Как проверить датчик скорости? Простые способы

Каждый автомобиль должен быть оснащен рабочим датчиком скорости (ДС). Это устройство позволяет точно определить скорость передвижения транспортного средства и вывести информацию об этом на спидометр. Эксплуатация авто с нерабочим ДС не допускается, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации на дороге. Как проверить датчик скорости и произвести замену устройства своими руками — об этом читайте ниже.

Описание ДС

Как мы уже сказали, основное предназначение датчика привода спидометра заключается в точном определении скорости движения транспортного средства. Благодаря этому устройству модель всегда может знать, с какой скоростью движется его авто. Что касается разновидностей, то ДС могут относиться к контактному либо бесконтактному типу. На сегодняшний день большинство наших соотечественников отдают предпочтение бесконтактным вариантам. Контактные ДС, несмотря на все достоинства, имеют один значимый недостаток — они склонны к загрязнению, что в свою очередь приведет к неточности выводимых показаний.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно по схеме эта деталь состоит из:

  • привода спидометра;
  • корпуса;
  • а также самого контроллера с разъемом для подключения к бортовой сети.

Что касается принципа работы, то он основывается на измерении уровня частоты сигналов от контроллера, который находится на корпусе коробки передач либо раздаточной коробке. На выходе девайса во время езды образуются прямоугольные импульсы, минимальное значение которых должно составлять не меньше 1 вольта, а максимальное — не меньше 5 вольт.

По международным стандартам контроллер должен вырабатывать около 6 тысяч таких импульсов на протяжении одного километра пробега. Сами импульсы впоследствии преобразуются в ток, который замеряется магнитоэлектрическим устройством. Следует отметить, что значение тока напрямую зависит от количества подаваемых сигналов за определенную единицу времени. То есть данное значение будет прямо пропорциональным скорости езды транспортного средства.

Помимо этого, благодаря электронной схеме, которая установлена в приборную панель, методом подсчета поступающих сигналов обеспечивается работоспособность шагового электромотора. Последний предназначен для вращения барабанов счетчиков, после чего выводит соответствующую информацию на маленький экран, где демонстрируется общий, а также суточный пробег авто. Если речь идет о суточном пробеге, то это значение при необходимости можно обнулить.

Признаки неисправности

Если ДС по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к тому, что блок управления не сможет определить скорость передвижения. Однако, это не единственная проблема, поскольку также могут возникнуть сбои в работоспособности силового агрегата.

Предлагаем более подробно ознакомиться с признаками неисправности, по которым можно определить выход из строя ДС:

  • спидометр на приборной панели либо вовсе перестал работать, либо выводит неправильные показания;
  • в работе двигателя, в частности, на холостых оборотах проявляются сбои;
  • увеличился расход топлива;
  • работа мотора ухудшилась, силовой агрегат не может развивать необходимую скорость;
  • двигатель может самопроизвольно остановиться во время движения на холостых оборотах, в частности, когда водитель пытается выжать сцепление для переключения передачи;
  • если авто оснащено бортовым компьютером, то на приборке может появиться индикатор Check;
  • в том случае, если авто оборудовано электрическим усилителем руля, то может выйти из строя и этот узел;
  • в некоторых авто, к примеру, Лада Калина выход из строя ДС может также привести к повышенной чувствительности контроллера уровня горючего в бензобаке (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Что касается причин, то, как правило, они обусловлены повреждением электопроводки авто, так что проверка работоспособности должна начинаться с диагностики состояния контактов и электроцепей. Возможно, проблема заключается в окисленных либо грязных контактах, поэтому их необходимо будет очистить и обработать смазкой, к примеру, Литолом. Обрыв проводки необходимо искать в первую очередь рядом с разъемом подключения, поскольку в этом месте провода сгибаются и обычно перетираются.

