Под понятием торможение двигателем подразумевают замедление транспортного средства без воздействия на педаль тормоза. Кто-то использует этот метод остановки машины для экономии топлива, кто-то так бережет ресурс тормозных колодок.
Однако, по мнению экспертов, такое торможение приходит на выручку во время заноса при езде по скользкой дороге или в горной местности, также оно способно спасти жизнь, если возникли проблемы с тормозами. Как бы там ни было, у данного явления есть как плюсы, так и минусы, о них мы сегодня и поговорим.
Что такое торможение двигателем
Распространенное выражение характеризует уменьшение скорости движения автомобильного транспорта посредством отпускания педали газа, когда передача включена. Такой способ торможения называют также принудительным холостым ходом.
Для лучшего понимания процесса покажем все на простом примере. Автомобиль, который движется, к примеру, на 3-й передаче, приближается к светофору. Его водитель, видя, что вот-вот загорится красный, убирает ногу с педали акселератора, из-за чего транспортное средство начинает двигаться по инерции, его скорость снижается. Как результат – перед светофором шоферу остается только слегка придавить педаль тормоза, чтобы машина остановилась. Выходит, что процесс торможения обусловлен постепенным снижением передачи и уменьшением количества оборотов двигателя.
Вот еще один пример, что называется, «на пальцах»: во время движения в городских условиях, где имеет место плотный поток машин, водитель включает первую передачу, авто трогается с места. После воздействия на педаль газа ТЗ разгоняется сильнее, затем шофер убирает ногу с акселератора – автомобиль тут же замедляется, но происходит это не благодаря тормозам, а именно за счет мотора. Имеет место торможение двигателем.
Многие ошибочно полагают, что замедление в данном случае обусловлено процессом трения. Исключение из данного правила составляют дизельные силовые установки, в которых дроссельная заслонка отсутствует. У бензиновых же моторов скорость снижается из-за перекрытия впрыска топлива. Водитель перестает давить на педаль газа, подача бензина в мотор прекращается, значит, он больше не передает свою энергию трансмиссии.
Снижение скорости происходит за счет сопротивления инерции, пытающейся увеличить вращение коленвала. Обороты падают, появляется эффект кардинально противоположный – через вращающиеся колеса, а также через КП энергия подается на мотор.
Коленвал работает вынуждено, в результате механических потерь падают обороты карданной передачи, увеличивается сопротивление внутри цилиндров, а скорость движения падает. Выходит, что торможение автомобиля происходит именно благодаря двигателю.
Определить причины внезапной остановки двигателя можно как при запуске двигателя, так и во время движения автомобиля. Причины неисправностей, из-за которых происходит остановка двигателя и способы их устранения приведены ниже.
При запуске двигателя:
- в недостаточном количестве подача топлива в поплавковую камеру;
- неправильно установлена воздушная заслонка карбюратора;
- повышенный уровень топлива в поплавковой камере;
- воздухоочиститель загрязнен дорожной пылью.
Во время движения автомобиля:
- исчезновение искры на свечах зажигания;
- внезапное прекращение подачи топлива в цилиндры двигателя;
- нарушение регулировки и герметичности карбюратора;
- сильный подсос воздуха в системе питания;
- применение топлива с пониженным октановым числом;
- нарушение точности установки зажигания;
- поломка зубьев шестерен распределительного вала;
- резкое снижение компрессии в цилиндрах двигателя.
Если двигатель запускается, но внезапно останавливается, а в момент остановки в карбюраторе слышны хлопки, с уверенностью можно предположить, что данная неисправность возникла в системе питания. Скорее всего, прекратилась подача топлива в цилиндры двигателя.
Необходимо проверить исправность системы питания двигателя. Особое внимание необходимо обратить на работу топливного насоса, а также на уровень топлива в поплавковой камере.
Когда во время проверки топливного насоса с помощью рычага ручной подкачки или прокруткой коленчатого вала из нагнетательного штуцера выходить слабая струя топлива, причинами могут быть срабатывание рычага привода топливного насоса, загрязнение его клапанов, уменьшение хода штоков диафрагмы.
Одной из причин остановки двигателя после его запуска может быть также переобогащенная горючая смесь. В таких случаях необходимо убедиться в правильности установки воздушной заслонки. Она должна полностью открываться при нажатии на рычаг управления воздушной заслонкой до упора и полностью закрываться при отпушенном рычаге.
