В условиях современной российской действительности переход на газ кажется вполне разумным. Он значительно дешевле бензина, на который цены растут, что бы в стране не происходило.
Газ намного дешевле бензина, на который цены постоянно растут
Перевод автомобиля на газ и установка газобаллонного оборудования шаг достаточно серьезный, но вполне оправданный. Особенно на фоне слухов о том, что владельцев автомобилей на газе могут освободить от уплаты налогов. Газобаллонное оборудование устанавливается с некоторым вмешательством в автомобиль, но, к счастью, без серьезных переделок. Каждый километр, пройденный на газе, обойдется на треть дешевле, по сравнению с бензином.
Газобаллонное оборудование Ловато быстро окупается при пробегах свыше 2 тыс. километров в месяц, инжектор или карбюратор значения не имеет. Окупаемость Ловато наступает обычно через полгода-год. Схема достаточно простая, а цена оборудования и установки невысока.
Почему стоит установить газобаллонное оборудование
- Цена на газ существенно ниже и не так резко меняется от ситуаций на мировом экономическом рынке.
- Пропан, бутан и метан чище бензина.
- Газ практически полностью сгорает и не оставляет после себя вредных выбросов.
- Октановое число газа выше, детонация при его использовании не возникает, нагрузка на мотор меньше.
- При полной заправке топливных баков машина сможет проехать на 200-500 километров больше.
После установки ГБО машина сможет проехать на 200-500 километров больше - Мощность двигателя повысится.
- Конструкция автомобиля не изменится. Вес увеличится незначительно, развесовка не поменяется.
- Газовое оборудование можно поставить на любой двигатель, даже оснащенный турбиной. Инжектор или карбюратор, все равно.
- Установка газовой системы не скажется на безопасности машины.
- ГБО очень надежно и ломаться там нечему.
- Не сокращает ресурс двигателя.
Установка и настройка ГБО
Установкой ГБО занимаются специализированные мастерские. Они, аттестованы, имеют подготовленных специалистов и необходимое для монтажа оснащение и инструменты. Эти же мастерские продают оборудование разной комплектации, ремонтируют и обслуживают.
Установить комплект 1 поколения на карбюраторную или инжекторную машину и подключить его, можно и самому, но лучше обратиться к специалистам, монтаж и регулировка обойдутся не дорого. Но зато будут все документы необходимые для постановки на учет, поскольку это внесение изменений в конструкцию автомобиля. Отсутствие отметки в документах, грозит штрафом в размере 500 рублей за первое нарушение. Кроме того гарантийные обязательства установщиков пригодятся.
Недостатки газобаллонного оборудования
- Система требует обслуживания, слива конденсата и проверки фильтра.
- ГБО отнимает полезное в автомобиле место.
- Бензин все равно надо будет заливать, прогрев двигателя рекомендуется производить на бензине.
- Заправочных станций меньше.
- Необходимо периодически проверять герметичность системы.
- На высоких оборотах двигатель на газе будет перегреваться, да и экономии никакой не будет.
Нарушения требований установки или неисправность автомобиля может привести к возгоранию. Но это касается тех автомобилей, на которых ездить уже просто опасно.
- Если газ установлен на карбюратор, то нужна будет регулировка.
Видео
ГБО: мифы и реальностьРеальный опыт эксплуатации ГБО, или что будет если ездить на ГАЗуВ Деталях: ГБО 4 поколения
Первое поколение газобаллонного оборудования разрабатывалось с целью эксплуатации на карбюраторных и инжекторных двигателях без каталитического нейтрализатора и лямбда-зонда.
Настройка системы осуществляется механическим способом.
В этой статье будут рассмотрены все особенности газовых установок такого типа, их преимущества и недостатки, а также ключевые компоненты и принцип работы этого оборудования. Также вы узнаете, встречается ли ещё первая версия ГБО в наше время, когда уже есть данные о 5-м и даже 6-м поколениях установок.Обратите внимание!Газобалонное оборудование 1-го поколения отличается минимальным количеством электронных деталей, поэтому разобраться в нём легко даже новичку.
