Ремень газораспределительного механизма – одна из основных деталей двигателя, входящая в комплект регламентного обслуживания. Это значит, что он подлежит обязательной замене при проведении соответствующего периодичности обслуживания автомобиля. Если своевременно не выполнить эту операцию, возможны следующие неисправности двигателя:
- отказ запуска двигателя внутреннего сгорания;
- неисправность газораспределительного механизма, требующая обязательной замены ремня ГРМ, натяжного механизма (ролика и др.), установки и регулировки угла зажигания;
- в большинстве случаев может потребоваться ремонт поршневой и клапанной группы с выполнением всех работ, соответствующей номенклатуре капитального ремонта двигателя.
Именно последний пункт наводит страх на большинство автовладельцев. Поэтому, приобретая подержанный авто, каждый покупатель должен поинтересоваться у продавца, когда производилась предыдущая замена ремня ГРМ. Не стоит на 100% доверять полученным сведениям. Во-первых, он может ошибиться. Во-вторых, продавец может не обладать достоверными сведениями. Поэтому после покупки лучше произвести внеочередной контроль состояния элементов газораспределительного механизма, принять решение о сроке замены ремня ГРМ.
Назначение ремня ГРМ
Основное назначение ремня – синхронизация вращения коленвала и распредвала ДВС. Если движение этих основных приводов кривошипно-шатунного механизма и клапанной системы будет не синхронно, возникают две критические неисправности:
- в камерах сгорания двигателя будет отсутствовать необходимая компрессия;
- угол зажигания некорректен.
В большинстве дизельных двигателей, многих бензиновых может сложиться ситуация, когда «клапана встречаются с поршнями». Приобретая автомобиль, необходимо узнать точное наименование модели двигателя, который на него установлен. Это можно сделать по VIN, но иногда в процессе эксплуатации авто двигатель меняют, тогда это сделать сложнее. По модели двигателя необходимо ввести запрос в поисковик, например, «двигатель 4G63 клапана встречаются с поршнями» или типа этого. Полученные ссылки необходимо проанализировать. Если ответ будет однозначен: «встречаются», сроки и пробег до замены необходимо соблюдать обязательно. Если ремень порвется или перескочит, это наверняка приведет к капиталке.
Многие автолюбители советуют приобретать автомобиль с двигателем, оборудованным цепным механизмом газораспределения. Есть мнение, что они более надежны. Это не всегда так. Даже, если это двигатель-миллионник, это еще не значит, что не надо своевременно менять успокоитель цепи. Такая работа может быть более трудоемка, чем замена ремня.
Причины износа ремня ГРМ
Основной причиной, по которой необходимо производить регламентную замену ремня, является естественный износ. В процессе эксплуатации автомобиля ремень двигается с большой скоростью по металлическим роликам, шкивам и направляющим, находясь под высоким натяжением.
Одновременно с этим ремень подвергается дополнительным нагрузкам, которые значительно усиливают износ:
- высокие перепады температур в подкапотном пространстве (зимой до 100 градусов);
- биения в случае износа натяжительного механизма;
- кратковременные нагрузки в момент трения ДВС, неравномерного движения толкателей клапанов, изменения величин зазоров;
- попадание жидкостей, загрязнений и масел на ремень ГРМ;
- случайные предметы, трущиеся о поверхность ремня (кожух, провода, элементы крепления).
Причиной преждевременного выхода из строя ремня могут быть серьезные механические неисправности двигателя:
- повреждение кривошипно-шатунного механизма;
- заклинивание клапанов и поршневой группы;
- повреждение распредвала, роликов;
- износ направляющих штифтов коленвала и распредвала.
Если учесть все риски, возникающие в момент эксплуатации ремня, желательно на 20 – 30% искусственно занижать ресурс, заявленный производителем.
Одна из причин преждевременного износа: ненадлежащее качество. Так как ремень ГРМ относится к важным комплектующим, не стоит экономить на сомнительном производителе и продавце.
Признаки критического износа ремня
Признаки износа различают: прямые и косвенные.
