Из-за протечек системы и неисправностей тормозов автолюбителям нередко приходится доливать рабочую жидкость до требуемого уровня. Ситуация усугубляется, когда подобные вещи случаются в дороге – немногие водители возят в багажнике запас на доливку. В результате нужно покупать и мешать тормозную жидкость различных марок и производителей, чтобы доехать до гаража. Отсюда возникает вопрос о взаимозаменяемости разных составов, заслуживающий подробного рассмотрения.
Что такое тормозная жидкость и каковы ее функции
Тормозная жидкость в автомобиле передает усилие давления от ГТЦ (главный тормозной цилиндр) до тормозных механизмов каждого колеса. Физические свойства жидкостей позволяет использовать их в закрытых контурах для моментальной передачи усилия с одного конца магистрали на другой.
Тормозная система автомобиля состоит из:
- тормозного механизма;
- тормозного привода (гидравлический, механический, электрический, пневматический и комбинированный);
- трубопровода.
Чаще всего бюджетные и автомобили среднего класса оснащаются гидравлической системой тормозов, магистраль которой заполняется ТЖ. Раньше для этого использовался бутиловый спирт и касторовое масло. Они смешивались в равных пропорциях.
Современные жидкости на 93-98 процентов состоят из эфирных полигликолей. Для повышения эффективности и надежности своей продукции производители используют различные присадки. Их количество не превышает 7%. Иногда за основу таких веществ берутся силиконы.
Виды тормозной жидкости
Промышленность выпускает три вида тормозной жидкости:
- бутиловая (DOT 3);
- гликолевая и полигликолевая (DOT 4);
- силиконовая (DOT 5).
Бутиловая тормозная жидкость отличается низкой температурой кипения и высокой температурой застывания, зато превосходно смазывает трущиеся резиновые детали, не повреждая их. Такую жидкость используют лишь в том случае, если она рекомендована для автомобиля. Гликолевая и полигликолевая жидкости закипают при температуре 240-260 градусов, а застывать начинают лишь при температуре минус 40 градусов. К тому же, обладают хорошими смазывающими качествами и менее агрессивны в отношении резинотехнических изделий (РТИ): тормозных шлангов и уплотнительных колец. Силиконовые жидкости отличаются высокой температурой кипения и полным отсутствием гигроскопичности, но обладают слабым смазывающим действием и разрушают шланги и уплотнительные кольца из обычной резины. Цифры после букв DOT означают класс допуска по американским стандартам безопасности (Department of Transport).
Зачем она необходима
Гидравлические тормоза очень зависят от используемой жидкости. Ее основная задача в подобной системе – передать усилие с нажатой ручки на поршни в калипере через мастер-цилиндр.
Важное свойство «тормозухи» – она практически не сжимается под нагрузкой. За счет этого состав не поглощает механическое усилие, а передает его на другие элементы. Дополнительно жидкость должна хорошо переносить высокие температуры, так как под действием силы трения при торможении происходит естественный нагрев.
Основные свойства
Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:
- гигроскопичность;
- температура застывания;
- агрессивность.
От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.
Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.
Температура застывания – чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.
Российские аналоги
Рассмотрим российские аналоги для тормозов Нева и Томь, и можно ли их смешивать между собой и с производными DOT-классификации:
- Нева, знакомая многим, выпускается на базе гликоля с полиэфиром. В ней так же присутствует присадка от ржавчины. Однако, недостатком является быстрое накопление в ней воды (гигроскопичность), что понижает её характеристики и требует более частых замен, чем прочих, считается устаревшей, постепенно выходит из производства.
- Жидкость Томь, в составе имеет гликолиевый эфир и набор присадок. Её показатели выше, чем у Невы. По уровню качества и составу она удовлетворяет классу DOT-3.
- Одинаковая основа, позволяет смешивать их между собой, заменить Неву на Томь. Кроме того, допускается смешивание Томь с иной жидкостью класса дот-3 и выше, имеющими гликолиевую основу.
- А вот можно ли Нева смешать с дот 4? Можно, это проверено опытом и на практике многими автомобилистами. Только такая смесь, по вине Невы, требует более частой смены, сокращая сроки практически вдвое. Согласитесь, дешевле будет полная замена Невы более надежным и долгосрочным аналогом.
Виды
Тормозные жидкости подразделяются классы в зависимости от их температуры кипения:
- Dot 3 – температура кипения составляет 205° С, а основание – гликолевый эфир.
- Класс Dot 4 – основание также является гликолевым эфиром, однако, в ней есть примесь сложных эфиров бората, что значительно влияет на свойства жидкости, повышая температуру кипения, которая в случае чистой жидкости составляет 230° С.
