Начнем с того, что сегодня на рынке можно встретить большое количество продуктов автохимии, которые обещают защитить двигатель от преждевременного износа и улучшить свойства базового моторного масла. Также сами производители составов делают акцент на том, что использование тех или иных присадок в двигатель позволяет даже восстановить ДВС, который в процессе эксплуатации изношен, получил определенные повреждения, начал дымить, расходовать масло, потерял тягу и т.д.
Как правило, на практике водители не так часто задумываются об использовании присадок в исправном двигателе для профилактики. Зачастую повышенный интерес к таким добавкам возникает тогда, когда речь заходит о применении подобных составов именно в целях восстановления мотора. Это не удивительно, так как в случае, когда появляются проблемы с силовой установкой, владелец сталкивается с острой необходимостью разбирать и ремонтировать силовой агрегат.
Вполне очевидно, стремление экономить или максимально оттянуть дорогостоящий ремонт заставляет автолюбителей искать бюджетные способы решения проблемы в качестве альтернативы. С учетом активной рекламной поддержки, широкого распространения, а также приемлемой стоимости, разумным выходом из ситуации могут показаться присадки.
Давайте разбираться, так ли это на самом деле. Далее мы поговорим о том, каков принцип работы восстановительных добавок, а также чего ожидать после использования популярной присадки FENOM для двигателя, присадок ER, Хадо и т.п.
Различные типы присадок для двигателя в чем основные отличия
Прежде чем перейти к тому, что конкретно представляет собой присадка для двигателя Феном, ER или Хадо, необходимо разобраться с вопросом, какие составы существуют и в чем их главные отличия.
Как известно, одни присадки снижают трение, другие изменяют свойства моторного масла (вязкостные присадки), третьи восстанавливают изношенные поверхности, четвертые отдельно направлены на снижение расхода масла и экономию топлива (противодымные, противоизносные). Различные решения имеют уникальные смазочные композиции, содержат в своем составе так называемые модификаторы трения, кондиционеры металла и т.д.
Как видно, такое многообразие вполне может запутать не только неискушенного покупателя, но и опытного автовладельца, который ранее не имел дела с подобными продуктами. Итак, чтобы было понятнее, все присадки, которые добавляют в двигатель, можно разделить на три большие группы.
В первую группу попадают составы, которые в основе имеют минеральные порошки. К таким решениям относится известный на отечественном рынке производитель Хадо, а также Супротек. В двух словах, наличие порошка позволяет выполнить шлифовку поверхностей трения, после чего на такой поверхности образуется металлокерамический слой. Указанный слой отличается низким коэффициентом трения, а также устойчив к нагрузкам и противостоит износу.
Различные эксперименты подтвердили определенную эффективность таких составов, однако в случае значительных повреждений подобные присадки не способны «отшлифовать» задиры, нивелировать появившиеся зазоры и т.д. К минусам также можно отнести необходимость строго следить за применением состава и выполнять все действия по инструкции, так как превышение количества вещества или частое его использование способно навредить двигателю.
Во вторую группу попали присадки, которые имеют в основе металлоплакирующие добавки. К таковым относится предлагаемый на рынке состав РиМЕТ и другие похожие решения. В такой добавке имеются мягкие металлы, которые содержатся в ионном виде или же в виде мелкодисперсного порошка.
После того, как данные компоненты попадают на поверхности трущихся деталей, они создают тонкий слой, который заполняет мелкие дефекты, частично выравнивает поверхности, улучшая работу подшипников коленвала и элементов ЦПГ.
Минусом таких препаратов является кратковременный восстанавливающий эффект, так как после формирования защитного слоя, далее такой слой быстро изнашивается. Причина заключается в том, что мягкие металлы изначально не отличаются высокой стойкостью к износу.
В третьей группе находятся решения, которые известны в качестве так называемых кондиционеров металла, ревитализантов или просто восстановительных присадок. На рынке данные составы представлены ER, Феном и т.п. В двух словах, препараты осуществляют химическое воздействие на металлические поверхности трения. Также составы формируют особый защитный слой, в основе лежит химический процесс (хемосорбирование).
Если просто, слой для защиты формируется из самих продуктов износа ДВС. Это становится возможным благодаря тому, что присадка содержит в себе активные химические компоненты (хлорпарафины, полиэфиры).
После попадания в условия высокого нагрева и давления в зоне трения, начинается химическая реакция. В результате этой реакции металлические продукты износа мотора переходят в ионное состояние и возвращаются обратно на трущиеся поверхности. Именно по такому принципу работает присадка Феном или ER.
Использование присадок в двигатель: недостатки и возможные последствия
После того, как были рассмотрены основные преимущества и особенности присадок, следует также выделить определенные недостатки. Ни для кого не секрет, что многие водители и автомеханики скептически или даже резко негативно относятся к решениям подобного рода. Сразу отметим, для этого есть весомые основания.
Прежде всего, после применения присадок, в основе которых лежат минеральные порошки, отмечены случаи засорения масляных каналов системы смазки. В результате давление в системе снижалось, частицы забивали масляный фильтр, перепускные клапаны и т.д.
Также воздействие в виде шлифовки способно навредить заводскому хону на стенках цилиндров. Как известно, хонингование представляет собой нанесение характерной сетки из мелких рисок. Такая сетка позволяет удержать масло, однако металлоплакирующие составы сравнивают сетку. С одной стороны, достигается эффект снижения трения, но после того, как защитный слой срабатывается, процесс износа двигателя и ЦПГ усиливается.
Еще опытным путем было установлено, что сравнение состояния разных двигателей (когда один мотор эксплуатировался с присадкой, а другой без) определяет значительный износ как одного, так и другого силового агрегата. Это говорит о том, что даже если присадка оказывает положительный эффект, его практическая польза все равно минимальна или полностью отсутствует. Более того, в ряде случаев износ двигателя, в котором были использованы добавки, в определенных участках оказывался еще большим.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое присадка молибден в двигатель. Из этой статьи вы узнаете, как работает молибденовая добавка в моторное масло, а также какие плюсы и минусы имеет присадка с молибденом.
Также наблюдения показывают, что недостатки присадок обычно становятся очевидными не сразу, а после их длительного применения. Другими словами, получается так, что для нового мотора особенно не видно как пользы, так и вреда. Однако если двигатель, который прошел с присадками около 100 тыс. км., в дальнейшем разобрать для дефектовки и ремонта, владелец может быть неприятно удивлен.
Что касается моторов с износом, в которые начинают лить присадку, на начальном этапе вполне можно рассчитывать на какой-либо эффект (снижение расхода масла, двигатель начинает работать мягче, повышается компрессия, уменьшается дымность выхлопа и т.д.)
При этом нужно понимать, что эффект однозначно будет кратковременным, причем последствия для двигателя в дальнейшем могут перекрыть временные преимущества. Другими словами, использование присадки может заметно отразиться на сумме ремонта ДВС, который в скором времени все равно придется выполнять.
Важно понимать, что любая присадка означает введение дополнительных компонентов в базовое моторное масло. Хорошо известно, что любые современные смазки (минеральные, полусинтетические, гидрокрекинговые или чистая синтетика) уже содержат в своем составе пакет активных добавок.
