Как работает тормозной суппорт? Устройство и неисправности


Что такое тормозной суппорт

Под тормозным суппортом подразумевается деталь, установленная на тормозном диске, которая закреплена на поворотном кулаке или задней балке. Машина среднего класса имеет передние суппорта. На задних колесах устанавливаются тормозные барабаны.

Более дорогие автомобили оснащаются полностью дисковыми тормозами, поэтому на задних колесах они также имеют суппорта.

Действие тормозного суппорта напрямую связано с усилиями водителя, когда он нажимает на педаль тормоза во время движения машины. В зависимости от силы воздействия на тормозную педаль, скорость срабатывания будет разной. Барабанные тормоза работают по другому принципу, но сила торможения так же зависит от усилий водителя.

Как проверить состояние и провести профилактику передних тормозных суппортов?

Для проведения намеченных работ вам потребуется подъемник или смотровая яма. Все действия нужно проводить в следующей последовательности:

  1. Поддомкрачиваем машину и снимаем с неё соответствующее колесо. Это облегчит доступ к интересующему нас узлу.
  2. Откручиваем нижний болт и затем поднимаем корпус суппорта. После этого можно удалить тормозные колодки из своих посадочных мест.
  3. Далее необходимо открутить верхний крепежный болт, сохраняя подключенным подающий тормозную жидкость шланг. Выкручиваем болты, закрепляющие скобу к кулаку, после чего мы получаем возможность снять её вместе с фиксирующими частями.
  4. Следующим шагом требуется достать поршень. Сделать это не составит никакого труда. Просто надавите на педаль тормоза, после чего гидравлика сама выдавит поршень наружу. Именно для этой цели шланг и требуется сохранять подключенным.
  5. Отсоединяем и плотно закупориваем тормозную жидкостную магистраль. Для этого подходит использование болта М12, либо применение плотного зажима.
  6. Снимаем пыльник, кольцо уплотнения и скобу. По сути, суппорт полностью разобран и готов к профилактическим мероприятиям. Вам нужно внимательно проанализировать места, нуждающиеся в чистке и смазывании. Как правило, это направляющие, подвергающиеся сильному окислению. С помощью специальной жидкости очищаем всю грязь и осматриваем все детали на предмет наличия механических повреждений — царапин. Их быть не должно.

Перед проведением работы обязательно купите специальный ремкомплект, в состав которого входит новое уплотнительное кольцо, поршневые пыльники, защитные резинки направляющих, а также специальная смазка. Использовать старые части не рекомендуется, даже если они полностью целые.

Сборку суппортов нужно производить в порядке, обратном перечисленному. Делать это необходимо очень аккуратно, не забывая обильно смазывать поршни тормозной жидкостью.

Назначение тормозного суппорта

Как уже было сказано, тормозной суппорт устанавливается над тормозным диском. При активации системы колодки плотно зажимают диск, что способствует остановке ступицы, и, как следствие, всего автомобиля.

Данная деталь является разборной, поэтому при износе разных элементов механизма можно купить ремкомплект и заменить вышедшую из строя запчасть.

В основном в устройство тормозного суппорта входят такие элементы:

  • Корпус;
  • Направляющие на суппорта, которые позволяют выставить равномерное воздействие колодок на диск;
  • Пыльник поршня для предотвращения попадания твердых частиц в привод тормозов, чтобы он не заклинил;
  • Поршень тормозного суппорта, приводящий в движение подвижную колодку (чаще всего колодка с противоположной стороны крепится на плавающей скобе, и устанавливается максимально близко к диску);
  • Скоба, которая не дает колодкам болтаться и в свободном положении касаться диска, вызывая скрежет;
  • Пружина суппорта, которая отодвигает колодку от диска при послаблении усилий от педали тормоза;
  • Тормозная колодка. В основном их две – по одной с каждой стороны диска.

Ремонт суппортов

Если суппорт не пострадал от выработки или коррозии, его можно отремонтировать и ездить дальше. Как правило, ремонт делают в двух случаях: когда подклинивают колодки или когда нужна замена ремкомплекта.

Как устранить заклинивание колодок?

Внешние металлические пластины колодок могут ржаветь от постоянной влаги, соли и другой химии с дороги. Не спасает даже краска, которой они покрыты. Когда ржавчины много, колодки плохо перемещаются и могут заклинить.

Если проблема не затронула сам суппорт, колодки можно почистить, смазать (использовать нужно высокотемпературную смазку и следить, чтобы она не попала на фрикционные поверхности), а затем поставить на место.