- Dot 5 – имеет высокую температуру кипения 260° С, обладает большей сжимаемостью, чем тормозная жидкость на основе гликолевого эфира.
- Dot 5.1 – это жидкости, идентичные жидкостям класса 4, но с той разницей, что в их состав был добавлен силикон. Температура кипения составляет 260° С.
Тормозные жидкости с гликолем по своей природе гигроскопичны, то есть со временем они поглощают влагу из атмосферы. Жидкость на основе кремния является гидрофобной по своей природе, поэтому не впитывает влагу и обеспечивает более долгий срок службы. Все жидкости на базе гликоля совместимы между собой и могут быть смешаны. В то же время тормозную жидкость на основе кремния нельзя смешивать с любым другим типом тормозной жидкости.
Какую использовать
У многих автолюбителей появляется вопрос, какую жидкость использовать, особенно у тех, кто недавно купил авто и получил права. Рекомендуется применять ту ТЖ, которая записана в руководстве, прилагаемом к машине. Если потеряли руководство, сейчас легко посмотреть данные в Интернете.
Что делать, если нет той жидкости, которая записана в руководстве? Бывают и такие случаи. Нужно знать, какие из них между собой совместимы. Допустим нужен DOT-3, можно смело доливать или заменять на высший класс 4 либо 5.1, но только на той же основе, допускающей смешивание. Еще вариант, посмотреть её аналоги, (наши или импортные) в Интернете, или спросить знатоков, которые с этим сталкивались.
А например, применение силиконовых тормозных жидкостей, когда у вас предписана гликолиевая – самоубийство. Почему нельзя применять вещества различных марок? Просто все резинки и механизмы, манжеты, рассчитаны под этот тип химических веществ, применение другого типа, вызовет разрушение манжет и уплотнителей, утечку и отказ системы торможения.
Смешивать тормозную жидкость на силиконовой и гликолиевой основах, тоже запрещено, разница составов может вызвать свертывание и забивание системы, а это тоже отказ тормозов. Исправные тормоза спасают жизнь, (и не только вашу) запомните это.
Применение низшего класса ТЖ (третий дот вместо пятого, например), со сниженной температурой кипения не желательна, потому что нагреваются суппорты, порой очень сильно, если при этом состав вскипит, произойдет провал педали тормоза и машина не остановится своевременно.
Совместимы ли вещества дот, от разных производителей? Да совместимы, дело в том, что маркировка DOT, означает стандарт производства и состава. То есть, фактически производители выпускают одинаковые вещества, согласно стандарта, при условии что это не подделка.
Главный тормозной цилиндр
Гидравлическая тормозная система оснащается главным тормозным цилиндром. Эта деталь устанавливается на вакуумном усилителе тормоза. ГТЦ современных авто двухсекционный. В переднеприводных и заднеприводных машинах система работает по разным схемам.
- Передний привод. Чаще всего в таких авто два контура: один объединяет тормоза колес правой стороны, а другой – левой стороны.
- Задний привод. Один контур соединяет тормоза задних колес, а другой – передних.
Две секции ГТЦ и наличие двух разных контуров создано ради безопасности. Если произошла утечка ТЖ из одного контура, то тормозные механизмы другого будут срабатывать. Конечно, это заметно скажется на движении педали тормоза (увеличивается свободный ход до момента отклика), но тормоза не пропадут полностью.
В устройство главного тормозного цилиндра входят:
- Корпус. Сверху на нем установлен бачок с запасом ТЖ.
- Резервуар. Изготавливается из прозрачного пластика, благодаря чему можно контролировать уровень жидкости, не открывая крышку. Для удобства на стенках бачка нанесена шкала, позволяющая проконтролировать даже незначительные потери объема.
- Датчик уровня ТЖ. Находится в бачке. При критическом понижении уровня на приборке загорается контрольная лампочка (не все модели автомобилей оснащаются такой сигнализацией).
- Поршни. Располагаются внутри ГТЦ друг за другом по принципу «паровозика». Оба поршня подпружинены для автоматического возврата на прежнее место после окончания торможения.
- Шток вакуумного усилителя. Приводит в движение первый поршень, затем усилия передаются на второй через пружину.
Требования
Для безопасности на дороге каждая машина должна быть оснащена надежной тормозной системой. Для ее заполнения необходимо использовать жидкость с особым составом. Она должна соответствовать требованиям по:
- температуре кипения;
- вязкости;
- влиянию на резиновые детали;
- влиянию на металлы;
- смазывающим свойствам;
- гигроскопичности.