По этой причине сами производители масел настоятельно не рекомендуют использовать сторонние добавки, так как высока вероятность протекания различных химических реакций, нельзя исключить выпадение осадка, потеряю свойств моторного масла и т.д. Простыми словами, достоверно неизвестно, как присадка будет взаимодействовать с моторным маслом. Если учесть, что не рекомендуется даже смешивать близкие по свойствам моторные масла крупных производителей, вопрос о сторонних присадках стоит еще более остро.
Автохимия FENOM для обслуживания и ремонта автомобилей
Официальный отзыв автосервиса «Максима-Гранд»
9 главных правил выбора видеорегистратора
АВТОСЕРВИС «МАКСИМА -ГРАНД»Москва, ул. Люблинская, д.133-б
Техническая справка
Результаты испытаний препаратов марок «FENOM» и «PROFIX» (производство ООО «Автохимияинвест», Москва) при устранении дефекта — стук в подшипниках коленчатого вала ( к.в.) при запуске двигателя и очистке систем питания и выпуска (каталитического нейтрализатора) автомобиля «Рено-19».
Объект для испытаний: автомобиль Рено-19, гос. номер Е 350 СУ 99, г.в. 1991, пробег 148 т.км.
Препараты для испытаний: Рекондиционер для двигателей автомобилей с большим пробегом FENOM OLD CHAP (FN437), Жидкокристаллический аддитив к моторному маслу PROFIX OIL CRYSTAL (PF451), Очиститель инжекторов FENOM INJECTOR CLEANER (FN116), Очиститель нейтрализатора каталитического типа FENOM CATALYTIC CONVERTER RECTIFIER (FN468).
Диагностика. В результате диагностики двигателя а/м Рено-19 перед испытаниями выявлено:
увеличены зазоры в подшипниках к.в. двигателя; позднее нарастание давления в системе смазки и стук в подшипниках к.в. при запуске двигателя; повышенные обороты х.х. (~ 1500 об/мин) и расход топлива вследствии некачественной работы инжекторов (из-за загрязнения системы впрыска топлива). Для устранения указанных дефектов в систему смазки двигателя (в масло) были последовательно введены: препарат FN437 и после пробега ~ 300 км препарат PF451, а в бензобак (в топливо) добавлен препарат FN116 (согласно инструкциям по применению препаратов).
Результаты испытаний.
1. Добавление препарата FN437 в систему смазки двигателя не повлияло на уменьшениестука в подшипниках к.в. при запуске (вследствии увеличенных зазоров). Отрицательного эффекта от препарата FN437 не выявлено. 2. Добавление препарата PF451 привело к полному устранению стука в подшипниках к.в.при запуске двигателя после пробега ~ 50 км (после применения PF451). Эффект связан с повышением прочности масляной пленки, улучшением смазывающих свойств при «холодном» пуске двигателя. Вполне возможно, что совместное действие препаратов FN437 и PF451 компенсировало признаки износа в парах трения двигателя. 3. Добавление препарата FN116 в топливо привело к очистке инжекторов двигателя отзагрязнений, но к осаждению части этих загрязнений на поверхности каталитического нейтрализатора. О.Г. после пробега ~ 600км. После добавки в топливо очистителя нейтрализатора FN468 и пробега ~ 50 км полностью восстановилась нормальная работа инжекторов, обороты х.х. двигателя снизились до нормы (~ 900 об/мин.), расход топлива в городском цикле по органолептической оценке водителя а/м Рено-19 также снизился.
Директор Автосервиса «Максима -Гранд» В.А.Соловьев
Преимущества использования присадок для двигателя в масло
Многочисленные исследования показали, что применение присадок дает возможность:
- уменьшить интенсивность износа внутренних стенок двигателя до 40%;
- существенно снизить коэффициент трения на 2-4 %;
- облегчить запуск двигателя в условиях минусовых температур;
- восстановить уровень компрессии по цилиндрам, что даст возможность увеличить его мощность на 3-5%;
- усилить давление масла в системе;
- защитить внутренние рабочие поверхности двигателя от негативных проявлений;
- удалить наслоения с внутренних стенок двигателя;
- уменьшить потери масла из системы, а также оптимизировать расход топлива.
Автомобиль, в двигатель которого добавляют присадки для восстановления двигателя, выбрасывает в атмосферу гораздо меньше угарного газа. Также мотор начинает работать гораздо тише и стабильней.
При этом важно помнить, что эффект, от использования этих средств, начинает проявляться только через определенный пробег (500-700 км). Зато он будет действовать до следующей замены масла (но не более 10-15 тыс. км пробега).
Переменные
Пункт 9.7 Правил Дорожного Движения РФ
Переменные могут быть выведены на экран или могут быть использованы для функций, атрибутов, модификаторов внутри сложных выражений и т.д. Переменные в Fenom представлены знаком доллара с последующим именем переменной. Имя переменной чувствительно к регистру. Правильное имя переменной должно начинаться с буквы или символа подчеркивания и состоять из букв, цифр и символов подчеркивания в любом количестве.
Использование переменных
Следующий пример использует простые переменные и для формирования приветственного сообщения.
div class=»user»>Hello, a href=»/users/{$user_id}»>{$user_name}a>.div>
Пример выведет следующий HTML код:
div class=»user»>Hello, a href=»/users/17″>Bzicka>.div>
Переменные могут быть массивом. В этом случае обращение по ключу происходит через оператор или, как в PHP, через операторы и
div class=»user»>Hello, a href=»/users/{$user.id}»>{$user.name}a>.div>
и это одно и то же:
div class=»user»>Hello, a href=»/users/{$user}»>{$user}a>.div>
В случае объекта, доступ к его свойствам осущесвляется так как и в PHP — через оператор :
div class=»user»>Hello, a href=»/users/{$user->id}»>{$user->name}a>.div>
Методы, как и свойства можно вызвать через оператор , передав в метод любые рагументы:
div class=»user»>Hello, a href=»/users/{$user->getId()}»>{$user->getName()}a>.div>
Note Будте осторожны, Fenom не проверяет наличие метода в классе перед вызовом. Что бы избежать фатальной ошибки определите метод у класса объекта. Вызов методов в шаблоне можно вообще выключить в настройках.
Ниже приведены комбинированые примеры работы с переменными:
{$foo.bar.baz} {$foo.$bar.$baz} {$foo.baz} {$foo.$baz} {$foo.bar.baz} {$foo} {$foo} {$foo.5} {$foo.bar} {$foo.’bar’} {$foo.»bar»} {$foo} {$foo} {$foo.$bar} {$foo} {$foo->bar} {$foo->bar.buz} {$foo->bar.buz} {$foo->bar(5)->buz(5.5)}
Системная переменная
Безымянная системная переменная начинается с и предоставляет доступ к глобальным системным переменным и системной информации:
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- — массив .
- возвращает текущее название шаблона.
- возвращает текущее название шаблона без схемы.
- возвращает схему шаблона.
