Функция салонного зеркала заднего вида, о которой мало кто знает

Зеркало заднего вида — один из самых необходимых элементов оборудования автомобиля, без которого нельзя отправляться в дорогу. Зеркало заднего вида располагается в салоне и снаружи с левой и правой стороны автомобиля. Сейчас кроме самых обычных зеркал есть зеркала со встроенными видеорегистраторами, парковочными системами, антирадарами, GPS-модулями, которые делают управление автомобилем более легким и комфортным.

Устройство зеркала заднего вида

Корпус

Чаще всего бывает прямоугольной или трапециевидной формы с закругленными краями, реже — треугольный или круглый.

Отражающий элемент

Обычно это особопрочное стекло, сверху на которое нанесен слой отражающего вещества, а затем еще слой специального защитного покрытия. Это покрытие защищает зеркало от царапин, сколов, потертостей, что прямым образом влияет на качество отражения и, соответственно, на безопасность. Отражающий слой не должен искажать форму предметов, цвет, изменять расстояние до отражаемых объектов.

Отражающий слой бывает различным:

  • Простое зеркало — на котором нет никакой специальной обработки. Минусом таких зеркал является появление ослепляющих бликов от яркого солнца, мокрого дорожного полотна, фар машин.
  • Антибликовое бесцветное покрытие позволяет уменьшить яркость бликов.
  • Антибликовое цветное покрытие не только уменьшает яркость бликов, но и улучшает обзор, четкость и контрастность предметов за счет изменения спектра отраженного света.

Крепление

Позволяет надежно зафиксировать зеркало на месте установки. Крепление зеркала заднего вида должно выдерживать активную вибрацию и тряску во время езды при неровностях и дефектах дороги.

Устройство регулировки положения зеркала

С его помощью происходит настройка положения зеркала для достижения необходимого угла обзора.

Механизм складывания

Такой механизм устанавливается на боковые зеркала. Позволяет складывать зеркала для уменьшения габаритов машины. Бывает механическим и электрическим. Складывание зеркала должно происходить при приложении достаточного усилия, чтобы зеркало не складывалось при движении на высокой скорости или от тряски автомобиля.

Методика регулировки зеркал для опытных водителей, полностью исключающая слепые зоны

Надо понимать, что существует множество приёмов настройки зеркал автомобиля. Все они имеют право на жизнь, считаются по-своему верными. Описать какой-либо единственный, идеальный способ регулировки, на фоне которого все остальные меркнут, просто невозможно.

Опытные водители считают, что боковые зеркала не предназначены для того, чтобы рассматривать в них горизонт. Всё просто: они должны показывать, есть машина рядом или нет.

Советы по настройке отражателей на автомобилях среднего класса.

  1. Машина, движущаяся по соседней полосе, видна хорошо в салонном зеркале, в правом боковом отражателе – просматривается полностью.
  2. Ручки дверей и боковую часть своего авто можно увидеть лёгким поворотом головы на несколько градусов.
  3. Если соседний автомобиль исчезает из обзора в салонном зеркале, то обязательно должен появиться в боковом. Если он не отражается в боковом, то становится виден уже непосредственно через стекло. Таким образом, водитель понимает, можно ему перестраиваться или нет.

Настройка автомобиля премиум класса.

  1. Боковые зеркала изначально большие, ладонь взрослого мужчины не охватывает их стёкла. Они дают возможность контролировать всю обочину, и видеть двери своего автомобиля.
  2. При заднем ходе боковые отражатели автоматически складываются, опускаются, улучшая обзор.

Бюджетный класс (отечественная «классика» и другие).

  1. Рекомендуется усиливать стекла боковых зеркал фиксаторами для предупреждения выпадения или смещения относительно корпуса.
  2. Форточка в машинах старого образца забирает половину полезного обзора — это надо помнить.
  3. Автомобиль соседней полосы движения заметен в боковом зеркале, но свою машину можно увидеть только после поворота головы на большой угол.
  4. В центральном отражателе также виден краешек автомобиля, движущегося рядом. Когда машина не просматривается в салонном рефлекторе, она контролируется по боковому зеркалу, исчезает из бокового рефлектора — становится видна через стекло.

Старайтесь находиться в поле зрения, не забывайте о фарах, предупреждайте соседних водителей о маневре, не ленитесь поворачивать голову, осматривая мёртвые зоны.

Какие бывают зеркала заднего вида

Есть несколько разновидностей автомобильных зеркал заднего вида. Они различаются по месту установки, типу оптического элемента, форме и т.д.

