Устройство рулевой рейки
Реечное рулевое управление передает вращательное движение руля в поступательное движение рулевых тяг, поворачивающих колеса на требуемый угол. Для этого в конструкции используется шестерня и зубчатая рейка с постоянным или переменным шагом.
Узел размещен в аллюминиевом корпусе, который крепится к кузову или подрамнику автомобиля. По краям расположены ограничители хода, уплотнители и пыльники рулевых тяг. В зависимости от конструкции авто могут устанавливаться усилители различного типа. Они не только делают руль более легким, а управление точным, но и демпфируют неровности дорожного полотна.
Разновидности рулевых реек легкового автомобиля:
- механическая;
- с гидроусилителем (ГУР), снижающим усилие на руле;
- с электроусилителем (ЭУР), работающим за счет дополнительного электромотора.
Несмотря на различия в конструкции, быстрее всего выходит из строя механическая часть. Это вызвано следующими причинами:
- езда по дорогам с плохим покрытием;
- агрессивный стиль вождения;
- несвоевременное обслуживание узла;
- нарушение схода-развала колес;
- установка колес большего размера и вылета;
- износ сальников, пыльников, клапанов гидрораспределителя.
Важно! Нагруженным местом является пятно контакта шестерни и зубчатой планки, поэтому износ чаще всего начинается именно в этой части механизма.
Характеристика
Рулевое управление выполняет несколько функций:
- Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
- Передает вращательный момент на колеса через привод.
- Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.
Главная составляющая данного механизма — это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел. Почему рейка так популярна? Данный механизм отличается простым устройством и высоким КПД. Благодаря конструктивным особенностям, может устанавливаться на автомобили с передним и а также на машины с независимой подвеской.
Диагностика рулевой рейки
Чтобы проверить люфт рулевой рейки не обязательно обращаться в сервис для диагностики на специальном стенде. Первичные признаки поломки легко можно выявить самостоятельно. Прежде всего обращают внимание на следующие изменения в поведении автомобиля:
- усилие на руле заметно увеличивается;
- падение уровня жидкости в бачке ГУР или ошибка на панели приборов (для ЭУР);
- стук и вибрации при езде по неровным дорогам;
- гул со стороны рейки при большом вывороте руля;
- рулевое колесо медленно возвращается в исходное положение;
- автомобиль не держит прямолинейную траекторию.
Следующим шагом станет визуальный осмотр. Желательно для этого вывесить машину на подъемнике, чтобы открылся доступ к рулевым тягам, пыльникам, корпусу рейки. Такая диагностика поможет выявить следующие дефекты:
- порванные пыльники наконечников тяг, как следствие, их износ;
- чрезмерный люфт колеса в горизонтальном направлении из-за сильного износа зубчатой планки;
- течь жидкости из-под уплотнителей рулевой рейки;
- радиальный люфт внутренних тяг, вызванный износом направляющих втулок;
- вращательный люфт пары шетерня-рейка;
- люфт шаровых пальцев и сайлентблоков подвески;
- следы коррозии на тягах или корпусе реечного механизма.
Совет! Проверить рулевую рейку на посторонние шумы можно следующим образом. Приложить руку или стетоскоп к корпусу, а помощника попросить вращать руль. Все лишние звуки будут хорошо слышны.
Принцип работы
Рейка рулевая является главным агрегатом системы рулевого управления. Через неё передается усилие от рулевого колеса к тягам колес. Когда вы вращаете руль, происходит поворот колес машины в горизонтальном направлении. Прогресс как всегда на месте не стоял, поэтому сегодня выпускается много вариантов исполнения реечных механизмов.
w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: «R-A-676344-20», renderTo: «yandex_rtb_R-A-676344-20», async: true }); }); t = d.getElementsByTagName(«script»)[0]; s = d.createElement(«script»); s.type = «text/javascript»; s.src = «//an.yandex.ru/system/context.js»; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, «yandexContextAsyncCallbacks»);
Проверка и дефектовка снятой рейки
Стучащий узел можно попробовать разобрать и заменить проблемную деталь. Некоторые производители допускают такое и выпускают уже готовые ремкомплекты для рулевой рейки. Разбирать рулевой механизм следует после снятия с автомобиля и тщательной чистки с внешней стороны.
