Сравнение двигателей ваз классика

15 март 2021 Лада.Онлайн 24 563 13

В начале 2021 года АВТОВАЗ представил новый 8-клапанный 1,6-литровый двигатель (ВАЗ 11182 или AR16SEg2), который сначала появился на Lada Largus FL, а затем появится и на Lada Granta FL. Разработчики утверждают, что новый мотор получил улучшенные характеристики при этом сохранил надежность. А что говорят реальные отзывы экспертов и владельцев, которым удалось протестировать новый двигатель?

АВТОВАЗ пишет, что на новом моторе была внедрена обновленная шатунно-поршневая группа, модернизированный коленвал и газораспределительный механизм. В результате мощность повышена до 90 л.с., а 80% крутящего момента доступны уже на 1000 оборотах в минуту, что позволяет снизить расход топлива и снизить частоту переключений. Кроме того, исключена необходимость регулировки клапанов до пробега в 90 000 километров. Двигатель адаптирован для работы на бензине с октановым числом 92. Подробней о конструкции в этом обзоре.

Мотор 2101 «Копейка»


Никому не секрет, что первая «Копейка» – это прототип итальянского FIAT 124.

Соответственно, и первый из двигателей Ваз изначально был лишь доработкой предшественника, своеобразный тюнинг двигателя Ваз.

Были изменены характеристики двигателей Ваз:

  • Благодаря переносу распредвала с нижней части в верхнюю, увеличение диаметра цилиндра на 3 мм, уменьшение хода поршня на 5,5 мм, агрегат стал приемистее за счет превращения в «короткоходный». Скорость набиралась быстрее, сильнее стала чувствоваться приемистость при резких изменениях положения акселератора.
  • Единственный на тот момент минус мотора, который получил маркировку 2101, заключался в увеличении шумности.
  • Спустя 4 года, после модификации «Копейки» 21011, появился и одноименный модернизированный двигатель Ваз с маркировкой, идентичной модельному номеру. От своего недалекого предка он стал отличаться следующими показателями: рабочий объем двигателя Ваз вырос с 1200 до 1300 см3, диаметр цилиндра увеличился еще на 3 мм, а мощность выросла на 3 «лошадки». Этот двигатель Ваз устанавливался как на моделях 01 серии, так и на последующих моделях 2102.
  • Карбюраторы для этих моторов выпускали 3-х серий до 1978 года, а позже появился «Озон 2105», который приобрел автономную систему холостого хода, слегка изменив технические характеристики двигателя Ваз. Эти карбюраторы стали намного практичнее, авто легче заводилось в холодную погоду, а качество топлива меньше отражалось на холостом ходе и резком нажатии на акселератор.

Дальнейший тюнинг двигателя Ваз заключался в усилении трансмиссии, что понравилось итальянским инженерам, и позже советские доработки они стали применять и на своих агрегатах.

Позже началось распространение экспорта, и впервые роторный двигатель на Ваз появился на автомобилях, отправляемых в соседние государства.

Это было первым удачным экспериментом, но ввиду сложности ремонта такого агрегата и практического отсутствия запчастей, со временем такие виды моторов стали не востребованы. Хотя аналитики прогнозировали хорошее будущее у агрегатов такого типа, стоило лишь правильно наладить рынок запасных частей.

Мотор ВАЗ 2103


С конца 70-х годов на автомобилях, выпускаемых по спецзаказу, к примеру, для некоторых подразделений милиции, появился совершенно новый силовой агрегат, имеющий иные технические характеристики, в отличие от других двигателей Ваз.

Он устанавливался как на поздних «Копейках», так и на последователях – экспортных 2102, 2103, 2107 и позже на 2121, 21053.

Эти двигатели ВАЗ 2103 стали абсолютной новинкой.(множ. число, а до и после все в едиственном). Они позволял за счет своей динамики разгоняться до «сотки» менее, чем за 17 секунд.

Такие показатели стали возможными вследствие ряда изменений:

  • Объем увеличился до 1500 см3 ;
  • ход поршня увеличился на 14 мм;
  • максимальная мощность стала 77 л. с. ;
  • впервые определился крутящий момент. На этом типе двигателя Ваз он стал 104/3400.

