Как устроен гелевый аккумулятор, его преимущества и недостатки

Современная наука развивается в ускоренном темпе – сейчас ничто не стоит на месте. Привычные для многих механизмы меняются на их модернизированные и более инновационные аналоги. Один из ярчайших примеров – это современный автомобиль. Каждый узел сейчас отличается от тех «предков», которые производили всего каких-то десять лет назад. Вряд ли раньше кто-то мог всерьез задумываться, что современный автовладелец сможет заряжать свой электромобиль прямо под своим окном от обычной бытовой розетки. Сегодня это реальность, и к тому же самая обыденная. Еще один яркий пример развития технологий – гелевый аккумулятор. Плюсы и минусы его мы и рассмотрим в нашей статье. Все, кто пользовался такими, считают, что это достаточно неплохая альтернатива традиционным кислотным батареям. Однако удалось ли ученым в гелевых АКБ исправить все недостатки традиционных кислотно-свинцовых аналогов?

Гелевые аккумуляторы: что это?

Несколько лет назад на автомобильном рынке наряду с традиционными батареями стали появляться гелевые автомобильные аккумуляторы. Плюсы и минусы их еще никто не знал. А принцип действия изначально практически ничем не отличался от свинцово-кислотной АКБ.


Отличие этого аккумулятора в особых химических элементах в электролите. За счет этих элементов он находится внутри батареи в гелевом состоянии. Электролит действительно напоминает желе. При этом внешне в такой батарее имеются все признаки стандартного аккумулятора.

Со временем технологии производства развивались, и появились два вида гелевых батарей:

  • AGM.
  • GEL.

Ниже мы их рассмотрим более подробно.

Рекомендации по зарядке

Гелевые аккумуляторы характеризуются высокой восприимчивостью к силе тока и напряжению. Именно поэтому на момент зарядки следует контролировать параметры подаваемого того с высокой точностью. Стоит учитывать, что зарядные устройства, которые применяются для работы с традиционными свинцово-кислотными АКБ, не подойдут для работы с Gel -батареями. К особенностям процесса зарядки можно отнести:

  1. Выбирается правильное зарядное устройство, которое рекомендуется производителем АКБ.
  2. Для того чтобы исключить вероятность повреждения источника энергии, рекомендуется использовать силу тока, которая не превышает 10% значения емкости. К примеру, если емкость составляет 60 Ач, то следует подавать ток 6 ампер.
  3. При срочной зарядке рекомендуется подавать силу тока, которая равна 30% значения полной емкости. На корпусе АКБ часто наносится наклейка с рекомендуемым максимальным током при зарядке.
  4. Важно учитывать тот момент, что подаваемое напряжение не должно превышать 14,5 В. Если подается подобный ток, то происходит разрушение внутренней конструкции. Высокое напряжение приводит к нагреву геля, после чего он становится жидкостью.
  5. Гелевые АКБ изготавливаются с возможностью использования режима зарядки для сохранения требуемого уровня энергии на момент обслуживания. Рекомендуется использовать подобный режим для периодической зарядки.

Рекомендуем: Восстановление гелевого аккумулятора в домашних условиях

Особое внимание следует уделить выбору подходящего зарядного устройства. Обычный прибор может привести к уменьшению срока эксплуатации источника питания. Требуемое зарядное устройство должно обладать следующими свойствами:

  1. При сильном нагреве или по завершении зарядки устройство должно прекратить подачу тока. В противном случае гель может сильно нагреться и превратиться в жидкость.
  2. Напряжение должно быть постоянным. Даже небольшие перепады показателя приведут к уменьшению срока службы конструкции.
  3. Температурная компенсация определяет изменение режима зарядки в зависимости от температуры аккумулятора.
  4. Точный контроль показателя силы тока.

Приобретенное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов может использоваться для восполнения заряда обычного АКБ с жидким электролитом. Поэтому можно приобрести его для обслуживания гелевого и обычного источника питания.