Если же на прилегающих поверхностях суппорта видна выработка, даже небольшая, чистка колодок не поможет. Здесь можно только заменить саму деталь. Ниже, видео по теме, что делать чтоб не клинило механизм.

Как заменить ремкомплект?

Купить сменный комплект резины для суппорта – задача несложная, принцип тот же, что и при покупке самого суппорта (поиск по VIN-коду автомобиля или марке/модели/году выпуска и т.д.) При самостоятельном ремонте нужно подготовить место, где можно разобрать суппорт, чтобы внутрь механизма не попала пыль и песок, далее делаем все пошагово.

  1. Демонтаж суппорта.
  2. Полная разборка, очистка.
  3. Проверка на предмет коррозии и выработки.
  4. Смазка направляющих.
  5. Установка ремкомплекта: уплотнителей направляющих, уплотнителей цилиндров, уплотнитель штуцера прокачки, пыльников направляющих, пыльников поршней.
  6. Сборка и установка на место.
  7. Прокачка тормозной системы.

На видео, ниже, наглядно показано, как произвести замену. Советуем сделать громкость тише, а то музыка немножко раздражающая.

Принцип работы тормозного суппорта

Независимо от модели автомобиля, тормозная система в большинстве случаев работает по схожему принципу. Когда водитель нажимает педаль тормоза, в главном тормозном цилиндре создается давление жидкости. Усилия передаются по магистрали на передний или задний суппорт.

Жидкость приводит в движение тормозной поршень. Он выталкивает колодки в сторону диска. Вращающийся диск зажимается и постепенно замедляется. Во время такого процесса выделяется большое количество тепла. По этой причине автовладельцу нужно уделять внимание качеству тормозных колодок. Никто не хотел бы оказаться в ситуации, когда отказывают тормоза или их заклинило.

Если машина на всех колесах имеет дисковые тормоза, то задние суппорта, так же как в барабанной системе, будут связаны с ручником.

Неисправности тормозной системы

Тормозная система требуем к себе самого пристального внимания. Эксплуатация автомобиля с неисправной тормозной системой запрещается. Поэтому каждый автомобилист должен знать основные неисправности тормозной системы и определить их по внешним признакам. В данной статье рассмотрены основные неисправности гидравлической рабочей тормозной системы легкового автомобиля.

В соответствии с конструкцией тормозной системы неисправности условно можно разделить на неисправности тормозного механизма, неисправности тормозного привода и неисправности усилителя тормозов.

Различают следующие неисправности дискового тормозного механизма:

  • износ, повреждение или загрязнение (замасливание) тормозных колодок;
  • износ, деформация, задиры на поверхности тормозных дисков;
  • ослабление крепления, деформация суппорта.

Основные неисправности тормозного привода включают:

  • заедание поршня рабочего цилиндра;
  • утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
  • заедание поршня главного цилиндра;
  • утечка тормозной жидкости в главном цилиндре;
  • повреждение или засорение шлангов, трубопроводов;
  • подсос воздуха в системе вследствие ослабления крепления.

Вакуумный усилитель тормозов может иметь следующие неисправности:

  • недостаточное разряжение во впускном коллекторе;
  • повреждение вакуумного шланга;
  • неисправность следящего клапана усилителя.

Все перечисленные неисправности тормозной системы в большей или меньшей степени снижают эффективность торможения автомобиля, поэтому представляют опасность для всех участников движения.

Причинами неисправностей тормозной системы являются:

  • нарушение правил эксплуатации тормозной системы (нарушение периодичности обслуживания, применение некачественной тормозной жидкости);
  • низкое качество комплектующих;
  • предельный срок службы элементов системы;
  • воздействие различных внешних факторов.

О наступлении неисправности тормозной системы свидетельствуют различные отклонения от нормальной работы, т.н. внешние признаки неисправностей, к которым относятся:

  • отклонение от прямолинейного движения при торможении;
  • большой ход педали тормоза;
  • скрежетание при торможении;
  • визг, свист при торможении;
  • снижение усилия на педали при торможении;
  • повышение усилия на педали при торможении;
  • вибрация педали при торможении (не путать с пульсацией педали при работе системы ABS);
  • низкий уровень тормозной жидкости в бачке.
  • низкого уровня тормозной жидкости;
  • износа тормозных колодок;
  • неисправности системы ABS;
  • неисправности системы ESP (ASR).

