Описание тормозной жидкости Castrol Brake Fluid DOT 4
Castrol Dot 4 –жидкость для тормозной системы, характеризующуюся крайне высокой температурой кипения. Она имеет желтый прозрачный цвет и однородную консистенцию без сухого остатка.
Тормозная жидкость Кастрол Дот 4 разработана на основе полиалкиленгликолевых и многосоставных борсодержащих эфиров с последующим добавлением в них пакета присадок. Ингибиторы коррозии защищают тормозную систему от ржавчины и преждевременного износа, а антикавитационные добавки не дают образоваться паровым пробкам при высоких температурах и чрезмерных нагрузках.
Плотность силиконовой жидкости DOT-5
Жидкость DOT-5 состоит из силиконовой базы с добавлением присадок различного назначения, в целом таких же, как и в других составах для тормозных систем.
Плотность силиконовых жидкостей, используемых для создания рабочих составов для тормозных систем, меньше, чем у воды. Приблизительно она составляет 0,96 г/см3. Точное значение определить невозможно, потому что силиконы не имеют строго определённой длины силоксановых звеньев. Ситуация, сходная с полимерами. В цепочку силиконовой молекулы может собираться до 3000 звеньев. Хотя по факту средняя длина молекулы гораздо меньше.
Присадки несколько облегчают силиконовую основу. Поэтому плотность готовой к применению тормозной жидкости DOT-5 примерно равняется 0,95 г/см3.
Технические характеристики
Наименование | Значение | Единицы измерений |
Внешний вид | Чистый и прозрачный, жёлтого цвета | Визуально |
Плотность относительная при 20°C, г/мл | 1.07 | IP 160 |
Равновесная температура кипения “сухой” жидкости (ERBP), °C | 250 (мин.) | ASTM D1120 |
Равновесная температура кипения “увлажнённой” жидкости (WET ERBP), °C | 155 (мин.) | SAE J1703 |
Вязкость кинематическая при 100°C, мм²/с | 2.3 | ASTM D445 |
Вязкость кинематическая при -40°C, мм²/с | 1200 (типичн.) | IP 71 |
pH | 7.3 | SAE J1703 |
Тормозная жидкость и все, что нужно о ней знать
Даже те, у кого по химии была тройка, понимают, что тормозная жидкость это многокомпонентный состав, порой довольно сложный. Состав этот должен соответствовать массе требований для того, чтобы при нажатии на педаль тормоза автомобиль послушно остановился. И чем сильнее нажать, тем интенсивнее будет торможение. С плохой некачественной или изношенной жидкостью этого добиться невозможно. Вот поэтому и не помешает уделить свойствам и характеристикам тормозухи несколько минут.
Тормозная жидкость ABRO DOT4
Тормозная жидкость призвана заменить механический привод тормозов — максимально быстро и точно передать усилие от педали к рабочим тормозным механизмам. Для этого жидкость должна быть несжимаемой, в противном случае нам просто не хватит хода педали, чтобы заблокировать колесо. Ещё жидкость ни в коем случае не должна кипеть, поскольку в процессе кипения выделяется пар, который создаёт сжимаемые воздушные пробки и педаль провалится в пол, так и не заблокировав колесо. Не должна также замерзать и впитывать влагу.
Чтобы как-то систематизировать требования по температуре кипения и вязкости жидкости, в Министерстве транспорта США (Department of Transportation, DOT) разработали стандарты, которыми мы пользуемся до сих пор. (Федеральный стандарт безопасности FМVSS № 116). Теоретически различают температуру кипения сухой жидкости (без примесей воды) и с минимально допустимыми 3,5% влаги. Вязкость же определяется при пограничных температурах, от +100°С до -40°С. Эти же стандарты приняла Европа и закрепила их документально в национальных реестрах (ISО 4925, SАЕ J 1703).
Способ и условия применения
Литровая упаковка
Тормозная жидкость Castrol Dot4 заливается в бачок для тормозной жидкости. У подавляющего большинства автомобилей он располагается под капотом и представляет собой пластиковую емкость с крышечкой.
В том случае, если требуется доливка тормозной жидкости по причине того, что она вытекла или испарилась или был произведен ремонт тормозной системы, то продукт наливается до уровня, помеченного на бачке.
