшипник. Ведь его износ так же влияет на биение руля при движении автомобиля. Обычно эту процедуру проводят после 110-130 тысяч км. пробега. Однако этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации машины и стиля ее вождения. Считается, что каждая четвертая машина с пробегом свыше сотни тысяч километров требует особого внимания к состоянию таких подшипников. Чтобы не допустить возникновение проблем с ними, следует сделать правилом для владельцев автомобилей регулярную диагностику ступичных подшипников своими силами или пользуясь услугами автосервиса.
При этом важно помнить, что попытки самостоятельно ремонтировать или как подешевле заменить подшипник ступицы, ни к чему хорошему не приведут, поскольку он ремонту не подлежит. При выходе из строя, его нужно просто заменить.
Как правильно запрессовать ступичный подшипник
При пробеге за 145 тыс. км начался такой гул, что все пассажиры начали безошибочно определять, что это шумит передний ступичный. А вот насчёт какого, правый или левый мнения разделились. К сожалению вывешиванием колёс не определялось. При повороте направо шум пропадал, исходя из чего можно было подумать, что разгружаясь правый подшипник перестаёт гудеть. Исходя из этой теории было принято решение менять правый (перед заменой я проехал ещё более 5000 км, желая подшипнику скорейшей кончины, а он всё не разваливался). Забегая вперёд, скажу, что это решение было ошибочным, хотя и не бесполезным (износ беговых дорожек подшипника уже был хорошо виден). После замены правого гул остался. Пришлось купить ещё один подшипник. После замены левого шум исчез. Вскрытие показало, что гул исчезал при правом повороте, так как питтинг был в верхней части наружной беговой дорожки левого подшипника (а если был бы износ на внутренней дорожке вверху — не шумел бы в левом повороте). Вывод: Если вывешиванием колёс конкретный виновник не определился, то: 1. Меняем любой! (бюджетный вариант, может угадаете), 2. Меняем оба. (тем более если пробег больше 140 000 км).
Итак собственно замена.
Если у вас есть руки, свободного времени больше, чем свободных денег, и (или) нет желания, чтобы специалисты автосервиса учились и ломали ремонтировали за ваши деньги, хотите проехать после замены не только до гаража, желаете разорить ПСA (т.к. перестали продавать С5) можете заменить сами. Снимаем поворотный кулак.
Недавно делился с подписчиками о доработке самодельного гидравлического пресса
. А так же о том, как с помощью него была проведена выпрессовка и запрессовка ступицы форд. Появились вопросы от подписчиков и просто гостей, о том, каким образом правильно запрессовать ступицу не повредив подшипник. Рассказываю. Есть три варианта запрессовки ступицы в кулак:
Способ 1
: Самый простой — тупо задавить ступицу прессом в кулак. При этом все давление гидравлики с внутренней обоймы подшипника через шарики переходит на внешнюю обойму. При этом 99% случаев заканчивается повреждением шариков и обойм и ступица начнет шелестеть через 2-3 тыс. км. Так делают обычно те, кто выпрессовывают ступицу таким способом
Что нужно для замены ступичного подшипника
Чтобы заменить ступичный подшипник своими руками, нужно быть предельно осторожным и свои силы не переоценивать. В условиях СТО это сделать значительно проще и быстрее. В большинстве таких предприятий работают опытные мастера, которые пользуются профессиональными инструментами для того чтобы выбить подшипник из ступицы.
Приняв решение о проведении работ своими силами, необходимо ответить на вопрос, как снять ступичный подшипник и каким образом взамен него поставить новый.
Для этого необходимо приготовить:
- новый подшипник, желательно европейского производства, стопорные кольца и гайка ступицы;
- схему ступицы и детальную инструкцию по проведению работ;
- помещение для ремонта с тисками и хорошим освещением ремонтируемого узла;
- специальное приспособление для съема подшипника;
- набор ключей и головок с воротком;
- круглогубцы, которые могут понадобиться для снятия стопорного кольца;
- смазка (литол);
- отрезок трубы длиной до метра в качестве рычага.
Перед началом работ следует детально продумать, как лучше снимать подшипник ступицы. Делая это впервые, лучше пригласить помощника. Особого внимания при подготовке заслуживает съемник ступичного подшипника. С его помощью можно аккуратно снять подшипник, не повредив колесо и другие детали машины. С его устройством и принципом работы лучше ознакомиться заранее. Обычно у такого съемника подшипника ступицы достаточно простое устройство.
Чертежи съемника ступичных подшипников.
Также понадобилась шпилька длиной 320 мм к ней приварили гайку. Так же запрессовал шарик от подшипника в центр шпильки.
По чертежам были выточены вот такие делали:
Чашка с ответной частью.
Также две шайбы размерами 74 мм и 62 мм.
Вот так выглядит весь комплект приспособления для выпрессовки ступичных подшипников.
На этом видео автор подробно показывает съемник ступичных подшипников.