После разборки все узлы нужно отмыть и осмотреть на предмет износа. Чаще всего выходят из строя опорные втулки. Они выполнены из пластика или мягкого металла и поэтому стираются первыми. Это происходит из-за попадания влаги и грязи из-за порванных пыльников, больших нагрузок на рулевую. Замена на металлические помогает решить проблему. Вместе с втулками нужно заменить уплотнители.
Интересные статьи:
На что приклеить молдинг на авто
Как увеличить выносливость в беге?
Самым изношенным местом в реечном механизме является центральная часть зубчатой планки. Выкрашивание зубьев, задиры, нарушение профиля рейки ремонту не подлежат. Такой узел заменяют новым или целой рейкой в сборе, снятой с другого автомобиля. С другой стороны, незначительный люфт в этом соединении можно попробовать выбрать регулировочной гайкой. Момент затяжки должен быть таким, чтобы зубчатая рейка могла свободно перемещаться в обеих направлениях без закусывания.
После сборки желательна проверка на специальном стенде. Это особенно актуально для рейки с ГУР, когда усилие зависит от точной настройки перепускных клапанов.
Подводные камни
С какими проблемами автомобилист может столкнуться, производя операции по подтяжке рулевого механизма? Первое — это угол поворота. Чем сильнее затянута рейка, тем меньше градус поворота передних колес. Соответственно, снижается маневренность автомобиля. Второй момент — это усилия, прилагаемые на вращение руля. Чем сильнее закручивается гайка, тем туже руль. Особенно это заметно на автомобилях с механическим типом привода (это отечественные «десятки», «тренашки» и иномарки начала 90-х годов). Что касается машин с гидроусилителем, здесь нагрузка возрастает на насос. Внутри системы увеличится давление жидкости. Возможно, потечет шланг или манжеты. Если вы чувствуете, что руль стал сильно тугим и слабо возвращается в нейтральное положение, необходимо ослабить гайку. Ездить на сильно затянутой рейке не рекомендуется. Это повлечет за собой износ ряда других элементов.
Ремонт или замена рулевой рейки
Некоторые автопроизводители делают внутренние рулевые наконечники несъемными. Они составляют с рулевой рейкой единое целое и меняются только в сборе. Стоимость замены всего узла оригинальным высока, а шаровые соединение ремонту не подлежат. В этом случае рекомендуется регулярно осматривать пыльники на наличие трещин и своевременно обновлять смазку.
В остальных случаях автолюбителям остается ремонтировать рулевой механизм или заменять узел контрактным. Ремкомплекты можно найти практически для любой популярной модели, а их выбор зависит от цены и качества поставляемых деталей. В состав такого набора входят ремонтные втулки, уплотнители, сальники, пыльники. На хороших комплектующих этот узел может проходить не меньше, чем в заводском исполнении.
Второй путь – это установка неоригинальных запчастей или снятых на авторазборе. В этом случае владелец авто получает весь узел в сборе по цене в 2-3 раза ниже оригинала. Остаточный ресур такой рулевой рейки неизвестен и может оцениваться только косвенно по внешнему виду. Тем не менее, данная услуга востребована, потому что не требует специализированных стендов для разборки и диагностики. Вся работа сводится к простой замене и проверке развала-схождения колес.
Подробнее о стуке в рулевой рейке Лада Калина мы написали тут.
Эффективно ли?
Статистика говорит, что затяжка редуктора рулевой рейки действительно помогает убрать люфт. Однако в 20 процентах случаев проблема на этом не решается. Прежде всего это связано с большим износом самой передаточной пары привода.
Это зубчатая рейка и шестерни. Также причины люфта могут заключаться в износе шарниров рулевых тяг либо в ослабленном креплении рулевой сошки. Поэтому не всегда настройка рейки дает эффективный результат. Так, при наличии подобных симптомов специалисты рекомендуют проверить состояние узлов передней подвески. Не должно быть люфта на рулевых тягах, шаровой опоре и рычагах подвески. Заодно рекомендуется проверить амортизатор. Его шток должен исправно ходить. На подвеске типа «МакФерсон» его замена усложняется тем, что элемент идет в сборе с пружиной. Для ее демонтажа используется специальный пресс.