- возвращает параметры шбалона в виде целого числа.
- возвращает массив шаблонов, на которые ссылается текущий шаблон.
- возвращает штамп времени, когда шаблон последний раз менялся
- возвращает версию Fenom.
- обращение к PHP константе: обращение к константе . Поддерживается пространство имен которое разделяется через точку: обращение к PHP константе если такой константы нет будет взята константа .
- обращение к статическому методу. обращение к методу . Настройка отключает возможность обращения к . Так же можно ограничить и указать список доступных к вызову классов и функций.
- проверка на существование блоков которые были определены до момента обращения к акцессору. Например, .
- так же вы можете свои или существующие системные переменные и функции
Как правильно укладывать волосы феном
Видеофакт велосипедист нарушил сразу несколько пунктов правил дорожного движения
1. Помните, строго запрещено сушить очень мокрые волосы. Промокните волосы полотенцем, затем дайте немного просохнуть и только после этого можете начинать пользоваться феном. Когда вы будете вытирать волосы полотенцем, помните, что мокрые волосы очень хрупкие, поэтому их не стоит тереть или крутить, просто аккуратно промокните;
2. Перед тем как сушить волосы феном, необходимо нанести небольшое количество защитной эмульсии на волосы(термозащита для волос). Эта эмульсия поможет снять статическое напряжение, и волосы не будут электризоваться;
3. Перед укладкой рекомендуется нанести на волосы специальные средства для укладки, желательно использовать спрей для волос. Спрей наиболее быстро проникает в структуру волоса, но также вы можете использовать гели или пенки для укладки;
4. Разделите волосы на равномерные пряди и сушите каждую прядь по отдельности. В этом случае волосы не будут путаться, следовательно они не будут выбиваться и во время расчесывания;
5. Во время сушки волос, фен должен находиться сверху, при этом струю воздуха необходимо направлять сверху вниз, таким образом вы закроете чешуйки волоса и прическа будет смотреться аккуратно;
6.Сушите волосы прохладным, в крайнем случае, теплым воздухом, так как горячий воздух сделает ваши волосы более ломкими и тусклыми;
7. Если вы хотите придать волосам немного объема, тогда возьмите круглую щетку, накрутите на нее волосы и просушите феном;
8. Для того чтобы получить идеально прямые волосы, вам необходимо накручивать волосы на щетку, после чего оттягивать ее и просушивать феном (струя воздуха должна быть сверху)
Такую процедуру надо проделать по все длине волос, при этом особое внимание надо уделить кончикам, чтобы они не закручивались;
9. Одно из важнейших правил – нельзя использовать фен каждый день, хотя бы раз в неделю волосы должны высыхать естественным путем. Даже если вы будете сушить волосы холодным воздухом, вы все равно подвергаете их трению, а также повреждению. Укладка феном должна производиться не чаще, чем 4-ре раза в неделю, при этом укладку надо делать прохладным воздухом;
10. После завершения укладки сбрызните волосы лаком, чтобы прическа не растрепалась. Благодаря современным средствам для укладки, волосы не отяжеляются, а укладка держится в течение всего дня;
11. Стилисты рекомендуют после укладки нанести на волосы блеск, чтобы волосы переливались не только на солнце, но и в пасмурную погоду. Но использовать надо блеск с мелкими частицами, так как крупные блестки будут выглядеть вульгарно.
Кира ВолосковаРедактор Voloskova.ru, знает все о росте волос
3 мин
Лучшие профессиональные фены для волос
Профессиональные фены мощнее и функциональнее обычных. А еще они достаточно габаритные, имеют вытянутую форму корпуса, прорезиненную ручку и длинный шнур.
Diva Genesis Dryer Mak Technology – для всех типов волос
4.9
★★★★★ оценка редакции
89% покупателей рекомендуют этот товар
У этой модели действительно богатый функционал: одних только температурных режимов здесь 5 штук, и столько же уровней скорости вентилятора.
Проще говоря, Diva Genesis может настроить на работу с волосами любого типа. А ионная технология Infinity Field с высоким уровнем отрицательно заряженных частиц позволит даже измученные прядки сделать гладкими и послушными.
Передняя решетка фена изготовлена из высокопрочной керамики и турмалина. Поверх нее нанесен слой с кератином и ухаживающими маслами арганы и макадамии, оздоравливающими волосы. Мощность прибора составляет 2100 Вт, максимальная температура достигает +110 °С.
Плюсы:
- Целых 25 режимов работы;
- Холодный обдув;
- Интенсивная ионизация;
- Эффект кондиционирования благодаря разогреваемым маслам;
- Эргономичная форма;
- Откидной фильтр, который легко чистить.
Минусы:
В комплекте всего одна насадка.
Хотя Diva Genesis Dryer Mak позиционируется как профессиональная модель, стоимость у него вполне подъемная. Так что если вы у себя дома хотите делать укладку не хуже, чем в салоне, можно раскошелиться на этот чудо-фен.
Ga.Ma G-Evo 3800 – ультралегкий фен для профи
4.8
★★★★★ оценка редакции
88% покупателей рекомендуют этот товар
Неожиданно компактный и легкий для профессионального прибора, этот фен на первый взгляд ничем не отличается от «домашних» моделей.
Те же 2 скорости и 3 тепловых режима, дополненные холодным обдувом. Да и мощность, скорее, средняя – 2 кВт. Зато здесь есть съемная решетка фильтра и наружная сетка из титана.
И все же итальянцы создали поистине уникальный стайлер с галогенной лампой вместо обычного спирального нагревателя внутри. Благодаря ей мягкое тепло легко проникает в кожу головы, улучшая кровообращение и, как следствие, рост волос.
Технология ионизации Ion Plus также вносит свою лепту в здоровье шевелюры, давая на 80% больше частиц, чем любительские аналоги.
Плюсы:
- Компактный размер и вес всего 465 грамм;
- Щадящий нагрев;
- Максимальная ионизация;
- Длинный 3-метровый шнур;
- В комплекте два концентратора разной ширины.
Минусы:
Неудобно расположенная «холодная» кнопка.
Возможности профессионального фена в компактном корпусе оценят девушки, которые ежедневно делают горячую укладку дома. Особенно он понравится тем из них, чьи волосы уже изрядно пострадали от других стайлеров.
Kapous Turbo 3800 ST – большой, легкий, мощный
4.7
★★★★★ оценка редакции
87% покупателей рекомендуют этот товар
Удлиненный корпус и выросшая до 2,5 кВт мощность делают этот фен удобным в использовании и сокращают время сушки.
Покрытие Soft Touch не дает прибору скользить в ладони, а рукоять имеет особую эргономичную форму и одинаково хорошо подходит правшам и левшам.
Несмотря на относительно небольшой вес, пользоваться таким феном самостоятельно не получится – уж очень он громоздкий. Но для работников салона подобная конструкция подходит идеально.
Разве что набор настроек у Turbo небогат – на уровне любительских моделей. Зато в комплекте идет сразу два концентратора.
