Причины и методы устранения неисправностей печки Ауди 80

Поскольку летом отопитель не используется, проблемы с печкой появляются с наступлением холодов, что доставляет массу проблем водителю и пассажирам. Возможно ли самостоятельно установить причину появления неисправности и попробовать её устранить? Как показывает практика, ответ на этот вопрос в целом положительный – большую часть проблем действительно можно решить, не прибегая к услугам профессионалов, но при условии точного диагностирования причин поломки, а их может быть очень много.


Решение проблем в работе печки Ауди 80.

Как работает система отопления Ауди 80

Принцип работы отопителя немецкого автомобиля принципиально не отличается от схемы функционирования системы вентиляции/отопления любого современного авто. Как известно, двигатель является источником большого количества тепла, генерируемого из-за трения вращающихся деталей, работы поршней и сгорания топливной смеси. Чтобы силовой агрегат не перегревался, его необходимо принудительно охлаждать. Для этого используется система охлаждения, состоящая из радиатора и системы трубок, по которым вода циркулирует по системе и отбирает тепло у двигателя, охлаждаясь потоком встречного воздуха в радиаторе, установленном спереди автомобиля.

Ещё один радиатор имеется с противоположной стороны моторного отсека, и он уже относится к системе отопления. В тёплое время года он бездействует, а когда включается отопитель, горячая вода от силового агрегата устремляется сначала в радиатор печки, нагревая его трубки, которые отдают тепло воздуху. Таким образом, горячий воздух с помощью вентилятора и попадает в салон через систему сопел и дефлекторов, позволяя направлять поток тёплого воздуха в нужно место, включая лобовое и боковые стёкла машины.

Неисправность любого из узлов системы отопления (а также части системы охлаждения) приводит к тому, что в салон проникает недостаточно прогретый или вовсе холодный воздух, то есть печка Audi 80 дует холодным или едва тёплым воздухом.

Устройство отопителя

На автомобилях Audi 80 отопитель устроен предельно просто, вне зависимости от того, какой перед вами кузов. В3 и В4 обладают примерно одинаковой схемой, потому устройство печки Audi 80 считают идентичным.

Это во многом облегчает самостоятельный ремонт и поиск неисправных элементов без посторонней помощи. Audi 80 нельзя считать идеальными машинами в плане самостоятельного обслуживания, поскольку с некоторыми этапами ремонта справиться объективно сложно.

Хотя такое утверждение никак не относится к отопительной системе немецкого автотранспортного средства. Если говорить об устройстве и схеме печки на Audi 80 Б3 и Б4, то эти машины включают в себя:

  • теплообменник, то есть радиатор;
  • корпус, состоящий из 2 половин;
  • крепёжную скобу;
  • плату подключения с резистором;
  • заслонки свежего воздуха;
  • заслонки температурные;
  • электровентилятор;
  • воздуховоды;
  • трубки и патрубки;
  • предохранитель электровентилятора.

Что же касается нарушения работоспособности печки Audi 80, то в большинстве случаев это связано с органами управления, расположенными в салоне, радиатором или электровентилятором.

Симптомы и причины неисправностей системы обогрева Ауди 80

Главным признаком проблем с отоплением салона является отсутствие обдува тёплым или горячим воздухом, если краник печки, открывающий доступ антифризу к радиатору и всему контуру системы отопления, полностью открыт. Как мы уже отмечали, причин тому множество, но все они могут быть классифицированы посредством нескольких категорий:

  • полная неработоспособность (воздух вообще не поступает из дефлекторов),
  • воздух поступает, но холодный или недостаточно тёплый,
  • работы печки невозможна на одном или нескольких режимах.

Чтобы восстановить работоспособность системы отопления, необходимо выяснить, почему плохо греет печка Ауди 80, то есть провести её диагностику. В норме после завода мотора и начала движения спустя 10 – 15 минут печка должна обеспечить хороший прогрев салона – этого времени достаточно, чтобы силовой агрегат вышел на рабочие параметры функционирования. Если из дефлекторов по прошествии 15 минут поступает холодный воздух или потока вообще не ощущается, а стёкла изнутри покрылись инеем или интенсивно запотели – необходимо срочно искать причину.

Недостаточный уровень ОЖ

Среди причин недостаточной эффективности обогрева салона самая распространённая – недостаток охлаждающей жидкости, особенно на возрастных автомобилях. Многие современные машины оснащаются датчиком, отслеживающим уровень антифриза в системе и сигнализирующим о его критическом уменьшении, но далеко не факт, что ваша модель принадлежит к последнему поколению. Если охлаждающей жидкости в системе мало, радиатор печки разогревается недостаточно интенсивно, поэтому эффективность работы отопителя заметно снижается. Тёплый воздух в салон поступает, но в режиме максимального нагрева он продолжает оставаться таким же, не обеспечивая прогрева салона при значительном снижении температуры снаружи. Долить антифриз достаточно просто, но без выявления и устранения причин его ухода проблема обязательно проявится снова. Если течь значительна, это произойдёт быстро.