VESKO-TRANS.RU
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
Подтянуть Рулевую Рейку Ваз 2109
Замена рулевой рейки ваз 2113, 2114, 2115
Мы правильно тянем рейку управления на ВАЗ-2114 своими руками: советы и сам процесс Никто не оспаривает тот факт, что рабочий руль в любом автомобиле гарантирует не только безопасность водителя и пассажиров, но и бесперебойную работу в принципе. Независимо от типа привода, будь то червячная передача, коробка передач со стойкой или без усилителя, все они требуют многократного технического обслуживания. ВАЗ-2114 и все самарские генераторы второго поколения получили достаточно надежный и привычный механизм управления ремонтом и настройкой. У него нет гидроусилителя, поэтому его легче обслуживать и регулировать.
Зачем тянуть рельс на ВАЗ-2114
Диагностика управления рельсом и механизмами управления
Перед тем, как подтянуть шину управления на ВАЗ-2114, вы должны рассмотреть предварительные условия, которые сообщат вам, когда пора начинать ремонт или подъем.
Во-первых, это бесплатная игра.
В основном, АвтоВАЗ гарантирует достаточно долгий срок эксплуатации рулевого механизма, а именно десять лет. Однако вы должны понимать, что это идеальные условия работы. Это предполагает ровную асфальтированную дорогу, постоянное наличие высококачественной смазки в поддоне багажника и мягкий стиль вождения.
При нормальных условиях эксплуатации этот период практически недостижим
Неважно, дороги, качество запчастей и часто суровый режим автомобиля приводят к тому, что механизм дает о себе знать гораздо раньше
Первые симптомы неисправности рельса или необходимости подтягивания очевидны:
Тест-драйв – проверяем рулевое управление на слух
Для этого нужно немного проехать на выбранном авто, причём не только по ровному асфальту, но и по грунтовке. Нужно выключить музыку и целиком сосредоточиться на посторонних звуках. Любые наблюдаемые шумы, скрипы, стуки, хруст и лязганье могут указывать на неполадки в рулевом.
- стук со стороны рулевой рейки указывает на её износ. Вероятно, машина часто передвигалась по плохим дорогам, либо её владелец любитель низкопрофильной резины;
- шумы при повороте колёс указывают на износ рулевого кардана, его крестовин, рулевых наконечников. Эксплуатация машины в таком техническом состоянии попросту опасна;
- шумы и гул от гидроусилителя говорят о скорейшем выходе его из строя. Причина этого — несвоевременная замена гидравлической жидкости или её низкое качество.
Подробнее о конструкции
Рулевая рейка состоит из следующих элементов:
- Картер, он же защитный алюминиевый корпус;
- Червяк или шестерня, которая вращается при движении рулевой колонкой, с которой соединена подшипником;
- Зубчатый участок, сцепленный с шестерней при помощи нескольких пружин;
- Ограничитель амплитуды движения, состоящий из силового манжета и втулки рулевой тяги по разные стороны друг от друга;
- Уплотнители, гидробарьерные кольца, опорные втулки и прочие детали, входящие в ремкомплект.
Вся конструкция выполнена из алюминия и высокопрочной стали. Ломаться, казалось бы, нечему. Попробуем разобраться в этом утверждении.
Как проверить рулевые наконечники?
Первый способ — помощник садится за руль, вращает рулем вправо и влево.
А вы в этот момент залазите под машину и из-под машины смотрите, есть ли люфты на рулевых наконечниках.
Если помощника нет, можно самостоятельно залезть под машину и подергать все рулевые наконечники, тяги — всё, что можно.
Если люфт рулевого наконечника уже значительный, то не заметить его будет невозможно.
Посмотрите, как у меня болтается рулевой наконечник. Видно, что он разбит и очень сильно болтается.
На ходу в салон автомобиля от него доносится сильный грохот.
Если у вас нет ни ямы, ни помощника, то и это не беда.