По месту расположения

  • Внутренние (салонные). Находятся внутри салона, крепятся на лобовое стекло с помощью кронштейна. Стандартно имеют вытянутую прямоугольную форму с закругленными краями. Угол наклона регулируется вручную.
  • Наружние (боковые). Это парные зеркала, находятся снаружи на кузове автомобиля слева и справа. На праворульных машинах в России часто устанавливают дополнительное боковое зеркало на капот для улучшения обзора.

По типу оптического элемента

  • плоские;
  • панорамные (сферические);
  • многосекционные (с переменной кривизной).

Плоское зеркало

Плоское зеркало заднего вида обеспечивает минимальный угол обзора, но передает изображение предметов и расстояние до них без искажений. Плоское зеркало передает действительную дорожную ситуацию, что облегчает водителю принятие решения.

Имеет режим переключения в неослепляющее положение, которым очень удобно пользоваться в темное время суток. В таком зеркале отражающий слой меняет свое положение в зависимости от положения переключателя. В положении «день» от зеркального слоя предметы отражаются более ярко. В положении «ночь» происходит менее яркое отражение. Переключение может осуществляться вручную или на некоторых зеркалах — автоматически, когда срабатывают датчики освещенности.

Панорамное зеркало заднего вида

Устанавливается внутри автомобильного салона. Имеет сферический элемент большого радиуса и большую длину в отличие от обычного стандартного плоского зеркала. Использование зеркал сферической формы позволяет увеличить угол обзора до 160 градусов с обеих сторон и уменьшить поле «мертвых» зон. Но такие зеркала несколько искажают форму предметов и «увеличивают» расстояние до них, что может ввести в заблуждение водителя.

Одним из основных требований к панорамному зеркалу — равномерность кривизны, которая отвечает за минимальные искажения отражаемых объектов и расстояния до них. Некачественные панорамные зеркала могут таить опасность в значительном искажении отражения предметов, возникновения эффекта «двойного отражения» и «увеличения» расстояния до объектов.

Все это может негативно сказаться на оценке безопасной дистанции на дороге и выбору неправильного решения. Панорамные зеркала лучше не использовать водителю-новичку. Да и водителю с большим опытом вождения нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к изменениям в отражении. При выборе панорамного зеркала нужно учесть расстояние до козырьков против солнца: слишком большое по длине зеркало не позволит их опустить.

Можно приобрести накладное панорамное зеркало, которое крепится на штатное салонное зеркало заднего вида. Одним из минусов таких зеркал является отсутствие возможности переключения в неослепляющее положение, которое отсутствует у панорамных зеркал. В таком случае лучше отдать предпочтение панорамному зеркалу со специальным противоослепляющим тонированием.

Накладное панорамное зеркало должно иметь небольшой вес, поскольку крепится на обычном зеркале, приклеенном к лобовому стеклу. При значительном увеличении веса оно может отклеиться при вибрации во время движения автомобиля.

Многосекционное зеркало заднего вида

Состоят из нескольких зеркальных элементов различного типа. Позволяют максимально убрать «мертвые»зоны просмотра. Сочетают в себе участок простого зеркала, передающего изображение без искажений, с дополнительными сферическими участками, позволяющими увидеть объекты, находящиеся в «мертвой» зоне.

Сферические участки сильно искажают форму и расстояние до предмета, но несут важнейшую информацию о факте наличия этого предмета или объекта. Участок обычного плоского зеркала позволяет адекватно оценить расстояние. Работа этих двух зеркал вместе позволяет водителю значительно увеличить угол обзора и принять верное решение в дорожной ситуации.

Как научиться чувствовать автомобиль

Научиться, как чувствовать габариты автомобиля помогут несколько простых упражнений. Начинающим водителям следует отработать навыки ориентации в пространстве на закрытом автодроме. Именно для этого инструктора отделяют флажками небольшие площадки, и заставляют учеников заезжать в условный бокс. Предлагаем посмотреть видео о том, как научиться чувствовать габариты, а после выполнить несколько уроков.

Урок 1. Визуализация

Мысленно нарисуйте положение вашей машины относительно стен бокса, выйдете из транспортного средства и сравните представленную картину с реальной. Как правило, новичкам кажется, что края машины находятся на много ближе к стенам условного гаража, нежели это есть в действительности.

