Карбюратор ВАЗ 2109: устройство, настройка, регулировка


Автомобили моделей 2108-09 – воистину легендарные разработки Волжского автомобильного завода, именно с них началось производство переднеприводных легковых машин в СССР. Также для этих авто был создан и запущен в серию карбюратор ВАЗ-2109 типа Solex, обеспечивающий экономичный расход топлива и отличные динамические характеристики.

Карбюраторный узел (КУ) достаточно прост в настройке, имеет в целом несложную конструкцию относительно других подобных устройств, но у него есть свои особенности и характерные «болезни». Здесь мы рассмотрим устройство карбюратора, его демонтаж и монтаж, специфику регулировки, настройку уровня бензина, отладку пускового механизма.

Устройство карбюратора ВАЗ-2109

Первые переднеприводные авто ВАЗ были запущены в производство 1985 году, Тольяттинский завод начал производить трехдверные модели 2108, оснащенные 1,3-литровым бензиновым двигателем. Несколько позднее было налажено конвейерное производство 5-дверных «девяток», также появились новые двигатели 1,1 и 1,5 л (модификации 21081 и 21083).

Под каждой объем мотора АвтоВАЗом разработан свой карбюратор, но внешне КУ между собой фактически не различаются, разница заключается лишь в дозирующих элементах, расположенных внутри корпуса, и шильдиком с обозначением модели. В отличие от классических «Озонов» «Солексы» имеют корпус только лишь из двух частей, а не из трех – это основная секция с площадкой для установки на двигатель и верхняя крышка.

Устройство карбюратора ВАЗ-2109 имеет свои особенности, но в целом содержит те же самые детали, что и другой подобный узел для легковых отечественных автомобилей девяностых и начала двухтысячных годов. Этот КУ – эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открыванием камер, для более стабильной работы снабжен жидкостным подогревом (используется тосол или антифриз, залитый в охлаждающую систему).

Для полноценного функционирования на любых режимах и оптимального дозирования воздушно-топливной смеси здесь предусмотрены системы:

  • главная дозирующая, является основной, ее элементы есть в обеих камерах (жиклеры подачи воздуха и топлива, диффузоры, эмульсионные трубки);
  • холостого хода (ХХ), обеспечивает стабильность работы ДВС на малом ходу, экономичное потребление бензина;
  • переходная с первой камеры на вторую, служит для предотвращения рывков и провалов в момент открытия заслонки второй камеры;
  • насос-ускоритель, подает дополнительную порцию топлива в момент резкого ускорения автомобиля, за счет чего обороты набираются плавно, без рывков;
  • экономайзер, обогащает топливную смесь при больших оборотах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и повышенных нагрузках;
  • пусковое устройство, позволяет без проблем запускаться мотору в любую холодную погоду:
  • поплавковая камера, поддерживает необходимый уровень бензина вне зависимости от нагрузки и скорости.

При износе деталей карбюраторного узла, их засорении или выходе из строя появляются различные неисправности, такие как потеря мощности, неровная работа двигателя, увеличенный расход топлива, остановка мотора при сбросе газа и прочее. Самостоятельно разобраться со всеми тонкостями ремонта может только специалист, но многие водители в состоянии произвести чистку, регулировку и настройку карбюратора своими руками.

Снятие и установка карбюратора

Монтаж и демонтаж производится в случае ремонта этого узла, его полной замены, а также для основательной промывки и чистки. Засориться КУ может, если автомобиль эксплуатируется по пыльным дорогам, а также в результате несвоевременной замены элемента воздушного фильтра.

