Главная прокладка автомобиля располагается между головкой и блоком цилиндров двигателя. Её достаточно сложная конструкция и очень плотный прижим болтами головки подразумевают долгий срок службы, но и нагрузки она принимает запредельные по меркам газовых и жидкостных уплотнений прочих узлов машины. Поэтому случаются внезапные или наоборот, предсказуемые после человеческих ошибок повреждения – пробои и прогары.
Признаки пробитой прокладки ГБЦ
Через стык головки и блока проходят каналы смазки и охлаждения. Основная задача прокладки недопущение попадания газов из цилиндров в блок, а также смешивания антифриза с моторным маслом и топливом.
Разнообразия к проявлению проблем с ДВС добавляет и разгерметизация блока – пробой окантовки камеры сгорания. Поэтому неисправности могут быть самые неоднозначные:
- неспровоцированное повышение температуры двигателя;
- снижение компрессии и пропуски воспламенения, вибрации, двигатель «троит»;
- увеличение уровня масла в картере, появление эмульсии, индикация лампочки аварийного давления масла;
- раздувание шлангов системы охлаждения, срабатывание защитного клапана в крышке расширительного бачка и помутнение антифриза;
- отказ отопителя салона из-за завоздушивания системы;
- белый или сизый густой дым из выхлопной трубы;
- подтёки масла и антифриза по блоку цилиндров.
Все указанные симптомы очень опасны для двигателя, хотя и в разной мере влияют на его ресурс.
Сколько можно ездить
Если имеются подозрения на пробой, то двигатель надо немедленно заглушить, не дожидаясь дальнейших его разрушений.
Езда с прогоревшей прокладкой приводит к необходимости ремонта тех его узлов, которые ещё не повреждены:
- пробой горячего стыка между цилиндрами вызывает прорыв раскалённых газов в обход прокладки, теплоотвода не хватает, начинает разрушаться лёгкий сплав головки и блока;
- попадание масла в рубашку охлаждения ведёт к ухудшению теплообмена из-за отложений на стенках, отмыть которые потом в скрытых полостях очень непросто;
- антифриз в масле вызывает образование эмульсии, потерю смазывающих свойств, снижение давления и нарушение смазки нагруженных деталей, подшипники скольжения перегреваются и оплавляются, закоксовываются поршни и кольца;
- рост температуры вызовет деформацию крупных отливок головки и блока, которую не всегда можно восстановить ремонтной фрезеровкой плоскостей.
После поездок с неисправной прокладкой часто приходится менять головку, коленчатый вал, поршневую группу, масляный насос, практически двигатель приходит в полную негодность, стоимость ремонта сравнима с ценой нового двигателя.
Почему пробивает прокладку ГБЦ
Причиной пробоя может быть естественное старение двигателя, но чаще это связано с нарушением правил эксплуатации или грубыми ошибками в ходе ремонте.
Перегрев двигателя
Головка и блок цилиндров двигателя изготавливаются из материалов с очень близкими коэффициентами теплового расширения. Поэтому плотно стянутые между собой массивные детали ведут себя как одно целое. Но такое возможно лишь при равномерном прогреве в допустимых пределах.
На практике возможны случаи, когда перегревы носят локальный характер. Отвод тепла от некоторых участков более эффективен, прочие нагреваются сильнее, возникают температурные деформации.
Особенно страдает алюминиевая головка, её нижняя плоскость, теоретически идеальная с точностью до сотых долей миллиметра, становится больше похожа на пропеллер самолёта.
По теме: Как самостоятельно прокачать сцепление автомобиля
Неравномерно прижатая прокладка не в состоянии исправить подобный дефект, прорыв газов и жидкостей неизбежен. Проявляется искривление именно при перегреве, поскольку в штатном режиме и расчётной температуре равномерность заложена конструктивно.
Алюминиевые блоки цилиндров тоже максимально облегчены, их жёсткости не хватает при запредельной температуре, а в последнее время блоки из чугуна уже не производят. В результате наступают необратимые нарушения геометрии, что сразу приводит к отказу прокладки, которая не в состоянии уплотнить стык двух поверхностей произвольной формы.
Неправильное усилие при затяжке болтов головки блока
Чтобы качественно и равномерно прижать материал прокладки к обеим плоскостям, используется строго определённая методика затяжки мощных болтов головки.
Крепёж тянется последовательно в несколько приёмов, постепенно обжимая стык. Усилие здесь таково, что внешне массивные детали деформируются, и нельзя доводить этот процесс до необратимых величин.
Для сохранности равномерного натяга болты выполняются по строго определённой технологии, предусматривающей начало их выхода на порог текучести материала в момент создания расчётного продольного усилия.