Блок цилиндров выполнен из специального чугунного сплава, головка блока – алюминиевая. Эти правила были обязательными для всех типов моторов, а принципиальное отличие было в диаметре цилиндров. Если у агрегатов 21011, 2105 и 2106 он был в пределах 79 мм, то в 2103 он стал 76 мм.

Еще одна положительная особенность этой модели состоит в возможности установки коленвала 21213, который имеет идентичные параметры, но улучшенные технические характеристики двигателя Ваза.

Ко всему, на 2103 может устанавливаться как классическое зажигание, так и бесконтактное. Переборка двигателя не составляла особого труда для специалистов, а доступность запчастей в плане наличия и ценовой политики не заставляла владельца долго выискивать места и средства приобретения.

Двигатели заднеприводных ВАЗов

Три с половиной десятилетия назад в Тольятти начали выпуск «Жигулей» – автомобиля, определившего развитие советского (а потом и российского) автопрома на много лет вперед. Не секрет, что легендарная «копейка» является модернизированной копией Fiat-124 1966 модельного года. Однако советская малолитражка имела несколько существенных отличий от итальянского прототипа, наиболее важным из которых является другое «сердце».

Нижнему валу сказали «нет»!

Двигатель Fiat имел классическую конструкцию: нижнее расположение распределительного вала (в блоке цилиндров), блок и головку из чугуна… Советские конструкторы сочли его недостаточно современным и перспективным. Совместно с итальянскими специалистами его существенно модернизировали – в частности, при прежнем рабочем объеме 1198 см куб. межцентровое расстояние между цилиндрами увеличили до 95 мм и перенесли распределительный вал в головку блока, которую отлили из алюминиевого сплава. Кроме того, диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, что при уменьшении хода поршня (с 71,5 до 66 мм) улучшило приемистость двигателя (по старому ГОСТу мощность составила 64 л. с., а крутящий момент – 85 Нм).

Впрочем, двигатель 2101 (такой индекс в 1970 году присвоили как силовому агрегату, так и первенцу «ВАЗа» в целом) имел существенные недостатки – к примеру, в ходе эксплуатации выяснилось, что ресурс верхнего распредвала примерно вдвое меньше, чем двигателя, из-за чего эта деталь стала в СССР большим дефицитом. Хотя позже эту проблему решили, начав делать распредвал по иной технологии.

Базовый двигатель объемом 1,2 л устанавливался не только на «копейку», но и на другие модели «Жигулей» – «двойку», «пятерку» (модификация носила индекс 21051), а также экспортную версию модернизированной «копейки» – ВАЗ-21013. Мотор-ветеран продержался на конвейере вплоть до конца 80-х.

В середине 70-х появился двигатель 21011, которым оснащался не только автомобиль с таким же индексом, но и многие другие – та же «двойка», «шестерка», «Нива»… «Одиннадцатый» двигатель, по сути, являлся модификацией силового агрегата «копейки» с расточенными до диаметра 79 мм цилиндрами (ход поршня остался неизмененным). Мощность при этом увеличилась до 69 л. с., а крутящий момент – до 93 Нм.

«Высокий» блок – залог престижа

Создавая новые модели «Жигулей» (в то время их называли «люксовыми»), конструкторы стремились не только улучшать их внешность, но и повышать мощность их двигателей. Сначала объем мотора увеличили до 1,5 л, расширив ход поршня «копейки» до 80 мм с помощью более «высокого» блока цилиндров и коленвала с увеличенным радиусом кривошипа (диаметр цилиндров при этом остался 76 мм). Так в начале 70-х появился мотор-долгожитель 2103 (77 л. с./ 5600 об/мин, 110 Нм/ 3400 об/мин), который пользовался популярностью у поклонников ВАЗов благодаря сбалансированности характеристик. «Троечный» мотор устанавливался не только на ВАЗ-2103, но и на множество других «Жигулей» – на «четверку» (21043), «пятерку» (21053), «шестерку» (21061), «семерку» (2107)…

Мотор Ваз 2106


Эстафету у мотора, который стал настоящим прорывом на советском рынке, принял двигатель Ваз 2106.

