Устройство свечи зажигания
Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.
Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но рядом с ним есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает мощный (несколько тысяч вольт) электрический разряд — искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Зачем мотору свечи
Для начала вспомним, какую функцию выполняют свечи зажигания в двигателе. Эти устройства нужны, чтобы образовавшейся в процессе включения зажигания искрой воспламенить топливно-воздушную смесь в камере сгорания (цилиндре) мотора. Поджог этой смеси производится при помощи электрического разряда в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, который возникает между электродами свечи.
Стандартная свеча зажигания состоит из нескольких компонентов:
- контактного вывода (предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или напрямую к катушке зажигания);
- изолятора (предохраняет свечу от перегревов, часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания);
- ребер изолятора (предотвращают электрический пробой по его поверхности);
- центрального и бокового электрода (между ними как раз и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре);
- уплотнителя (служит для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания).
Важной характеристикой любой свечи зажигания является величина зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Именно от нее зависит, насколько эффективно будет происходить поджог смеси в цилиндре. Чем больше величина зазора, тем более мощной будет искра и масштабнее — зона воспламенения. Соответственно, эффективнее будет сгорать топливо, а, значит, стабильным будет его расход, плавным — работа двигателя. С другой стороны, когда зазор между электродами свечи меньше, то искра появляется раньше и пробой происходит при меньшем напряжении. Но вместе с тем энергия искры меньше, что хуже для поджога смеси, а в конечном итоге при уменьшенном зазоре снижаются мощностные и экономичные характеристики двигателя.
Также немаловажной характеристикой свечей является их калильное число — это информация о предельно допустимой температурной нагрузке свечи зажигания. Отечественные свечи зажигания выпускаются с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. Зарубежные производители единой шкалы калильных чисел не придерживаются. В зависимости от величины калильного числа свечи разделяются на «холодные», «горячие», средние и унифицированные. Если поставить слишком «холодные» свечи (с большим калильным числом), затрудняется процесс их самоочищения, и мотор будет работать с перебоями. При слишком «горячих» возможно так называемое калильное зажигание, по своим симптомам и разрушительным последствиям напоминающее детонацию двигателя.
Виды свечей зажигания
Основные параметры, по которым отличаются все СЗ:
- количество электродов;
- материал центрального электрода;
- калильное число;
- размер корпуса.
Во-первых, свечи бывают одноэлектродные (классическая с одним электродом «на массу») и многоэлектродными (боковых элементов может быть два, три или четыре). Второй вариант имеет больший ресурс, потому что искра стабильно появляется между одним из этих элементов и сердечником. Некоторые боятся приобретать такую модификацию, думая, что в этом случае искра будет распределяться между всеми элементами и поэтому будет тонкой. На самом деле ток всегда идет путем наименьшего сопротивления. Поэтому дуга будет одна и ее толщина не зависит от количества электродов. Скорее наличие нескольких элементов увеличивает надежность искрения при обгорании одного из контактов.
Во-вторых, как уже обращалось внимание, толщина центрального электрода влияет на качество искры. Однако тонкий металл при сильном нагреве быстро перегорает. Для устранения такой проблемы производители разработали новый тип свечей с сердечником из платины или иридия. Его толщина составляет около 0,5 миллиметра. Искра в таких свечах настолько мощная, что нагар в них практически не образуется.
В-третьих, свеча зажигания будет исправно работать только при определенном нагреве электродов (оптимальный температурный диапазон – от 400 до 900 градусов). Если они будут слишком холодными, на их поверхности будет образовываться нагар. Чрезмерная температура приводит к растрескиванию изолятора, а в худшем случае – к калильному зажиганию (когда топливная смесь воспламеняется от температуры электрода, а затем появляется искра). И в первом и во втором случае это отрицательно сказывается на всем моторе.
Чем выше показатель калильного числа, тем меньше СЗ будет нагреваться. Такие модификации называются «холодными» свечами, а с меньшим показателем – «горячими». В обычных моторах устанавливаются модели со средним показателем. Промышленная техника чаще работает на пониженных оборотах, поэтому они оснащаются «горячими» свечами, которые не так быстро остывают. Двигатели спортивных автомобилей часто работают в режиме повышенных оборотов, поэтому есть риск перегрева электродов. В этом случае устанавливаются «холодные» модификации.
В-четвертых, все СЗ разнятся размером граней для ключа (16, 19, 22 и 24 миллиметра), а также длиной и диаметром резьбы. Какой размер свечи подойдет для конкретного двигателя, можно посмотреть в руководстве по эксплуатации.
Основные параметры данной детали рассматриваются в видео:
Как еще классифицируют свечи зажигания?
Πo типy peзьбы. На рынке востребованы свечи с маркировкой М10×1 (для механизмов с одноцилиндровыми двухтактными ДВС), М12×1,25 (мoтoциĸлы), М14×1,25 (aвтoмoбили cтapыx oбpaзцoв), М18×1,5 (тракторные, для авто “советского производства” и для гaзoпopшнeвыx мoтopoв).- Πo длинe peзьбы. Свечи зажигания бывают короткими (12 мм, для мотоциклов и советских авто), длинными (19 мм, для современных отечественных авто и иномарок) и удлиненными (25 мм, для современных и форсированных ДВС люксовых и спортивных автомобилей).
- Πo paзмepy гoлoвĸи пoд cвeчнoй ĸлюч. Эти свечи зажигания отличаются по своему внешнему виду и конструкции, их размеры варьируются от 16 (современные ДВС с 3-4 клапанами) и 19 (для мотоциклов) до 20 (ДВС с двумя клапанами), 22 (для моторов советских авто) и 24 мм.