К прямым признакам износа относятся:
- наличие трещин на поверхностях ремня (внешней и внутренней);
- сколы на внутренних поверхностях зубьев;
- продольные срезы на внешней поверхности;
- наличие сильных загрязнений;
- видимое биение и растяжение ремня ГРМ;
- экстремальные случаи – обрыв ремня, «слизывание» зубьев.
Перечисленные признаки можно обнаружить визуальным осмотром. В большинстве случаев для этого необходим демонтаж кожуха ремня. В некоторых моделях автомобилей это требует «вывешивание» двигателя, проведение комплекса демонтажных работ. Поэтому перед принятием решения о диагностике состояния ременной передачи, необходимо оценить косвенные признаки износа, к которым относятся:
- пропуски зажигания в цилиндрах двигателя;
- детонация, особенно в момент останова;
- неравномерность холостых оборотов.
Эти признаки можно исследовать компьютерной диагностикой. Наиболее эффективный результат при проведении диагностирования достигается исследованием угла зажигания в динамическом режиме (на заведенном двигателе). Обычно он должен быть в пределах плюс-минус пять градусов. При этом угол опережения зажигания при вращении двигателя на холостых оборотах не должен значительно изменяться.
Сроки проведения замены ремней ГРМ
Когда ставится вопрос о периодичности проведения замены ремней, прежде всего, имеется в виду максимальный срок, при котором ремень сохраняет свои свойства. При этом рассчитывается вероятность его растяжения и обрыва, которые могут привести к серьезной поломке.
Есть специальные программы (AUTODATA, ELSA и другие), которые четко устанавливают сроки регламентных работ, в том числе, проведения замены ремня и роликов. Однако в этих программах не учтены условия эксплуатации авто, доступные комплектующие. Рядовые водители и большинство не дилерских СТО руководствуются установившимися сроками эксплуатации и пробега автомобиля. Лучше оценивать по пробегу. Многие оценивают срок обязательной замены ремня по пробегу в пределах от 50.000 до 80.000. Однако если автомобиль эксплуатируется мало, его годовой пробег, например, 5.000 в год, это не означает, что ремень подлежит замене раз в 10 лет. Максимальный срок эксплуатации автомобиля без замены ремня ГРМ обычно 5 – 7 лет (при соблюдении условий по пробегу).
Также необходимо учитывать особенности двигателей. Если в двигателе два распредвала, большее количество клапанов, соответственно, на ремень возлагаются большие нагрузки.
Замена ГРМ Лада Калина подробная инструкция с фото
Замена ГРМ Лада Калина на 16 клапанном двигателе довольно трудоемкая операция. По данным производителя зубчатый ремень газораспределительного механизма Lada Kalina нуждается в проверке каждые 15 тысяч километров. На Калине с 16 клапанами на конвейере ставят очень надежный ремень GATES, который переживает натяжной и обводной ролик и даже помпу. Проблемы обычно возникают не из-за ремня, а именно из-за роликов, которые вырабатывают свой ресурс. Поэтому лучше лишний раз проверить привод ГРМ Kalina, чем потом заниматься дорогостоящим ремонтом двигателя.
Видео
Редкий автовладелец не слышал о разрушительных последствиях обрыва ремня ГРМ. Клапана «падают» в цилиндры и ломают поршни в верхней мертвой точке. Порой после этой поломки двигатель невозможно восстановить или ремонт предполагает настолько большие затраты, что от него попросту отказываются в пользу контрактного мотора. Как часто или через сколько км нужно менять ремень ГРМ, а также как оценить его безопасный ресурс, разбираемся вместе со специалистами сервиса «Авто-Мастер».
Содержание:
Какие двигатели Lada Kalina гнут клапана
На данный момент на Ладу Калину устанавливается три типа силовых агрегатов. Речь идет о первом поколении автомобиля. Замена ремня ГРМ, согласно рекомендациям завода-изготовителя, производится через 40 или 50 тысяч километров. Однако, в силу особенности конструкции некоторых двигателей, целесообразно проводить эту процедуру немного раньше. Итак, смотрим на двигатели, их преимущества и недостатки.
