Какие бензонасосы устанавливают на автомобили ВАЗ 2110/2112
Автомобили марки ВАЗ 2110/2112, в зависимости от года выпуска и типа установленного двигателя, могут отличаться по способу подачи топлива в цилиндры.
Таблица: особенности систем подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от модификации автомобиля
Модель/ модификация | Год выпуска | Объем двигателя, см3 | Количество клапанов, шт | Система впрыска |
ВАЗ 21100 | 1996–2000 | 1500 | 8 | Карбюраторная |
ВАЗ 21101 | с 2004 | 1600 | 8 | Инжекторная |
ВАЗ 21102 | с 2004 | 1500 | 8 | |
ВАЗ 21103 | с 2001 | 1500 | 16 | |
ВАЗ 21103М | с 2001 | 1500 | 16 | |
ВАЗ 21104М | с 2001 | 1600 | 16 | |
ВАЗ 21120 | 1999–2008 | 1500 | 16 | Инжекторная |
ВАЗ 21121 | 1999–2008 | 1600 | 8 | |
ВАЗ 21122 | 1999–2008 | 1500 | 8 | |
ВАЗ 21124 | 2004–2008 | 1600 | 16 | |
ВАЗ 21128 | 2004–2008 | 1800 | 16 | |
ВАЗ 21123 | 1999–2009 | 1600 | 16 |
Лишь первые модификации ВАЗ 2110 оснащались карбюраторной системой впрыска. С завода на них устанавливались механические топливные насосы марки ДААЗ (каталожный номер 2108–1106010). До этого они отлично себя зарекомендовали на автомобилях серии «Спутник» и «Самара».
Механический бензонасос устанавливался в моторном отсеке ВАЗ 2110 справа от клапанной крышки двигателя, и приводился в действие распредвалом.
Все инжекторные ВАЗ 2110/2112 оборудованы топливными модулями погружного типа. В конструкцию такого модуля входят:
- электрический бензонасос;
- фильтр грубой очистки;
- датчик уровня топлива.
Топливный модуль устанавливается непосредственно в бак автомобиля. Иными словами, бензонасос, полностью погружён в бензин. Инжекторные ВАЗ 2110/2112 оборудовались и оборудуются электрическими топливными насосами отечественного, совместного или импортного производства. Это изделия предприятий «Утёс», «Пекар», Саратовского завода, а также всемирно известной , насосами производства которой оснащаются все современные ВАЗы. Каталожный номер стокового электрического насоса — 2112–1139009. Есть и модификации, номера которых имеют две дополнительные цифры: 02 или 03. В зависимости от них изделия могут отличаться длиной и диаметром.
Особенности конструкции бензонасосов карбюраторной и инжекторной систем впрыска топлива
Механические бензонасосы, которые устанавливались на первых модификациях ВАЗ 2110/2112, имеют простую конструкцию. В её основе лежит комплект мембран, выполненных из специальной прорезиненой ткани, устойчивой к химическому действию бензина. Корпус насоса имеет два клапана: впускной и выпускной. Мембраны приводятся в действие при помощи штока (толкателя). Его двигает кулачковый механизм, вращаемый распредвалом.
Такой механический бензонасос может служить десятилетиями, пока не износится приводной шток, или не порвётся какая-то из мембран. Да и то, если такое случится, заменить эти элементы можно за полчаса.
Первые модификации ВАЗ 2110 с карбюраторной системой впрыска оснащались механическими бензонасосами
С электрическим бензонасосом дела обстоят намного сложнее. Основу его конструкции составляет небольшой электрический двигатель. Он ничем не отличается от обычного, хотя работает, полностью погружённым в бензин. Давление в системе здесь создаёт не мембрана (хотя есть и такие насосы), а специальной формы крыльчатка, насаженная на вал электродвигателя.
Ресурс электрического топливного насоса составляет 150–200 тыс. км пробега. Но выйти из строя он может и гораздо раньше. Основная причина поломок при неизрасходованном ресурсе — присадки, добавляемые в бензин, а также различного рода механические примеси. Первые разрушают щётки и коллектор, а вторые засоряют клапанные механизмы.
В инжекторных ВАЗ 2110/2112 бензонасос имеет электрическую конструкцию и входит в состав погружного топливного модуля
Признаки неисправности бензонасоса ВАЗ 2110/2112
Признаки неисправности насоса проявляются одинаково, независимо от его конструкции и типа системы впрыска. К ним можно отнести:
- затруднённый запуск мотора;
- нестабильную работу двигателя на холостых оборотах (вибрация, троение, остановка силового агрегата);
- провалы при разгоне в движении;
- снижение мощностных и тяговых качеств мотора;
- отсутствие характерного звука запуска бензонасоса (для инжекторных двигателей);
- наличие следов подтекания топлива (для карбюраторных силовых агрегатов).
