Свечи зажигания автомобильного двигателя и их неисправности


Свечи зажигания и их виды

В зависимость от того для какого двигателя предназначена свеча она отличается диаметром и шагом резьбы, способом уплотнения, калильным числом.


Свечи с разной резьбой и типом уплотнения

На картинке у левой свечи диаметр резьбы больше, чем у правой. У левой свечи уплотнение конусное у правой с помощью шайбы. У правой центральный электрод выдвинут из корпуса дальше. Все эти и другие отличия и характеристики зашифрованы в маркировке свечи. Для каждого двигателя предназначена конкретная свеча производителя. Практически всегда есть аналоги у разных производителей с аналогичными характеристиками. Завод изготовитель устанавливает на конвейере свечи одного из производителей и эти свечи считаются оригинальными и могут иметь две маркировки. Завода изготовителя и автомобильного бр


Свечи оригинальные

Эти свечи поставляются как оригинальные WV ,AUDI. Изготовитель NGK. Для мотора на котором они были установлены заводом, кроме этих свечей, допускается установка свечей Bosch, Champion, Beru. Естественно конкретной модели.

Компоненты свечи зажигания

Картинка взята из интернета


Составные часть свечи зажигания

На контактную втулку свечи одет высоковольтный провод или наконечник катушки зажигания. По нему с катушки подаётся высоковольтный искровой разряд.Разряд проходит через проводник, находящийся в теле изолятора свечи. Пробивает зазор между центральным и боковым электродами и поджигает топливо воздушную смесь, которая сгорая и расширяясь толкает поршень и наш мотор работает.

Как проверить, что свечи работают правильно

Поняв, что двигатель работает некорректно, проведите ревизию свечей зажигания. Есть несколько способов.

Попеременное отключение питания

Самый простой метод проверки — по очереди снимать катушки зажигания со свечей зажигания на заведенном двигателе. При этом нужно вслушиваться в работу двигателя: если после снятия провода со свечи звук мотора не изменился, значит именно она вышла из строя.
Например, если четырехцилиндровый двигатель «затроит» и вы отключите провод с рабочей свечи, мотор будет работать всего на двух цилиндрах. Изменения в работе ДВС будут сразу заметны — он, образно выражаясь, будет «чихать и захлёбываться».

Проверка «на искру»

Для этого нужно выкрутить свечу, надеть на неё провод, положить свечу на металлическую часть клапанной крышки и покрутить стартером. На исправной свече будет видно искру: чёткую и яркую.

Проверка тестером

Свечи зажигания можно проверить с помощью специального тестера (пробник искровой пьезоэлектрический), который продается в автомобильных магазинах. Для этого нужно снять со свечи наконечник с высоковольтным проводом, на его место установить до упора втулку гибкого соединителя пробника. Прибор с усилием прижать подпружиненным щупом в его носовой части к «массе» двигателя. Несколько раз нажать и отпустить клавишу пробника, контролируя наличие или отсутствие вспышек индикаторной лампы, расположенной в тыльной части корпуса прибора, и характерного треска искровых разрядов. Вспышки лампы в момент нажатия сигнализирует об исправности свечи, если же вспышки отсутствуют, то свеча неработоспособна.
Кроме того, внешний облик свечей также может многое рассказать об их состоянии:

  1. Раскол изоляции электрода
    . Легко определяется визуально. Проявляется в виде глубокой детонации независимо от температуры. Поломка «лечится» заменой свечей.
  2. Отложения и бархатистый нагар на свече
    . Причиной такого износа является плохое качество бензина. Если на свечах оседают отложения, заправку стоит сменить — иначе эти отложения испортят и другие детали мотора. Для исправления поломки свечи можно почистить или заменить.
  3. Перегрев
    . Определяется по сильному износу верхнего электрода и ярко белому цвету изолятора. Причинами перегрева могут быть неплотное закрывание клапанов или использование бензина с повышенным октановым числом. Необходимо также проверить маркировку: возможно, эти свечи просто не подходят для вашего мотора.
  4. Глянец или золотистая поверхность на свечах
    . Необходимо заменить свечи подходящими для данного двигателя.
  5. Красный нагар
    . Появляется при чрезмерном использовании различных присадок для топлива или масла, в составе которых присутствует марганец или свинец. При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.
  6. Естественный износ свечи
    . По окончании эксплуатационного ресурса свеча покрывается окалиной (окислами железа и меди) и ржавчиной — в этом случае ее нужно заменить на новую.

