Параметры, определяющие качество ДТ
О качестве дизельного топлива свидетельствуют следующие характеристики:
- Предельная температура фильтруемости. Данный показатель определяет нижний уровень температуры, при котором ДТ прекращает просачиваться сквозь отверстия фильтра.
- Температура помутнения.
- Плотность. Чем выше данный показатель, тем больше энергии выделяется при сгорании топлива.
- Кинематическая вязкость. Жидкая солярка ускоряет износ топливного насоса. Густой продукт негативно отражается на состоянии отдельных частей двигателя.
- Цетановое число. От него зависит скорость воспламенения топлива. Результат показателя в пределах 50-55 свидетельствует о высоком качестве, а 40-49 — о хорошем. Цетановое число ниже 40 замедляет воспламенение, а значит, увеличивает расход солярки и приводит к износу двигателя.
- Цетановый индекс. Данный показатель — это цетановое число до добавления цетановоповышающей присадки. Разница между числом и индексом не должна быть большой. Иначе состав может быть подвержен сильным изменениям.
- Фракционный состав. Характеризует скорость перехода солярки из жидкого состояния в газообразное. Определяется температурой испарения.
- Температура вспышки. Чем выше этот показатель, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива.
Метод определения плотности топлива по ГОСТу
Традиционно для выяснения плотности горючего применяют специальный прибор — ареометр. Часто это стеклянная трубка со шкалой степени плотности. Для разных типов горючего — разные ареометры. В случае с дизельным топливом используют приборы типа АН, АНТ-1 и -2 (для нефтепродуктов).
Это интересно: Как быстро оплатить штраф ГИБДД? 6 простых способов
Устройство погружают в жидкость и замеряют показатели: плотность топлива является отношением массы прибора к тому объему, который он занимает в жидкости.
По итогам измерений топливо относят к одному из типов, соответствующих ГОСТу:
- летнее дизтопливо — плотностью 860 кг/кубометр;
- зимнее дизтопливо — 840 кг/кубометр;
- арктическое дизтопливо — 830 кг/кубометр.
Поскольку плотность горючего зависит от температуры, все измерения производятся при +20 ˚С.
Если учитывать изменчивость среды, то с изменением температуры на 1 ˚С изменится и плотность солярки — примерно на 0,00075. Данный коэффициент дает возможность рассчитать плотность жидкости в различных температурных условиях. Однако это применимо лишь к чистому продукту.
Не всегда топливо обладает заявленными характеристиками. Нередко некачественный продукт содержит посторонние примеси неизвестного происхождения. Поэтому рекомендуется заправляться на проверенных АЗС, где качество топлива гарантировано и минимальны риски получить летнее горючее вместо зимнего или арктического.
Если же в плотности дизтоплива есть сомнения, измерения можно провести самостоятельно.
Какими способами можно произвести анализ качества ДТ
Самым точным методом определения качества солярки является профессиональная экспертиза. Но данный способ не доступен в условиях АЗС. Можно использовать портативную лабораторию для проведения экспресс-анализа, но такое оборудование является дорогостоящим. Другой вариант — попытаться определить качество ДТ самостоятельно.
Для этого существует несколько проверенных методов, которые не позволяют сделать точное заключение, но дают возможность отличить хорошую солярку от подделки. Такие определяющие показатели как цетановое число и уровень вспышки оценить не удастся. Тем не менее, установить некоторые очевидные нарушения можно.
Визуальный метод
Мошенники часто прибегают к следующим действиям:
- добавляют в летнее ДТ керосин с целью выдать его за зимний состав;
- подменяют качественное топливо другим продуктом.
Чтобы провести визуальный анализ дизельного топлива, нужно взять для образца солярку проверенного производителя, качество которой не вызывает сомнений. Затем следует купить немного топлива на АЗС и сравнить составы.
Необходимо обратить внимание на цвет продукта. Он должен быть светло-желтым и прозрачным. Наличие примесей или осадка, а также постороннего запаха недопустимо.
Проверка на бумажном фильтре
Небольшое количество ДТ нужно налить на бумажный фильтр и проследить за изменением его окраски. Небольшое пятно светлого цвета подтвердит качество продукта. О подделке свидетельствует темная окраска с осадком.
Проверка марганцовкой
С помощью марганцовки можно определить наличие примеси воды в ДТ. Кристаллы данного вещества в солярке не растворяются. Появление шлейфа розового цвета на поверхности состава свидетельствует о наличии в нем воды.