AGM-технология

Эти три буквы расшифровывают как «абсорбирующие стеклянные маты». На самом деле эти «стеклянные маты» представляют собой самую обыкновенную стеклоткань. Находится она внутри устройства, между положительной и отрицательной свинцовой пластиной. В этой ткани из стекла содержится желеобразный электролит в связанном состоянии. Не стоит думать, что это инновация. На самом деле по составу электролит практически ничем не отличается от традиционной смеси. Здесь тоже есть кислота. Электролитическая жидкость содержится в специальном стекловолоконном сепараторе. За счет этого желе не растекается.


Такая особенность дает возможность эксплуатировать аккумулятор в практически любом положении. Можно даже положить его на бок — и он будет работать. Батарея полностью безопасна. Вредные вещества, которые имеют свойство испаряться, теперь надежно держатся в порах стекловолокна и используются только для химических реакций. Это наиболее бюджетный гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы его соответствуют стоимости и технологии. Стандартный срок эксплуатации таких батарей составляет всего 5 лет. Однако эта цифра не является пределом. У производителей есть модели, срок службы которых может составлять десятки лет. При этом батарея не потеряет своих характеристик.

Срок службы использования гелевого аккумулятора


Вздувшийся гелевый аккумулятор

Заявленный производителем гелевых аккумуляторов срок службы составляет приблизительно 10 лет. Стоит полагать, что это максимальное время работы прибора при идеальных и несменных условиях его использования.

Gel-аккумуляторы подвержены быстрой изнашиваемости в следующих условиях:

  1. Резкая и кардинальная смена температурных режимов. К значительному уменьшению службы может привести падение до −30°c и повышение свыше +50°c. Это связанно с перепадами электрохимической активности АКБ при таком воздействии.
  2. Постоянно недозаряженное состояние батареи в приборе.
  3. Длительное нахождение батареи на подзарядке, несмотря на уже полную зарядку устройства.

Хотелось бы отметить, что увеличение температуры при эксплуатации также влияет на повышение развития коррозии пластин в агрегате.

Срок годности и особенности применения

Стандартный гелевый аккумулятор способен за весь срок службы выдержать до 200 циклов перезаряда, а также полного разряда. Это еще не все. АКБ выдерживает 50 циклов при разряде в половину и до 800 при уровне разряда в 30%. Специалисты утверждают, что устройства, построенные на этой технологии, подойдут для использования в системах резервного питания. Если полностью соблюдать оптимальные температуры и правила эксплуатации, то есть все шансы, что АКБ сможет отработать заявленный производителем срок.

Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?

Советы правильной эксплуатации просты:

  • следить за стабильной работой генератора, а также систем электрооборудования, которые напрямую взаимосвязаны с АКБ, а именно вовремя проводить диагностику бортовой сети;
  • эксплуатация и хранение при температуре от минус 35 до плюс 50 не должна превышать 6 месяцев;
  • не доводите до глубокого разряда;
  • обеспечивать чистоту корпуса в период эксплуатации;
  • своевременно и правильно заряжать АКБ.

Технология GEL

Итак, мы рассмотрели стекловолоконные гелевые аккумуляторы для авто. Плюсы и минусы их – возможность работы в любом положении, безопасность для людей, необходимость строгого соблюдения температурного режима, невысокий срок службы и небольшой циклический ресурс.


Аккумуляторы, изготовленные на базе технологии GEL, отличаются более высокими техническими характеристиками. Здесь больший циклический ресурс, энергоемкость и другие плюсы. Эти батареи иногда способны выдержать до 800 циклов заряда/разряда без потери емкости. У автомобилистов есть мнение, что название этой технологии можно расшифровать как гелий. Однако нужно понимать, что это гель. Между свинцовыми пластинами аккумулятора есть специальный сепаратор. В случае с этими устройствами внутри содержится силикагель. Им заполнено все внутреннее пространство еще на этапе производства. Затем силикагель застывает и в результате затвердеет. При этом в нем будет огромное количество пор. Здесь удерживается силикагель.

