Газовое оборудование 3-го поколения на авто (устройство, настройка)


О ГБО → Третье поколение ГБО

Газобаллонный агрегат третьего поколения отличается от систем второго поколения наличием собственного блока управления, форсунок механического типа, а также отсутствием газового смесителя. Одновременный впрыск газо-воздушной смеси в коллектор производился рядом с впускными клапанами. Это позволило практически свести к нулю возможность образования хлопков.

  • Принцип работы
  • Отличие
  • Нормы экологии, вытеснение с рынка
  • Расхождение поколений ГБО по классификации
  • Инжекторные автомобили с ГБО третьего поколения
  • Карбюраторные авто с ГБО установкой третьего поколения

Принцип работы

В ГБО установках третьего поколения распределительный дозатор параллельно с электронным блоком контролируют подачу топлива в коллектор посредством форсунок. На блок поступают сигналы с TPS – датчика, фиксирующего положения дросселя, MAP – датчика, фиксирующего абсолютное давление, кислородного датчика, RPM – датчика, фиксирующего обороты двигателя. Конструкторы в данной системе вместо двухступенчатого редуктора установили одноступенчатый вариант. Регулировка подачи газовой смеси осуществлялась за счет сопротивления пружины, когда в коллекторе осуществлялось разрежение.

Все редукторы-испарители ГБО установок, начиная с третьего поколения, функционируют с избыточным, постоянным давлением. Дозатор подает газовую смесь отдельно на каждый цилиндр. Открытие механических форсунок происходит за счет формирования в трубопроводе избыточного давления. Блок электронный ГБО установки третьего поколения формирует свои топливные карты. Конструктивные особенности дозатора блока не позволяют корректировать достаточно оперативно концентрацию газо-воздушной смеси. Несмотря на это системы ГБО 3 активно используются производителями автомобилей. При правильной установке оборудования, выполнении периодического обслуживания, форсунки работали довольно продолжительный период времени.

Карбюраторный двигатель

Комплект ГБО 3 поколения для двигателя оснащенного карбюратором установить можно, но есть некоторые трудности. Например, нужно врезать лямбда зонд от инжекторной машины, для того чтобы контролировать качество приготовленной смеси по выхлопным газам двигателя внутреннего сгорания. Еще одна сложность — отследить полный «выпал» бензинового топлива из поплавковой камеры карбюратора, а потом перейти на электронное управление количественной подачей газового топлива.

В целом состав комплекта ГБО 3 принимает следующий вид:

  • газовый баллон;
  • заправочный клапан;
  • мультиклапан;
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • заправочная и расходная магистраль;
  • фильтр грубой очистки (зачастую встроен в редуктор-испаритель);
  • редуктор-испаритель (электронный);
  • кнопка переключения с индикацией работы «ГАЗ» или «Бензин»с проводкой;
  • дозатор оснащенный электронным шаговым двигателем.
  • смеситель (для смешивания пропан-бутановой смеси с воздухом);
  • бензинового электро клапана (который перекрывает подачу бензина в карбюратор при работе двигателя на газе).

Нормы экологии, вытеснение с рынка

На ГБО установках третьего поколения так и остался электронно-механический клапан. Это не предоставило возможность корректировать с необходимой скоростью топливо. Поэтому ГБО устройства третьего поколения максимально соответствовали Евро-2 стандартам. Когда были введены стандарты Евро-3, были разработаны новые OBD II, EOBD системы второго поколения бортового диагностирования. ГБО устройства третьего поколения стали менее востребованными. В результате их окончательно вытеснили с рынка ГБО установки четвертого поколения.

Преимущества и недостатки оборудования

К достоинствам можно отнести:

  • сравнительно не сложный монтаж и регулировка оборудования;
  • снижение расхода газового топлива;
  • отсутствие хлопков во впускном коллекторе;
  • понижение токсичности выхлопа;
  • минимизация потери мощности двигателя авто;
  • надёжность системы (при должном обслуживании и качестве газа).

Недостатки:

  • замедленная реакция распределителя топлива на изменения режимов работы мотора (низкая скорость корректировки топливной смеси);
  • дороговизна и отсутствие основных компонентов (редуктор стоит около 10 тыс. рублей, цена на шаговый моторчик 6 тыс. руб.);
  • применение на автомобилях не выше нормы Евро-2;
  • низкая ремонтопригодность.

Появление норм Евро-3 привело к сокращению использования ГБО третьего поколения. Система является переходной между 2 и более усовершенствованным 4 поколением.