Для регулирования точности открывания воздушной заслонки необходимо установить ее вертикально, ослабив винт крепления троса. Рычаг управления воздушной заслонкой установить в исходное положение (полностью нажать до упора). Удостоверившись, что заслонка установлена правильно, закрепить трос в рычаги винтом. Положение заслонки во входном патрубке карбюратора можно видеть, сняв с него воздушный фильтр.
Внезапная остановка двигателя после его запуска может произойти и из-за большого засорения воздушного фильтра дорожной пылью. В таком случае необходимо очистить воздухоочиститель и заменить в нем масло. Если фильтрующий элемент воздухоочистителя изготовлен из капроновой набивки, его промывают в керосине или бензине, а если из бумаги — его вынимают из корпуса воздухоочистителя и встряхивают или заменяют новым.
Перед установкой фильтрующего элемента предварительно вытирают изнутри корпус воздухоочистителя сухой чистой тряпкой и заливают маслом. Загрязненный масло выливают, а ванну промывают керосином или бензином, одновременно отделяя отложения пыли ее днища и стенок с помощью проволоки. Эту операцию выполняют до тех пор, пока керосин или бензин, сливают, не станет совсем чистым. В очищенную масляную ванну заливают свежее масло.
Внезапная остановка двигателя во время движения бывает чаще из-за неисправностей в системе зажигания или питания и реже — через заедания деталей, связанное с недостаточным количеством масла в системе смазки двигателя или с резким снижением давления в системе смазки.
В последнем случае двигатель автомобиля следует отправить на ремонт.
Легкий взрыв в глушителе в момент остановки двигателя свидетельствует о неисправности в системе зажигания.
Неожиданная остановка двигателя может произойти и в результате разъединения или замыкания на массу проводов цепей тока низкого и высокого напряжения, поломки пружины молоточка прерывателя, пробой конденсатора, нарушение установки зажигания и др..
Причиной внезапной остановки двигателя может быть также обрыв и отключение провода, соединяющего аккумуляторную батарею с массой автомобиля. Поэтому следует тщательно осмотреть места соединений и при необходимости надежно закрепить провод.
Если двигатель внезапно останавливается при исправной системе зажигания, причинами этого могут быть: полный расход топлива, обрыв топливопровода, подсос воздуха в системе питания, медленное заполнение топливом поплавковой камеры, заедание воздушной заслонки карбюратора или его автоматического клапана.
Необходимо также проверить наличие топлива в баке и работу топливного насоса, устранить подтекание топлива или обрыв топливопровода, подсос воздуха, убедиться в том, что зубья шестерни распределительного вала не поломаны. Убедиться в этом можно с помощью пусковой рукоятки. При вращении коленчатого вала двигателя на пусковой рукоятке чувствуется неравномерное усилия, потому что компрессия создается только в тех цилиндрах, в которых клапаны остались закрытыми в момент поломки зубьев. Если клапаны не двигаются при вращении коленчатого вала, это признак поломки зубьев шестерни. Надо отремонтировать двигатель.
Очень часто двигатель хорошо работает на средних и полных оборотах, но глохнет на холостом ходу. Это свидетельствует о загрязнении жиклера холостого хода или нарушениии регулировки системы холостого хода. Возможно, воздух поступает в цилиндры двигателя минуя карбюратор.
Если двигатель работает устойчиво на малых оборотах вращения коленчатого вала, но при увеличении оборотов вращения возникают хлопки в карбюраторе, это означает, что главная дозирующая система или экономайзер неисправные, или очень низкая температура охлаждающей жидкости.
При большом переохлаждении двигатель может самовольно остановиться. Причины: не закрывается клапан термостата, радиатор постоянно соединен с охлаждающей оболочкой, длительное время открыты жалюзи во время движения зимой с большой скоростью, нет утеплителя чехла.
Следует отметить, что двигатель может останавливаться и при большом перегреве, и резком снижении компрессии в двигателе. Причинами снижения компрессии могут быть такие:
- пригорание поршневых колец в канавках поршня, потеря упругости, большая выработка или их поломка;
- пригорание или неплотное прилегание клапанов к седлам, поломка клапанных пружин, нарушение величины зазора между стержнями клапанов и носками коромысел;
- повреждение прокладки головки цилиндров или слабое неравномерное затягивания гаек ее крепления;
- срабатывание зеркала цилиндров.
Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют с помощью компрессометра или рукой. Для проверки вручную необходимо:
- выкрутить все свечи зажигания, кроме свечи первого цилиндра, и пусковой рукояткой прокручивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в первом цилиндре закончится такт сжатия;
- вкрутить свечу поочередно в следующие цилиндры и снова прокручивать вал двигателя пусковой рукояткой. Сравнивая величины усилий, затрачиваемых на преодоление сопротивления прокрутки во время такта сжатия в каждом цилиндре, можно узнать, в каком именно цилиндре пониженная компрессия.
Для проверки компрессии компрессометром необходимо: прогреть двигатель до температуры 70-85 ° С, выкрутить воспалительные свечи, установить плотно в свечной отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра, открыть полностью дроссельную и воздушные заслонки; прокрутить стартером коленчатый вал двигателя в течение 2-3 с и отметить показания компрессометра.
У исправного двигателя давление в конце сжатия должно соответствовать норме, а разница показаний компрессометра между цилиндрами двигателя не должна превышать 1 кгс/см2.
Чтобы быстро и безошибочно определить причины снижения компрессии, водителю нужно хорошо знать все внешние признаки этой неисправности. Так, неплотное закрытие выпускного клапана в каком-либо цилиндре характеризуется выстрелами в глушителе, а неплотное прилегание впускного клапана — чиханием в карбюраторе. Неплотное прилегание головки к блоку цилиндров может вызвать утечку газов в систему охлаждения, в соседней цилиндр или наружу.
Утечку газов можно обнаружить с появлением пузырьков газов, если смазать края свечи жидким маслом. Утечку газов между цилиндрами определяют сняв головки цилиндров, за почерневшими частями прокладки. Пропуск газов можно устранить, затянув гайки крепления головки цилиндров.
Чтобы предотвратить прилипание прокладки к блоку и головки цилиндров, ее во время замены рекомендуется натереть графитовым порошком. Гайки затягивать равномерно, начиная от центра и постепенно к краям. Чтобы устранить деформацию, головки цилиндров, затяжки следует проводить в два приема: сначала с меньшим усилием, затем окончательно. Двигатель при этом должен быть холодный, потому нужное уплотнение обеспечивается только за счет некоторого предварительного натяжения, учитывающий разницу коэффициентов линейного расширения стальных болтов и алюминиевой головки блока.
При повышенном износе рабочих поверхностей цилиндров и поршневых колец из глушителя и маслоналивной горловины выходит дым, значительно увеличивается расход масла. Увеличенный расход масла и дым в двигателе могут быть и в результате загрязнения газоотводящего трубопровода системы вентиляции картера. Поэтому, при появлении этих неисправностей прежде всего необходимо очистить систему вентиляции картера двигателя, проверить ее состояние, а затем устранять другие неисправности.
Выработку или неисправности поршневых колец, или негерметичности клапанов можно обнаружить во время такой проверки. После определения давления в цилиндрах залить через свечные отверстия по 23-30 см3 масла для двигателя и прокрутить коленчатый вал стартером. Повышение давления компрессии при этом будет свидетельствовать о неисправности колец или цилиндра, если нет повышения — о негерметичности клапанов. Поршневые кольца, закоксованные, заменяют новыми.
Незначительное пригорание поршневых колец можно устранить не разбирая двигатель. Для этого необходимо приготовить смесь, состоящую из 50% растворителя № 647 или ацетона, 25% керосина и 25% масла АС-8, и залить по 100 см3 в каждый цилиндр через свечные отверстия. Затем прокрутить коленчатый вал на несколько оборотов, через час еще добавить по 50 см3 в каждый цилиндр и оставить на 7-8 ч. Далее в цилиндры залить по 30 см3 смеси бензина с маслом и проехать на автомобиле 20 — 25 км. Затем слить масло из картера двигателя и промыть систему смазки жидким маслом.
Нарушение величины зазоров в клапанах устраняют регулировкой, негерметичность клапанов — их притиркой, а двигатель, имеющий изношенное зеркало цилиндров, следует отправить на ремонт.
Похожее
Случаи, в которых необходимо торможение двигателем
По мнению опытных автомобилистов, существует всего три веских причины торможения двигателем:
- Скользкая дорога. На таком дорожном покрытии высок риск заноса авто даже с работающей системой ABS. Сохранить устойчивость машины и ее управляемость позволит именно экстренное торможение мотором.
