Самостоятельно меняем датчик включения вентилятора на ВАЗ 2107: последовательность и рекомендации


Ни один двигатель внутреннего сгорания не может функционировать без полноценного охлаждения, и двигатель ВАЗ 2107 в этом смысле не исключение. Если в системе охлаждения возникают неполадки, то перегрев мотора — вопрос нескольких минут. Часто источником проблем является датчик включения вентилятора. К счастью, автовладелец вполне может заменить его своими руками. Попробуем разобраться, как это делается.
  • Конструкции и принципы работы датчиков
    Электромеханический датчик ВАЗ 2107
  • Электронный датчик ВАЗ 2107
  • Расположение датчика
  • Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
      Последовательность проверки датчика
  • Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107
  • Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107
  • Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2107
      Порядок работы
  • Видео: замена датчика включения вентилятора
  • Назначение датчика включения вентилятора ВАЗ 2107

    О назначении датчика нетрудно догадаться из его названия. Это устройство отвечает за своевременное включение вентилятора, обдувающего главный охлаждающий радиатор.


    Датчики вентиляторов ВАЗ 2107 имеют монолитный корпус и малые размеры

    Дополнительный обдув требуется тогда, когда антифриз в радиаторе нагревается до температуры выше 90°C и мотор перестаёт нормально охлаждаться. Как правило, это происходит в тёплое время года при езде по городу или по просёлочным дорогам.

    Инструкция по снятию и замене БП своими руками

    Чтобы произвести замену ДТОЖ, нужно сделать следующее:

    1. Откройте капот и найдите контроллер. Отключите клеммы с проводами от аккумуляторной батареи.
    2. Из блока цилиндров силового агрегата следует слить антифриз. Жидкость сливается до того момента, пока ее уровень не будет ниже места установки датчика.
    3. Далее, вам необходимо будет сдвинуть защитный колпачок на разъеме, а также отключить подключенный к датчику провод.
    4. При помощи гаечного ключа на 21 нужно открутить устройство и вытащить его из посадочного места. Более удобно использовать для этой цели свечной ключ или головку.
    5. Демонтируйте устройство и замените его на новое, дальнейшая сборка производится в обратном порядке.

    Конструкции и принципы работы датчиков

    В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались различные модели датчиков включения вентилятора. Вначале это были электромеханические датчики, затем им на смену пришла электроника. Рассмотрим каждое устройство подробнее.

    Электромеханический датчик ВАЗ 2107

    Внутри электромеханического датчика находится небольшая ёмкость с церезитом, смешанным с медной пудрой. Над этим веществом расположена гибкая мембрана с прикреплённым к ней толкателем. А толкатель, в свою очередь, подключён к подвижному контакту. Вся эта конструкция помещена в стальной корпус с толстыми стенками (которые необходимы для обеспечения более равномерного нагрева датчика). На внешней части корпуса имеется резьба и пара электрических контактов.


    В основе работы электромеханического датчика ВАЗ 2107 лежит расширение церезита под действием высокой температуры

    В основе работы датчика лежит простой принцип: объём церезита меняется с повышением температуры. Церезит, разогреваясь под действием почти закипевшего антифриза, расширяется и поднимает мембрану, которая приводит в движение толкатель. Он достигает подвижного контакта и замыкает его, что приводит к включению вентилятора. Когда температура антифриза из-за дополнительного обдува понизится, церезит остывает, мембрана уходит вниз, контакт размыкается и вентилятор отключается.

    Электронный датчик ВАЗ 2107

    Основа электронного датчика — термический резистор, вставленный в массивный стальной корпус. Как и в предыдущем случае, на корпусе имеется резьба, позволяющая вкрутить датчик в радиатор, и пара контактов.


    Основным элементом электронного датчика ВАЗ 2107 является терморезистор

    Работа электронного датчика основана на изменении сопротивления резистора под воздействием высокой температуры. Изменения электрического сопротивления отслеживаются специальной схемой. И когда сопротивление достигает определённых значений, схема посылает сигнал на систему контактов, они замыкаются и включают вентилятор.

    Расположение датчика

    Практически на всех классических моделях ВАЗ датчики включения вентиляторов вкручиваются прямо в радиаторы охлаждения. Это необходимо для того, чтобы большая часть рабочей поверхности датчика контактировала с горячим антифризом. Между датчиком и радиатором в обязательном порядке устанавливается специальная уплотнительная прокладка из материала, устойчивого к высоким температурам.


    Красной стрелкой обозначен датчик вентилятора ВАЗ 2107, синей — уплотнительное кольцо под ним

    Поскольку датчик вентилятора ВАЗ 2107 вкручен в нижнюю часть главного радиатора, то менять его удобнее всего из смотровой ямы, на которую надо установить автомобиль.