Некоторые неисправности свечи


Свечи с бедной и богатой смесью

У правой свечи изолятор покрыт углеродными отложениями и из за эИого стал проводником. Поэтому разряд стекает по изолятору и искры между электродами нет.

Между электродами большой зазор. Естественно нужно гораздо большее напряжение для пробивки увеличенного воздушного зазора. Возникает перегрузка катушки и в последующем она выходит из строя.

Неисправность помехоподавительного сопротивления.Разряд стекает по поверхности изолятора свечи, так как проводник в теле свечи разрушен. Следствие — перегрузка катушки и выход её из строя

Симптомы неисправностей

Изношенная и новая СЗ.
Дополнительные факторы, влияющие на состоянии свечи, а также ее рабочей температуры:

  • качество топлива;
  • увеличенная компрессия;
  • изменение момента зажигания;
  • температурный режим региона, в котором эксплуатируется автомобиль;
  • влажность.

О неисправности свечей зажигания могут свидетельствовать следующие симптомы в работе автомобиля:

  1. Плохой пуск мотора на холодную. Концентрация влаги образовывается на непрогретых свечах в цилиндрах при пуске силового агрегата. Если при этом межэлектродный зазор большой, возникает необходимость возрастания напряжения пробоя, электроэнергия стремится к меньшему сопротивлению, тоесть увлажненным электродам. Также влияет снижение на холоде емкости аккумулятора, как следствие на образование искры приходится очень малое количество энергии, мотор не заводится.
  2. Увеличение потребления топливной смеси машиной. Недостаточное воспламенение в цилиндрах приводит к снижению мощности, для ее возмещения в остальные цилиндры (в которых свечи исправны) поступает излишнее количество горючего.
  3. Посторонние шумы, издаваемые во время прогрева силового агрегата либо на холостых оборотах.
  4. Возрастание вредных выбросов из выхлопной трубы.
  5. Залитые топливом СЗ.
  6. Снижение тяги машины, транспортное средство не набирает достаточно оборотов.

Неприятные последствия несвоевременной замены СЗ:

  1. Снижение ресурса катализатора. Недостаточное воспламенение топливной смеси в цилиндрах приводит к попаданию остатков недогоревшего горючего в катализатор. Попадая в катализатор, топливо догорает, при этом слой на сотах катализатора выгорает. Повреждение может быть нанесено и лямбда – зонду.
  2. Поломка катушки зажигания. Увеличенное напряжение пробоя способствует возрастанию расстояния между свечными электродами — это приводит к пробою изоляции слоев катушки, она выходит из стоя.
  3. Уменьшение эксплуатационного периода мотора. Поступление топливной смеси в неисправный цилиндр приводит к попаданию топлива в картер мотора, при этом снижается ресурс масла и изнашивается цилиндр.

При езде на неисправных свечах зажигания могут образовываться взрывные хлопки внутри камеры сгорания. Это чревато заменой: коленчатого вала, поршневой группы, шатуна.

Диагностика неисправностей

Первый шаг, при наличии диагностического оборудования, чтение кодов ошибок.


Ошибки на мониторе сканера

Получили подсказку от сканера, на картинке это ошибки Р300 и Р304. Проверяем свечи.


Проверка свечей зажигания в тестере

Высоковольтные провода, катушки.


Проверка высоковольтных проводов

Диагностика это самый сложный момент, если ремонтировать самостоятельно. Нужны инструменты, диагностическое оборудование. Для чтения ошибок, данных, в урезанном варианте, можно использовать сканер ELM327 и смартфон. Минимальная подсказка будет. После ремонта, с помощью ELM327, ошибки вы сможете удалить. Это самый бюджетный вариант диагностического сканера и при понимании процесса работы двигателя с его помощью можно решить много проблем.Для проверки высоковольтных проводов нужен мультиметр, с возможностью измерять сопротивление до 20 Ком. Для проверки свечей — тестер свечей. Этот инструмент достаточно дорог и даже не в каждом сервисе он имеется.

