Разновидности селекторов АКПП
Что такое селектор АКПП и где он расположен. Внешне селектор напоминает рычаг переключения скоростей в механической коробке с дополнительными кнопками. Селектор переключения передач АКПП отличается отсутствием бокового движения влево/вправо, он может перемещаться только вверх/вниз.
В зависимости от конструкции рычага управления и интерьера салона, производители располагают рычаг переключения передач в различных местах. Согласно расположению,селекторы АКПП подразделяются на следующие типы:
- Подрулевой тип.
- Кнопочный, расположенный на панели приборов.
- Напольный.
Селектор переключения передач АКПП: виды, разбор и ремонт
Приобретение сканеров для АКПП с моего сайта akppoff.ru Диагностируй и ремонтируй сам.
Почти у каждого современного автомобильного производителя есть автомобили с установленными на них автоматическими коробками, в которых переключение передач водитель осуществляет через селектор АКПП. Автомат легок в управлении, особенно для начинающих водителей, создан для движениях в городе с его ежедневными пробками и частыми торможениями и ускорениями.
Благодаря автоматической коробке переключения передач обеспечивается самостоятельное, без непосредственного участия водителя, изменение передаточного числа в трансмиссии, в зависимости от текущих условий движения.
Селектор АКПП, что это такое
Если описать, что такое селектор АКПП, то это элемент для управления режимами работы автоматической коробки передач, в стандартном исполнении является рычагом с кнопкой. Благодаря передвижению рычага можно выбрать режим движения автомобиля (паркинг, нейтраль, движение назад и движение вперед)
Типы селекторов АКПП
Автоконцерны вносят свои изменения в конструкцию, и располагают селектор передач в разные части рабочей зоны водителя:
Ресурс автоматической коробки передач, пробег и срок службы АКПП
Особенности расположения селектора АКПП
Расположение подрулевого селектора коробки передач свойственно для автомобилей, произведенных в США до 90х годов. Это позволяло располагаться впереди еще двум пассажирам, из-за цельного длинного сидения, и компактно вписываться в интерьер подрулевой зоны.
Кнопочный вариант переключения встречается на автомобилях Land Rover, Honda и Chrysler середины XX века, характерная черта минивэнов и автомобилей с высокой посадкой.
Напольный вариант является самым популярным и привычным на территории Европы.
Защита селектора от случайного перемещения
Селектор переключения передач защищен несколькими механизмами, однако тоже может выйти из строя:
Ремонт селектора АКПП
Несвоевременное техническое обслуживание автоматической АКПП приведет к снижению качеств управляемости автомобиля, возможны возникновения ДТП.
Чаще АКПП ломается не столько из-за большого ресурса работы, сколько из-за несвоевременного обслуживания, экономии на запасных частях и рабочих жидкостях, неопытности и беспечности водителя.
Практика доказывает, что легче отремонтировать электронный блок управления и селектор передач, чем снять само устройство с автомобиля. При недостатке опыта в разборке автомобильных агрегатов, воздержитесь от демонтажа и доверить дело специалистам сервисных центров, специализирующихся на АКПП.
Отсутствие специализированной компьютерной техники не разрешит проблему стиранием кода ошибки, как это делают многие, такие методы не устранят причину поломки.
Ремонт начинается с диагностики, затем рычаг снимают, производят визуальный тщательный осмотр и дефектовку деталей, промывают контакты, смазывают и чистят детали, заменяют сломанные части. Производится обратная сборка, или покупка новой деталь ввиду неремонтопригодности.
Снятие селектора АКПП
Демонтаж селектора с машины может отличаться в зависимости от марки и модели автомобиля, устройство переключения скоростей намного сложнее, чем на МКПП коробке передач.
Особенности расположения селектора АКПП
Удобное размещение устройства под рулевой колонкой позволяет переключать передачи без помех. Благодаря такому дизайну салона, появляется дополнительная возможность использовать впереди сплошное сидение, где может поместиться третий пассажир. Подобные конструкции широко использовались в автомобилях американского производства в конце прошлого века.
Селекторы кнопочного типа активно применялись в авто, оборудованных сидениями высокой посадки. В пятидесятых годах такие селекторы были очень популярны и устанавливались в автоматах микроавтобусов, минивенов, джипов и других моделей того времени. Основными производителями авто с кнопочным селектором для коробок автомат в тот период были такие известные компании, как Крайслер, Хонда и некоторые японские марки.
Современные транспортные средства, произведенные в Европе и Японии, чаще всего оборудуются автоматическими рычагами переключения передач напольного типа. Здесь селекторы располагаются посередине салона между сидением водителя и передним креслом пассажира.
Какая рукоятка лучше?