История создания гелевых АКБ

Два крупных американских концерна, Exide и EnerSys, собрав специалистов со всего мира, в 80-е годы разработали и представители на рынок электротехники гелевые аккумуляторы. Они изначально предназначались для эксплуатации в сфере радиокоммуникационных услуг. Затем появились габаритные модели для других нужд.

Разработчики гелевых АКБ задавались тем, чтобы создать аккумулятор с долгим сроком службы, большим временным промежутком хранения заряда, простотой обслуживания и низкой себестоимостью изготовления. Задача состояла в том, чтобы заменить жидкий электролит в виде кислотных и щелочных растворов на твёрдое вещество.

Выход был найден в изобретении геля, который получали путём добавления в раствор серной кислоты загустителя. В результате раствор приобретал вид плотного желе – геля.

Преимущества GEL-аккумуляторов

Так как все внутреннее пространство в устройстве занято сепаратором-силикагелем, то в этих батареях можно полностью исключить любую возможность осыпания пластин. Это наилучшим образом сказывается на ресурсе и сроке эксплуатации. Даже больше – такая конструкция позволила улучшить общую техническую характеристику. Это положительно повлияло на ресурс и устойчивость устройства к глубокому разряду.


Автовладельцы уже оценили гелевые аккумуляторы для автомобиля. Позитивные отзывы о них действительно есть. Их очень много. Также эти отзывы владельцев можно услышать даже просто на улице. И пускай номинальный срок эксплуатации GEL-батареи не сильно выше, чем ресурс аккумуляторов AGM, но что касается числа циклов заряда/разряда, то здесь эта цифра будет выше не более чем на 50% — отмечают автомобилисты.

Отличие GEL от AGM

Сходств у батарей больше, чем отличий, но все же они есть. AGM батарея создается на специальных абсорбирующих стеклянных матах, которые позволяют электролиту не растекаться и не испаряться. Так как пластины расположены плотно, емкость батареи повышается. Электролит надежно сохраняется внутри, и это дает возможность ставить аккумулятор на бок. AGM АКБ выдерживают более 200 циклов полного разряда, не восприимчива к морозу. В них все же есть электролит в жидком состоянии, поэтому они могут выделять испарения.

В GEL аккумуляторах электролит это густой гелеь. Поэтому нету никаких испарений, батарея более безопасна и экологична. В обеих технологиях используется очищенный свинец, но GEL выдерживают в два раза больше циклов глубокого разряда, до 400. Срок службы тоже увеличен.

У Вас был или есть Гелевый аккумулятор? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.

Ресурс

Если говорить проще, то стандартная гелевая батарея, изготовленная по такой технологии, сможет легко выдержать около 350 разрядных циклов при полной глубине разряда, до 550 при половине и до 1200 циклов при разряде в 30%.


Таким образом, решив приобрести такие гелевые аккумуляторы для автомобиля, характеристики их нужно учитывать. А еще на них можно сэкономить – они более устойчивы к глубоким разрядам, а значит, им практически не нужно сервисное обслуживание и ремонт. Из-за особенностей конструкции, данные устройства в значительно меньшей степени подвергаются процессу сульфатации. Это значит, что они могут запросто выдержать в состоянии полного разряда два и более дней.

Гелевый аккумулятор для автомобиля 65 А/ч

В зависимости от назначения гелевых аккумуляторов, они рассчитаны на определенного типа нагрузки. Так различные по направленности АКБ бренда «Оптима» можно классифицировать по цвету крышек цилиндрических банок. Гелевые аккумуляторы на 12 вольт, разной емкости предназначены:

  • желтый верх – сезонное использование, тяговый;
  • красная крышка – стартерный, работает независимо от температуры окружающей среды от -40 до +40 градусов;
  • синяя крышка – стартерно-тяговый, подходит для водного транспорта, устойчив к высокой влажности, быстрая зарядка.