Плюсы:
- Эргономичная форма и небольшой вес;
- Качественный материал корпуса;
- Хорошая мощность (даже на минимуме фен выдает 2300 Вт);
- Фиксация укладки холодным воздухом;
- Шнур длиной 3 м.
Минусы:
- Нет режима ионизации;
- Самостоятельно пользоваться таким феном неудобно.
Kapous Turbo – доступный и хорошо продуманный фен, которым будут довольны все мастера в вашем салоне.
ТОП-5 лучших фенов для дома
Устройств для сушки волос на прилавках специализированных магазинов – великое множество, поэтому легко растеряться от подобного изобилия. Мы составили рейтинг самых популярных фенов, в который вошли изделия, пользующиеся особой популярностью у отечественных женщин.
Bosch PHD9760/9769
Эта модель подойдёт как для обычных покупательниц, так и для профессиональных парикмахеров.
Фен Bosch PHD9760/9769
Устройство отличается мощностью, 6 скоростными режимами, 3 температурными режимами, имеется также функция подачи прохладного воздуха.
Плюсы:
- мощный мотор, позволяющий устройству долго работать без паузы;
- ионизация (её можно отключить);
- длинный шнур (порядка трёх метров);
- дополнительные насадки – концентратор и диффузор;
- быстрая сушка;
- удобство в использовании диффузора.
Минусы:
тяжеловатая модель.
Фен Bosch PHD9760/9769
Philips HP8280
Стильный фен, нравящийся милым дамам не только за внешний вид, но и за великолепные характеристики.
Фен Philips HP8280
Устройство обладает особым сенсорным датчиком, определяющим, насколько нагреты волосы, и снижающим температуру при высушивании причёски.
Плюсы:
- 6 скоростных режимов;
- мощный прибор;
- функция ионизации;
- подача прохладного воздуха;
- стильный внешний вид;
- удобный диффузор;
- длинный провод;
- съёмный фильтр.
Минусы:
- дороговизна;
- довольно тяжёлая модель.
Фен Philips HP8280 DryCare Prestige
Panasonic EH-NE31
Компактная и удобная модель, позволяющая быстро и беспроблемно высушить волосы.
Фен Panasonic EH-NE31
Удобство фена заключается в том, что он выпускает отдельные разномощностные воздушные потоки, которые, чередуясь и разделяя прядки, равномерно высушивают даже густую шевелюру.
Плюсы:
- компактность;
- 6 скоростных режимов;
- возможность ионизировать волосы;
- сушка разделительными потоками;
- тихая работа.
Минусы:
отсутствие насадок.
Фен Panasonic
Polaris PHD 2077i
Помимо яркого дизайна (а устройство сделано из пластика фиолетового оттенка), фен отличается невысокой стоимостью, хорошим функционалом и качественной сборкой.
Фен Polaris PHD 2077i
Кроме того, изделие достаточно компактное и весит мало, поэтому рука при сушке не устанет.
Плюсы:
- стильный внешний вид;
- небольшой вес;
- разумная цена;
- защита от перегрева;
- 3 температурных режима;
- 2 ступени переключения мощности;
- высокая скорость высушивания волос.
Минусы:
- шнур не вращается;
- при сушке фен шумит.
Фен Polaris PHD 2077i
Rowenta CV5351D0
Достаточно неплохая модель с высокой мощностью и бережным отношением к волосам.
Фен Rowenta CV5351D0
Несколько режимов, в том числе и щадящий, позволят качественно высушить и уложить даже самую непослушную шевелюру. Дополнительные функции только усилят положительный эффект.
Плюсы:
- функция ионизации;
- режим холодного воздуха;
- 3 температурных режима;
- режим бережного высушивания;
- стильный дизайн;
- быстрая сушка волос.
Минусы:
- модель тяжеловатая;
- кнопка подачи холодного воздуха тугая и её приходится зажимать.
Фен Rowenta Дать единственно верный ответ на вопрос, какой фен лучше, невозможно. Как выбрать хороший фен щетку, стоит поинтересоваться обладателям короткой шевелюры. Для быстрой сушки волос подойдет обычный мощный фен, а для короткой шевелюры – фен с насадкой-концентратором.
Профессиональный аппарат поможет мастеру создать интересный образ, но в руках дилетанта он опасен. Выбирайте тот фен, который подходит вам по техническим характеристикам.
Мария ИвановаДомохозяйка
Мать двоих детей. Веду домашнее хозяйство уже более 7 лет — это и есть моя основная работа. Люблю экспериментировать , постоянно пробую различные средства, способы, методики, которые могут сделать нашу жизнь легче, современней, насыщенней. Люблю свою семью.
Новости партнёров
Разделы сайта
- Новости
- Семья и дети Здоровье детей
- Развитие и воспитание детей
- Товары для детей
- Для женщин
- Живём в чистоте и порядке
Рукоделие
- Приметы и суеверия
Путешествия
Результаты
Бренд FENOM
Название бренда FENOM образовано от Fe (обозначение железа в таблице Д.И.Менделеева) и Nom (часть латинского слова nomen – «имя»). Линейка препаратов FENOM предназначена для повышения эффективности профилактического обслуживания автомобиля и значительного продления срока его службы.
Препараты FENOM, разрабатываемые и выпускаемые в России, сегодня по праву считаются одними из наиболее наукоемких и функциональных средств автохимии. Благодаря применению высоких технологий препараты FENOM позволяют достичь поистине феноменального улучшения эксплуатационных характеристик автомобиля и продлить срок его службы.
Первые товары под брендом FENOM появились в 2000 году. Уже тогда они отличались от аналогов своей исключительной эффективностью. Продукция FENOM имеет более 50 международных наград за инновации и эффективность.
Многие препараты FENOM превратились в классику автохимии и получили признание в среде автомобилистов.
Например, многофункциональный кондиционер металла FENOM, обладающий одновременно антифрикционными, противоизносными и противозадирными свойствами.
Как работает кондиционер FENOM? Носитель – то есть масло – доставляет его к смазываемым парам трения, где FENOM формирует на их поверхности тончайшую, но при этом очень прочную защитную пленку, которая изолирует трущиеся поверхности друг от друга и таким образом защищает их от износа. В случае повреждения защитная пленка обладает способностью к самовосстановлению. Показательно, что кондиционер FENOM надежно защищает трущиеся детали даже в экстремальных условиях, например, при аварийной потере масла в двигателе. В результате регулярного применения многофункционального кондиционера металла FENOM значительно снижаются не только трение и износ деталей, но также расход топлива и смазочных материалов.
Автомобилистам со стажем не понаслышке знаком раскоксовыватель поршневых колец FENOM. Его применяют, если в цилиндрах двигателя снижается компрессия, увеличивается расход моторного масла, появляется сизый дым из выхлопной трубы, или машина просто стала хуже тянуть. Все эти причины в большинстве случаев вызваны залеганием поршневых колец вследствие образования углеродистых отложений. Раскоксовыватель FENOM позволяет освободить поршневые кольца «из плена» и тем самым обеспечить снижение дымности и токсичности отработавших газов, повышение мощности двигателя, уменьшение расхода топлива и масла, восстановление динамики разгона автомобиля
Важно, что благодаря раскоксовывателю FENOM для очистки поршневых колец не требуется разбирать двигатель!Особое место в ассортименте FENOM занимает линейка Old Chap, которая включает в себя рекондиционеры для двигателя, трансмиссии и гидроусилителя руля. Сегодня эти препараты являются одними из лучших средств для восстановления эксплуатационных характеристик техники с большим пробегом (более 100 000 км)
Химики и технологи FENOM непрерывно ведут работу по разработке новых препаратов и улучшению рецептур имеющихся.