С середины прошлого века селекторы автоматических коробок приобрели два типа конструкции. На американских машинах часто применялась схема компоновки с подрулевым расположением рукоятки. Селектор крепился под рулевым колесом, и от него шли тяги к автомату, который располагался продольно за двигателем в специальном тоннеле примерно между ногами водителя и пассажира. Отсутствие на центральном тоннеле селектора позволяло высвободить дополнительное место в салоне машины для размещения там еще одного пассажира. Поэтому впереди американцы ставили широкие диваны на трех человек, которые обладали завидной функциональностью. Диван был и в советских машинах, таких как «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, изготовленных по американской моде тех лет. Однако вместо автоматических коробок на них стояли обычные ручные, но с подрулевым расположением селектора.
Вопрос-ответ Почему масло в коробке авто служит долго, а в моторе — всего 15 тыс. км? Длинная рукоятка под рулем имела и недостатки. Во время активной рулежки ее можно было задеть руками и выбить режим «D» в нейтраль или, что хуже, в задний ход «R». Тогда невнимательный водитель мог спровоцировать серьезное повреждение трансмиссии.
Европейская школа автомобилестроения выбрала иное место для селектора АКПП. Его стали размещать на центральном тоннеле между сидений. Автомобили европейцы делали в основном небольшие, и даже при сильном желании третий человек на переднем диване не помещался. А селектор на полу позволял упростить связь с коробкой и удешевить конструкцию.
Затем изменились требования по безопасности, и даже на больших машинах уже не рекомендовали делать впереди третье место для пассажира. Центральное расположение селектора автоматической коробки признали удачным, и многие автоконцерны с начала 90-х стали копировать европейскую схему.
Однако селектор между сиденьями тоже не идеален. Он имеет механическую связь с коробкой через тросик, который соединен с аналогичным рычагом в недрах коробки. Поэтому ходы рычага делаются большими, чтобы исключить случайные переключения из одного положения в другой. На рычаг ставится фиксатор, который запирает его в том или ином положении, а открывает замок реле, которое срабатывает при нажатии на педаль тормоза. При перегорании предохранителя реле обесточивается, и активировать коробку невозможно. Иногда тросик закисает или замерзает зимой при попадании воды, из-за чего переключения передач становятся затруднительными.
Не как все. Почему вариатор называют самой «неприятной» трансмиссией? Подробнее
Восстановление работы селектора АКПП
Как любой агрегат сложной конструкции, рычаг переключения скоростей в АКПП тоже может поломаться или отказать в работе. Большое количество вариантов систем страховки, не исключает возможных поломок селектора коробки автомат. Своевременная диагностика, качественный ремонт и замена отдельных элементов селектора являются гарантией безопасности на дороге.
Важно: Опытные автолюбители утверждают, что основная сложность в ремонте селектора АКПП состоит в разборке данного устройства. Если хозяин авто не знает, как устроен селектор АКПП и не обладает техническими навыками, не стоит самостоятельно разбирать узлы коробки автомат, в том числе и рычаг переключения скоростей.
В зависимости от модели авто, элементы системы управления АКПП отличаются уникальной спецификой. Если селектор вышел из строя и не реагирует на воздействия, рекомендуется обратиться за помощью в специализированные сервисные компании. Здесь будет произведена компьютерная диагностика аппарата. Без устранения причин неполадок в селекторе АКПП работники центров не спешат удалять коды ошибок.
Порядок действий при ремонте селектора:
- Компьютерная диагностика устройства.
- Разборка.
- Визуальный осмотр.
- Промывка и очищение контактов.
- Смазка деталей и узлов.
- Замена отдельных элементов.
- Сборка селектора.
Если селектор не пригоден к дальнейшему использованию, имеет поломки, не подлежащие восстановлению, мастера рекомендуют заменить его на новый экземпляр соответствующей модели.
Важное об устройстве коробки передач
Говоря о селекторе коробки-автомата, начинать стоит издалека. Как наверняка знают все автолюбители, такая коробка передач на порядок удобнее механической, так как в ней выбор передаточного отношения и переход с одного отношения на иное практически полностью автоматизирован. Здесь важно не забывать, что коробка-автомат на самом деле является совокупностью двух агрегатов:
- Гидротрансформатора;
- Коробка передач, по факту почти точной копией механического агрегата.
Первый агрегат служит для сцепления и передачи крутящего момента, тем временем как второй – за распределение, выбор скоростей и все остальное. Работа самых первых АКПП могла работать так же, как это было устроено в МКПП. Но отличительная особенность АКПП – автоматизированное управления сцеплением – позволила отказаться от классических систем управления агрегатом, в которых задействован тандем «ведущая рука водителя — левая нога, манипулирующая с педалью сцепления». Селектор, т.е. основной управляющий элемент, не является инновационным устройством. Один из вариантов его исполнения немногим отличается от рычага управления механикой, хоть дополненный несколькими электронными компонентами. Но вариантов его реализации довольно много, что обеспечивается особенностью устройства самой коробки передач.