Здесь выпускают аккумуляторы на 12 В емкостью от 38 до 90 А/ч, отличаются изделия габаритами и ценой. Так гелевый аккумулятор для автомобиля «Оптима» 75 Blue TOP8052-188-75 Ач стоит 21 тысячу рублей, а емкостью 55 А/ч 17650 рублей. Батарею комплектуют из разного количества банок.

Призматические батареи с гелевым наполнителем можно купить дешевле. Тяговый аккумулятор Delta GX 12-65 12B 65 А/ч стоит 11 600 рублей. Аккумулятор с глубоким разрядом используют для установки на лодочные моторы.

При выборе гелевого аккумулятора для автомобиля или другой техники нужно учитывать рейтинг. Показатель создается на основе покупательского спроса. В 2021 году лучшими изделиями этого класса считали:

  1. Optima Yellow Top, США, производство в Мексике;
  2. Varta Ultra Dynamic, Германия;
  3. Delta GX 12-60, Китай.

Сложность представляет расшифровка маркировки гелевых аккумуляторов для разной техники, автомобилей. Используются стандарты европейский, азиатский, американский. Российские АКБ маркируют продукцию в соответствие ГОСТ 959-2002. Эти же показатели зашифрованы в моделях иностранных марок, но в своих единицах измерения и в другом дизайне.

Преимущества и недостатки

Вне зависимости от того, каков гелевый аккумулятор, плюсы и минусы он однозначно имеет. Рассмотрим их. Среди основных преимуществ можно выделить следующие:

  • Батарея отличается высокими пусковыми токами.
  • Электролит не будет протекать, даже если корпус получит серьезные повреждения.
  • Такие АКБ не нуждаются даже в минимальном обслуживании – они даже сделаны в необслуживаемом корпусе.
  • Аккумулятор может работать в любых положениях.
  • И наконец, если электроника исправна, срок службы батареи может быть значительно выше, чем у его кислотно-свинцовых родственников.

Среди недостатков выделяют слабую устойчивость к перезаряду. В процессе заряда рекомендуется постоянно контролировать процесс и наблюдать за индикатором. Также имеется плохая устойчивость к низким температурам. Наконец, существенный недостаток – это высокая цена.

Обслуживание аккумулятора

Устройство не требует периодического обслуживания в процессе эксплуатации. Если наблюдается падение емкости, сопровождаемое раздуванием корпуса, то необходимо снять пластиковые заглушки и осмотреть банки. При обнаружении осыпавшегося из-за недостатка воды электролита дальнейшая эксплуатация аккумулятора не рекомендуется.

Восстановить изделие путем добавления электролита не удается, специальных реагентов для повторной активации вещества не существует.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду

Для восстановления рабочих параметров батареи допускается доливка в банки дистиллированной воды (электролит вводить не рекомендуется). Перед началом доливки необходимо отключить источник питания от внешней цепи. Затем потребуется снять пластиковую крышку и удалить резиновые заглушки, закрывающие банки.

Жидкость наносится носиком шприца или резиновой груши по 2-3 мл на поверхность сепараторов, а затем устройство выдерживается 8-10 часов (для пропитывания разделительных пластин раствором).


Шприц для добавления воды в АКБ.

Если вся жидкость впиталась, то необходимо добавить еще 2-3 мл воды.

Процедура повторяется до момента прекращения впитывания раствора, излишки жидкости удаляются шприцем. Провести замер напряжения на клеммах, а затем подсоединить внешний блок питания. После зарядки малым током параметры аккумулятора частично восстанавливаются, но емкость снижается на 30-50%. Длительная эксплуатация изделия не рекомендуется, поскольку батарея не обеспечит уверенного пуска мотора.