- Πo cпocoбy yплoтнeния пoд peзьбoвoй чacтью. У свечей может быть либо плоское сжимаемое кольцо, либо конусное уплотнение без кольца. Зачем нужно уплотнение? Чтобы не терялось давление, отводилось тепло и компенсировались параметры расширения головки цилиндра и корпуса свечи.
- Cпeциaльныe cвeчи. Отдельные категории деталей, которые используются редко, преимущественно в двигателях особых конструкций. Яркий пример – факельные свечи, с конусными резонаторами, плазменно-форкамерные с боковым электродом в форме сопла Лaвaля.
Чем отличаются все эти свечи зажигания? Сроками эксплуатации. Стандартная никелевая деталь при стабильной работе мотора служит по 30-40 тыс. км. Иридиевые и платиновые свечи служат в 3 раза дольше, до 80-100 тыс. км.
Периодичность замены
Для различных моделей автомобилей устанавливается разная периодичность замены свечей зажигания. Она всегда указывается производителем в инструкции по эксплуатации к транспортному средству
Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости замены:
- увеличение расхода горючего;
- вибрация при работе движка;
- затрудненный пуск мотора.
В большинстве случаев замена должна производиться каждые 20-30 тысяч километров, на многих иномарках гораздо позже. Дорогие иридиевые и платиновые запчасти спокойно выдерживают более ста тысяч пробега.
Менять следует только весь комплект свечей целиком! Это позволит избежать нестабильной работы мотора в ближайшем будущем.
Период использования
Если двигатель находится в исправном состоянии, то, как правило, срок эксплуатации свечей составляет 30 тыс. км пробега в отношении классической системы зажигания и 20 тыс. км – для электронной. В то же время, как отмечают многие эксперты, фактическое значение раза в два выше. Только достичь этого удается лишь в лабораторных условиях. Только здесь можно создать идеальные условия, чего нельзя сделать в ходе эксплуатации транспортного средства в привычном режиме. И зачастую вид свечей зажигания после работы оставляет желать лучшего.
Правила выбора свечей зажигания
Впервые подобная продукция была выпущена более ста лет назад, сегодня конструкция свечей в значительной степени усовершенствована, причем существует несколько видов – каждый для определенного типа двигателей. Искровые свечи предназначены для бензиновых моторов, свечи накаливания разработаны для двигателей, работающих на дизельном топливе.
Искровые свечи различаются по количеству электродов – моноэлектродные или многоэлектродные, также есть факельные изделия. Одним из наиболее важных параметров, на которые следует обращать внимание при выборе свечей зажигания, – калильное число. Оно позволяет отображать способность продукции обеспечивать воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя.
Если свеча не способна прогреться до требуемой температуры, то горючее сгорает не в полной мере, из-за этого возникает нагар на свече, из-за чего период ее эксплуатации значительно сокращается. Если же свеча нагревается чересчур сильно, то воспламенение будет происходить не от искры, а от высокой температуры. Из-за этого клапаны двигателя могут прогореть, изменить свои геометрические формы. В конечном счете мотор выйдет из строя и будет нуждаться в проведении капитального ремонта.
Для двигателей с малым форсажем наиболее подходящими являются горячие свечи с калильным числом 11-14, холодные (значение выше 20) оптимальны для мощных моторов. Унифицированные свечи характеризуются полуоткрытым строением, благодаря чему они практически не засоряются в процессе эксплуатации.
Еще одним важным моментом является искровой зазор, то есть расстояние между электродами свечи, в том самом месте, где возникает искра. Изменять этот параметр вручную категорически запрещено. Это может привести к тому, что искра вообще не будет возникать. Габаритные размеры очень важны, так как если у свечи будет отличаться резьба, диаметр и прочие параметры, то она попросту не подойдет для данного двигателя.
Обращают внимание и на то, из каких материалов изготавливается эта продукция. Боковой электрод производится из легированной стали, в качестве легирующего материала применяется никель или марганец – эти элементы характеризуются продолжительным периодом эксплуатации. Центральный электрод производится из никеля или же из сплава меди и никеля. Такие свечи хорошо сопротивляются возникновению нагара и образованию других загрязнений, что также продлевает срок службы конструкции.
При составлении нашего рейтинга лучших свечей зажигания мы учитывали не только эти факторы, но и соотношение цены и качества. Также во внимание принимались отзывы пользователей и профессиональных автомобилистов и работников станций технического обслуживания. Надеемся, что после изучения нашего обзора вы сможете подобрать наиболее оптимальный вариант свечей зажигания для своего транспортного средства.
Предназначение свечей зажигания в автомобиле
- Предназначение свечей зажигания в автомобиле
- Для чего нужны свечи в автомобиле
- Устройство и принцип работы свечей зажигания
- Виды свечей зажигания
- Маркировка и срок службы
- На что обращать внимание при покупке
Бесспорно, любой элемент транспортного средства – это его неотъемлемая часть, на которую возлагаются определенные функции. Если с большими агрегатами (мотор, генератор, аккумулятор и т.д.) все более-менее понятно, то в вопросе предназначения маленьких деталей иногда непросто разобраться. Именно такими небольшими составляющими большой конструкции автомобиля являются свечи зажигания, о которых и пойдет речь далее.
Для чего нужны свечи в автомобиле
Если проводить аналогию с обычной восковой свечой, то автомобильная свеча зажигания также способна гореть, вот только ее пламя представлено в форме кратковременной искры, которая и отвечает за воспламенение топливовоздушной смеси в различных типах тепловых моторов. Что касается бензиновых силовых агрегатов, то возгоранию топливной жидкости предшествует электрический разряд, напряжение которого соответствует нескольким тысячам или даже десяткам тысяч вольт. Такой разряд появляется между электродами свечи, срабатывающей при каждом цикле в конкретный момент работы силового агрегата.