Причины сбоя в эксплуатации датчика скорости

Отсутствие показаний спидометра вовсе не означает выход из строя данного устройства. Хотя, чтобы купить датчик скорости на «десятку», достаточно потратить небольшую сумму, однако будет весьма обидно, что факт замены датчика скорости не даст необходимого эффекта. А причины могут быть следующие:

  1. Наличие грязе-пылевых и масляных подтеков на датчике скорости, видео по замене которого можно найти в интернете. Они образуются на корпусе изделия во время эксплуатации автомобиля. Для профилактики изделия в этом случае нужно просто почистить данное устройство.
  2. Неустойчивый контакт разъема изделия и обрыв проводки.
  3. Иногда дефект бывает чисто механического характера, который заключается в банальных дефектах троса приборного указателя скорости – спидометра.

Здесь возможны следующие варианты:

1. Усложненное неравномерное движение троса в оплетке, которое вызывается дефектами троса – заусеницами или разрывами металлических жил троса. Они могут существенно повлиять на функционал привода датчика. 2. Увеличенные обороты троса.

Проверка прибора на исправность:

  1. Вывешиваем на домкрат переднее колесо транспортного средства.
  2. Разъединяем проводной контакт от изделия и подсоединяем к нему мультиметр цифрового типа или аналогичный прибор
  3. Делая вращательные движения вывешенным колесом с небольшой скоростью, замеряем сигнал импульсного потока с разъема. Тест на функционал начинается с проверки на заземление и на питание электрической цепи.
  4. Снимаем прибор с посадочного места.
  5. Подсоединяем прибор для измерения напряжения к выводным контактам.
  6. Поворачивая привод датчика скорости, измеряем его разность потенциалов.
  7. На выходе должны получаться данные, при которых при увеличении скорости ротора увеличивается частота и напряжение выходной мощности.

Функционал прибора считается удовлетворительным, если при диагностике он показывает параметры частоты и напряжения на выходном контакте. Иначе замены датчика скорости ВАЗовской «десятки» не избежать.

Проверка работоспособности

Есть несколько вариантов диагностики ДС.

Первый способ проверки, с помощью мультиметра:

  1. Сначала необходимо демонтировать ДС.
  2. Затем, используя тестер, следует определить, за что отвечает каждый контакт на разъеме, вам необходимо найти именно импульсный.
  3. После этого положительный щуп тестера необходимо подключить к данному контакту, а отрицательный — к силовому агрегату либо кузову машины.
  4. Далее, на ось контроллера следует установить кусок трубки и начать его вращать с невысокой скоростью. При этом следите за показаниями контроллера — чем больше будет скорость вращения ДС трубкой, тем выше будут значения на дисплее тестера и параметр напряжения (автор видео — канал REMONTYCA).

Второй способ, без снятия контроллера:

  1. Используя домкрат, вам необходимо будет приподнять переднее колесо авто. Какое именно — правое или левое — неважно.
  2. Затем тестер следует подключить к проводке ДС.
  3. После этого вы начинаете руками вращать колесо авто и следить за показаниями на дисплее тестера. Если импульсы есть, то это говорит о том, что ДС работает в нормальном режиме.

Если мультиметра у вас нет, то можно произвести диагностику ДС при помощи контрольной лампочки либо любой другой лампы на 12 вольт.

Процедура проверки выполняет аналогично вышеописанному методу:

  1. Сначала от ДС необходимо отключить импульсный кабель.
  2. При включенном зажигании, используя контрольку, нужно найти положительный и отрицательный контакты.
  3. Затем переднее колесо авто поднимается на домкрате.
  4. Далее, контрольку необходимо подключить к сигнальному проводу. Колесо надо вращать — если в этот момент на контрольке загорелся минус, это говорит о работоспособности ДС (автор видео — канал PivovarovNikolay).

Что касается обычно лампочки на 12 вольт, то ее необходимо подключить к аккумуляторной батарее, а также сигнальному контакту. Если используется работоспособный ДС, то источник освещения будет мигать. В том случае, если диагностика показала, что ДС рабочий, то необходимо произвести проверку работоспособности его привода. Чтобы сделать это, поддомкратьте переднее колесо, нащупайте привод ДС, после чего ногой вращайте подвешенное колесо, а рукой контролируйте, вращается ли устройство или нет.