Рулевой наконечник можно проверить, просто подняв домкратом переднее колесо и пошатав его со стороны в сторону.
Находящееся на весу колесо берем двумя руками и толкаем сначала одной рукой, потом другой. Такими движениями проверяем люфт.
Как видно, здесь люфт огромный, вы его видели также с ямы. Если сильно болтать, то даже слышно постукивание рулевого наконечника.
После того, как вы обнаружили люфт, снимаем колесо и добираемся до самого наконечника.
Необходимо выяснить, какой конкретно тип наконечника установлен на вашем автомобиле, так как бывает два типа рулевых наконечников на автомобиле Chevrolet Aveo в кузове т250.
После демонтажа колеса хорошо видно, как болтается рулевой наконечник. Люфт уже довольно значительный, а это значит, что его нужно срочно менять.
Ездить с таким наконечником нельзя, потому что его может даже оторвать. Если вы резко попадете в яму, колесо дернет и от удара может отвалиться шар рулевого наконечника.
Именно поэтому нельзя никогда долго ездить и сильно разбивать рулевые наконечники. Услышали что-то загремело — сразу же едьте, проверяйте, где что гремит.
Чтобы после замены рулевого наконечника не возникло проблем со схождением и развалом — развала здесь, кстати, нет.
Он заводской и не регулируется, а схождение регулируется с помощью все того же рулевого наконечника и рулевой тяги — берём рулетку и отмеряем от какой-то неподвижной части.
В данном случае я меряю от хомута пыльника до центра болта, можно до края болта, как удобно, я отмеряю по краешку болта с этой стороны.
Здесь у меня получается 25 см и 8 мм. Записываю это значение, чтобы не забыть, и снимаю рулевой наконечник.
Некоторые ремонтники советуют считать обороты резьбы – на сколько оборотов открутился сам наконечник.
Но вы сами понимаете, что наконечники всегда покупаются непонятной фирмы, непонятно, кто и где их делал, для какого автомобиля.
В данном случае вы можете видеть на этом рулевом наконечнике букву L. Это значит, что этот рулевой наконечник устанавливался на каком-то автомобиле с левой стороны.
Но он подходит на Chevrolet Aveo и здесь устанавливается с правой стороны, поэтому, я считаю, что длина самого наконечника — от болта до его края резьбы — может быть разной.
И если вы на старом наконечнике посчитаете, сколько раз вы открутили, то на новом наконечнике всё может не совпасть.
Вы можете закрутить, правильно посчитать, сколько витков, а на самом деле схождение-развал разойдется, и вы не сможете нормально ездить.
Головкой на 19 откручиваем гайку рулевого наконечника.
Палец рулевого наконечника начал проворачиваться, теперь его нет возможности откручивать, так как снизу не за что взяться, чтобы придержать сам болт рулевого наконечника.
Вывод
При должном обращении рулевые рейки не выходят из строя часто. Львиная доля неполадок с ними может быть устранена одной поездкой на СТО. Необратимые изменения в основном наблюдаются в трущихся деталях, как-то зубьях, которые просто истираются. В этом случае помогает только покупка новой рейки. С учетом высокой стоимости этой детали для новых автомобилей особенно популярна покупка б/у запчасти. Мы не можем ни рекомендовать, ни отвадить автолюбителей от покупки неновой рейки. Если она правильно эксплуатировалась, ее ресурс не исчерпан, а бывший владелец авто следил за состоянием расходников, такая рейка может послужить. Однако риск есть всегда. Надежна покупка OEM-запчасти или одной из тех, что произведена вышеперечисленными фирмами.
Не забывайте также о том, что после замены рейки необходимо отрегулировать развал-схождение. Следите за работой мастера: изначально он ослабит хомуты пыльников, а потом должен их затянуть. Иногда это сделать забывают, вследствие чего рейка изнашивается очень быстро.
Запчасти на Mazda 626
Рейка рулевая
626 V sedan (GF) (05.97 — 12.02)
В широком кругу автомобилистов разговоры о восстановленных рулевых рейках ведутся не первый год, однако отношение к таким агрегатам кардинально разное. Одни считают, что купить восстановленную рейку намного выгоднее, чем заплатить за дешевый аналог или раскошелиться на новый дорогостоящий оригинал. Другие поступают по принципу недоверия к чему-то новому и, наоборот, ставят китайские копии на первое место. Почему же повальная часть населения нашей страны не готова к переменам?
