Вид топлива, которым автовладелец заправляет свою машину, имеет значение не только в плане суммы, в которую обходится эксплуатация авто, но и сказывается на состоянии окружающей среды. Что такое ГБО – это комплект оборудования, в состав которого входят резервуары (баллоны) для газового топлива, и специальная оснастка для работы автомобиля на газу.
Современным горючим для автотранспорта являются два вида газового топлива:
- пропан-бутан или LPG;
- метан или CNG.
Для эксплуатации автомобиля на данном топливе необходимо вносить изменения в его оборудование.
Что такое ГБО? Это экономичность и экологичность!
Экономия заключается в том, что, по сравнению с бензином и дизельным топливом, газ гораздо дешевле. Для отечественных автолюбителей это и становится определяющим фактором переоборудовать свою «ласточку» на газовое топливо. Чтобы подсчитать, во сколько обойдется установка оборудования необходимо проконсультироваться со специалистом. Именно специалист, оценив потенциал Вашего автомобиля, посоветует то или иное оборудование.
Ведь комплект ГБО необходимо выбирать исходя из:
- характеристик автомобиля;
- задач, которые ставит владелец (коммерческое использование, преимущественная езда по городу или езда по трассе);
- прочих особенностей.
После согласования всех моментов необходимо записаться в автоцентр на установку.
В отношении экологической обстановки, в таких государствах как, к примеру, Германия и США – сохранение окружающей среды является стилем жизни. Выхлопные газы от сгорающего в моторе бензина и дизтоплива губительны для природы и человеческого здоровья. А вот газ в атмосфере расщепляется практически бесследно. В связи с этим, руководство обеих этих стран занимается стимулированием населения на переход на газовое топливо. Преимущество отдается метану.
Недостатки
Если говорить о минусах ГБО, то они в большей мере относятся к индивидуальным привычкам владельца средства передвижения, чем к техническим характеристикам. Кроме солидной стоимости установки газовых баллонов (которая легко окупается при активной эксплуатации автомобиля) можно отметить такие недочеты:
- Уменьшение объема багажника, так как именно там обычно располагается ГБО. Не играет существенной роли для тех, кто не занимается перевозкой грузов.
- Снижение мощности двигателя. Это сказывается во время разгона машины (этот параметр изменяется на 5-10 %).
- Необходимость регулярных техосмотров. Для пунктуальных автолюбителей не составляет проблемы.
- Время заправки газам больше продолжительности заправки бензином.
Учитывая все достоинства и недостатки, перечисленные выше, вы легко можете сделать вывод о целесообразности перевода своей машины на новый вид топлива. Если ощутимые преимущества перевешивают незначительные минусы для вашего стиля использования автомобиля и его конструкции, обратитесь в и вы сможете на практике оценить все достоинства передвижения на газе.
Наша уже много лет занимается в городе Тюмень установкой и обслуживаем газового оборудования на авто, поэтому в качестве услуг сомневаться не приходится. Высококвалифицированные специалисты установят подходящую модификацию оборудования на ваш автомобиль и проведут исчерпывающую консультацию.
Из истории появления и распространения ГБО
Началось все с Италии. Еще больше полувека назад в северных районах страны небольшими производственными компаниями начался выпуск компонентов, делавших возможным перевод бензиновых ДВС на газ. С тех пор оборудование итальянского производства считается лучшим в мире. Италия является крупнейшим разработчиком технологий, связанных с изготовлением ГБО. А также основным экспортером фирменного оборудования как в сборке, так и отдельных комплектующих.
Успешно работают в данной области также производители Польши (в особенности это касается электронной «начинки»), Литвы, КНР и Турции. В последнее время есть также отечественные разработки.
В настоящее время Италия – государство, где автомашины с ГБО распространены больше, чем где-либо в мире. Многие автомобилисты Польши, КНР, Индии, Австралии и южноамериканских государств также предпочитают ездить на газу. Автомобили с ГБО становятся все более популярны и среди граждан России и Украины.
Ориентируясь на растущий потребительский спрос, несколько крупнейших автоконцернов уже выпускают автомобили, оборудованные ГБО с завода.
Типы ГБО
Газобаллонное оборудование выпускается для двух типов топлива:
- пропан-бутана;
- и метана.
В России более распространено ГБО для пропан-бутана. Плюсы монтажа ГБО под пропан-бутан:
- относительная дешевизна (по сравнению с метановым) комплекта оборудования;
- большое количество автозаправочных станций по всей стране;
- развитые станции тех.обслуживания.
Субъективно – газовые автозаправки выглядят не столь красочно, как бензиновые. Но обнаружить ГАЗС поблизости от дома или на трассе в дальнем пути – не проблема. Такие станции есть практически в каждом регионе страны. Часто ГАЗС под пропан устанавливают на бензиновых АЗС.