Не для российской зимы

Вот и все недостатки. Что можно сказать в итоге? Это неплохой вариант в различных системах аварийного источника электричества. Но в нашем климате гелевые аккумуляторы для автомобиля лучше не использовать. С ними могут возникнуть некоторые трудности.


И пусть у них куча привлекательных плюсов, эти АКБ не смогут стать надежным помощником в российских климатических условиях – достаточно поэксплуатировать батарею хотя бы одну зиму, и она выйдет из строя намного раньше срока. Но если очень хочется, то никто не сможет запретить использовать эти устройства. Самое главное, чтобы бортовая сеть смогла поддерживать необходимые режимы заряда. В случае с отечественными автомобилями это может быть довольно проблематично, даже если регулятор напряжения работает исправно и будет заменен на 16 В. Однако владельцам новых иномарок отлично подойдут гелевые аккумуляторы для автомобиля. «За» и «против» их использования в этом случае большой роли не играют. А потребности машины в электричестве гелевая батарея полностью удовлетворит.

Как устроены гелевые АКБ?

Вы наверняка знаете, каким образом устроен обычный среднестатистический аккумулятор.

Он представляет собой пластины, состоящие из сплава свинца и сурьмы, которые помещены в жидкую электролитическую среду.

Быстрый выход из строя таких систем объясняется осыпанием свинцовой обрешетки. Она становится неспособна удерживать заряд, что вынуждает водителя покупать новый аккумуляторный блок или пытаться его восстановить.

Устройство гелевой батареи примерно такое же.

Главное отличие состоит в использовании не жидкого, а желеобразного электролита.

Благодаря такому решению производители смогли решить множество важных задач:

  1. Полностью исключился риск протекания жидкости, которая является, между прочим, кислотой. Гель вытечь не способен, даже если в корпусе АКБ будет внушительная трещина. Весь ремонт батареи в такой ситуации сведется к заклеиванию поврежденного места, чтобы исключить попадание внутрь корпуса посторонних веществ.
  2. Отпал вопрос строго вертикальной установки аккумулятора. Теперь его можно ставить как угодно, кроме положения «вверх дном». Это особенно актуально в плане экономии места внутри моторного отсека.
  3. Густой электролит стал являться определенной поддержкой пластин, сдерживающей осыпание их свинцового покрытия. Соответственно разрушение, которое является наиболее частой причиной выхода из строя кислотных АКБ, полностью исключилось.
  4. Наличие удерживающей желеобразной массы позволило добавить внутрь АКБ дополнительных пластин, в том числе, скрученных в трубки для увеличения электроемкости.

Здесь же скажем, что необходимость включения в состав вредной сурьмы также отпала.

Именно она была призвана стабилизировать свинцовые пластины. Теперь её функции выполняет гелеобразный состав, заполняющий внутреннее пространство батареи.

Как заряжать?

Сейчас, невзирая на количество существенных плюсов, такие АКБ редко встречаются. Автомобилисты еще не знают, как обслуживать и ухаживать за такой батареей. Далеко не все сервисные центры сегодня обслуживают гелевые аккумуляторы для автомобиля. Чем отличаются зарядные устройства для них, тоже мало кто знает. Даже некоторые специалисты в СТО не знают, как правильно обслуживать такие батареи. При зарядке главное — точно соблюдать уровень подаваемого напряжения. Если эту границу превысить, то АКБ выйдет из строя. В технической информации к той или иной АКБ указывают допустимые напряжения. Этим требованием не стоит пренебрегать. Не забывайте, что гелевый аккумулятор можно долго хранить в полностью разряженном состоянии.


Но когда в момент заряда будет подаваться высокое напряжение, электролит начнет производить газ. Его объемы настолько велики, что он не может удерживаться внутри сепаратора. Это может быть опасно. Необходимо точно знать, как использовать гелевые аккумуляторы для автомобиля. Негативные отзывы о них пишут те, кто не читал инструкцию.