Снятие и установка карбюратора ВАЗ-2109 совершаются очень просто, даже при начальных навыках автослесаря проделать такую работу своими руками способен почти любой водитель (автовладелец). Выполняем операцию по демонтажу следующим образом:

  • выключаем зажигание, открываем капот, снимаем верхнюю крышку, фильтрующий элемент, затем отворачиваем четыре гайки, крепящие корпус воздушного фильтра (КВФ);

  • ослабив хомуты, отсоединяем топливные шланги, откручиваем два крепления троса подсоса, убираем тросик в сторону, разъединяем фишки проводов электромагнитного клапана и датчика закрытия дроссельной заслонки;

  • также отсоединяем тросик газа, предварительно удалив возвратную пружину, шланг опережения угла зажигания, откручиваем гайки крепления самого карбюратора (тоже 4 шт.);

  • чтобы не терять тосол и не отсоединять патрубки с охлаждающей жидкостью, проще открутить винтик крепления блока подогрева, но он находится сзади корпуса, не в самом доступном месте;
  • в таком случае приподнимаем вверх открученный карбюратор, сдвигаем его вперед, находим положение, в котором удобно было бы демонтировать этот крепеж;

  • теперь ничего не мешает снять узел целиком.

Если КУ основательно прикипел к шпилькам и не сдергивается, можно аккуратно подстучать его у основания небольшим молоточком, пошатать руками из стороны в сторону. Как правило, после нескольких попыток устройство поддается, после его съема можно приступать к дальнейшим запланированным операциям, монтаж узла производится в обратном порядке.

Как снять карбюраторный узел с ВАЗ 2108/2109

Демонтаж карбюратора необходим практически во всех случаях ремонтных работ. Снимать устройство рекомендуется на остывшем двигателе, так как все работы проводятся в непосредственной близости от впускного коллектора и его трубы, о которые можно легко обжечься.

Видео: демонтаж карбюратора на ВАЗ своими руками

Для облегчения работы лучше всего сразу открутить винты крепления короба с воздушным фильтром, так как он будет мешать демонтажу и препятствовать прямому доступу:

  1. После этого нужно будет отсоединить от корпуса карбюратора два привода (один идёт на воздушную заслонку, другой — на дроссельную). Помимо этого, сразу же рекомендуется отсоединить от привода пружинку возврата и её фиксатор.
  2. Далее от винта экономайзера принудительного холостого хода отключается провод.
  3. После ослабления хомутов надо будет снять патрубок подачи топлива и шланг, который работает «на обратку».
  4. Винт крепления блока подогрева выкручивается, блок снимается.
  5. Со штуцера в верхней части карбюратора отсоединяется вентиляционный шланг и шланг вакуума.
  6. После отключения всех магистралей допускается демонтаж самого карбюраторного узла. Для этого потребуется открутить четыре гайки, которые крепят карбюратор шпильками к впускному коллектору. Устройство вытаскивается вместе с прокладкой.

Образовавшееся отверстие рекомендуется на время работ закрыть заглушкой или чистой тканью, чтобы внутрь мотора не попала грязь и пыль.

Основные неисправности

Любые неисправности карбюратора 2109 отражаются на работоспособности двигателя: мотор может глохнуть при сбросе оборотов, работать с перебоями, не развивать мощность, сверх нормы расходовать бензин. Причин возникновения неполадок в этом узле достаточно много, но наиболее характерные из них, это:

  • засорение жиклеров ГДС и холостого хода, как воздушных и топливных, так и в электромагнитном клапане (ЭМГ);
  • разрыв (дефект) диафрагмы насоса-ускорителя;
  • отказ самого ЭМГ;
  • неплотное прилегание к седлу иглы запорного механизма;
  • подсос воздуха через стык корпуса и крышки;
  • негерметичность поплавка в поплавковой камере;
  • забивание грязью (сором) распылителя ускорительного насоса;
  • разрегулировка винтов ХХ.

Разумеется, различного рода сбои могут возникать не только из-за карбюратора, нередко неисправен и сам двигатель, также бывает неправильно выставлено зажигание, особенно, если установка проводилась неопытным мастером без стробоскопа. Проблемы с холостыми оборотами могут возникать по причине отсутствия питания на электроклапане, поэтому, прежде чем разбирать КУ, сначала стоит проверить наличие напряжения на этом проводке.

Конструкция «Солекса»

Карбюраторный механизм всех модификаций на ВАЗ 2108/2109 является эмульсионным и состоит из двух камер внутреннего сгорания. В верхней части карбюратора располагается крышка, которая препятствует попаданию грязи в полость устройства, и штуцеры — к ним подводятся топливные магистрали. Средняя часть — это сам корпус, в который вмонтированы диффузоры и камеры. Внизу карбюратора находятся поплавковая камера и дроссельные заслонки.