Для установления конкретных неисправностей систем активной безопасности применяется компьютерная диагностика автомобиля.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности тормозной системы

ПризнакиНеисправности
отклонение от прямолинейного движения при торможении
  • повреждение или загрязнение тормозных колодок с одной стороны;
  • деформация, задиры на поверхности тормозного диска;
  • ослабление крепления, деформация суппорта;
  • заедание поршня рабочего цилиндра;
  • утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
  • овреждение или засорение шлангов, трубопроводов;
  • неисправности подвески
большой ход педали тормоза
  • подсос воздуха в системе;
  • износ тормозных колодок
скрежетание при торможении
  • предельный износ тормозных колодок;
  • попадание постороннего предмета между колодкой и диском
визг, свист при торможении
  • износ или загрязнение тормозных колодок;
  • задиры на поверхности тормозного диска
снижение усилия на педали при торможении
  • подсос воздуха в системе;
  • повреждение или деформация шлангов, трубопроводов;
  • утечка тормозной жидкости в главном цилиндре
повышение усилия на педали при торможении
  • неисправности вакуумного усилителя тормозов;
  • износ или загрязнение тормозных колодок;
  • заедание поршня рабочего цилиндра
вибрация педали при торможении
  • износ или деформация тормозного диска;
  • ослабление крепления суппорта;
  • износ ступичных подшипников колес
низкий уровень тормозной жидкости в бачке
  • утечка тормозной жидкости в главном или рабочих цилиндрах;
  • повреждение шлангов, трубопроводов;
  • износ тормозных колодок

Виды тормозных суппортов

Хотя на сегодняшний день существует много разработок, направленных на улучшение надежности тормозной системы, основными являются два вида:

  • Фиксированный тормозной суппорт;
  • Плавающий тормозной суппорт.

Хотя конструкция таких механизмов и отличается, принцип работы практически идентичен.

Фиксированная конструкция

Такие суппорты устанавливаются неподвижно. Они имеют минимум два рабочих поршня. Двухпоршневые суппорта с обеих сторон зажимают диск, что повышает эффективность системы. В основном такие тормоза устанавливаются на спорткары.

Автомобильные производители разработали много вариантов суппортов с фиксированной конструкцией. Встречаются четырех-, шести-, восьми- и даже двенадцатипоршневые модификации.

Плавающий тормозной суппорт

Данный вид суппортов был создан раньше. В устройстве таких механизмов имеется один поршень тормозного цилиндра, который приводит в движение колодку, установленную за ним с внутренней стороны диска.

Чтобы тормозной диск зажимался с двух сторон, с внешней стороны также имеется колодка. Она неподвижно закреплена на скобе, соединенной с корпусом рабочего поршня. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, гидравлическое усилие выдавливает поршень в сторону диска. Тормозная колодка упирается в диск.

Корпус поршня немного смещается, приводя в движение плавающую скобу с колодкой. Благодаря этому тормозной диск фиксируется колодками с обеих сторон.

Такой тормозной системой оснащаются бюджетные автомобили. Также как и в случае с фиксированной, плавающая модификация суппортов является разборной. На них можно приобрести ремкомплект для суппорта и заменить сломавшуюся деталь.

Смазка для суппортов

Можно ли смазывать «пальцы» любой подручной смазкой? К сожалению, нет. Причина в том, что суппорт работает в режиме высоких температур, особенно если автомобиль имеет большую массу или водитель любит погонять. В этом случае греется и суппорт, и направляющие, и смазка на них.

По этой причине отпадают самые распространенные смазочные материалы: они сделаны на основе минеральных масел и при нагревании разжижаются и стекают с металла.

Вторая причина, по которой использовать литол, солидол или даже более качественные керамические и медные смазки нельзя – их взаимодействие с резиновыми пыльниками. Большинство смазочных материалов повреждают резину, пыльники соскакивают со своих мест, и пальцы остаются без защиты.

Чем смазывать?

Только тем, что производитель называет смазкой для направляющих. Такие продукты есть у Bosch, Liqui Moly и других производителей автохимии. Один из показателей, что смазка подходит – высокотемпературная устойчивость, сохранение свойств при нагреве минимум до 200 градусов.

Почему в магазине могут предложить не то? Просто потому, что для суппортов есть и другие смазочные материалы, например, керамические и медные противоскрипные смазки, которые наносят на металлическую пластину колодок. Да, они отлично справляются со своей задачей, но для пальцев не подходят!

Неисправности и ремонт тормозных суппортов

Так как тормозная система автомобиля принимает на себя большую нагрузку при замедлении транспортного средства (чтобы увеличить рабочий ресурс тормозов и избежать нештатных ситуаций, опытные водители используют метод торможения двигателем), некоторые детали нуждаются в замене. Но помимо планового обслуживания тормозов система может давать сбой.

