Проверка опорного подшипника стойки в домашних условиях


Если в передней подвеске автомобиля появилась какая-либо неисправность, первое, что должен в обязательном порядке проверить любой автомобилист, – это опорный подшипник. Он находится между верхней чашкой пружины и собственно опорой. Для этого достаточно взяться рукой за «чашку» стойки и немного пошатать автомобиль.

Способствуют износу подшипника постоянно резко меняющиеся нагрузки, а также ударные нагрузки и абразивные частицы пыли. В конечном итоге все это может стать причиной полного выхода из строя. Как следствие, шток амортизатора начинает отклоняться от своей оси, а подшипник будет скрипеть, стучать, люфтить и пищать. Износ опорного подшипника влечет нарушение углов установки колес. Как следствие, падает управляемость машиной и ускоряется износ шин.

Где находится опорный подшипник

Опорный подшипник является промежуточным звеном соединяющим стойку амортизатора с кузовом.
В большинстве автомобилей опорный подшипник видно из подкапотного пространства, но в некоторых автомобилях опорник находится под торпедо (например Фиат Дукато).

При сильном износе вычислить источник постороннего шума достаточно просто.

Выворачиваем руль до упора

Достаточно не запуская автомобиль выворачивать рулевое колесо влево до упора, а затем в право до упора. Если слышен характерный хруст, значит опорный подшипник находится в очень плачевном состоянии и требует незамедлительной замены.

Но при слабом износе подшипника вы можете не услышать хруст, поэтому больше подойдёт способ диагностики, о котором расскажу ниже.

Чтобы вычислить даже незначительный хруст опорного подшипника вам понадобится помощь напарника.

Диагностика опорного подшипника

Взявшись рукой за пружину стойки амортизатора (например правую) попросите напарника вывернуть руль вправо до упора, а затем влево. Даже незначительное закусывание подшипника будет отдаваться в пружину и вы почувствуете это рукой.

Поочередно проверьте правую, а затем левую сторону. При обнаружении неисправностей опорных подшипников их необходимо заменить в ближайшее время.

Полезные материалы, а так же мануалы по ремонту автомобилей вы найдете в моей группе ВК. Вступить в группу можно по ссылке

.

Замена

  • домкрат;
  • баллонный ключ;
  • рожковый ключ на 19;
  • рожковый ключ на 17;
  • торцевой ключ на 13;
  • пассатижи;
  • накидной ключ на 22 и рожковый на 9;
  • специальный съемник для наконечников рулевых тяг;
  • 2 специальные стяжки для пружин.

Порядок выполнения

  1. Ставим автомобиль на ровной площадке, включаем передачу.
  2. Поддомкрачиваем его переднюю часть с нужной стороны, демонтируем колесо.
  3. С помощью пассатижей расшплинтовываем гайку крепления рулевого наконечника к стойке и откручиваем ее ключом на 19.
  4. С помощью съемника для наконечников извлекаем палец наконечника из стойки амортизатора. В крайнем случае, палец можно выбить, поддев его небольшой монтировкой, и аккуратно подбив его снизу.
  5. Ключом на 19 откручиваем 2 гайки крепления стойки к поворотному кулаку. При необходимости придерживаем шляпки болтов ключом на 17.
  6. Торцевым ключом на 13 откручиваем 3 гайки крепления опоры к кузову.
  7. Извлекаем весь амортизатор.
  8. Монтируем на пружину амортизатора две стяжки и сжимаем ее, пока верхняя часть амортизатора не будет освобождена.
  9. С помощью ключей на 22 и на 9 откручиваем на верхней стороне амортизатора гайку верхней опоры.
  10. Снимаем опору, разбираем ее, и извлекаем износившийся опорный подшипник.
  11. Устанавливаем на его место новый.
  12. Монтаж амортизатора производим в обратном порядке.

Виды опорных подшипников

Существует несколько наиболее популярных видов подшипников, используемых в современных автомобилях. К ним относятся:

  • подшипник со встроенным кольцом. Такое устройство опорного подшипника передней стойки считается наиболее удобным в установке. Встроенное кольцо может быть внешним или внутренним. Главная особенность данного вида подшипников – наличие специальных отверстий для монтажа. Для его установки не требуется применение прижимных фланцев. Подшипник обеспечивает вращение деталей при помощи как внутреннего, так внешнего кольца;
  • с внешним отделяемым кольцом. Внутреннее кольцо обеспечивает соединение с корпусом автомобиля;
  • с отделяемым внутренним кольцом;
  • одиночно разделенный. Этот вид подшипников практически не отличается от всех остальных, но его особенность состоит в том, что сделан из более прочных материалов.