Ключевыми элементами системы считаются:

  • насос-ускоритель;
  • поплавок;
  • тяга дросселя;
  • экономайзер принудительного холостого хода;
  • главная дозирующая система;
  • пусковой механизм;
  • эконостат;
  • система холостого хода автомобиля.

Принцип работы карбюратора «Солекс» сводится к тому, что через впускной клапан в штуцере подаётся бензин. Топливо направляется сразу же в поплавковую камеру. Уровень топлива в полости всегда должен находиться на определённой отметке, чтобы избежать провалов и рывков в работе мотора. Контроль уровня осуществляется посредством движений игольчатого клапанного механизма.

После камеры бензин направляется в эмульсионные колодцы, куда подаётся в строго ограниченном количестве через топливные жиклёры. Именно в колодцах потоки воздуха разбивают крупные капли бензина, образуя с ним единую топливовоздушную смесь.

Если вас интересует ремонт бензонасоса в автомобилях ВАЗ 2108/2109, рекомендуется детально изучить следующий материал: https://vazweb.ru/desyatka/pitanie/remont-benzonasosa-vaz-2109-karbyurator.html

Смесь подаётся в диффузоры, а через них — в устройство силового агрегата. Таким образом, главная задача карбюратора — сформировать топливовоздушную смесь в нужной консистенции и направить её в мотор.


Взаимодействие множества элементов обеспечивает бесперебойную работу мотора

Настройка уровня топлива в поплавковой камере

Поддержание нормального уровня бензина в поплавковой камере – важное условие, если оно не соблюдается, происходят нарушения в работе автомобиля:

  • если уровень ниже нормы, двигателю не хватает оборотов, снижается мощность, возрастает расход бензина;
  • если выше положенного, потребление горючего также повышается, к тому же еще больше.

Настройка уровня топлива для ВАЗ-2108-09-099 производится достаточно просто, и снимать карбюратор в этом случае вовсе не обязательно. Порядок регулировки положения поплавков следующий:

  • снимаем КВФ в сборе с фильтрующим элементом;
  • отсоединяем трос подсоса, топливные шланги, провод питания ЭМГ;
  • откручиваем пять винтов крепления карбюраторной крышки;
  • переворачиваем крышку, берем сверло толщиной от 1 до 2 мм и делаем замер между прокладкой и нижней поверхностью поплавков – это расстояние должно быть именно в таких пределах, причем, одинаковое.

Также можно произвести и замер уровня топлива, но перед проведением такой процедуры необходимо, чтобы двигатель проработал несколько минут на холостых оборотах. Замеряется расстояние от верхней кромки корпуса до поверхности бензина, по заводским условиям оно должно равняться 25-26 мм. Другой способ – замер штангенциркулем расстояния от прокладки до верхней кромки поплавков, оно составляет 34 мм (при перевернутой крышке).

Еще один метод измерения – с помощью специально изготовленного шаблона.

Важные условия при настройке уровня:

  • поплавки должны располагаться обязательно параллельно относительно друг друга, вдоль крышки;
  • устанавливаются они строго вертикально, без перекосов;
  • при поднятии поплавковой пары до упора вверх расстояние от их нижних углов до прокладки должно находиться в пределах 15 мм;

  • настройка крайних положений при регулировке выполняется с помощью подгибания язычков с двух сторон;

Если внутри камеры поплавки будут установлены с перекосом или не строго вертикально, возможно их перетирание о стенки корпуса, перелив бензина в результате залипания.

Регулировка поплавка карбюратора «девятки»

Настройка поплавков в камерах Солекса – процедура несложная, не требующая использования специализированного инструмента и особенных навыков.

Впрочем, в заводских условиях эта процедура частично автоматизирована и выполняется с применением специального шаблона, существенно упрощающего выполнение регулировки. Но при самостоятельном выполнении работ шаблон не нужен, а из инструментов и приспособлений нам потребуется:

  • две отвёртки, с плоским и крестообразным наконечником;
  • штангенциркуль или линейку (металлическую, деревянную или пластиковую лучше не использовать);

  • кусок проволоки диаметром не более 2 мм (можно использовать тонкое сверло или аналогичный пруток круглого сечения).

