Система охлаждения позволяет двигателю эффективно поддерживать рабочую температуру, а также обеспечивает отток тепла, вырабатываемого силовой установкой. Вся система работает благодаря циркулирующей по ней охлаждающей жидкости, именно она является главным транспортировщиком тепла от блока ДВС до радиатора охлаждения.
Поскольку любая жидкости расширяется при нагреве, для нее требуется одноименный бачок, который позволяет сохранить весь хладагент после увеличения его объема.
Последствия низкого уровня или полного отсутствия антифриза
Чрезмерное количество антифриза приводит к его вытеканию
Уровень антифриза в расширительном бачке должен находиться между двух нарисованных линий, обозначающих минимальное и максимальное его значение. Если уровень низок, но все-таки в хладагент присутствует в бачке, то ничего страшного не произойдет, поскольку в радиаторе и системе охлаждения антифриз находится в достаточном количестве.
Отсутствие антифриза в расширительном бачке может привести к серьезному перегреву двигателя. Во-первых, достаточно легко завоздушить весь контур циркуляции охлаждающей жидкости. Это сразу же приведет к локальным перегревам силовой установки, вероятнее всего, произойдет закипание охлаждающей жидкости, но это лишь самый позитивный расклад. Чаще всего полное отсутствие ОЖ приводит к серьезным проблемам: двигатель с легкостью может заклинить из-за сильного перегрева, поршневые пальцы прикипят к поршням, а компрессионные и маслосъемные кольца попросту перестанут пружинить и залягут в поршне. Во-вторых, прокладка ГБЦ и плоскость головки получат порцию урона, после чего уплотнительный элемент придется заменить, а ГБЦ потребуется отдать на фрезеровку. В случае двигателей с алюминиевым блоком, урон будет намного серьезнее.
Низкий уровень антифриза
На что влияет антифриз
Интересно, что раствор, охлаждающий двигатель, увеличивается, как и любые другие жидкости. Его излишки отправляются в расширительный бачок, который можно найти под капотом. Данный процесс позволяет сохранить баланс, необходимый для нормальной работы силового агрегата. Сам бачок имеет специальные отметки, и это не просто так. Для автомобиля одинаково опасны как недостаток, так и избыток охлаждающей жидкости. Например, в процессе передвижения антифриза снижается риск образования паровых пробок, способных вывести движок из строя. При недостатке хладагента двигатель сильно перегревается, а это может нарушить температурный режим ГБЦ. В свою очередь, могут разрушиться масляные каналы, а расход топлива наверняка поползет вверх. Итогом может стать «капиталка». Вот почему необходимо следить за тем, чтобы сохранялся оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке.
Каким бывает антифриз
Внимательный автолюбитель наверняка заметит, что охлаждающая жидкость может иметь разные цвета, например, красный или зеленый. Логичен вопрос: можно ли смешивать между собой продукты с разными оттенками? Ответ очевиден — ни в коем случае, ведь это может значительно понизить эффективность конечной смеси. Стоит понимать, что цвет — это результат добавления красителя. Совсем другое значение имеют основные компоненты. Например, большую часть антифриза составляет пропилен- или этиленгликоль (примерно 95 %). Остаток занимают вода и многочисленные присадки. Пожалуй, наиболее важными из них являются ингибиторы коррозии, защищающие сам агрегат и его элементы от ржавчины.
Вам будет интересно: Масла SINTEC — уверенность в завтрашнем дне
Как правильно проверить уровень антифриза
Проверку наличия антифриза в расширительном бачке осуществить достаточно просто: надо на непрогретом автомобиле открыть капот и взглянуть на сам резервуар для ОЖ. Там изображены риски, определяющие минимальное и максимальное допустимое значение количества хладагента. Если жидкость не выходит за эти пределы, то всё в порядке. Но бывает так, что «фриза» мало, в таком случае требуется долить «охлаждайку» до требуемых значений.
В современных автомобилях все чаще устанавливают датчики, которые оповещают о количестве технических жидкостей. Такая система оповестит вас о слишком низком уровне антифриза или об его избытке.