Датчик положения селектора АКПП
Управление коробкой автомат осуществляется при помощи электрогидравлической системы. Передачи в АКПП переключаются, благодаря потокам трансмиссионного масла, за их направлением и давлением в системе ответственны электромагнитные клапаны – соленоиды. Электронный блок управления АКПП контролирует положение селектора на основании показаний, получаемых со специального датчика – ингибитора.
Частые неисправности селектора
Запчасти на bmw m1
Сальник рулевой рейки/механизма (см. типоразмеры)
3.5 M88B35
Запчасти на bmw m1
Сальник рулевого механизма, ремкомплект 3.5 M88B35
Хоть селектор коробки-автомата является довольно надежным элементом управления трансмиссии, он может выйти из строя. Чаще всего поломка обусловлена естественным износом отдельных узлов селектора и накоплением грязи внутри корпуса устройства. Чаще всего наблюдается следующее:
- Окисление или обрыв контактов в электронной части селектора;
- Выход из строя датчика положения;
- Поломка механической части селектора;
- Выход из строя блокиратора.
Напоминаем, что в нейтральном положении рычага должен загораться индикатор “N”, при включении заднего хода “R”, а при движении вперед загорается “D”. Если режим работы отображается некорректно, автолюбителю стоит обратиться на СТО, где специалисты проверят электронную «начинку» систем, связанных с АКПП. Нередко проблемы с селектором бывают связаны с выходом из строя датчика положения. Если датчик был плохо подсоединен, он не запустится вообще или отключиться спустя некоторое время эксплуатации. Если автомобиль не оснащен защитой картера, со временем в датчик начнет попадать вода и грязь, что также приведет к его поломке. Более распространенная проблем: обычный обрыв в цепи проводки. Кстати, частое переключение скоростей приводит к ускоренному износу датчика положения селектора.
Что касается механических поломок селектора, то они очень разнообразны. Зачастую автолюбителям приходится разбирать механизм, чистить его, а затем менять боковые крышки, пластмассовый кожух, уплотнители (если они есть), подвижный элемент с контактами. Часто оказывается так, что неисправность селектора вызвана даже не механической поломкой, а простым заеданием отдельных элементов устройства. Если целостность корпуса селектора и влагозащиты нижней части авто нарушены, внутрь селектора может попасть влага и грязь. Со временем это приводит к загущение и закоксовыванию смазки. Как результат, рычаг селектора перестает нормально двигаться или контактные пластинки не будут сопрягаться. Поломка металлического штыря селектора – поломка очень редкая.
Выбор нового селектора
Полная замена селектора АКПП – радикальный способ решения проблем с этим механизмом. Зачастую все проблемы решает разборка, чистка и замена отдельных узлов. Однако если это не помогает, в полной замене есть смысл. К счастью, найти новый селектор довольно легко. Всегда точный результат дает поиск по VIN-коду, однако в современных интернет-магазинах и маркетплейсах автозапчастей нужные для ремонта детали поиска искать по:
- Артикулу требующейся запчасти;
- Параметрам автомобиля.
Так как автолюбитель почти наверняка не знает артикул запчасти, ее стоит искать по параметрам автомобиля. К ключевым можно относить вообще все параметры транспорта: марка и модель, год выпуска, модель коробки передач и двигателя. Если, например, датчики селектора производят и сторонние фирмы, то селектор в сборе удастся найти только оригинальный. Такая покупка будет крайне недешевой.
Разумно сэкономить удастся при покупке б/у селектора, однако отметим, что при выборе подержанного узла лучше заручиться поддержкой специалиста – пусть он осмотрит селектор на предмет дефектов. Если покупка будет осуществляться на разборке, то попросите гарантию. Обычно гарантию выдают только на сложные узлы, как-то двигатели и коробки передач, но по-хорошему гарантией хотя бы на один месяц эксплуатации должен сопровождаться и селектор.
Чем управляет селектор режимов АКПП?
Чтобы понять, что такое режимы работы АКПП, которые позволяет выбирать селектор, необходимо знать, что автоматическая коробка это не один агрегат, а два, объединенных в одном корпусе. Это гидротрансформатор и автоматическая коробка переключения передач. Гидротрансформатор — устройство для передачи крутящего момента. Он состоит из двух лопастных машин – центробежного насоса и турбины. Насосное колесо связано с коленвалом, а турбинное – с первичным валом коробки передач. Получается, что масло, которое используется для передачи энергии, движется через лопасти насосного колеса и турбины. Для направления движения рабочей жидкости используется механизм, который называют «реактором». Реактор это колесо с лопастями, через них проходит жидкость ATF, возвращаясь из турбины в насос. Когда турбинное колесо приближается по оборотам к скорости вращения насосного колеса, реакторное колесо освобождается и начинает вращаться. В таком режиме достигается максимальная величина крутящего момента для текущей передачи.