1,6 литра, 8 клапанов
Мотор зарекомендовал себя еще с восьмерки, как надежный и очень выносливый. Именно этот двигатель Лады Калины не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ.
Другие двигатели Lada Kalina
Конечно, можно было бы более подробно рассмотреть отдельно каждый силовой агрегат, но в этом нет необходимости, потому что именно остальные два двигателя гнут клапана.
Факторы, влияющие на ресурс ремня ГРМ
Периодичность замены ремня ГРМ и роликов-натяжителей всегда указывается в технической документации автомобиля. Эту информацию должен знать каждый автовладелец и самостоятельно следить за сроками. Но, как и для любого другого узла, этот показатель весьма условный и зависит от множества факторов. Разберем их.
Качество изготовления. В настоящее время ремни ГРМ выпускаются несколькими десятками компаний. Производители стараются охватить как можно больший сегмент рынка. Поэтому на один и тот же автомобиль можно найти ремни от нескольких производителей, которые будут мало чем отличаться визуально. К сожалению, перед покупкой можно лишь провести осмотр на аккуратность исполнения (ровные и хорошо отштампованные зубья без огрехов литья, отсутствие торчащих нитей корда, одинаковая ширина по всей длине ремня).
Обычно работает такое правило: чем ремень дороже, тем потенциально он более качественный, прочный и долговечный.
Обводка через стороннее оборудование. На то, как часто нужно менять ремень ГРМ , во много влияет именно это фактор. Если ремень ГРМ одновременно приводит в движение шкивы помпы, масляного насоса, привода трамблера, компрессора кондиционера — его ресурс, несмотря даже на высокое качество изготовления, будет невелик.
Чем больше единиц оборудования приводит в движение ремень ГРМ, тем больше идет на него нагрузка.
Поэтому на автомобилях, где дополнительное оборудование имеет отдельный привод, ресурс ремня ГРМ значительно выше. Например, на автомобилях ВАЗ (до моделей Vesta и X-Ray) ресурс ремня в среднем составляет 50–70 тысяч. Причина — большая нагрузка, создаваемая дополнительным оборудованием. В то же время на многих иномарках привод ГРМ, который работает только на распредвалы, способен исправно выполнять свои функции на 120–150 тысячах км пробега.
- Характер эксплуатации авто. Спокойная, размеренная езда благоприятно сказывается на ресурсе ремня. Резкие раскрутки мотора до отсечки ускорят растяжение корда и износ поверхности зубьев.
- Защищенность привода ГРМ от проникновения внешних и внутренних загрязнителей. Пыль извне и масло, подтекающее через сальники валов, способны значительно сократить ресурс ремня.
- Состояние зубчатых шестерен. Хороший специалист перед заменой привода ГРМ всегда осмотрит зубья на шестернях коленчатого и распределительного валов. Потому как выработка рабочей поверхности и даже единичные незначительные повреждения зубьев способны за короткий срок разрушить структуру ремня. Кстати, на нашем сайте вы также можете узнать о том, как по нескольким признакам подобрать хороший автосервис с добросовестным отношением к работе.
Не затягивайте с заменой ремня ГРМ! Записывайтесь к нам прямо сейчас по телефону или с помощью формы ниже. Мы находимся по адресу: г. Саранск, ул. Строительная, 1, ворота № 5.
Замена привода ГРМ на автомобилях Лада Приора, Калина и Гранта (16-ти клапанов)
≡ 6 Ноябрь 2015 · Рубрика: Ремонт
Процедура замены несколько отличается в зависимости от типа двигателя.
Двигатель 21126 (1,6 л, 98 л.с.)
По правилам эксплуатации для двигателя 21126 (Лада Приора и Лада Гранта) ремень меняется каждые 180 тысяч километров пробега. И бывали случаи, когда ремень действительно ходил такой срок. Однако на этих автомобилях попадается достаточное количества брака. Ремень выходит из строя в основном из-за самонатяжного ролика, который разваливается. Поэтому рекомендуем поменять ремень через 60 тысяч пробега вместе с натяжным и обводным роликом.
