«Эклипс» дневные ходовые огни (блок управления ДХО) – автоматическое управление дневным светом автомобиля

Содержание

  1. Назначение блока ДХО
  2. Конструкция
  3. Модификации блока ДХО
  4. Установка
  5. Сравнение светимости
  6. Видео
  7. Паспорт блока ДХО
  8. Купить

Для управления световыми приборами мы разработали и выпускаем: контроллер фар «Меркурий», контроллер ДХО «Эклипс» и реле фар «Прометей»

Блок управления ДХО «Эклипс» предназначен для автоматического включения вполнакала ближнего или дальнего света галогеновых фар автомобиля в соответствии с действующими правилами дорожного движения РФ.

Светодиоды являются очень перспективными, но их сегодняшние дешевые версии не соответствуют техническому регламенту. Устройство же дорогих версий светодиодного, в том числе и головного света автомобиля, достаточно сложно:

Инструкция изготовления

Блок управления дневными ходовыми огнями можно купить. А можно изготовить самостоятельно. Предлагается несколько схем различных блоков управления ДХО – в зависимости от наличия элементной базы и квалификации мастера можно выбрать оптимальный вариант.

Контроллер ДХО на базе реле

Самый простой контроллер DRL можно собрать на одном реле. Правда, и функции он будет выполнять только базовые:

  • включение ДХО при включении зажигания;
  • отключение огней при работе стартера;
  • выключение DRL при включении фар ближнего/дальнего света, габаритов, противотуманок (может потребоваться небольшое усложнение).

Положение АСС на ключе зажигания.

Работа контроллера завязана на имеющееся в замках зажигания многих автомобилей положение ключа АСС (accessories), предназначенное для включения вспомогательного оборудования (автозвука, прикуривателя и т.д.). У замка есть отдельный выход (к нему подключен провод большого сечения), на нем присутствует напряжение при включении зажигания, но отсутствует при включении стартера. Этот алгоритм хорошо коррелирует с условиями включения DRL, поэтому удобно использовать этот провод для включения ДХО.


Схема контроллера на реле.

При появлении напряжения на проводе А реле срабатывает, контакты размыкаются и ДХО гаснут. Подключение этого проводника зависит от схемы электрооборудования автомобиля. В качестве гасящего сигнала можно выбрать напряжение:

  • включения противотуманок;
  • ближнего или дальнего света;
  • габаритов.

Если схема светосигнального оборудования автомобиля построена так, что на штатное освещение идет отдельный провод (который потом разветвляется), то использовать можно его. Если это невозможно, то есть два варианта:

  • применять для гашения ДХО только один сигнал (только дальний свет, только противотуманки и т.д.);
  • объединить все необходимые сигналы с помощью диодов (по схеме ИЛИ).

В последнем случае схема немного усложнится – потребуется несколько диодов по числу сигналов, по которым DRL должны погаснуть.


Подключение реле к нескольким цепям с диодной развязкой.

В этой схеме включение любого указанного светового оборудования вызовет срабатывание реле, размыкание контактов, обесточивание ДХО.

Важно! Применение диодов для развязывания цепей обязательно. В их отсутствие включение одного оборудования вызовет включение остальных источников света.

Конкретные точки подключения будут различаться от автомобиля к автомобилю в зависимости от схемы и топологии бортсети. Отдельный корпус для размещения этого варианта узла управления ДХО не нужен. Реле можно разместить в любом удобном месте. Если понадобятся диоды, их можно припаять прямо к выводу катушки реле.

На компараторе

В интернете можно найти схему контроллера на компараторе. Его работа основана на контроле напряжения бортсети. При питании от аккумулятора оно равно около 12 вольт, а при запущенном двигателе и питании от генератора около 13,5 вольт. При переходе напряжения через порог компаратор через силовой ключ будет включать или выключать осветительные приборы. Уровень включения устанавливается подстроечным резистором.


Схема контроллера на компараторе.

Проблема здесь в том, что DRL должны включаться не при запущенном моторе, а при включении зажигания. А этот момент в данной схеме не отслеживается. Но если кто-то захочет ее собрать, то можно сделать ее в виде модуля. Электронные компоненты и разъем для подключения надо разместить на плате и поместить это все в корпус. Желательно, металлический. Те, кто владеет домашними технологиями изготовления печатных плат (ЛУТ, фоторезист) могут разработать и вытравить плату. Остальные могут собрать схему на кусочке макетной платы. Блок устанавливается в удобном месте и подключается согласно схеме.


Выполнение монтажа на кусочке макетной платы.

С использованием платы ATmega8

Многие автомобилисты сами разрабатывают схемы контроллеров под свои нужды и выкладывают материалы в интернет. Здесь представлен один из вариантов на популярном микроконтроллере ATmega8. Его использование позволяет намного расширить функционал схемы управления.