Вот распространенные неисправности, их причины и варианты решений:

ПроблемаВозможные проявленияКак решить
Клин направляющей суппорта (из-за выработки, попадания грязи или образованию ржавчины, деформация скобы)Машина плавно уходит в сторону, «прихватывает» тормоза (торможение продолжается, даже при отпущенной педали), требуются большие усилия для торможения, заклинивает тормоза при сильном нажатии педалиПереборка суппорта, замена изношенных деталей. Поменять пыльники. Можно зачистить поврежденные коррозией элементы, но если имеется выработка, то проблема не устранится.
Клин поршня (чаще всего из-за естественного износа или попадания грязи, иногда из-за износившегося пыльника на поверхности поршня образуется коррозия)ИдентичныеНекоторые пытаются отшлифовать зеркало поршня, однако больше эффекта будет от замены детали. Чистка поможет только при незначительной коррозии.
Поломка монтажной пластины (удерживает колодку на своем месте)ИдентичныеЗамена при каждом обслуживании
Клин колодок или неравномерный износИдентичныеПроверить болт направляющей суппорта и поршней
Утечка тормозной жидкости через штуцерМягкая педальПроверить, в каком месте подтекает жидкость, и поменять уплотнители или плотнее обжать шланг на штуцере.

Выполняя ремонт суппорта, важно правильно подобрать ремкомплект, соответствующий модели механизма. Большинство проблем с тормозным суппортом появляются из-за вышедших из строя пыльников, уплотнителей и направляющих.

В зависимости от модели автомобиля и применяемых в тормозной системе суппортов ресурс данной детали может составлять около 200 тысяч километров пробега. Однако это относительная цифра, так как на нее в первую очередь влияет манера езды водителя и качество материалов.

Чтобы отремонтировать суппорт, его нужно полностью снять и почистить. Далее прочищаются все каналы и меняются пыльники и уплотнители. Особенной осторожности требует задний суппорт, связанный с ручником. Нередко мастера на СТО неправильно собирают стояночную систему, что ускоряет износ некоторых ее деталей.

Если суппорт сильно поврежден коррозией, ремонтировать его нет смысла. Помимо планового обслуживания на тормозную систему нужно обратить внимание, если наблюдаются перечисленные в таблице проблемы, а также если гремят или стучат суппорта.

Как определить, что стучат суппорта

Стук суппортов – распространенная проблема для многих автомобилей, а у некоторых моделей машин ее можно назвать «родовой болезнью». Например, в ряде автомобилей марки Chevrolet стучать суппорта начинают до 30 тысяч километров пробега, и данная неисправность связана с направляющими.

Определить, что стучат суппорта, достаточно просто. Лучше всего постукивания суппорта слышно при движении автомобиля на небольшой скорости, а особенно при проезде препятствий. То есть, чтобы его услышать, рекомендуется прислушаться к отработке подвески автомобиля при проезде через «лежачего полицейского» или при движении по грунтовой дороге. При нажатии на тормоз стук исчезает.

Стоит отметить, что в большинстве случаев стук суппортов не является проблемой, на которую распространяется гарантия от производителя автомобиля. Соответственно, решать проблему водителю приходится платно в сервисном центре или самостоятельно.

Как выбрать тормозной суппорт

Очень важно, чтобы суппорт был подобран под технические характеристики автомобиля, а именно, под его мощность. Если установить малопроизводительный вариант на мощный автомобиль, то в лучшем случае тормоза просто будут быстро изнашиваться.

Что касается установки более производительных суппортов на бюджетный автомобиль, то это уже вопрос финансовых возможностей владельца авто.

Подбирается данное устройство по следующим параметрам:

  • По марке автомобиля. В технической документации должна указываться вся важная информация. В специализированных торговых точках специалисты уже обладают этими данными, поэтому, если машина была приобретена на вторичном рынке без технической документации, они подскажут, какой вариант подойдет для конкретного автомобиля;
  • По ВИН-коду. Этот метод позволит найти оригинальную запчасть. Однако бюджетные аналоги подбираются по этому параметру с не меньшей эффективностью. Главное, чтобы владельцы ресурса, на котором подыскивается устройство, правильно внесли данные;
  • Код суппорта. Для использования этого метода нужно самому точно знать эту информацию.

Не стоит сразу же приобретать бюджетные аналоги, так как некоторые производители автозапчастей недобросовестно относятся к изготовлению своей продукции. Больше гарантий – от покупки устройства у проверенных производителей, таких как Meyle, Frenkit, NK, ABS.

