Цепь ГРМ. Преимущества и недостатки. Когда нужна замена и ремонт?


Цепь привода ГРМ является частью двигателя автомобиля, и ее роль заключается в синхронизации вращения коленчатого вала и распределительного вала в нижней и верхней части двигателя. Это помогает впускному и выпускному клапанам двигателя синхронно открываться и закрываться с точно определенными интервалами при каждом обороте двигателя.

В целом она действует как связующее звено между верхней частью двигателя (головкой цилиндров и клапанами) и нижней частью (поршнями и картером). Этот элемент похож на цепь в велосипеде и издает больше звука, чем ремень ГРМ.

Правильная синхронизация между фазами газораспределения и тактами, происходящими в цилиндрах является необходимым условием для обеспечения хорошей мощности и общей производительности двигателя, а также экономичного расхода топлива.

Поскольку коленчатый вал четырехтактных двигателей вращается вдвое быстрее, чем распределительный вал, необходима система для их синхронизации. Эта система может быть нескольких типов и включать несколько различных элементов:

  • Ремень ГРМ для соединения валов;
  • Передача через шестерни;
  • Цепь ГРМ, соединяющая зубья шкивов распределительного вала и коленвала.

Рассмотрим эти системы: их преимущества и недостатки:

Шестеренчатая передача. В прямом зацеплении много шума и происходит внутренняя потеря мощности. Этот тип системы преобладал в начале 20 века.

Цепной привод. Цепь ГРМ издает более тихий звук, чем прямая передача, но издает больше шума, чем ремень ГРМ. Недостатком цепи ГРМ является то, что через определенный пробег она растягивается. По мере растягивания этой цепи можно услышать царапающие и стучащие звуки, а также несоответствие между открытием и закрытием клапанов и зажиганием. Повреждение натяжителя цепи привода ГРМ может привести к тому, что она вообще спадет в процессе работы мотора.

Ременная передача. Ремни ГРМ, с другой стороны, распространены в автомобилях с современными двигателями. Они издают меньше шума по сравнению с цепями и прямой передачей. Они также имеют меньшее трение, что помогает добиться меньшей потери мощности двигателя. Срок службы ремней зависит от материалов, из которых они изготовлены.

Они изготовлены из синтетического каучука и имеют дополнительные кевларовые волокна, которые не позволяют ремню растягиваться, а также обеспечивают правильную синхронизацию, что позволяет увеличить пробег.

Отличия цепи от ремня

Одно из основных различий между цепью ГРМ и ремнем ГРМ заключается в том, что цепь ГРМ может вызвать больше повреждений в случае поломки, чем ремень ГРМ. Когда цепь ГРМ ломается, это наносит непоправимый ущерб двигателю, который впоследствии становится практически непригодным для использования.

Другое отличие цепи привода ГРМ от ремня заключается в том, что натяжители цепи контролируются давлением масла в двигателе. Поскольку хорошая смазка цепи ГРМ зависит от качества масла, важно периодически менять его. Если его уровень сильно упадет, натяжители заблокируются, и цепь привода ГРМ также будет повреждена.

Преимуществом такой системы синхронизации заключается в том, что она не взаимодействует с водяным насосом, и поэтому нам не нужно заменять водяной насос вместе с цепью ГРМ.

По своей функции она напоминает ремень ГРМ, но отличается большей прочностью. Хотя некоторые производители утверждают, что цепь ГРМ может устареть вместе с самим автомобилем, другие рекомендуют частую замену.

Цепь: особенности, срок работы, стоимость замены

Бортовой компьютер инжектора ваз 2110: недостатки и преимущества

Если говорить о цепи, то такой способ проверен долгими годами эксплуатации, он сравнительно легкий и если учитывать общую стоимость двигателя, цепь составит незначительную ее часть. Конечно, такой двигатель сильно шумит. Это правда. Но ведь и автомобили не стоят на месте, а развиваются, улучшая шумоизоляцию кузова и салона. Современные железные кони настолько хороши, что в большинстве случаев шум мотора не слышен вовсе, а если и доносится, то совершенно не раздражает. К примеру, моторы от Фольксваген серии EA111 — 1.6-литровый атмосферный и 1.4-литровый TSI — на них установлены идентичные цепи, а атмосферный гораздо более шумный. В этом случае проблема спрятана глубже. В старых моторах цепи ставили двухрядные, потому что сразу оборвать этот механизм невозможно. Зато с износом цепи растягивались и создавали много шума. При этом редко перескакивая на пару зубцов по шестерням привода.

Когда на длину мотора стали обращать особое внимание, ситуация изменилась. Чтобы иметь возможность увеличить объем салона, начали уменьшать моторный отсек

На переднеприводные автомобили вовсе стали устанавливать моторы поперек. Вместе с тем начали укорачивать и длину цепи. Все цепи стали однорядными и приобрели хорошую компактность. Теперь толщина цепи даже на мощном двигателе сопоставима с толщиной велосипедной цепи.

Ширина цепи имеет значение не только из-за того, что есть необходимость облегчить именно цепь. Еще один фактор — положение цепи в масляной ванне мотора, внутри агрегата. Из-за этого блок и цилиндров и его головка должны на ширину цепи быть длиннее. Все это — лишний металл, который утяжеляет механизм. К тому же, тонкие цепи стали часто рваться. Сильный шум — один из признаков, что цепь начала выходить из строя. Дело в том, что вместе с шумом двигателя шум от цепи не слишком выразителен, поэтому можно легко пропустить момент, когда она внезапно сломается.

Двухрядные цепи в этом случае были более выгодными, потому что могли продолжать работать после обрыва одной ветви, потому что нагрузка на обе ветви распределялась более равномерно. Зубья звезд изнашивались медленнее, поэтому если цепь была сделана из прочных сплавов, ее можно было считать «вечной». Заменять цепь в таком случае нужно было только во время капремонта мотора.