При включении зажигания на плату подается питание и контроллер ждет пуска двигателя. При получении сигнала запуска схема управления проверяет работу одного из поворотников. Если хотя бы один указатель поворота включен, яркость ходового огня с соответствующей стороны уменьшается. Уровень свечения регулируется способом широтно-импульсной модуляции. Также контролируется включение ближнего света, наличие этого сигнала также служит поводом отключения ДХО. Включение же противотуманок говорит о плохих погодных условиях, поэтому яркость DRL, наоборот, становится максимальной при включенном ближнем свете. Если включены аварийки, то ДХО мигают в противофазе с ними. И еще реализована очень полезная функция – если зажигание выключено, а ближний свет остался включенным, ходовые огни начинают мигать, напоминая о том, что аккумулятор может разрядиться.


Схема контроллера на ATMega8.

В этом случае контроллер также не включает огни при включенном зажигании, а ждет пуска двигателя. Но этот недостаток несложно устранить программно (можно обратиться к разработчику с такой просьбой). Подключение и назначение контактов платы к внешним цепям приведено в таблице.

номер контактаобозначениеФункция
1,3LED+Линия питания DRL (выход)
2,4VCCПитание платы
6LledЛевый свет
8RledПравый свет
5lbmБлижний свет
7fogПротивотуманные фары
9RinПравый сигнал поворота
11RunСигнал с генератора
13LinЛевый сигнал поворота
15IgnЗажигание
12,14,16GNDОбщий провод

Скачать прошивку для ATMegа можно здесь. Собирать контроллер лучше на печатной плате, а использование SMD-элементов позволит значительно уменьшить размер модуля. Эта конструкция предназначена для квалифицированных специалистов, поэтому разработать и изготовить печатную плату им не составит труда. Также в глобальной сети можно найти множество других любительских конструкций для управления DRL на других микроконтроллерах, включая популярного «малыша» ATTiny13. Функциональность устройств зависит от возможностей микросхемы и фантазии разработчика.

Зачем нужны ДХО на основе штатных галогеновых фар?

А действительно, зачем? Ведь есть масса светодиодных DRL?

1. Для начала посмотрим на дешевые светодиодные ДХО. Если это сделать внимательно, то окажется что ни по площади светимости ни по светосиле они нам не подходят. К тому же большинство из них имеют синий оттенок свечения, а установка спереди автомобиля световых приборов синего свечения влечет за собой лишение прав на срок до 6 месяцев…

2. Давайте выберем дорогие LED-DRL. Сразу же возникает вопрос: куда их ставить, чтобы было красиво? Конечно, они устанавливаются на любой автомобиль, только для них на нем зачастую нет штатного места. А передняя часть любого автомобиля — это тщательно сделанная дизайнерская работа, установка дополнительных элементов весьма вероятно разрушит образ автомобиля. Сами ведь видим на дороге, сколь нелепо смотрится встречный дорогой автомобиль с установленной китайской гирляндой…

3. Цена. Пусть мы нашли достойное место установки дорогих LED-DRL. Но сама установка — это несколько нормочасов в автосервисе. Что тоже недешево.

4. Установка контроллера ДХО на основе штатных фар не меняет дизайн автомобиля и гораздо более проста в реализации. В том же автосервисе это 0.5 нормочаса.

Вариант свечения фар дальнего света в четверть мощности (механическая перекоммутация ламп последовательно) — это самый распространенный в мире вариант ДХО со штатно проложенной таким образом проводкой. Но делать эту электропроводку «с нуля» — несколько нормочасов…

Особенностью блока управления ДХО «Эклипс» является плавное управление мощностью галогеновых ламп.

Блок управления ДХО может быть установлен на любые типы российских и зарубежных автомобилей.


Для этого в блоке ДХО заложены универсальные входы и выходы. Фары в этих автомобилях могут иметь постоянное подключение как к массе, так и к батарейному питанию. Выключение блока ДХО может осуществлятся как низким, так и высоким уровнем напряжения. Большинство параметров блока ДХО доступны для изменения пользователем без использования какого-либо дополнительного оборудования.

В сравнении с распространенными таймерами задержки включения света автомобиля блок ДХО «Эклипс» имеет регулировку мощности ламп и массу дополнительных возможностей.