Температура кипения
Во время работы тормозов жидкость, наполняющая систему, сильно нагревается. Это происходит за счет отдачи тепла от тормозных дисков и колодок. Вот средние подсчеты температурного режима ТЖ в зависимости от условий езды:
Режим езды: | Нагрев жидкости до toC |
Трасса | 60-70 |
Город | 80-100 |
Горная дорога | 100-120 |
Экстренное торможение (несколько нажатий подряд) | До 150 |
Если контур будет заполнен обычной водой, то при таком температурном режиме она быстро закипит. Наличие воздуха в системе критично для исправной работы тормозов (педаль будет проваливаться), поэтому в состав ТЖ должны входить вещества, повышающие порог закипания.
Сама жидкость не сжижаема, благодаря чему происходит точная передача давления от педали на тормозные механизмы, но при закипании в контуре образуются маленькие пузырьки. Они вытесняют определенное количество жидкости обратно в бачок. Когда водитель нажимает на тормоз, давление в контуре увеличивается, воздух в нем сжимается, от чего тормозные механизмы не так плотно прижимают колодки к барабану или диску.
Вязкость
Так как от текучести вещества зависит стабильность тормозной системы, то оно должно сохранять свои свойства не только при нагреве, но и при низких температурах. Зимой тормозная система должна работать с такой же стабильностью, что и летом.
Густая ТЖ медленней прокачивается по системе, что значительно увеличивает время срабатывания тормозных механизмов. При этом нельзя допускать, чтобы она была сильно текучей, иначе это грозит протечками на местах соединения элементов контура.
Таблица показателя вязкости веществ при температуре +40 toC:
Стандарт: | Вязкость, мм2/с |
SAE J 1703 | 1800 |
ISO 4925 | 1500 |
DOT3 | 1500 |
DOT4 | 1800 |
DOT4+ | 1200-1500 |
DOT5.1 | 900 |
DOT5 | 900 |
При минусовых температурах данный показатель не должен быть больше 1800 мм2/с.
Влияние на резиновые детали
Во время работы тормозной системы эластичные уплотнители не должны терять своих свойств. В противном случае грубые манжеты будут препятствовать свободному ходу поршней или пропускать ТЖ. В любом случае давление в контуре не будет соответствовать нужному показателю, как следствие – неэффективное торможение.
Влияние на металлы
Тормозная жидкость должна защищать металлические детали от окисления. Это может приводить к нарушению зеркала внутренней части тормозного цилиндра, из-за чего будет возникать просачивание жидкости из рабочей полости между манжетом поршня и стенкой ТЦ.
Появившиеся неровности могут приводить к преждевременному износу резиновых элементов. Подобная проблема способствует появлению в магистрали посторонних частиц (кусочки резины или отколовшаяся ржавчина), которые повлияют на эффективность гидропривода.
Обзор присадок
В состав тормозной жидкости входит несколько присадок. Основные из них рассмотрены в таблице ниже.
Таблица — Краткий обзор основных присадок тормозной жидкости
ПрисадкаПримечание
Краситель | Помогает определить класс тормозной жидкости |
Антикоррозийная присадка | Снижает повреждение металлических поверхностей тормозного контура |
Антиокислительные реагенты | Ингибируют распад составляющих компонентов и уменьшают образование кислот и смол |
Дифенилолпропан, бисфенол, триазол, азимидобензол | Продлевают интервал срока службы тормозной жидкости |
Советы по выбору
Чтобы выбрать правильную тормозную жидкость для своего автомобиля, следует обратить внимание на ее физические параметры, которые докажут ее высокое качество. Прежде всего, важна концентрация растворителя. В хорошей жидкости она должен колебаться между 70-80%. Другим важным фактором является концентрация смазки, которая обычно составляет 20-25%.
Также стоит обратить внимание на:
- термостойкость – чем выше температура кипения жидкости, тем лучше;
- кинетическая вязкость – определяет сопротивление потоку жидкости в гидравлической системе;
- гигроскопичность – способность растворять молекулы воды, которые могут повредить тормозную систему;
- концентрация ингибиторов – это группа дополнительных веществ, которые обеспечивают защиту от коррозии и окисления жидкости.
Как по цвету понять, что тормозная жидкость нуждается в замене?
Есть несколько признаков, которые без специальных приборов подскажут, что тормозная жидкость стареет и теряет свои рабочие свойства.