Урок 2. Маячки

Установите на крайнюю точку капота антенну, именно она поможет понять, где заканчивается корпус машины. В любой момент вы можете остановить авто, выйти из автомобиля и посмотреть, как близко находится препятствие. После этого станет понятно, как это правильно делать в машине, как оценивать дистанцию и собственные габариты.

Урок 3. Разметка линий

Если вы новичок, чтобы почувствовать машину, обозначьте на асфальте мелом или баллончиком с краской, шесть линий, которые:

пересекают передние и задние колеса; продолжают левую и правую оси; очерчивают задний и передний бампера.

Точки пересечения колес с передней торпедой можно отметить цветной бумагой или скотчем на лобовом стекле. Метки будут давать представление о предполагаемой траектории движения. Таким образом, вы научитесь определять то место дороги, по которому проедут колеса машины. Со временем метки станут не нужны, в мозгу выработается цепочка реакций.

Аналогично можно отметить линии пересечения переднего и заднего бамперов, передних и задних колес. Разметка облегчит определение и ощущение размеров и траекторию движения автомобиля.

Урок 4. Попадание под колеса

Расположите на дороге небольшую картонку, и намеренно постарайтесь на нее наехать поочередно каждым колесом. Это упражнение поможет отработать ощущение линии колес. Практикуйтесь не только при движении вперед, но и задним ходом.

Урок 5. Змейка

Установите на проезжей части преграды, и старайтесь объехать препятствия, не задев их. Маяки можно обозначить флажками, конусами, или обычными пластиковыми бутылками.

Старайтесь проезжать, как можно ближе к маячкам. Начинайте с простых упражнений, а со временем усложняйте себе задания: ставьте флажки теснее, и пытайтесь направлять машину вплотную между препятствий; «восьмеркой» и «змейкой».

Основной совет, как привыкнуть к габаритам машины — как можно больше практиковаться. Так же можете ознакомиться с видео, которое поможет ознакомиться Вам более наглядно https://www.youtube.com/watch?v=l4EiBC8tgP8 . Попросите опытного водителя или инструктора дополнительно позаниматься с вами на площадке.

Навыки приобретаются в ходе вождения. Вы научитесь интуитивно ощущать правильное расстояние до препятствий с высокой точностью. С опытом вы поймете, как ориентироваться по зеркалам в машине, как почувствовать автомобиль.

Зеркало заднего вида с монитором

Это современные технически сложные зеркала заднего вида, обладающими многими полезными функциями и незаметностью. Они могут устанавливаться вместо штатного зеркала заднего вида или крепиться не него двусторонним скотчем или просто накладываться.

Представляет собой LED-дисплей, на который выводится информация с камеры заднего вида и парктроников. Дисплей может быть разных размеров: от совсем небольших до значительных в 9 дюймов. Такой дисплей передает важную информацию для водителя, что облегчает парковку в ограниченном пространстве, движение задним ходом и повышает безопасность на дороге.

Есть более сложные модели зеркал заднего вида с мониторами, которые имеют возможность подключения передней камеры, видеорегистратора, карт памяти, сенсорного управления, радар-детектора, GPS навигатора.

При выборе зеркала с монитором следует обращать внимание на следующие критерии:

  • Марка автомобиля. Обычно такие зеркала универсальны и их можно приобрести в любую машину, но есть специальные дисплеи, выпускаемые для конкретных марок автомобилей.
  • Цена. В зависимости от набора встроенных функций цена зеркал может иметь огромную разницу.
  • Габариты монитора. Большой экран передаст больше информации, но может значительно уменьшить обзор дороги через лобовое стекло.
  • Крепление. Мониторы могут крепиться на лобовое стекло с помощью присоски, двустороннего скотча или накладываться на штатное зеркало заднего вида.

