Особенности выбора машины для новичка
Многие автолюбители отдают предпочтение подержанным иномаркам или даже отечественным б/у автомобилям. Они аргументируют выбор низкой ценой и высоким риском повреждения машины из-за недостаточного опыта вождения. По статистике каждый третий новичок на дороге попадает в ДТП в течение первого года. Однако, есть в этом решении минус — старые вещи склонны быстрее ломаться. Возможно деньги вложенные в ремонт приблизят общую сумму расходов к стоимости нового авто.
Отечественные модели проигрывают по многим параметрам даже самым дешевым иномаркам, но цена ремонта вторых куда дороже первых. Какую машину купить — нашу или иностранную, каждый решает сам. Рекомендуем обратить внимание на компактные кроссоверы и хэтчбеки. Слишком большие автомобили для водителей-новичков опасны. Чтобы привыкнуть к их габаритам, понадобится много времени. Что касается трансмиссии, автоматическая упорно вытесняет механическую. Хотя некоторые мужчины выбирают только МКПП.
Машина для начинающего водителя
В любом деле новичку всегда труднее. А начинать, пожалуй, нужно с вопроса, какой выбрать первый автомобиль начинающему водителю. Понятно, что нам хочется машину лучше, престижнее и красивее. Но пока опыта нет, не на это следует обращать внимание. Для начинающего водителя гораздо важнее, чтобы авто было:
- надежным;
- простым в управлении и неприхотливым при эксплуатации.
Кроме этого, нужно учесть стоимость – не только машины, но и ее эксплуатации и ремонта. Как правило, первый автомобиль часто бьется. Именно поэтому слишком дорогой новичку не нужен.
Вариантов выбора у неопытного водителя, впрочем, как и у всех остальных, всего два – новое ТС или подержанное.
Очень важно правильно определиться с мощностью силового агрегата, трансмиссией, коробкой, комплектацией и даже габаритами авто.
Новый автомобиль или с пробегом
Подержанные автомобили мы приобретаем не от хорошей жизни. Но рисков здесь столько, что впечатление от покупки может быть испорчено надолго. «Убитая» машина не годится для обучения, тем более что выявить скрученный пробег и технические недостатки новичку не под силу. Недорогую с пробегом есть смысл брать, если ограничен бюджет и водительского стажа нет совсем. При этом на свои силы при выборе полагаться не стоит.
Новый же автомобиль будет на гарантии, а это облегчит решение эксплуатационных вопросов. Кроме того, он практически безупречна в техническом плане, а это важно на начальном этапе обучения.
Иномарка или отечественная машина
Последние новинки отечественного автопрома максимально сгладили разницу с иномарками по уровню технической оснащенности, безопасности и качеству. Машины российской разработки постепенно приближаются к импортным и по ценам. Так что выбор здесь больше определяется личными пристрастиями и финансовыми возможностями. Только стоит учесть критерии, о которых речь шла выше.
С другой стороны, недостатки нашего производителя хорошо известны. Машины иностранного производства, даже низшего ценового сегмента, пока надежнее, а их безопасность всегда гарантированно на высоте. Пожалуй, это лучшие недорогие машины для новичка.
Авто для женщины
Водителю-женщине не всегда требуется какая-то особенная машина. Многие из них управляют ТС не хуже мужчин, а если усваивают какие-то правила, придерживаются их всю жизнь неукоснительно. Правда, хорошо справляются с задачами не все. Особенно много проблем возникает в мегаполисах, где нелегко даже мужчинам с их более устойчивой к стрессам психикой. Поэтому разницы в выборе модели и комплектации нет.
Девушке нужна легкая в управлении небольшая яркая машина. Прекрасный пол отличается своеобразной практичностью в подходе к выбору авто. Для женщин важно наличие большого числа ящичков, полочек и так далее, до которых можно дотянуться во время движения без помех для вождения. Таким образом, существенную роль должна играть эргономика водительского места.
Посоветовать что-то конкретное трудно. Но, точно, это не должен быть модный MINI, управление которым требует концентрации внимания. Можно выбрать модели попроще – например, Skoda Fabia, Peugeot 308, Fiat 500 или KIA Picanto.
