- Литиевые смазки
- Преимущества
- Литиевые смазки EFELE
- Классификация
- Силиконовые смазки
- Эфирные смазки
- Полиальфаолефиновые смазки
- Комплексные смазки
- Применение
- Заключение
Благодаря универсальности, доступности и невысокой стоимости литиевые пластичные смазки стали одним из самых востребованных видов смазок.
Рекомендации о необходимости использовать именно этот вид материалов можно услышать не только на производстве, но и в небольших мастерских, автосервисных центрах.
Что же такое литиевые смазки и где их можно использовать? Ответ на эти вопросы мы постараемся дать в этой статье.
Главные компоненты любых пластичных смазок – это базовые масла и загустители. Загуститель образует своеобразный структурный каркас, который удерживает в себе базовые масла. Кроме них в состав могут входить ингибиторы, противозадирные, антиокислительные и другие присадки, а также твердосмазочные наполнители, например, медный порошок, политетрафторэтилен (ПТФЭ), дисульфид молибдена и т.д.
В качестве загустителей обычно используются мыла – соли жирных кислот лития, кальция, алюминия, натрия и других металлов. Тип пластичной смазки может определяться по типу загустителя.
Литиевые смазки
Так, смазки, в качестве загустителя в которых используются простые или комплексные соли жирных кислот лития, получили общее название – литиевые смазки.
Пионером в области разработки этих материалов стал американский инженер Кларенс Э. Эрл. Он впервые создал смазку на основе простого литиевого мыла. Патент США № 2274675 от 3 марта 1942 года на это изобретение положил начало новой эпохи в индустриии смазочных материалов.
Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От вида используемого мыла зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.
Современные смазки с литиевым загустителем могут быть изготовлены на основе различных типов базовых масел, простых или комплексных загустителей. Литиевое мыло – один из самых дешевых загустителей, поэтому и смазки на их основе – недорогие. В то же время, смазки на литиевом мыле обладают высокими эксплуатационными характеристиками и могут быть использованы в большинстве узлов оборудования при обычных режимах эксплуатации.
Более 70 % смазок на современном рынке смазочных материалов являются литиевыми. Спрос на них во всем мире остается стабильно высоким.
Виды смазок для подшипников
При выборе смазывающего вещества в первую очередь уделяется внимание показателю вязкости, так как она определяет допустимую скорость работы устройства и некоторые другие моменты. Принятая система стандартизации определяет выделение следующих основных классов:
- GA – смазывающее вещество, предназначенное для малонагруженных подшипников, которые эксплуатируются в диапазоне от 20 до 70 градусов Цельсия. Этот класс наиболее распространен в области машиностроения.
- GB – класс, связанный с эксплуатацией при средних нагрузках. Температурный режим существенно расширен, составляет 40-120 градусов Цельсия. Применяется для смазывания нагруженных подшипников большинства автомобилей.
- GC – вариант исполнения, который часто применяется для обслуживания грузовых автомобилей, а также некоторой спортивной техники. За счет добавления особых веществ в состав повышается эксплуатационная температура до 160 градусов Цельсия.
Довольно большое распространение получила высокотемпературная смазка для подшипников. Она обеспечивает требуемую степень смазки даже при существенном увеличении температуры, так как сохраняет свои свойства.
Рассматривая основные виды смазок для подшипников также уделим внимание нескольким распространенным группам:
- Литийсодержащие. Этот вариант исполнения считается одним из самых популярных, так как соотношение цены и качества находится на самом высоком уровне. Самым распространенным предложением можно назвать Литол 24. Подобное вещество характеризуется тем, что не обеспечивает требуемую защиту поверхности от воздействия повышенной влажности.
- Высокоскоростная смазка также пользуется весьма высокой популярностью. Основные свойства достигаются за счет добавления в состав различных порошков. Смазка красного цвета часто добавляется в подшипники, которые устанавливаются в механизмах, работающих на высокой скорости. Основными добавками зачастую становятся никелевые и медные порошки. Кроме этого, некоторые производители проводят добавление меди и натрия. Медная смазка характеризуется довольно большим количеством особенностей, которые должны учитываться перед непосредственным выбором вещества.
- На основе полимочевины. Подобная специальная смазка характеризуется тем, что в состав включается особое стабилизирующее вещество – кальций сульфат. Этот вариант исполнения практически во всех случаях входит в топ смазок для подшипников.