Суппорт дискового тормоза, описание, схема

  • Статьи и обзоры
  • Тормозная система
  • Суппорт дискового тормоза

Эффективная, безотказная работа дискового тормоза напрямую зависит от исправности и правильного функционирования главной его составной части — суппорта.
Суппорт дискового тормоза — устройство, обеспечивающее торможение транспортного средства за счет прижимания покрытых фрикционным составом колодок к диску, жестко соединенному с колесом. Суппорт — своеобразные гидравлические тиски, осуществляющие сжимание колодок при торможении и их разжимание (отведение от диска) — при растормаживании.

Устройство суппорта

В практике автомобилестроения используются суппорты двух, существенно отличающихся видов:

— плавающий;

— фиксированный.

Фиксированный суппорт

Корпус суппорта этого вида жестко крепится на элементах подвески. В изготовленном из металла корпусе симметрично по обе стороны от тормозного диска располагаются цилиндры.

При срабатывании тормоза от нажатия на педаль колодки зажимают диск одновременно с двух сторон, замедляя его вращение. В отведенном от диска положении колодки удерживаются специальными пружинами.

Синхронизация работы поршней осуществляется путем одновременной подачи тормозной жидкости в цилиндры.

В фиксированном суппорте устанавливают несколько цилиндров. Такая конструкция делает тормоз очень эффективным. Именно такие тормоза устанавливают на тяжелые грузовики, спорткары и мотоциклы.

Преимущество фиксированного суппорта — отсутствие в его конструкции направляющих пальцев. Поэтому при эксплуатации они доставляют меньше хлопот, их обслуживание проще и дешевле.

Недостаток — суппорт этого вида более тяжелый и громоздкий.

Плавающий суппорт

Этот суппорт крепится к элементам подвески посредством направляющих пальцев. Он оснащен рабочими поршнями лишь с одной стороны.

Работа плавающего суппорта имеет свои особенности. При нажатии на педаль тормоза поршень перемещает внутреннюю колодку и прижимает ее к диску. Поршень, продолжая движение, перемещает весь суппорт вместе с наружной колодкой, пока она не упрется в диск.

Преимущества плавающего суппорта — небольшой вес, простота конструкции, невысокая по сравнению с фиксированным стоимость.

Недостаток — создаваемое плавающим суппортом усилие гораздо меньше по сравнению с фиксированным.

Большинство легковых и легких коммерческих авто оборудованы именно суппортами с плавающей скобой. Благодаря простоте устройства, легкости и дешевизне обслуживания, меньшей по сравнению с фиксированными металлоемкостью, надежности и долговечности они практически вытеснили тормоза барабанного типа.

Автомобили разных моделей имеют суппорты сходной конструкции. Они построены по одной схеме. Различие может состоять в количестве и форме колодок, способах крепления к ступице. Наиболее популярная схема — две тормозные колодки на колесо, двухточечное крепление.

В зависимости от величины требуемого тормозного усилия суппорт может оснащаться одним или несколькими цилиндрами. В плавающем — один или два цилиндра, в фиксированном их количество может достигать шести и даже восьми.

Устройство плавающего тормозного суппорта

Составные части:

— корпус;

— тормозной шланг;

— поршень с комплектующими (пыльник, кольца — крепежное и уплотнительное);

— скоба;

— направляющие с пыльниками и крепежом.

Наличие в конструкции скобы обеспечивает равномерность прижатия колодок с наружной и внутренней сторон.

Требования к суппортам

Температурный режим, в котором работают тормозные суппорты, особенно в период прирабатывания (притирки) новых колодок, заставляет производителей очень ответственно подходить к их эксплуатационным характеристикам.

Главные требования:

— прочность;

— высокая теплоотдача;

— стойкость к воздействию высоких температур.

Повышенный нагрев деталей суппорта, который может возникнуть, например, при движении по затяжному спуску на горном серпантине, или при заклинивании тормозов, может привести к перегреву деталей и необратимым термическим деформациям (короблению).

Преимущества и недостатки дискового суппорта

Преимущества:

— высокая эффективность торможения;

— хорошие ресурсные показатели;

— сравнительно простое устройство;

— невысокие эксплуатационные издержки.

Главное преимущество плавающих суппортов — их малый вес. Это обстоятельство оказывается особенно важным в свете современных тенденций, направленных на снижение веса автомобилей для повышения их топливной экономичности.

Существенный недостаток суппортов — их открытость, подверженность внешним воздействиям. Попадание воды с дорожного покрытия на суппорт заметно снижает эффективность торможения.

С другой стороны, именно открытость, доступность суппорта набегающему потоку воздуха при движении автомобиля позволяет эффективно охлаждать подверженные нагреву детали.