Тенденция облегчения конструкции и стремление продлить срок службы двигателя стали причиной возникновения новых проблем. Цепи потеряли свою долговечность и больше не превосходят по сроку службы ремни ГРМ. Вместе с этим конструкция с цепью гораздо сложнее аналога с ремнем, а заменить цепь достаточно дорого, к тому же диагностика технического состояния этой детали очень сложная.

Средняя стоимость замены цепного механизма на четырехцилиндровом моторе составляет не меньше 500 долларов, а замена ремня ГРМ обойдется в 150-200 долларов. Поэтому при покупке машины с цепным двигателем стоит особенно тщательно произвести диагностику привода ГРМ

Важно учесть все нюансы и проверить каждую мелочь

Виды цепей ГРМ

В процессе эволюции приводов газораспределительных механизмов появилось множество разных модификаций приводных элементов, в том числе и цепей. На сегодняшний день существует два типа цепных приводов:

  • Пластинчато-роликовый. Как следует из названия, в устройство такой цепи входят ролики. Между собой они соединяются при помощи пластин и штифтов. Между каждым роликовым звеном входит зубец шестерни, благодаря чему звездочка зацепляется за цепь, и передает крутящий момент от коленчатого вала на распределительный вал. В данной категории цепей существуют модификации с одним и двумя рядами звеньев. Второй тип пластинчато-роликовых цепей в основном устанавливается на мощные моторы с низкими оборотами коленчатого вала.
  • Пластинчатый. Этот тип цепей появился в результате создания моторов, способных передавать крутящий момент только на больших оборотах. В устройство пластинчатой цепи входят блок пластин, соединяемый с соседним при помощи штифта. Когда пластины изгибаются, на внутреннем радиусе в них образуется угловое углубление, в которое заходит зуб звездочки и происходит зацепление.

По сравнению с пластинчато-роликовыми цепями пластинчатый аналог имеет значительно больший рабочий ресурс. Также данная категория цепей во время работы издает намного меньший шум. Единственный нюанс заключается в том, что они очень требовательны к качеству моторного масла.

Матчасть

В автомобильном двигателе металлическая цепь используется в одном узле: в газораспределительном механизме. Чтобы понять ее назначение, стоит вспомнить о работе самого механизма.

Итак, во время работы двигателя внутреннего сгорания на многих ДВС топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры через впускной коллектор. Камера сгорания отделена от коллектора впускным клапаном. После сгорания отработанные газы удаляются уже через выпускной коллектор, который также отделяет цилиндр от коллектора выпускным клапаном. Клапаны закрываются под воздействием клапанных пружин. А открываются под воздействием кулачков распределительного вала.

Кулачки расположены на оси вала таким образом, чтобы открывать одни клапаны, пока другие закрыты. Положение кулачков относительно клапанов меняется при вращении распредвала. В свою очередь, он вращается за счет

коленчатого вала

. Следовательно, необходимо как-то передавать вращение с одного вала на другой.

Цепь в двигателе выполняет данную функцию. На многих марках и моделях машин цепь заменена ремнем ГРМ. Довольно редко встречается гибридный привод, в котором цепь и ремень установлены одновременно. Кроме того, привод может дополнительно состоять из нескольких шестеренок.

Рекомендации по замене

Производители рекомендуют менять цепь периодически — приблизительно через 100-200 000 км. Более точный регламент зависит от модели автомобиля и качества используемой цепи. Своевременная замена цепи ГРМ обеспечивает оптимальную работу двигателя. Данная процедура также предотвратит поломку мотора (в некоторых автомобилях при обрыве цепи поршень сгибает клапана, что приводит к капитальному ремонту мотора).

Рекомендуется заменить цепь вместе с роликами, натяжителем и шестернями, так как не рекомендуется надевать новую цепь привода ГРМ на уже изношенные ролики. Лучше всего брать все элементы в наборе, чтобы избежать возможности несовместимости частей.

Когда цепь привода ГРМ ломается на низкой скорости, она может просто соскользнуть со шкивов и не вызвать серьезного повреждения. Но если он сломается при высоких оборотах двигателя, цепь повредит все, что находится рядом. Последствия сложно описать заранее, так как во время порыва цепь может разлететься на несколько частей и задеть разное навесное оборудование. После этого автомобиль можно будет починить, но это обойдется совсем не дешево.

Предупреждающими признаками повреждения цепи привода ГРМ являются плохая работа двигателя и детонация. В отличие от данного элемента ремень ГРМ не показывает каких-либо предварительных признаков повреждения, и его разрыв происходит внезапно, после чего клапаны изгибаются и поршни разрушаются, что гарантирует нам дорогостоящий ремонт.

По этим причинам правильное и своевременное техническое обслуживание важно и предотвращает повреждение двигателя.

Замена самостоятельно возможна

В действительно всё зависит от того, что вы собрались менять и модели авто. Заменить ремень гораздо проще. Во-первых, если с ним что-то не в порядке, то это видно невооружённым глазом. Во-вторых, сам процесс несложный. Особенно легко замена происходит в автомобилях марки ВАЗ, а с иномарками нужно проявить терпение.

Иногда в процессе ремонта необходимо позаботиться и о других запчастях. Повышенному износу поддаётся помпа, сальники и ролик, отвечающий за натяжение.

С цепью ГРМ всё намного сложнее. В некоторых иномарках, чтобы добраться до неё обязательно нужно вынимать двигатель и проделывать множество манипуляций. Мало того, без специальных приборов бывает тяжело определить, нужно ли её менять. Тем не менее, если обрыв уже произошёл, другого выхода просто нет.

Полезные советы

Рекомендуется регулярно проверять состояние привода в соответствии с инструкциями производителя, а также строго соблюдать интервалы замены цепи привода ГРМ.

При замене цепи привода ГРМ необходимо соблюдать осторожность, так как это также определяет, как будет работать двигатель. Если цепь привода ГРМ установлена ​​неправильно, двигатель также не будет работать должным образом. Ремонт должен быть сделан точно.