Инструкция по замене своими руками

Процедура самостоятельной замены выглядит следующим образом:

  1. Для начала необходимо отключить зажигание, открыть капот и отсоединить клеммы от аккумулятора.
  2. Далее, вам нужно будет найти сам ДС. Как сказано выше, место расположения контроллера может отличаться, поэтому уточните место монтажа в сервисной книжке. Когда ДС будет найден, вам необходимо будет произвести очистку места вокруг контроллера от грязи. Это делается для того, чтобы не допустить попадания загрязнений в трансмиссию.
  3. Отсоедините разъем питания от датчика скорости.
  4. Далее, вам потребуется гаечный ключ для откручивания девайса. В том случае, если с первого раза открутить устройство не получается, не нужно прикладывать силу, поскольку это может привести к повреждению корпуса (обычно он выполнен из пластика). Лучше обработайте ДС жидкостью WD-40 и подождите несколько минут.
  5. Когда устройство будет снято, необходимо произвести монтаж нового контроллера, затем подключить новый датчик.
  6. Если ваш автомобиль оборудован блоком управления, то после замены необходимо обнулить его ошибки. Бывает такое, что из-за того, что ошибка не обнулена, на приборной панели продолжает гореть индикатор, а блок управления посылает сигналы о его неисправности.

Почему датчик скорости выходит из строя

Причины бывают механические и электрические. Перечислим каждые в отдельности.

К механическим причинам относятся:

  • износ зубьев шестерен как на валу МКПП, так и на переходнике — трансформаторе оборотов;
  • появление люфта в узле соединения вала трансформатора и собственно датчика;
  • смещение или утеря элемента Холла на подвижной части;
  • загрязнение пары элементов Холла внутри корпуса;
  • физическая поломка вала или корпуса.

Электрические причины:

  • выход из строя электроники (не ремонтируется);
  • окисление контактов разъема;
  • перетирание проводов устройства по причине неудачного расположения;
  • внешние помехи от шлейфа управления форсунками или высоковольтного свечного провода;
  • помехи, создаваемые нештатными электрическими устройствами (вроде драйвера ксенона или блока охранной сигнализации).

Видео «Наглядная инструкция по замене ДС»

Предлагаем более наглядно ознакомиться с процессом замены датчика скорости на примере автомобиля ВАЗ 2110 (автор ролика — канал В гараже у Сандро).

Во всех транспортных средствах предусмотрено оснащение датчиками скорости. Существует два типа подобных устройств: индукционные и язычковые. В индукционных, сигнал похож на колебания волнового импульса. В нем смена напряжения происходит в зависимости от скорости вращения. По принципу работы такой датчик скорости во многом похож на работу датчика угла поворота коленчатого вала. В язычковых датчиках сигнал передается посредством прямоугольных импульсов. Цикл такого сигнала 40-60%. Переключение его происходит при 0-5 Вольт и при достижении аккумуляторного напряжения в 12 Вольт. Располагает прибор подобного типа в основном на коробке передач транспортного средства.

Как датчик скорости влияет на мотор?

Для многих водителей остается открытым вопрос относительно того, на что может влиять датчик скорости. За счет получения данных о текущей скорости автомобиля происходит расчет подачи топлива. Поэтому когда водитель убирает ногу с педали газа, происходит резкое уменьшение горючего, что позволяет двигателю следить за рациональным его расходом. В случае поломки элемента нужная информация перестает подаваться в блок управления, что приводит к перерасходу топлива и неравномерной работе мотора. Иногда при этом его функционирование может происходить с ощутимыми рывками. Причина такого поведения скрывается в том, что электронный блок управления вынужден установить обороты мотора на отметке в 1500 и деактивировать режим отсечки подачи топлива. При естественном включении данного режима можно значительно повлиять на расход топлива, тем самым снизив его на 2 литра при передвижении в городских условиях. Кроме того датчик скорости играет немаловажное значение на корректное подключение автоматической коробки передач. При отказе датчика свою работу обычно прекращает круиз-контроль. На некоторых моделях автомобилей это также может повлиять на работу рулевого электроусилителя.