- Молибден также часто применяется в качестве основы при изготовлении смазок для подшипников. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что способен выдерживать серьезное температурное воздействие. Часто низкотемпературная смазка для подшипников относится к этой группе, однако она характеризуется одним существенным недостатком – при контакте с водой проходит химическая реакция, в результате которой образуется серная кислота, за счет чего эксплуатационный срок существенно снижается.
- Перфторполиэфирные считаются самым совершенным, но и дорогим предложением на рынке. В большинстве случаев подобная смазка применяется при обслуживании спортивных автомобилей, которые эксплуатируются в сверх тяжелых условиях. Некоторые немецкие и японские автопроизводители применяют это веществ при сборке автомобилей премиального класса. Из-за высокой стоимости применение в быту нецелесообразно.
При этом она может быть зеленая или фиолетовая, цвет может изменяться в зависимости от состава вещества, а также типа применяемых красителей при изготовлении. Как правило, окрашивание проводится для того, чтобы контролировать степень смазывания поверхности.
Классификация также проводится по тому, в каком агрегатном состоянии вещество поступает в продажу. Среди особенностей отметим следующие:
- Чаще всего продается смазка в виде жировой консистенции, которую достаточно просто нанести на поверхность. Как правило, она достаточно густая, поэтому на момент эксплуатации подшипника не вытекает.
- В последнее время довольно большое распространение получил спрей. Это можно связать с тем, что наносить вещество достаточно просто. После распыления аэрозольная смазка загустевает, после чего приобретает требуемые эксплуатационные характеристики.
Приведенная выше информация указывает на то, что есть просто огромное количество различных вариантов исполнения смазки, выбор проводится в зависимости от того, какие эксплуатационные характеристики следует обеспечить. Кроме этого, при выборе довольно много внимания уделяется стоимости, так как она варьируется в достаточно широком диапазоне.
Преимущества
По сравнению с пластичными смазками, изготовленными на мылах других щелочных металлов, литиевые имеют ряд преимуществ.
Они характеризуются более высокой, чем у натриевых материалов, водостойкостью. Их термостойкость выше чем у натриевых и кальциевых смазок, обладают отличной механической стабильностью.
Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.
В настоящее время производители выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители.
Тщательно подбирая состав, можно получить материалы для решения большинства задач, встающих как перед крупными промышленными предприятиями, так и перед небольшими сервисными компаниями.
Смазочные материалы на базе простых или комплексных литиевых мыл, характеризуются свойствами, которые способны удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов. Именно поэтому современные литиевые смазки применяются в узлах практически любого оборудования, работающего в обычных режимах эксплуатации во всех климатических зонах при любых погодных условиях.
Литиевые смазки EFELE
производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству аналогам мировых брендов, а по некоторым параметрам превосходят их.Минеральные литиевые пластичные смазки EFELE представлены многоцелевыми смазками EFELE MG-214, EFELE MG-211 (с противозадирными присадками), EFELE MG-212 (с дисульфидом молибдена). Эти материалы изготовлены на простом загустителе и остаются эффективными при температурах от от -40 °С до +120 °С. Их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов.
Пластичная смазка EFELE MG-213 с противозадирными присадками также входит в группу минеральных, но она изготовлена на литиевом комплексе. Это позволяет применять ее при температурах вплоть до +160 °С.
Синтетическая
литиевая смазка
EFELE SG-311 изготовлена на полиальфаолефине. Благодаря синтетической основе она совместима с пластмассами и эластомерами и применяется для обслуживания узлов даже при сильных морозах (до -60 °С) и высоких скоростях.
От каких смазок стоит отказаться?
Существует несколько групп смазывающих составов, которые применять крайне не рекомендуется. В качестве таких смесей можно выделить:
- графитовые, которые приведут к поломке механизма уже после 20-25 км. пробега;
- углеводородные, например, тех.вазелин, поскольку они не защищают от коррозии и позволяют проникнуть влаге внутрь;
- консистентные, содержащие натрий и калий. Подходят для подшипников и других подвижных соединений;
- цинковые, поскольку они созданы на основе железа и противопоказанных для смазки таких узлов.
Эти моменты тоже следует учесть при выборе подходящего продукта для смазывания «гранаты».
Классификация
По составу базовых масел литиевые смазки делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. По типу загустителя они бывают простые и комплексные.