Проверка плотности
Для определения плотности вещества используется аэрометр. Необходимо поместить немного ДТ в специальную емкость и создать среду с температурой 200º. Затем следует измерить показатель. Согласно ГОСТу, солярка должна иметь плотность 840 м³ зимой и 860 м³ летом.
Улучшить дизельное топливо
Антигели или депрессорные присадки
Их очень рекомендуется превентивно заливать, начиная с «нулевой» температуры и вплоть до ноября (в конце этого месяца, как правило, всё горючее уже «зимнее» и надобность в депрессоре отпадает), перед каждой заправкой ДТ в бак автомобиля, соблюдая рекомендованные пропорции. Используйте продукты солидных, проверенных фирм, например: Castrol, Shell, Total, Wynns и др. Но будьте крайне осторожны в выборе.
Пример: как-то раз пришлось купить «антигель» одной известной заокеанской фирмы в магазине известной в России сети «подкапотной химии». Перед осенней поездкой из Столицы с её 0°С, на уже зимний Валдай, где уже неделю держалось -15°С, открыв бак и достав из багажника американский флакон, автор с ужасом обнаружил, что «антигель» … замёрз и превратился в коричневую кашу. На счастье, дело происходило на солидной брендовой АЗС, где депрессорная присадка в дизтопливо тут же была куплена и «пошла в дело», а фуфло отправилось в урну.
Антигель своими руками
Большинство «антигелей» содержат в своём составе лигроин и уайт-спирит. Эти вещества – «ближайшие родственники». Но, если лигроин найти в продаже крайне трудно, то уайт-спирита – сколько угодно в любом магазине стройматериалов: в качестве растворителя для красок и, как обезжириватель. Уместно заметить, что название этого углеводорода происходит не от спирта, коим он не является, а от старинной технологии «белый дух», по которой уайт-спирит и керосин получали в конце XIX века в Англии и США. Преимущества: низкая температура замерзания около -63°С, высокое относительно керосина цетановое число – 40-45, низкое содержание серы, отличные моющие свойства, и др.
Для «бюджетной» защиты дизеля от замерзания некачественного дизтоплива уайт-спирит следует развести в соотношении 1:1000-1:500. Главное – впрыснуть «живительный эликсир» перед заправкой и до потенциального замерзания ДТ «не по сезону». Лить любой депрессор в уже замёрзшую солярку – бесполезно. Учитывая, что современные дизели PSA Peugeot Citroen семейств DV и DW, как и их варианты для сторонних производителей (BMW/Mini, FIAT, Ford, Mazda, Land Rover/Jaguar, Volvo и др.) обладают менее сложной и привередливой к качеству топлива системой впрыска Common Rail, нежели плунжерные ТНВД распределительного типа из недавнего прошлого, практическое использование уайт-спирита в качестве «антигеля» является весьма эффективным. Примеров – множество.
Опасный миф: добавление в ДТ «чистого» авиционного масла типа МС-20
Как вариант – добавление «чистого» станочного масла.
Эфемерная цель: увеличить ресурс ТНВД, защитить его плунжерные пары от износа. Налицо нарушение причинно-следственной связи. Если автомобиль эксплуатируется на нормальном ДТ – никаких присадок ему не нужно. Более того – ТНВД, точнее — ТПНВД (топливоподкачивающий насос высокого давления) современных дизелей с Common Rail напрочь лишены проблем «классических» дизелей и с насос-форсунками, связанных с повышенным износом. У насоса в системе Коммон-Рэйл задача только одна – поддерживать давление топлива в рампе (ресивере) на заданном уровне, и больше ничего. Поэтому и имеет он простейшую поршневую конструкцию.
Лукавство ситуации в том, что, эксплуатируя дизель на заведомо «палёной соляре» – от проблем не спасут никакие добавки в топливо. Даже если добавить чистейшее авиационное масло типа МС-20 в ДТ, оно скорее всего принесёт только вред. Ведь известно, что оно легко «связывает» компоненты, которые при сгорании остаются в камере сгорания в виде нагара. «Ароматика» является катализатором для разложения масла.
«Чистые» масла типа МС-20, и им подобные, эффективно работают и созданы для условий отсутствия углеводородных «конкурентов». Иначе говоря: в условиях, когда на необитаемый остров попадает одна девочка и один мальчик – получается красивая и гармоничная «история любви», но если количество мальчиков или девочек увеличивается, дальнейшее развитие ситуации скорее всего будет напоминать «грязную групповуху». У углеводородов – то же самое. Вмешанное из самых чистых побуждений самое «чистое» масло – в конце концов может стать источником проблем для двигателя.