После 30 тысяч пробега на каждом ТО (через 15 тысяч километров) производится проверка состояния натяжного ролика на правильную работу и отсутствие «воющих» звуков, а также внешний осмотр ремня.
Заблаговременная замена ремня рекомендуется потому, что при обрыве ремня ГРМ повреждаются клапана. Устанавливать следует только родной 126 ремень (отличается от остальных).
Двигатель 11194 (1,4 л, 89 л.с.)
На силовом агрегате Лада Калина привод ГРМ полностью идентичен с приводом двигателя 21126 со всеми вытекающими достоинствами и недостатками. При обрыве ремня клапана повреждаются.
Двигатель 21124 (1,6 л, 89 л.с.)
На двигателе 21124 ремень нормативно меняется каждые 60 тысяч километров пробега. На данном двигателе при обрыве ремня клапана не повреждаются, поэтому менять ремень раньше времени нет необходимости. Рекомендуется возить запасной ремень ГРМ в багажнике. Ролик натягиваем по старинке, специальным ключом (не самонатягивающийся). Ролик необходимо менять каждые 90 тысяч километров либо при появлении посторонних звуков.
Двигатель 2112 (1,5 л, 92 л.с.)
Это двигатель устанавливался на автомобили ВАЗ серии 2110.
Согласно техническому паспорту, замену ремня нужно производить через каждые 60 тысяч км пробега, однако при обрыве ремня происходит повреждение клапанов двигателя. Поэтому замену рекомендуется проводить после 30 тысяч км пробега. Оценить на внешний вид, пройдет ли еще ремень 15 тысяч километров или нет, довольно трудно – кроме случаев явных повреждений, когда ясно, что ремень может оборваться в любой момент. Ролики натяжения стоит менять при наличии осевого люфта или наличии посторонних звуков, а также после прохождения 90 тысяч километров.
Аналогично, на 8-клапанных двигателях при обрыве ремня ГРМ на двигателе 21116
клапана повреждаются, а на
двигателе 21114
— нет.
Разница между этими двигателями в облегченной поршневой на моделях с индексом 6 в конце (выпускает их фирма Federal Mogul). Из-за применения облегченной поршневой этого двигатели стали мощнее и экономичнее, но за это приходится платить дорогим ремонтом. Инженеры АвтоВАЗа хотели это решить установкой ремня ГРМ фирмы Bosch c ресурсом 200 тысяч километров. В нем применен измененный профиль зуба (требуются другие шкивы распредвала и коленвала). Но с эти ремнем необходимо использовать автонаятжной ролик (практически на всех иномарках такой стоит), который – в отличие от немецкого ремня – китайский и часто выходит их строя уже после 45-60 тысяч километров пробега.
Отличия в замене привода ГРМ среди всех этих двигателей только в установке самонатягивающегося ролика. Все остальные действия идентичны. В мануале это будет указано. Технология проверки ролика подробно описана в статье проверка автонатяжителя ремня ГРМ на автомобилях Лада Приора и Лада Калина.
Для замены нам потребуется — из основного инструмента:
- Головка «на 17»
- Ключ «на 15»
- Ключ «на 13»
- Ключ «на 10»
- Ключ «на 8»
- Шестигранный ключ «на 5»
- Для 21126 и 11194 – специальный ключ для натяжки ролика или клещи для съема стопорных колец
- Для 2112 и 21124 – специальный ключ на натяжки ролика ГРМ
Из дополнительного инструмента:
- Металлическая щетка
- Домкрат, подставка под автомобиль и баллонник для поднятия автомобиля (по технологии замены полагается снимать колесо и поднимать авто, но при наличии определенной сноровки удается заменить и без поднятия машины)
Снимаем ремень генератора и шкив привода. Подробно описано в статье замена шкива привода генератора на переднеприводных автомобилях ВАЗ и Лада.