- Потемнение без потери прозрачности. Связано подобное изменение цвета с вырабатыванием основы и присадок, а также с насыщением влагой. Если жидкость только потемнела, но не потеряла некоторой прозрачности, и в её объёме нет видимых инородных вкраплений – скорее всего, её можно ещё эксплуатировать. Точнее узнать получится только после анализа специальным прибором: тестером тормозной жидкости, который определит процентное содержание воды.
- Потеря прозрачности и появление в объёме мелкодисперсных вкраплений и разнородных осадков. Это явный признак, что тормозная жидкость выработалась до предела и её придётся поменять. Даже если тестер покажет, что увлажнение находится в пределах нормы – такую жидкость надо заменить. В противном случае в системе могут появиться проблемы, так как тёмный цвет и разнородные включения говорят об износе присадок.
Даже если тормозная жидкость по цвету кажется ещё нормальной, но срок её эксплуатации превысил 3 года для гликолевых и 5 лет для силиконовых основ – нужно производить замену в любом случае. За этот срок даже самые качественные варианты напитаются влагой и потеряют смазочно-защитные свойства.
Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств
Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:
— Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5; — Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).
За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.
Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:
- DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
- DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
- DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
- DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.
Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо. Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:
- Для автомобилей без АБС;
- Для автомобилей с АБС.
Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.
В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Замена тормозной жидкости
На машинах без антиблокировочной системы тормозов и сопряженных с ней помощников стабилизации пользователь может самостоятельно поменять жидкость. Для этого понадобится ассистент, или крышка-переходник на бачок главного цилиндра. Прокачиваем тормоза от дальнего (заднего правого колеса) к ближнему (левому переднему), до появления однородной струи светлого цвета.
Заранее закупите требуемое количество расходных материалов (обычно ёмкость системы около 1 литра), а также приготовьте инструмент – специальные ключи для отворачивания штуцеров прокачки, пластиковую банку и прозрачную трубку. Использование рожковых ключей крайне нежелательно из-за риска повредить грани.
В случае с современной сложной системой ABS, может потребоваться диагностический компьютер для включения насоса. В этом случае придётся воспользоваться услугами автосервиса.
Применимость тормозных жидкостей
Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.
DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.
DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.
DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.
DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.
Как часто нужно менять
Тормозная жидкость, несомненно, является одной из самых важных рабочих жидкостей в автомобиле. Ее качество напрямую влияет на безопасность. Согласно рекомендациям, тормозную жидкость следует менять каждые 40-50 тысяч. км или каждые два года. Это также стоит делать, когда заметно снижение силы торможения. Тормозная жидкость поддерживает работу гидравлической тормозной системы. Поэтому необходимо поддерживать ее в идеальном состоянии, чтобы добиться наилучшего качества торможения.
Перечисленная тормозная жидкость представлена в разных классах, чтобы каждый читатель смог выбрать лучший состав для своих задач. Указанные средства самые надежные и качественные на современном рынке.
В чём разница между тормозными жидкостями DOT-3 и DOT-4?
Обе рассматриваемые тормозные жидкости изготовлены на одной и той же основе: гликолях. Гликоли – это спирты с двумя гидроксильными группами. Это определяет их высокую способность без выпадения в осадок перемешиваться с водой.
По порядку разберём основные эксплуатационные различия.
- Температура закипания. Пожалуй, в плане безопасности это показатель самый весомый. В сети часто можно встретить такое заблуждение: тормозная жидкость не способна закипеть, так как в системе в принципе нет настолько горячих источников разогрева. А диски и барабаны находятся на довольно большом удалении от суппортов и цилиндров, чтобы передать температуру в объём жидкости. При этом ещё и вентилируются проходящими потоками воздуха. На самом деле разогрев вызывают не только внешние источники. При активном торможении тормозная жидкость подвергается сжатию с колоссальным давлением. Этот фактор также сказывается на разогреве (можно провести аналогию с разогревом объёмной гидравлики при интенсивной работе). У жидкости ДОТ-3 точка кипения находится на отметке +205°С. У ДОТ-4 температура кипения несколько выше: +230°С. То есть ДОТ-4 более устойчива к разогреву.
- Падение температуры кипения при увлажнении. Жидкость ДОТ-3 закипит после накопления в объёме 3,5% влаги при температуре +140°С. ДОТ-4 более устойчива в этом плане. И при такой же доле влаги закипит не раньше, чем после прохождения отметки в +155°С
- Вязкость при –40°С. Этот показатель для всех жидкостей действующим стандартом устанавливается на уровне не выше 1800 сСт. Кинематическая вязкость влияет на низкотемпературные свойства. Чем более густая жидкость, тем сложнее работать системе при отрицательных температурах. У ДОТ-3 низкотемпературная вязкость составляет 1500 сСт. Жидкость ДОТ-4 более густая, и при –40°С имеет вязкость около 1800 сСт.