Chevrolet Lanos второго поколения
Популярный, недорогой и относительно безопасный автомобиль, который стоит купить новичку. Его основной конкурент — Daewoo Nexia. Подержанную модель можно приобрести за 150 тыс. руб. Годы выпуска для России — с 2005 по 2013, поэтому вполне реально приобрести машину возрастом до 10 лет. Она подойдет как для семейного пользования, так и для работы. Скромный дизайн, неплохое оснащение и недорогое сервисное обслуживание подкупают даже самых требовательных новичков-автолюбителей.
Шевроле Ланос комплектовался только одним бензиновым мотором, объемом 1,5 литра. Он развивает мощность до 86 лошадиных сил, и работает в тандеме с пятиступенчатой механической коробкой передач. При езде по городу среднее потребление топлива составляет 10,4 л, на трассе — 5,2 л. Управление здесь легкое — автомобиль разгоняется до скорости выше 150 км/ч, резко тормозит, без проблем входит в крутые повороты.
Renault Logan первого поколения
Начинающему водителю также стоит обратить на доступную малолитражку Renault Logan. Несмотря на простой дизайн, как внутри, так и снаружи, смотрится она довольно презентабельно. Основные преимущества:
- высокая посадка;
- неубиваемая подвеска;
- надежные двигатели;
- удобные сиденья;
- высокое качество обшивки.
Отдельного внимания заслуживает вместительный багажник на 510 литров, куда без проблем войдет несколько сумок и чемоданов. В последней комплектации включены: климат-контроль, бортовой компьютер, стеклоподъемники, подогрев сидений, центральный замок с ДУ. Автомобиль оснащается одним из трех моторов: 1,4 л на 75 л. с., 1,6 л на 84 л. с., 1,6 л на 102 л. с.
В любой из версий устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач. Хотя в тандеме с 102-сильным двигателем встречается четырехступенчатый автомат. Расход топлива составляет не более 10 л, а максимальная скорость — 180 км/ч. Цена на Renault Logan варьируется от 400 до 500 тыс. руб.
Механика или автомат?
Еще один вопрос, который волнует начинающих водителей, касается выбора коробки передач. Здесь, опять же, все зависит от возможностей конкретного человека. В этой ситуации события могут развиваться по следующим сценариям.
- учился на механике, но хочу ездить на автомате;
- учился на автомате, могу ездить только на автомате;
- учился на механике, умею и буду ездить на механике;
- учился на механике, боюсь ездить на механике, но хочу научиться.
В первых трех случаях нет необходимости мучать себя этим вопросом: берите то, что хотите либо то, что позволяет взять ваше водительское удостоверение. Если же вы боитесь, но хотите ездить на механике, можно пойти одним из двух путей:
- перебороть свой страх и сразу взять машину с механикой;
- взять машину с автоматом, а после нее пересесть на механику.
Самые популярные в России автомобили с автоматом: топ-10
Второй вариант нам кажется более предпочтительным. Судите сами. Купив автомобиль с автоматом, вы сможете все свое внимание уделить управлению автомобилем и слежению за дорогой, а не переключению скоростей, нервам из-за заглохнувшего мотора на перекрестке и т. п. Как только вы освоитесь за рулем и станете увереннее себя чувствовать на дороге, вам станет проще уделять внимание такой «второстепенной» вещи, как рычаг коробки передач. Вот тогда уже и стоит присмотреться к машине с механикой.
Chevrolet Aveo
Chevrolet Aveo — лучшая машина для новичка, который ставит в приоритет компактность, экономичность и комфорт. Расход топлива обычно не превышает 9 л на 100 км, и сервисное обслуживание обходится сравнительно дешево. При этом производитель устанавливает качественные детали, что снижает риск частых ремонтов. Многие владельцы также отмечают высокую прочность кузова и устойчивость к повреждениям лакокрасочного покрытия.
В последних поколениях автомобиль оснащается противотуманными фарами, АБС, электропакетом и литыми дисками. Также предусмотрены два бардачка с USB выходом и целый ряд компактных отделений. Из недостатков для новичков стоит выделить:
- низкокачественную аэродинамику;
- плохую шумоизоляцию;
- наличие слепых зон у зеркал;
- не самую высокую безопасность.
Минимальная цена базовой комплектации Chevrolet Aveo составляет 400 тыс. Стоимость более лучших версий доходит до 850 тыс. руб.