Задний тормозной суппорт

Суппорт заднего колеса отличается от суппорта переднего не только размерами. Особенность его — наличие в конструкции элементов стояночного тормоза, так называемого «ручника».

На автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах применяются различные конструкции привода стояночного тормоза:

— с винтовой передачей;

— с кулачковой передачей;

— барабанный.

Винтовой и кулачковый механизмы устанавливаются в однопоршневых конструкциях.

Барабанный механизм используется в суппорте с несколькими поршнями. По исполнению это самостоятельный колодочный тормоз. Роль барабана играет внутренняя (ступичная) поверхность тормозного диска.

На некоторых моделях современных легковых авто применяется стояночный тормоз с электроприводом.

Характерные неисправности суппортов

Потребность в ремонте плавающих и фиксированных суппортов примерно одинакова. Воздействие воды, грязи и песка на уплотнительные манжеты поршней приводит к их разрушению, вследствие чего происходит заклинивание поршня и полная утрата работоспособности тормоза.

Следует отметить, что проблем с плавающим суппортом больше — в местах трения направляющие изнашиваются, что может служить причиной их перекоса и заклинивания тормоза.

Наиболее часто встречающиеся неисправности, присущие суппортам обоих видов, следующие:

— набухание или растрескивание уплотнительных манжет, износ их рабочих кромок и потеря упругости, связанное с этим нарушение герметичности гидросистемы;

— подсос в гидросистему воздуха;

— так называемое закисание направляющих (только для плавающих суппортов) с потерей подвижности скобы относительно суппорта (суппорт «клинит», то есть он не растормаживается).

Разбухание изготовленных из специальной резины уплотнительных манжет может происходить по разным причинам:

— установка манжет, изготовленных из резины невысокого качества;

— применение тормозной жидкости ненадлежащего качества, смешивание жидкости разных марок.

Устраняются указанные неисправности путем замены манжет на новые от проверенного продавца или заменой всего объема тормозной жидкости с промывкой и продувкой сжатым воздухом всей тормозной гидросистемы.

Растрескивание, износ уплотнительных манжет может происходить по причине естественного старения резины, которое для оригинальных изделий может происходить после 8-10 лет работы или пробега не более 150 тыс. км. Другие причины — длительная стоянка автомобиля без движения или использование манжет ненадлежащего качества. Следствие подобной неисправности — потеря герметичности гидросистемы с попаданием воздуха и утечкой тормозной жидкости.

Кроме того, износ кромок уплотнительных манжет препятствует свободному возвращению поршня при прекращении торможения в исходное положение и растормаживанию колеса. При наличии кромок на манжете возвращение поршня происходит за счет упругости манжеты. Изношенная же деталь перестает выполнять эту функцию.

Попадание воздуха в гидросистему (завоздушивание) проявляется вялым торможением, свидетельствующим о снижении эффективности работы системы. Действия:

— замена изношенных деталей;

— долив либо замена тормозной жидкости;

— прокачка тормозов для удаления воздуха.

Закисание — потеря подвижности направляющих в суппортах плавающего типа ведет к снижению эффективности торможения. Это происходит потому, что с диском контактирует только одна колодка (со стороны цилиндра).

Причина неисправности — растрескивание, разрушение или повреждение пыльника направляющей. При этом в зону трения проникает влага, частицы пыли и грязи, продукты износа и окисления деталей. Подвижность направляющей уменьшается, а то и вовсе ее заклинивает.

Устранение неисправности — замена уплотнений, очистка деталей от старой смазки и загрязнений, набивка пыльников новой смазкой.

Закисание поршня в цилиндре суппорта происходит по той же банальной причине — нарушение целостности деталей, призванных защищать поршень от проникновения влаги и загрязнений. Проявляется эта неисправность увеличением длины тормозного пути.

Устранение неисправности — замена деталей, устранение последствий коррозии и абразивного износа металлических деталей, восстановление подвижности деталей.

Неравномерный износ колодок. Как правило, чаще происходит усиленный износ верхней части колодки. Причина — заклинивание нижней направляющей, так как именно на нее стекает грязь при движении автомобиля. Направляющая теряет подвижность, колодка прижимается к диску только верхней частью.

Тормозной суппорт: ремонтировать или менять

Если на автомобиле клинит суппорт, от автовладельцев можно услышать вопрос: что лучше, отремонтировать или заменить суппорт. Естественно, однозначного ответа нет. Все зависит от состояния составляющих суппорта. Для определения возможности восстановления работоспособности суппорта его необходимо разобрать, тщательно очистить от загрязнений, ржавчины и продиагностировать. В каких случаях нужно это делать?