Это интересно: Схема подключения генератора Ваз 2106 — как самостоятельно подключить

Чем опасна поломка и когда нужна замена?

Многие автолюбители недооценивают важность данного узла и игнорируют стуки опорного подшипника. Это, в свою очередь, может закончиться очень плачевно.

К примеру, во время очередного наезда на ямку опорник может сломаться. Как следствие стойка автомобиля пробивает капот. Если это произошло на небольшой скорости, то единственные затраты – материальные.

Необходимо будет выправлять или менять капот, производить его окраску и так далее. Гораздо страшнее, если такая ситуация произойдет в движении. В этом случае последствия могут быть более трагичными.

При неисправности опорника многие автолюбители не знают, как правильно поступить и что делать в такой ситуации. Здесь ответ однозначен – требуется замена опор передних стоек .

При наличии явного стука о каком ремонте и речи быть не может (себе дороже). Многие новички бояться такой работы, считая замену слишком сложным процессом.

На самом же деле на все манипуляции уходит минимум времени. Главное – точно знать последовательность действий.

Будьте внимательны и не игнорируйте появление подозрительных стуков. Помните, что такие проблемы могут привести не только к дополнительным затратам, но и нести определенную опасность для здоровья. Удачи на дорогах.

Причины возникновения неисправности опорного подшипника

Среди основных причин возникновения неисправностей опорного подшипника следует выделить плохое качество дорог, в результате чего грязь попадает внутрь устройства, так как оно не оснащено никакими защитными приспособлениями. Определить причину неисправности, опираясь на слух или личные ощущения очень тяжело, в какой последовательности и как проверить опорный подшипник передней стойки своими силами, но все таки возможно:

  1. Заглушить двигатель автомобиля
  2. Поставить на ручной тормоз (если не работает, то положить под колеса противооткатные опоры)
  3. Открыть капот
  4. Снять крышку «стакана»
  5. Положить руку на опорный подшипник и попросить кого-либо немного раскачать автомобиль из стороны в сторону. При этом, чтобы стойка машины не «играла»

Если при раскачивании будут слышны стуки, поскрипывания или хруст — даже малейший, то скорее всего опорный подшипник стойки вышел из строя и необходимо вам его заменить. Данную процедуру рекомендуется делать не только, когда появятся посторонние шумы или ухудшится управляемость транспортным средством, но и в профилактических целях. Многие производители проводить подобную диагностику рекомендуют через каждые 15-20 тыс. км.

Задняя опора

Неисправность заднего опорного подшипника и его выход из строя возможен в следующих случаях:

  1. Износ по пробегу;
  2. Попадание влаги внутрь;
  3. Несвоевременное обслуживание подвески;
  4. Езда по плохим дорогам, воздействие пыли, грязи;
  5. Сильные удары (пробои) подвески при попадании глубокую яму;
  6. Превышение максимально допустимого веса груза, размещаемого в багажнике и заднем сиденье.

Передняя опора

Агрессивный стиль вождения, плохое состояние дорог или бракованная деталь чаще всего становится причиной поломки. Поломка случается раньше по следующим причинам:

  1. Езда по пыльным дорогам.
  2. Низкое качество запчасти.
  3. Естественный износ.
  4. Резкие повороты руля, дрифт;
  5. Резкое торможение непосредственно перед препятствием.
  6. Износ резинового эластичного уплотнителя.
  7. Ослабление болтов крепления.
  8. Неисправность элементов стойки (пружина, амортизатор, буфер и т.д).

Проверка состояния ходовой части и трансмиссии

Проверку состояния ходовой части и трансмиссии выполняем через каждые 15 тыс. км пробега. На деталях ходовой части (колесах, рычагах подвесок, стабилизаторе поперечной устойчивости, балке зад ней подвески, амортизаторах и пружинах подвесок) и трансмиссии (валах приводов передних колес) не должно быть деформаций, трещин и других механических повреждений, влияющих на форму и прочность деталей. Поочередно вывешивая передние колеса (при этом автомобиль должен быть надежно зафиксирован на опорной стойке), проверяем состояние подшипников ступиц колес.

Используйте опорные стойки только заводского изготовления. Колесо от руки должно вращаться равномерно, без заеданий и стуков.

