Электромагнитный (соленоидный) клапан: назначение и принцип работы


Запорная арматура призвана уберечь от аварий и трагедий. При любых подозрениях на утечку в первую очередь перекрывается газовый кран, а потом проводятся ремонтные работы. Однако не всегда можно самостоятельно своевременно почувствовать повышенную концентрацию газа в помещении. Для подобных случаев и были разработаны электромагнитные клапаны (или соленоидные).

В этой статье мы разберем, устройство и принцип работы электромагнитного клапана, рассмотрим какие виды существуют, а также изучим требования по установке этих устройств.

Зачем нужен электромагнитный клапан: описание и назначение

В отличие от термозапорного (перекрывает подачу газа при высоких температурах, например, при пожаре) электромагнитный клапан призван в первую очередь не допустить аварии. Если обычный кран приходится крутить вручную, то современная запорная арматура приводится в действие автоматически при подаче тока на катушку соленоида. Таким образом можно не только перекрывать, но и регулировать подачу топлива с помощью автоматики.

Такие клапаны могут применяться в системах водоснабжения, отопления или на газопроводах. Они используются быту, на промышленных объектах и автомобильных системах.

Необходимость нивелирования гидравлических ударов

Действительно, электромагнитный соленоидный клапан очень привередлив, если речь идёт о гидроударах. Между прочим, они неизбежны, если в качестве основной среды в трубе выступает жидкость.

По большому счету, не имеет большого значения о жидкости какого рода идёт речь:

  • бензин;
  • вода;
  • спирт и т.д.

При повышении давления в системе возникновение гидроударов становится неотъемлемым. А это означает, что клапан прослужит совсем недолго. Специалисты предлагают использовать следующие рекомендации с целью сокращения негативных последствий.

Применять до соленоидного клапана редукционный клапан. Он позволит эффективно снизить давление. Кроме того, допустимо использовать резиновые трубы перед соленоидным клапаном.

Устройство и принцип работы

Электромагнитный клапан состоит из следующих элементов:

  • корпус с крышкой – отливают из латуни, нержавеющей стали, чугуна или прочных полимеров;
  • затвор – изготавливают в виде поршня, шара или тарелки;
  • катушка с сердечником (соленоид) – размещаются в герметичном корпусе, а обмотка выполнена проводом из высокопрочной меди, позволяя открывать и закрывать клапан десятки тысяч раз;
  • шток, возвратная пружина, плунжер и мембрана.

Все это позволяет использовать электромагнитные клапаны в различных средах (в то числе активных), позволяя обеспечить устойчивость к воздействию внешних электромагнитных полей, шумов и вибраций.


Принцип работы устройства построен на электромагнитной индукции. Как только ток поступает на катушку внутри нее создается магнитное поле, которое воздействует на сердечник. Эта сила втягивает или вытягивает сердечник внутрь корпуса, открывая или закрывая затворный механизм.

На дому чаще используется связка электромагнитного клапана с датчиком утечки газа. Как только датчик зафиксирует повышенную концентрацию газа в помещении, он подаст напряжение на клапан, который и перекроет подачу топлива в помещение.

Виды электромагнитных клапанов

Электромагнитные клапаны используются в различных сферах производства и быта, поэтому различают множество конструктивных решений по разным параметрам.

По положение запорного элемента вентили делятся на:

  • нормально открытые (НО) – по умолчанию запорный механизм открыт, а при подаче напряжения перекрывается подача топлива;
  • нормально закрытые (НЗ) – по умолчанию запорный механизм находится в закрытом состоянии, а при подаче напряжения открывается подача топлива;
  • универсальные или бистабильные – при подаче напряжения могут быть открытыми или закрытыми.

Современные модели предусматриваются возможность перенастройки первоначального положения мембраны. Поэтому НО устройства можно перенастроить к НЗ состоянию.

Запорную арматуру выпускают для различных сред:

  • воздуха;
  • воды;
  • газа;
  • пара;
  • горюче-смазочных материалов и активных сред (используются вакуумные клапаны с повышенной радиационной защитой).

Клапаны также подразделяются исходя из характеристик внешней среды:

  • нормальные условия;
  • для влажных помещений;
  • для повышенных или низких температур;
  • с защитой от взрыва – в таких устройствах применяются специальные решения, которые не должны искриться при включении и выключении.

По типу напряжения катушки выделяют:

  • высокое напряжение и переменный ток – используются на магистралях, где трубы большого диаметра с высоким давлением;
  • низкое напряжение и постоянный ток – применяются на трубах с низким давлением и небольшим диаметром.