    Инструкция по замене своими руками

    Для замены датчика нужно сделать следующее:

    1. Сначала откройте капот и отключите аккумуляторную батарею.
    2. Снимите крышку расширительного бачка охлаждающей жидкости и выкрутите пробку с радиаторного устройства. Это позволит предотвратить образование высокого давления в системе.
    3. Далее, под радиаторный узел установите тару — в нее сольется антифриз после снятия. Открутите кран и подождите, пока жидкость сольется.
    4. Когда эти действия будут выполнены, потребуется отключить разъем с проводкой от устройства. Далее, используя гаечный ключ на 30, вам надо будет открутить датчик и извлечь его из посадочного места. При демонтаже не потеряйте стальной уплотнитель, а перед дальнейшей установкой необходимо будет обработать место монтажа герметиком. Важно, чтобы сам герметик был высокотемпературным — обработка им посадочного места позволит предотвратить утечку расходного материала.
    5. Когда устройство будет установлен, необходимо вмонтировать обратно пробку на радиаторном узле. Дальнейшая сборка осуществляется в обратной последовательности — сначала необходимо залить охлаждающую жидкость, после чего подключить аккумуляторную клемму.
    6. Для диагностики работоспособности устройства нужно завести силовой агрегат и прогреть его до рабочей температуры, чтобы включился вентилятор.

    Фотогалерея «Самостоятельно меняем датчик»

    Проверка работоспособности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

    Чтобы проверить исправность датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107, потребуются следующие вещи:

    • ёмкость для кипячения воды;
    • термометр;
    • бытовой кипятильник;
    • снятый с машины датчик включения вентилятора;
    • бытовой мультиметр.

    Последовательность проверки датчика

    Последовательность проверки датчика заключается в следующем:

    1. В подготовленную ёмкость наливается вода.
    2. Резьбовая часть датчика погружается в воду, а его контакты — подключаются к контактам мультиметра, настроенного на проверку электрического сопротивления.
    3. Теперь в воду погружаются термометр и кипятильник.
    4. Кипятильник включается в сеть, вода начинает нагреваться. Температура нагрева отслеживается по термометру.


      Датчик ВАЗ 2107 погружён в ёмкость с водой и подключён к мультиметру

    5. Когда температура воды достигнет 95 градусов, сопротивление датчика должно исчезнуть (это будет видно на дисплее мультиметра).
    6. Если при вышеуказанной температуре воды сопротивление пропало, датчик включения вентилятора считается исправным.
    7. Если датчик сохраняет сопротивление при нагреве выше 95 градусов, он неисправен и подлежит замене.

    Видео: проверка исправности вентиляторного датчика ВАЗ 2107

    https://youtube.com/watch?v=FQ79qkRlLGs

    Описание контроллера температуры охлаждающей жидкости

    Датчик температуры являет собой резисторный элемент, выполняющий функцию передачи и приема данных о том, какая температура расходного материала в системе охлаждения. С увеличением температуры сопротивления датчика изменяется, в результате чего он подает напряжение на приборную панель. На последней установлен указатель, который демонстрирует, до какой температуры прогрелся силовой агрегат автомобиля. Где стоит ДТОЖ? Располагается устройство на ГБЦ, за четвертым цилиндром.

    В инжекторных машинах ДТОЖ дает ЭБУ показания температуры, а ЭБУ включает вентилятор сам, датчик включения вентилятора, как правило, идет силовой, замыкает контакты на определенной температуре — включает реле вентилятора и находится в основном на радиаторе (в карбюраторной машине), так как ДТОЖ находится на двигателе.

    Принцип работы

    Принцип действия ДТОЖ заключается в постоянном взаимодействии магнитного поля (постоянного) с полем измерительных устройств. По всем обмоткам проходит напряжение. Постоянный магнит подключается к указателю, расположенному в приборной панели. При изменении температуры изменяется также параметр сопротивления устройства, что приводит к колебанию стрелки.

    Возможные неполадки и методы их устранения

    Какие неисправности могут произойти в работе устройства:

    1. Датчик вышел из строя. Проблема такого плана решается путем замены контроллера на работоспособный.
    2. Поврежден контакт на разъеме подключения устройства к бортовой сети. Также контакты могут быть окислены. При такой неисправности можно попытаться очистить контакты, если же их повреждение очень сильное, то разъем лучше заменить.
    3. Устройство может перестать работать из-за поврежденной электроцепи. Необходимо произвести диагностику состояния проводки тестером, если цепь действительно повреждена, то неисправный участок подлежит ремонту или замене.

    Диагностика регулятора

    Для проверки работоспособности нужно выполнить следующие действия:

    1. Для начала нужно прогреть силовой агрегат, чтобы температура ДВС увеличилась до 90 градусов. После этого мотор можно заглушить.
    2. Далее, активируется зажигание и открывается капо автомобиля.
    3. Вам необходимо отключить наконечник провода с измерительным устройством, а затем замкнуть его на корпус мотора.
    4. Если в результате выполненных действия стрелка датчика на контрольном щитке стала отклоняться в правую сторону, выходя в красную зону, это говорит о поломке контроллера. Если же стрелка не перемещается, то скорей всего, в цепи подключения имеется обрыв.