1. Снимаем пластиковые кожухи ремня ГРМ (верхний и нижний). Верхний прикручен на 5 винтов, нижний на 2 винта под шестигранник «на 5» (для наглядности на фото кожух снят):
2. Выставляем первый цилиндр в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого совмещаем метки на шкивах распределительных валов с прорезями на кожухе:
3. Проверяем совпадение метки на шкиве коленвала с меткой на масляном насосе. Метка на шкиве находится на зубе рядом со шпонкой (маленькая точка). Метку на насосе хорошо видно сверху (небольшая прорезь):
4. Откручиваем натяжной ролик «на 17». Самонатяжной ролик крепится болтом «на 15». Слева на фото натяжной, справа обводной:
5. Стаскиваем ремень. Удобнее его поддевать плоской отверткой. Можно снимать ремень вместе с роликами.
6. Проверяем состояние зубчатых венцов всех шкивов. При необходимости меняем.
7. Желательно открутить ролики и проверить подшипники на посторонний звук, заедание и осевой люфт. При обнаружении несоответствия меняем на новые и устанавливаем на место. Натяжной ролик не затягиваем.
8. Проверяем состояние помпы на отсутствие люфтов и свободное вращение, покачивая ее за шкив. Она должна проворачиваться без заеданий.
9. Проверяем совпадение всех меток. Убеждаемся, что они не сместились во время съема ремня.
10. Надеваем новый ремень. При установке лучше сначала надеть на 1/3 ширины шкивов, проверить метки и после уже затолкать ремень пальцами полностью.
11. Натягиваем ремень роликом. Для двигателей со старой системой пользуемся специальным ключом. Отсутствие ключа можно заменить подходящими по диаметру сверлами и отверткой (ключ стоит около 100 рублей.) Натягивать нужно против часовой стрелки (аналогично как на 8-ми клапанном двигателе).
12. Натяжку проверяем давлением пальца на ремень между шкивами распредвалов (показано стрелкой). При усилии 10 кг ремень должен прогнуться около 5 мм.
13. Пружинный ролик натягивается несколько иначе (для наглядности на фото представлен снятый ролик). Вставляем клещи для съема стопорных колец в пазы (показано нижними стрелками) и проворачиваем против часовой стрелки до совмещения паза с выступом (показано верхними стрелками). После затягиваем ролик болтом «на 15»:
14. Еще раз проверяем, не сместились ли метки на шкивах.
15. Вкручиваем болт в коленвал. Лучше перед этим установить шкив провода генератора. Проворачиваем за него коленчатый вал минимум на два оборота. Убеждаемся в отсутствии соприкосновения поршней с клапанами.
16. Снова проверяем метки. Для пружинного ролика нелишним будет проверить его работоспособность методикой, изложенной в статье проверка автонатяжителя ремня ГРМ на автомобилях Лада Приора и Лада Калина.
17. После проверки собираем в обратной последовательности. Не устанавливаем только верхний пластиковый кожух ремня ГРМ (который крепится 5 винтами под шестигранник «на 5»). Это необходимо для визуальной оценки работы. После сборки заводим автомобиль и наблюдаем за ремнем. С простым роликом ремень не должен сильно вибрировать при перегазовках. С пружинным роликом методика проверки указана выше. После 5 минут работы «глушим» автомобиль и проверяем натяжку. Если все в порядке, то устанавливаем кожух. Если натяжка ослабла, то нужно еще подтянуть натяжной ролик и проверить работу еще раз.
Пожалуйста поставьте оценку статье
(21 голос, средняя оценка: 4,52 out of 5)
К записи «Замена привода ГРМ на автомобилях Лада Приора, Калина и Гранта (16-ти клапанов)» оставлено 3 коммент.
- Александр:
15.06.2014 в 17:20
Единственный нормальный мануал о замене ГРМ)
Ответить
- Шаяхмет Бурканулы:
16.11.2014 в 17:20
У меня Лада Калина 11174, 16 клапанов. Не могу установить ГРМ по метке, особенно нижний шкив коленвала. Там нет метки и данных об этом. Прошу оказать помощь и дать ответ на этот мой вопрос.
Ответить
- евга:
17.07.2016 в 16:19
Весьма толково и понятно
Ответить
Оставить свой комментарий
Нажмите, чтобы отменить ответ.