Получается, что если убрать этот элемент из общей рабочей цепочки, то воспламенение смеси не произойдет, и мотор не сможет начать свою работу. На то, как работают свечи зажигания, мы еще обратим внимание, но немного позже.
Устройство и принцип работы свечей зажигания
К основным конструктивным элементам автомобильных свечей зажигания относятся изолятор, центральный электрод, контактный стержень и, собственно, сам корпус, в который все это помещено. Контактный стержень выступает соединительным элементом между свечой зажигания и катушкой, либо свечой и высоковольтным проводом. Центральный электрод играет роль катода, изготовленного из легированной стали. Диаметр электрода находится в пределах 0,4-2,5 мм.
Сегодня для создания этого элемента используется сразу два металла: медь (из нее изготавливается сердечник) и сталь (биметаллический электрод). Стальная оболочка хорошо нагревается, тем самым обеспечивая надежный и быстрый запуск силовой установки, а медный сердечник быстро отводит тепло.
Чтобы увеличить срок службы свечей зажигания, повысить устойчивость деталей к коррозийным влияниям и разрушениям под воздействием электрохимических процессов, сердечник изготавливают из благородного или редкоземельного сплава стали (иридия, платины, иттрия, вольфрама или палладия). Именно этот факт поспособствовал появлению дополнений к названию деталей: иридиевая свеча зажигания, платиновая и т.д.
Центральный электрод и контактный стержень соединяются с помощью токопроводящего герметика, который просто необходим для защиты электрооборудования мотора от проблем, появляющихся из-за искрообразования. Таким герметиком нередко становится проводящая ток стекломасса. Изолятор служит объединяющим звеном, которое соединяет контактный стержень с центральным электродом. Именно этот элемент обеспечивает электрическую изоляцию и установленный температурный режим свечи зажигания.
Все указанные элементы заключены в металлический корпус, выполненный из никелевого сплава. Он дополнен резьбой для вкручивания свечи в головку блока цилиндров и ее удержания там. Нижняя часть свечи представлена в виде бокового электрода, изготовленного из никелевого сплава. Между центральным и боковым электродом имеется зазор, размеры которого влияют на качество воспламенения топливно-воздушной смеси.
Применение свечи с большим зазором требует использования более высокого пробойного напряжения, что повышает вероятность пропуска момента зажигания. Как результат, мы получаем увеличение расхода топлива и вредных выхлопных газов. В то же время слишком маленький зазор создает малую искру, вследствие чего эффективность от воспламенения ТВС существенно снижается.
Принцип работы свечи зажигания достаточно прост: топливовоздушная смесь поджигается электрическим разрядом, напряжение которого достигает нескольких тысяч или даже десятков тысяч вольт. Это напряжение появляется между электродами свечи в конкретный момент каждого рабочего цикла силовой установки машины.
Виды свечей зажигания
Одним из основных критериев разделения свечей зажигания на виды является их конструкция. Так, учитывая устройство таких «зажигалок», их подразделяют на:
• двухэлектродные (классический вариант, в котором имеется один центральный и один боковой электрод);
• многоэлектродные (предусматривают наличие одного центрального и нескольких боковых электродов).
Последний вариант используется, когда есть желание получить надежную свечу зажигания с длительным сроком службы. Дело в том, что в двухэлектродном варианте искра возникает только между двумя электродами, вызывая их быстрое выгорание, а многоэлектродная свеча позволяет искре появляться между центральным и одним из боковых электродов. Учитывая снижение нагрузки на каждый боковой электрод, вполне логично, что свеча прослужит дольше.
Кроме того, разделить свечи зажигания на виды можно и исходя из материала их изготовления. В таком случае выделяют классические и платиновые изделия.
В первом случае, чаще всего, электроды изготавливаются из меди, но существуют варианты, в которых электроды покрыты редкими металлами (например, иттрием). Такое покрытие увеличивает стойкость электродов, но на остальные характеристики практически никак не влияет.
Электроды из платины обладают высокой коррозийной и температурной устойчивостью, и ими могут быть не только центральные, но и боковые элементы. Указанный вид свечей зажигания монтируется в турбодвигатели, оборудованные турбо- или механическим нагнетателем. В сравнении с классическими вариантами, срок службы платиновых изделий сравнительно больше, но и стоят они дороже.
Относительно недавно появился еще один вид свечей зажигания – плазменно-форкамерные. В этом случае роль бокового электрода возлагается на корпус изделия, а сама конструкция образует искровой кольцевой зазор, в котором перемещение искры происходит по кругу. Принято считать, что именно этот вид свечей зажигания улучшает самоочистку деталей, тем самым увеличивая их срок службы.
Центральный электрод свечи соединен с контактным выводом посредством специального керамического резистора, который отлично уменьшает помехи от работающей системы зажигания. Зачастую наконечник центрального электрода изготавливается из железоникелевых сплавов, к которым добавляют хром, медь и другие редкоземельные металлы.
Края центрального электрода больше всего подвержены электронной эрозии – выгоранию, из-за чего приходится периодически счищать следы эрозии наждаком. Однако сегодня необходимость в подобной процедуре отпала, так как начали использоваться сплавы с «благородными» металлами: вольфрамом, платиной, иридием и т.д. Существуют варианты классических изделий, в которых электроды покрыты сплавом иттрия, что также помогает увеличить устойчивость электродов к отрицательным влияниям, и являются ключевой особенностью подобных свечей зажигания.