Разница ГБО 3 и 4 поколения существенна. В четвёртом поколении газовая смесь находится в редукторе с постоянным давлением и впрыскивается при помощи электронных форсунок. Отсутствие распределителя, механических инжекторов, а также тонкая настройка блока управления, делает работу такого оборудования эффективнее.

Расхождение поколений ГБО по классификации

Из-за того, что установки ГБО третьего поколения продержались на российском рынке относительно недолго, не получив при этом дальнейшего распространения, ряд установщиков про него также забыли. В результате они просто повысили на одну ступень предшествующие системы, то есть первое поколение ГБО стало вторым, второе соответственно третьим. Чтобы не путаться в квалификации ГБО, лучше использовать названия «система лямбда-контроль», «карбюратор газовый». Уже с четвертого поколения расхождения в квалификации отсутствуют.

Отличия с предшественниками и причина ухода с рыночных полок

Усовершенствованная система ГБО 3 имеет возможность в отказе использования вычислительной мощности. Также это относится к топливной карте, а она в основном закладывается в штатных контроллёрах как бензиновое топливо. Установка этой карты позволяет работать по системе в параллельном режиме, поэтому напрашивается другая формулировка: создание индивидуальной карты топлива.

Также регулировка этой системы не позволяет правильно и в нужном диапазоне откорректировать подаваемую смесь, а происходит это из-за малого уровня скорости реакции. И это может быть ещё обусловлено специально внедрённым в систему шаговым дозатором, выступающим в роли распределителя.

Когда появились экологические требования класса Евро 3, а также возможность осуществления регулировки бортовой диагностики, по сравнению с предыдущим поколением на ГБО 3 спрос среди автолюбителей значительно упал. Также к этому можно отнести появление усовершенствованной системы ГБО, устанавливаемой в двигатель автомобиля и ценовая политика, которая значительно выросла.

Разработка 4 поколения и высокая стоимость отразились негативно на спросе системы, и 4-е поколение практически сместило с рынка продажи 3-го поколения.

К тому же стоит отметить, что использование 3 типа ГБО распространяется на карбюраторный вид автомобильных средств.

Инжекторные автомобили с ГБО третьего поколения

Инжектор — механическое приспособление, которое предоставляет возможность разбрызгивать топливную смесь в двигателя.

Газовый баллон чаще всего устанавливается с задней стороны транспортного средства, точнее в багажнике вместо запасного колеса. Заправочное приспособление монтируется в районе заднего крыла машины, бампера. На участке прохождения бензопровода прокладывают газовый трубопровод. Клапан газовый размещают под капотом транспортного средства слева. Смеситель располагают слева от мотора, что предоставляет возможность впоследствии его соединять с системой охлаждения без каких-либо препятствий. Блок управления, как правило, обустраивают в автомобильном салоне. Газовый распределитель устанавливают возле коллектора.

Чтобы закрепить форсунки, в коллекторе предварительно делают несколько отверстий. Затем уже подсоединяют эмулятор на форсунки инжектора. Лямбда-зонд, дроссельный датчик соединяют с блоком управления. Далее, после проделанных мероприятий по монтажу ГБО осуществляется настройка, регулировка, проверка работы системы, что необходимо для выявления возможных газовых утечек, мгновенной их ликвидации.

Настройка топливной системы

Правильная регулировка ГБО 3 поколения осуществляется настройкой давления газа в редукторе-испарителе, её можно сделать своими руками, при наличии определённых навыков и оборудования. Калибровка ЭБУ не требуется (контроллер не использует штатных топливных карт).

После проверки работоспособности штатной бензиновой системы и устранения утечек газа, для регулировки давления в ступенях редуктора, потребуется специальный дифференциальный манометр.

Схема подключения манометра

1-ая ступень:

Подключив манометр к отверстию на редукторе (вынуть заглушку) и шлангу от впускного коллектора, завести ДВС. После прогрева мотора на холостых оборотах, отрегулировать давление с помощью винта на задней крышке испарителя (1,4 атм.). Отсоединить прибор, вставить заглушку, проверить утечку.

2-ая ступень:

Соединить манометр с коллектором (как в первом варианте), а второй его шланг с распределителем (сняв крышку на дне). Затем провести регулировку винтом на передней крышке редуктора (0,95 атм). Отключить прибор и проверить работоспособность системы.