Почему необходимо регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости
Тепловой режим ДВС во время эксплуатации изменяется в зависимости от загруженности и окружающей температуры. Циркуляция теплоносителя происходит по малому и большому кругу.
- В случае прогрева мотора ОЖ не покидает блок и головку блока силовой установки. Термостат закрыт. Даже при движении с небольшой нагрузкой возможен подобный режим, подобное явление наблюдается при отрицательной температуре воздуха снаружи
- Термостат разных моделей ДВС настраивается на определенный режим. Открытие происходит при t ≥ 88…93 ⁰С. При охлаждении ОЖ t ≤ 79…84 ⁰С происходит закрывание термостата.
- Когда термостат открыт основная масса теплоносителя из блока и головки блока направляется в радиатор, только незначительная часть остается в перемешивании по малому кругу.
- В холодный период эксплуатации авто включаются отопители салона. Поэтому часть теплоты от ОЖ мотора передается системе поддержания микроклимата.
При проектировании силовой установки для определенных типов автомобилей рассчитывают разные устройства и узлы. Одной из важных является система охлаждения, она позволяет эксплуатировать двигатели в течение длительного периода.
Последующие испытания помогают уточнить требуемые параметры. Для силовых установок мощностью до 110…120 л.с. минимальный объем расширителя составляет 1,8…2,6 л. С увеличением мощности растет и объем емкости для расширения ОЖ. У самых крупных транспортных средств – карьерные автомобили, объем расширительного бачка достигает до 12-14 л.
Моторесурс современных ДВС превышает 15-20 тыс. часов активной работы. Есть образцы, которые показывают рекорды долговечности. Пробег в миллион и более километров свойственен не только зарубежным автомобилям, даже отечественные транспортные средства продемонстрировали подобные результаты. Не последнюю роль тут играет нормальное функционирование системы охлаждения.
Проверка уровня ОЖ не требует больших затрат времени. Достаточно приоткрыть капот (крышку моторного отсека) и взглянуть на расширительный бачок. Их изготавливают из белого полупрозрачного пластика. Антифриз специально окрашивают в разные цвета, чтобы проще было контролировать уровень, не открывая крышки. Ориентируются на показатели, нанесенные на поверхности емкости. На большинстве авто есть метки:
- MIN – минимальный;
- МАХ – максимальный.
При заправке стараются заливать так, чтобы при нормальных условиях и непрогретом двигателе реальный уровень на 1…2 см был выше отметки MIN.
Внимание! Резкое повышение или понижение уровня ОЖ в автомобиле свидетельствует о неисправности, которую нужно срочно устранять.
Виды неисправностей и положение жидкости в бачке
Резкое понижение уровня показывает, что происходит утечка антифриза. Он может вытекать:
- внутрь цилиндра. Подобное явление происходит при повреждении головки блока или прокладки, установленной между блоком и верхней частью;
- на некоторых моделях автомобилей при перегреве головки происходит нарушение геометрии плоскости соприкосновения между элементами мотора. При доливке в образовавшиеся щели проникает антифриз. В цилиндрах кроме топлива появляется жидкость. Силовая установка выходи из строя;
- разрушение головки блока происходит при использовании воды вместо ОЖ в зимний период. ДВС размораживается. Эксплуатация невозможна, нужна замена поврежденного элемента;
- в картер при внутреннем повреждении блока. Явление редкое, но иногда так проявляется усталость металла;
- при потере уплотнения между блоком и гильзами цилиндра. Если произошел перегрев двигателя из-за недостатка ОЖ в системе, то происходит смещение в уплотняющих элементах. При последующей заливке тосола в систему он проникает в открывшиеся неплотности и щели;
- в случае повреждения трубопроводов и шлангов, соединяющих радиатор и отопитель, происходит быстрая утечка тосола. Эксплуатировать автомобиль нельзя, произойдет перегрев двигателя, который потребует замену или дорогостоящий ремонт;
- повреждение радиатора приведет к утечкам через него. Подобные явления возникают в результате ДТП. Своим ходом уехать не получится. Необходима замена теплообменного устройства;
- перегрев цилиндров из-за изменения угла опережения зажигания. Меняется режим работы настолько, что охлаждающая жидкость не может отвести избыток теплового потока, возникающего в процессе сгорания топлива. Подобные явления были свойственны двигателям «Москвичей» и «Таврии»;
- поломка помпы системы охлаждения. Циркуляция по большому кругу невозможна. В расширительном бачке заметен интенсивный рост уровня ОЖ. Такие сбои иногда возникают при длительном движении в пробках, когда старт и остановка происходят постоянно.