Минеральные смазки изготовлены на базе нефтяных масел. Эти материалы дешевле полусинтетических и синтетических продуктов, но они обладают высокими эксплуатационными свойствами. Диапазон рабочих температур большинства минеральных литиевых смазок составляет в среднем -30 °С…+140 °С. Эти смазки применяют для обслуживания механизмов и узлов со среднестатистическими условиями эксплуатации.
Нефтяные масла действуют агрессивно по отношению к некоторым видам пластмасс и эластомеров. Это накладывает ограничения на сферу применения минеральных смазок – перед использованием в узлах с парами трения «металл-пласметалл-резина» рекомендуется провести тест на их совместимость с конструкционными материалами.
В качестве базового масла для полусинтетических литиевых смазок используются смеси, состоящие из нефтяных и синтетических материалов. По уровню эксплуатационных свойств и по стоимости такие смазки занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими.
В составе
синтетических литиевых смазок в качестве базовых масел используются искусственно созданные составы. Синтетические масла инертны по отношению к пластмассам и резинам. Они имеют более стабильные характеристики, работают при более высоких температурах. Срок их службы так же выше, чем у минеральных или полусинтетических продуктов.
Несмотря на то что практически все синтетические масла, использующиеся в качестве базовых, были впервые получены почти 100 лет назад, они до сих пор имеют сравнительно высокую стоимость. Поэтому доля синтетических литиевых смазок на современном рынке составляет лишь небольшую часть от общего объема смазочных материалов.
Среди синтетических литиевых смазок наибольшим спросом пользуются материалы на основе силиконовых, эфирных и полиальфаолефиновых (ПАО) масел.
Характеристики смазки
Смазка для шруса: рейтинг лучших производителей
При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.
ГОСТовские параметры указаны в таблице:
Название характеристикиЗначение
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/смЗ |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П*с (6500 П) |
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П*с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П«с (80 П) |
Предел прочности при +20аС | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80=С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410(141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630(63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.
Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.
В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.
Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.
Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.
Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.
Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.
Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.
Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:
- Не содержит в своем составе воды
- Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
- Устойчив к воздействию кипящей воды
- Не изменяет плотности при нагреве
- Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
- Обладает высокими уплотняющими свойствами
- Класс консистенции по NLGI-3
- Температура каплепадения не менее +180 °С
- Не проводит электричество
Характеристики безопасности “Литола 24”
В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).
Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:
- При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
- Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
- В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
- Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
- Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.
Силиконовые смазки
Силиконовые литиевые пластичные смазки в качестве основы используют силиконовые масла, которые дают материалам следующие свойства и преимущества:
- Широкий диапазон рабочих температур
- Отличную адгезию к поверхностям
- Высокие диэлектрические свойства
- Химическая стойкость и инертность
- Минимальный коэффициент трения
- Водостойкость
- Длительный срок эксплуатации
Кроме того, смазки на силиконовой основе не оказывают вредного воздействия на здоровье человека
Из недостатков можно упомянуть тот факт, что литиевые силиконовые смазки обладают невысокой несущей способностью.
Характеристики
- Литол хорошо схватывается с металлическими поверхностями, независимо от марки.
- Средний диапазон рабочих температур – от -30 до +120 градусов.
- Состав не растворяется в воде, отталкивает влагу – на этом основаны его антикоррозийные свойства.
- Химически инертен, не вступает в реакции с кислородом, реагентами, химическими веществами.
- Выдерживает высокое давление рабочей среды.
- Заявленные производителями свойства сохраняются при значительных показаниях трения узлов и деталей.
Эфирные смазки
Смазки с литиевым загустителем, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, характеризуются способностью работать при очень высоких скоростях. Если у обычных литиевых смазок фактор скорости Dn лежит в пределах 300-500 мм⋅об/мин, то у эфирных смазок он достигает 1300000 мм⋅об/мин и выше.
Дополнительные преимущатсва эфирных литиевых смазок:
- Устойчивость к смыванию водой
- Высокие антикоррозионные свойства
- Долгий срок эксплуатации
Кроме того, эфирные смазки эффективно снижают шум в механизмах.
Смазки-аэрозоли
Одна из самых удобных форм, в которых выпускается смазка литиевая, — аэрозоль. Среди популярных марок можно отметить следующие:
- WD-40 SPECIALIST. Используется для металлических соединений, защищает их от коррозии и обеспечивает длительность защиты. Можно применять для поверхностей, на которые приходится большая нагрузка. Результаты использования — снижение трения и улучшение плавности движения механизма. Отличается устойчивостью к воздействиям внешних факторов среды, может эксплуатироваться при температуре от -18 до +145 градусов.