Причиной разгерметизации контура может быть повреждение радиатора или патрубков, а также течи в местах сочленения шлангов с патрубками. Выявить течь можно по наличию подтёков, образующихся под автомобилем после его длительной стоянки. Устранение утечки ОЖ также не представляет особой сложности, если это не течь радиатора – в этом случае необходимо точно определить место течи, и если оно находится в труднодоступном месте, радиатор придётся снимать. Пайка дефекта позволяет решить проблему, но этот процесс имеет свои нюансы, и если вы никогда не держали в руках паяльник – доверьте ремонт более опытному мастеру.

Воздушные пробки

Ещё одной распространённой причиной заметного ухудшения обогрева салона является завоздушенность системы охлаждения. Воздух в контур обычно попадает после полной замены антифриза, реже – при дозаправке тосолом. Ухудшение о топления салона – отнюдь не единственное последствие появления воздушной пробки – она препятствует свободному течению антифриза по контуру, а если воздуха в систему попало очень много, ОЖ вообще перестанет циркулировать. Это чревато перегревом силового агрегата, что гораздо опаснее снижения эффективности обогрева салона.

Если печка Ауди 80 B3 не работает по причине появления завоздушенности системы, существует немало способов устранения воздушной пробки, и все они могут быть выполнены самостоятельно (возможно, потребуется присутствие помощника).

Забит радиатор отопителя

Если при проверке уровня тосола отклонений не обнаружено, отсутствие тепла на дефлекторах может быть вызвано засорением радиатора отопителя. Это вообще-то нормальное явление для возрастных автомобилей, но иногда причиной засорения радиаторной решётки оказывается использование владельцем автомобиля различных порошковых препаратов, предназначенных для устранения протечек охлаждающей жидкости. То есть при устранении одной причины ухудшения работы системы отопления автомобиля получаем другую. Подобные герметики имеют свойство забивать ходы в радиаторных трубках, особенно если вы использовали препарат, не соблюдая инструкцию (использовали большую дозировку, чем рекомендовано).

Забивание радиатора может быть вызвано смешением различных марок охлаждающей жидкости (например, если вы заливали тосол, а доливали антифризом G11 или G13). В этом случае образуется осадок, постепенно оседающий на стенках радиаторных трубок и уменьшающий просвет для циркуляции ОЖ.

Тот же эффект даёт использование обычной воды – она не только является источником коррозии, но и содержит различные соли, которые, находясь в нагретой жидкости, выпадают в осадок, образуя накипь на трубках радиатора. Если печка на Ауди 80 Б3 не работает из-за забитого вентилятора, существует несколько способов устранения проблемы:

  1. Некоторые бывалые автомобилисты рекомендуют поменять местами входной и выходной шланги радиатора отопителя. Дело в том, что когда жидкость протекает в одном направлении, отложения накапливаются пластами, напоминая рыбью чешую. Поменяв шланги, вы измените направление движения антифриза, и некоторая часть отложений будет наверняка смыта, что проявится улучшением эффективности обогрева (правда, эти загрязнители не будут выведены из системы и со временем обязательно осядут где-нибудь в другом месте, если спустя некоторое время не произвести замену антифриза).

  2. Наиболее распространённый, но не всегда действующий метод – промывка системы специальным раствором (или добавляемым в антифриз порошком). Чтобы эффект оказался приемлемым, нужно, чтобы двигатель поработал с этой жидкостью продолжительное время, что большинство автовладельцев позволить себе не могут.
  3. Ещё один способ решить проблему – установить «бэушный» радиатор. Правда, он тоже может оказаться не в идеальном состоянии, но есть хороший способ определить, насколько он забит – измерить его вес. Чем он будет меньше (в идеале – равен весу нового), тем лучше. Внимательно изучите радиатор на предмет наличия следов подтёков – в этом случае от покупки лучше отказаться.
  4. Если чистка радиатора или промывка системы специальными препаратами не решили проблему, а б/у приемлемого качества найти не удалось – придётся покупать и устанавливать новый радиатор отопителя. Обычно этот самый радикальный метод гарантирует исчезновение проблем.

Не работает вентилятор

Отсутствие потока воздуха из дефлекторов – явный признак того, что вентилятор печки вообще не работает. ОЖ при этом будет продолжать омывать радиатор, процесс теплообмена не застопорится, но нагретый воздух будет поступать в салон только самотёком, то есть едва-едва.