Не только снижение уровня антифриза показывает на проблемы. Иногда можно увидеть увеличение количества жидкости:
- перетекание части топлива в систему охлаждения. Явление редкое, но иногда возможно и такое. Чаще возникает в дизельных двигателях. Топливо поступает через неплотности в месте крепления насоса высокого давления. Признаком является изменение цвета или помутнение ОЖ;
- поступление моторного масла в систему охлаждения. Подобные случаи возможны после ДТП, когда происходит смещение элементов блока.
От чего зависит объем ОЖ в системе
Объем охлаждающей жидкости в контуре зависит непосредственно от ее температуры и погодных условий. В жаркое время года, как правило, в расширительном бачке ОЖ будет всегда приближена к отметке MAX, в то время как зимой ее можно увидеть у отметки MIN. Это объясняется изменением объема жидкости в зависимости от ее температуры: чем холоднее, тем меньше V.
Идеальное количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Для чего нужна проверка?
Температурные колебания бывают весьма значительны и на практике разница иногда достигает 150° C. Например, если корпус двигателя в рабочем режиме нагреется до +110° C, а воздух на улице будет 40° C. Естественно вода для этих целей не подойдет, а вот охлаждающая жидкость имеет нужные характеристики.
Своевременная проверка ее уровня является одним из базовых критериев при обслуживании автомобиля. Она необходима для обеспечения следующих параметров:
- Безопасности. Перегрев может стать причиной неожиданной поломки во время движения, что может привести к крайне нежелательным последствиям.
- Экономичности. Эта процедура убережет владельца машины от дорогостоящего ремонта, вызванного преждевременным износом деталей и узлов автомобиля.
- Надежности. В зимнее время эксплуатация современного автомобиля невозможна без антифриза. Недостаточный уровень этой жидкости крайне опасен, неслучайно дословный перевод с английского данного понятия означает «незамерзающий».
Проверять уровень охлаждающей жидкости можно каждый раз, когда есть повод открыть капот. Рекомендуется планово контролировать ее количество, минимум 2 раза в год. Полную замену жидкости делают каждые 2–3 года.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Необходимое количество антифриза поддерживает системы автомобиля в оптимальном состоянии. Заявленные производителем характеристики достижимы только при рекомендованном уровне охлаждающей жидкости и напрямую влияют на следующие параметры:
Температуру кипения. Расчетное значение составляет около 110° C. Выше этого значения прогревать двигатель не рекомендуется. Система охлаждения устроена таким образом, что непрерывный проток охлаждающей жидкости по кругу через радиатор и систему каналов силового агрегата поддерживает баланс температур от 60° C до 108° C. Запуск двигателя
В холодное время года важно, чтобы антифриз был подвижен в системе. Вода при температуре ниже нуля превращается лед, и маршрут ее движения в этом случае будет блокирован, что приведет к перегреву двигателя
Тосол и антифриз в зависимости от марки не замерзает при температуре до — 65° C. В большинстве случаев хватает ресурса охлаждающей жидкости, рассчитанной до ‑40° C; Работу гидравлической системы трансмиссии. Во многих современных автомобилях с АКПП необходимо поддерживать оптимальную температуру в трансмиссии. Охлаждающая жидкость в данном случае наиболее эффективное решение задачи. Добавки и присадки в составе охлаждающей жидкости. Они придают ей дополнительные качества, а это, в первую очередь, влияет на антикоррозийные свойства. Кроме того, сбалансированный состав не дает образовываться накипи и обладает смазывающим эффектом.
Сколько антифриза должно быть?