Еще одна классификация описанных деталей основывается на тепловых характеристиках, то есть, согласно калильному числу, свечи разделяются на: горячие (калильное число колеблется от 11 до 14), средние свечи (от 17 до 19) и холодные (больше 20). Также существуют унифицированные изделия, калильное число которых соответствует 11-20. Каждый двигатель требует установки свечей, идеально соответствующих ему по тепловым характеристикам. Тип резьбы свечей зажигания также является поводом их разделения на виды, причем как по длине, так и по размеру головки под ключ. Все эти параметры необходимо учитывать при выборе деталей.
Маркировка и срок службы
Главными параметрами свечей зажигания любого вида являются присоединительные размеры деталей (длина и диаметр резьбовой части), калильное число, присутствие встроенного резистора и положение теплового конуса.
Отечественные искровые варианты таких изделий, подходящие для моторов практически всех транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов и др.) полностью отвечают требованиям международного стандарта ИСО МС 1919, тем самым обеспечивая возможность их замены зарубежными аналогами по характеристикам и размерам.
Разница между габаритными и присоединительными размерами свечей зажигания объясняется разнообразием выпускаемых силовых установок. Современные требования по повышению качества их рабочих параметров определяют основное направление в развитии свечей зажигания: резьбовая часть удлиняется, в то время как диаметральные размеры уменьшаются. Маркировка свечей зажигания, которые выпускаются в России, представлена ниже.
Примечания:
* — Свечи зажигания, резьбовая часть корпуса которых соответствует 9.5 мм. Существуют только варианты с резьбой М14х1.25, и размером шестигранника «под ключ» 19.0 мм.
** — Изделия с длиной резьбовой части корпуса в 12.7 мм, которые производятся только с размером резьбы М14х1.25. В этом случае размер шестигранника «под ключ» равняется 16.0 и 20.8 мм.
*** — Порядковый номер разработки. Указывается информация о величине искрового зазора, установленного производителем и (или) информация о других особенностях конструкции, которые не влияют на общие рабочие характеристики свечи.
о.н. — обозначение не ставится.
Как подобрать свечи зажигания NGK: расшифровка маркировки
Каждая свеча зажигания от производителя NGK имеет индивидуальную маркировку. Буквенно-цифровая комбинация характеризует ее применимость для конкретных условий и мотора, о чем крайне важно знать и покупателю. В отличие от других фирм, продукция компании NGK имеет строгую стандартизацию.
Теперь рассмотрим два наглядных примера, как правильно подобрать свечи зажигания NGK по сочетанию букв маркировки, в зависимости от расположения которых меняется и сам метод ее прочтения.
Пример №1: расшифровки маркировки свечей NGK с первыми буквами A, B, C, D, E, AB, BC, BK, DC
Маркировка свечей зажигания NGK.
Для примера возьмем свечу линейки NGK с маркировкой BPR7ES-11:
- Первая одна или две буквы – обозначают диаметр резьбы/шестигранника. Буква В – это 14 мм / 20,8 мм. Значения размеров меняются от того, какая конкретная буква или их сочетание написаны.
- Вторая буква отражает структуру. Буква Р из примера – модификация с выступающим изолятором.
- Третья буква – тип резистора, подавляющего помехи. Буква R из примера означает наличие резистора.
- Цифра – крайне важный параметр в выборе свечи – означает калильное число. Цифра 7 из примера характеризует свечу как среднюю, то есть не холодную и не горячую.
- Буква на четвертом месте в маркировочной надписи – длина резьбы. Буква E из примера – равна 19 мм.
- Пятая буква характеризует особенности конструкции. S в примере – означает стандартный тип.
- Цифра, расположенная после тире, обозначает величину зазора между электродами. 11 – равна 1,1 мм.
Пример №2: расшифровка маркировки свечей NGK с первыми буквами D, I, L, P, S, Z
Расшифровка свечей зажигания NGK.
В этом примере предположим, что нужно расшифровать маркировку свечи от производителя NGK с надписью SGR2P-10:
- Первая буква означает тип свечи. Буква S означает, что свеча имеет повышенную надежность зажигания, в ее конструкции имеется платиновая вставка в форме квадрата. Здесь следует запомнить, что в обозначении типа свечи могут использоваться несколько букв, записанных подряд.
- Вторая буква – это либо размер самой резьбы, либо параметры раствора шестигранного ключа. Буква G из примера означает 14-миллиметровую резьбу или 19-миллиметровый раствор с уплотнительным кольцом.
- Третья буква означает помехоподавляющий резистор. Буква R означает резистор.
- Цифра характеризует калильное число. Так, цифра 2 из примера говорит о том, что свеча горячая.
- Четвертая буква показывает конструкционные особенности. Из примера P – электрод из платины.
- Цифра, идущая после тире, показывает величину зазора между электродами. В примере она равна 1 мм.
Материал электрода
В том, как выбрать свечи зажигания очень важно понимать, что основные материалы, которые применяются при изготовлении центрального электрода являются никель, иридий и платина.
Чтобы отличить три разных вида свечей зажигания, обратите внимание, что никелевый электрод будет самым толстым, а платиновые и иридиевые электроды тонкими.
Никелевый электрод.
Установив свечи зажигания с таким электродом у Вас зимой с большой вероятностью могут возникнуть проблемы с запуском двигателя.
Читайте по теме: Не заводится машина, причины.
Дело в том, что такие свечи очень легко заливает. На толстом электроде легко задерживается капелька топлива и ни о каком искрообразовании уже речи идти не может.