Отмечается, что благодаря гидрофобным присадкам жидкость ДОТ-4 медленнее впитывает воду из окружающей среды, то есть служит несколько дольше.
Совместимость тормозных жидкостей
При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:
- Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
- Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.
Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.
Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.
Классификация жидкостей
Чтобы найти решение проблемы и разобраться, какие составы допускается смешивать в автомобильной системе тормозов, стоит перечислить существующие марки жидкостей:
- БСК;
- DOT 3, DOT 4, DOT 5.1;
- DOT 5, DOT 5.1/ABS.
В данном перечне различные марки сгруппированы по одному признаку – химическому составу. БСК – бутил-спиртокасторовая смесь – устаревший материал, применявшийся в предыдущих поколениях автомобилей и не отвечающий современным требованиям. Встречается в старых транспортных средствах с невысокой скоростью передвижения.
DOT 3, 4 и 5.1 – это разные тормозные жидкости одного класса со сходными характеристиками, изготавливаемые на основе гликоля. Отличаются они по температуре вскипания, играющей немаловажную роль для современных автомобилей. Чем выше порог кипения жидкой среды в системе, тем большие нагрузки способны безотказно выдерживать тормоза.
Справка. Гликолевые составы гигроскопичны, то есть, впитывают влагу из воздуха. После насыщения свыше 3% материал становится непригодным к дальнейшей эксплуатации и подлежит замене (последняя выполняется 1 раз в 2–3 года).
Температура закипания составов на основе гликоля зависит от степени насыщения влагой. Ниже представлены характеристики тормозных жидкостей в «сухом» и влажном состоянии:
- DOT 3 – 230 °С, увлажненная – 140 °С;
- DOT 4 – 240 / 155 °С;
- DOT 5.1 – 260 / 180 °С.
Следующая группа материалов – DOT 5, DOT 5.1/ABS – силиконовые, обладающие пониженной гигроскопичностью. Температурные показатели идентичны марке DOT 5.1, но химическая основа – другая. Благодаря невысокому водопоглощению жидкость способна прослужить дольше – до 5 лет без потери рабочих свойств. Минус – недостаточная степень смазки деталей суппортов (манжет, поршней, колец), отчего последние быстрее приходят в негодность.
Чем отличается ДОТ 5 от остальных вариантов
DOT 5 – состав, который должен был стать улучшенным решением. При его разработке сделан упор на увеличение температуры кипения. Важно учитывать, что ДОТ 5 основана на силиконе, поэтому она несовместима с другими вариантами.
Ключевое достоинство DOT 5 – гидрофобные свойства. Данный состав не поглощает влагу из атмосферы, не снижается температура его кипения в течение длительного времени. За счет этого увеличиваются сервисные интервалы и обеспечивается продолжительный период хранения.
Что использовать вместо тормозной жидкости?
Любую жидкость залить в систему не получится. Всё дело в характеристиках тормозного вещества, поэтому требуется подбирать максимально близкую по свойствам жидкость.
Согласно правилам использования тормозной жидкости смешивать вещества с различными показателями или использовать другие продукты запрещено. Однако в некоторых случаях, например, когда произошла утечка жидкости, а совершить экстренную замену не удастся, то вместо неё можно применить следующее:
- мыльная вода;
- масло ГУР или автоматической КПП;
- обычное моторное масло;
- спирт.
Мыльная вода
Обычную воду заливать нельзя. Это приведёт к ускоренному процессу коррозии. Кроме того, она испаряется при 100ºС, а тормоза постоянно нагреваются. Лучше использовать мыльную воду. При этом в ней требуется растворить большое количество мыла.
Добавление мыла снижает жёсткость воды и не причиняет большого вреда тормозам, поэтому можно смело использовать такой способ, чтобы экстренно доехать до СТО.
Масло ГУР и АКПП
Масло ГУР по своим характеристикам напоминает тормозную жидкость. В экстренном случае им можно воспользоваться и добраться до сервисного центра.
Моторное масло
По своей структуре оно очень густое, поэтому прежде чем использовать его требуется разбавить. Воду использовать нельзя, чтобы избежать коррозии. В этом случае можно воспользоваться соляркой.
Спирт
Как ни странно, но спирт по характеристикам очень похож на тормозную жидкость. Кроме того, серьёзного вреда для механизмов он не представляет.
Маркировка тормозных жидкостей
Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:
- DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
- DOT-5 — розовый/красный;
Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.