Восстановленная рулевая рейка для автомобиля Fiat
Чем вызвано недоверие к восстановленным рейкам
Зная, что сплошь и рядом обман, русский человек заранее настраивает себя на негатив.
Допустим, купить «бэушные» шины, состояние которых можно оценить обычным осмотром вполне реально и безопасно. К тому же, стоимость бывших в употреблении покрышек значительно ниже новых.
С восстановленной рулевой рейкой немного сложнее: ее нельзя самостоятельно проверить перед покупкой, но стоит она дороже, чем новый аналог. После этих слов может возникнуть «потребительское удивление»: «А зачем мне покупать восстановленную рейку, которая будет стоить дороже, чем новая рейка?».
И тут надо пояснить коротко и понятливо: «Дороже, чем новый аналог из Китая». Надо ли далее говорить и повторять, что на данный момент запчасти из Китая – это как игра в рулетку?
Никогда не знаешь, сколько прослужит та или иная «новая» китайская запчасть на твоём автомобиле.
Неоригинальная рулевая рейка для автомобиля Renault
Поэтому автовладельцы недоумевают, почему за агрегат, которым уже пользовались, придется выложить приличную сумму денег и руководствуются проверенными, но зачастую необъективными мнениями, покупая недорогие аналоги.
Понятно, что словами убедить трудно, но для всё ещё сомневающихся можно предложить перечитать «статьи из народа», где автовладельцы делятся своими мытарствами с поддельными запасными частями: «Оригинальные и неоригинальные запчасти — что лучше?» «Неперегораемые предохранители» «Поддельные предохранители-2 (слово представителю Чем восстановленные рулевые рейки отличаются от новых, контрактных и отремонтированных»
1. Новые рулевые рейки.
Бывают двух типов: · оригинальные – изготовленные для сборки автомобиля на конвейере завода-производителя. · неоригинальные (аналоги) – изделия независимых производителей, специализирующихся на выпуске запчастей для разных марок автомобилей. Оригиналы – фирменные, но дорогие запчасти и ждать их приходится иногда до нескольких недель. Аналоги на 30-40% дешевле оригинальных, в свободном доступе, но уступают им по качеству изготовления.
2. Контрактные рулевые рейки.
Это бывшие в употреблении оригинальные агрегаты в рабочем состоянии, снятые с подлежащих утилизации автомобилей на разборках Америки, Европы и Азии. Их стоимость ниже новых фирменных реек, но и срок службы сокращен в несколько раз.
3. Отремонтированные рулевые рейки.
Речь идет о недорогих б/у агрегатах, в которых заменяют сломанные детали исправными и иногда очищают корпус от загрязнений. Если человек покупает такую рейку, то максимум, на что он может рассчитывать, – гарантия от 14 дней до 1 месяца.
4. Восстановленные рулевые рейки.
В данную категорию попадают б/у агрегаты, которые отреставрированы по заводским технологиям «REBUILT» (общепринятое название) и имеют срок службы не ниже, чем у новых запчастей. При восстановлении агрегата идет целый комплекс работ: обработка корпуса, полная замена резинотехнических изделий и неисправных комплектующих, маркировка и упаковка.
Чаще всего восстанавливают гидравлические рулевые рейки. Они отличаются высокой надежностью, хорошей устойчивостью к перепадам климата, удобны в обслуживании.
Чем выгодна покупка восстановленных рулевых реек с гидроусилителем
1. Экономия денег и времени. Покупка и установка восстановленной рулевой рейки займет несколько часов, что гораздо быстрее ремонта «родного» агрегата и ожидания оригинальной дорогостоящей запчасти из-за рубежа.
Диагностика рулевой рейки для автомобиля Skoda
2. Ресурсосбережение и защита окружающей среды: · восстановление гидравлической рулевой рейки охватывает в 5 раз меньше технологических процессов, а, соответственно, снижает выброс вредных веществ в атмосферу и экономит 70% используемого в производстве металла; · все металлические детали, которые больше не будут использоваться, подвергаются вторичной переработке.