еще к одному плюсу можно отнести то, что баллоны под пропан-бутан изготавливаются в двух вариантах:
- цилиндрические баллоны,
- и тороидальные (повторяющими форму шины, их обычно размещают в багажнике вместо запаски).
Метан – газ, поставляемый отечественной корпорацией «Газпром» в разные страны мира. Метановое ГБО дороже пропан-бутанового, зато само топливо – дешевле. Недостаток метанового ГБО в громоздкости и большой массе баллонов. Да и сеть метановых ГАЗС развита в России недостаточно.
Что нужно для перевода авто на СПГ?
Во-первых, как говорят эксперты, экономить на ГБО (газобалонном оборудовании) ни в коем случае нельзя. Можно моментно сэкономить 10-15 тысяч, а потом «попасть» на очень болезненные траты в лучшем случае. Сперва нужно найти баллоны, которые могут выдержать не менее 200 атмосфер. Стальные показывают себя лучше всего, а их объём широко варьируется. Тем не менее, у них есть свой недостаток, и это масса. Тут не забываем о системе «Платон», платить придётся больше, а груза брать меньше. Ну, чтобы рама пополам не согнулась или шины не лопнули. Также из-за ГБО «приёмистость» машины может упасть, но двигатель получит дополнительную мощность за счёт высокой «калорийности» метана.
Также важно упомянуть, что топливные баллоны сейчас заправляют не более чем на 80%, остаток называют «газовой отсечкой» он нужен для безопасности при высоких температурах и т. д.
Есть и ещё один нюанс: газомоторному грузовику совершенно нельзя долго стоять, сжиженный метан хранится в баках под давлением в 10 бар, его предельное время хранения составляет 5 дней. Если об этом забыть, может случиться взрыв.
Далее необходимым пунктом в переоборудовании идут редукторы, для метанового СПГ лучше всего подойдут двухступенчатые со смесительными камерами. Они имеют разную мощность, от 9 до 30 куб. м/час, их выпускают для грузового и легкового транспорта обычно. Отметим, что если рассматривать легковые автомобили, то сюда часть подходят и одноступенчатые, легковушки меньше «едят» да и устанавливать такие устройства проще, но тут от случая к случаю.
Помимо баллонов и редукторов вам понадобятся электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, принцип их работы во много похож на бензиновые. Согласно УЭК ООН No 115, автомобили, у которых есть распределённый впрыск топлива, по закону можно оборудовать ГБО не ниже 4-ого поколения. Такие могут работать со штатным блоком управления ДВС через диагностический разъём OBD-2.
Принцип работы ГБО
У нас на рынке распространено две системы ГБО:
- традиционная (карбюраторная);
- инжекторная.
Традиционную устанавливают на карбюраторные автомашины, поскольку она функционирует по принципу карбюрации. Попадающий в мотор поток воздуха проходит специальный смеситель, где обогащается определенным объемом газа. Чем глубже утапливается в пол педаль газа, тем шире приоткрывается дроссель (заслонка), и тем больший объем газового топлива, смешанного с воздухом, оказывается в двигателе.
Оборудование инжекторного типа функционирует по тому же алгоритму, что и инжекторная система на бензине. Газовое горючее попадает в мотор путем впрыска через форсунки, управляемые электроникой. Главное, чтоб электронный блок инжектора самого ГБО был настроен правильно. Он не должен конфликтовать с ЭБУ автомобиля, изначально выпущенного с заводского конвейера с бензиновым двигателем.
Преимущества
Экономия топлива. Ради этого, собственно, и устанавливают газовые баллоны на авто. Стоимость газа в 2 раза меньше цены бензина. Чем больше пробег, тем больше экономия. Можно не отказываться от дальних поездок, а зимой необязательно глушить двигатель во время остановок.
Увеличение срока службы двигателя происходит за счет следующих факторов:
- Отсутствует детонация. Благодаря этому снижается нагрузка кривошипно-шатунный механизм. Октановое число газа – 105 и115, а у бензина – 92-98.
- Не выделяются грязные примеси (сера и свинец, являющиеся катализаторами разрушения металлов).
- Не образуется нагар на клапанах, поршнях и свечах зажигания.
- Не смывается масло со стенок цилиндра.
Мягкая работа мотора. Газ идеально смешивается с воздухом, эта однородная смесь горит в цилиндре равномерно. Поэтому двигатель работает тихо, а разгон становится плавным.
Повышенная продолжительность пробега на одной заправке. Газовые баллоны устанавливаются параллельно с бензобаком. Автомобиль способен использовать оба вида топлива. Следовательно, его запас возрастает.