Где и почему используют гелевые аккумуляторы

Гелевые батареи 6 вольт и 12 вольт применяются для ИБП в невентилируемых помещениях, в системах автономного электроснабжением, для питания различных электрогенераторов. Кроме того они могут быть обычным стартерным устройством для мотоцикла и для автомобиля. Сфера применения широка и объясняется это тем, что:

  • не требуется доливать воду;
  • не происходит токсичного выделения газов, что дает возможность работать с батареями такого типа в закрытых помещениях.

Сфера применения постоянно расширяется, так как происходят новые разработки. На данный момент гелевые АКБ используется:

  • как источник бесперебойного питания (тяговые батареи 12 вольт в бесперебойном режиме работают около трех лет, что является довольно высоким показателем);
  • в автономных системах и системах резервного питания;
  • для питания подстанций и электростанций (зачастую резервное);
  • при обслуживании промышленных объектов различной конфигурации;
  • в пожарной и охранной сигнализации системах;
  • в системах, где необходим авто запуск дизель-генераторов;
  • для питания переносного оборудования;
  • в качестве резервного источника питания для систем связи и телекоммуникаций.

Места, в которых используют батареи такого типа, объясняются в первую очередь эксплуатационными характеристиками.

Важно! При выборе обращают внимание не только на общие параметры, но и на рекомендации фирмы-производителя о расположении батареи, температуре окружающей среды, уровне напряжения зарядки.

Зарядное устройство: каким оно должно быть?

Характеристики данного устройства зависят от особенностей конкретной батареи. Если учесть, что гелевые АКБ отличаются особой конструкцией, то ЗУ для стандартного аккумулятора в данном случае не подойдет. Величина конечного напряжения заряда для каждого вида АКБ будет различной. Поэтому высокое напряжение, что подается на гелевые AGM-батареи, спровоцирует закипание электролита. Температурная компенсация ЗУ должна точно соответствовать числу, которое производитель указал для конкретной АКБ. Также важно корректное напряжение. Нужно помнить, что гелевые аккумуляторы очень чувствительны к данному параметру. Процесс зарядки должен проводиться под четко выставленным и определенным напряжением.

Гелевые аккумуляторы 12 вольт для автомобиля

Одной из характеристик аккумуляторов считают номинальное напряжение. АКБ на 12 В используют на мототехнике, и легких автомобилях. Они производят пусковой ток 200 А/ч, быстро восстанавливают заряд. Аккумулятор не требует обслуживания. При перевертывании техники, гель остается в корпусе, не вытекая.

Применение гелевого аккумулятора на 12 В для легкового автомобиля имеет массу плюсов. Когда в салоне много техники для комфорта, требуется много энергии. Если правильно осуществлен подбор по марке и техническому состоянию авто, источник энергии не даст сбоев в обслуживании. Следует учесть , что для поддержания АКБ 12 В в рабочем состоянии в бортовой системе должно быть не выше 14,4 В. Нельзя пользоваться гелевым аккумулятором в сильные морозы.

Только специалисты СТО, ведущие плановое обслуживание автомобиля, могут дать рекомендацию по выбору гелевого аккумулятора. И тогда от использования устройства будут только плюсы.

Какой выбор будет лучшим для автомобиля?

И всё — таки, гелевый или кислотный? Выше мы рассмотрели положительные характеристики гелевых АКБ, а что насчет кислотных, какие у них плюсы?

Преимущества кислотных АКБ в следующем:

  • Очень просты в обслуживании.
  • Не требуют высокоточной зарядки.
  • Устойчивы к перезарядам и неполным зарядам.
  • Срок службы около 5-7 лет, что вполне устраивает большинство автовладельцев.
  • Низкая стоимость (по сравнению с гелевым АКБ).