Он стал естественной доработкой 2103 с целью повышения технических характеристик двигателей Ваз в сторону мощности.

Инженеры достигли ее:

  • увеличив рабочий объем до 1600 см3, при помощи диаметра цилиндров, который стал вновь 79 мм.
  • Поршни на этот двигатель Ваз использовались от 21011 и у него, как и у донора, имелось два ремонтных размера. Других принципиальных отличий от 2103 эти моторы для Ваза не имели, поскольку комплектовались также, как и старший сородич, карбюратором типа «Озон» и распределителем зажигания с тем же вакуумным регулятором.

Но особой симпатии среди владельцев, как и в свое время роторные двигатели на Ваз при экспорте, мотор 2106 не нашел, поскольку владельцы 2103, 2121, 2107 старались подбирать именно более надежный двигатель Ваз 2103.

Это обусловливалось меньшей жизнеспособностью 2106, нестабильностью работы при использовании топлива более низкого качества. Самым печальным исходом было прогорание клапанов и агрегат требовал капитального ремонта в этих случаях намного чаще, чем 2103.

Мотор Ваз 21083


Перед тем, как рассмотреть характеристики на двигателях Ваз совершенно нового принципа, стоит уделить внимание и таким переходным агрегатам, как 2108, 2110 и 2111, поскольку именно с них началась эра впрыска топлива инжектором и рождение переднего привода.

Оба этих мотора устанавливаются на моделях 2108, 21083, 2109, 21099, поэтому в настоящее время очень популярна замена старого карбюраторного мотора на инжекторный, ввиду многочисленности плюсов последнего.

Что изменилось:

  • Принципиальное отличие мотора 21083, как и его предшественника 2108 было в том, что он должен был быть поперечным в размещении из-за переднего привода. Принципиально новая поршневая, в которой использовался специальный микропрофиль, удерживает смазку намного лучше, чем ранние 2103, которые были покрыты оловом.
  • ДВС 21083 дорабатывается диаметром цилиндра до 82 мм, рабочим объемом до 1500 см3, максимальная мощность при этом из 65 л. с. увеличивается до 68, а крутящий момент с 95 до 100,5/3400.
  • Привод ГРМ двигателей Ваз 8-ого семейства становится ременным, в отличие от 2103, где все еще была цепь. Качество этого изменения, безусловно, является спорным, но каждый автолюбитель находит положительные и отрицательные стороны в любом типе привода ГРМ.
  • К новинкам двигателей Ваз 2108 и 21083 можно отнести и новый карбюратор, который становится намного экономичней предшественника, совершенно иной масляный насос, привод которого идет от коленвала; бензонасос, у которого патрубки отвода и подвода на одной линии, а также конструктивно иной водяной насос.

Графики 16-ти клапанных двигателей — мощность и крутящий момент

Все двигатели «десятых хэтчбеков» по мощности упорядочились так: 21120, 21124, 21114 и 2111. Они развивают 93, 90, 81 и 77 «сил». На графике показано, как мощность зависит от оборотов.

Мощность, кВт

Два первых двигателя, 20-й и 124-й, являются 16-клапанными. Оба относятся к классу Евро-3.

Нормам Евро-4 отвечают моторы 21124 поздних лет выпуска. На них установлен улучшенный катализатор. Блок ЭБУ тоже устанавливался другой, обновлённый.

124 двигатель под капотом «двенашки»

В поршнях двигателей 124-й серии сделаны проточки под клапаны. Проще говоря, ДВС ВАЗ-21120 – втыковый (гнёт клапана в результате обрыва ремня ГРМ, потребуется замена клапанов, а дальше как повезёт), а 21124 – не втыковый (не гнёт клапана). Оценим крутящий момент.

Момент сил, Н*м

Интереснее всего здесь выглядит мотор ВАЗ-21120. По «тяге на низах» он мало уступает 8-клапанникам.

Формальные характеристики

Приводим характеристики двух разных моторов:

  • Модель ДВС: 21120/21124;
  • Рабочий объём: 1,488/1,596 л;
  • Степень сжатия: 10,5/10,3;
  • Мощность: 93/90 л.с.;
  • Обороты номинальной мощности: 5600/5000 об/мин;
  • Наибольший крутящий момент: 140/131 Н*м;
  • Рекомендуемое топливо: АИ-95/АИ-95;
  • Экология: Евро-3/Евро-4 или Евро-3.