Комплектация ГБО-1 включает в себя:
- вакуумный редуктор-испаритель;
- управляющий контролер (кнопка) для переключения между видами топлива «газ/бензин»;
- смеситель (миксер);
- механический дозатор количества газа;
- трубопровод высокого давления;
- баллон;
- мультиклапан;
- выносное заправочное устройство (ВЗУ);
- газовый электромагнитный клапан;
- бензиновый электромагнитный клапан.
Полезно знатьБольше информации об отличиях между разными версиями газового оборудования читайте в специальном разделе сайта — поколения ГБО.
Газобаллонное оборудование на карбюратор
ГБО первых поколений было предназначено для карбюраторных автомобилей.
ГБО 1 поколения было предназначено для карбюраторных автомобилей
Прошлый век? Нет, учитывая, что автопарк в России на 50 процентов состоит из автомобилей старше 10 лет. Больше 30 процентов – это автомобили производства концерна Лада плюс некоторый процент ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ и так далее. И производить карбюраторные модели ВАЗ перестал всего-то 10 лет назад.
Для карбюраторных двигателей газобаллонное оборудование самое простое. Никакой электроники или датчиков, как и у самих карбюраторных двигателей. Если с газобаллонного оборудования четвертого поколения убрать все датчики и навороты – получится первое. Единственный минус – если его ставить на карбюратор, периодически нужна регулировка.
Карбюраторный двигатель или узел питания Отто был очень долго популярен в мире, пока его не вытеснил более экономичный и экологически чистый инжектор. Инжектор управлялся компьютером, регулировка всех систем и режимов двигателя была возложена на него. Карбюратор же был значительно более простым и надежным, чем инжектор. Карбюратор Hemi и других марок спокойно работает и после 50 лет эксплуатации, ломаться там особо нечему. Старому американскому классическому автомобилю с огромным многолитровым двигателем и расходом за 20 в спокойном режиме газобаллонное оборудование придется как нельзя кстати.
Старому американскому классическому автомобилю газобаллонное оборудование придется как нельзя кстати
Карбюратор не обладал никакими электронными системами управления, не то что инжектор. Всю работу карбюратор регулирует двумя отверстиями и регулировочными болтами, с помощью которых и производилась регулировка.
В первом поколении дозатор ручной, ему требуется регулировка, как и карбюратору.
Схема газобаллонного оборудования для карбюраторного автомобиля
- Баллон. Обычно монтируется под днище автомобиля или же в багажник. И к сожалению, занимает полезное место.
- Мультиклапан. Особое устройство, находящееся на клапане. Через него и происходит выход сжиженного газа в систему.
- Механизм для заправки. Поскольку топливо не жидкое и находится под давлением, «налить» его в горловину не получится. Для этих целей используется специальный механизм, безопасно соединяющий баллон и заправочную станцию.
- Газовая магистраль высокого давления. Это просто труба, по которой идет газ.
- Газовый фильтр. Газ достаточно чистый, но в нем мог содержаться мусор.
- Газовый клапан. Запирает или отпирает подачу газа.
- Редуктор-испаритель. Именно в нем газ возвращается в свое нормальное состояние.
- Дозатор. Им и производится регулировка.
- Смеситель. Если не была произведена установка прямо в двигатель.
Бензиновый клапан - Бензиновый клапан. Запирает или отпирает подачу бензина.
- Переключатель топлива. Устанавливается в салон и служит для переключения вида топлива.
Комплектующие
Первое поколение ГБО (первое по европейским стандартам) – поколение с минимумом электроники. В состав 1 поколения ГБО входит:
- вакуумный тип редуктора,
- кнопка выбора вида топлива,
- механический дозатор,
- смеситель,
- магистрали (заправочная и расходная),
- мультиклапан,
- заправочный клапан,
- газовый электромагнитный клапан,
- бензиновый электромагнитный клапан,
- газовый баллон.
Как работает автомобиль на газе?