Исходя из этого, становится понятно, как отличить гелевый аккумулятор от кислотного. Из преимуществ технологии GEL можно отметить – устойчивость к глубоким разрядам, меньшую потерю емкости во время простоя, а также немного больший срок эксплуатации.

Важно! Перед покупкой и установкой такого аккумулятора, обязательно проконсультируйтесь с мастером технического сервиса вашего авто, который определит: подходит данный тип АКБ к вашему авто или нет (учитывая дополнительную электронику).

Если вы имеете автомобиль отечественного производства, тем более старый, то не стоит приобретать гелевый АКБ, так как данное решение будет нецелесообразным. В отечественных авто, производства 90х годов и ранее, генератор выдает напряжение от 12 до 20 вольт, что в короткий срок погубит гелевую батарею, которая стоит немалых денег.

Владельцам иномарок, у которых нет проблем с номинальным напряжением генератора, можно обратить свое внимание на данный тип батарей, но при условии, что в регионе, где будет эксплуатироваться авто, нет экстремально низких температур (ниже -30 градусов Цельсия).

Гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы

Александр Расторгуев [razborkazapzap]

20.07.2020,

Иметь качественный аккумулятор необходимо каждому автомобилю, и когда заканчивается его ресурс, возникает необходимость поиска нового и качественного АКБ. Помимо классических свинцово-кислотных батарей на рынке представлены гелевые аккумуляторы. Что это такое, и с чем его едят?

Гелевый АКБ- что это такое?

GEL-АКБ представляет собой свинцово-кислотную батарею, но вместо обычного электролита, здесь применен абсорбированный электролит в гелевом состоянии. Технология исполнения таких аккумуляторов подразумевает полную герметичность и невозможность обслуживания. Принцип работы GEL-аккумулятора мало чем отличается от остальных.

Конструктивные особенности

Классические батареи представляют собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды, а в данном случае роль кислотного раствора играет гель. Получается такая структура за счет применения силиконового наполнителя, сгущающий смесь. Образуют корпус несколько цилиндрических высокопрочных пластмассовых блоков.

Элементы АКБ:

  • корпус;
  • клеммы;
  • клапана;
  • электролит;
  • электроды “+” и “-”;
  • набор пористых пластин-сепараторов.

Принципиальной разницы между работой обычного и GEL-АКБ нет — заряженный источник отдает энергию, а во падения напряжения уменьшается плотность электролита.

Характеристики гелевых аккумуляторов

При выборе данного источника питания следует обращать внимания на следующие моменты:

  • емкость в ампер-часах. Данный показатель информирует о том, в течение сколького времени АКБ отдает энергию силы тока в 1А;
  • максимальный ток — параметр указывает на максимально допустимое значение при заряде АКБ;
  • пусковой ток — указывает на максимальную силу тока, которую будет выдавать первые 30 секунд;
  • напряжение на клеммах — 12 Вольт;
  • вес АКБ (варьируется от 8 килограмм (26Ач) до 52 килограмм (260 Ач)).

Перемаркировка GEL-аккумуляторов

Чуть ли не главным требованием при выборе гелевой батареи является его год производства. Формат даты может быть разным, в зависимости от производителя:

  • АКБ фирмы Optima — сверху на корпусе выдавлены цифры, где первая это год, остальные — дата. Пример: 5225 — 2015 год и 225 день. Некоторые модели могут указывать дату на наклейках сверху;
  • Delta: сверху на корпусе есть четырехзначная штамповка: производство началось в 2011 году, а маркируется этот год как “А”, значит 2012 год это “В” и так далее. Также обстоит дело с месяцев выпуска, а 3-4 цифры указывают на день месяца;
  • Varta: сверху на наклейке есть производственный код, состоящий из 9 цифр: четвертая говорит о годе выпуска, пятая и шестая о месяце выпуска.