Первой в мире семиступенчатой автоматической трансмиссией была «7G-Tronic» от Mercedes-Benz
Так как гидротрансформатор не может преобразовывать скорость вращения и крутящий момент в широком диапазоне, к нему присоединяют многоступенчатую коробку передач. Это позволяет эффективно использовать крутящий момент при любых условиях движения.
Что в итоге
Как видно, селектор АКПП является важным элементом в устройстве автоматической коробки передач. При этом речь идет не только о гидромеханических автоматах, но и о вариаторах CVT, однодисковых роботах АМТ и преселективных роботизированных коробках c двумя сцеплениями типа DSG.
В любом случае, от корректной работы данного устройства зависит не только комфорт при эксплуатации автомобиля, но и общая безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
На практике встречались случаи, когда невозможность включить тот или иной режим АКПП по причине неполадок селектора становилась причиной серьезных повреждений самой автоматической трансмиссии или аварий по вине водителя неисправного ТС.
Напоследок отметим, чтобы восстановит работоспособность данного устройства, оптимально сразу обращаться в специализированные сервисы по ремонту АКПП, так как в этом случае обычно имеется не только необходимое диагностическое оборудование, но и необходимые запчасти.
В результате ремонт селектора АКПП может быть выполнен в самые короткие сроки, при этом владелец в рамках обслуживания также получает общее представление о состоянии коробки автомат после проведения углубленной профессиональной диагностики.
История развития АКПП и эволюции селектора
Первые автомобили с полноценной автоматической коробкой передач появились в 1940 году у компаний General Motors и Cadillac. Автомобили оснащались трехступенчатой автоматической коробкой передач с гидравлической системой управления переключением. Эта концепция оставалась неизменной в последующие 40 лет. Рычаг выбора диапазона работы АКПП в американских автомобилях всегда устанавливался на рулевой колонке.
На селекторе АКПП советского автобуса Лиаз 677 имелись следующие обозначения: ПП, А, Н, ЗХ. ПП — принудительная первая передача для старта на обледенелом асфальте на всесезонных колесах
В начале 80-х годов развитие АКПП пошло по двум основным направлениям. Первое — увеличение количества передач. В 2001 году компания BMW начала устанавливать на свои автомобили шестиступенчатые коробки передач. Второе направление — появление электронного блока управления коробкой. Изначально в задачу электронных систем входило только определение момента переключения передач. Затем появились системы, которые позволяли анализировать манеру вождения и выбирать алгоритм переключения передач, подходящий водителю.
Расположение рычага АКПП в этот период постоянно менялось. Подрулевое расположение сохранилось благодаря удобству доступа к рычагу и возможности использовать широкие кресла первого ряда. Наряду с ним появились автомобили с напольным рычагом АКПП. Этот вариант приобрел большую популярность в Европе за счет привычного расположения селектора. Третий вариант — установка рычага на центральной консоли, примыкающей снизу к передней панели автомобиля. Пионерами этого расположения стали Chrysler и Honda. Это расположение особенно удобно для семейных минивэнов с высокой посадкой водителя. Дополнительное преимущество установки селектора на не доходящей до пола центральной консоли — возможность использовать широкие кресла и перемещаться по салону, не выходя из автомобиля (например, для того, чтобы подойти к ребенку, сидящему в детском кресле, установленном на заднее сиденье).
Особенности напольного размещения рычага АКПП
Напольное размещение претерпело больше всего изменений за период с 80-х годов по настоящее время. Изначально рычаг двигался только по прямой и осуществлял стандартный выбор режимов: движение вперед, назад и нейтральное (D, R, N). Позднее движение селектора изменилось — он начал перемещаться по ступенчатой траектории. Связано такое нововведение, в первую очередь, с тем, что при движении возможно случайное перемещение рычага вниз, что может привести к поломке коробки, поскольку переключать основные режимы можно только при полной остановке. Ступенчатая траектория позволяет избежать случайного перемещения рычага: чтобы выбрать необходимый режим требуется перевести рычаг прямо и вбок, после чего происходит фиксация.
На многих автомобилях с АКПП есть защитное устройство, не позволяющее переместить рычаг селектора в положения D и R, если не выжата педаль тормоза
Появилась блокировка от случайных переключений в виде кнопки на рычаге. Действует элементарно: для перемещения необходимо нажать кнопку, иначе рычаг не двигается. Недостатком такого блокиратора является то, что он довольно часто ломается.
Очередное нововведение для своих внедорожников применила компания BMW. Несколько лет назад селектор АКПП на автомобилях BMW X5 стал электронным. Выглядит он как компьютерный джойстик с дополнительными кнопками переключения режимов слева и справа. Режим парковки включается отдельной кнопкой.