Самостоятельно определить неисправность бензонасоса достаточно проблематично, ведь первые три признака, являющиеся основными, могут свидетельствовать и о других проблемах в топливной системе, как:
- засорение топливного фильтра;
- неполадки с датчиками массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, уровня кислорода и т.п.;
- засорения одной или нескольких форсунок;
- выход из строя регулятора давления.
Кроме этого, подобные симптомы наблюдаются и при возникновении проблем с зажиганием. Установить, что причиной перечисленных признаков является именно топливный фильтр можно путём проверки устройства.
Признаки поломки
Есть несколько ситуаций, при которых можно грешить на насос или его составные части. Это придется проверить обязательно. Иначе вы можете потратить огромные деньги на покупку и установку нового топливного насоса, а в итоге окажется, что проблема заключается совершенно в другом.
- Двигатель не заводится. Это не явный признак проблем именно с помпой, но все же. Потому для начала проверьте состояние свечей, наличие искры, отсутствие следов масла на них. Также проверьте электронный блок управления.
- Давление внутри топливной системы. Если насос работает нормально, он будет создавать давление равное 3,2 бар. В зависимости от типа двигателя на вашем ВАЗ 2114, характеристики могут несколько отличаться: Для мотора объемом 1,5 литра оптимальные показатели составляют 285-325 кПа;
- Для двигателя объемом 1,6 литра эти характеристики в оптимальном режиме работы составят от 375 до 390 кПа.
Новый и старый фильтр грубой очистки
Рекомендуем: Накачка шин азотом — реальные преимущества или маркетинговый ход?
Многие приобретают сразу весь топливный модуль в сборе, куда входит фильтр, датчик, поплавок, заборная камера и сама помпа. Такая покупка обойдется примерно в 3000 рублей. Куда выгоднее и практичнее купить отдельно насос, который стоит до 1000 рублей. Это обусловлено тем, что при выходе из строя помпы практически всегда остальные элементы остаются целыми и полностью пригодными к дальнейшей эксплуатации.
Замена механического
Обнаружив проблемы с топливным насосом, его можно попытаться отремонтировать самостоятельно, или заменить новым. В первом случае лучше купить ремонтный комплект. Он включает все элементы устройства, которые могут выйти из строя: клапана, прокладки, диафрагмы и толкатель.
Если же вы решили заменить насос в сборе, это ещё проще.
После демонтажа неисправного устройства вам необходимо:
- Установить новые прокладки и толкатель.
- Установить насос на место, закрепить его гайками.
- Подсоединить шланги бензопровода, зафиксировать их хомутами.
- Несколько раз нажать на рычаг ручной подкачки, чтобы насос заполнился топливом.
- Завести двигатель и проверить его работу.
Новый бензонасос устанавливается на новые прокладки
Проверка электрической цепи
В отличие от карбюраторного двигателя, где топливный насос имеет механический привод, на инжекторных ВАЗ 2110/2112 за работу этого устройства отвечают специальные реле и предохранитель. Поэтому прежде чем перейти к диагностике самого насоса, нужно обязательно проверить указанные элементы. Если хоть один из них неисправен, насос не будет работать вообще.
Включите зажигание, не запуская двигателя, и прислушайтесь. Работающий бензонасос при запуске издаёт характерный «свист». Если его нет, значит, либо сам насос вышел из строя, либо же один из элементов цепи его питания.
Реле и предохранитель насоса находятся в дополнительном монтажном блоке, расположенном внутри центральной консоли автомобиля. Доступ к нему можно получить, сняв пластиковую облицовку (возле левой ноги переднего пассажира). Она крепится несколькими саморезами. Под крышкой вы найдёте три реле и три предохранителя. Обычно элементы защиты цепи бензонасоса расположены по центру.
Реле и предохранитель находятся в дополнительном монтажном блоке под облицовкой
Для проверки предохранителя извлеките его из гнезда и «прозвоните» тестером. В случае необходимости замените его, соблюдая номинал (15 А). Проверить реле на работоспособность без специального оборудования вряд ли получится. Но можно взять другое реле, например, вентилятора радиатора (крайнее левое), и установить его на место диагностируемого. Включите зажигание и послушайте, заработал ли бензонасос. Если да, купите и поставьте новое реле. Если же проблема осталась, продолжите диагностику.
Чтобы проверить реле бензонасоса можно установить на его место реле вентилятора охлаждения радиатора
Причина поломки бензонасоса
Причин, как правило — две. Первая — это сильное загрязнение топливного фильтра. вторая — привычка владельца автомобиля ездить с полупустым баком.
С предназначением и расположением мы разобрались, теперь предлагаю вашему вниманию инструкцию по замене бензонасоса, то есть далее речь пойдет о том, как заменить бензонасос ВАЗ своими руками
.