Назначение блока ДХО

  • Удобство эксплуатации с блоком ДХО. Дневной свет автомобиля включается и выключается автоматически, тем самым исключает забывчивость водителя. Блок управления ДХО «Эклипс» окупится на первом же съэкономленном штрафе за выключенные фары. При установке блока ДХО на дальний свет фар исключается ослепление встречных, а сзади стоп-сигналы становятся гораздо заметнее, поскольку нет засветки от габаритов.
  • Блок ДХО экономит ресурс галогенных ламп. Плавное включение и работа вполнакала резко увеличивают время эксплуатации галогенных ламп. Переключение на штатное включение ближнего или дальнего света тоже происходит на уже разогретых лампах и вероятность перегорания ламп существенно снижена по сравнению с «холодным» включением от штатного реле фар. В интернете распространено мнение, что резкий шоковый разогрев галогеновым полезен. Сформировано это мнение рекламными статьями производителей ламп, но если эти статьи почитать внимательно, то там идет речь о ВЫключении ламп и связанных с остыванием процессов кристаллизации-закаливания нитей накаливания.
  • Экономия топлива. Снижение потребляемой мощности ламп и выключение «лишних» габаритных огней приводит к уменьшению нагрузки на генератор и уменьшению расхода топлива. Конкретное значение не столь важно, по крайней мере, это лишний бак бензина за год. И, кстати, что важно(!), на холостом ходу со включенным блоком ДХО идет зарядка аккумулятора, а с полным ближним светом — аккумулятор разряжается!

Китайские контроллеры ходовых огней

Из-за разнообразия и низкой стоимости, товары из Китая заполонили рынок России и стран СНГ. Не стали исключением и контроллеры ДХО. На популярном сайте AliExpress.com можно найти несколько вариантов блоков управления дневных ходовых огней, которые имеют приятный ценник и множество положительных отзывов. Но давайте разберемся, так ли хорошо все на самом деле.

Соответствие режиму работы

На AliExpress можно найти около 7 разновидностей модулей управления дневным светом автомобиля. Первые четыре работают автоматически.

Согласно описанию товара, изображенный на фото первый вариант подключается напрямую к АКБ автомобиля и автоматически включается при запуске двигателя и выключается примерно через 15 секунд после его остановки.

Следующие три китайских блока управления имеют такое же подключение и принцип работы, но отключают ДХО уже с задержкой примерно 30 секунд. Также дополнительно присутствует управляющий провод, который подключается к плюсовому проводу лампы габаритов. При работающих габаритах, ходовые огни приглушаются примерно наполовину от максимальной яркости.

Согласно последней редакции Правил ЕЭК ООН №48 противотуманные фары, лампы ближнего и дальнего света должны работать только с включенными габаритными огнями.

Самый дорогой вариант имеет более сложное подключение – помимо проводов питания от АКБ и плюса с лампы габарита требуется соеденить дополнительный провод с плюсом замка зажигания. Из дополнительных особенностей есть возможность подключения фар ДХО со встроенными поворотниками и реализация стробирования дневными ходовыми огнями при подаче звукового сигнала.

При работающем ближнем или дальнем свете ДХО здесь также не выключаются, а приглушаются примерно наполовину.

Производителем заявлена встроенная в блок управление стабилизация напряжения на уровне 12 вольт, но по замерам и отзывам покупателей она отсутствует.

В продаже также существует разновидность данного контроллера ДХО с выносным пультом дистанционного управления режимом стробоскопа.

Важно! Согласно части 4 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

Какие из вышеописанного следуют выводы? Во-первых, при работающем ближнем или дальнем свете ДХО должны полностью гаснуть, а не притухать. Во-вторых, ДХО должны выключаться сразу же, без задержки. То есть все варианты не соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН №48 и ГОСТа Р 41.48-2004 и не могут применяться в автомобиле.

Следующие три варианта работают не в автоматическом режиме – управление осуществляется вручную, что сразу же противоречит требованиям режима работы.

Помимо вышеописанных моментов, все 7 разновидностей не имеют стабилизации по напряжению.

Качество сборки

Про качество китайских модулей управления ДХО много можно не говорить – оно полностью соответствует цене. В самых дешевых вариантах применяются максимально дешевые комплектующие. Если взять наиболее продаваемый образец, то сразу же можно заметить два момента:

  • очень тонкие, короткие и хлипкие провода;
  • отсутствие защиты от влаги.

Если присмотреться к плате устройства, то можно обнаружить остатки флюса и отсутствие защитных диодов.

В более дорогих моделях ситуация чуть лучше, но все так же далека от приемлемой.

Откуда хвалебные отзывы?

Здесь нет ничего необычного. Большая часть покупателей оставляют отзыв сразу же при получении товара, только лишь за факт его получения. Некоторые покупатели бегло проверяют товар и так же оставляют хороший отзыв. И только небольшая категория людей оставляет отзыв спустя какое-то время после реального пользования продуктом. Если же товар ломается, то дополнительные отзывы, как правило, никто не пишет.

Установка блока управления ДХО

Узнать, какой из проводов к фаре коммутирует штатная система можно следующим образом. При выключенной фаре, но включенном зажигании нужно тестером померять напряжение на любом из выводов фары относительно массы. Если тестер покажет +12В, то фара коммутируется проводом «массы». Если покажет 0В — то «плюсовым» проводом.