Volkswagen Golf 4 поколения
Volkswagen Golf точно подойдет тем, кто думает какую машину купить, тяготея к немецкой классике. Здесь все продумано, сдержано и качественно. Механики утверждают, что кузов у Гольфа вечный — он может отлично сохраниться даже спустя много лет интенсивной эксплуатации. Вариантов двигателей было очень много:
- базовый мотор 1.4 16V (AHW,AXP, AKQ);
- восьми клапанный 1.6 (AEH / AKL);
- двухлитровый с заводскими индексами APK / AQY AZH / AZJ;
- турбомотор объемом 1.8 л AGU, ARZ, AUM.
Все версии оснащались пятиступенчатой механической коробкой передач. Встречаются же автомобили и с четырехступенчатой АКПП, но редко. Машина отлично держит дорогу и слабых мест в ней практически нет. На вторичном рынке ее можно приобрести за 250 — 350 тыс. руб.
Сколько тратить?
В первую очередь необходимо определиться со стоимостью транспортного средства. Можно долго рассказывать о подходящих автомобилях сначала за 100, потом за 200, 300 тысяч рублей и так далее, но вместо этого предлагаем вам запомнить одно-единственное правило: какой бы суммой вы не обладали, ее нельзя полностью тратить на машину.
Что важнее: разметка или знак? Проверьте себя в хитром тесте на знание ПДД
Чем дешевле и старше автомобиль, тем большую часть денег желательно оставить на предвиденные и непредвиденные расходы – обслуживание, ремонт, запчасти, восстановление после возможной аварии и т. д. Например, при наличии 200 тысяч рублей желательно искать транспортное средство за 100-130 тысяч (доля 50-65%), отложив оставшуюся сумму на «черный день» — а в случае с подержанным авто рано или поздно он обязательно наступит.
Если есть уже 400 тысяч рублей, то присматривайтесь к моделям за 250-300 тысяч (доля 60-75%). При этом важно понимать, что без должной проверки выбранной машины есть шанс нарваться на автохлам, и тогда даже этой суммы будет недостаточно для восстановления авто. Вывод: не скупитесь на диагностику с привлечением профессионалов.
Ни один автомобиль нельзя покупать на последние деньги.
В то же время ошибочно полагать, что новая машина полностью избавит вас от проблем и лишних затрат. Здесь действует тот же принцип, но работает он в обратную сторону: чем дороже и технологичнее выбранная модель, тем больше придется отдавать на страховки, обслуживание и ремонт.
Так, если вы успели накопить 1 млн рублей, не спешите тратить все кровно заработанные на новый автомобиль. Лучше присмотритесь к моделям за 800-900 тысяч (доля 80-90%) и не бегайте потом в поисках нескольких десятков тысяч рублей на зимнюю резину или оплату внезапно дорогого технического обслуживания.
Чем дороже авто, тем выше цена его обслуживания и запчастей.
Впрочем, указанная формула вовсе не означает, что при возможности потратить на первый автомобиль 2-3 млн рублей, новичку стоит поступать таким образом. Даже если начинающий водитель очень аккуратен, высока вероятность повредить транспортное средство, банально — притереться бампером на парковке. Очевидно, дорогую (и тем более новую!) машину будет жалко больше, чем доступную и подержанную.
К тому же, ездить на дорогом автомобиле с притёртостями несолидно, поэтому на восстановление кузова придется существенно потратиться. Другое дело – условная новая «Гранта» или десятилетний Ford Focus, на котором уже и так с большой долей вероятности есть царапины. Эти машины можно даже не ремонтировать — а если сильно хочется, то это выйдет относительно дорого.
Ford Focus
Ford Focus 2 — один из самых безопасных автомобилей. Сегодня уже не выпускается, поэтому купить начинающему водителю придется только вариант б/у. Производился с несколькими вариантами кузова: четырехдверный седан, трехдверный и пятидверный хэтчбек. В каждой из версий есть много преимуществ перед другими машинами:
- эргономичный салон;
- вместительный багажник;
- низкий расход топлива;
- надежная рулевая;
- высокие показатели управляемости;
- низкая стоимость сервисного обслуживания.