1. Прежде всего следует подготовить автомобиль к этой процедуре, для этого, при помощи ветоши произведите очистку двигателя, блок цилиндров, а также сам бензонасос
от пыли и грязи, при помощи уайт-спирита или спец-очистителя.
2. Для следующего этапа понадобится два болта М8, для того чтобы заглушить отверстия шлангов, поскольку при их отсоединении будет вытекать топливо .
3. Далее, при помощи крестовой отвертки или ключа на «8» ослабьте крепежные хомуты, которые удерживают топливные шланги и демонтируйте шланги со штуцеров бензонасоса.
Теперь собственно можно произвести заглушку концов топливных шлангов приготовленными ранее болтами М8.
4. Замена бензонасоса ВАЗ
продолжается и следующим этапом будет — снятие бензонасоса, для этого открутите две гайки крепления, которыми бензонасос крепится к блоку цилиндров, используя ключ на «13».
5. Когда все готово, можно приступать к снятию бензонасоса со шпилек, при этом обратите внимание на состояние прокладки, в случае необходимости произведите ее замену.
6. Снимите и очистите от загрязнений и пыли теплоизолирующую проставку, также как и в предыдущем случае с прокладкой в случае необходимости замените прокладку, находящуюся между блоком цилиндров и теплоизолирующей проставкой.
Проверка давления в топливной рампе
Но даже тот факт, что бензонасос начинает качать при включении зажигания, ещё не говорит о его исправности. Главным показателем его работы является давление в системе. Проверить его можно при помощи обычного манометра с пределом измерения 5–7 атмосфер, которым измеряют давление в шинах. Кроме него потребуются отрезок бензостойкого шланга с внутренним диаметром 9 мм и два хомута соответствующего размера.
Порядок проверки следующий:
- Стравливаем давление в системе. Для этого отключаем от аккумулятора минусовую клемму. Снимаем пластиковую облицовку дополнительного монтажного блока, в котором находятся реле и предохранитель бензинового насоса. Вынимаем предохранитель из гнезда. Подключаем снятую клемму к АКБ. Запускаем двигатель и даём ему поработать, пока не заглохнет. После этого ставим предохранитель на место.
- На топливной рампе находим штуцер, специально предназначенный для измерения давления. При помощи колпачка колёсного вентиля выкручиваем из штуцера золотник.
Штуцер предназначен специально для измерения давления
- Один конец шланга надеваем на штуцер, фиксируем его хомутом. Второй конец подсоединяем к манометру и также закрепляем его при помощи хомута.
- Включаем зажигание и ждём, пока насос закачает топливо в систему.
- Смотрим на показания манометра.
Для измерения давления топлива в рампе подойдет обычный манометр для шин
Для двигателей объёмом 1500 см3 оно должно составлять 2,8–3,2 атмосферы, а для силовых агрегатов объёмом 1600 см3 – 3,6–4 атмосферы. Если же показатели прибора ниже — насос для дальнейшей эксплуатации непригоден.
Снятие, установка и замена бензонасоса
Первое, что следует иметь в виду — все работы с топливной системой автомобиля должны производиться при отключенной минусовой клемме аккумулятора. Также неплохо бы делать это при пустом топливном баке, тем более что при снятом топливном модуле появляется возможность почистить днище бензобака от осадка.
Второе, что желательно сделать — убрать давление внутри топливопроводов, чтобы не получить струю бензина в лицо или в салон автомобиля. Это можно сделать при помощи измерительного штуцера на топливной рампе и тонкой отвертки.
Для работы следует приготовить:
- фигурную и плоскую отвертки
- ключ на 17
- головку на 7
- ветошь
Последовательность работ
- Поднимаем задний диван.
- Откручиваем два самореза, на которых держится крышка, закрывающая доступ к топливному модулю, отсоединяем от него электрический разъем.
- Ключом на 17 откручиваем, стараясь не потерять уплотнительные кольца, два топливопровода, подключенных к насосу и отводим их в стороны.
- В более новых моделях на насосе стоят клипсы, чтобы снять, нажмите на них и тяните трубки на себя.
- Головкой на 10 откручиваем 8 гаек, крепящих по кругу прижимную пластину, держащую весь топливный модуль.
- Осторожно вынимаем его через отверстие в бензобаке, предварительно освободив поплавок датчика уровня топлива.
Если в запасе есть новый модуль в сборе, устанавливаем его в обратной последовательности. Если необходимо заменить отдельные компоненты: сам бензонасос, датчик уровня или сеточку первичного фильтра, делаем это, разобрав корпус топливного модуля и, вынув соответствующие детали.
Эта процедура вряд ли вызовет затруднения — там все достаточно очевидно.
Для бензонасоса нового типа, нужна головка на 10 и трещетка, аналогично откручиваем по кругу кольцо и отжимаем фиксаторы топливопровода.