Как правильно приклеить автомобильное зеркало на лобовое стекло

Чтобы добиться крепкой и надежной фиксации, важно научиться правильно пользоваться клеевым составом:
Лучше всего фиксировать зеркало в центре лобового стекла. Для правильного выбора места расположения этого элемента требуется нанести маркером штрихи. Это рекомендуется делать снаружи. Благодаря этому удастся сразу правильно приклеить зеркало и избежать необходимости изменения его локализации. Обязательно следует избавиться от остатков клея. Для этого рекомендуется воспользоваться канцелярским ножом. Для очищения металла кронштейна от посторонних предметов его рекомендуется предварительно нагреть. Сделать это допустимо посредством фена. Благодаря этой простой манипуляции клей будет удаляться значительно легче. Мелкой наждачной бумагой обработать стекло в зоне склеивания. Достаточно слегка потереть поверхности. Это поможет увеличить адгезию деталей. Протереть стекло и держатель обезжиривающим средством. Для этого недостаточно обработать поверхности мягкой салфеткой, пропитанной ацетоном. Чтобы добиться хороших результатов, одну тряпку следует пропитать ацетоном и приложить к стеклу для растворения жира, а второй – убрать остатки грязи. Снять металлическое крепление. Его рекомендуется сдвинуть вниз. Если это не представляется возможным, необходимо заранее продумать поддержку для зеркала на период застывания клея. Приступить к процессу склеивания. Это делают после высыхания поверхностей. Перед применением вещества стоит внимательно изучить инструкцию Стоит обратить внимание на зоны нанесения адгезива и активатора

Немаловажное значение имеет длительность склеивания. Закрепить зеркало на период полимеризации Хороший клей не способен застыть за несколько минут. Потому на время высыхания автомобильное зеркало нужно надежно зафиксировать

Снаружи лобового стекла рекомендуется приложить сильный магнит. Если его нет, допустимо воспользоваться скотчем или пластилином. Однако впоследствии возникнет необходимость в очищении от вспомогательных веществ.

Характеристики и виды клея для пробки, инструкция по применению

Дополнительные наружные зеркала

Дополнительные наружные зеркала заднего вида используются в основном на общественном транспорте, грузовых машинах и спецтехнике. Они предназначены для максимального сокращения «мертвых» зон. Чаще всего такие зеркала имеют сильную кривизну, за счет чего увеличивают угол обзора, но очень сильно искажают форму и расстояние до объектов, поэтому адекватно оценить расстояние становится проблематично.

Иногда дополнительные сферические зеркала устанавливают на основные зеркала заднего вида. Это может быть опасным, так как при этом значительно сокращается площадь обзора через основное зеркало, которое несет информацию об объектах, находящихся вблизи автомобиля.

Дополнительный функционал панорамных зеркал

Над функционалом салонных отражающих элемент производители работают очень активно. Сегодня можно купить зеркала, которые имеют:

  • Антибликовое покрытие. В зависимости от типа покрытия, зеркало отдает голубым, золотистым, иногда другим цветом. Само покрытие препятствует ослеплению водителя светом от фар, городских фонарей, архитектурного освещения и прочего;
  • С затемненное изображение. Зеркала с таким изображение наиболее оптимальны для установки в авто с прозрачными стеклами;
  • С осветленным изображением. Подходят для установки в авто с тонированным стеклом.

По функционалу зеркала делят на следующие группы:

  • Безо всяких дополнительных функций. Самые обычные элементы, которые входят в штатную комплектацию авто;
  • Со встроенными приборами и электроникой. В подавляющем большинстве случаев прибор всего один – электронные часы. Иногда встраивают очень важные и полезные вещи: регистратор, монитор, подсветку, индикатор звонка;
  • Сдвоенное зеркало. По соседству с основным зеркалом может располагаться второе меньшего размера. Как правило, оно плоское, но встречаются модели салонных зеркал с дополнительным сферическим элементом.

Наибольшим спросом пользуются зеркала без функционала, так как за все дополнительные мелочи приходится платить немалую сумму. Часто водители покупают зеркала со встроенным видеорегистратором и дисплеем. Экзотические функции: телеметрия, гироскоп, акселерометр.

Как правильно настроить зеркало заднего вида

Для того, чтобы максимально контролировать постоянно меняющуюся дорожную ситуацию, необходимо правильно настроить зеркала заднего вида. Главное правило регулировки зеркал — сокращение объема «мертвых» зон, которые водитель не может увидеть. Поскольку, если водитель не видит какие-то объекты, попадающие в «мертвые» зоны автомобиля, он считает, что их там нет. Такие неверные данные могут привести к неправильной оценке дорожной ситуации и принятию неверного решения, следствием которого может быть ДТП. Поэтому все стараются максимально сократить «мертвые» зоны.

Для этого есть несколько способов:

  • правильно отрегулировать штатные зеркала заднего вида;
  • дооборудовать автомобиль дополнительными зеркалами;
  • использовать камеры, передающие изображение пространства вокруг автомобиля на экран.

Настройка зеркал заднего вида

Нельзя настраивать зеркала во время движения автомобиля. Настройку зеркал производят перед началом движения.

Для этого необходимо:

  • сесть на водительское кресло;
  • отрегулировать сиденье и рулевую колонку;
  • принять правильную посадку;
  • настроить зеркала.