В Форд Фокус можно устанавливать неоригинальные детали, что упрощает и удешевляет его ремонт в случае поломки. Владельцы жалуются, что в машине часто выходит из строя электроника, поэтому при покупке ее нужно проверять в первую очередь. В остальном модель имеет больше плюсов, чем минусов, и приобрести ее можно в среднем за 250 тыс. руб.
Какой привод выбрать?
- Передний привод – активны только передние колеса. Переднеприводные авто характеризуются более высокими показателями проходимости, чем заднеприводные, но при этом уступают полноприводным. Авто с передним приводом не могут похвастаться высокими показателями динамичности на дороге.
- Задний привод – в действие приводятся только задние колеса. Именно задний привод устанавливают на спортивные авто – он гарантирует высокие показатели скорости и динамичности. Новичкам лучше воздержаться от покупки заднеприводных агрегатов – они легко уходят в занос на скользкой или мокрой дороге.
- Полный привод – энергия мотора распределяется на все 4 колеса. Эти авто устойчивы на дороге в любых погодных условиях, недаром именно полный привод установлен на внедорожниках. При этом такие машины считаются далеко не самыми экономичными в плане расхода топлива.
Важно
Новичкам лучше всего обратить внимание на переднеприводные авто – они проще в управлении и проще преодолевают небольшие препятствия на дороге.
Mitsubishi Lancer
Особого внимания заслуживает Mitsubishi Lancer 10 поколения — 2007-2010 годов выпуска. Он отражает отличные ходовые качества, яркий дизайн. Оригинальные фары и обтекаемые формы привлекают многих водителей. Модель выпускается с полным и передним приводом. На водительском сиденьи нет боковой поддержки, но оно достаточно удобное для людей разной комплекции. Есть один важный нюанс для новичка: зеркала дают полноценный обзор всей дороги, что облегчает сложные маневры. Например, при парковке не возникает никаких трудностей.
Автомобиль имеет ниспадающую крышу, поэтому очень высоким людям будет в нем некомфортно. Однако, его салон очень вместительный, сзади могут поместиться одновременно 3 человека. А вот багажник в нем маленький. Чтобы увеличить грузоподъемность, можно сложить заднее сиденье.
В продаже встречаются модели Intense+, Invite+, Intense, Invite. Чтобы решить, какую из машин лучше купить, нужно изучить комплектацию каждой. В базовой версии уже есть подушки безопасности, подогрев сиденья, кондиционер и CD/МРЗ-проигрыватель. Средняя стоимость авто на вторичном рынке — 320 тыс. руб.
«Ведра» и отечественные автомобили
Нет ничего более классического, чем покупка дешевого автомобильного «ведра» в качестве первой машины. Как правило, подобный выбор делают молодые парни — новички, приобретая хлам за 50-70 тысяч рублей. Редко убитые русские машины ездят больше года у одного владельца: за 365 дней происходит три сотни ДТП, потому что «не жалко» и «надо же на чем-то учиться». Скорее всего, новички-владельцы таких машин редко посещают сертифицированные автоцентры, чинятся или во дворе, или в гараже у «братанов». Если когда-нибудь вы лично становились свидетелями типичных советов, какую купить первую машину парню, то скорее всего новичок приобретал:
Без шуток, это самые покупаемые подержанные российские автомобили на нашем рынке.
Аргументация в духе «какая разница, все равно разобью» имеет место быть, однако я каждый день вижу парней, которые не спрыгивают с крыши или не прыгают в Неву с моста, хотя «все равно когда-нибудь умрут». На ладан дышащие автомобили плохи не грохотом, ржавчиной и отсутствием комфорта, они опасны тем, что могут сломаться в самый неподходящий момент, ненадежны и сомнительны.
Skoda Octavia 2 поколения
Выбирая автомобиль по оптимальному соотношению цены и качества, можно смело брать Skoda Octavia. Преимущества модели:
- разумная стоимость;
- высокий уровень безопасности;
- экономный расход топлива;
- износостойкость элементов салона;
- хороший клиренс;
- большой набор дополнительных опций (автопилот, контроль давления в шинах авто и др.);
- система противобуксовки.