Рекомендуем: Как проверить пробку расширительного бачка
Проверка производительности
Убедиться в том, что бензонасос вышел из строя поможет проверка его производительности. Для этого потребуются:
- отвёртка с крестообразной битой;
- отрезок бензостойкого шланга (50–80 см) с хомутом;
- ключ на 17;
- пустая пластиковая бутылка объёмом 2 л;
- отрезок изолированного провода;
- секундомер.
Проверка производительности осуществляется следующим образом:
- Снимаем заднее сиденье. Приподнимаем ковролин и находим под ним лючок бензобака. Откручиваем два винта (по диагонали).
- Сняв лючок, вы увидите верхнюю часть топливного модуля. Ключом на 17 откручиваем гайку выпускного штуцера. Надеваем на него шланг и фиксируем соединение хомутом. Другой конец шланга опускаем в пустую бутылку.
- Отключаем разъем питания насоса. На плюсовой контакт устройства при помощи отрезка провода подводим питание от соответствующей клеммы аккумулятора. Минусовой замыкаем на массу.
- Начинаем отсчёт времени с момента запуска насоса.
Исправный бензонасос инжекторного ВАЗ 2110/2112 должен перекачивать 1,5 л топлива за одну минуту. Если этот показатель ниже — насос подлежит замене.
Замена топливного насоса на ВАЗ 2110 инжектор
Перед тем, как поменять бензонасос на ВАЗ 2110 с системой впрыска инжектор, следует приготовить новую запчасть и необходимые для работы инструменты. При правильном подходе сама процедура не займет много времени, 20–30 минут, максимум час, если что-то пойдет не совсем гладко.
Инструменты
Набор инструментов для замены бензонасоса небольшой, но должен быть под рукой, чтобы в процессе ремонта не бегать и не искать подходящий ключ или отвертку.
При демонтаже и установке нового бензонасоса понадобятся:
- ключ для ослабления клемм на аккумуляторе, размер зависит от установленного крепежа;
- отвертки плоская и крестовая;
- ключ на 17;
- трубчатый ключ или глубокая головка на 7 с трещоткой или воротком.
Приготовив инструмент и новую деталь, можно приступать к слесарным работам.
Как выбрать новую деталь
Штатный топливный насос, устанавливаемый на инжекторные десятки, имеет каталожный номер 2112-1139009. При желании можно заменить его на аналогичную деталь других производителей. В некоторых случаях такой выбор будет продиктован большей надежностью аналогов, в других — относительно демократической стоимостью.
Для замены предлагаются:
- Bosch 0 560 454 035, имеющий более высокие показатели качества и износостойкости;
- Fenox EFM33006O7 с невысокой стоимостью;
- Ween 192-0262, недорогой как и Fenox;
- Pekar 2112-1139009 — будет чуть дороже предыдущих, но дешевле оригинала;
- ATS 53453, имеет более высокую стоимость, но и на качество автовладельцы не жалуются.
Какой из них лучше, выбирать автовладельцу придется самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, запросов, наличия средств.
Демонтаж старого бензонасоса
Процедура демонтажа электробензонасоса вазовской десятки стандартная для всего семейства серии.
Пошагово выполняются действия по устранению неисправной детали:
- Отключается клемма на аккумуляторе.
- Проверяется и при необходимости стравливается давление в топливной системе через специальный клапан на рампе, прикрытый защитным колпачком.
- Снимается подушка заднего сиденья и отодвигается подрезанная часть ковролина.
- Убирается в сторону крышка люка. Для этого откручиваются два крепежных шурупа.
- Отсоединяется электропитание путем отделения колодки проводов от разъема.
- Ослабляется или удаляется хомут топливной магистрали.
- Откручиваются ключом две магистрали от бензонасоса.
- Уплотнительные прокладки на концах топливопроводов необходимо заменить.
- Откручиваются 8 болтиков крепления.
- Снимается прижимное кольцо и осторожно вытаскивается корпус топливного насоса.
- Снимается и осматривается уплотнитель. При необходимости проводится его замена.
Особое внимание следует уделить соблюдения техники безопасности, в том числе пожарной.
Установка нового
Установка нового электробензонасоса проводится в обратном порядке.
Последовательно выполняется такие действия:
- Устанавливается уплотнитель.
- Аккуратно вставляется новый насос.
- Устанавливается прижимное кольцо и закручиваются 8 болтов крепления.
- Прикручиваются топливные магистрали.
- Подсоединяется электропитание в разъем.
- Устанавливается крышка люка и закрывается откинутым клапаном ковролина.
- Устанавливается подушка заднего сиденья.
- Подключаются клеммы аккумулятора.
При установке следует помнить, что выбитая на корпусе стрелка должна быть направлена назад.