После заправки газового баллона, газ в нем находится в сжиженном состояния. После открытия мультиклапана, жидкий газ поступает в магистраль, где проходит через фильтр и очищается. Тут же происходит выбор режима. Одним из явных преимуществ двс и двигателей Дизеля является возможность беспроблемно запускать их на газе.
И газ совсем не изнашивает двигатель, наоборот, ему куда легче работать. Масло не вымывается со стенок цилиндров, из-за высокого октанового числа не происходит детонация и так далее. Автомобили с газовыми установками спокойно проезжают по полмиллиона километров. Но это только в случае, если оборудование было куплено у производителя и установлено специалистом, иначе все, конечно, может и сломаться.
В случае работы на бензине магистраль высокого давления перекрывается. Переключатель режимов устанавливается в салон автомобиля, обычно на приборную панель. Система снабжена индикацией режима. Переключение возможно без остановки автомобиля.
Переключатель режимов газ-бензин устанавливается в салон автомобиля
Если клапан открыт, газ попадает в редуктор-испаритель, где он, наконец, возвращается к атмосферному давлению и становится газом. В процессе превращения обратно в газовое состояние бутан или пропан сильно охлаждает эту часть системы, поэтому она подключена к системе охлаждения и постоянно подогревается чтобы избежать перемерзания. Здесь же и образуется конденсат, от которого необходимо избавляться каждую вторую заправку. Это является одним из недостатков езды на газе. Далее газ попадает в дозатор и затем в смеситель, прямо внутрь карбюратора, между его заслонками. Иногда эта часть системы выполняется как врезка прямо в карбюратор.
Какую систему выбрать?
В мире несколько ведущих производителей ГБО, один из которых — Ловато. Техника имеет довольно высокое качество сборки, а также высокие эксплуатационные показатели. Особенным преимуществом является электронный блок управления, который рассчитывает все показания с великолепной точностью и очень редко выходит из строя. Также можно отметить компактность этой установки, в сравнении, например, с оборудованием BRC. Выбирать стоит ГБО для конкретного типа газа, то есть либо для сжиженного пропана, либо для сжатого компрессированного метана. Кстати, при использовании пропана могут использоваться бензиновые форсунки, поскольку плотность и консистенция газа близка к бензину. При работе со сжатым газом обязательно использование специальных газовых инжекторов.
Процесс регулировки
Непосредственно газовый регулятор ловато представлен в виде винта, сжимающего пружину. Для того чтобы его установить, следует учесть:
- при закручивании подача газа будет сбавляться редуктором;
- при выкручивании – наростать.
Иногда винты встречаются с левой резьбой, чаще всего она правая. Этот момент зависит от дизайнерской фантазии производителя. Чтобы слегка упростить эту задачу необходимо учесть: при любом вращении ему свойственны вышеперечисленные характеристики изменения давления газа.
Регулировка холостого хода на автотранспорте объясняется степенью тряски мотора. Его спокойная работа свидетельствует о том, что ремонт редуктора выполнен грамотно и качественно.
Итак, запускаем мотор и удерживаем открытой дроссельную заслонку. Затем плавно отпускаем её и сбавляем обороты до тех пор, пока силовой агрегат заглохнет. В тоже время не забывайте условие: газовый редуктор двигателя автомобиля должен продолжать работать. Для «чайников» пояснение: двигателю не заглохнет полностью, если начать кручение регулятора дроссельной заслонкой в произвольном направлении. Если просматривается худшая работа мотора, придётся изменить курс вращения редуктора и восстановить его стабильную деятельность.
Правда, о поколениях
Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.
Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.
С развитием двигателя внутреннего сгорания, эволюционируют и системы питания, то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.
Как мы с вами знает система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это впрыск через карбюратор (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя как я уже писал сверху, есть и переходные версии. Я постараюсь рассказать вам, об всех типах начиная от самым первым, заканчивая последним шестым.
Хотя еще раз хочу подчеркнуть все же основных поколений (если можно так считать) всего – ТРИ! Запомните это, по эволюции систем впрыска топлива в бензиновых двигателях, остальные просто промежуточные версии.