Как часто менять ремень ГРМ
Водителям со спокойной манерой езды и при отсутствии факторов, усложняющих работу привода газораспределительного механизма, можно менять ремень ГРМ по расписанию. То есть если в инструкции по эксплуатации указано, что новые ролики и ремень нужно установить через 60 тысяч км пробега — так и делаем. Автопроизводитель при оценке безопасного ресурса привода ГРМ ссылается на усредненные нагрузки и дополнительно дает небольшой запас на периодическое воздействие неблагоприятных факторов.
Однако есть ряд обстоятельств, оказывающих большое влияние на то, как часто нужно менять ремень ГРМ.
- Езда исключительно в городском режиме, особенно при частых стояниях в пробках. Здесь не будет ошибкой поменять ремень ГРМ на 20–30% по пробегу раньше, чем это рекомендует автопроизводитель. В легковых автомобилях в подавляющем большинстве случаев отсутствует счетчик моточасов. А пробег — весьма условный показатель. При езде по трассе двигатель по времени может наработать в 3–5 раз меньше, чем при городской эксплуатации.
- Замасливание полости под привод ГРМ. В этом случае меняем ремень вместе с сальниками валов сразу после обнаружения проблемы. Если цепь нуждается в смазке, то для ремня масло губительно. Несмотря на то, что большинство производителей сегодня делает ремни из устойчивых к нефтепродуктам материалов, риск внезапного обрыва при попадании масла увеличивается.
- Замена какого-либо узла, подразумевающего демонтаж привода ГРМ. Опытные автомобилисты в этом случае меняют сразу и ремень, так как его стоимость обычно невелика, и затраты на работу порой превышают цену ролика и ремня вместе взятых.
- Заметные повреждения ремня: трещины, расслоения резины в продольной и поперечной плоскости, появление нитей корда, повреждение зубьев. Заметили что-то подобное? Сразу нужно менять ремень ГРМ.
- Перескакивание ремня на шестернях со смещением фаз газораспределения. Независимо от состояния ремня и его «возраста» — меняем на новый. Проскакивание на зубьях шестерен сопряжено с большими нагрузками на корд. И внешне целый ремень может иметь фатальное повреждение армирующего каркаса.
Натяжка ремня ГРМ на Калине
На данной Ладе устанавливается два типа двигателей. На 16-клапанном ДВС используется автоматический натяжитель ремня ГРМ, а на моторе с 8 клапанами устанавливается ролик-натяжитель. В случае с роликом следует каждые 10-15 тысяч километров проверять натяжение и после 75 000 километров производить замену.
На 16-клапанном двигателе самостоятельно проводить натяжку не нужно, для этого есть автоматический механизм. Ремень в таких моторах служит дольше. Но, с другой стороны, не исключен выход из строя натяжителя или попадание масла из-за неисправного сальника коленчатого вала на зубья. Обрыв или износ его зубьев приведет к нарушению работы механизма газораспределения и последующему ремонту ДВС. Поэтому полагаться только на автоматический механизм не стоит и периодически на ТО проверять состояние износа детали.
Чтобы провести процедуру натяжения ремня ГРМ на приводе с роликом-натяжителем, потребуется специальный ключ. Алгоритм действий следующий.
- Ключом на 10 открутить болты крепления крышки привода, приподнять ее вверх и демонтировать.
- Вращать за гайку крепления шкива распредвала механизм привода ГРМ, тем самым оценивая степень износа ремня. На поверхности ремня не должно быть масляных подтёков, трещин, расслоений, зубья не должны быть изношены.
- На среднем уровне (между шкивом распредвала и коленвала) следует развернуть вправо и влево ремень на 90 градусов, при этом не прилагая значительных усилий. Если усилия не хватает для разворота ремня на 90 градусов, значит, он перетянут и его нужно ослабить. Соответственно, если ремень разворачивается на больший угол, следует подтянуть.
Чтобы отрегулировать натяжение, потребуется остудить двигатель и накидным ключом на 17 ослабить крепёж ролика-натяжителя. Далее понадобится специальный ключ, которым нужно повернуть ролик вправо или влево (для натяжки или ослабления), после чего, удерживая ключ в нужном положении, произведите затяжку крепёжной гайки ролика. После этого снова оценивается уровень натяжки. При необходимости процедура повторяется. Если ремень натянут как нужно, можно надевать защитную крышку и закрепить ее тремя болтами крепежей.