Замена ДС

Правила замены разного рода детекторов в автомобиле, как правило, одинаковы:

  1. отключить зажигание, остудить движок;
  2. обесточить АКБ;
  3. облегчить доступ к прибору, если есть такая необходимость, демонтируя мешающие части;
  4. отключить блок проводов от анализатора;
  5. снять его;
  6. поставить новый;
  7. собрать всю систему;
  8. завести авто и прокатиться, дабы быть уверенными в том, что установленный прибор функционирует исправно.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Признаки неисправности и проверка датчика скорости

Любой автомобилист может определить неисправности, связанные датчиком скорости. Как правило, они могут сопровождаться некорректной работой спидометра или его полным отказом, проявляться в виде нестабильного поведения мотора или сопровождаться повышенным расходом топлива. Кроме того, может наблюдаться резкая потеря мощности мотором или самопризвольная остановка двигателя при движении накатом на холостом ходу. Проверить датчик скорости автомобилист может тремя способами. Первый из них предполагает демонтаж устройства в условиях выключенного зажигания с использованием цифрового мультиметра. С его помощью определяется контакт через который осуществляется импульсная подача. Минусовой щуп в этом случае нужно подсоединить к корпусу авто, а плюсовой замкнуть на ДСА. После чего начинают вращать ось ДСа и на мультиметре будет появляться небольшое напряжение, значение которого будет возрастать параллельно скорости вращения. Во втором способе предусматривается демонтаж ДС. Домкратом поднимается одно ведущее колесо. Щупы мультиметра замыкаются с контактами датчика и начинают вращение колеса руками. Информация о напряжении в таком случае должна появиться на устройстве. Если этого не произошло, то можно с уверенностью говорить о неисправности датчика. В третьем варианте проверку можно выполнить без мультиметра. Для этого потребуется контрольная лампа на 12 В. Процедура проверки проводится аналогично второму методу. Об исправности свидетельствует свечение лампочки во время вращения колеса авто.

Подробнее о датчике скорости будет рассказано в этом видеоматериале:

Скорость транспортного средства, когда-то измеряющаяся механическим способом, сейчас определяют при помощи специальных электромагнитных устройств. К ним относится и датчик, работающий на базе эффекте Холла. Это устройство играет важную роль в системе управления и в регулировании подачи топлива. Поэтому каждый водитель должен знать, как проверить датчик скорости своими силами, приняв решение о необходимости его замены.

Диагностика датчика скорости на примере «Лада Калина»

Существует 3 вида датчиков: работающие по эффекту Холла, индуктивные, язычковые. В автомобилях ВАЗ (как и в больше других машин) используется первый вариант. Рассмотрим диагностику именно такого ДС. На нём есть три контакта: напряжение, импульсный сигнал и заземление.

Перед началом работ проверьте наличие заземления и напряжения 12 В в контактах — для этого нужно их прозвонить и протестировать контакт с импульсными сигналами при кручении.

Внимание! Показатель напряжения между массой и выводом должен составлять от 0,5 до 10 В.

Существует три способа проверки ДС.

Как проверить работоспособность тестером

Первый — с демонтажем датчика. Инструменты: вольтметр.

  1. Находим ДС, снимаем его.
  2. С помощью вольтметра определяем назначение каждой клеммы.
  3. Подключаем входящий контакт вольтметра к клемме, управляющей импульсными сигналами.
  4. Второй контакт вольтметра заземляем на корпус или двигатель авто.
  5. Вращаем датчик скорости, проверяя наличие сигналов в рабочем цикле. Измеряем уровень напряжения. Для этого можно надеть на ось датчика трубку. Чем быстрее вращается изделие, тем более высоким должно быть напряжение на вольтметре. Если роста напряжения не происходит — что-то не в порядке.