- Затяжные спуски. В этой связи отметим, что чем передача ниже, тем более эффективным будет торможение. Оно не несет никакого вреда силовой установке, а также исключает риск перегрева тормозов. Дело в том, что если воздействовать на педаль тормоза слишком долго, колодки могут раскалиться до предела, что чревато весьма неприятными последствиями, такими как уменьшение эффективности торможения и даже выход из строя всей тормозной системы.
- Отказ тормозов. Это уже ЧП, при котором необходимо постепенно, шаг за шагом переключать передачи с самой высокой вплоть до 1-й. Чтобы остановить машину полностью, необходимо либо затянуть ручник, либо попросту выключить мотор, повернув ключ зажигания в обратную сторону.
Что происходит при этом?
Во время движения автомобиля не накатом включена определенная передача. Вы держите нажатой педаль газа и поддерживаете определенный обороты двигателя и скорость авто. Энергия, за счет сгорания топлива в цилиндрах мотора, передается через коробку передач колесам. Мотор является генератором энергии, машина движется.
Если в этот момент отпустить педаль газа, топливо перестанет поступать в камеры сгорания, колеса по-прежнему будут оставаться в жесткой сцепке с мотором за счет включенной передачи. Теперь двигатель перестанет вырабатывать энергию и станет ее потребителем. В этом случае происходит обратный эффект, не он вращает колеса, а они вращают его.
За счет трения деталей мотора и компрессии в его цилиндрах, энергия вращения будет «поглощаться» им, скорость вращения колес снижаться. В этот момент начинается торможение двигателем.
Для этого процесса должно соблюдаться два условия:
- Включена определенная передача, чем она ниже, тем эффективнее торможение
- Педаль газа должна быть отпущена, чтобы перекрыть подачу топлива к двигателю
Как правильно тормозить двигателем на механике
Выполнить торможение двигателем автомобиля, оснащенного механической коробкой передач, совсем несложно, необходимо только действовать согласно определенному алгоритму. Существует два варианта торможения – обычный и так называемая прогазовка. В первом случае действовать надо следующим образом:
- убрать ногу с педали акселератора;
- выжать сцепление;
- включить 3-ю передачу;
- постепенно, по мере замедления автомобиля, снизить передачи вначале до 2-й, затем – до первой.
Важно
Если перед началом торможения двигателем машина едет на более высокой передаче, снижать скорость следует именно через третью. Если резко перейти на низкую передачу, высок риск блокировки колес и потери управляемости, автомобиль может попросту закрутить. К тому же нагрузка на мотор и коробку передач окажется огромной, что чревато преждевременным их выходом из строя.
Второй способ, именуемый прогазовкой, характеризуется меньшим вредом для ключевых узлов и агрегатов транспортного средства. Смысл его состоит в том, что во время постепенного перехода на низкие передачи сначала выжимается сцепление, включается нейтральная передача, подается немного газа, и лишь после этого включается следующая по очередности низкая передача.
Что это такое и как оно работает
Торможение двигателем – это процесс, при котором автомобиль замедляется мотором. Если быть точным, при этом участвует не только ДВС, но и коробка передач. Давайте подробно рассмотрим, как это происходит.
Чтобы начать тормозить мотором, водителю достаточно во время езды с включенной передачой отпустить педаль газа. При этом вы почувствуете, как скорость авто начнет снижаться, будто кто-то вас тянет за зад автомобиля. Чем ниже выбрана передача, тем эффект будет лучше, скорость терять машина будет быстрее.
Правильная работа газом и сцеплением
Для лучшей наглядности опишем последовательность работы газом и сцеплением, а также объясним, как следует выбирать передачу при торможении двигателем. Итак, машина едет со скоростью около 75-ти км в час на 4-й передаче.
Для постепенного торможения необходимо выжать сцепление, включить 3-ю передачу и дождаться постепенного замедления ТС. Далее снова надо выжать сцепление, перейти на 2-ю передачу – снижение скорости станет более заметным.
Следующий шаг – очередное нажатие на педаль сцепления, включение первой передачи и дальнейшее снижение скорости вплоть до полной остановки автомобиля. Важно помнить, что чем ниже передача, тем интенсивнее торможение.
Вредно ли для автомобиля?
Среди автомобилистов ходит слух, что торможение двигателем увеличивает износ мотора и сцепления коробки передач. Давайте подтвердим или развенчаем этот миф рассмотрением процесса в деталях.