Если не греет печка Ауди 80 Б 2 и есть уверенность, что вентилятор не крутится, необходимо проверить целостность 30-амперного предохранителя F17, отвечающего за цепь питания электромотора вентилятор. Если обнаружится, что он сгорел – не спешите ставить новый: возможно, имеются повреждения электропроводки, вызвавшие короткое замыкание. В таком случае установка нового предохранителя опять приведёт к его перегоранию. Протестируйте соответствующую цепь мультиметром или тестером.

Бывает, что вентилятор работает не во всех режимах. Дело в том, что при включении режима максимального обогрева он работает напрямую от бортовой сети, а при других режимах вентилятор запитывается через резисторы, уменьшающие его обороты. Если один из этих резисторов выйдет из строя, перестанет включаться соответствующий режим.

Причиной перегорания резисторов является кратковременное увеличение нагрузки на крыльчатку (лопасти вентилятора). Заменив резистор обычной проволочной перемычкой, можно частично решить проблему – вентилятор в этом режиме снова заработает, но на максимальную мощность. Ещё одной причиной неработоспособности вентилятора в определённых режимах может оказаться окисление контактов на рукоятке переключения скоростей. Доступ к нему может быть открыт после снятия магнитолы.

Неисправен термостат

Если дело не в вышеописанных неисправностях, то причиной недостаточного отопления салона может быть неисправность термостата силового агрегата. Назначение термостата – максимально быстрый прогрев двигателя. Когда температура антифриза менее 95 градусов, он блокирует доступ ОЖ в передний радиатор, то есть жидкость циркулирует по «малому кругу», через радиатор отопителя. При меньшем пути антифриз не успевает остывать и быстрее нагревается. Как только его температура поднимется до рабочей, термостат закроет «малый круг», пустив охлаждающую жидкость через радиатор системы охлаждения, препятствующий перегреву мотора.

Но из-за плохого качества антифриза или по причине естественного износа термостат может перестать выполнять свои функции – в этом случае ОЖ всегда будет циркулировать по «большому кругу». В этом случае её нагрев до 95 градусов происходит очень долго, из-за чего в салоне длительное время будет холодно.

Если не греет печка Ауди 80 Б3, причиной может быть и то, что «малый круг» перекрывается лишь частично, и тогда даже при максимальной скорости работы вентилятора в салон будет поступать недостаточно разогретый воздух. При температуре за боротом в минус 20 – 30 градусов даже при длительной поездке при неисправном термостате антифриз не сможет прогреться до рабочей температуры. Устранить проблему можно только заменой термостата на новый – он не ремонтируется. И делать это можно как можно быстрее – в противном случае вы просто не сможете ездить в холодное время года из-за запотевших или покрытых наледью стёкол.

Неисправна помпа

Основное назначение помпы – обеспечение движения охлаждающей жидкости по системе охлаждения (из блока двигателя через патрубки в радиатор и далее опять в силовой агрегат). Помпа представляет собой механический насос в виде крыльчатки, проталкивающей жидкость через цилиндр по системе. Помпа приводится в движение посредством ременной передачи, передающей вращения от коленвала. При обрыве этого ремня насос перестаёт вращаться. Так что если не греет печка Ауди 80 Б4, причина может заключаться именно в этом, причём неработоспособность помпы может привести к быстрому перегреву силового агрегата.

Иногда заклинивает саму крыльчатку помпы (в результате рассыпания подшипника или попадания в полость помпы посторонних предметов). Иногда крыльчатку, если она изготовлена из некачественного металла, просто разъедает антифризом, содержащим агрессивные компоненты – в таком случае, хотя помпа и будет вращаться, создаваемое давление будет заметно меньшим, что скажется и на эффективности работы отопителя. Диагностировать неисправность помпы легко – на это может указывать появление свиста в моторном отсеке. Можно потрогать руками шланг, идущий до помпы – если на входе он горячий, а на выходе холодный, то дело именно в этом узле. Как и в случае с термостатом, решение проблемы – замена помпы.

Пробита прокладка ГБ силового агрегата

Нарушение целостности прокладки головки блока – явление нередкое, обычно возникающее по причине некачественной затяжки. В таких случаях ОЖ будет поступать в цилиндры или же в систему выхлопа (в последнем случае об этом будет свидетельствовать идущий из глушителя густой дым белого цвета). Если плохо греет печка Ауди 80 Б3 из-за уменьшения количества ОЖ в системе – это серьёзная проблема, которая сказывается и на быстром прогревании двигателя до температур, превышающих рабочие. При выявлении данной проблемы нужно немедленно заменить прокладку, в противном случае возможен перегрев мотора и выход его из строя.

Загрязнение салонного фильтра

Если фильтр салона, устанавливаемый перед дефлекторами, основательно забит, это будет препятствовать нормальному поступлению нагретого воздуха в салон. Некоторые водители просто избавляются от него, но делать это не рекомендуется, если, конечно, вам дорого ваше здоровье. Поменять салонный фильтр – операция крайне простая, требующая умения работать с отвёрткой. Если учесть, что сегодня можно приобрести фильтры, защищающие не только от пыли, но и проникновения в салон неприятных запахов, от идеи выбросить его следует отказаться.