Элементы привода всегда должны меняться в соответствии с рекомендациями для нашего автомобиля. Покупка качественных запчастей, безусловно, продлевает срок службы цепи ГРМ.

К чему приводят проблемы с цепью ГРМ

Вот как работает 4-тактный двигатель: топливо и воздух смешиваются в камере сгорания. Поршень (1) сжимает смесь, затем она воспламеняется, выполняя работу и толкая поршень вниз, после чего поршень вновь поднимается вверх, выталкивая продукты сгорания через выпускные клапана (если их несколько). Затем все 4 такта повторяются. А вот чтобы синхронизировать движения поршня с открытием и закрытием клапанов, нужна цепь (2), связывающая распределительный вал (3) и коленчатый вал (4). Если цепь растягивается или перескакивает через зуб, открытие клапанов (5) и движение поршней перестает быть синхронным. В худшем случае, клапаны (впускные или выпускные) начнут открывать тогда, когда поршень достигнет верхней мертвой точки. В этом случае поршень ударит клапана: результат этого изображен на фото.

Если цепь проскакивает или растягивается, поршень может ударить по клапанам

Кроме того, может погнуться шатун (6) ударившегося поршня. В любом случае, двигатель получит серьезные внутренние механические повреждения. На рисунке в разрезе изображен 2-литровый дизельный мотор BMW, который имеет одну особенность: цепи ГРМ, коих у него две, расположены на его заднем торце, со стороны маховика и сцепления. Это значит, что замена цепей займет очень много времени и будет дорогой, т.к. для этой операции мотор придется вынимать из подкапотного пространства.

Симптомы поврежденной цепи привода ГРМ

Неисправность цепи привода ГРМ может привести к повреждению коленчатого и распределительного вала, поршней, стенок цилиндров.

Одним из признаков повреждения цепи ГРМ является стук, который нельзя игнорировать, а также потеря мощности, затруднение зажигания, холостой ход. Еще одним признаком растянутой цепи ГРМ является потеря мощности.

Когда цепь газораспределительного механизма повреждена, это нарушит работу двигателя. Из-за этого расход топлива может увеличиться, а также ввыхлопе повыситься уровень вредных веществ.

Ослабление цепи привода ГРМ может повредить другие компоненты, расположенные в непосредственной близости.

Чрезмерное натяжение и возможный разрыв цепи привода ГРМ могут вызвать некоторые проблемы, такие как повреждение клапанов двигателя. При сломанной цепи привода ГРМ двигатель не сможет запуститься.

Также повреждение цепи привода ГРМ может привести к перегреву двигателя. Поскольку водяной насос приводится в действие с помощью цепи синхронизации, ослабление цепи синхронизации нарушает работу водяного насоса.

Когда зуб на шестеренке ломается, цепь может проскальзывать, из-за чего сместится фаза газораспределения и клапаны могут соприкасаться с поршнями. Это повреждает днище поршня и вызывает изгиб клапанов, что приводит к серьезному ремонту двигателя.

Если во время проверки мы заметим, что цепь привода ГРМ очень тугая, то лучше заменить ее на новую, пока она не сломается. Важно знать, что неправильная установка цепи привода ГРМ также может привести к серьезному повреждению двигателя.

Так как замена цепи газораспределения имеет много нюансов (нужно правильно выставить положение коленвала и распредвала), рекомендуется доверить эту работу профессиональному сервисному центру.

Что лучше в автомобиле – ремень ГРМ или цепь ГРМ?

Вам нравятся вопросы наподобие «Какая машина лучше?», на которые в принципе нет правильного ответа? Обычно такие вопросы вызывают бурную волну обсуждений и даже жесткой полемики. Сегодня же мы решили поговорить по поводу системы газораспределения (ГРМ) в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Все знают, что в ДВС для синхронизации работы двигателя используется цепь ГРМ или ремень.

Но чем они отличаются друг от друга? Уже давно многих автомобилистов интересует, что же лучше? И надо признать, что с тех пор, как на смену цепи ГРМ пришел ремень, споры среди автолюбителей не утихают. Особенно о современных моторах, к которым есть масса претензий по сроку службы. Надо признать, что это отличный вопрос. Но ответить, что лучше – цепь или ремень, слету не получится. Мы попробуем сделать необычное сравнение этих двух систем, чтобы каждый для себя сделал свой выбор.

Периодичность замены цепи ГРМ

Как указывает большинство автопроизводителей, цепь ГРМ устанавливается на весь период эксплуатации автомобиля. Тем не менее, у этого элемента двигателя есть свойство растягиваться. По этой причине необходимо периодически проверять натяжение цепи. Эту функцию выполняет натяжитель, который со временем изнашивается.

Если натяжитель новый, но цепь уже прилично растянута, тогда ее необходимо менять. Если этого не сделать, то в процессе работы мотора из-за высокой нагрузки привод может проскочить на один-два звена. Эта неполадка в случае с некоторыми моторами может спровоцировать повреждение поршней и клапанов из-за их столкновения (сместился момент, когда поршень находится в верхней мертвой точке, а все клапаны закрыты).

О растяжении цепи ГРМ свидетельствует увеличение шума во время работы мотора. Из-за смещения фаз газораспределения силовой агрегат будет работать нестабильно или вообще не сможет запуститься.

Конечно, не стоит доводить мотор до такого состояния. Во многих моделях авто цепь отхаживает от 100 до 170 тысяч километров пробега. Но если автомобиль аккуратно эксплуатируется, то интервал замены цепи можно увеличить до 200 тысяч. Главное – следить за ее натяжением. Но если машина прошла около 250тыс, то нужно спланировать работы по замене цепи, даже если она визуально выглядит нормально. Микротрещин металла или повреждение одного из штифтов обнаружить крайне сложно, а это рано или поздно приведет к разрыву приводного элемента ГРМ.