Недавно в ассортименте FENOM появилась новая группа товаров: автомобильные ароматизаторы. Представляем три серии ароматизаторов, отличающиеся друг от друга способом крепления и принципом действия: мембранные ароматизаторы, ароматизаторы на дефлектор обдува и капиллярные подвесные ароматизаторы. Каждая линейка включает в себя 12 ароматов на любой вкус: популярные ягодные, фруктовые, цветочные ароматы, запахи свежести, кофе, элегантного парфюма, и т.д. Из такого разнообразия нетрудно подобрать оптимальное решение для себя и своего любимого автомобиля.
Спрашивайте новинки в магазинах вашего города!
Присадки к маслу. «Феномом» по «Форсану»
Если вы относитесь к автохимии, как к шарлатанству, можете пропустить эту статью. Наш материал адресуется многочисленному кругу автолюбителей, которым все интересно и которые хотят получить от автомобиля больше, чем ему дает завод. Особенно если это не стоит безумных денег и не требует длительных и рискованных мучений в гараже над «внутренностями» двигателя: нужно лишь залить в масляную горловину или топливный бак что-то из красивого флакончика.
Александр Шабанов
Если вы относитесь к автохимии, как к шарлатанству, можете пропустить эту статью. Наш материал адресуется многочисленному кругу автолюбителей, которым все интересно и которые хотят получить от автомобиля больше, чем ему дает завод. Особенно если это не стоит безумных денег и не требует длительных и рискованных мучений в гараже над «внутренностями» двигателя: нужно лишь залить в масляную горловину или топливный бак что-то из красивого флакончика.
Рис. 1. Изменение крутящего момента двигателяЗМЗ-402 при совместной обработке препаратами РВС и ионным металлоплакирующим составом. © Фото:
Использовать различные масляные присадки, или, как их следует правильно называть, антифрикционные восстанавливающие препараты, пробовали многие. У кого-то эффект проявился сразу, и они поверили в действенность этого метода обработки двигателя, кто-то разочаровался и в самом препарате, и во всей автохимии в целом. Но те, кто получили эффект, зачастую задумываются: а что будет, если вдобавок, допустим, к «Феному» через некоторое время залить еще, например, «Форсан»? Может, и заправляться тогда вовсе не придется, и автомобиль (по крайней мере, двигатель) можно будет передать по наследству своим правнукам?
О действии этих препаратов мы уже многократно писали ранее. Но что будет при совместной обработке одного и того же двигателя разными масляными присадками — это вопрос абсолютно темный. Представители фирм на него отвечают по-разному. Заинтересованные только в объеме своих продаж говорят: «Лейте наш препарат куда угодно, все равно будет хорошо!» (им-то будет хорошо, это точно!). Другие, более осторожные, замечают: «Не надо мешать никакие составы, если вы уже что-то использовали для обработки, то менять составы на другие нельзя ни в коем случае». Кто из них прав? И, как и раньше, ответ на этот вопрос может дать только испытание двигателя.
Но кому же захочется рисковать своим мотором для подобных экспериментов? Наверное, нормальному автолюбителю подобное в голову не придет. Мы —
Рис. 2б. Поршень после последовательной обработки составом РВСи ионным металлоплакирующим составом. © Фото:
другое дело… В ходе предыдущих испытаний, часть из которых описана в предыдущих номерах нашего журнала («Мотор не обманешь», №№11–12, 2003 г.), у нас накопилось изрядное количество моторов, каждый из которых был обработан различными присадками. Мы знаем их «историю» и параметры. Почему бы не рискнуть этим «богатством» для получения данных о
Рис. 2а. Поршень после обработкисоставом РВС. © Фото:
совместной работе присадок?
На рынке автохимии России сейчас одновременно присутствуют более двух десятков препаратов подобного типа. Если работать по принципу «каждый с каждым», то, наверное, жизни не хватит на такую работу. Поэтому поступим проще. Несмотря на уверения любого производителя присадок, что его препарат уникален, единствен в своем роде, продукт военно-промышленного комплекса, или, как минимум, космических технологий, которым когда-то американцы намазали что-то в «Шаттле», — все эти препараты по принципу действия можно разделить на несколько групп.
Первая, наиболее распространенная группа — препараты, построенные на основе минеральных порошков серпентинита, или геомодификаторы трения. К ним относятся такие известные препараты, как «Форсан», «Хадо», РВС, «Супротек», «Автоминерал» и т.д. Они производят микрошлифовку поверхностей трения двигателя с образованием специального защитного металлокерамического слоя, отличающегося низкими коэффициентами трения и износа. В целом это чисто русское изобретение, в других странах мира препаратов подобного класса не встретишь, разве что в немногочисленных представительствах некоторых российских фирм.
Вторая, также многочисленная группа присадок — металлоплакирующие составы: «Ресурс», РиМЕТ, «Автоплюс», «Металлайз» и им подобные. Они содержат различные мягкие металлы либо в виде мелкодисперсных порошков, либо в ионном виде. При попадании в зону трения эти составы формируют на поверхности детали тонкий укрывающий (плакирующий) слой, «залечивающий» ее микродефекты и тем самым способствующий улучшению работы подшипников коленчатого вала и деталей цилиндропоршневой группы.
Третья группа — препараты, осуществляющие некое химическое воздействие на поверхности трения и формирующие защитные слои с использованием механизмов хемосорбирования. Это пресловутые кондиционеры металлов — ER, «Феном», «Реном», препараты группы эпиламов — «Универсальный модификатор», а также составы группы «Энергия-3000», формирующие защитные металлоорганические слои. Все эти препараты, за исключением эпиламных, работают по так называемому принципу Гаркунова, согласно которому плакирующий защитный слой образуется за счет использования продуктов износа. В состав этих препаратов введены активные вещества — хлорпарафины и полиэфиры для кондиционеров металлов, специальные группы органических веществ для препаратов «Энергия-3000», которые в условиях высоких температур и давлений в зонах трения якобы переводят в ионное состояние металлические продукты износа и возвращают их в зоны трения. Эти составы, в основном, пришли в Россию из-за рубежа, хотя принцип их работы носит имя российского ученого. Видимо, там внимательно изучают наши достижения…
Рис.3. Изменение крутящего момента двигателя ВАЗ-2108 при совместной обработке металлоплакирующим составоми геомодификатором трения. © Фото: 5 колесо
Есть еще всякого рода экзотика — различные «жидкие алмазы», «фуллерены», тефлонсодержащие присадки. До чего только не додумаются специалисты автохимии! То торсионные поля поднимают вал в подшипнике, то присадки генерируют какие-то науке не известные волны, то активизируют наследственную память металлов, заставляя их расти и компенсировать износы… Оставим все это на совести производителей этих препаратов.