Ещё один миф: добавление спирта в ДТ уберёт из него воду
Апологеты этой идеи рассуждают, что свойство спирта отлично растворяться в воде поможет убрать её из топливного бака, после чего смесь сгорит в цилиндрах вместе с топливом. При этом почему-то забывается, что дизельное топливо: смесь весьма активных углеводородов, и попавший сюда спирт — тут же образует раствор с ними, а отнюдь не с водой. Она, как была на дне бака – так там и останется. Спирт растворяется с водой только в том случае, когда рядом нет ничего другого, более активного. Так что, не тешьте себя иллюзиями: чтобы убрать H2O из топливного бака – его придётся промывать. Не «ведитесь» на халяву и обещания чуда.
Дизельный двигатель требователен лишь в том, что все действия нужно производить превентивно, заранее. Скептики и малообразованные автолюбители причисляют это к его недостаткам. Но, если всё делать «как надо», дизель не подведёт даже в самых экстремальных условиях. Более того – в эксплуатации любой из них более выгоден финансово и эмоционально, чем бензиновые. Нужно только понимать, что беспроблемная и уверенная работа любого автомобиля в течение многих лет и сотен тысяч километров – заслуга водителя, его заботы о «железном скакуне» а не некоей иллюзорной надёжности.
Методы проверки качества дизтоплива
Наряду с простыми и наглядными способами определения качества топлива, существуют и сложные, которые проводятся только в лабораторных условиях на специальном оборудовании.
Самостоятельные
Так как дизтопливо – типичная жидкость, то о его качестве можно судить, например, с помощью отстаивания в прозрачном сосуде и появлению или отсутствию осадка или изменению цвета. Если осадка нет – топливо хорошее, есть – плохое. Потемнение дизтоплива говорит о наличии керосиновых и газойлевых фракций сверх нормы или наличие смол.
Для выявления твёрдых включений можно воспользоваться бумажным фильтром. Качественное топливо проявится небольшим светлым пятном, а не качественное – большим и тёмным.
Отстаиванием выявляется в горючем и наличие или отсутствие влаги, которая, как более тяжёлая, осядет на дно, образуя чёткую границу с дизтопливом. Вода в дизтопливе – это бич для двигателя. Она вызывает коррозию в топливной системе. Но больше всего вода приносит вреда соплам форсунок, инициируя кавитацию и эрозию металла.
Нагляден сравнительный метод: рядом с образцом качественного продукта помещается проверяемое топливо. В результате сравнения можно увидеть, что топливо низкого качества на вид будет темнее, возможно выпадение осадка или воды.
Лабораторные
В лабораторных условиях определяются основные характеристики топлива и по ним судят о его качестве.
1. Цетановое число обычно измеряют моторным методом на 1-цилиндровом дизеле с механически изменяемой степенью сжатия. Для этого нужны несколько эталонных образцов горючего с точно установленным ЦЧ. Изменяя объём камеры сгорания испытательного стенда, добиваются идентичности вспышек проверяемого и образцового топлива. Сличая затем процесс их сгорания, определяют цетановое число.
2. Исследование фракционного состава дизтоплива также нормировано. Аппаратурная сторона процесса может быть разной, но суть одинаковой. Сто миллилитров дизтоплива заливается в колбу и равномерно нагревается. При этом фиксируется: температура начала и конца (96%) перегонки, а также соответствующие величинам отгона 10, 50 и 90%.
У высококачественного топлива большая часть фракций перегоняется в диапазоне от 250 до 350°С. Облегченный фракционный состав, улучшая пуск двигателя, увеличивает жесткость его работы. Утяжеление этого показателя, повышая вязкость, ухудшает качество распыливания и сгорания топлива.
3. Вязкость топлива характеризуется кинематическим и динамическим показателями. Первый из них измеряется вискозиметром с калиброванным каналом по времени истечения заданного объёма жидкости. Перемножая кинематическую вязкость и плотность вещества, определяют динамическую вязкость.
4. Смазывающая способность дизтоплива устанавливается с помощью стального шарика с заданным диаметром и твёрдостью, который с тарированной силой, скоростью и временем, прокатывается по пластине, смоченной в испытуемой жидкости. Затем его обмеряют и по потере массы, вычисляют параметр, характеризующий смазывающие свойства продукта.