Провода, подключаемые к блоку управления ДХО «Эклипс-А»

  1. Провод «+12В», питание ламп, соединенных с «массой». Может быть подключен как напрямую к аккумулятору (естественно, через предохранитель), так и после замка зажигания. При выключении зажигания ток по этому проводу практически отсутствует.
  2. Провод «Зажигание», слаботочное питание самого устройства и информация о факте включения зажигания.
  3. Провод «масса», слаботочное питание самого устройства, подключается при монтаже всегда первым и отключается последним.
  4. Провод «вкл», входной сигнал, например, о работающем двигателе («давление масла» или «подмагничивание генератора»). При нежелании использовать этот провод, его можно объединить с проводом зажигания.
  5. Два провода «выкл», разрешающие работу ДХО высоким уровнем (подачей «плюса»), и два провода «выкл», разрешающие работу низким уровнем напряжения («массой»). Данные входы удобно подсоединить к сигналам, свидетельствующих о парковке машины («ручник»), или о штатном включении фар. Можно использовать другие точки подключения или не подключать их вообще, кроме одного.

Подробнее о ДХО «Эклипс» можно прочитать в Паспорте

Примеры схем установки блока ДХО (Приора, Хонда, Судзуки, Киа, Хонда):


Немного о режиме работы

Согласно последней редакции Правил ЕЭК ООН №48, дневные ходовые огни должны включаться автоматически при запуске двигателя автомобиля и автоматически гаснуть, когда автомобиль заглушен. Также ДХО должны автоматически гаснуть при включении фар ближнего либо дальнего света. Блок управления ДХО этим требованиям должен удовлетворять в первую очередь.

Немаловажный момент, который должен присутствовать в модуле ДХО – стабилизация напряжения на уровне 12 вольт. Дело в том, что в подавляющем большинстве фар ходовых огней отсутствует полноценный стабилизатор тока. Ток на светодиодах ограничивается при помощи резисторов, которые из-за постоянных перепадов напряжения в бортовой сети автомобиля неспособны его ограничить на одном уровне. Отсюда и появление «болезней» в виде мерцания и преждевременного выхода из строя ходовых огней.

Благодаря стабилизатору напряжения, при помощи резисторов можно ограничить ток светодиодов на одном уровне и значительно продлить их срок службы.

Сравнение светимости дальнего света, ДХО «Эклипс» (30%) и ближнего света:

Дальний светДХО «Эклипс» (30%)Ближний свет

Коммутация фар дальнего света изменением штатной электропроводки.

Почти все американские и скандинавские автомобили идут со штатной проводкой, которая позволяет тумблером (реле) коммутировать лампы дальнего света из параллельного соединения в последовательное. При этом включении мощность ламп составляет примерно треть от штатной.

В принципе ничего не мешает доработать проводку и в наших машинах. Только при этом штатная проводка хоть ненамного, но меняется.

Штатно фары дальнего света (ДС) подключены так:

Проводка от монтажного блока может идти либо раздельными жгутами, либо одним общим:

В обоих случаях в земляной провод одной из ламп врезается реле, в выключенном состоянии коммутирующее лампу вместо массы на «плюс». Реле срабатывает либо от напряжения габаритов, либо от суммарного сигнала с ДС и БС.

Для первого случая этого одного реле будет достаточно. Но схема плоха тем, что она оставляет присоединенным штатное реле света. Часто так нельзя делать, надо изучить электросхему автомобиля.

Во втором случае лучше использовать три реле (или одно на три контактных группы), два из которых отключают фары от штатного реле света. Этот вариант электробезопасен для штатного оборудования. Он применим и в первом случае, но там реле придется размещать в двух местах и соединять их дополнительным проводом, а это сильно увеличивает стоимость установки.

В любом случае доработка электропроводки занимает от пары нормочасов в сервисе.

Что такое DRL controller?

DRL controller (или ДХО контроллер)

— это устройство, которое автоматически включает фары автомобиля.

ДХО контроллер включает только фары. Габаритные огни, подсветка номера и приборов при этом не включаются. При включении габаритных огней (в темное время суток), ДХО контроллер прекращает свою работу. Также, с помощью ДХО контроллера можно задать яркость свечения лампочек. Пониженная яркость снижает нагрузку на генератор, тем самым позволяя экономить топливо и в меньшей мере влиять на динамику автомобиля.

[Иногда под «дхо-контроллером» понимают устройство, которое управляет работой дополнительно устанавливаемых дхо-фар. Все ДХО-контроллеры, представленные на нашем сайте, не требуют установки дополнительной оптики. Наши контроллеры подключаются непосредственно к штатным галогенным лампам дальнего или ближнего света, либо же к лампам противотуманных фар].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]