Чем степень сжатия ниже, тем более «всеядным» будет двигатель по отношению к топливу.

Мотор Ваз 2111


Как говорилось выше, двигатель Ваз 2111 – это начало эпохи распределенного впрыска топлива. Появление автомобилей «десятого семейства» позволило инженерам поработать в качественно новом направлении, и в целом, оно стало удачным, полностью изменив типовые параметры работы инжекторных двигателей Ваз.

Мотор 2111, как и его наследники 2112, 21114, 21124,21118 устанавливаются на моделях авто 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2114, 2115 в их различных модификациях, а так же на Lada Kalina. Многие владельцы старых карбюраторных авто, не изменяя своим любимцам, попросту ставят новый инжекторный агрегат в свои машины, чем продлевают им жизнь не на один десяток лет.

Что изменилось:

  • В пятнадцатилетний период эти агрегаты изменили свой объем от 1500 см3до 1800, а мощность увеличена на 20 л. с. И если мотор 2111 – это своеобразная модификация 21083 и 2110, отличающаяся дополнительными крепежными отверстиями для генератора, модулем зажигания и датчиком детонации, то, к примеру, двигатель Ваз 21124 – принципиально другой агрегат. Чиповый тюнинг двигателя Ваз берет распространение именно от него.
  • Единственный спорный момент в особенности этих двигателей Ваз заключается в увеличении количества клапанов с 8 до 16. И если задаваться вопросом, на каких же двигателях гнет клапана при обрыве ремня ГРМ, то нужно запомнить лишь одну модификацию двигателя: 2112, несмотря на то, что это один из самых распространенных для тюнинга двигатель Ваз.
  • Ко всему, двигатель Ваз 2112 имеет совершенно иные характеристики среди двигателей Ваза и иные типовые параметры работы инжекторных двигателей Ваз. В отличие от 2111, здесь увеличена мощность до 93 л. с. (2111 – 78), крутящий момент 127/3700 (115/3000), при уменьшенном объеме с 1600 до 1500 см3.
  • Здесь же появляется еще один распредвал, а также иная система подачи воздуха в цилиндры. Этот мотор, естественно, стал более мощным, но водителю скорее подойдет более спокойный и экономичный стиль езды ввиду крутящего момента на низких оборотах.
  • Отличие более поздних 21114 и 21124 заключаются в том, что у них была увеличена высота блока цилиндров на 2 мм, и ход коленвала с 71 вырос до 75,5. Эти технические характеристики определили добавление объема в двигатель Ваз до 1600 см3.
  • Плюс ко всему, немного видоизменилась топливная система с рампой форсунок, изживается магистраль возврата топлива, установлен каталитический нейтрализатор.
  • Принципиально новая система зажигания теперь представляет собой четырехвыводную катушку, а не модуль зажигания, как на 2111. Качество такого зажигания, безусловно, лучше, но могут появиться некоторые проблемы при заводе зимой, но это только с непривычки.

Чаще всего при выборе авто, учитывая технические характеристики, владельцы стараются избегать этот агрегат, но это делают лишь те, кто не очень кропотливо относится к уходу за мотором, так как избежать неприятностей можно своевременной заменой ремня, и к покупке этой части стоит относиться более ответственно.

При выборе ремня доверять можно только проверенному производителю, информацию о котором можно узнать в сети или же от знакомых, так как доверять продавцам в магазинах на 100% нельзя. Не исключены частые подделки известных фирм, что приводит к недооценке того или иного ремня. Соответственно, как минимум в срок, положенный по стандартным характеристикам ремень просто обязан проверяться владельцем.