Цепной ГРМ: как он устроен и как менять цепь

Нет в двигателе элементов более или менее ответственных, но все же есть механизм, неправильная сборка которого может обнаружиться только после окончания монтажа и попытки пуска двигателя. Да, именно попытки – и зачастую неудачной. «Перепрыгни» мастер на один зуб или ошибись хоть в одной метке – и привет, разборка! Хорошо, если привод ГРМ ременной – а если это цепь, которая заключена в корпус и прикрыта крышкой… Но обо всем по порядку.

Зачем нужен привод ГРМ?

Для тех, кто пришел сюда просвещаться, традиционно дадим краткий экскурс в устройство и предназначение газораспределительного механизма. Если говорить вкратце, то его роль – обеспечение связи между открытием/закрытием клапанов и перемещением поршня (а вместе с ним и коленчатого вала), для чего необходимо соединить коленчатый вал с валом распределительным. В смысле передаточного числа соединение это жесткое: оно всегда составляет 2 к 1 – то есть на два оборота коленвала приходится один оборот распредвала.

Вообще, привод ГРМ обеспечивает соблюдение фаз газораспределения. Страшно звучит? На деле все не так уж пугающе, достаточно начать с азов. Двигатели, которые мы рассматриваем – четырехтактные, то есть при их работе постоянно выполняются четыре такта: пуск – сжатие – рабочий ход – выпуск. Фазами же называют моменты открытия клапанов, выраженные в угле поворота коленвала. Да-да, так и пишут: угол открытия впускного клапана – 12 градусов перед ВМТ (верхней мертвой точки, где поршень останавливается перед тем, как пойти вниз). Значит, клапан начнет свое открытие благодаря кулачку распредвала, когда поршень немного не дойдет до ВМТ. Немного – это те самые 12 градусов поворота коленчатого вала. Еще 12 градусов по часовой стрелке – и поршень в ВМТ. Ну а фазы – это график открытия клапанов.

Если на двигателе предусмотрены фазовращатели (например, система VANOS от BMW), то углы этих фаз могут изменяться. Но углы открытия клапанов существуют не в отрыве от системы: в зависимости от них работает система впрыска топлива и система зажигания (если мотор бензиновый). Получается, если при установке привода ГРМ мастер ошибся, то клапан начнет открытие не за 12 градусов, а, например, за 14, но вот впрыск и зажигание сработают в надежде на то, что все верно. Не вовремя открытые и закрытые клапаны станут следствием неустойчивой работы двигателя, а если «перескок» окажется значительным, то и до встречи клапана с поршнем недалеко.

Статьи / Практика Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень Любите спорить на автомобильную тему и рассуждать, что лучше — ремень или цепь? Ничто так не придает спорщику значимости, как знание истории развития механизмов! Мы расскажем вам о том, как… 86855 3 15 26.12.2014

Какие бывают приводы

Существует несколько способов соединения коленчатого вала с распределительным: ременной, цепной, шестеренный и комбинированный (это как раз наш случай). В целом из их описания все уже понятно – по крайней мере, с первыми тремя. В последнем случае зачастую совмещают шестеренный и цепной типы.

У каждого типа привода есть свои достоинства и недостатки. Ремень прост в обслуживании и относительно недорог, цепь более надежна в сравнении с ремнем, но требует смазки, шестерни почти идеальны, но их вес и монтаж при сборке – сущий ад. Комбинируют же разные типы, если необходимо достичь требуемого результата за меньшие средства.

Что может выйти из строя?

Разумеется, у разных типов привода ГРМ возможные неисправности и поломки тоже различаются. Рассмотрим их все по порядку – и начнем с ремня. Самая первая и основная проблема здесь – это износ самого ремня, выраженный в его потрепанности и растяжении. Также возможны срезы зубьев ремня. Ну а вторым «слабым звеном», конечно же, являются ролики – натяжителя и промежуточные. Они так же, как и ремень, изнашиваются, а потому зачастую требуют замены вместе с ремнем. Заодно при замене ремня проверяют и износ зубьев на зубчатых шкивах привода распределительных валов.

Если привод ГРМ осуществляется цепью, то основных вариантов неполадок два: либо вытянулась цепь, либо износились зубья звездочек, либо произошло и то и другое. Наиболее распространенный вариант – первый. В случае замены цепи вместе с ней заменяют башмак натяжителя и успокоитель. Эти две детали необходимы для выравнивания работы цепи. Ведь ремень упругий сам по себе и натягивается за счет собственной эластичности. Цепь таких свойств лишена – а потому, чтобы во время работы и перепадов оборотов звенья цепи не закусило, устанавливается успокоитель, который представляет из себя металлическую пластину с пластиковой рабочей частью, о которую (разумеется, не без смазки) «трется» цепь. Ну а для постоянного натяга цепи установлен натяжитель и башмак, похожий на успокоитель, но закрепленный только с одной стороны (чтобы иметь возможность его перемещения).

Цепь металлическая, а потому требует постоянной смазки. Из-за этого она располагается в корпусе и накрыта металлической крышкой. В некоторых случаях (как в нашем) для улучшения ее смазки дополнительно устанавливают распылитель масла, направленный непосредственно на цепь.

Если говорить о ремонтопригодности – то есть о простоте замены цепи, то здесь все зависит от производителя. Например, в Mercedes «любят» заменять цепь без снятия крышки – более того, они указывают это как основной способ замены. Способ этот известен с момента появления цепи и заключается в следующем: с помощью специального приспособления цепь размыкают – вытягивают из одного звена ось. Получается два конца, к одному из которых подсоединяют звено новой цепи, после чего проворачивают коленвал и «прогоняют» новую цепь по кругу, одновременно с этим вытягивая цепь старую. Потом остается только соединить звенья новой цепи осью. Вроде бы ничего сложного – но только в теории. На деле вероятность «перескока на зуб» при таком методе самая высокая.