Основные симптомы, указывающие на неисправность суппорта, таковы:

— Увод автомобиля при торможении в сторону;

— Необходимость приложения большего, чем ранее, усилия для полной остановки машины;

— Пульсирование педали тормоза;

— Чрезмерно податливая педаль с наличием провалов;

— Блокирование задних тормозов при резком торможении;

— Прихватывание, приклинивание тормозов.

Неисправностей может быть несколько.

Заклинивание колодок. Если после демонтажа суппорта, который делается очень просто — достаточно вывернуть два болта — выясняется, что колодки утратили свободный ход, чаще всего причина в коррозии деталей. Достаточно удалить следы коррозии механическим либо химическим способом, тщательно зачистить и промыть поверхности, а при сборке заложить специальную смазку, и проблема будет решена. Если же на рабочих поверхностях суппорта имеются выраженные следы износа (ямки, канавки, борозды), препятствующие нормальной его работе, то его следует заменить.

Заклинивание направляющих. Необходимо снять колодки, установить суппорт на место, и пробовать перемещать его по направляющим. Если перемещение затруднено, нужно проверить, не имеют ли направляющие деформаций и изломов. Затем необходимо тщательно вычистить и смазать элементы. Если таким способом свободного хода добиться не удалось, необходимо заменить соответствующий ремкомплект.

Поржавевший поршень. Это свидетельствует о недостаточном уходе за суппортом. Также к подобному дефекту может привести длительная стоянка машины или разрыв пыльника. Суппорт необходимо разобрать, тщательно вычистить и отшлифовать поржавевший поршень, используя специальную пасту.

Если на поршне имеются задиры, раковины, сколы, то его следует заменить.

Аналогичные повреждения, а также кольцевые канавки, неустранимые следы коррозии на рабочей поверхности цилиндра — свидетельство о необходимости замены суппорта.

Часто заклинивание поршня суппорта происходит по причине предельного износа колодок. Естественно, если колодки действительно износились, их нужно заменить. Причем, если сильно изношена даже одна колодка, меняется весь комплект.

Купить тормозной суппорт — удовольствие не из дешевых. Поэтому, если ремонт суппорта возможен, нужно его ремонтировать. Для этого предназначены различные ремкомплекты, средства для очистки тормозов и специальные смазки. Все это можно купить в Интернет магазине Автозапас.

Смазка суппортов

Суппорт — сложный и ответственный узел. В современных автомобилях он изготовлен из высокотехнологичных материалов, работает в сложных условиях и для его смазки необходимо применять узкоспециальные смазывающие материалы. От этого может зависеть безопасность движения и жизнь людей.

Категорически не рекомендуется использовать для смазывания суппорта традиционные смазки: нигрол, Литол-24 или графитные смазки на основе солидола.

Для смазки суппортов применяются узкоспециальные материалы, вопросы подбора которых мы рассмотрим отдельно, в одной из последующих публикаций.

Покраска тормозных суппортов

Суппорты окрашивают в целях создания индивидуального образа автомобиля, а также с целью защиты механизма от влияния неблагоприятных факторов. При выборе цвета используют два подхода:

— выбирают яркие, насыщенные цвета, играя на контрасте;

— подбирают цвет в тон колесных дисков.

Если цвет используемой краски — дело вкуса автомобилиста, то ее эксплуатационные качества должны отвечать определенным требованиям. Главное из них — высокая термостойкость, а также устойчивость к влиянию негативных факторов и агрессивных сред. Для этого используют специальные декоративно-защитные краски для суппортов и тормозных барабанов.

Перед окрашиванием суппорт необходимо тщательно очистить от загрязнений, отшлифовать и обезжирить. Краску наносят в 2 или 3 слоя, с интервалами для высыхания продолжительностью 30-40 минут.

Помимо чисто эстетического эффекта, покрытие обеспечивает:

— защиту элементов суппорта от разрушающего воздействия агрессивных химических соединений, попадающих с дорожного покрытия;

— надежную защиту от коррозии;

— повышение теплоотдачи.

Кроме того, на ярко окрашенной поверхности хорошо видны появляющиеся со временем подтеки тормозной жидкости, смазки, а также накапливающиеся продукты износа деталей, что может служить сигналом о необходимости проведения технического обслуживания узла.

Для усиления эффекта покраску суппортов сочетают с окрашиванием колесных дисков, тормозных барабанов и ступичной части тормозных дисков.

Обязательно ли окрашивать суппорты?

Вовсе не обязательно. Все-таки это больше тюнинг, чем техническая необходимость. Никакая раскраска суппорта не заменит регулярного ухода за ним, проверки технического состояния и поддержания его исправности.