Функции, выполняемые охлаждающей жидкостью, важны и летом, и зимой, поэтому регулярная проверка системы — насущная необходимость. Недостаток или некондиционные качества данной жидкости истощают ресурс двигателя, а в некоторых случаях, приводят к поломке и, как следствие, к дорогостоящему и хлопотному ремонту.
Проверить состояние системы можно в абсолютно любом автомобиле. Мероприятие это несложное, поскольку производители машин обеспечивают беспрепятственный доступ к устройству контроля.
Точная информация об объеме охлаждающей жидкости для конкретной модели указана в паспорте автомобиля. Ее также легко найти в и специализированных таблицах на тематических сайтах или проконсультировавшись с механиком или менеджером по продажам.
Важно помнить такое правило: смешивать разные по составу антифризы не рекомендуется. Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту
В противном случае придется делать полную замену жидкости
Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту. В противном случае придется делать полную замену жидкости.
Если залит, например, синий антифриз, то доливать красный нельзя.
Но ориентироваться только на цвет тоже не стоит. Разные производители пользуются своими эксклюзивными разработками, при этом совместимость ингредиентов при одинаковом цвете никто не может гарантировать.
Какой должен быть нормальный объем охлаждающей жидкости
Количество антифриза зависит от объема двигателя автомобиля. Например, в двигателях до 2-х литров умещается до 5-7 литров антифриза. А агрегаты посерьезнее требуют залить 10 и более кг хладагента.
Объем антифриза в зависимости от автомобиля:
Объем антифриза | Тип автомобиля |
3 л | Daihatsu Mira, More, Opti, Suzuki Alto, Wagon-R, Honda Life, Subaru Pleo |
4 л | Daihatsu Atrai, Mitsubishi Strada 1300cc., Vitz1300cc., Funcargo1500cc., Daihatsu Terios 1300cc., Toyota Bb 1500cc., Nissan March 1300cc., Honda Civic 1500cc., HR-V 1600cc., Domani 1600cc., Mitsubishi Toppo BJ, Pajero |
5 л | Toyota Starlet 1300cc., Tercel 1500cc., Raum 1500cc., Corolla Spacio 1600cc., Corolla II 1500cc., Nissan Lucino 1500cc., Avenir 1800cc., Mitsubishi Mirage 1500cc., Suzuki Escudo 1600cc., Nissan Cube 1300cc., Honda Logo 1300cc. |
6 л | Toyota Corolla 1600, Curren 1800, Nadia 2000, Gaia 2000, Ipsum 2000, Levin Trueno 1600, Opa 1800, Vista 2000, Mazda Demio 1500, Familia 1800, Nissan Sunny 1800, Primera 2000, Mitsubishi Lancer 1800, Subaru Legacy 2500, Honda CR-V 2000, Torneo 2000, Step wagon 2000, Mitsubishi Legnum 2000, Pajero 10 2000 |
7 л | Toyota RAV-4 2000, Altezza 2000, Celica 2000, Mark II2000, Camry Gracia 2200, Caldina 2000, Crown 2500, Progres 2500, Honda Odyssey 2300, Inspire 2500, Mitsubishi RVR 2000 |
8 л | Toyota: Aristo ЗОООсс., Crown ЗОООсс., Majesta ЗОООсс., Soarer ЗОООсс., Hilux SURF 3400cc., Mark II 2500Tcc., Mitsubishi: GTO ЗОООсс., Chariot Grandis ЗОООсс., Suzuki Escudo 2500cc., Nissan Bassara ЗОООсс., Mitsubishi Diamante 2500cc., Nissan Presage ЗОООсс., Mazda Tribute 2000cc. |
9 л | Toyota: Soarer2500Tcc., Windom ЗОООсс., Kiuger ЗОООсс., Harrier ЗОООсс., Estima ЗОООсс., Nissan: Cedric — Gloria ЗОООсс., Laurel 2500cc., Mazda Sentia ЗОООсс., Mitsubishi Pajero ЗОООсс., Nissan Skyline 2500cc. |
Свыше 10 л | Toyota: Majesta 4000cc. (10), MR-S (10), Celsior 4000cc. (11), Granvia 3400cc., Regius 2700cc. (12), MR-2 2000cc. (13), Nissan Stagea 2500cc. (10), Mazda MPV 2500cc. (10),Isuzu Wizard (11) Nissan: Terrano ЗЗООсс. (11 |
Нормальное количество охлаждающей жидкости довольно легко определить. Следует прогреть двигатель до 20 градусов Цельсия. Затем открыть капот и взглянуть на бачок — оптимальным значением для антифриза будет вымышленная линия, расположенная посередине между ограничивающими отметками. В таком случае антифриз никогда не выльется через расширительный бачок, но при этом всегда будет находиться не ниже минимальной отметки, даже при серьезном морозе.