Смещение воздуховодов

Эту причину недостаточной эффективности обогрева салона можно назвать экзотической, но она встречается, особенно на сильно возрастных автомобилях и транспортных средствах, побывавших в аварии. Исправить проблему можно попытаться, установив воздуховоды на штатное место и закрепив их хомутами из пластика. Если не получится – замените их на новые.

Как видим, причин, почему плохо греет печка Ауди 80 Б4, действительно много, и если отсутствуют вполне конкретные симптомы, определить точную причину может оказаться весьма хлопотным делом. В любом случае, большинство проблем можно устранить самостоятельно, без посещения СТО или автосервиса.

Схема работы

Чтобы в салон Audi 80 В3 или В4 поступал свежий воздух, для этого используется система вентиляции. Воздух обтекает корпус печки, и за счёт наличия специальных заслонок поступает на сопла выхода.

Когда система отопления выставлена в режиме обогрева, то холодный воздух, поступающий из внешней среды, нагревается. Это обеспечивает радиатор системы отопления, прогрев которого происходит за счёт жидкости охлаждения двигателя.

Сам радиатор печки располагается внутри корпуса отопительной системы. Свежий воздух, который протекает через узел, прогревается горячими секциями радиатора, после чего уже в подогретом виде воздух оказывается внутри салона.

В автомобилях Audi 80 в кузовах В3 и В4 обогрев салона регулируется воздушным методом. То есть температуру водитель выставляет исходя из соотношения горячего и холодного воздуха. Для таких задач здесь предусмотрен блок управления с регулятором температурной заслонки.

Важно заметить, что отопитель на Audi 80 предусматривает использование четырёхступенчатого вентилятор системы отопления. Чтобы увеличить или уменьшить мощность обдува, выбирается соответствующий режим функционирования. Чтобы задавать вентилятору ту или иную скорость вращения, используются подключаемые сопротивления. Сами сопротивления можно отыскать внутри платы подключения электровентилятора. Если какое-нибудь из сопротивлений выходит из строя, тогда автовладельцу Audi 80 приходится менять всю плату в комплекте с сопротивлениями.

Каких-то существенных отличий между отопительной системой на Audi 80 в кузове В3 и В4 нет. В случае с кузовом В4, как и при работе отопителя на В3, встречные потоки воздуха проходят через отверстия, расположенные между лобовым стеклом и капотом, после чего с помощью коробки воздухопритока оказываются в салоне.

Подача воздуха осуществляется естественно и принудительно. Во втором случае в работу вступает электровентилятор. Единственный нюанс, который может отличать В3 от В4, это вероятность наличия у последнего заводского воздушного фильтра. Он позволяет предварительно очищать воздух перед его поступлением в салон.

Дополнительный блок реле в салоне:

Дополнительный салонный блок реле расположен под полкой водительского места. Могут быть установлены дополнительные реле или блоки управления, первые шесть ячеек предусмотрены по умолчанию. Справа от них находятся разъемные контактные кабельные панели.

Расположение основных и дополнительных контактных ячеек:

Назначение реле:

  1. Реле АВS
  2. Реле сигнализатора непристегнутого ремня безопасности
  3. Реле системы внутреннего освещения
  4. Реле муфты кондиционера
  5. Резерв (до 1990 года) С 1990 года: Реле омывателя ветрового стекла
  6. Реле фар головного освещения
  7. Резерв
  8. Резерв
  9. Резерв (до 1990 года) Реле автоматической блокировки переключения передач (с 1990 года)
  10. Резерв
  11. Резерв
  12. Реле обратного тока (электропривод сидений, электропривод зеркал) (до 1990 года) Резерв (с 1990 года)
  13. Реле обогревателя сиденья переднего пассажира
  14. Реле обогревателя сиденья водителя
  15. Реле электропривода люка и стеклоподъемников
  16. Реле световой сигнализации противоугонной системы
  17. Реле обратного тока (электроприводов сидений и зеркал заднего вида) (с 1990 года)

Полезные опции

Среди привычных систем автомобиля встречаются и довольно полезные опции, облегчающие эксплуатацию автомобиля в нашей климатической зоне:

  1. Подогрев передних сидений;
  2. Обогрев форсунок омывателей лобового стекла;
  3. Бортовой компьютер.

Однако, в ходе эксплуатации они могли выйти из строя. Ремонт был возможен и своими силами, но для этого требовались:

  1. Оригинальные автозапчасти;
  2. Родные заводские схемы электрооборудования.

И если запчасти можно было раздобыть в пунктах авторазборки, то техническая документация представляла настоящий дефицит. Вот почему в 90-е фото заводских инструкций продавались не хуже дефицитных автозапчастей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]