Регламентированные сроки службы цепи также полностью зависят от производителя: кто-то говорит, что через 150 тысяч километров ее пора менять, а кто-то (Honda, к примеру) заявляет ее ресурс «на весь срок службы двигателя». Бывает, что для улучшения характеристик привод разделяют на две цепи (любят такое в Hyundai). В таком случае замену придется выполнять исключительно со снятием передней крышки.

Статьи / Практика Цепь или ремень ГРМ — что лучше? Пожалуй, что этот вопрос входит в десятку самых философских вопросов автомобилестроения вместе с правым и левым рулем, дизелем и бензином, «механикой» и «автоматом». Наконец-то мы разложим д… 227561 26 20 30.12.2014

Шестеренный привод ГРМ – самый древний. Из очевидных преимуществ стоит упомянуть то, что он лишен таких болезней, как у ремня или цепи. В шестернях ничего не растягивается и не расслаивается, зубья не перепрыгивают, натяжитель не нужен… Правда, в этом случае необходимо пристально следить за качеством моторного масла – но это не самое главное. Основная сложность шестеренного привода в том, что если его по каким-то причинам пришлось разобрать, то собрать его обратно с сохранением всех меток будет довольно проблематично. Более того, есть такие двигатели (к примеру, 2,5 TDI от Volkswagen), у которых собрать привод ГРМ или проверить правильность фаз газораспределения без набора специальных приспособлений невозможно! У них просто нет соответствующих меток на шестернях. Так что если у вас двигатель именно этого концерна, и привод у него шестеренный, то прежде чем обращаться за помощью мастера, убедитесь, что у последнего имеется набор спецприспособлений – в противном случае вы просто застрянете на станции.

Комбинированный привод: выше уже было указано, что зачастую это шестерни плюс цепь. У нашего «пациента» схема именно такая. Здесь от шестерни коленчатого вала приводятся: шестерня привода распредвала, масляный насос, правый и левый балансирные валы, топливный насос высокого давления, вакуумный насос и насос системы гидроусилителя рулевого управления. Однако, чтобы не громоздить еще больше, конструкторы решили, что распределительные валы лучше подсоединить через цепь – тогда не придется устанавливать дополнительно промежуточные шестерни и усложнять жизнь ремонтникам. Ко всему прочему, при необходимости цепь можно заменить тем дедовским способом, который любят в Mercedes-Benz. К счастью, в Mitsubishi решили не тревожить воображения мастеров и тщательно пометили относительное расположение шестерен друг относительно друга (это будет хорошо видно ниже).

Чем хорош описанный тип привода? Тем, что для передачи вращения такому количеству оборудования пришлось бы иметь цепь длиной в несколько метров или ставить несколько цепей (некоторые, правда, так и делают), а это – значительное удорожание в случае ремонта. Кроме того, шестерни все же надежней, и выйти из строя могут только конкретные элементы, например, масляный насос или вакуумный насос, а сами же приводные шестерни – только в исключительных случаях. Что касается проблем с цепью, заменить ее не представит особого труда.

Что проверяют во время капитального ремонта?

Статьи / Практика Капремонт турбодизеля Mitsubishi с пробегом 500 тысяч километров: головка блока цилиндров Никто этого не избежит. Рано или поздно Он постучится к вам в… головку блока или блок цилиндров. Он – это капитальный ремонт двигателя. Времена «миллионников» давно канули в лету, и масштабн… 11999 0 1 28.09.2016

С ремнем все предельно ясно: благодаря относительной простоте и дешевизне, дело ограничивается заменой всех деталей – ремня и роликов. В случае, если привод ГРМ цепной, для начала измеряют длину цепи – иногда в заводских руководствах предоставляют данные диаметра обмотанной вокруг звездочки цепи. Сами звездочки проверяют на наличие сколов и износа зубьев: этих параметров достаточно, чтобы понять, требует ли замены цепь.

Если ГРМ приводят шестерни, то при ремонте мастера измеряют зазор в их зацеплении. На валы ставят две шестерни, одну из них блокируют, на один зуб второй устанавливают индикатор и, перемещая ее, замеряют зазор. Если износ чрезмерный – шестерни идут под замену, причем обе. Также проводится визуальная проверка зубьев на износ и сколы: если все в порядке, то шестерня возвращается на свое место. Комбинированный тип привода ГРМ в описании не нуждается – он сочетает в себе диагностику включенных в него типов.

Работа с приводом ГРМ Mitsubishi Pajero Wagon

Всю биографию и характеристики двигателя и модели данного экземпляра мы рассказали в предыдущей статье – напомню лишь, что ему 550 тысяч километров от роду, и «кормили» его исключительно хорошим маслом. Разобрав мотор и разделавшись с ГБЦ, мы приступили к приводу ГРМ.

При разборке механизма обошлось без каких-то особенно интересных процедур, заслуживающих описания, так как таких ответственных моментов, как с головкой блока, вроде выкручивания болтов в определенной последовательности, здесь практически нет. Самое главное при разборке – просто ничего не потерять. Но чистоты информации ради все же уточню, что демонтировать пришлось термостат, водяной насос (помпу), шкив коленчатого вала, компрессор системы кондиционирования и генератор. Остальное, как указывалось выше, приводится шестернями.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Закончив с вышеперечисленным, мы выкрутили болты крепления и сняли вакуумный насос, а следом за ним и насос гидроусилителя рулевого управления. После этого, изрядно потрудившись, сняли ТНВД. На заметку: вот тут-то часто длина болтов крепления неодинакова, и чтобы избавить себя от ненужной двойной, а то и тройной работы, все болты необходимо помечать. Сняв все лишнее, мы выкрутили болты крепления крышки механизма привода ГРМ и предельно осторожно (так как все установлено на герметике) отделили крышку от блока цилиндров.