Для двигателя на 16 клапанов, оборудованного автоматическим механизмом натяжения, подобная процедура не предусмотрена.
Что такое ГРМ ремень
Разумеется, подавляющая часть автомобилистов в курсе, что есть ремень ГРМ в машине, для чего он нужен и как звучит расшифровка аббревиатуры. Если вы ещё не осведомлены в этом вопросе, это упущение нужно немедленно исправить, залатав брешь в базе знаний любого водителя. Знать, что такое ремень ГРМ в автомобиле и сроки его замены – обязанность каждого владельца ТС.
ГРМ – это газораспределительный механизм, являющийся устройством ДВС, чьё предназначение в управлении подачей воздушно-топливной смеси, причём процедура дозирования выполняется в определённые промежутки времени.
Ремень же, изготовленный из качественной армированной резины, является частью газораспределительной конструкции. Ему отведена важная роль по обеспечению синхронной работы коленчатого и распределительного валов. Так, ремень ГРМ, обуславливает движение компонентов механизма и является непосредственным участником в процедуре подачи топлива и выхода продуктов сгорания.
Слаженным функционированием деталей механизма обусловлена и оптимальная работа силового агрегата автомобиля. Состояние приспособления оказывает влияние на исправность всего механизма, и его замена строго регламентирована автопроизводителем, описание прилагается в инструкции по эксплуатации транспортного средства.
Если в период гарантийного обслуживания авто можно не переживать о качестве ремня ГРМ, тем более что производитель ставит оригинальную деталь, то в дальнейшем при её покупке на замену надо быть особенно внимательным и не стараться сэкономить, приобретая низкокачественное изделие, ведь от этого зависит функционирование двигателя.
На ремне ГРМ имеются обозначения, рассмотрим примеры перевода расшифровки:
К замене ремня газораспределения необходимо подходить со всей ответственностью, поскольку, игнорируя необходимость процедуры, можно навлечь на свой автомобиль ряд проблем и о качестве приобретения нужно позаботиться в первую очередь. Очень важно, чтобы ремень был оригинальным, поэтому особое внимание нужно уделить производителю.
На некоторых японских моделях машин систему ГРМ приводит в движение цепь. Если так, то волноваться о том, что может быть пропущен срок замены незачем, цепь меняется спустя 200 000-250 000 км пробега. Ну а привычный ремень ГРМ чаще всего заменяется при каждом плановом техобслуживании.
Через сколько тысяч километров нужно менять
Предсказать точно продолжительность жизни ремня ГРМ невозможно, особенно если он уже менялся, и была установлена неоригинальная деталь механизма. Ставить неоригинальную деталь вообще довольно рискованное занятие, которое может привести к неприятным последствиям для механизма и двигателя в целом.
Выясняя периодичность замены, следует также брать во внимание условия эксплуатации автомобиля. На срок службы ремня ГРМ влияет ряд факторов. Кроме того, что деталь постоянно подвергается динамическим нагрузкам, неблагоприятное воздействие оказывают перепады температур в подкапотном пространстве, контакт со случайными предметами, попадание жидкостей, загрязнений и пр. Ускорить износ способны также повреждения и некорректная работа иных элементов газораспределительного механизма.
Когда менять ремень ГРМ можно узнать из технической документации к транспортному средству, поскольку для конкретной марки машины периодичность замены может отличаться в силу конструктивных особенностей, а также материала самого изделия. В среднем нужно менять ремень ГРМ спустя 50 000 километров пробега авто и какой бы пробег не был указан производителем, необходимо учитывать, что имеются в виду идеальные условия эксплуатации. Так что если в документации заявлена цифра в 120 000 км, то её можно смело снизить на 30-40 000 км.
Для нового автомобиля отечественного производство обычно деталь подлежит замене через 60 000 км пробега, для импортного авто через 70-80 000 км. Если на машине ремень ГРМ уже менялся, сроки сокращаются до 50 000 и 60-70 000 км соответственно.