Ещё один вариант обратится к специалисту

Как самостоятельно заменить свечи зажигания

В старых транспортных средствах самостоятельно заменить свечи зажигания намного проще, по сравнению с новыми автомобилями, под капотом которых не так просто получить доступ к свечам. На старых же машинах, после того как вы откроете капот вы сразу получаете доступ для их демонтажа.

На новых же транспортных средствах, для того чтобы получить доступ к свечам нужно сначала снять защитную пластиковую панель закрывающую двигатель. Также на некоторых автомобилях над свечками могут быть установлены катушки зажигания, которые также снять. Соответственно замена свеч на таких автомобилях займет больше времени.

Необходимые инструменты для замены:

— Свечной ключ или торцевой ключ с удлинителем и головкой для свечи

— Большая кисть (щетка) для очистки загрязнения вокруг свечи

— Чистая ткань для очистки

Также удобно для замены свечей использовать динамометрический ключ с крутящим моментом от 10 до 50 ньютон метров. Благодаря этому ключу вы закрутите свечу в головку блока ровно на столько, насколько необходимо и избежите повреждения резьбового соединения головки блока.

Внимание !!! Замена свечей зажигания проводится только на холодный двигатель, во избежании ожогов и других тепловых травм.

Каждая свечка как мы уже сказали, соединяется с катушками зажигания с помощью высоковольтных проводов. Отсоединяя провода, вы должны помнить, что каждый провод должен быть после замены свечей установлен на тот же цилиндр двигателя. В некоторых автомобилях высоковольтные провода пронумерованы. Если нет нумерации, то можно запомнить расположение проводов по их длине или наклеить на каждый провод клейкую ленту, которую нужно будет пронумеровать.

После того как вы сняли провода, вы увидите, что свеча зажигания состоит из накидной гайки, керамической оболочки и шестигранной гайки.

Перед тем как открутить свечу вы должны с помощью сжатого воздуха очистить загрязнения вокруг свечи. Также для очистки вы можете воспользоваться жесткой щеткой.

Таким образом, вы предотвратите попадание грязи в двигатель, после того как выкрутите свечу.

После очистки околосвечного пространства, пришло время установить свечной ключ и выкрутить свечу из головки блока двигателя. Откручивайте свечу с осторожностью, чтобы не повредить резьбу в головке блока цилиндров.

После этого ввинтите новую свечу руками. Далее затяните свечу свечным или динамометрическим ключом.

Благодаря динамометрическому инструменту вы до конца закрутите свечу в головку блока. Помните, что если не дотянуть свечу, то свеча может быть повреждена в результате вибрации.

Кроме того, свеча зажигания отвечает за герметизацию камеры сгорания. Если вы не до конца затяните свечу, то это приведет к потере сжатия топливной смеси.

Также опасна и чрезмерная затяжка свечей, которая может привести к выходу из строя дорогостоящей головки блока цилиндров двигателя. Так что советуем вам для замены свечей использовать динамометрический ключ, который позволяет контролировать уровень затяжки (крутящий момент).

Как начать самостоятельно обслуживать автомобиль?

В каждом автомобиле при замене свечей требуется разный уровень крутящего момента при установке свечей. Сила закручивания свечи зависит от типа двигателя, формы посадочных свечных гнёзд, резьбы в головке блока, а также от ее материала. Ниже мы приводим таблицу, в которой указаны самые распространенные моменты затяжки свечей зажигания в распространенных двигателях.

Однако помните, что эта таблица не универсальна. Поэтому уровень затяжки свечей смотрите на их заводской упаковке. Также иногда автопроизводители указывают подобные параметры в руководстве по эксплуатации автомобиля. Кроме того, такие данные есть в книгах по ремонту автомобилей.

Крутящий момент для свечей зажигания с плоским посадочным гнездом (с уплотнителем — прокладкой)

Диаметр резьбы
Материал головки блока цилиндров18 мм14 мм12 мм10 мм
Литой головка железа35 — 45 Нм25 — 35 Нм15 — 25 Нм10 — 15 Нм
Алюминиевая головка35 — 40 Нм25 — 30 Нм15 — 20 Нм10 — 12 Нм

Крутящий момент для конических свечей зажигания (без уплотнителя — прокладки)

Диаметр резьбы
Материал головки блока цилиндров18 мм14 мм
Литой головка железа20 — 30 Нм15 — 25 Нм
Алюминиевая головка20 — 30 Нм10 — 20 Нм

Какие проблемы при эксплуатации машины с неисправными свечами и какие последствия

Машина плохо едет. Нет мощности, приемистости, скорости. Повышенный расход топлива. Можно сказать плохое качество езды и лишние деньги на топливо.