Универсальность. Газовое оборудование можно установить на любое авто с бензиновым двигателем (и даже турбинным). Неоправданна только установка на дизельные авто.
Экологическая чистота. Состав выхлопов автомобиля на газе существенно отличается от своего аналога, работающего на бензине. Это имеет большое значение в мегаполисах цивилизованных стран. Продукты распада газа – вода и СО2 (безвредный углекислый газ, благодаря которому получаются пузырьки в минеральной воде и напитках).
Итак, экономия на установке ГБО находит отражение в следующих моментах:
- Более низкой стоимости топлива.
- В продлении срока службы мотора.
- Экономии расходных материалов (замене масла и свечей зажигания).
Безопасность ГБО
Что такое ГБО? Это в первую очередь безопасность!
В самом слове «газ» ухо обывателя улавливает определенную опасность, ведь первое, что приходит на ум – «газ может взорваться». В действительности же вопросу безопасности эксплуатации ГБО производители придают особое значение. Оборудование конструируется максимально надежным. А прежде чем запустить новую модель в серийный выпуск и продажу, проводятся разнообразные испытания, моделируя возможные аварийные ситуации.
В корпус баллона ГБО встроены защитные механизмы. Баллоны комплектуются мультиклапаном, некоторые могут быть оснащены противопожарным клапаном. А при установке после баллона можно поставить электромагнитный клапан. Он предотвратит поступление газа в магистраль при обесточивании системы электропитания автомобиля.
Дополнительный электромагнитный клапан ГБО устанавливается под капот перед редуктором. Он отвечает за мгновенное прекращение подачи газа, когда автомобиль переходит на питание бензином, либо при остановке двигателя.
Каждый из компонентов ГБО подвергается различным тестированиям. После чего, перед сборкой в единую конструкцию либо отправкой в продажу в виде комплектующих, подлежит обязательной сертификации. Для ГБО, устанавливаемого в заводских условиях, и в условиях автосервисов при переоборудовании бензиновых авто на газ – предусмотрены одинаковые стандарты безопасности.
Комплект ГБО
Итак, полный комплект ГБО состоит из таких основных составных элементов:
- Газовый баллон;
- Мультиклапан;
- Заправочная и расходная магистраль;
- Редуктор-испаритель;
- Электромагнитный газовый клапан;
- Переключатель газ/бензин;
- Форсунки (только для ГБО 4+);
- ЭБУ (только для ГБО 4+).
Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Газовый баллон
Комплектующие ГБО делятся на две группы, узлы системы, которые осуществляют хранение и доставку газа и составляющие, которые преобразуют пропан-бутан в жидкую фракцию и заставляют двигатель работать на нем.
Газовый баллон ключевой элемент в плане безопасности эксплуатации автомобиля, оснащенного газобаллонным оборудованием. Подходить к выбору баллона нужно со всей серьезностью и ни в коем случае не экономить на этом узле. Баллоны бывают двух видов:
- тороидальные (под запаску);
- цилиндрические.
Зачастую, в современный легковой автомобиль устанавливают именно тороидальные баллоны, чтобы не занимать место в багажнике. Но если в Вашем регионе есть проблемы с газовыми АЗС, задумайтесь об установке цилиндрического баллона, они имеют больший объем, а значит автомобиль можно будет заправлять реже. Газовый баллон ГБО предназначен для хранения газа, который находится в жидкой фракции. Обычно баллон заполняют не более чем на 80% от максимального объема, контролирует объем заправленного в баллон газа элемент, без которого комплектация ГБО невозможна — мультиклапан.
Мультиклапан
Мультиклапан ГБО устанавливается непосредственно в баллон и выполняет с системе следующие функции:
- Контрольная. Мультиклапан имеет специальный визуальный датчик, благодаря которому возможно контролировать на сколько заполнен баллон ГБО.
- Запорная. Обычно на мультклапане находятся 2 вентиля – расходный и заправочный, перекрыв их осуществляется полная изоляция газа в баллоне. Некоторые мульиклапаны оснащены только расходным вентелем, в этом случае возможно полностью перекрыть только поступление газа в расходную магистраль ГБО.
- Ограничительная. Правильно настроенный и установленный мультиклапан не позволит заполнить газовый баллон более чем на 80% от номинального объема. Такое ограничение связано с тем, что при нагревании газ имеет свойство расширяться, если же свободное пространство для расширения не будет это может привести к взрыву.
- Предохранительная. Предохранительный клапан сбрасывает лишний газ за пределы автомобиля в экстренных ситуациях (например при возгорании автомобиля и повышении температуры).