Затяжка ведётся сначала нарастающим моментом, а затем способом доворота на определённые углы. Стержень болта выходит из зоны упругой деформации и начинает «течь», то есть дальнейший доворот не вызывает роста момента на ключе. Гарантированно попав в эту зону, болт уже не будет ослабевать в процессе работы двигателя и не потребует послеобкаточного протягивания.
Нарушение данной технологии по порядку и моментам приведёт к неравномерному прижиму, деформациям, ослабеванию крепежа и последующему прогару.
Некачественный материал
При покупке прокладки в качестве запчасти легко можно попасть на заведомый контрафакт или просто дешёвую некачественную поделку.
Причины прогорания прокладки
Причин, почему прогорает прокладка ГБЦ немного, а у нового двигателя всего одна – перегрев. Даже незначительное время работы мотора при температуре выше нормы может стать причиной этой неисправности. В данном случае прокладка может прогореть совсем немного, и неопытные автомобилисты не замечают первые появившиеся симптомы. В процессе дальнейшей эксплуатации прогар увеличивается, и признаки проявляется все сильнее. Из-за того, что многие владельцы машин обращаются к специалистам не после перегрева, а спустя некоторое время эксплуатации, когда неисправность становится явным фактом, они не связывают прогорание прокладки с имевшим место недавним перегревом и требуют от мотористов других объяснений почему прогорела прокладка ГБЦ.
При недостаточном объеме охлаждающей жидкости, можно не заметить незначительный перегрев головки, так как жидкость, циркулируя в системе, успевает охлаждаться в радиаторе, но при этом не успевает отводить тепло в нужном количестве. Приборы в авто показывают температуру охлаждающей жидкости, а не температуру деталей мотора. Таким образом, эксплуатируя машину с недостаточным уровнем тосола можно пропалить прокладку, не поняв, что причиной стал перегрев.
Бывает прогорание из-за некачественной прокладки, но это в большей степени касается двигателей после ремонта. На новых автомобилях это случается крайне редко. Еще на ремонтных моторах причиной подобной неисправности могут стать факторы, связанные с качеством проведенного ремонта:
- неудовлетворительное состояние привалочных поверхностей (плохо очищены остатки старой прокладки, раковины или царапины на плоскостях, деформация головки);
- неправильный момент затяжки болтов ГБЦ;
- нарушен порядок затяжки болтов ГБЦ;
- неправильно подобрана толщина прокладки (на моторах, где они бывают разных размеров).
Важно при заполнении системы охлаждения жидкостью, удалить все «воздушные пробки»! Иначе можно «подпалить» прокладку при первом же запуске мотора.
Как определить пробитую прокладку ГБЦ
При появлении подозрений на неполадки в механической части двигателя лучше всего обратиться к мотористу. Но можно и самостоятельно провести экспресс-диагностику доступными средствами, если понимать физику происходящего и обладать некоторым опытом в проверке двигателей.
Основные признаки уже были перечислены выше, надо лишь попытаться локализовать неисправность. Сильно не углубляясь, поскольку головку скорее всего всё равно снимать придётся, после чего многое прояснится визуально.
С помощью презерватива, перчатки или воздушного шара
Проход газов в систему охлаждения можно определить на запах, но это не всегда просто выделяется на фоне прочих ароматов.
Но если надеть на горловину резиновый мешок, в качестве которого подойдёт многое, начиная от детского шарика и до презерватива, то выделяющиеся из камеры сгорания газы начнут при работающем двигателе его надувать.
Вот этот эффект уже трудно не заметить. Только не при рабочей температуре, иначе антифриз начнёт кипеть, его сдерживает давление герметичной системы.
Проверка бутылкой
По тому же принципу можно использовать прозрачную бутылку с водой, в которую вставлен отрезок шланга. Второй его конец любым из доступных способов герметично подсоединяется к пространству над жидкостью в расширительном бачке.
Очевидно, что те же газы, которые надували шарик в предыдущем тесте, будут наглядно себя обнаруживать, выходя из шланга в воду.
Методы диагностики
При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем возникает новая задача. Ему необходимо разобраться в том, как проверять прокладку ГБЦ на предмет пробоя.
Всего существует несколько методов. Причём диагностика достаточно простая, и её можно применять в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, поскольку с поставленной задачей справятся и начинающими автомобилисты.
Если вам интересно и необходимо знать, как проверить, была ли пробита на двигателе автомобиля прокладка ГБЦ, выполните следующие манипуляции. Любой из представленных методов подходит для получения точного ответа касательно целостности и текущего состояния уплотнителя между блоком и головкой.
Все методы используются уже не один десяток лет, но продолжают оставаться эффективными, простыми и достаточно точными. Да, вы можете потратить лишние деньги и отправиться на диагностику в автосервис. Но чтобы сэкономить, лучше самому определить неисправность, а далее уже поручить замену мастерам или сделать всё своими руками.