Добравшись до сути, мы по очереди демонтировали все элементы привода – снятая ГБЦ делает это возможным и куда менее сложным этапом. Цепь даже не стали осматривать и измерять – пробег не оставлял ей шансов, и она сразу отправилась под замену. Все остальное после снятия ушло на мойку и последующий осмотр.

А осмотр этот выявил поразительные способности всех элементов к износоустойчивости – ни сколов зубьев, ни предельных зазоров в зацеплениях.

Состояние зубьев и корпуса масляного насоса говорит о том, что мы с мастером будем долго вспоминать используемое масло. Повторюсь: хоть насос и выглядит как новый, на самом деле его просто помыли!

Между крышкой привода ГРМ и блоком цилиндров установлена специальная пластина, причем довольно массивная. Не вдаваясь в ее изоляционно-укрепляющие функции, ее просто отдали на очистку и мойку.

А вот еще одну добрую весть принесла проверка диаметров опорных шеек балансирных валов – здесь все тоже оказалось в порядке. Неудивительно, что не сходящая с лица улыбка хозяина этого «боливара» озаряла сервисную зону в течение всей дефектовки.

Сборка по сравнению с разборкой оставила более яркие впечатления. Прежде всего наносим герметик на поверхность той самой промежуточной пластины, ставим ее на блок цилиндров и затягиваем болты ее крепления.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Главный здесь, по сути, коленвал, потому и шестерню ставим на его хвостовик в первую очередь. Надеваем вручную, на шпонку, потом лишь немного ручкой молотка стучим по ней, чтобы усадить окончательно.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Затем совмещаем метки и устанавливаем шестерню привода распредвала. На ней стоит звездочка, на которую будет надета цепь привода распределительных валов.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

На оси этой шестерни монтируем масляный распылитель, который дополнительно смазывает цепь.

После нее – шестерня промежуточная, от которой будут вращаться шестерни насоса гидроусилителя и вакуумного насоса.

Подготовив и установив первый балансирный вал, устанавливаем промежуточную шестерню между шестерней распределительных валов и шестерней балансирного вала. Расположение балансира предельно важно, потому необходимо внимательно устанавливать шестерню, четко совмещая нанесенные метки. Здесь, повторюсь, отдельное спасибо стоит сказать производителю – они ясно видны и заметно облегчают работу.

1 / 2

2 / 2

После этого примеряем цепь. На ней тоже есть метки – выкрашенные звенья. Метки эти совмещаются с метками на звездочках. Далее наступает очередь масляного насоса – его разбирали для проверки.

Второй балансирный вал проходит через корпус масляного насоса. Зачем было так делать – вопрос интересный, но ответа на него мы не получим. Ну что ж, так, значит так – ставим шестерню привода балансира и насоса, совмещая метки. Вал занимает место в корпусе насоса, и вся эта сборка ставится мастером в блок цилиндров.

Основным параметром насоса является зазор в зацеплении зубьев ведущей и ведомой шестерни – и здесь, как мы помним, проблем не было, и насос собрали. Правда, затем конструкторская мысль почему-то пошла по непонятному для нас пути.

Стоит заметить, что перед «капиталкой» был куплен полный набор прокладок и уплотнителей, в том числе и на масляный насос. Установка же этой сборки отняла немало времени и нервов, так как совместить метки шестерни насоса и коленчатого вала оказалось очень затруднительно.

Закончив с этим хлопотным делом, мы поставили на место новенькие башмак натяжителя и успокоитель цепи, затем окончательно поставили цепь и зафиксировали ее пластиковым хомутом.

Не без определенных мучений поставили шестерню привода топливного насоса высокого давления – и на этом всё! Все, что могло быть поставлено под крышку — смонтировано!

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Теперь пришла очередь крышки. Полюбовавшись чистотой ее поверхности, мы тщательно высушили ее и обезжирили, подготовив к установке. Предварительно на ее привалочную поверхность нанесли специальный герметик. Покрывать им поверхность нужно так, чтобы сам герметик не попал в отверстия – в таком случае есть вероятность ошибиться с моментом затяжки болтов крепления. Еще хуже, если герметик попадет в масляные каналы: он их незамедлительно забьет, и можно «заработать» масляное голодание.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

После нанесения герметика крышку поставили на блок цилиндров и равномерно затянули болты крепления крышки – не забыв, что здесь длина болтов может быть разной. Выполнив эту операцию, можно удовлетворенно вздохнуть и сказать, что с ГРМ мы разделались. Остались внешние элементы: новая помпа, насос гидроусилителя и вакуумный насос – но это, как говорится, уже совсем другая история.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

После установки головки блока и распределительных валов нужно обязательно проверить, чтобы метки совпадали.

Для этого мы провернули коленвал на два полных оборота и, увидев окрашенные звенья цепи напротив меток на звездочках распредвалов, окончательно выдохнули с облегчением. Эта проверка, кстати, применима ко всем типам приводов: после полной сборки надо провернуть коленвал на два полных оборота, и упаси вас, если метки «поплывут» – значит, сборка была нарушена, и придется все разобрать и собрать по новой. В нашем случае все ожидаемо оказалось в порядке – осталось лишь поставить на место новые термостат и генератор (их профилактически заменили), а также все снятое навесное оборудование.

На этом работа по переборке газораспределительного механизма была закончена. В следующей части мы расскажем вам о том, каких работ потребовал блок – хотя там, надо признать, все оказалось еще лучше.

Опрос

Приходилось ли вам ремонтировать ГРМ на своем автомобиле?