Заправочная и расходная магистраль
Транспортировка газа из баллона к редуктору-испарителю осуществляется еще одним узлом, который входит в состав ГБО — расходной магистрали. До недавнего времени установщики ГБО для транспортировки газа чаще всего использовали медную магистраль или медную магистраль в оплетке, но из-за ее основного недостатка – коррозии, на текущий момент от медной магистрали практически полностью отказались.
На данный момент времени все чаще на автомобили с ГБО устанавливают термопластиковую магистраль, она не имеет недостатков алюминия и меди, достаточно легка в монтаже, долговечна и прочна. Единственный минус, которым обладает этот материал – это цена. Термопластиковая магистраль зачастую несколько дороже, нежели любая, из тех, которые устанавливались ранее, но ее надежность, долговечность и безопасность полностью оправдывают повышенную стоимость.
Редуктор-испаритель
Редуктор-испаритель или редуктор ГБО преобразует газ из жидкой фракции в парообразную газовоздушную смесь, на которой в дальнейшем и работает двигатель.
Следует отметить, что редуктор устанавливают только на ГБО 1-4 поколений, в более современных поколениях газобаллонного оборудования этот узел системы уже не используется.
Выбирать редуктор следует исходя из мощности двигателя, который установлен на Вашем автомобиле. Лучше всего отдать предпочтение редукторам известных фирм, например Tomasetto или Ловато, их изделия широко представлены на рынке нашей страны, а потому найти рем.комплект или аналогичный редуктор, в замен вышедшего из строя, не составит труда.
Электромагнитный газовый клапан
Электромагнитный газовый клапан ГБО выполняет запорную функцию и при стоянке машины или работе двигателя на бензине не допускает попадания газа в расходную магистраль и редуктор-испаритель. Газовый клапан, который устанавливается перед редуктором, зачастую имеет еще и фильтр грубой очистки, который препятствует попаданию мелкого мусора в редуктор. В автомобиле может быть установлено от одного до трех клапанов ГБО.
Переключатель газ/бензин
Кнопка переключения газ/бензин обеспечивает индикацию уровня топлива в газовом баллоне, и дает возможность перевести двигатель на то или иное топливо вручную. Обычно этот элемент комплекта ГБО устанавливается в салоне авто, чтобы водитель имел свободный визуальный и физический доступ к кнопке.
Классификация ГБО
Что такое ГБО? Это возможность выбрать именитого .
Эксперты различают три класса систем:
Первый класс представлен системами от известных брендов. Такое ГБО целиком состоит из фирменных комплектующих от одной компании-производителя. Данный вариант является самым надежным, так как все компоненты заведомо отлажены под эффективное взаимодействие друг с другом. Примером дорогого и качественного бренда является BRC.
Второй класс – это оборудование типа «сборная солянка». ГБО комплектуется из частей и элементов, произведенных разными компаниями. А комплект, как правило, получает название производителя электроники. Ярким представителем такого оборудования является digitronic.
Такое «салатное» ГБО подразделяется еще и на подклассы:
- системы из компонентов производства разных итальянских компаний (имеют достаточно высокое качество);
- системы, скомплектованные из компонентов китайского либо турецкого производства. Это не обязательно бывает некачественно, но все же заведомо хуже, чем первый вариант. Зато значительно дешевле.
Третий класс – откровенные подделки под фирменное газобаллонное оборудование. О качестве тут речи не идет совсем – такое ГБО может подвести в любую секунду.
О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле
Что такое ГБО? Это современные технологии, которые идут вперед каждый день!
Кроме традиционного оборудования, и газобаллонных систем инжекторного типа, еще советскими инженерами был создан газодизель. ГБО, которое устанавливалась на дизельные силовые агрегаты.
Первым представителем газодизеля были грузовики «Камаз». В силовую установку автомобиля подавалось 80% газовой смеси и 20% солярки. Такое топливо заставляло «Камаз» работать в полную силу. Но СССР был богатой страной, в которой солярка стоила дешево, поэтому проект признали нерентабельным, и закрыли.
Принцип газодизеля заключается в том, что газ поступает в мотор не вместо, а одновременно с основным горючим – дизтопливом. Использование такой технологии показало себя эффективным в отношении снижения материальных затрат на горючее, особенно – при работе магистральных тягачей.
Сейчас тренд установки ГБО на дизель вновь набирает обороты. Газовые установки успешно работают как на грузовых автомобилях, так и на комфортных седанах или внедорожниках.
Разработкой последнего времени является применение газа на бензиновых двигателях, чья конструкция предусматривает прямой впрыск бензина. В этом случае через бензиновые форсунки осуществляется подача газа в жидкой форме. В ГБО 6 поколения отсутствует такой элемент как редуктор-испаритель. Это передовое решение компании Vialle, за которым дальнейшее будущее систем ГБО.