Опасно ли торможение для мотора?
Повышенный износ силового агрегата в большинстве случаев происходит по причине отсутствия должного давления масла или прекращение его подачи – это называется «масленое голодание». Многие неопытные автомобилисты считают, что при торможении двигателем происходит недостаточная смазка его частей, что приводит к его преждевременной «кончине». Это не так.
Во время его работы все трущиеся пары омываются маслом за счет работы масленого насоса. Он приводится в движение вращением коленвала. В обычных условиях, когда топливо подается в камеры сгорания, двигатель развивает обороты, чем они выше, тем быстрее крутится коленчатый вал. Значит, масленый насос больше успевает прокачивать масло.
Как правильно тормозить двигателем на АКПП
С торможением двигателем в ТС с автоматической коробкой передач все куда проще.
Надо всего лишь убрать ногу с педали газа, остальное «автомат» сделает сам. Он выберет требуемую скорость торможения, снизит передачи с должным интервалом в нужной последовательности и остановит машину без участия в процессе водителя.
Спорные моменты
Эффективность торможения двигателем сильно зависит от сочетания множества факторов — от самого водителя, от его автомобиля, от дороги, от ситуации, в конце концов. И если с водительскими навыками и дорожными условиями мы более или менее разобрались, то на технических моментах стоит остановиться отдельно, чтобы развеять некоторые мифы и расставить все точки над «i».
Все, о чем мы говорили выше, касалось торможения двигателем на автомобиле с механической коробкой передач. А как обстоит ситуация с АКПП? Этот вопрос волнует многих, и он весьма непрост, поскольку эффективность торможения двигателем и методика выполнения этого приема во многом зависит от типа «автомата», от его электронной начинки и от доступных водителю режимов работы коробки передач. Одни автоматические трансмиссии дают возможность последовательно переключать передачи вручную (подрулевыми «лепестками» или рычагом на центральном тоннеле), другие предлагают выбор фиксированных диапазонов работы (L, 2, 3, OD), а третьи лишены и того, и другого. А бывает и так, что даже при наличии «лепестков» коробка не позволяет сбрасывать передачи, если ей кажется, что это в данный момент времени неуместно или может привести к поломке. Чтобы точно знать, как правильно тормозить двигателем Вашего автомобиля, загляните в его инструкцию по эксплуатации. Как правило, производители отдельно и достаточно подробно описывают этот процесс, указывая, как делать нужно, и что делать нельзя.
Автомобили с автоматической коробкой передач могут тормозить двигателем не хуже машин с механикой.
В чем сомнений нет, так это в том, что торможение двигателем в автомобилях с АКПП в любом случае возможно, что бы там ни говорили. Причем, в теории оно может быть даже более эффективным и безопасным, чем в случае с «механикой», поскольку автоматика намного быстрее аккуратнее работает со сцеплением. Более того, некоторые производители (Volkswagen, например), начали устанавливать на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые предотвращают блокировку колес в случае слишком резкого сброса “газа” и в целом контролируют процесс торможения двигателем.
Кстати, еще один технический момент, который нужно учитывать при торможении двигателем, это наличие в автомобиле системы ABS. Если она есть, то в экстренной ситуации (гололед — исключение) торможение двигателем — потеря драгоценных секунд и лишние метры тормозного пути. Поверьте, в большинстве случаев ABS справится со своей работой намного лучше, чем водитель.
Есть мнение, и оно имеет право на существование, что дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, поскольку степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше. Возможно, если напрямую сравнить два одинаковых автомобиля, но с разными моторами, разницу в эффективности торможения двигателем можно почувствовать, но принципиального значения это все равно не имеет, потому что в чистом виде торможение двигателем большого эффекта замедления не дает и переоценивать его не стоит.
И последнее, но не в последнюю очередь, о чем хотелось бы сказать в этом разделе, — о распространенном мнении, что торможение двигателем благоприятно сказывается на расходе топлива. Спорить с этим фактом мы не будем. Подача топлива при отпущенной педали акселератора на современных автомобилях (с “механикой” так уж точно) действительно снижается до нуля, но экономия от этого не так велика, как многим хотелось бы, и сама по себе не может принципиально повлиять на снижение расхода.
Если Ваш автомобиль оборудован бортовым компьютером, показывающий моментальный расход топлива, Вы легко заметите, что в момент торможения двигателем расход равен нулю.