    Самый простой способ проверить обрыв цепи: на рабочем двигателе снять фишку с ДТОЖ, если все нормально и нет обрыва в какой-то цепи, то вентилятор включится на максимальные обороты (видео снял Дмитрий Макаров).

    Неисправности, связанные с датчиком вентилятора ВАЗ 2107

    Существует ряд наиболее распространённых проблем, из-за которых вентилятор на ВАЗ 2107 может не включиться в нужный момент, что приведёт к перегреву двигателя. Вот они:

    • датчик включения вентилятора перегорел. Чаще всего это происходит из-за резкого скачка напряжения в электросети машины, возникшего вследствие короткого замыкания. Электропроводка на ВАЗ 2107 никогда не отличалась долговечностью и надёжностью. Со временем она начинает трескаться и приходит в полную негодность, что и ведёт к замыканию;
    • перегорел предохранитель, отвечающий за вентилятор. Бывают ситуации, когда датчик вентилятора исправен, но вентилятор всё равно не включается. В этом случае необходимо заглянуть в предохранительный блок, находящийся под рулевой колонкой автомобиля и отыскать там предохранитель, отвечающий за работу вентилятора, вынуть его и осмотреть. Если он оплавлен и слегка почернел — причина неисправности найдена.


      Стрелкой 1 показано расположение предохранителя вентилятора ВАЗ 2107. Стрелкой 2 показано расположение вентиляторного реле

    Неприятные сюрпризы от ДТОЖ двигателя

    Диагностика и замена датчика давления масла

    Привет. Сегодня хочу рассказать о датчике температуры охлаждающей жидкости и неисправностях связанных с ним.ТОЖ. Картинка из свободного доступа интернета.

    ДТОЖ, Картинка из свободного доступа интернета.

    Краткая справка.Датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ) – это важный элемент электронной системы управления двигателем(ЭСУД). Датчик предназначен для измерения температуры двигателя. По сигналу с этого датчика ЭСУД ,по заложенной в нем программе, управляет подачей топлива, корректирует угол зажигания, включает и выключает вентилятор системы охлаждения двигателем.

    Конструктивно датчик представляет собой термистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент, т. е. с увеличением температуры его сопротивление падает. Сам термистор помещен в в теплопроводный корпус с резьбой. В корпус встроен пластиковый разъем с 2-я выводами термистора.

    Конструкция ДТОЖ. Картинка из свободного доступа интернета.

    Датчик должен иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью.

    Расположение ДТОЖ. Картинка из свободного доступа интернета.

    На самом деле этот, на первый взгляд, простой датчик может автовладельцу принести массу неприятных моментов.

    Симптомы неисправности этого датчика могут быть следующие:

    • дергания и рывки при движении автомобиля;
    • повышенный расход топлива(черный нагар на свечах зажигания);
    • повышенные обороты на холостом ходу;
    • плохой запуск на горячую ,в некоторых случаях и на холодную;
    • перегрев двигателя из-за неверных значений ДТОЖ.

    Самые банальные причины: обрыв внутри ДТОЖ или проводов,подходящих к нему. В этом случае загорается лампа неисправности двигателя, ошибка:”Неисправность цепи датчика температуры двигателя”.

    Но есть и более коварные причины: ДТОЖ может давать неверные показания по температуре охлаждающей жидкости, т.е показывать температуру ниже чем она есть на самом деле. К примеру, может занижать температуру на 10-15 градусов. В этом случае лампа неисправности не загорается. ЭСУД не подает вовремя сигнал на реле вентилятора системы охлаждения двигателя. Начинает подниматься в бачке уровень охлаждающей жидкости, что может привести к перегреву двигателя. В этом случае реальную температуру показать может только указатель на приборном щитке. В таком случае можно снять ДТОЖ ,нагреть его отдельно в чайнике и замерить тестером как меняется его сопротивление по таблице.

    Таблица зависимости сопротивления от температуры. Картинка из свободного доступа интернета.

    Но лучше купить новый, благо эти датчики недорогие.

    Следующая проблема-это плохой запуск на холодном двигателе. В этом случае ошибка тоже не загорается. Датчик температуры, наоборот, показывает завышенную температуру. К примеру, на улице температура -10 градусов, а датчик показывает +25 градусов. При такой разнице двигатель может совсем не запуститься. Для запуска ему просто не хватает подачи топлива. Много раз такие автомобили притаскивали на тросу. При подключении сканера все становится понятно.

    Надеюсь статья будет полезна диагностам и автолюбителям.

    Источники

    • zen.yandex.ru/media/zametki_avtodiagnosta/nepriiatnye-siurprizy-ot-dtoj-dvigatelia-5dc312b1e4fff000aed09f35
    • osensorax.ru/klimat/datchik-temperatury-vaz-2107
    • drive2.ru/l/495297553793810928/
    • zapchasti.expert/datchiki/datchik-temperatury/datchik-temperatury-vaz-2107.html
    • bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/datchik-temperaturyi-ohlazhdayushhey-zhidkosti-vaz-2107-inzhektor.html
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]