Возможные места утечек
Как правило, антифриз вытекает в местах соединения патрубков, поскольку давление в нормально работающей системе при нагреве достигает 1 бара. Обычно на стыках сразу же видно подтеки охлаждающей жидкости. Для устранения утечки рекомендуется протянуть все хомуты на патрубках.
Резинотехнические изделия со временем трескаются и приходят в негодность. Антифриз в таких местах может просто хлынуть под давлением. Для предотвращения подобной ситуации требуется регулярно осматривать пайпинги системы охлаждения на их дефекты.
Частым виновником утечки антифриза является помпа двигателя. При износе она начинает течь через специальное отверстие. Если снизу помпы появился подтек хладагента, то это свидетельствует об износе сальника водяного насоса. В таком случае поможет только замена неисправного элемента.
Нередко течь может образоваться из-за негерметичных радиаторов. Диагностировать их крайне просто: визуально осмотреть все соты и бачки радиатора. Если антифриза не замечено, то всё в порядке.
Как контролировать уровень антифриза в системе
Проверять уровень надо в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Но есть и общие соображения.
На холодную
Перед проверкой двигатель должен остыть. Тогда метки на расширительном бачке дадут верную информацию. В принципе, уровень может быть любым между метками минимума и максимума на стенке прозрачного бачка.
В идеале – примерно посередине, избыток тоже вреден. Важно отслеживать не миллиметры этого уровня, а примерную динамику его изменения, что может показать, жидкость уходит, а значит надо искать причину.
Уходить она может и при полной герметичности системы, но происходит это очень медленно, уровень не меняется месяцами и годами.
На горячую
Большой ошибкой будет проведение контроля на горячем, только что остановленном двигателе, тем более при его работе.
Связано это с рядом причин:
- нагретая жидкость, а её достаточно много в системе, расширена, а значит уровень будет обманчиво высоким;
- ещё больше введёт в заблуждение образование паровых пробок в системе, антифриз не кипит, но необходимое для этого давление создаётся образованием пузырьков газа в самых нагретых участках рубашек, особенно сразу после остановки мотора, когда циркуляция от водяного насоса прекращается, а детали имеют очень высокую температуру;
- выделение пузырьков газа затрудняет правильное считывание показаний по шкале уровня.
Тем более опасно открывать пробку бачка при горячем моторе. Резкое пропадание давление вызовет выброс пара и горячей жидкости, что чревато ожогами.
Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок
Доливка жидкости в расширительный бачок до требуемого уровня — простая процедура. Первым делом следует открыть капот и установить зрительный контакт с резервуаром для антифриза. Затем проверяется уровень хладагента. Если он слишком низкий, следует открыть заливную крышку расширительного бачка и долить ОЖ до нужного уровня.
Добавлять следует только проверенный антифриз — желательно именно тот, что в данный момент циркулирует по системе. Смешивать можно не все антифризы. Если они одинакового цвета, это еще не значит, что при соединении они не вступят в реакцию.
Как узнать уровень ОЖ
Когда двигатель еще холодный, открутите крышку радиатора. Посмотрите внимательно на количество антифриза у нижнего края отвода, к которому присоединен шланг, ведущий к бачку.
Теперь обратите внимание на сам расширительный бак. Тосолу в идеале надобно находиться между его минимальной и максимальной отметками.