Ваш голос

Всего голосов:

Варианты расположения цепи ГРМ

Из всех модификаций силовых агрегатов, оснащенных газораспределительным механизмом, существует два основных вида по расположению привода ГРМ:

  • Передний. Это классическое расположение, которое используется в большинстве моделей авто. В этом случае цепь располагается на противоположной стороне относительно маховика, то есть, там, где находится привод водяного насоса, кондиционера и генератора. Преимущество такого исполнения в том, что такой привод легче обслуживать и производить его замену.
  • Задний. В этом исполнении привод газораспределительного механизма находится с той же стороны, что и маховик. Недостаток такой компоновки в том, что даже визуально осмотреть цепь, не снимая ее с мотора, крайне неудобно. Несмотря на то, что заднее расположение цепи отличается своей непрактичностью, этот вариант все же используется, причем известными автопроизводителями, например, BMW, а также Audi.

Что лучше: цепь или ремень ГРМ

Надежность цепи ГРМ подтверждена многими поколениями автомобилистов, потому что ее устанавливают на машины достаточно давно. Большинство владельцев авто знакомы с цепным приводом с тех пор, как стали выпускать классические машины марки АвтоВАЗ, кроме того, цепь установлена на многих японских и американских машинах старых годов выпуска.

Несмотря на, казалось бы, высокую надежность цепи ГРМ, практически на всех новых моторах стоит ремень ГРМ. Причем не имеет значения, какой двигатель на авто: экономичный с небольшим объемом или V-8.

Поэтому многие автомобилисты-новички не могут определить, какой привод у авто: ременной или цепной. Чтобы узнать это, необходимо заглянуть в моторный отсек и осмотреть ДВС с боковой или верхней части. В случае, когда вы видите, что двигатель спрятан под пластиковым кожухом, значит, привод ременной. А цепь устанавливается внутри мотора, поскольку она нуждается в смазке.

Так что же лучше: цепь или ремень ГРМ? Если сравнить их, можно прийти к выводу, что цепной привод обладает большей надежностью и прослужит дольше. Однако из-за цепи ГРМ появляются посторонние звуки, поэтому автопроизводители улучшают шумоизоляцию моторного отсека.

Напротив, с ременным приводом двигатель будет тихим. Легкий ремень – это расходный элемент, срок эксплуатации которого ограничен. Водитель должен регулярно проверять его состояние и периодически проводить замену. Если этого не делать, ремень ГРМ оборвется. На восстановление мотора после такой поломки уйдет крупная сумма.

Может показаться, что цепь ГРМ выигрывает у ременного привода. Однако в реальности ситуация обстоит несколько иначе. Далее рассмотрим, какие плюсы и минусы есть у этих двух приводов, чтобы понять, что лучше – цепь или ремень ГРМ.

Выбор новой цепи

Как и в случае с подбором других запчастей, найти новую цепь для газораспределительного механизма можно несколькими путями. Первый способ – искать в автомагазине по модели автомобиля. В этом случае продавцу необходимо предоставить дату изготовления машины, параметры силового агрегата. Если модель ходовая, то сотруднику автомагазина этой информации достаточно, и он быстро найдет подходящий вариант.

Намного лучше искать новый приводной элемент по VIN-номеру. О том, где он находится, и какую информацию о машине содержит, имеется отдельный обзор. В этом случае можно гарантировать, что будет куплена качественная и подходящая цепь.

Если выполняется самостоятельный поиск по электронному каталогу, то нужно внимательно вводить все данные о машине. Большинство интернет-ресурсов предоставляет достоверную информацию о продаваемых деталях, но ради уверенности лучше обращаться к проверенным компаниям. Распознать их можно по количеству реализуемой продукции, а также по отзывам покупателей.

Вот небольшая хитрость, которая облегчит поиск более дешевых вариантов. На некоторых интернет-площадках помимо данных VIN-кода в таблицах указывается каталожный номер. Если цена такой цепи слишком высока, можно выполнить поиск в других интернет-магазинах. В некоторых каталогах указывается только каталожный номер. В этом случае можно указать номер, который написан в таблице предыдущего сайта.

Такой страницы не существует

Каждый кулачек соответствует одному клапану.

2. Привод клапанов. Клапаны приводятся в движение различными способами: при расположении распредвала в картере, усилие от кулачков передается на толкатели, штанги и коромысла.

Коромысло (рокер или роликовый рычаг) выполнено из стали, его устанавливают на полую ось, зафиксированную в стойках головки цилиндров. Одна его сторона упирается в кулачек вала, а другая давит на торец стержня клапана. При работе двигателя клапаны нагреваются и удлиняются, что грозит им неполной посадкой в седло. Поэтому между клапаном и коромыслом обязательно соблюдают тепловой зазор.Также кулачек может воздействовать на клапан через рычаг или непосредственно на его толкатель. Толкатели могут быть выполнены в механическом (жестком), роликовом варианте или в виде гидрокомпенсатора. Первый вид из-за шумности почти не используется, а последний отличается мягкостью и отсутствием необходимости осуществления регулировок. Роликовые толкатели используют в форсированных и спортивных двигателях.

3. Механизм привода распределительного вала. Осуществляется цепной, ременной или шестеренной передачей. Цепная отличается надежностью, до сложна в устройстве и дорога, ременная дешевле, но менее надежна, и в случае порыва ремня может повлечь за собой повреждение двигателя за счет удара клапанов о поршни.

4. Клапаны. Предназначены для открытия и закрытия впускного и выпускного канала. Состоят из стержня и головки, на которой имеется узкая, скошенная под углом фаска, плотно прилегающая к фаске седла, для чего их взаимно притирают. Головки впускных клапанов делают большими, чем выпускных. Но выпускные сильнее нагреваются, поэтому изготавливаются из жаропрочной стали и внутри наполнены натрием для лучшего охлаждения.

Цилиндрический стержень клапана сверху выточен для крепления пружины, не дающей ему оторваться от коромысла, которая упирается в шайбу на головке, и фиксируется упорной тарелкой. Стержень помещается в направляющую втулку, запрессованную в головку цилиндров, чтобы масло не попадало в камеру сгорания, на него надевают маслоотражающий колпачок.