Иридиевые свечи.
Электрод тонкий, а значит залить ее сложно, капельке просто не где задерживаться. Для зимы очень хороший вариант.
Платиновые.
Самые дорогие свечи, но и самые надежные. Электрод тонкий. Подходят для сложных двигателей, дорогих иномарок, где каждая замена свечей зажигания стоит очень дорого.
Продолжительный период их работы сглаживает эту дороговизну.
Свечи для бесконтактного зажигания.
При бесконтактном зажигании на отечественных автомобилях используются свечи зажигания А17ДВР, принцип работы которых основан на создании искрового разряда между электродами.
Нормативный зазор между электродами в таких свечах должен варьировать в пределах 0,7 – 0,8 мм.
Более подробную информацию Вы можете получить здесь — система зажигания ВАЗ 2109.
Инструменты для замены свечей зажигания
Для замены свечей зажигания Вам не понадобится много инструментов. Самый важный из них — торцевой ключ с удлинителем и головкой для свечи. Головки для свечей бывают двух размеров: 5/8 (16 мм) и 13/16» (21 мм). Большинство головок для свечей имеют резиновую вставку, которая не позволяет свече проскакивать. Вам также может понадобиться карданный шарнир, если свеча установлена в труднодоступном месте. Карданный шарнир позволяет наклонять ключ по одной оси и поворачивать его вокруг другой оси. Если Вам не хватает места для работы ключом и удлинителем для того, чтобы добраться до свечи, то Вам может пригодиться карданный шарнир. При замене свечей важно не перетягивать их. Слишком сильная затяжка свечи может привести к повреждению самой свечи или резьбы головки цилиндра. Во избежания избыточной затяжки используйте динамометрический ключ. Динамометрические ключи показывают момент затяжки, который вы прикладываете при повороте ключа. Несмотря на то, что практически все современные свечи зажигания продаются с предустановленным зазором, лучше иметь калибр под рукой. Калибр для измерения зазора позволяет убедиться, что центральный электрод свечи находится на нужном расстоянии от заземляющего электрода. Именно эта часть свечи и дает искру. Вам также могут пригодиться щипцы-съемник свечных колпачков, резиновая трубка, чистая ветошь, медицинский спирт, антизадирное средство и баллон со сжатым воздухом. Отсутствие этих вещей не критично, но они могут облегчить Вам работу.
Далее мы подробно расскажем о том, как менять свечи зажигания.
Какие проблемы случаются у свечей зажигания?
Эти детали выходят из строя по разным причинам. Как проверить свечи зажигания, если есть подозрения? Важно убедиться в наличии одного или нескольких характерных “симптомов”:
- двигатель “троит” (работает при выключенном зажигании, подергивается на холостом ходу);
- мощность мотора уменьшилась, что заметно при резком увеличении скорости и при подъемах;
- растет расход бензина без объективных причин, увеличился процент СО в выхлопных газах.
Нередко проблемы в работе свечей зажигания обусловлены неправильным выбором детали относительно параметров двигателя.
Снимаем старые свечи
Посмотрите в руководстве по обслуживанию и ремонту, где на верхней части цилиндров находятся свечи. Проверьте места крепления проводов на наличие грязи. Очистите пространство вокруг свечи сжатым воздухом. Это поможет избежать попадание грязи в цилиндр во время работы. Также можно воспользоваться ветошью и спиртом. Да, пока мы еще не начали, запомните — лучше всего менять свечи по одной. Если случайно подключить провод не к той свечи, то могут возникнуть проблемы. Проще менять свечи зажигания по одной, чтобы не запутаться. После того, как закончите с одной свечой, переходите к следующей. Найдите провод, подключенный к свече зажигания. Отсоедините провод, потянув за колпачок — соединитель на конце провода. Колпачки проводов свечей зажигания обычно резиновые или пластиковые. Не тяните за сам провод, т.к. при этом вы можете повредить его. Если установлен резиновый колпачок, то рекомендуем немного пошатать его из стороны в сторону. Это должно ослабить соединение. Если колпачок все же не поддается, то Вам понадобятся щипцы-съемник свечных колпачков. Пластиковые колпачки снять легче — нужно просто аккуратно потянуть его. После того, как Вы отключили провод, используйте торцевой ключ со свечной головкой для снятия старой свечи. Установите головку на свече и поверните ключ против часовой стрелки. Если цилиндр установлен под неудобным углом, то воспользуйтесь карданным шарниром. Свеча должна легко откручиваться. Если она не идет, то лучше прекратить работу. Дополнительное усилие при откручивании может привести к повреждению свечи или двигателя. Лучше обратиться в сервис, чтобы механик вытащил упрямую свечу, чем тратить деньги на ремонт головки цилиндра. Но обычно свеча выкручивается легко. После того, как Вы сняли свечу, отложите ее. Проверьте резьбу. Если она грязная, то протрите ее ветошью, смоченной спиртом. Теперь все готово для установки новой свечи зажигания.
Свечи зажигания. Что они могут сказать о работе двигателя?
Мотор – это «сердце» любого автомобиля. Если не следить за его состоянием, то рано или поздно это может привести к серьезному сбою в его работе и дорогостоящему ремонту. Дабы этого не произошло, необходимо своевременно, а лучше заранее, устранять неисправности в работе двигателя и автомобиля в целом. Но как узнать состояние мотора? Достаточно всего лишь взглянуть на нагар свечей зажигания.