По типу функционирования клапаны делят на одно-, двух-, трех- и четерхходовые. Такие устройства используются для перенаправления потоков из одного контура в другой, либо используются для смешивания двух потоков.

И, наконец, по способу присоединения к трубопроводу электромагнитные клапаны делят на муфтовые (резьбовые) и фланцевые.

Смотрите также

Комментарии 23

часть схемы возле гудка не очень

Господа подскажите в чем причина клапана установлены сразу на балон, но как только спускаешь рессивер то и с подушек уходит воздух!И еще тянет руль может из за клапанов это Быть?

клапана имеют направление — с одной стороны давление должно быть больше чем с другой — т.е. в ресе давка должна быть больше чем в подухах иначе будет спуск как у тебя

Клапан дудки около моста? Поставь его под капот чтоб не замерал

Клапан будет на самой дудке … А дудка на днище в нише под задними сидениям рядом с рессивером…

Главное пасажиров не забыть предупредить, что бы кирпичи потом невутрухивать))))

1 и 2 подключай и будет счастье!

Еще момент… По науке пневмовключатель компрессора вкручивается в ресивер. Это да. Но если там обычный китайский, как на картинке, то для его сохранения можно перенести его через торйничок на трубку с манометром и поставить в салоне, а не на днище.

Понял… учту… но уже наверное как дальнейшую модернизацию… ибо далековато гонять за фитингами… при случае переделаю…

Всем откликнувшимся ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

1. Испортить катушку неправильным подключением невозможно. Можно испортить провода… ну или аккумулятор. Неправильное подключение характерно заметно либо по неработающему клапану, либо по ярким искрам и горению проводов. Правильное — по щелчку клапана. Если руки не поставлены, просто осторожно потыкай проводами в контакты. Найдешь нужные.

2. Полярность роли для катушки не играет. Перевожу: можно менять местами + и -, катушка все равно будет срабатывать.

Реле нужно ставить? … или можно просто на прямую… предохранитель обязательно и сколько Ампер?

«»»Реле нужно ставить? … или можно просто на прямую…»»»» смотря что за кнопки управляют. Если больше 1 ампера держат, напрямую можно.

«»»»предохранитель обязательно и сколько Ампер?»»»»» на что? что за схема, что за клапана на предохранителе, сколько их?

Добавил вводных в запись…

Зы… местный электрик сказал… что лучше поставить по предохранителю … на каждый клапан… мол лишними не будут…

По красоте делается так: Берешь + После него сразу ставишь предохранитель 5-10А Разводишь этот плюс на все свои клапана.

Минус берешь где нравится и кнопками подаешь его на свои клапана.

пс. Реле, переключающее тип сигнала? Дрочня это Странное решение. Тумблера помощнее вполне хватит. Либо 5-контактное ВЗАМЕН родному реле сигнала. Но не дополнительное реле, если его не было.

пс2. Нефиг там предохранять каждый клапан

пс3. Кнопок хватит на эти клапана, реле не нужны

Спасибо еще раз, все учту…

«»пс. Реле, переключающее тип сигнала? Дрочня это Странное решение. Тумблера помощнее вполне хватит. Либо 5-контактное ВЗАМЕН родному реле сигнала. Но не дополнительное реле, если его не было»»

Теперь по сигналам ясность… за место штатного… поставил волговские сигналы через реле… ибо штатные умерли… сейчас волговские и стоят… дабы не оплачивать сердечные приступы пешехода случайно вырулившего на дорогу … от Тифона … волгоские надо оставить… от питание волговского сигнала после реле через кнопку, такую же представленную на картинке выше, отбираем питание на клапан… и отгоняем фуры занимающие левую полосу, по мере необходимости… организовать навороты с реле у меня вряд ли получиться…

Если реле УЖЕ установлено, то схема абсолютно верна. Естественно, реле пятиконтактное должно быть.

Я имел ввиду, если реле не было вообще или было родное в блоке, то дополнительное не нужно, а проще обойтись тумблером.

Плюс и минус не имеет значения. А подключать клеммы 1 и 2. Провода возьми сечением 0,5…0,75.

Сечения 1-1,5 кашу не испортят?

Чел сказал верно про минимальное сечение. Больше — до бесконечности.