Характеристики ДВС 2105

Проектировался ДВС четвертой серии 2105 по аналогии мотора Ford Pinto, потому получил ременный привод ГРМ и навесного оборудования, и защиту от изгиба/заклинивания клапанов в случае его обрыва в момент движения. Улучшенные технические характеристики выглядят следующим образом:

ИзготовительВАЗ
Марка ДВСВАЗ-2105
Годы производства1979 – 1994
Объем1,3 л (1294 см3)
Мощность47,2 кВт (64 л. с.)
Крутящий момент94 Нм (3400 об/мин)
Вес104 кг
Степень сжатия8,8
Питаниекарбюратор ДААЗ-2105 Озон
Тип моторарядный
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндравозле ремня грм
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Допустимое короблениепрокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм
Седло клапанаширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвалодин верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредваладиаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндракласс А – 79 – 79,01 мм класс В – 79,01 – 79,02 мм
класс С – 79,02 – 79,03 мм

класс D – 79,03 – 79,04 мм

класс Е – 79,04 – 79,05 мм

Поршни и кольцапоршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)
Диаметр поршнякласс А – 78,94 – 78,95 мм класс С – 78,96 – 78,97 мм
класс Е – 78,98 – 78,99 мм
Зазорыпоршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза
Кольцо компрессионное верхнее1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом0,03 – 0,07 мм
Коленвалчугун, литье
Количество подшипников коренных5
Диаметр шейки КП50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунныедиаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм
ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм
Сальники коленвалапередний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм
Ход поршня66 мм
ГорючееАИ-93 (допускается А-76)
Нормативы экологииЕвро-1
Расход топливатрасса – 6 л/100 км, смешанный цикл 8 л/100 км
город – 10 л/100 км
Расход масламаксимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 21055W-30 и 15W-40
Объем масла моторного3,75 л
Периодичность заменыкаждые 55000 км
Температура рабочая80°
Ресурс моторазаявленный 200000 км реальный 500000 км
Регулировка клапановгайками и щупом
Система охлажденияпринудительная, тосол-А40
Количество ОЖ9,75 л
Помпакрыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажиганиетрамблер АТЭ-2
Свечи на 2105оригинал – А17-ДВ,
Зазор между электродами свечи0,5 – 0,6 мм
Ремень зубчатый ГРМ122 зуба
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрсухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтррекомендуемый Mann W914/2
Маховик129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм
диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховикаМ10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачкипроизводителей Хорс или Corteco
Компрессиядавление в цилиндрах от 11 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла80°С
Температура срабатывания термостата80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктовСН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ700 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 20 Нм маховик – 60 + 90° Нм
болт сцепления – 20 Нм

крышка подшипника – 65 Нм + 90° (коренной) и 30 Нм + 90° (шатунный)

головка цилиндров – 4 стадии 40 Нм, 60 Нм + 90° + 90°

Полное описание параметров ДВС содержит официальный мануал завода производителя. В нем указано, что напротив клапанов в поршнях мотора имеются прорези, обеспечивающие безопасность ДВС при обрыве ремня ГРМ – поршень не сможет «встретиться» с клапаном физически. Пользователь просто заменит резинотехническое изделие, капремонт не потребуется.


Проточка в поршне для защиты клапана

Тюнинг

Примечательно, что тюнинг двигателя Ваз, как и его ремонт посилен любому владельцу, который имеет хотя бы небольшие познания в том, какие технические характеристики у двигателей Ваз, и сталкивался с ремонтом или переборкой мотора.

Но здесь стоит выбор между экономичностью и мощностью. Немаловажными являются знания о том, на каких двигателях гнет клапана. Подходы к ним весьма сложны.

Самым распространенным является такой тюнинг двигателя Ваз, при котором увеличиваются выходные параметры. К примеру, установка нового распредвала с регулируемым шкивом, замена шатунов и поршней для увеличения рабочего объема.

Ну а для того, чтобы мощность реализовалась в динамические данные авто, изменяют передаточные числа коробки передач. Это самый бюджетный тюнинг двигателя Ваз без посторонних вмешательств во вспомогательные агрегаты, несмотря на то, что этот самый тюнинг может быть намного обширнее.

При этом стоит помнить, что любое увеличение мощности приводит к дополнительному расходу топлива и уменьшает ресурс агрегата, соответственно, он требует повышенного внимания к уходу и замене расходных материалов. Поэтому к вопросу о тюнинге нужно подходить кропотливо и желательно, чтобы в этом принимал участие человек хорошо разбирающийся в этом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]