На первый взгляд, свечи зажигания – всего лишь соединение металла и керамики, однако они являются отличным маркером, по которому можно судить о работе двигателя. Внешний вид свечи может многое сказать как о работе самого «сердца» авто, так и об отдельных его узлах. Каждый водитель может «прочитать» свечи своей машины и получить ценную информацию – как работает двигатель автомобиля, чего ему не хватает и в чем неполадка.
Предлагаю более детально рассмотреть варианты нагара на свечах зажигания, чтобы понимать на какие неполадки они указывают.
Средний срок службы свечей зажигания составляет 30 тысяч км. пробега, однако правильно подобранная качественная свеча может работать вдвое больше. Рабочий ресурс напрямую зависит и от материала, из которого изготовлены электроды, их вида и качества. К примеру, свечи с биметаллическими электродами работают дольше и надежнее. Свечи с несколькими электродами обладают продолжительным сроком службы и не нуждаются в регулировке искрового зазора, а с платиновым напылением работают очень стабильно. В любом случае необходимо выбирать свечи в соответствии с требованиями производителя.
Естественно, для того чтобы «прочитать» свечу и оценить проблемы мотора, ее необходимо сначала снять. Для этого вам понадобится свечной ключ.
Сразу стоит сказать, что проверять состояние двигателя по свечам необходимо на прогретом автомобиле: машина должна проехать приличное расстояние, чтобы двигатель поработал под хорошей нагрузкой. Затем дать ему остыть, поскольку выкрутить их из неостывшего мотора будет проблематично.
Правильно подобранная свеча при исправной работе мотора имеет незначительное количество нагара кофейного или светло-коричневого цвета без каких-либо признаков масла. При этом электрод выгорает равномерно и заметных повреждений на ее поверхности нет. Если все так, то у вашего автомобиля расход топлива минимальный, количество масла стабильно, заводится машина легко и без перебоев. Если нагар на свечах имеет иной цвет и характер, тогда «сердце» автомобиля имеет неисправности.
Если вы обнаружили на свече обильный сухой нагар черного цвета, мотор работает на слишком обогащенной топливной смеси. Причин этому несколько: неправильно отрегулированный карбюратор, неисправность инжектора, засорение воздушного фильтра, нарушение в работе топливной заслонки или неправильная работа системы запуска двигателя. Как результат – большое потребление топлива и нестабильная работа непрогретого двигателя.
Бывает и противоположная ситуация – слишком бедная воздушно-топливная смесь. В таком случае электрод имеет цвет от светло-серого до белого. Если продолжать и дальше эксплуатировать автомобиль в таком режиме, да еще и при больших нагрузках, это может привести к серьёзным неполадкам – перегреву самой свечи, а также камеры сгорания, что, в свою очередь, приводит к прогоранию выпускных клапанов.
Если вы увидели, что свеча забрызгана бензином – это говорит о том, что системе зажигания инжектора или карбюратора необходима регулировка или ремонт. Если это происходит в зимний период, то большая вероятность того, что топливо просто не успевает сгорать при низких температурах. В таком случае свечи необходимо продуть и протереть спиртом.
Красный (кирпичный) нагар на юбке свечи возникает при работе двигателя на топливе, содержащем избыточное количество частиц метала (зачастую это марганец, который повышает октановое число бензина). Подобного рода налет обладает высокой токопроводимостью, что отрицательно влияет на работу свечи. Кроме того, свеча может покрываться и желтым налетом, что свидетельствует о наличии в топливе присадок, содержащих свинец. Он тоже приводит к нестабильной работе свечи.
Замасленная (с вкраплениями бензина или мелкой металлической стружки) свеча говорит о том, что произошла поломка одного из клапанов или перегородок между поршневыми кольцами. При таких неполадках двигатель при запуске работает не ровно (троит), выхлоп при прогреве имеет бело-синий окрас, прилично увеличивается потребление топлива. Выход один – капитальный ремонт, ну и, конечно, замена свечей и регулировка топливной системы.
Бывает, что разрушается электрод свечи и его керамическая юбка. Причин несколько: бракованная свеча, слишком ранее зажигание, длительная работа мотора с детонацией или топливо с низким октановым числом. В таком случае двигатель бесперебойно троит и в 1,5-2 раза увеличивается расход топлива. Самое неприятное, если часть электрода застряла под выпускным клапаном – ремонт головки блока цилиндров гарантирован.
Если электрод свечи покрылся зольным отложением (неважно, какого цвета) – неисправна топливная система. Такого рода образования вызваны сильным износом или залеганием маслосъемных поршневых колец. Как результат – повышенный расход масла. При этом при перегазовке из выхлопной системы идет сильный дым с запахом, как у мотоцикла. Тут необходима замена свечей и желательно замена масла.
Эрозия электрода (любого вида) может быть спровоцирована чересчур загнутым электродом или пропущенным сроком замены свечей. В данном случае мотор работает на пониженных мощностях, «стартует» не с первого раза, зачастую троит и даже в прогретом состоянии работает нестабильно. Кроме того, эрозия может появляться в результате использования топлива с добавками освинцованных присадок. Продолжительное применение подобного рода бензина может привести к быстрому разрушению электрода, а иногда и к полному его растворению.
Бывает и такое, что на внешнем изоляторе свечи появляется металлическая полоса (молния). Это происходит если искровой зазор между электродами сильно расширился из-за их износа. При этом требуемое напряжение между штырями электродов выше, нежели может выдержать изолятор. Кроме того, это может произойти и при условии изношенности самого изолятора. С такой ситуацией могут сталкиваться владельцы авто с двигателями с турбонаддувом, поскольку там требуется более высокое напряжение. Если такое произошло, необходима замена свечей и свечных проводов.