В пятидверном хэтчбеке устанавливаются разные типы двигателей: атмосферные, турбированные, дизельный. Предпочтение лучше отдать турбированному на 1,8 или 2,0 литра. Работают они в тандеме с пяти- и шестиступенчатой МКПП или четырехступенчатой АКПП. Расход топлива не превышает 7,1 л на 100 км в черте города. Стоимость машины зависит от года ее выпуска. За модель 2008-2009 года новичку придется отдать порядка 250 тыс. руб.
KIA Rio 3
Автомобиль KIA Rio создан для тех, кто хочет комфортно ездить, но не готов платить большие деньги. Он отличается хорошим качеством и приемлемой ценой. Производится в двух вариантах — седан и пятидверный хэтчбек. Их технические характеристики очень схожи, поэтому сложно сделать вывод какая машина лучше. Чем обусловлена популярность модели:
- пять посадочных мест;
- высокое качество сборки;
- качественная тормозная система;
- надежные моторы объемом 1,4 и 1,6 л и мощностью 107 и 123 л. с. соответственно;
- хорошая коробка передач, как механическая, так и автоматическая;
- богатая комплектация даже в базовой версии.
Брать автомобиль можно как вторым, так и единственным в семью. Его сервисное обслуживание обходится сравнительно дешево, и служит он долго.
Toyota Corolla 10 поколения (2006-2013)
Если говорить о степени надежности, Toyota Corolla — лучший вариант из своих «сверстников». В определенных комплектациях есть до 7 подушек безопасности, в передние сиденья встроены приспособления для предупреждения травм шеи, есть система, оповещающая о непристегнутых ремнях безопасности и не только. Также машина отличается превосходными ходовыми и эксплуатационными качествами. Начинающему водителю справиться с ней очень легко: трогается плавно, КПП переключается без рывков.
В автомобиле есть слабые места в подвеске, нежное ЛКП, слабые штатные динамики. Но преимущества с лихвой окупают все недостатки. Если выбирать какой автомобиль купить в среднем ценовом сегменте, можно смело останавливаться на этом варианте. Его минимальная стоимость — 400 тыс. руб.
Toyota Camry XV40
Новичок, еще вчера окончивший автошколу, может смело сесть за руль люксового авто бизнес-класса. Так производитель позиционирует Toyota Camry. Мощные двигатели и хорошо настроенные подвески наделяют машину отличными динамическими и ходовыми характеристиками. В продаже есть 2 вида комплектации: с 2,4-литровым двигателем и 5-ступенчатой механикой, а также с 3,5-литровым мотором в паре с АКПП. В первом варианте еще возможна автоматическая шестиступенчатая коробка передач.
Автомобиль наделен следующими преимуществами:
- качественное ЛКП;
- недорогое обслуживание;
- просторный салон;
- небольшой расход топлива;
- высокая ликвидность авто.
Из минусов владельцы часто обращают внимание на слабую АКПП, высокий расход масла, недостаточно мощные тормоза, большой налог, в сравнении с версией V6. Если проходить ТО согласно графику и самостоятельно проверять состояние автомобиля, прослужить он может долго. Стоимость хороших экземпляров начинается от 600 тыс. руб., хотя на вторичном рынке вполне реально найти предложения по 500 тыс. руб.
На последние или с запасом?
Цена всегда оказывается решающей при любой покупке. Автомобиль тем более не исключение. Приобретая первую машину, нужно исходить из размеров кошелька, но ни в коем случае не брать такую, когда денег хватит впритык. Помните, что автомобиль (тем более, если он новый) нужно застраховать по каско, необходимо оформить полис ОСАГО, а также потратиться на обязательные мелочи, такие как аптечка, огнетушитель, буксирный трос. Если вы покупаете автомобиль в канун зимнего сезона, подумайте о зимней «обувке».
Именно количество денег в вашем кармане определяет класс и степень новизны предстоящей покупки, мощность двигателя и вид трансмиссии будущего автомобиля. А рекомендации друзей и родителей — это уже аргументы второго уровня.
Опыт автора:
В советское время все было наоборот. Надо было сначала найти или, как говорили в то время, достать автомобиль, а потом уже искать деньги. Мне посчастливилось достать новый Запорожец, на который пришлось занимать денег у родных и знакомых. Понятия о кредите, а уж тем более кредите на автомобиль, тогда не существовало.