Взявшись за колесо в вертикальной плоскости, поочередно резко тянем верхнюю часть колеса на себя, а нижнюю — от себя, и наоборот. Убеждаемся в отсутствии люфта (стука). При наличии стука на переднем колесе просим помощника нажать педаль тормоза. Если при этом стук пропал, значит, неисправен подшипник ступицы, а если стук остался — то, скорее всего, изношена шаровая опора. Подшипники ступиц передних и задних колес не регулируются и при наличии люфта подлежат замене. Для проверки исправности шаровой опоры вставляем монтажную лопатку между рычагом подвески и корпусом шаровой опоры. Не повредите при этом чехол шаровой опоры.

Отжимая монтажной лопаткой рычаг, следим за перемещением головки рычага относительно корпуса шаровой опоры. При наличии люфта в соединении заменяем шаровую опору.

Проверяем состояние защитных чехлов шаровых опор. Шаровые опоры с порванными, потрескавшимися чехлами заменяем. Для проверки сайлент-блока рычага передней подвески…

…вставляем монтажную лопатку между кронштейном кузова и головкой рычага… …и пытаемся сдвинуть рычаг вдоль его оси и вдоль оси болта. Если рычаг перемещается свободно, без усилий, значит, сильно изношен или поврежден сайлент-блок рычага и его необходимо заменить. Разрывы, растрескивания и вспучивания резиновой втулки сайлент-блока недопустимы. Проверяем состояние сайлент-блоков…

… и задних концов растяжек. Разрывы, растрескивания и вспучивания резины сайлент-блоков недопустимы.

Осматриваем подушки штанги стабилизатора поперечной устойчивости…

…и резиновые втулки стоек стабилизатора. При обнаружении разрывов, растрескиваний и сильной деформации на резиновых подушках и втулках их необходимо заменить. Поочередно вывешивая задние колеса, проверяем состояние подшипников ступиц задних колес. Колесо от руки должно вращаться равномерно, без заеданий и стуков. Для проверки состояния сайлент-блока рычага балки задней подвески…

…вставляем монтажную лопатку враспор между кронштейном кузова и головкой рычага и пытаемся сдвинуть рычаг в разных направлениях. Если рычаг перемещается свободно, без усилий, значит, сильно изношен или поврежден сайлент-блок рычага и его необходимо заменить.

Проверяем состояние пружин, телескопических стоек и амортизаторов передней и задней подвесок. Пружины подвесок не должны иметь повреждений. Разрывы, растрескивания и сильная деформация резиновых втулок, подушек и буферов сжатия амортизаторов недопустимы. Не допускается подтекание жидкости из амортизаторов. Незначительное «отпотевание» амортизатора в верхней его части при сохранении характеристик не является неисправностью. При осадке или разрушении резинового элемента верхней опоры телескопической стойки передней подвески опору необходимо заменить.

Проверяем состояние шарниров и защитного чехла тяги переключения передач и реактивной тяги. Поочередно вращая и поворачивая передние колеса (при вывешенной передней части автомобиля)…

…осматриваем защитные чехлы наружных…

…и внутренних шарниров приводов передних колес, проверяем надежность их крепления хомутами. Потрескавшиеся, порванные или потерявшие эластичность чехлы подлежат замене. Проверяем отсутствие течи масла из коробки передач через сальники внутренних шарниров приводов. При наличии течи заменяем сальники.

Как проверить стук опорника у автомобилей ВАЗ

Перед заменой детали убедитесь, что она действительно вышла из строя. На автомобилях ВАЗ следует проводить проверку состояния стоек и опор 1-2 раза в год. Так советуют автомеханики в сервисах. Можно воспользоваться достаточно простым способом, но при этом потребуется 2 человека. Определить степень износа опорного подшипника можно достаточно точно, если выполнить следующие действия.

Чтобы наглядно продемонстрировать процесс проверки смотрите видео:

Проверка “опорников” на ВАЗах

Скрип при вращении руля

Проверка и эксплуатация для определенной модели авто

Конкретные инструкции по проверке и эксплуатации для определенной модели авто Вы можете найти на нашем сайте. Далее в навигационной таблице, вы сможете найти и перейти на инструкцию по диагностике и замене опорных подшипников для своего автомобиля.

С каким интервалом следует делать диагностику опорного подшипника

Различные производители устанавливают свои ограничения о продолжительности эксплуатации этой детали, испытывающей во время работы автомобиля достаточно высокие нагрузки. Средний предельный порог ограничивается пробегом 100 000 км. С учетом состояния дорожного полотна это может быть 50 000 км и меньше. Обычно замена детали требуется 1 раз 2-3 года.

Но практически, менять необходимо по мере появления скрипа, при достижении предельной степени износа. Ну а проверку следует проводить ежегодно, после 20 000 км – обязательно. Тем более, что сделать это несложно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]