В целом же, на долю описанных выше трех групп присадок приходится более 90% всего рынка автохимии в этом секторе препаратов. Поэтому имеет смысл остановиться именно на них. Итак, три принципа обработки поверхности — микрошлифовка с образованием металлокерамического слоя, металлоплакирование и химическая обработка поверхности. Вот и посмотрим, как эти принципы совмещаются один с другим, чего можно ждать от последовательного применения этих способов в различных сочетаниях.
Первым «мучеником науки» стал двигатель ЗМЗ-402 с изрядной историей и пробегом более 160 тыс. км. Начальное состояние двигателя характеризовалось сниженной и неравномерной компрессией, наличием значительных следов износа на всех поверхностях трения. Более того, начальная переборка выявила разрушения межкольцевых перемычек поршней, делавшие нев
Рис. 4а. Поверхность шатунного вкладыша после последовательной обработки двигателя металлоплакирующим составоми геомодификатором трения, увеличение х32. © Фото:
озможным дальнейшее использование двигателя. Чтобы оживить мотор, поршни мы поменяли на новые, не трогая остальные детали.
После начальной диагностики и обкатки, необходимой из-за замены поршней новыми, двигатель был обработан составом РВС. Это ремонтно-восстановительный гель, построенный, по словам его производителей, на базе некой композиции мелкодисперсных порошков серпентинита и катализаторов. Гель был введен в свежее масло, после чего двигатель отработал на стенде более 50 моточасов. В ходе испытаний мы через определенные промежутки времени замеряли изменение мощности, расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Результат был достаточно оптимистичным: после обработки поднялась компрессия, существенно снизился расход топлива, выросла мощность (рис. 1). Мотор явно «взбодрился». Его вскрытие после испытаний показало, в общем обычную для использования препаратов этой группы картину: выравнивание поверхностей цилиндров и шеек вала, но при этом на поверхностях тронков поршней появилась сеточка мелких царапин. Глубина и количество царапин на рабочих поверхностях вкладышей подшипников уменьшилась, но полного «залечивания» этих поверхностей мы не получили. Эффект обработки двигателя составом РВС является стойким и не требует повторных обработок. В этом мы тоже убедились, заставив двигатель длительное время поработать на чистом масле. Мотор предварительно промыли, чтобы удалить из масла частицы препарата. Изменение полученного после обработки результата уложилось в погрешность замера.
Но поверхности поршней и вкладышей явно просили еще чего-нибудь. Наиболее простой вариант — попробовать «подлечить» их каким-нибудь металлоплакирующим составом, что мы и сделали. Для повторной обработки двигателя был выбран ионный плакирующий состав, аналогичный швейцарскому препарату «Металлайз». Вскоре после ввода состава параметры двигателя еще немного поднялись (рис. 1). Через несколько десятков моточасов масло поменяли, дали двигателю поработать еще, а затем вскрыли. Результат был интересен.
Микрофотографии поверхностей цилиндров и поршневых колец не выявили заметных изменений по сравнению с тем, что мы видели после обработки двигателя РВС. Что-то наблюдалось только в нижних частях цилиндров, куда поршневые кольца не доходят. Это и понятно: мягкие слои плакирующих металлов перед жестким хромом поршневых колец устоять не могут. Но зато поверхности поршней (рис. 2) и вкладышей блестели как новые. Интересно, что изначально черные из-за технологического приработочного покрытия поверхности тронков поршней стали блестящими и белыми. Начальная сеточка царапин визуально была слабо различимой. Отсюда и эффект роста мощности: сказалось, в первую очередь, улучшение работы подшипников. Свой вклад внесло и уменьшение трения между поршнями и цилиндрами.
Рис. 4б. Кромка первого поршневого кольца после последовательной обработки двигателя металлоплакирующим составоми геомодификатором трения, увеличение х40. © Фото:
Вывод простой: препараты группы геомодификаторов трения вполне совместимы с металлоплакирующими составами при обработке в последовательности «микрошлифовка — плакирование поверхности». Более того, такое совмещение при обработке двигателя имеет серьезный смысл. Геомодификаторы эффективно работают в зоне узлов трения, поверхности которых имеют высокую твердость (поршневые кольца — цилиндр, кулачки распределительного вала — рокера и т.д.), но при этом могут, особенно при большом размере частиц минералов, частично повреждать рабочие поверхности «мягких» деталей. Ионные металлоплакирующие составы при этом устраняют эти дефекты, усиливая эффект обработки.
Но это не касается составов, в которые мягкие металлы вводятся в виде мелкодисперсных порошков, типа «Ресурс» и РиМЕТ. Эти составы мы не проверяли, а что-то утверждать без соответствующих обоснований — не в наших правилах.
А что будет, если последовательность обработки будет изменена — то есть, сначала плакирование слоем мягких металлов, а потом обработка каким-либо модификатором трения, содержащим минеральные компоненты? По логике вещей, ничего хорошего. Но надо проверить — вдруг мы ошибаемся?
Для этого был взят еще один «подопытный кролик» — двигатель ВАЗ-2108, обработанный металлоплакирующим составом «Автоплюс-2025» . Результаты этих испытаний были описаны нами в статье «Мотор не обманешь» в конце 2003 года. В целом, несмотря на то, что двигатель перед обработкой прошел полный капитальный ремонт (таково было условие предыдущих сравнительных испытаний), эффект был получен не очень большой, но вполне заметный (рис. 3).
Этого нам показалось мало, мы снова собрали двигатель, установили на стенд, прикатали, сняли базовые характеристики, чтобы было с чем сравнивать в дальнейшем, а потом обработали препаратом первой группы — модификатором трения, в чистом виде содержащим только порошки минерала серпентинита. Технология обработки этим составом не предусматривает его длительного присутствия в двигателе. Он вводится в масло на 30–40 минут, которые двигатель должен проработать на холостом ходу. Затем требуются смена масла, замена фильтра и промывка двигателя для удаления состава. При этом максимальный эффект достигается не сразу, а только через определенное время — порядка 1500 км пробега. Объясняют это тем, что продолжают работать остатки состава, внедренные на поверхности трения за время обработки.
Динамика изменения параметров мотора после обработки показала существенное снижение темпа их роста по сравнению с тем, что мы видели ранее, когда геомодификатор вводился в двигатель, ничем до того не обработанный. Да и сам эффект обработки был существенно меньше ожидаемого, причем на части режимов стало даже хуже (рис. 3). При вскрытии двигателя мы увидели, что от металлоплакирующего слоя практически ничего не осталось: минеральные порошки в ходе обработки его «ободрали», что, в общем, понятно… Поверхности вкладышей покрылись глубокими царапинами, наблюдалось выкрашивание кромок поршневых колец (рис. 4).