Дата добавления: 2017-12-14; ; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Экскурс по производителям

Теперь немного поговорим о производителях. Как и в случае с другими запчастями, цепи бывают двух видов: оригинал и не оригинал. Подавляющее большинство автоконцернов комплектует свои модели продукцией сторонних производителей. Но это только проверенные компании, которые уделяют достаточно внимания качеству изготавливаемой продукции. Продукцию таких производителей можно найти в магазинах автозапчастей.

Но в случае цепей для ГРМ стоит учитывать, что в большинстве случаев эти элементы будут продаваться вместе с другими запчастями привода газораспределительного механизма (успокоителем, натяжителем, разными уплотнителями, звездочками и башмаком).

Вот какие производители реализуют достойную продукцию:

  • Немецкий INA;
  • Шведский SKF;
  • Японский DID;
  • Английский BGA;
  • Немецкий IWIS;
  • Американский Dayco.

Также можно найти комплекты неплохого качества, которые реализуют компании-упаковщики. Среди них SWAG и Febi – немецкие компании. Не стоит доверять тем производителям, которые предлагают товар по «соблазнительной» цене. Часто такие цепи имеют маленький рабочий ресурс и быстро рвутся.

Преимущества цепи ГРМ

Газораспределительные механизмы с цепным приводом используются на автомобилях уже достаточно давно. По этой причине некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что этот вариант является древней разработкой и для современного автомобиля это пережиток прошлого. На само деле это не так. На сегодняшний день такие автопроизводители, как Mitsubishi, BMW и Toyota, в некоторых моделях машин используют именно этот тип газораспределительных механизмов.

Если сравнивать ременную передачу с цепной, то у второй такие преимущества:

  1. Минимальные механические повреждения из-за высокой нагрузки на мотор;
  2. Большой рабочий ресурс. Как мы уже говорили, если должным образом ухаживать за мотором и вовремя натягивать цепь, то она может отходить до 250 тысяч километров;
  3. Работа цепи не зависит от температуры окружающей среды (при высоких нагрузках и низких температурах ремень может повредиться);
  4. Цепь не так быстро растягивается. Это происходит только с приближением к концу эксплуатационного ресурса;
  5. Устойчива к временным перегрузкам.

Какой ГРМ выбрать: с цепью или с ремнем?

В мире автомобилей есть вопросы, которые давно стали «вечными». Что лучше – дизель или бензин, механическая или автоматическая коробка переключения передач, руль с права или с лева… К этому списку можно отнести еще один вопрос – что лучше ремень ГРМ или цепь. Сейчас автопроизводители устанавливают на современные агрегаты привод распределительного вала с ремнем. А почему же не цепь? Попробуем разобраться.

В старых автомобилях устанавливали двухрядную цепь. Ее сложно было порвать, но она со временем растягивалась и начинала шуметь. Сейчас блок двигателя стараются сделать как можно больше компактным, чтобы салон стал проворнее. Поэтому мотор стал короче и цепь тоже. К тому же, из двухрядной она стала однорядной и тонкой, похожей на цепь обычного велосипеда.

Согласно техническому устройству, цепь должна постоянно находится в масляной ванне, в отличии от ремня, который находится снаружи. В итоге необходимо удлинять на ширину цепи блок цилиндров и головку блока – а это лишние килограммы. Но главная проблема – это непрочность тонкой цепи.

Соответственно, если раньше двухрядная цепь могла прослужить весь срок до капитального ремонта, то однорядная цепь стала таким же расходным материалом как ремень. Но конструкция цепи сложнее, материалы на изготовление дороже. Цепь массивнее, больше шумит, да и замена самой цепи раза в три дороже.

Поэтому при покупке автомобиля с цепным приводом советуем тщательно провести диагностику всех деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ).

Недостатки цепного привода ГРМ

Несмотря на перечисленные достоинства цепного ГРМ, эта модификация все равно имеет свои минусы. Вот лишь некоторые из них:

  1. Мотор весит больше по сравнению с ременным приводом. Для гражданских автомобилей это не критично, а вот для спорткаров данный параметр является одним из важнейших (некоторые автопроизводители вкладывают тысячи долларов в разработку транспортных средств, чтобы «отвоевать» дополнительные пару десятков килограмм);
  2. Производство таких силовых агрегатов более дорогостоящее из-за сложной конструкции. Конечный потребитель в результате получает дорогостоящую деталь;
  3. Наличие дополнительных деталей в любом механизме повышает риск появления неисправностей в нем. Это же касается и газораспределительного механизма, точнее, его привода;
  4. Из-за сложности конструкции цепь тяжелее менять – даже чтобы натянуть ее необходимо демонтировать крышку на газораспределительном механизме (зависит от модели автомобиля). Если эта работа проводится специалистом на СТО, то автомобилисту придется расстаться с приличной суммой денег;
  5. По сравнению с ременной передачей цепь все равно издает шум все время, пока мотор работает.

В завершение нашего обзора предлагаем небольшое видео о том, почему в современных автомобилях цепи рвутся чаще, чем в старых авто:

Мировой заговор автопроизводителей: Почему рвутся цепи ГРМ на современных двигателях?

Как определить износ цепи?

Глобальной сложности в определении износа цепи нет. На современных двигателях могут быть специальные смотровые окошки, где видны деления натяжителя цепи. Как только они достигают определенных значений, цепь требует замены. Если окошка нет, можно провести осмотр цепи и ее натяжителя эндоскопом.

Кроме того, опытный механик спокойно может выявить износ цепи на слух, поскольку изношенная цепь при работе издает специфический призвук, который ни с чем не спутать. Он появляется из-за того, что на холодном запуске плохо работает система удержания масла, в этот момент цепь работает не от натяжения и имеет избыточный свободный ход, что может привести к перескоку цепи и повреждению двигателя.

Еще один метод определения износа цепи — расположение распределительного и коленчатого вала. Если оно превышает определенные градусы, то получается рассогласование, которое может изнашивать цепь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]