Последствия для узлов и деталей автомобиля
Критических последствий торможения двигателем для узлов транспортного средства не существует. Единственный негативный момент – когда скорость движения снизится до 20 км в час, машина попросту заглохнет. Однако есть и другое мнение, свидетельствующее о том, что обратные нагрузки негативно воздействуют на силовую установку.
Некоторые эксперты говорят об увеличении разряжения во впускном коллекторе, вследствие чего растет нагрузка на вентиляционную систему. Также при частом торможении мотором повышается риск утечки смазочных материалов, которые попадают в коллектор и цилиндры, приводят к образованию нагара на свечах и пр.
Плюсы и минусы метода
Торможение двигателем в значительной степени снижает вероятность заноса на скользкой дороге — в этом, пожалуй, его главная выгода. При таком способе замедления колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет опасности потери управляемости. Даже в машинах с ABS полностью исключить заносы на скользком покрытии невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности в значительной мере повышает устойчивость на дороге.
Также торможение двигателем часто используется в горной местности при движении по серпантину, — в основном по причине значительного перегрева колодок вследствие их интенсивного использования. При возникновении нештатной ситуации, требующей быстрого реагирования, все же лучше давить на тормоз, а не тратить время на торможение двигателем, которое точно не поможет быстро остановиться.
В городе двигателем тормозят чаще всего из-за экономии топлива. Автолюбителей привлекает тот факт, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом не истираются покрышки колес и тормозные колодки. На деле экономия оказывается незначительной, а ошибка в последовательности действий может испортить двигатель.
Метод нередко применяется, если тормоза вышли из строя. Конечно, в этом случае мы рекомендуем обращаться в сервис. Но если транспортировать автомобиль с помощью эвакуатора невозможно, некоторые смельчаки практикуют перемещение машины с использованием данного метода. Скорость замедляется с помощью переключения на пониженные передачи, далее машина останавливается посредством стояночного тормоза (ручника).
Основной недостаток
торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы в момент замедления не зажигаются, значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина снижет скорость, повышается риск возникновения аварийной ситуации. Однако гораздо печальней, что злоупотребление способом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.
Вообще обратные нагрузки плохо переносятся двигателем. Надо понимать, что поршни современных моторов размещены несимметрично и при замедлении с помощью двигателя растут боковые нагрузки. Также повышается разряжение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно, увеличивается нагрузка на вентиляционную систему и могут возникнуть утечки. Масло перетекает прямо с распредвала во впускной коллектор. Смазка сочится через поршни прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то еще и через нее. Избыточное масло скорее всего приведет к нагару свечей и порче поршневых колец, не говоря уже о засорении катализатора. В целом скачки давления отрицательно влияют на состояние элементов впуска. Загрязнение впускного коллектора тоже происходит по причине злоупотребления торможением двигателем. Это особенно вредно, если катализатор находится близко к коллектору.
Способы торможения асинхронным двигателем
Для начала узнаем, что такое асинхронный двигатель. Установка с переменным током, у которой периодичность кручения ротора не равняется с циркуляцией магнитного поля, вызываемым током статора, называется асинхронным двигателем. Проще говоря, это электродвигатель, и им допускается замедление. Рассмотрим варианты остановки:
- Электродинамическое торможение асинхронного двигателя
Подключение электродвигателя от переменного к постоянному току приведет к образованию неподвижного магнитного поля. Ток взаимодействует с магнитным полем, образуя тормозной момент. Момент будет сосредоточен в противоположную сторону закрутки ротора, тем самым останавливая «движок». Интенсивность динамического торможения двигателя зависит от силы постоянного тока и от накопленной инерции ротора.
Схема динамического торможения асинхронного двигателя:
- Генераторное торможение
Применяется для подтормаживания силового агрегата перед полной остановкой. Остановка случается, когда частота вращения ротора выше частоты вращения магнитного поля. В этом случае двигатель отдает энергию в сеть и превращается в генератор. Добивается такая остановка путем уменьшения напряжения либо переключения большей скорости на меньшую. Последний способ доступен только в двухскоростных моторах.
- Противовключение
Способствует резкой остановке мотора. Осуществляется посредством перестановок фаз. Магнитное поле меняет направление и создает тормозной момент. Для ограничения большого тока в момент торможения, устанавливают дополнительную обмотку в ротор и статор.