Система зажигания. Вышла из строя свеча зажигания, перегрузка на катушку. Через какое то время выходит из строя катушка. Приходится менять не только свечи, но и катушку. Свечи стоят от 500 рублей за 4 штуки до 1000 рублей за 1 штуку. Катушка от 1500 рублей.

В цилиндре, где не происходит воспламенение топливовоздушной смеси, смывается масляная плёнка со стенок цилиндра. Следствие повышенный износ стенок цилиндра, поршневых колец и поршня. Дальше повышенный расход масла, ремонт двигателя. Да, да и это возможно если не устранить своевременно проблемы с системой зажигания.Ремонт двигателя примерно от 80 тыс. рублей.

Во всех современный машинах есть катализатор. Он является частью системы выпуска. Его рабочая температура 350 градусов. Не сгоревшая топливовоздушная смесь попадая в катализатор начинает гореть. Температура катализатора повышается до 700 градусов. Последствия — целый букет.Может загорется автомобиль. Может расплавиться начинка катализатора и закрыть проход для выхлопных газов и автомобиль перестанет заводится. Решение этой проблемы заменa катализатора. Катализатор стоит от 50 тыс. рублей, замена от 5 тыс. руб.

Почему свечи зажигания выходят их строя

К сожалению на долговечность службы свечей влияет множество факторов и устранить все не представляется возможным. Однако часть из них можно устранить и предупредить неблагоприятные развития ситуации, поломки.

Стоит принять меры

если внешнее описание свечи соответствует следующим признакам:

  • свеча покрыта сажевыми отложениями;
  • имеются масляные отложения;
  • на свече наблюдается желтый, красный налет;
  • электрод быстро приходит в негодность;
  • быстрый износ самого разъема свечи;
  • заливаете некачественное топливо;
  • плохое состояние двигателя;
  • плохое состояние системы подачи топлива;
  • агрессивная эксплуатации автомобиля.

Подробнее разберем каждый пункт

Свеча покрыта сажевыми отложениями

— первая причина это некачественное топливо, вторая причина это неправильное соотношения пропорций топливовоздушной смеси, вытекающим из второго может быть неисправность системы впрыска топлива, третья причина это неисправный кислородный датчик

Когда на свече присутствуют подтеки масла

— первая причина это баналььный перелив масла выше нормы, вторая это износ поршневой группы, а вследствие требуется капитальный ремонт двигателя и третья причина это неисправный турбокомпрессор.

Присутствует желтый, красный налет

— основная причина появления желтого и красного налета это использование присадок в двигателе или топливе, это не является серьезной неисправностью, однако стоит задуматься о дальнейшем их использовании!

Электрод свечи быстро приходит в негодность

— основная причина неисправности свечи это не отрегулированное зажигание или износ клапанов, второстепенными причинами является качество топлива и использование масла с агрессивными присадками. Все это может привести к скоротечному разрушению свечи.

Быстрый износ разъема свечи

— стоит отметить что данная неисправность характеризуется перегревом свечи и ее разрушением. Довольно часто износ разъема происходит из за некачественных материалов свечи.

Качество используемого топлива

— присадки с высоким содержанием железа, которые используют для повышения октанового числа, способствуют образованию отложений на электродах, что затрудняет искрообразование.

Состояние деталей двигателя

— прорыв картерных газов и масла в цилиндры мотора из-за неисправности поршневых колец способствует отложению нагара на свечах, из-за чего ухудшаются условия их работы.

Состояние системы подачи топлива

— переобогащенная смесь сгорает не полностью, что также ведет к образованию нагара и выходу свечей из строя.

Режим эксплуатации

— частые запуски, поездки на короткое расстояние, работа двигателя в условиях низких температур сокращают срок службы свечей.

Как видите причины неисправностей свечей зажигания весьма разнообразны

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]