Рис. 5. Изменение крутящего момента двигателя ЗМЗ-402 при совместной обработке металлоплакирующим составом и препаратом «Энергия-3000». © Фото:
Но интересно было другое: обмеры двигателя после испытаний выявили резкое изменение геометрии цилиндров. Причем, что вообще парадоксально, в ненагруженной плоскости цилиндра (по оси поршневого пальца) наблюдался большой износ, а по нагруженной — наоборот, уменьшение диаметра! Что это — случайность или закономерность, по результатам одного испытания сказать сложно, но, в принципе, объяснить можно следующим
Рис. 6а. Поверхность шатунного вкладыша, начальное состояние, увеличение х40. © Фото:
образом.
В процессе геообработки минеральными порошками, твердыми по сравнению с плакирующим слоем, металлы слоя на поверхности цилиндра испытывают знакопеременную нагрузку, что приводит к их так называемому охрупчиванию. Частицы слоя срываются с поверхности цилиндра и смываются маслом. В нагруженных зонах твердых деталей — цилиндров, коленчатого вала, эти частицы под воздействием высоких контактных давлений и температур переходят в пластическое состояние и из масла возвращаются — «намазываются» на поверхность. В ненагруженных же зонах давлений для возврата металла не хватает, и работают эффекты, аналогичные абразивному износу. На поверхностях поршней и вкладышей, укрытых слоем мягкого плакирующего металла, происходит простое внедрение твердых частиц, превращая их в своеобразную «терку», резко ускоряющую процесс износа. Вот такой «избирательный» перенос! Вряд ли он полезен двигателю. И действительно, компрессия в цилиндрах после такой геообработки существенно упала: сказалось ухудшение прилегание колец к зеркалу цилиндра.
Конечно, это только версия, которая объясняет полученный результат, но вполне правдоподобная, если понимать, как работает и что делает каждый состав. Впрочем, правы мы или нет, должны показать дальнейшие исследования.
Пока вывод очевиден: геообработка после металлоплакирования ничего хорошего не дает. Ну что ж, мы подтвердили наши начальные предположения, правда, ценой запоротого двигателя. Но такова уж судьба «подопытных кроликов» — жертвовать собой ради других…
Рис. 6б. Поверхность шатунного вкладыша после совместной обработки металлоплакирующим составом и составом «Энергия-3000», увеличение х40. © Фото:
А что будет, если после металлоплакирования использовать какой-либо из препаратов третьей группы, принцип работы которых построен на химическом модифицировании поверхности — что-то из кондиционеров металла или препаратов типа «Энергия-3000»? Попробовали и это. В качестве очередного страдальца взяли двигатель ЗМЗ-402. Исходное состояние особого оптимизма не внушало, он был найден в гараже нашего университета после долгих лет небезупречной службы.
В моторное масло д
Рис. 8. Изменение крутящего момента двигателя «ВАЗ-21083» при совместной обработке геомодификатором тренияи препаратом «Энергия-3000». © Фото: 5 колесо
обавили препарат «Автоплюс-2025», после чего двигатель проработал 30 моточасов на стенде. Масло, как того требовала инструкция по применению, не менялось. Ничего нового по сравнению с описанными выше испытаниями этого препарата на двигателе ВАЗ-2108 мы не увидели. Параметры мотора несколько приподнялись, выровнялась компрессия, динамика «лечения» была довольно вялой, но продолжалась все время испытаний. Как показал наш опыт предыдущих испытаний, металлоплакирующие составы работают только тогда, когда находятся в масле. При замене масла и отказе от использования препарата эффект быстро пропадает.
Но перед заменой масла мы примерно на 10 моточасов ввели в двигатель масляный препарат «Энергия-3000». Какое-то время в масле оказались и металлоплакирующий состав, и препарат, принцип работы которого основан на формировании защитных металлоорганических слоев на поверхностях трения. Динамика роста параметров двигателя при этом заметно усилилась. По инструкции к препарату «Энергия-3000» требовалась замена масла через 500–1000 км пробега. Те самые 10 моточасов, которые два препарата работали вместе, как раз и дают аналог этого пробега. Двигатель промыли, масло поменяли и стали смотреть, что будет дальше. Гоняли мотор еще 30 моточасов, измеряли его параметры, но и мощность, и расход топлива со временем менялись лишь в пределах погрешности замера. То есть, эффект обработки зафиксировался при том, что в моторном масле уже не было никаких составов.
Рис. 7а. Поверхность поршневого кольца, начальное состояние, увеличение х52. © Фото:
При вскрытии двигателя вид поверхностей трения нас порадовал (рис. 6) — даже без всяких микроскопов был виден эффект обработки. Поверхности деталей в нагруженных зонах имели характерный «стеклянный» блеск, отмеченный нами ранее при испытаниях препарата «Энергия-3000».
Что же получилось? Очевидно, мы совместили положительные свойства обоих составов. Металлоплакирующие препараты дают хороший, но нестойкий восстанавливающий эффект — в них много «строительного материала» для наращивания поверхности в зонах износа, но времени жизни формируемого слоя явно недостаточно из-за использования мягких металлов. Препараты типа «Энергия-3000» или кондиционеры металла работают по принципу формирования стойких хемосорбированных слоев — по сути, нечто типа оксидных пленок, но для эффективного восстановления им как раз не хватает этого «строительного материала». А вместе получается весьма даже неплохо… Интереса ради попробовали совместить при обработке два препарата с близкими механизмами действия. Были взяты представители третьей группы — сначала «Феном», а потом, после смены масла, «Энергия-3000». Обрабатывали двигатель, также участвовавший в сравнительных испытаниях, описанных в статье «Мотор не обманешь». Тогда мы выявили достаточно высокий эффект от использования «Фенома», но и отметили его повышенную склонность к образованию отложений.
Рис. 7б. Поверхность поршневого кольца после совместной обработки кондиционером металла «Феном» и препаратом «Энергия-3000», увеличение х52. © Фото:
Повторили опыт, вновь обработав двигатель «Феномом», при этом эффект по сравнению с начальным состоянием был аналогичным, но, конечно же, существенно меньшим: ведь это была уже не первая обработка. Затем двигатель промыли, дали поработать на чистом масле. Как и прежде, эффект обработки начал медленно уменьшаться. Ввели в масло «Энергию-3000». Снова появилась положительная динамика роста параметров, причем по окончании обработки и мощность, и расход топлива стали лучше, чем после «Фенома». И снова эффект оказался более стойким: металлоорганика зафиксировала «сервовитные» слои «Фенома» (рис. 7).
Сразу после ввода в двигатель «Энергии-3000» наблюдалось резкое увеличение выхода остаточных углеводородов в отработавших газах. Объяснить это можно только моющим действием препарата, удаляющим органические отложения, сформированные при разложении хлорпарафинов, являющихся активными компонентами кондиционеров металлов. С течением времени токсичность снова вернулась в норму.
Рис. 9а. Поверхность коленвала после совместной обработки геомодификатором и кондиционером металла, увеличение х32. © Фото:
Но самое интересное мы наблюдали, когда попробовали совместить обработку двигателя с помощью геомодификаторов трения (препараты первой группы) с кондиционерами металлов (третья группа). Для этого был взят еще один вазовский мотор, предварительно обработанный препаратом «Форсан». Динамика и эффект обработки оказались, в общем, положительными. И мощность, и экономичность двигателя существенно возросли, скорость износа сопряжений трения резко упала.