Клапан с электромагнитным приводом — это современный вид запорной арматуры. Они позволяют на расстоянии управлять потоками жидкости или газа в трубопроводных системах. Такие затворы хорошо встраиваются в автоматизированные системы управления технологическими процессами, позволяют экономить дефицитные человеческие ресурсы и делают работу предприятий более безопасной. Существует большое количество различных видов клапанов для разных сред, различаются они и по своему устройству и назначению.

Монтаж и эксплуатация

Перед началом монтажных работ трубопровод должен быть пуст, а электрическая цепь обесточена. Мастера также рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • электромагнитный клапан устанавливается в горизонтальном положении, катушкой вверх;
  • место установки может быть любым, главное, чтобы к клапан был организованный свободный доступ для дальнейшего обслуживания и ремонта;
  • рекомендуется установка дополнительного фильтра для предотвращения загрязнения и повреждения деталей;
  • направление движения среды должно соответствовать направлению, указанном стрелкой на корпусе устройства;
  • электромагнитный клапан не должен испытывать нагрузку от трубопроводов (изгиб, сжатие и прочее);
  • если клапан монтируется на улице, тогда следует его защитить от различных природных явлений – обычно хватает кожуха с подогревом для защиты от воды и низких температур;
  • после монтажа клапан обязательно проверяется на отсутствие утечки.

Замена

  • Обесточив технику, перекрыв подачу воды в машинку и сняв нужную стенку аппарата, от клапана нужно отсоединить шланги и клеммы.
  • Обязательно запомните, как они располагались, а еще лучше – сфотографируйте.
  • Далее требуется раскрутить болты, удерживающие деталь либо снять защелки (в некоторых моделях они фиксируют клапан).
  • Повернув клапан, его вынимают, после чего на его место вставляют новый впускной клапан.
  • Зафиксировать новую деталь следует в обратной последовательности.
  • Когда впускной клапан будет на своем месте, машинку нужно включить и проверить, начала ли она набирать воду.

Процесс замены впускного клапана подачи воды на стиральной машине LG вы можете увидеть в следующем видео.

Возможные неисправности и как их устранить

Стоит заметить, что качественный монтаж и соблюдение всех правил эксплуатации, указанных заводом-изготовителем, позволяют обеспечить надежную и длительную работу устройства.

Но бывают случаи, когда клапан выходит из строя гораздо раньше:

  • Разгерметизация клапана – скорей всего внутрь устройства попали мелкие механические частицы. Рекомендуем демонтировать и разобрать прибор, а затем установить вместе с дополнительным фильтром.
  • Индукционная катушка может выйти из строя при неправильно подаваемой мощности напряжения, превышением температуры и ли давления внутри газопровода. Кроме того, возможно попадание влаги на катушку, что приведет к короткому замыканию. Во всех случаях рекомендуется демонтировать устройства и заменить катушку.
  • Неполное открытие или закрытие клапана может быть связано с загрязнением деталей внутри, дефектом мембраны или на соленоиде остается напряжение.

В любом случае ремонт устройства может проводить только квалифицированный сотрудник специализированной организации с допуском к работам.

ВАЖНО!

Электромагнитный газовый клапан не выполняет роль газового крана, поэтому между газовой магистралью и клапаном необходимо установить газовый кран. Если вы планируете не пользоваться газом длительное время, например зимний период, перекрытие подачи газа осуществляйте с помощью газового крана, а не клапана.

Электромагнитный газовый клапан GV-80

GV-80 – электромагнитный клапан, перекрывающий подачу газа, предназначен для обеспечения безопасности использования бытовых газовых приборов, используется совместно с сигнализатором утечки газа. Например, наши мастера рекомендуют связку с датчиком газа КЕНАРЬ GD100-CN.

Технические характеристики клапана GV-80:

Допустимые рабочие газынатуральный газ (метан СН4), бытовые газы (пропан С3Н8, бутан С4Н10)
Открытие клапанаручное
Закрытие клапанаэлектрическим импульсом, ручное
Рабочее напряжение электрического импульса9 – 12 В
Потребляемый ток при срабатывании< 1,5 А (импульсный)
Время перекрытия клапана< 1 сек
Рабочее давление газа< 10 кПа
Материал корпусаалюминиевый сплав
Газонепроницаемый материалрезина NBR
Рабочий диапазон температур-10°С — +50°С
Исполнениевлагозащищенное
Максимально допустимая длина кабеля, соединяющего клапан с газовым детектором20 м
Размер резьбы для соединения с трубами подачи газа1/2″, 3/4″, 1″
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]