Карбюраторные авто с ГБО установкой третьего поколения

Для карбюраторных авто также применяют ГБО устройства третьего поколения благодаря наличию у них своего блока управления. В подобной ситуации нет необходимости в применении эмулятора форсунок, осуществляющего подачу топливной смеси и обеспечивающего работой бортовой компьютер транспортного средства. Это происходит при работе автомобильного двигателя на газовой смеси.

Из-за того, что возможность эксплуатации эмулятора форсунки отсутствует, возникает необходимость применения бензинового клапана, производящего блокировку подачи бензина. Еще есть один небольшой нюанс, не позволяющий карбюраторному двигателю нормально функционировать – обязательное применение лямбды-зонда, датчика фиксации положения дросселя. Этот недостаток подлежит обязательному устранению, что не так-то просто сделать.

На карбюраторных двигателях практикуется замена электронного блока, топливного распределителя на стандартный вакуумный редуктор-регулятор. В такой ситуации газобаллонная установка сразу же приравнивается к первому поколению.

Описание и комплектация

ГБО 3 рассчитано для перевод на газовое топливо как автомобилей оснащенных карбюратором так и инжекторных бензиновых двигателей.

Новинкой комплектующих ГБО 3 стали:

  • электронный дозатор с шаговым электродвигателем (в отличие от обычного дозатора с регулировочным болтом/болтами),


Электронный дозатор

  • и сам электронный блок управления этим дозатором.

Шестое поколение и его отличия от предыдущих

Пока что с покупкой ГБО 6 поколения возникают сложности, даже если Вы потребитель из Европы. Система разработана в одной из европейских стран. Непосредственная система впрыска топлива – главная отличительная особенность таких систем. Систему просто врезают в газовую подачу топлива, разграничений никаких практически нет.

При нажатии одной кнопки активируется подача газа, другая отвечает за включение бензина. Система газобаллонного оборудования значительно облегчается благодаря такому объединению деталей. Теперь газ получает все современные характеристики и преимущества, включая:

  • Лёгкое обслуживание.
  • Минимальное количество необходимого оборудования.
  • Улучшенная экология.
  • Расход.
  • Мощность на должном уровне.

Даже на территории Европы производство шестого поколения только начинается. В Россию поставки планируются в ближайшем будущем.

Настройка «отклика» на нажатие педали газа и количества подаваемого газа

После того, как обороты холостого хода были выставлены, необходимо добиться того, чтобы двигатель быстро реагировал и набирал обороты при нажатии на газ. Для этого необходимо постепенно откручивать регулировочный винт чувствительности до момента, пока обороты ХХ не начнут меняться. Как только было замечено изменение холостых оборотов, указанный винт нужно завернуть обратно на 2/3 от 1 полного оборота или на один оборот с четвертью (в зависимости от того или иного ДВС и т.д.).

По окончании нужно нажать на педаль газа, сначала плавно, затем можно понажимать резко. Главное, если настройка сделана правильно, не должно быть никаких провалов, двигатель должен быстро выходить из режима ХХ, адекватно реагировать на педалирование, хорошо раскручиваться и резво откликаться на любые нажатия педали газа.

  • После того, как настройки были закончены и отзыв на педаль газа не вызывает нареканий, нужно переходить к настройкам самого дозатора. Для этого следует поднять обороты, в среднем, до 3 или 3.5 тыс. об/мин без подсоса. Для этих целей лучше пригласить помощника, который будет нажимать на газ.

Итак, когда положение винта, приводящее к изменению оборотов, было найдено, следует отвернуть винт от этого положения на половину или 3/4 четверти оборота. Обратите внимание, если установлен дозатор, который имеет две секции, тогда все описанные выше манипуляции проводятся с первой камерой.

Вторую камеру выставляют до 1/3 от первой. В том случае, если редуктор также имеет возможность регулировки давления первой ступени, тогда потребуются дополнительные действия.

  1. Прежде всего, мотор нужно заглушить, после чего перекрывается газовая магистраль. Затем к полости первой ступени подключается манометр. Само подключение реализуется через контрольное отверстие, которое перекрыто винтом.
  2. Что касается манометра, прибор должен иметь шкалу 1.5 кгс на квадратный сантиметр. После подключения следует открыть подачу газа и завести двигатель. В режиме холостого хода настраивается давление на первой ступени по манометру.
  3. Показатель должен оставлять 0.38-0.42. Выставив давление, регулировки холостых оборотов и чувствительности редуктора следует провести повторно.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]