Замена переднего ступичного подшипника
Решая, как заменить передний ступичный подшипник, следует учитывать его месторасположение. Ведь именно передняя подвеска – главная часть, влияющая на управляемость машины. Поэтому лучше делать эту работу с использованием съемника, помогающего без проблем снять такой подшипник. Прежде всего, нужно зафиксировать автомобиль в удобном для работы положении. Поставить на первую передачу и подложить под колеса упоры, затянуть ручник.
Замена переднего ступичного подшипника требует тщательной подготовки рабочей зоны. Следует внимательно осмотреть детали, с которыми предстоит иметь дело, прикинуть, как лучше снимать подшипник, подготовить необходимые инструменты. Следует принять во внимание, что на передних ступицах ведущих колес может устанавливаться по два подшипника.
Чтобы заменить подшипник ступицы на переднем колесе, необходимо:
- С помощью отвертки снять заглушку подшипника с переднего колеса и расконтрить и ослабить ступичную гайку.
- Вывесить колесо.
- Суппорт подвязать к детали подвески для исключения зависания его на шланге переднего тормоза. После этого отжать его отверткой и снять с поворотного кулака.
- Открутить болты тормозного диска от ступицы и снять.
- Отверткой поддеть стопорное кольцо и снять.
- С помощью съемника выпрессовать подшипник ступицы.
- Осмотреть посадочное место подшипника, очистить его от коррозии и грязи, старой смазки, нанести новую смазку.
- Новый подшипник, не допуская его перекоса, запрессовать в ступицу с помощью съемника.
- Поставить на место стопорное кольцо.
- Подшипник закрепить на оси упорной шайбой и гайкой.
- Затягиванием гайки отрегулировать вращение колеса для исключения люфта.
Завершив работы, сделать пробный заезд для проверки наличия шумов в подшипнике. После этого еще раз проверить наличие люфта в рулевом управлении. Существуют и другие способы как заменить передний ступичный подшипник. Может использоваться метод выколачивания с помощью обрезка трубы подходящего диаметра, нагрев ступицы и пр. Они требуют внимания и осторожности.
Опытные автомастера знают, как заменить задний ступичный подшипник. Эта процедура значительно проще, чем при замене переднего. Ступицы этих подшипников на задней независимой подвеске практически такие же, как передние. Разница только в отсутствии поворотного кулака. Вид подшипника может меняться в зависимости от модели машины.
Конструкция передней ступицы и замена подшипника своими руками
Прежде чем производить замену передней ступицы, нужно внимательно изучить ее конструкцию.
Это позволит все работы сделать быстрее.
Конструкция непосредственно ступицы включает в себя такие элементы:
- Корпус ступицы.
- Двухрядный подшипник. Запрессован он внутрь корпуса с помощью специального устройства – съемника.
- Стопорные кольца – установлены в пазах внутри корпуса поворотного кулака ступицы, предназначены для фиксации подшипника.
Закрепляется поворотный кулак с передней ступицей сверху и снизу. Причем на переднеприводных автомобилях сверху они крепятся жестко к нижней части амортизационной стойки.
Для того чтобы самостоятельно осуществить ремонт, нужно иметь такой набор инструментов: Также нужен комплект для замены – подшипник, ступица, новая гайка (обязательно).
Прежде чем делать ремонт, нужно посмотреть на отзывы о различных производителях. Подшипники выпускают такие фирмы (зарубежные): Прежде чем производить замену ступицы или подшипника, вам потребуется выполнить несколько действий: После всех этих манипуляций можно приподнять автомобиль, полностью снять колесо. По такому алгоритму производится замена передней ступицы ВАЗ новых модификаций – Самара, Самара-2.
Замена заднего ступичного подшипника
Перед тем как заменять подшипник на задней ступице, нужно как обычно снять колесо и тормозной барабан, открутить ступичную гайку. Тормозные колодки можно не трогать. После снятия ступицы с помощью съемника подшипник вынуть из посадочного места. Замена заднего ступичного подшипника проводится после внимательного осмотра отверстия, в котором он находился, его очистки, удаления возможных заусениц.
Ступица должна быть очищена от пыли и грязи, старой смазки. Задний ступичный подшипник надо заменять только после выполнения этих процедур и смазки литолом посадочного места подшипника. Для этого необходимо с помощью съемника подшипник запрессовать до упора и поставить стопорное кольцо. Смонтировать в обратном порядке весь узел. Обильно наполнить смазкой место посадки подшипника. Закрыть его заглушкой, посаженной на герметик.
Все о ремонте ступичного подшипника
Собственно сама процедура (подкрепим фотографиями) по замене подшипника: — устанавливаем автомобиль на ровную площадку; — обязательно подставляем под колёса, которые мы не будем ремонтировать башмаки; — ключей срываем гайки на колесе и после поддомкрачивания, окончательно откручиваем, колесо с диском божий в укромное место до лучших времён; — демонтируем фиксирующую шпильку и откручиваем гайку полуоси; — используя гаечные ключи, отсоединяем наконечники рулевых тяг (если речь идёт о передней подвеске), нижний рычаг и тягу стабилизатора — смотрим фото: — обхватив ступицу двумя руками, и вращая ее то влево, то вправо аккуратными движениями демонтируем ступицу.