Второй способ не требует демонтажа ДС. Инструменты: домкрат, вольтметр.

  1. Используя домкрат, приподнимаем автомобиль так, чтобы одно колесо не прикасалось к земле.
  2. Подключаем вольтметр к соответствующим контактам.
  3. Вращаем колесо и смотрим на вольтметр — на нём должны быть напряжение и частота в Гц. Если всё это имеется, датчик в порядке.

Диагностируем с помощью контрольной лампы

Третий способ требует инструментов: «контролька» или провод с лампочкой, домкрат.

  1. Отключаем импульсный провод от датчика.
  2. Включаем зажигание.
  3. «Контролькой» ищем «+» и «–».
  4. Приподнимаем одно колесо, как во втором методе.
  5. «Контрольку» подключаем к проводу «сигнал» и вращаем колесо руками. Если на ней загорелся «минус», ДС функционирует нормально.

Это интересно: 7 самых необычных машин в мире

Под рукой нет «контрольки»? Сгодится и провод с лампочкой. Для проверки нужно подключить одну из его сторон к «+» АКБ. Вторую сторону размещаем на разъёме «Сигнал». Вращаем колесо. Если лампочка мерцает, все в порядке.


Проверяем датчик мультиметром. Цифрами отмечены контакты датчика

Что такое датчик скорости?

Главной задачей автомобильного датчика скорости (или ДСА) является передача частотно-импульсного сигнала на контроллер. Значение частоты импульса напрямую связано со скоростью движения транспортного средства. Чем быстрее движется авто, тем чаще устройство передаёт сигналы, которые используются контроллером для выполнения таких функций:

  • расчета скорости;
  • управления работой силового агрегата на холостом ходу;
  • подачи воздуха мимо дроссельного механизма.

В среднем, ДСА посылает около 6 импульсов на 1 метр расстояния. А его дополнительной задачей является экономия горючего. При движении транспортного средства на нейтральной передаче или с выжатой педалью сцепления на скорости выше 20 км/ч получающий сигналы контроллер не подаёт топливо в двигатель.

ДСА, использующий для работы эффект Холла, является самым популярным вариантом датчика. Однако не единственным. Существуют и другие устройства для определения скорости, с язычковым и индуктивным принципом действия.

Где стоит и как работает

В основе работы большинства изделий — эффект Холла, т. е. возникновение поперечной разности потенциалов. Благодаря ему приспособление подаёт на контролирующую технику частотно-импульсный сигнал. Качество этого сигнала зависит от быстроты вращения колёс — чем быстрее, тем интенсивнее. ЭБУ анализирует сигналы и определяет время, проходящее между импульсами. На основе полученных данных он определяет точную скорость движения. На каждый километр движения приспособление выдаёт около 6 000 сигналов.


Так выглядит стандартный датчик проверки скорости

Если изделие выходит из строя, в электронный блок управления начинают поступать неверные данные. Результатом становится нарушение работы основных узлов двигателя и возможный выход силового агрегата из строя.

Почти всегда датчик ДС размещается на коробке передач, прямо на механизме привода спидометра. Также он может находиться на задней оси.


Стандартное место расположения датчика скорости

Признаки и причины поломки ДСА

Необходимость в проверке работоспособности ДСА появляется при обнаружении следующих признаков его неисправности:

  • нестабильной работы мотора на холостом ходу;
  • неправильных показаний спидометра, который может вообще прекратить работать;
  • повышенного потребления горючего;
  • вывода на экран бортового компьютера ошибки – изменения показаний ДСА до нуля.

Проблемы с датчиком нередко появляются при нарушении целостности проводов, и проверку желательно начинать именно с них. Чаще всего обрыв происходит в нескольких миллиметрах от разъёма. В этом месте провода изогнуты и со временем могут перетереться. Ещё одна проблема заключается в загрязнении контактов, а решается их зачисткой и смазкой. А иногда причиной является износ троса спидометра, на котором появляются разрывы, приводящие к поломке датчика.