Исходя из всего вышесказанного, согласитесь, что диагностировать работу двигателя по состоянию свечей зажигания не так уж и сложно. Важно помнить, что своевременное выявление проблемы может избавить вас от ряда проблем и значительно сэкономит бюджет.
veddro.com
Ставим новые свечи
Перед установкой новой свечи, обработайте резьбу антизадирным средством. Антизадирное средство предотвратит застревание свечи в цилиндре. В следующий раз, когда Вы будете менять свечи, они будут откручиваться легче. Избегайте попадания антизадирного средства на электроды — это может привести к неисправности свечи. При необходимости используйте удлинитель для торцевого ключа. Немного поверните ключ против часовой стрелки, чтобы свеча лучше села, затем начинайте закручивать по часовой стрелке. Свеча должна легко закручиваться, если она не идет, то нужно остановиться и повернуть ключ против часовой стрелки, прежде чем пытаться снова. После установки свечи, используйте удлинитель или динамометрический ключ для затяжки свечи. Необходимо, чтобы шайба свечи была плотно прижата. Не перетягивайте свечу зажигания. Установите колпачок провода свечи. Если у Вас пластиковый колпачок, то он просто надевается до щелчка. Если колпачок резиновый, то рекомендуем обработать его внутреннюю поверхность диэлектрической смазкой, что в следующий раз облегчит его снятие. После того, как закончите с заменой одной свечи, переходите к следующей. Вот и все! Замена свечей зажигания является одной из немногих работ по ремонту автомобиля, с которой может справиться любой человек. Просто следуйте инструкциям и уже вскоре Вы сможете отправиться в путь с новыми свечами.
Кое-что о калильном числе
При выборе свечей зажигания это самое первое, на что обращают внимание опытные автолюбители. Данный параметр указывает на то, при каком давлении возникнет калильное зажигание. Под этим понимается такое воспламенение топливовоздушной смеси, которое происходит не посредством получаемой искры, а от контакта с нагретым электродом.
Касательно любого вида свечей зажигания в автомобиле, данная характеристика очень важна, и она в обязательном порядке должна соответствовать требованиям ДВС. Иногда можно кратковременно использовать свечи с завышенным калильным числом. В то же время изделия, у которых оно ниже требований, запрещены к эксплуатации. В противном случае это приводит к нежелательным последствиям. Это прогорание поршней и клапанов, пробой прокладки ГБЦ.
Что нужно знать о нагаре на свечах зажигания?
Эти детали рассчитаны на 25-35 тыс. км пробега. Чтобы не прозевать проблемы, нужно время от времени заглядывать под капот авто и проверять состояние свечей зажигания. Диагностику по виду может выполнить каждый, на наличие неисправностей указывают нагар на конусе зажигания и определенный цвет конуса:
- Черный нагар говорит об избытке масла. Если он сухой, то нагрузка недостаточная, если белый, то происходит раннее зажигание. У исправной свечи зажигания на конусе не должно быть нагара, а цвет конуса должен быть светло-коричневым или светло-серым.
- Черный цвет с синеватым отливом укажет на работу двигателя на переобогащенной смеси. В этом случае системе питания требуется диагностика и ремонт.
- Белесый цвет говорит о том,что смесь в цилиндрах мотора обедненная, нужно как можно быстрее ехать в автосервис и показвать авто специалисту.
- Черный маслянистый нагар с хлопьями сажи – признак наличия в цилиндрах моторного масла и воды. Тут нельзя тратить ни минуты, двигателю нужен срочный ремонт.
Очистить свечу зажигания от нагара можно наждачной бумагой или металлической щеткой. Заодно нужно проверить зазор между электродами. Если он больше 0,6-0,7мм, то нужно его отрегулировать до этого значения. Часто свечи промывают в бензине, затем высушивают и замачивают в горячем растворе 20%-ного уксуснокислого ацетата.
Очищать свечи от нагара следует через каждые 10-15 тыс. км пробега. Хорошая мера профилактики образования нагара – поддержание температуры в картере на уровне 500-600 градусов Цельсия. При таком нагреве свечи хорошо самоочищаются.
Как подбирать и менять свечи зажигания правильно?
Чтобы выбрать деталь, подходящую для мотора, нужно учесть ряд важных параметров:
зaжигaние (ĸoнтaĸтнoe, бecĸoнтaĸтнoe, бaтapeйнoe, элeĸтpoннoe);- питaние (ĸapбюpaтop, инжeĸтop, мoнo-/мyльтитoчeчный впpыcĸ);
- cтeпeнь фopcиpoвaннocти мотора (cтeпeни cжaтия и ĸoмпpeccии);
- виды топлива (фopcиpoвaнныe, нaддyвныe, тypбиpoвaнныe и др.).
- условия эксплуатации двигателя и влияющие на работу факторы.
В любом ДВС система зажигания настроена тонко, но это не замедлит естественный износ свечей зажигания. Определить степень износа этой детали легко по зазору, выставленному между электродами. Со временем он будет увеличиваться, а сами электроды начнут выгорать.
Какой зазор должен быть между свечами зажигания, чтобы стало ясно, что пора их менять? Более 0,6-0,7 мм. Чем больше зазор, тем слабее искра и пропуск зажигания в цилиндре. Значит, нельзя ждать, пока зазор станет слишком большим. Отдельные умельцы поджимают выгоревшие электроды пассатижами, но это дает результат лишь на короткое время.
Когда же лучше менять свечи зажигания? Понятно, что нельзя ждать, пока они развалятся, тогда выкрутить их будет проблематично. Но у каждой свечи есть самая уязвимая часть. Это изолятор. Если он керамический, то обращаться с деталью нужно аккуратно. Малейшие деформации указывают на необходимость замены.