Самостоятельная замена прокладки потенциально сложна и тяжело выполнима без наличия соответствующего опыта и специального инструмента. Также не стоит доверять гаражным СТО, не имеющим лицензии. Тут лучше потратить больше денег, но отдать машину в надёжные руки специалистам, которые предоставят гарантии на выполненную работу.
Как устранить неисправность
Мелочей в ремонте здесь быть не должно. Прошли те времена, когда прокладку меняли даже не снимая головку с мотора, а лишь её приподнимая. Так можно в лучшем случае лишь просто уничтожить новую деталь.
Даже обращаясь по поводу ремонта нельзя просить поменять прокладку. Правильная формулировка здесь – устранить причину.
- После снятия ГБЦ надо точно выяснить, что именно произошло и по какой причине. Не найдя конкретной последовательности событий, лучше мотор не собирать. И только всё поняв, можно приступать к устранению.
- Поверхности головки и блока должны быть очищены и выведены в идеальную плоскость с помощью измерительного инструмента и станочного оборудования, если потребуется. Не надо надеяться, что прокладка всё исправит, подстроившись под неровности. Она так не работает.
- Болты крепления заменяются на новые, поработавшие в зоне текучести материала ненадёжны, даже если размеры пока в норме. Резьба должна быть чистой, масло и антифриз из глухих отверстий полностью удаляются с продувкой.
- Монтаж осуществляется строго по технологии, никаких экспериментов или переноса устаревших способов крепления из прошлого века тут делать не надо.
- В некоторых моторах приходится вести учёт изменения объёма камеры сгорания из-за неоднократной фрезеровки поверхностей – изменяется степень сжатия.
- Системы охлаждения и смазки придётся тщательно промыть, никаких следов эмульсии оставаться не должно. Безусловно заменяются масло и антифриз.
Первое время эксплуатация должна вестись как при обкатке мотора, без больших нагрузок и с контролем температуры. Вполне возможно, что при ремонте что-то было упущено, не стоит усугублять ситуацию.
Работа с потенциальной неисправностью
Сбой прокладки головки блока цилиндров — это дорогостоящий ремонт. Не говоря уже о том, что пока идут работы вы никоим образом не сможете использовать свое авто.
Если вы все же столкнулись с таким явлением, убедитесь, что выяснили причину неисправности, прежде чем устанавливать новую, чтобы предотвратить выход из строя и новой прокладки.
К сожалению, может быть много причин, по которым она может выйти из строя. Современные автомобильные двигатели включают в себя множество систем, и неисправность в нескольких из них может иметь плохие и разрушительные последствия для ПНБЦ. Однако теперь вы знаете о тех распространенных причинах, которые могут вызывать такой сбой.
Какую прокладку для головки блока цилиндров выбрать
Если в спецификации к двигателю указана металлическая прокладка, то именно её и надо применять. Надёжнее всего будет использовать оригинальную запчасть, но если экспериментировать, то в лучшую сторону.
Многие производители выпускают изделия даже более высокого качества, будучи не ограничены особенностями массового конвейерного выпуска автомобилей. Их бренды несложно найти по отзывам в сети.
Обычно они же являются и заводскими поставщиками, но товар поставляется по их собственным каталожным номерам. Перечень аналогов имеется в каталогах крупных поставщиков.
Советы по выбору материала прокладки
Часто возникает вопрос, какую прокладку ГБЦ лучше использовать – металлическую или паронитовую. На самом деле в продаже представлено три варианта, и у каждого есть свои особенности:
- Отличие железных прокладок ГБЦ – высокая прочность и износостойкость. Они долговечны, равномерно распределяют нагрузку, но при этом дорогие и на многие модели такой вариант не продается.
- Паронитовые прокладки ГБЦ отличает огнестойкость и упругость. В самых важных местах их усиливают металлическими элементами. При этом со временем их свойства ухудшаются. Изделия боятся перепадов температур и выделяют вредный асбест.
- Безасбестовые или композитные варианты – современное решение, отличающееся прочностью, хорошим прилеганием и длительным сроком службы. Они также усиливаются металлом там, где необходимо, что делает этот тип самым предпочтительным на сегодня.
Нет смысла выбирать между паронитом или металлом, гораздо проще и дешевле взять композитный вариант, который почти не имеет недостатков. При правильной установке он прослужит долгие годы.
Обнаружить, что прокладка ГБЦ пробита, намного проще, чем кажется на первый взгляд. Если знать основные признаки и проверять по рекомендациям специалистов, то в 99% случаев автовладелец сможет определить проблему самостоятельно. Главное – вовремя заменить прокладку.