Рис. 9б. Поверхность шатунного вкладыша после совместной обработки геомодификатором и кондиционером металла,увеличение х40. © Фото:
А потом в масло добавили препарат группы кондиционеров металлов. Сначала параметры двигателя вроде даже подросли, но потом вдруг стали становиться хуже и хуже (рис. 9). Мощность стала падать, снизилось давление масла. Не доводя дело до полной гибели двигателя, мы эксперимент прекратили. Двигатель разобрали, и тут все стало проясняться. Рабочие поверхности коленчатого вала и цилиндров покрылись «язвочками», различимыми даже без микроскопа. А на вкладышах наблюдалась картина, подобная той, которую мы могли бы увидеть, если бы на пыльную дорогу упали первые капли дождя (рис. 9). Это — выраженная химическая эрозия металла. Но откуда она взялась?
Мы проанализировали
Рис. 10б. Поверхность коленвала, начальная стадия геомодификации,увеличение х32. © Фото:
состояние поверхностей трения после геообработки, до введения в двигатель кондиционера металла. И все стало ясно. На микрофотографиях (рис. 10б) четко прослеживаются очаги образования металлокерамического слоя — белые пятнышки на темной поверхности детали. Причем с увеличением времени обработки, концентрации препарата и изменением его состава размер и концентрация этих пятен расширяется, постепенно занимая все большую площадь: геомодификация слоя прогрессирует (рис. 10в). В этих зонах в структуру металла внедряются частицы минерала. Но этот процесс сопряжен с большим локальным разогревом поверхностных слоев металла. Он продолжается и после удаления состава из масла: продолжают работать уже внедренные частицы минерала. Кроме того, участки геомодифицированного слоя имеют теплопроводность на два порядка меньшую, чем сам металл — то есть, теплоотвода от этих частей поверхности практически нет, что еще более повышает их температуры.
Действие кондиционеров металлов вызывает активизацию поверхностных химических реакций, генерируемых активными комп
Рис. 10а. Поверхность коленвала до обработки геомодификатором трения, увеличение х32. © Фото:
онентами, входящими в их состав (хлор, галогены, органические соединения). А скорость протекания этих реакций сильно растет при увеличении температуры в активной зоне. Концентрации же компонентов кондиционеров металлов подобраны, естественно, исходя из обычных температур в рабочих зонах, без учета возможности их аномального увеличения, вызванного, например, использованием геомодификаторов трения. И процесс химического модифицирования поверхности превращается в развитие локальной эрозии поверхностных слоев металлов в очагах внедрения минералов.
Рис. 10в. Поверхность коленвала, развитие процесса геомодификации,увеличение х32. © Фото:
Следовательно, подобное совмещение обработок двигателю крайне противопоказано. Не надо «мазать» двигатель, например, «Феномом» после «Форсана» — это верный способ его загробить.
Совмещать можно, во-первых, обработку препаратами одной группы. Так, использование гелей РВС допускает повторную обработку, допустим, «Форсаном». Главное — не переборщить: возможные отрицательные эффекты подобных обработок мы описывали в нашем журнале (см. «Прения по трению», №5, 2002). Также совмещаются и различные металлоплакирующие составы или кондиционеры металлов.
Во-вторых, совмещаются и даже желательны, особенно для изношенных двигателей, обработки в последовательности «микрошлифовка — металлоплакирование» и «металлоплакирование — хемосорбирование защитного слоя», то есть, последовательное использование препаратов первой и второй, а также второй и третьей групп.
И уж чего совсем нельзя делать — использовать микрошлифовку препаратами первой группы после металлоплакирования составами второй группы (например «Форсан» после «Ресурса» или РиМЕТа) или обрабатывать двигатель препаратами третьей группы (кондиционерами металлов) после их геообработки препаратами первой группы.
К сожалению, почем
«ФЕНОМОМ» ПО «ФОРСАНУ» © Фото:
у-то этой информацией не владеет ни один производитель препаратов группы присадок в моторное масло. А жаль! Ведь присадки для двигателя — как лекарства для человека, и их положено проверять на любые варианты совместимости и противопоказаний. Единственный путь, чтобы лекарство не обернулось ядом для двигателя, — сертификация этих препаратов, о чем речь идет уже достаточно давно. Конечно, это лишние хлопоты для производителей автохимии, но зато гарантия качества продукта для всех его потребителей.
И еще. Для того чтобы понять, как правильно использовать присадки, чего от них можно ждать и с чем они совмещаются, необходимо иметь точную информацию об их составе и механизме действия. Но далеко не всегда об этом можно узнать не только у продавца, но и у производителя препарата. А о том, чтобы об этом было написано на упаковке, чаще всего приходится только мечтать.
Вывод простой: если вместо конкретного ответа на вопрос о том, какой принцип защиты поверхности используется в препарате, вам начинают рассказывать сказки о «полях неизвестной природы», «наследственной памяти металлов», «новой физике», «разрыхлении и росте кристаллической решетки» и прочем, лучше обойти этих «специалистов» стороной.
Новости СМИ2
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Что в итоге
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что кроме заявленного положительного эффекта, который на практике может не проявиться, оказаться кратковременным или незначительным, всегда существуют серьезные дополнительные риски.
Не следует забывать, что после заливки присадки в двигатель может произойти засорение системы смазки, на деталях ДВС сформируется слой, который способен ухудшить охлаждение в зонах трения и т.д. Также некоторые составы оказывают химическое воздействие на металлические поверхности, в результате чего после срабатывания присадки начинается процесс еще более ускоренного износа.
По этой причине лучшим способом защиты двигателя является не присадка, а грамотная эксплуатация ДВС, использование качественного моторного масла и своевременная замена смазки. Что касается добавок Хадо, Супротек, ER или Феном, присадка в двигатель того или иного производителя не тестировалась на совместимость самими производителями масел.
Это значит, что даже на изношенных двигателях необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», чтобы в дальнейшем не увеличить стоимость и сложность ремонта силового агрегата.
Эксплуатационные испытания присадки »Renom Engine» на колесном тракторе МТЗ-82
Специалистами в марте-апреле 2013 года проведены эксплуатационные испытания ремонтно-восстановительной присадки Renom Engine на колесном тракторе МТЗ-82 при выполнении транспортных работ.
Перед заменой моторного масла на дизельном двигателе Д-242 трактора МТЗ-82 при общей наработке равной 8951 моточасу, была замерена компрессия по цилиндрам двигателя, а также с применением навигационной системы ГЛОНАСС оценен средний расход топлива на транспортных работах. Перед заменой моторного масла ремонтно-восстановительная присадка Renom Engine была введена в масло и с ним заправлена в двигатель трактора. Трактор МТЗ-82 был направлен в эксплуатацию на транспортные работы в ООО «Московский конеГАЗель» в течение полутора лет, эксплуатировавшихся с указанными кондиционерами металла и без них в течение 160 тыс. км пробега.