Порядок действий для замены тормозного суппорта

Чтобы заменить передний или задний суппорт, особых навыков это не потребует. Вначале машина должна стоять на ровной поверхности. Замена детали всегда должна производиться комплектом.

Колесные диски ослабляются, автомобиль поддомкрачивается (начинать можно с любой стороны, но в данном описании процедура происходит, начиная с водительской стороны). Когда меняется задний механизм, нужно опустить ручник, а переднеприводный автомобиль поставить на передачу и под колеса установить противооткатные башмаки.

В данном случае (меняется суппорт с водительской стороны) башмаки устанавливаются под колеса со стороны пассажиров. Машина в процессе выполнения работ не должна раскачиваться вперед/назад.

Откручивается штуцер прокачки тормозной системы, а шланг опускается в пустую емкость. Чтобы удалить остатки жидкости из полости суппорта, струбциной нажимается на поршень так, чтобы он спрятался в корпус.

Следующий шаг – откручивается болт крепления суппорта. В каждой модели этот элемент имеет свое расположение. Если ручник поднят, снять суппорт не получится. В этот момент выбирается соответствующий механизм для нужной стороны. Резьба крепления шланга тормозной системы должна быть сверху. В противном случае неправильно установленный суппорт будет подсасывать воздух в систему.

Когда меняется суппорт, сразу нужно обратить внимание на диски. Если на них имеются неровности, то поверхность необходимо отшлифовать. Новый суппорт подсоединяется в обратной последовательности.

Чтобы тормозная система работала правильно, нужно прокачать тормоза (уже после замены всех суппортов). О том, как это сделать, читайте в отдельной статье.

Замена заднего суппорта

· поднимаем транспорт полностью, или же само колесо при задействовании домкрата;

· потом извлекаем колесо;

· далее извлекаем все трубки, и производим сливание тормозного вещества из основания суппорта;

· совершаем съём поломанного суппорта;

· потом очищаем и обрабатываем все отверстия для крепления, на которые в дальнейшем будет надет новый суппорт;

· комплектуем и закрепляем тормозную систему в одно целое;

· производим залив тормозного вещества, не превышая допустимого уровня;

·далее, также как указано выше, проводим пробную проверку, и если тормоза работают, то ремонт был произведён, верно.

Большинство автомобилистов не делают ремонт суппортов самостоятельно, а это плохо. Так, как много время для разборки и сборки не надо, и сложного в этом процессе ничего нет. А вот обратится на СТО с такой проблемой, будет накладно, так как ремонт тормозного оборудования стоит сейчас больших денег. И дабы оградить себя от ремонта необходимо чаще проводить диагностику тормозного оборудования. Таким образом, если во время движения на автотранспорте, вы услышите посвистывание, скрип тормозов, то тогда немедленно нужно произвести ремонт, и устранить неисправности. Но в случае если вы сомневаетесь, что с этим ремонтом самостоятельно не справитесь, то лучше обратитесь на СТО к специалистам по тормозному оборудованию.

О необходимости обслуживания суппортов

Часто автолюбители жалуются, что суппорт тормозной передний («Нива»это или другое авто — не суть важно) неэффективен, греется и часто заклинивает. В определенный момент тормоза, которые раньше радовали своего владельца четкостью и безотказностью, вдруг стали капризными. Такие проблемы возникают из-за отсутствия возможности обслуживания этих узлов. Восстановительные работы начинают только тогда, когда машина уже не тормозит.


Если же проводить ТО чаще, то ремонт переднего тормозного суппорта не понадобится. Давайте рассмотрим, по каким причинам суппорт может выходить из строя, как его обслуживать и менять.

Задние и передние суппорта

В тормозной системе автомобиля есть одна особенность: она оборудуется различными суппортами сзади и спереди. Проще говоря, передний суппорт не получится поставить сзади.

Передний суппорт – это открытый хорошо охлаждающийся агрегат. Он работает в тандеме с диском, который крепится на ступице колеса. В специальных гнездах размещены цилиндры, а внутри цилиндров имеются поршни с уплотнительными материалами. Кроме того, направляющие суппорта защищены от внешних раздражителей вроде пыли и воды высокопрочным пыльником. Как только начинается процесс обратного растормаживания, находящиеся в системе торможения поршни в свое обычное положение возвращаются упругими кольцами.

В отличие от переднего суппорта, технически более сложный задний адаптирован для работы еще и с механизмом ручника. В остальном принцип его работы не отличается ничем. Однако, задний суппорт в силу большей сложности конструкции дороже. Систем привода тормозной системы задних колес может быть две: гидравлическая, механическая.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]