Какой срок службы у гелевых АКБ

Срок службы, который гарантирует производитель, в среднем, составляет 10 лет. В зависимости от условий эксплуатации, это значение может отличаться в ту, или иную сторону. Уменьшает срок службы критические температуры -30°С и высокие температуры выше +50°С. Это связано с тем, что при таких температурах электрохимическая активность то резко падает, то наоборот- активируется. Высокая температура более пагубно влияет, так как провоцирует коррозию пластин. Недозаряд, неисправность генератора также сокращают срок службы на несколько лет, равно как и чрезмерная зарядка.

О достоинствах и недостатках

Ко многочисленным достоинствам относятся:

  • срок эксплуатации 8-12 лет;
  • многоцикловые разряды и заряды;
  • возможность эксплуатировать до 400 глубоких разрядов;
  • потеря емкости не превышает 20% в год, в случае простоя;
  • высокая надежность и прочность компонентов;
  • отсутствие необходимости обслуживания;
  • безопасность эксплуатации;
  • высокий КПД при малом внутреннем сопротивлении.

К некоторым недостаткам:

  • необходимость постоянного контроля подаваемое напряжение и при зарядке АКБ, иначе при превышении такового произойдет разрушение внутренних компонентов;
  • чувствительность к сильным перепадам температур, особенно зимой, когда гелий застывает;
  • чувствительность к короткому замыканию;
  • стоимость, однако срок службы и эффективность работы АКБ сопоставима в пересчете к обычным свинцово-кислотным аккумуляторам.

Кислотный АКБ против GEL

В защиту классических свинцовых АКБ можно сказать следующее:

  • дешевая стоимость;
  • широкий ассортимент по моделям, компоновке и характеристикам;
  • высокая устойчивость к перезаряду;
  • простое обслуживание.

Из этого следует то, что гелевая батарея отличается лишь продолжительностью срока службы, а также возможностью не терять заряд при долгом простое.

GEL-аккумулятор против AGM

Absorbent Glass Mat — это технология подразумевает наличие стеклоткани между электролитами, который пропитывается кислотой. Благодаря этому АКБ стали компактны, а удельная емкость увеличилась. За счет низкого сопротивления такой АКБ быстро заряжается, но и быстро разряжается из-за способность выдать большой ток. Единственное достоинство перед гелевым АКБ это легкий зимний запуск.

О зарядке GEL-аккумуляторов

Для зарядки гелевой батареи обычные зарядные устройства не подойдут. Для заряда необходимо подавать ток, равный 10% от емкости, а для срочной зарядки эту цифру можно повысить до 30%. На всех АКБ есть пометка Max initial current, указывающая на максимальный ток зарядки.

Максимальное напряжение не должно превышать 14.5 Вольт, иначе произойдет саморазрушение батареи.Рекомендации также указываются на корпусе АКБ под названием Cycle use. Среднее время зарядки — 11 часов. Иногда GEL-АКБ требует подзарядки, и с какими характеристиками требуется это сделать, указывается под надписью Standby use.

Требования к зарядному устройству

  1. ЗУ должен отключать ток при достижении полного заряда, с функцией защиты от перегрева.
  2. Стабильное напряжение.
  3. Корректировка параметров зарядки, которые зависят от внешней температуры и относительной влажности.
  4. Регулировка тока.

Рекомендации этапов зарядки:

  • постепенное увеличение напряжения;
  • постепенное снижение тока;
  • снизить до минимуму ток и напряжение.

Можно ли в GEL-АКБ заливать дистиллированную воду или электролит?

В рамках обслуживания допускается добавление дистиллированной воды следующим образом:

  • необходимо снять верхнюю крышку и 6 колпачков;
  • в шприц набрать 20 кубов воды и добавить в каждую секцию;
  • оставить батарею на 2-3 часа, чтобы гель пропитался дис водой, при недостаточном уровне добавить воду, если наоборот — удалить шприцем;
  • замерять напряжение на клеммах, после поставить заглушки и крышку обратно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]