Как продлить срок службы свечей?
Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут этим деталям работать стабильно в течение всего срока эксплуатации:
- Используйте качественный бензин, который рекомендует производитель. Эта информация указана в техпаспорте.
- Постоянно следите за системой зажигания. Она должна быть исправной и работать стабильно.
- Свечи нужно вкручивать аккуратно, подбирать с учетом параметров авто и менять своевременно.
Большое значение имеет правильный уход за свечами зажигания. Чтобы менять их реже, следуйте этим правилам:
- учитывайте калильное число, не устанавливайте слишком «горячие» или «холодные» свечи, чтобы это не привело к серьезным поломкам двигателя и дорогостоящему ремонту;
- помогайте свечам самоочищаться – запускайте мотор на максимальных оборотах, чтобы повысить температуру до 500°С и прочистить детали от нагара;
- для авто с газобаллонным оборудованием покупайте специальные свечи тонким центральным электродом и напайками особой конструкции;
- ни в коему случае не меняйте свечи с торцевыми уплотнениями на детали с коническими уплотнениями, так как это снизит эффективность работы и степень охлаждения;
- меняйте свечи зажигания строго по рекомендациям производителя, ориентируйтесь на пробег 15-20 тыс. км., доверяйте диагностику и ремонт только специалистам СТО.
Помните: несвоевременная замена свечи зажигания может спровоцировать пробой изолятора под давлением на на больших оборотах и повышенных температурах. Это приведет к потере мощности мотора, перерасходу топлива и другим неисправностям.
Soljery › Блог › Как свечи могут повлиять на работу двигателя…
Всем доброго времени суток, сегодня я с полезной информацией, которая позаимствована с ресурса ВК:
Чтобы инфа была всегда под рукой, ну или для пользы читателя данного блога, дублирую все это дело в свой блог^^
Очень часто проблемы с двигателем автомобиля возникают из-за того, что в свечах зажигания между электродами неправильно выставлен зазор. Такая ситуация нередко провоцируется и тем, что производители этих деталей в большинстве случаев заявляют, что нет необходимости регулировать в свечах зажигания зазор. Но это утверждение совершено неправильное и необоснованное, потому каждому автовладельцу не лишним будет знать, как можно проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания.
Понятно, что если, например, нет искры на катушке зажигания, то зазор в свечах тут совершенно ни при чем. Но все равно эта величина оказывает важное влияние на работу двигателя. Для того чтобы лучше это понять, следует рассмотреть процессы, которые происходят в камере сгорания, когда от искры воспламеняется воздушно-топливная смесь. В этот момент происходит сжатие наполнения цилиндра при помощи поршня. Углеводородно-воздушная смесь при этом до предела уплотняется и чтобы искра прошла успешно через такую плотную субстанцию, нужна разница потенциалов.
☑ Почему важна регулировка зазора в свечах зажигания?
В стандартных бензиновых двигателях система зажигания устроена так, что она может нормально работать, только если все элементы механизма исправны. В частности, вам не помешает знать, как проверить катушку, как провести диагностику генератора, ведь каждый из этих узлов оказывает влияние на работоспособность двигателя.
И даже небольшое нарушение во всем этом сложном механизме, к примеру, нагар на свечах, может стать причиной не только ухудшения работы двигателя, но и его поломки. Что касается зазора в свечах зажигания, то например, если произошло его естественное увеличение, искре может попросту не хватить мощности, чтобы пробить плотную смесь воздуха и углеводорода. Естественно, придется тратить больше энергии на пробитие и как следствие, запал искры уменьшается, что в свою очередь в большинстве случаев снижает мощность двигателя.
При изучении процесса работы автомобильных свечей зажигания, нередко приходится столкнуться еще с некоторыми не до конца исследованными факторами. Именно поэтому если возникает вопрос «какие свечи следует поставить на свой автомобиль», ответ должен быть однозначный – оригинальные, которые рекомендует завод-производитель. Немаловажной является и периодическая проверка свечей, которая подразумевает определение величины зазора и ее корректировку в случае необходимости. Как правило, каждым производителем двигателя даются рекомендации по требуемому зазору и их лучше соблюдать, только так можно гарантировать качественную работу и полную исправность двигателя.
☑ Водители со стажем, которые уже имеют четкое представление об устройстве свечей зажигания, меняя зазор в свечах, могут влиять на мощность и работу двигателя. Но следует помнить, что неправильно выставленный зазор может и негативно отразиться на мощности двигателя и на расходе топлива, а также посредственно будет причиной увеличенной нагрузки на коленвал и поршневую систему.
Также следует заметить, что в старых моделях двигателей свечной зазор не так важен, как в современных. В работе двигателей последних модификаций используются максимально сжатые смеси, а потому и требования к точности зазоров очень высоки. Например, если нарушить величину зазора свечи на четырехтактном двухлитровом четырехцилиндровом восьмиклапанном двигателе всего на 1/5 миллиметра, это увеличит расход топлива на 4% и приведет к потере двигателем мощности примерно на столько же.
Проверить и отрегулировать зазор в свечах зажигания можно как в сервисном центре, так и самостоятельно. Для правильного выставления зазора лучше всего следовать рекомендациям производителя или советам опытных автомобилистов. Не забывайте, что хотя бы через каждый 15 тыс. километров эту процедуру нужно повторять. Только так ваш автомобиль всегда будет в порядке и порадует максимумом скорости и мощи.
Это интересно: Зачем нужны противотуманные фары?
Надеюсь инфа будет полезной) Всем Peace