Как распознать неисправность датчика скорости?

Есть признаки, которые автоматически указывают на неисправность ДС. Это ошибки в работе спидометра и конкретный код, который показывает бортовой компьютер водителю. Но есть и такие, увидев которые, необходимо проверить работоспособность нескольких приборов под капотом машины:

  1. перерасход горючего может быть признаком неисправности ДМРВ (датчик массового расхода воздуха), ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости), ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) и так далее;
  2. остановка мотора на холостых оборотах говорят о возможных проблемах с ДПК (датчик положения коленвала), РХХ (регулятор холостого хода), ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки и т.д.;
  3. затрудненный запуск двигателя, отсутствие мощности и некоторые другие признаки вообще могут заставить автовладельца перебрать все внутренности своего транспортного средства.

Что может стать причиной поломки датчика скорости? Их не так много, ведь он находится под капотом не в настолько открытом месте, так что повреждение его какими-либо внешними факторами весьма маловероятно. ДС является довольно крепкой деталью, несмотря на кажущуюся хрупкость и небольшой размер.

Одной из причин может быть заводской брак, от которого не застраховано ни одно изделие. Анализатор скорости может выйти из строя по причине коротких замыканий из-за неисправности проводки или контактов. Кроме того, прибор может перестать функционировать со временем, так как у каждого устройства есть свой срок службы.

Прежде всего нужно осмотреть проводку, которая ведет к датчику. Оценить качество изоляции, отсутствие заломов и разрывов, внимательно осмотреть штекер. Можно прозвонить цепь специальным устройством на предмет замыканий. При помощи тестера нужно проверить уровень сопротивления заземления, которое должно быть равно 1 Ом.

Способы проверки устройства

Если принцип работы ДСА основан на эффекте Холла, проверка датчика скорости осуществляется тремя способами. Для первых двух понадобится мультиметр. В третьем случае можно обойтись с помощью обычной лампочки.

Первая методика проверки датчика требует снять его и с помощью мультиметра найти импульсный контакт и соединить с ним плюсовой щуп прибора. Второй щуп присоединяют к кузову или автомобильному двигателю. После этого на ось ДСА надевают небольшую трубку и вращают её, проверяя напряжение мультиметром. С увеличением скорости вращения число импульсов тоже должно расти.

Для второго способа понадобится домкрат, с помощью которого поднимается любое переднее колесо автомобиля. К проводам датчика подключается мультиметр и начинается вращение. Чем быстрее крутится колесо, тем больше импульсов регистрирует прибор. Если это правило не соблюдается, значит, датчик неисправен.

Для последнего способа понадобится 12-вольтовая лампочка, которая будет использоваться вместо мультиметра. Колесо поднимается домкратом, а лампа соединяется с импульсным проводом ДСА. Её моргание при вращении колеса доказывает, что устройство работает.

Проверки других видов ДСА и привода датчика

Датчики, принцип действия которых не связан с эффектом Холла, проверяются с помощью мультиметра:

  • диагностику ДСА с язычковыми переключателями проводят, контролируя напряжение, значение которого должно находиться в пределах 0–5 В (или от нуля до рабочего напряжения аккумулятора);
  • у датчиков индукционного типа тоже контролируется напряжение. Для этого его придётся снять, подключить мультиметр и проверять показания прибора, поднося к ДСА любой металлический предмет. Если напряжение не меняется, устройство неисправно.

Решение проблемы с неисправным устройством решается просто – его заменой. Но, если по результатам проверки датчик оказался рабочим, следует выполнить ещё несколько действий. То есть снова поднять колесо, и, вращая его, проконтролировать работу привода ДСА. При отсутствии вращения этой детали её разбирают и меняют повреждённые запчасти – скорее всего, шестерни.

Видео проверки датчика скорости

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]