Этого набора достаточно для выполнения всего комплекса регулировочных процедур.

Классический метод

В соответствии с рекомендованным способом настройка уровня горючего карбюратора Солекс производится поэтапно в следующей последовательности:

  • заводим мотор и даём ему поработать пару минут, чтобы наполнить камеры карбюратора бензином;
  • конструктивно доступ к карбюратору перекрывает воздушный фильтр, поэтому его необходимо демонтировать вместе с корпусом. Это делается просто: откручиваем верхнюю гайку, для снятия крышки отстёгиваем боковые фиксаторы, извлекаем сам фильтр, а затем демонтируем корпус воздухофильтра, открутив 4 крепёжных гайки;
  • после поднятия корпуса необходимо отсоединить от него резиновые патрубки;
  • теперь ту же операцию проделываем с топливными патрубками, присоединёнными к карбюратору, при их снятии существует риск пролива бензина, оставшегося в системе, это обстоятельство нужно учесть;
  • теперь необходимо отсоединить провод, идущий к электромагнитному клапану системы ХХ;
  • пришёл черёд отсоединить привод воздушной заслонки (тросик, идущий от рукоятки подсоса);
  • можно приступать к снятию крышки Солекса, которая фиксируется пятью винтами;

  • после того, как крышка карбюратора отложена в сторону, можно сразу же измерить текущий уровень горючего в ПК, используя глубиномер штангенциркуля или просто опустив линейку вниз до упора. В норме это расстояние должно быть в пределах 2,5-2,6 см, если это так, последующая регулировка уровня горючего карбюратора Солекс не требуется;
  • если же уровень бензина меньше или больше, нужно осмотреть механизм крепления поплавков, и если всё в норме, отрегулировать их;
  • для этого укладываем снятую ранее крышку на горизонтальную поверхность, поплавки при этом окажутся наверху;
  • внимательно осматриваем взаимное расположение элементов. Наружные боковины поплавков должны быть строго параллельны оттискам, выполненным на прокладке. Если имеются искривления, то это может стать причиной того, что поплавки соприкасаются с прилегающими поверхностями и деталями, что и приводит к изменению уровня топлива. Проблема решается подгибанием рычагов крепления так, чтобы после этого поплавки ходили свободно и ничего не касались;

  • если дело не в этом, измеряем расстояние между прокладкой и поплавками. Этот зазор должен быть равен двум миллиметрам, для чего нам и потребовалась проволока соответствующего диаметра. Если расстояние не соответствует нормативному, подгибаем язычок, посредством которого поплавок толкает клапан (иглу). После этого измеряем высоту поплавков (ориентир – 3,4 см). Если указанного расстояния добиться не удалось, повторяем процедуру с подгибанием язычка до тех пор, пока не добьёмся поставленной цели;
  • завершающий этап процедуры – измерение рабочего хорда поплавков. Принцип простой: устанавливаем штангенциркуль около поплавка, измеряем расстояние от поверхности солексовской крышки до нижней кромки поплавка, а затем руками приподнимаем поплавок до упора. Фиксируем, где теперь находится его нижний угол. В норме рабочий ход должен составлять 1,5 см, если он больше/меньше – снова обращаемся к процедуре подгибания язычка поплавка.

Альтернативный способ

Большинство водителей в курсе, как отрегулировать Солекс своими руками более простым способом, не прибегая к большому числу манипуляций.

Начальная процедура проверки идентична той, что мы уже описали: укладываем крышку Солекса на ровную поверхность и внимательно изучаем выштамповки, имеющиеся на боковых поверхностях. Если поплавки отрегулированы как следует, эти полоски будут строго параллельны крышке.

Если это так, идём дальше: вручную поднимаем поплавки до упора (без фанатизма) и внимательно изучаем их дно. Если всё хорошо, дно поплавков также должно находится параллельно поверхности крышки. Если это не так, без всяких линеек и измерений подгибаем язычок, повторяя первую или вторую процедуру до получения положительных результатов.