Настройка салонного зеркала:

  • центральная линия зеркала должна совпадать с центральной линией заднего стекла автомобиля. Через салонное зеркало заднего вида должно быть видно все заднее зеркало.

Настройка боковых зеркал:

  • надо занять правильное положение, посмотреть в левое зеркало. В нем должно быть видно лишь ручки дверей и заднее крыло машины.
  • Посмотреть в правое зеркало, настроить его так, чтобы в нем отображалось правое заднее крыло.

В правильно настроенных боковых зеркалах отражение машины практически отсутствует.

Уход за зеркалом заднего вида

Зеркала заднего вида должны быть всегда чистыми. Их надо периодически мыть и насухо вытирать, чтобы не оставалось разводов. Высохшие капли дождя на наружных зеркалах быстро покрываются слоем пыли, в таком случае при попадании на них солнечного света они полностью теряют способность отражать предметы. Водитель становится практически «слепым» на дороге, это очень опасно.

Во время дождя на зеркала попадает вода, что значительно снижает их отражающую функцию. В таком случае надо либо периодически вытирать зеркала или включать их обогрев, чтобы капли высохли. Зимой, когда салонное и боковые зеркала замерзают от мороза, надо сначала их отогреть, очистить от инея, и только после этого начинать движение.

Datsun 240z (он же Nissan S30)


В поиске оптимального расположения наружных зеркал нашли такой вариант — на крыльях. Эту схему считали более передовой в плане безопасности: у водителя меньше поводов отводить взгляд в стороны. Но все уперлось в сложность и неудобство механизмов для регулировки зеркал. Дольше всего такая схема продержалась в Японии — вплоть до 1980-х. На фото: Datsun 240z (он же Nissan S30), выпускавшийся до 1978 года.
В поиске оптимального расположения наружных зеркал нашли такой вариант — на крыльях. Эту схему считали более передовой в плане безопасности: у водителя меньше поводов отводить взгляд в стороны. Но все уперлось в сложность и неудобство механизмов для регулировки зеркал. Дольше всего такая схема продержалась в Японии — вплоть до 1980-х. На фото: Datsun 240z (он же Nissan S30), выпускавшийся до 1978 года.

Электропривод регулировки боковых зеркал появился в 1982-м, но еще долго многие производители считали, что механика проще и лучше. Сегодня, как известно, даже на недорогих моделях зеркала умеют самостоятельно складываться/раскладываться. Для многих владельцев эта функция по-прежнему излишняя, но выбирать-то уже не приходится.

Помимо этого боковые зеркала обзавелись автономным подогревом и встроенными повторителями поворотного сигнала, постепенно перестав быть простой и ремонтопригодной вещью. Сегодня это достаточно сложный оптико-электрический узел. На некоторых продвинутых моделях его дополняют видеокамеры, передающие картину происходящего на экран, расположенный на панели приборов.

Основные характеристики панорамных зеркал

Панорамные зеркала отличаются от обычных тем, что им придана сферическая форма. Если вы решите сравнить обычное плоское зеркало и сферическое, то сразу отметите, что при одинаковых размерах (скажем, ширине 240 миллиметра) они имеют колоссальную разницу в углах обзора. Сферичность салонных зеркал четко регламентируется – кривизна не может превышать 1200 миллиметров. Если кривизна больше, то отражение будет искажаться и водитель не сможет верно определить расстояние до отраженного объекта.

Панорамные зеркала по своей конструкции ничем не отличаются от тех, что уже были установлены в автомобиле или могут быть найдены в магазине запчастей:

  • Корпус;
  • Собственно оптический элемент;
  • Крепеж.

Одно отличие от стандартного зеркала бросается в глаза сразу – размер. Размерность может быть следующей:

  • От 240 до 280 миллиметров. Такие зеркала называют стандартными или малыми. В большинстве автомобилей они являются штатными;
  • От 300 до 360 миллиметров. Такие элементы уже больше штатных. Они идеально подходят для установки в легковой транспорт;
  • От 400 до 450 миллиметров. Лучший вариант для крупногабаритного транспорта, как-то внедорожников, микроавтобусов и прочего.

Большая часть зеркал представляет собой отражающий элемент, который закреплен в пластиковом корпусе с имеющимся на нем крепежом. Штатные зеркала обычно не имеют дополнительных функций. А вот тот аналог, который вскоре станет заменой штатной детали, намного интереснее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]