Если вы заметили, что количество жидкости ниже минимального указателя, надо немедленно долить тосола. Не сделав этого, вы рискуете перегреть двигатель автомобиля.
В случае, когда объем жидкости неожиданно упал, требуется проверить его еще раз. Заведите и прогрейте мотор до девяноста градусов, потом охладите его, так как на холодную и на горячую уровень антифриза может отличаться из-за того, что горячая жидкость имеет свойство расширяться. При падении объема антифриза в бачке после такой процедуры следует предположить, что, возможно, причина в том, что нарушена целостность системы. Это значит, что требуется более детальная диагностика.
От чего зависит уровень антифриза
- герметичность всех элементов системы охлаждения: расширительного бака, всех трубочек, а также прокладок и блока цилиндров;
- фиксация шлангов с помощью хомутов в правильном положении;
- правильное функционирование клапанов на крышках расширительного бачка и радиатора;
- правильное функционирование системы топлива;
- качество антифриза;
- способ вождения;
- система зажигания.
При низком уровне ОЖ возможно снижение мощности работы двигателя и большой расход бензина
. Причиной всего этого могут быть плохо зафиксированные хомуты. Именно через них, скорее всего, и вытекает тосол.
В случае неисправности клапанов радиатора в системе охлаждения давление будет ниже, чем необходимо. Это станет причиной снижения температуры закипания тосола, вследствие чего возникает опасность формирования паровых пробок. Такой же финал ожидается, если шланг, который ведет к бачку с охлаждающей жидкостью, будет забит. Поэтому, за системой охлаждения нужно внимательно следить
.
Итак, мы подали информацию, касающуюся наличия жидкости в системе охлаждения, привели примеры возможных неисправностей из-за нехватки ОЖ. Надеемся, наша статья была для вас полезной, и вы смогли почерпнуть из нее нужную информацию для себя.
← Предыдущий материал
Следующий материал →
Можно ли смешивать отличающиеся антифризы
Из-за огромного ассортимента охлаждающих жидкостей, автолюбители всё чаще смешивают две или три несовместимых субстанции. При этом на выходе получается странного цвета жидкость с осадком или пеной, нередко «фриз» превращается в эмульсию. В общем, последствия таких смешиваний крайне плачевны. Если уж и смешивать разные хладагенты, то следует четко разобраться в их совместимости.
Таблица смешиваемости антифризов:
ОЖ в системе | |||||||
Тосол | G11 | G12 | G12+ | G12++ | G13 | ||
ОЖ на долив в систему | Тосол | Да | Да | Не | Нет | Нет | Нет |
G11 | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | |
G12 | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | |
G12+ | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | |
G12++ | Да | Да | Да | Да | Да | Да | |
G13 | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Самый точный и наглядный метод — смешивание антифризов в прозрачной таре. Такой вариант сразу показывает возможность совмещения двух хладагентов
Обратившись к данной таблице, легко определить, возможно ли смешать 2 выбранные вами жидкости. Если вы не знаете о том, какой антифриз используется в системе охлаждения вашего автомобиля, то лучшим вариантом будет добавить дистиллированную воду в систему, тем самым вы просто разбавите уже имеющуюся ОЖ. Из последствий — только снижение защитных свойств антифриза, а также сужение температурного диапазона.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Вам также может быть интересно
Sintec Multifreeze — один за всех
Современные технологии делают нашу жизнь проще. Вспомните мобильные телефоны начала 2000-х: большинство из них имели собственные разъемы и оригинальные зарядные устройства. Но потом производители пришли к единому универсальному решению в виде microUSB, что заметно облегчило эксплуатацию смартфонов. Похожие примеры есть и в автомобильной индустрии. Знаете ли вы, как правильно выбрать антифриз для долива? Некоторые ориентируются […]
Можно ли смешивать антифризы G11 и G12?
При переходе с одного антифриза на другой идеальным вариантом будет полностью слить старый, промыть систему охлаждения и залить новый. Однако не всегда есть возможность так сделать. Поэтому для многих водителей актуален вопрос: насколько безопасным будет смешивание различных охлаждающих жидкостей?