Очень важно не вытащить полуось из коробки передач!
— сняв уплотнительное и стопорные кольца, в соответствии с вашей моделью автомобиля, и с помощью съемника легко и просто выпресовываем неисправный подшипник.
Рекомендации
Замена ступичных подшипников на разных автомобилях может отличаться. Автомобили современных марок могут оснащаться различными легко повреждаемыми электронными устройствами, которые следует снимать при замене подшипника. Поэтому, если Вы не являетесь высококвалифицированным автослесарем, эту работу лучше поручить мастерам автосервиса.
Так же стоит сделать развал схождение после замены ступичного подшипника. Выставленный сход развал позволит улучшить удержание автомобилем дороги на поворотах и прямых, убрать вибрацию, а так же уменьшит износ покрышек и расход топлива. Еще вибрация может появляться из-за криво вставленного подшипника. Для ее устранения нужно вновь выбить подшипник и проверить затяжку колесных гаек.
Проверенный способ выпрессовки подшипника при помощи хлеба
Бывают ситуации, когда надо выпрессовать подшипник с глухого отверстия. Самый бюджетный вариант – использовать хлеб.
- Фиксируем в тисках изделие так, чтобы посадочное гнездо было вверху.
- Подбираем нужного диаметра болт для выпрессовки.
- Берем мягкий кусочек хлеба.
- Закладываем в центр хлеб, берем молоток и забиваем мякиш вовнутрь при помощи болта с нужным диаметром.
- Повторяем процесс закладки хлеба вовнутрь до тех пор, когда используемый мякиш своей массой не вытеснит подшипник из гнезда.
- Прочищаем гнездо подшипника и выполняем уже работы по запрессовке новой детали на ее посадочное место.
Есть вероятность использовать пластилин, глину, но придется дольше чистить гнездо, смазывать, перед тем, как обновить изделие, ввести его аккуратно в эксплуатацию. А хлеб мягкий, поэтому не повреждает поверхности, не царапает стены. Пластилин или глина могут оставить «следы», забраться в мелкие щели, резьбу, а это удлиняет и усложняет процесс очистки посадочного места подшипника.
Таким образом, можете использовать проверенный способ, как выпрессовать подшипник при помощи хлеба, не боясь последствий. Просто совершите подготовительные работы, подготовьте инструменты для ремонта. Дерзайте и у вас все получится! Главное, верить в успех дела.
Не экспериментируй. Убьешь ступицу или новый подшипник, дороже обойдется такая самодеятельность. Цена вопроса 500 руб.
Два куска трубы подходящего диаметра, винт с гайкой.
Я в деревне ,пресс ни у кого
Из домкрата соорудите пресс.
Снять (выбить) старый подшипник, старым подшипником забиваешь кувалдой аккуратно новый подшипник.
у всех тачек по разному
на крауне старом конусные, и между ними есть проемы, куда вставляешь выколотку и выбиваешь кувалдой, новые надо забивать трубой подходящего диаметра, сначала легко постукав молотком чтоб заскочила в паз.
Вот была же раньше страна как страна и люди вокруг все были с головой и с руками
всё могли делать сами с помощью кувалды и какой-то матери. Что же произошло такое и все вокруг стали идиотами и белоручками?
Mldr, не все стали идиотами и белоручками) просто неопытные спрашивают, мало ли))
коммерсанты появились, многим легче 2 рубля отдать “мастеру”, чем самому кучерявится
Ты главное начни, там все просто. Выломай, внутрянку отпили болгаркой. Новую забивай с внутренней обоймы.
Оправка из старой обоймы подшипника и молоток. Всегда так меняю, сайлентблоки тоже. Лучше пресса выпрессовываю и запрессовываю. Один раз давал в сервис запрессовать шаровую в рычаг. Прессом рычаг разворотили, с тех пор сам все делаю молотком и оправками.
Можно домкратом.прошлым летом пресанул прадовским домкратом.главное не придавить обойму с шариками.
Я бы тоже воспользовался услугами пресса
хотя сам это умею, в позапрошлом году меня подшипники, мучался, чуть не испортил подшипник, а с другой стороны взял и поехал в мастерскую, мне старый выпрессовали и новый впрессовали, заплатил 400 рэ вроде. Тут, правильно написали, небольшой косяк, удар неправильный и все, можно выбрасывать дорогой подшипник.
Домкрат и труба. Ступица упирается в хороший упор и домкратом через трубу выдавливается подшипник.
В качестве упора я использовал угол под днищем гаража, у меня гараж стоял на шлакоблоках.
Самодельный съемник ступичных подшипников: чертежи, фото, видео самодельного приспособления.
Автор решил изготовить самодельный вариант инструмента для выпрессовки ступичных подшипников, аналог вот такого который продаётся в магазинах.
В качестве материалов для изготовления были найдены стальные пластины толщиной 8 мм и труба с толщиной стенки 7 мм.