Останется только собрать карбюратор в обратном порядке (не забудьте смонтировать воздухофильтр).

Регулировка холостого хода

Наиболее распространенная проблема карбюратора «Солекс» – исчезновение нормального холостого хода, мотор начинает работать с перебоями на малых оборотах. Очень часто причиной подобной неисправности является либо засоренный жиклер ЭМГ, либо сам электромагнитный клапан. Проверить это очень легко – во время работы движка на ХХ отсоединяем проводок от ЭМГ, если характер работы ДВС совершенно не меняется, а при выкручивании клапана обороты заметно возрастают, значит, дефект присутствует.

Восстановить нормальную работу ХХ можно попробовать без снятия узла целиком, и производится такая процедура достаточно просто:

  • на заглушенном двигателе снимаем воздушный фильтр с корпусом:
  • отсоединяем провод ЭМГ, выкручиваем сам клапан;

  • запускаем мотор, заткнув пальцем руки «холостой» канал, «прогазовываем» несколько раз;

  • останавливаем двигатель, компрессором или ручным насосом не забываем продуть ЭМГ и его жиклер, разъединив между собой эти части;
  • устанавливаем на место детали, делаем контрольный запуск ДВС: если ХХ стабилизировался, а при снятии проводка обороты изменились, значит, причина была именно в засорении, и теперь холостой ход «пришел в норму».

Но прочистить таким образом канал удается не всегда, соринка может застрять в районе винта качества. Здесь уже нужно снимать и разбирать карбюратор, демонтировать винтик, что в целом не очень непросто, так как находится он глубоко в канале и удерживается там уплотнительным резиновым кольцом.

Корректировка угла зажигания

Вялый разгон машины и неустойчивость ХХ также часто связаны с неправильно выставленным зажиганием, в основном такую процедуру выполняют в автосервисах на специальной аппаратуре. Но при желании корректировку несложно произвести самостоятельно, к тому же и без стробоскопа, причем, достаточно точно:

  • на остановленном двигателе ослабляем три гайки крепления трамблера (третье крепление находится внизу, его сверху не видно);

  • заводим машину, поворачиваем прерыватель-распределитель по часовой стрелке (на «+»), и если стояло позднее зажигание, обороты ХХ будут заметно увеличиваться;

  • выбираем оптимальное положение трамблера (работа ДВС должна быть ровная, без сбоев), винтом количества уменьшаем число оборотов, глушим мотор, фиксируем прерыватель-распределитель пока одной гайкой, проверяем результаты корректировки зажигания на ходу.

Если при большой нагрузке и резком разгоне начинают заметно «стучать пальцы» (появляется детонация двигателя), следует трамблер немного подвинуть на «минус», затем еще раз проверить машину на ходу. Так можно достаточно точно выставить зажигание, и даже порой лучше, чем со стробоскопом.

Особенности и неисправности пускового устройства

С наступлением морозов многие владельцы «девяток» сталкиваются с проблемой плохого холодного запуска двигателя, и причиной неисправности часто является пусковое устройство (ПУ), которое предназначено для обогащения топливной смеси в определенной пропорции. При вытягивании троса подсоса воздушная заслонка (ВЗ) закрывается, но под действием разрежения она меняет свое положение, слегка приоткрываясь и в некоторой степени давая проходить воздуху в карбюратор. Еще положение ВЗ регулируется с помощью диафрагменного устройства, которое с заслонкой механически связано системой тяг.

Разумеется, холодный движок может не запускаться в мороз из-за слабого аккумулятора, плохого стартера, из-за самого двигателя, если он уже изношен, но также нередко виновником неполадки становится карбюраторный узел. Причины неисправности в этом случае:

  • неправильно отрегулирован винт открытия воздушной заслонки на диафрагменном устройстве;
  • порвана или потеряла эластичность сама диафрагма (также может быть подсос воздуха);
  • плохо закреплен или неправильно установлен трос подсоса;
  • отсутствует или растянута возвратная пружина;
  • неверно подобрана другая пружина, которая находится внутри диафрагменного механизма.