Разборка рулевой рейки для автомобиля Daewoo
Как происходит восстановление гидравлической рулевой рейки по технологии REBUILT
1.
Восстановление агрегата осуществляется в заводских условиях. Сначала рейку полностью разбирают. Затем корпус хорошенько пескоструят, моют под воздействием ультразвука, наносят новое защитное покрытие. Повторному использованию подлежит лишь корпус агрегата и неизношенные узлы, на которых отсутствуют механические повреждения.
2.
В чистом и сухом помещении подбирают новый ремкомплект по каталогу комплектующих для ремонта рулевого управления ORPAV. Данным каталогом пользуется большинство мировых заводов-изготовителей агрегатов рулевого управления, поскольку он очень удобен и не имеет аналогов.
3.
После сборки рулевой рейки работу агрегата проверяют на специальном диагностическом стенде при разных режимах и нагрузках. Это гарантирует надежность и длительный срок службы восстановленного механизма.
4.
Завершающим этапом является упаковка рулевой рейки в фирменную коробку, комплектуя ее инструкцией по установке и гарантийным талоном.
Процесс восстановления рулевой рейки для автомобиля Daewoo
Как видите, покупка восстановленной запчасти – затея достаточно неплохая, ведь это экономит деньги, время и природные ресурсы, давая взамен комфортное и безопасное передвижение на собственном авто каждые 80-100 тысяч километров.
Москва, 2-й Котляковский переулок, д.1 стр.99 +7
Регулировка
Итак, ситуация складывается таким образом, что подтяжка рулевой рейки все же может дать положительный результат. Потому требуется узнать, как подтянуть узел и что для этого потребуется.
Отрегулировать рейку можно через днище автомобиля, сняв защиту двигателя, либо через верх. Во втором случае работу придется выполнять на ощупь. Так что решайте сами, как вам будет удобнее.
- Чтобы отрегулировать рулевую рейку, вам необходимо будет подтянуть регулировочный винт. Отыскать его вы сможете в рулевом механизме. Если быть конкретнее, то в торцевой крышке.
- Оптимально иметь в распоряжении эстакаду или яму в гараже. Если же подобных условий нет, можно обойтись поднятием машины с помощью домкрата. Только в этой ситуации потребуется обязательно дополнительно зафиксировать автомобиль, дабы избежать его соскальзывания с домкрата и вероятных последствий.
- Прежде чем поднимать кузов с помощью домкрата, обязательно выставите прямо передние колеса.
- Замерить люфт можно с помощью люфтметра. Причем они бывают старинные или же электронные. Последние более актуальны и удобны в использовании, но некоторым выбирать не приходится. Что найдете, тем и будете пользоваться.
- Согласно действующим нормам и стандартам, для ВАЗ 2109 люфт рулевого колеса не должен превышать 10 градусов.
- Найдите регулировочный винт и начинайте постепенно его подтягивать. Операция проводится медленно. Периодически проверяйте ход руля, наличие люфта или стука в рулевой колонке.
- Для регулировки используйте специальный ключ. Он доступен в любом магазине автозапчастей.
- Ключ вставляется в регулировочный винт и проворачивается против движения часовой стрелки. Прокрутив немного, проверьте результат.
- Процедура может затянуться. Все равно не торопитесь.
- Когда почувствовали, что регулировка дошла до нужного уровня, выполните пробный заезд на своем автомобиле, почувствуйте, как двигается руль, исчез ли стук, люфт, насколько туго вращается рулевое колесо.
- Если руль стал слишком тугим, придется немного ослабить натяжение регулировочного винта.
Специальный ключик
При отсутствии положительного результата после проведенной регулировки, вам придется устранять люфт и стук методом демонтажа, ремонта или полной замены узла. Тут уж решайте сами.
Полагаться исключительно на корректировку рейки как лекарство от всех ее болезней не стоит. Но и торопиться с выводами о необходимости замены рейки также не стоит. Попробуйте отрегулировать, а там уже действуйте по ситуации.