Существуют ситуации, когда жидкость подлежит полной замене. Производители смазочных материалов рекомендуют менять данный продукт раз в два года, чтобы его качество всегда было на непревзойденно высоком уровне. В этом случае автомобилисту можно посмотреть расход специальной жидкости по сервисной книге или также ориентироваться на уровень, помеченный на бачке.
Важный индикатором уровня тормозной жидкости является значок стояночного тормоза. Если рычаг стояночного тормоза опущен, а лампочка горит, это значит, что в системе недостаточно тормозной жидкости или образовалась воздушная пробка.
Как проверить плотность тормозной жидкости?
Сложно предположить, кому и для каких целей вне промышленных условий может понадобиться такая процедура, как замер плотности тормозной жидкости. Однако методика замера этой величины есть.
Произвести замеры гликолевого состава можно тем же ареометром, предназначенным для измерения плотности тосола. Дело в том, что в качестве рабочей основы в тосоле используется этиленгликоль – родственное вещество. Однако погрешность будет значительной при использовании этой методики.
Второй способ потребует точных весов (чем меньше шкала деления, тем лучше) и ёмкости, в которую влезает ровно 100 грамм (или 1 литр). Процедура замеры этим способом сводится к следующим операциям.
- Сухую, чистую тару взвешиваем на весах.
- Наливаем ровно 100 грамм тормозной жидкости.
- Взвешиваем тару с жидкостью.
- Отнимает от получившегося веса массу тары.
- Делим полученное в граммах значение на 100.
- Получаем плотность тормозной жидкости в г/см3.
Вторым способом с некоторой долей погрешности можно измерить плотность любой жидкости. И не забывайте, что на плотность в значительной мере влияет температуры состава. Поэтому результаты замеров, проведённых при разных температурах, могут различаться.
Преимущества и недостатки
У Castrol dot4 есть один небольшой недостаток — ее цена намного выше, чем у российских аналогов. Также продукт не получится найти на каждой заправке или в небольшом автомагазине. Из-за невысокой популярности его продажей занимаются только крупные предприятия по торговле автотоварами или специализированные магазины Castrol.
Однако жидкость для тормозных систем Dot 4 Castrol имеет множество неоспоримых преимуществ, позволяющей ей оставаться на лидирующих позициях среди других зарубежных продуктов:
- высокая температура кипения;
- универсальность применения;
- возможность смешивания с другими продуктами для тормозных систем уровня DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1;
- отличная защита от образования коррозии;
- противодействие появлению паровых пробок;
- гарантия эффективного торможения;
- соответствие международным стандартам качества.
Прикладной смысл
Принцип работы современной тормозной системы основан на передаче усилия от педали на тормозные колодки посредством гидравлики. Эпоха обычных механических тормозов в легковых авто давно ушла в прошлое. Сегодня в качестве переносчика энергии выступает воздух или жидкость. У легковых гражданских авто почти в 100% случаев тормоза гидравлические.
Гидравлика в качестве переносчика энергии накладывает некоторые ограничения на физические свойства тормозной жидкости.
Во-первых, тормозная жидкость должна быть умеренно агрессивной по отношение к другим элементам системы и не вызывать внезапных отказов по этой причине. Во-вторых, жидкость должна хорошо переносить высокие и низкие температуры. И в-третьих, она должна быть абсолютно несжимаемой.
Помимо этих требований есть и множество других, описанных в стандарте FMVSS №116 американского департамента транспорта. Но сейчас заострим внимание только на одном: несжимаемости.
Жидкость в тормозной системе постоянно подвергается нагреву. Происходит это при передаче тепла от разогретых колодок и дисков через металлические детали ходовой части авто, а также от внутреннего трения жидкости при движении по системе с большим давлением. При достижении определённого теплового порога жидкость закипает. Образовывается газовая пробка, которая, как и любой газ, легко сжимается.
Нарушается одно из главных требований к тормозной жидкости: она становится сжимаемой. Тормоза отказывают, так как чёткая и полная передача энергии от педали на колодки становится невозможной. Нажатие педали просто сжимает газовую пробку. На колодки практически не поступает никакого усилия. Поэтому такому параметру, как температура кипения тормозной жидкости, уделяется особое внимание.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Что заливать
Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.
Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.
Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.
Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.
Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.
Класс и требуемый объем для замены
Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.
Автомобиль | Жидкость | Объем (л) |
ВАЗ 2107 | DOT 3, 4 | 0,38 |
ВАЗ 2109 | 21099 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2114 | 2115 | DOT 4 | 0,55 |
Lada Granta | DOT 4 | 0,45 |
Lada Kalina | DOT 4 | 0,45 |
Lada Largus | Shell BF40+(DOT4+) | 1 |
Lada Niva | DOT 4 | 0,55 |
Lada Priora | РОСДОТ 4 | 0,45 |
ГАЗель Бизнес | DOT 3 | 0,725 |
КАМАЗ | ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R | — |
Chevrolet Cruze | GM 93160364, DOT 4 | 0,8 |
Chevrolet Lacetti | GM 1942422, DOT 4+ | 0,5 |
Chevrolet Lanos | DOT 3, 4 | 0,5 |
Chevrolet Niva | DOT 4 | 0,5 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 0,45 |
Daewoo Nexia | DOT 3 | 0,5 |
Ford Focus 2 | Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Focus 3 | Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Fusion | Motorcraft Super DOT 4 | — |
Ford Mondeo 4 | ESD-M6C57-A | — |
Hyundai Porter | DOT 4 | 0,7 |
Hyundai Solaris | DOT 4 | 0,8 |
Kia Rio | DOT 3, 4 | 0,8 |
Kia Spectra | DOT 3, 4 | 0,7 |
Mercedes-Benz w124 | DOT 3, 4 | 0,5 |
Mitcubishi Lancer 9 | DOT 3, 4 | — |
Mitsubishi Pajero 4 | DOT 3, 4 | — |
Nissan Note | Nissan KE903-99932 DOT 4 | 1 |
Peugeot 307 | DOT 4 | 0,5 |
Peugeot 405 | DOt 4 | 0,5 |
Renault Duster | DOT 4 | 0,7 |
Renault Logan | ELF 650 DOT 4 | 1 |
Renault Megan 2 | DOT 4 | 1 |
Skoda Rapid | DOT 4 | 0,9 |
Toyota Camry | 08823-80004, DOT 5.1 | — |
VW Polo Sedan | VW 501 14, DOT 4 | 1 |
Другие стандарты
ISO 4925
ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).
JIS K2233
JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).
SAE J 1703/1704
SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).
Идеальная тормозная жидкость, какая она
Мы, как простые потребители с тройкой по химии, от тормозной жидкости многого не хотим. Вот, что нам от неё нужно, ни больше, ни меньше:
- Жидкость должна иметь максимальный порог закипания
, при этом не терять
вязкость
и сохранять «несжимаемость». - Она не должна разъедать резиновые элементы
тормозной системы, манжеты, пыльники, уплотнители, как это делают дешёвые составы вроде «Нева», «Роса» и прочие суррогаты. В противном случае мы подвергаемся риску разгерметизации тормозной системы и потере тормозов ежеминутно. Впрочем, под влиянием жидкости некоторые резиновые детали могут разбухать и повышать герметичность. Для зарубежных составов изменение размеров резинотехнических изделий не должно превышать 10%, у нас это вообще никто не контролирует. - Тормозная жидкость не должна вызыватькоррозию
и приводить к разрушению металлических элементов системы. Причём разных металлов — стали, латуни, чугуна, меди, алюминия и его сплавов, поскольку в тормозной системе море разных деталей и магистралей. Чтобы предотвратить коррозию, в состав вводят определённое количество ингибиторов. - Смазывающие характеристики
. Важный параметр, который влияет на износ зеркал тормозных цилиндров, манжетных колец, уплотнителей и поршней. - Стабильность
состава. Жидкость не должна расслаиваться, давать осадок, отложения
при любых рабочих температурах
. В стандарте указаны рамки — от -40°С до +100°С.
Интересное по теме: Выбираем антифриз, часть 3. Уроки алхимии: классификация и состав ОЖ
Все составы, которые стоят на полках магазинов, в большей или меньшей степени соответствуют этим требованиям, но на каждой банке или бутылке с тормозухой написана её марка. А марка зависит от состава, что тоже немаловажно.