Как самостоятельно определить, что ремень пора менять
Как было сказано выше, износиться деталь может гораздо раньше срока. Особенно следует быть внимательным при покупке авто с пробегом. Определить износ ремня автомобилист способен и самостоятельно, при этом зависимо от конструкции осмотр может быть невозможен без применения специальных инструментов. С учётом того, что деталь изнашивается всегда в разной степени, пренебрегать оценкой его состояния, даже если время предполагаемой замены ещё не наступило, не стоит.
Ряд свидетельств износа, предвещающих замену:
- трещины или прочие дефекты на внутренней и внешней стороне изделия;
- продольные срезы по длине детали;
- изношенные зубья;
- сильное загрязнение расходника;
- утечка масла, попадание на изделие;
- обрыв ремня – критический случай.
К вопросу, как проверить ремень ГРМ следует подходить исходя из особенностей механизма. Вышеперечисленные признаки износа можно заметить визуально, но чаще всего для этого нужно демонтировать защитный кожух детали. Некоторые марки авто подразумевают для этого «вывешивание» двигателя. Диагностику следует проводить однозначно, если замечены признаки, намекающие на износ, это такие перебои в работе сердца автомобиля:
- детонация силового агрегата;
- пропуски воспламенения в цилиндрах;
- неровный холостой ход.
Исследование посредством компьютерной диагностики способно точно выявить эти признаки. Максимально результативна проверка угла зажигания на заведённом моторе (в норме отклонения до пяти градусов), на холостом же ходу существенно меняться он не должен.
Выполнение замены ремня ГРМ требует определённых навыков и соответствующего инструментария. Часто при монтаже требуется отрегулировать угол опережения зажигания. Многие системы управления блокируют пуск мотора при неправильном угле с целью предотвращения разрушения механизма.
Когда нужно менять ремни ГРМ и насосы охлаждающей жидкости на моделях АвтоВАЗа
Многим владельцам отечественных моделей LADA известно, что Granta, Kalina, Priora, Vesta и XRay причислены к категории «втыковых», то есть когда рвется ремень ГРМ, поршни встречаются с клапанами и тогда мотору предстоит дорогостоящий ремонт.
Для того чтобы этого не случилось нужно вовремя менять помпу, натяжные ролики и сам ремень.
О чем молчит изготовитель
Рядовой автовладелец располагает информацией по обслуживанию своей вазовской модели только из заводской инструкции. К примеру, в книжке к LADA Kalina указан ресурс ремня, но упоминаний о его плановой замене нет. В эксплуатационной книге LADA Granta производитель указывает пробег ремня ГРМ для 8-клапанного мотора, тогда как о 16-клапанной версии вообще сведений нет.
В некоторых сервисных книгах LADA Priоra ремень ГРМ вообще не упоминается.
Автовладельцам Vesta и XRay «повезло» — в сервисной книге указаны сроки регулировки зазоров в ГРМ.
Плановая замена ремня ГРМ и роликов указана только в инструкции к 8-клапанному мотору модели Vesta и ВАЗ-11189, при этом дважды рекомендуют заменить один и тот же ремень, тогда как о помпе вообще ни слова.
Водяной насос
Пренебрежение к замене и обслуживанию водяного насоса может привести силовой агрегат в нерабочее состояние. Напомним, что помпа относится к охладительной системе, но в движение приводится ремнем ГРМ. При заклинивании помпы, из-за выработки подшипника, в ремне срезает зубья и мотор разрушается. Все эти подробности знакомы мастерам, тогда как производитель даже и не подумал упомянуть о необходимости следить за состоянием водяного насоса.
Когда менять ремень и помпу
Нужно отметить, что новые автовазовские двигатели получили качественные зубчатые ремни и если на них не попадает масло, то указанные 180 тысяч километров он отбегает.
Наряду с этим владельцы любой иномарки с существенным пробегом знают, что плановая замена ремня влечет за собой комплексную замену, в которую входят ремень, ролик и помпа — это и дешевле и правильнее.