- Белая литиевая смазка RUNWAY – это термоустойчивый состав, стойкий к вымыванию. Отлично смазывает детали, придавая им водоотталкивающие свойства. Благодаря ингибиторам коррозии в составе средства детали надежно защищены от коррозии. Может использоваться как защита металлических деталей, петель дверей, тросов, подшипников и других движущихся механизмов.
Смазки в виде аэрозолей показывают глубокий проникающий эффект, благодаря чему обеспечивается качественная смазка и долговременная и надежная защита от коррозии.
Комплексные смазки
Если в качестве загустителя используется не одна, а еще дополнительно несколько видов мыл (например, литиевую соль адипиновой или уксусной кислоты), то такие материалы называются комплексными литиевыми смазками.
Смазки на комплексном литиевом загустителе, по сравнению с простыми литиевыми, имеют более широкие границы рабочих температур. В зависимости от базового масла может составлять от -50 до +230 °С. Комплексные смазки обладают улучшенной водостойкостью и механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.
Область их применения – станкостроение, оборудование текстильной промышленности, узлы автомобильной техники и в других отраслях.
Види літієвих мастил
Мастильні матеріали розрізняються залежно від складових:
- Мінеральні — відрізняються невисокою ціною і призначені для роботи при показниках на термометрі -40 + 150 ° С. За якістю такі мастила не поступаються іншим видам, але є один недолік. Їх не рекомендовано використовувати для обладнання з пластмасовими елементами і деталями з гуми, так як склад викликає набухання.
- Силіконові — різновид синтетичного матеріалу на основі кремнійорганічного (силіконового) мастила. Мастила стійкі до вологи і хімічних речовин, добре тримаються на оброблюваних поверхнях і безпечні для здоров’я людини. Силіконові мастила — якісний матеріал, але вони не підходять для вузлів, що працюють при надмірно високих навантаженнях.
- Ефірні — виготовляються на основі синтетично синтезованого ефірного мастила, відмінно підходять для вузлів, що працюють на підвищеній швидкості — від 1300000 оборотів за хвилину і більше.
- Синтетичні — призначені для будь-яких конструкцій і вузлів, мають високу термостійкість і механічною стабільністю. Вартість таких матеріалів порядком вище, ніж у попередніх видів мастил.
Крім цих різновидів, є ще комплексні мастильні матеріали. Їх відмінність у здатності протистояти окислювальним процесам, а в складі відразу кілька різновидів мив.
Применение
Cмазки на литиевом мыле
применяются для смазки подшипников, направляющих, шарниров, зубчатых передачах и других узлов трения автомоторанспорта, гусеничных транспортных средств, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, судовых механизмов и механизмов различного промышленного оборудования.
При наличии в составе материала противозадирных присадок
смазки можно использовать в аварийных ситуациях, предотвращая усиленный износ или выход из строя мехаанизмов. Они применяются в узлах ходовой части автомобилей, в подшипниках вентиляторов и электродвигателей, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, сталелитейного, горно-добывающего, цементного оборудования.
Введение в состав смазок дисульфида молибдена
дает им повышенную несущую способность, что позволяет применять их не только в обычных условиях эксплуатации, но и при обслуживании узлов трения тяжелой техники, высоконагруженных подшипников общепромышленного назначения, а также други узлов, работающих при высоких нагрузках и воздействии пыли.
Комплексные литиевые смазки
с пакетом присадок можно применять для автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.
Синтетические смазки на литиевой основе
имеют высокий индекс вязкости. Они могут использоваться как в обычных условиях, так и при более низких температурах и более высоких скоростях не только для металлических, но и для пластиковых деталей. Их применяют для обслуживании общепромышленного оборудования, транспортной техники, узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники.
Особливості використання аерозольних літієвих мастил
Литієва синтетичне мастило — універсальний продукт, який слід використовувати при певних температурних показниках, позначених на упаковці. Також слід дотримуватися рекомендацій фахівців:
- перш ніж приступати до роботи, балон необхідно ретельно струснути, щоб компоненти як слід перемішалися до однорідної консистенції;
- перед нанесенням мастильного матеріалу необхідно видалити з деталі бруд, пил і вологу;
- для важкодоступних вузлів краще використовувати мастила в балончиках, так як на відміну від інших форм випуску, аерозолі мають більшу проникаючу здатність.
Для видалення надлишків мастила добре підходить Уайт-спірит. Він не звертає мастильний матеріал і не згущує його.