Чтобы движок беспроблемно запускался при низких температурах, важно отрегулировать пусковой зазор (угол наклона ВЗ при запуске). Регулировку выполняем так:

  • полностью вытягиваем трос подсоса;
  • с помощью отвертки, нажав на тягу, принудительно приоткрываем ВЗ;

  • ослабляем контргайку на диафрагменном механизме, с помощью регулировочного винта настраиваем заслонку так, чтобы она установилась в положении с заданным пусковым зазором (2,5-3 мм в зависимости от модификации КУ);

  • затягиваем контргайку, винтом приоткрытия дроссельной заслонки повышаем количество оборотов;

  • два раза качнув педалью газа, чтобы бензин попал в карбюратор, пробуем запустить двигатель;
  • после запуска с помощью винта приоткрытия обороты убавляем, доводим их до нужной нормы (для зимнего периода – примерно 2700-3000 об/мин);

  • если воздушная заслонка закрыта слишком плотно, а мотор при этом подергивается, путем регулировки на работающем движке еще раз корректируем тепловой зазор.

Добившись желаемого результата, затягиваем контргайку, делаем повторный холодный пуск, машина в этот раз заводиться должна практически сразу.

Способ демонтажа винта качества

У карбюраторов «Солекс» нередко засоряется канал ХХ в самом корпусе, и чтобы его хорошо продуть, необходимо вынуть винт качества. Но этот винтик, как уже говорилось выше, имеет очень плотную посадку, и достать его нелегко. Существует несколько методов демонтажа детали, мы рассмотрим лишь один вариант.

Берем кусок старой антенны от любого радиоприемника, подбираем наружный диаметр так, чтобы трубка входила в канал корпуса карбюратора, обычно наружная толщина «съемника» равна около 4 мм. Отрезаем небольшой кусок, делаем на одном ее конце распил (где-то 1 см глубиной), по другому винту качества (запасному, или специально можно купить в магазине), проверяем, как плотно трубка насаживается на головку винтика.

Теперь можно откручивать винт и с помощью самодельного съемника доставать его из корпуса КУ.

Статьи по теме:

  • Карбюратор ДААЗ 2107 1107010 устройство и регулировка На Димитровоградском автоагрегатном заводе карбюратор ДААЗ изготавливается в трёх модификациях: Озон, Ока, Солекс. В современных условиях мало кто выпускает автомобили с карбюраторным […]
  • Устройство и регулировка карбюратора ДААЗ 4178 1107010 на УАЗ Модифицированный карбюратор ДААЗ 4178 пришёл на смену устаревшему К-151В, который устанавливался на автомобилях УАЗ. Изделие изготавливается на Димитровградском автоагрегатном […]
  • Особенности регулировки и настройки карбюраторов ВАЗ-2106 Автомобили ВАЗ-классика с карбюраторными двигателями постепенно уходят из нашей жизни, так как больше не выпускаются промышленностью, но в эксплуатации подобных машин находится еще […]

Модели карбюраторов на ВАЗ 2108/2109

Карбюраторные механизмы серии «Солекс» выпускаются на Димитровградском автоагрегатном заводе. Конструкции предназначаются на комплектации переднеприводных автомобилей ВАЗ, в которых двигательный агрегат располагается поперечно кузову.

Стандартной моделью для оснащения ВАЗ 2108/2109 считается карбюратор ДААЗ 2108–1107–10. Он работает в паре с мотором, который имеет объём 1.3 литра. На моторы 1.5 литра устанавливаются карбюраторы 21083–1107010.


Карбюратор ДААЗ используется для оснащения всех автомобилей восьмой и девятой модели

Современное оснащение ВАЗ 2108/2109 обеспечивается карбюраторами более продвинутых моделей, так как в них предусмотрено пусковое устройство в автоматическом режиме:

  • модификация 21083–1107010–31 имеет одну ступень автоматического управления и пуск в заданном режиме;
  • модификация 21083–1107010–35 оснащена уже двумя ступенями управления заслонкой воздуха, что обеспечивает более стабильную работу силового агрегата;
  • модификация 21083–1107010–62 аналогична предыдущей версии карбюраторного механизма, но имеет дополнение в виде электросистемы смешения топливовоздушной смеси.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]