Использование дневных ходовых огней (ДХО) предусмотрено поправками в ПДД в 2010 г. Этот факт обязывает водителей, на которых нет встроенных ДХО, задействовать в светлое время суток ближний свет или противотуманные фары. При этом расходуется большое количество энергии, а эффективность включенного ближнего света или противотуманных фар в дневное время суток мала и ведет за собой дополнительные расходы топлива. К тому же поток света штатных фар направлен вниз и на относительно большой дистанции не влияет на бдительность встречного водителя.
Изменить в корне ситуацию и сделать автомобиль более заметным для встречного транспорта, не ослепляя при этом водителя, помогут ДХО на светодиодах. Однако более-менее надёжная пара таких модулей, даже с китайским именем, будет стоить не менее 2 тыс. рублей. Предложения с меньшей стоимостью, как правило, отличаются завышенными параметрами, отсутствием блока стабилизации и низким качеством. Другой вариант решение проблемы – уделить несколько часов любимому авто и собрать блок ходовых огней на светодиодах своими руками, в качестве которых автолюбитель будет точно уверен.
Лада 2106 Funny › Бортжурнал › Правильные Ангельские Глазки на ВАЗ 2106 или ДХО.
Правильные — это находящиеся внутри фары, влагозащищенные, включаемые через реле, через отдельную кнопку и самое главное ИДЕАЛЬНОЙ КРУГЛОЙ ФОРМЫ
Что для этого понадобится?
Материалы:
— круглая 13ти сантиметровая плата со светодиодами 700р за пару — два новых стекла на ближний свет 100р за пару — провод сечением 0,2-0,4мм 2 метра — кнопка включения 50р — клеммы мама 2 шт 4р — клемма круглная «на минус» 3шт 6р — реле универсальное четырех контактное 50р — изо лента 50р — силикон универсальный KIM TEC 101E 120р
Порядок действий:
— снимает декоративный элемент решетки «очки» прикрывающие пространство вокруг фар — откручиваем саморезы крепления фары — отсоединяем фишки проводов — вынимаем лампы — окутываем фару в ветошь и аккуратно выбиваем молотком старое стекло — в перчатках или плоскогубцами убираем осколки стекла, прилипшие на силиконе,
соблюдаем осторожность
— ножом счищаем остатки заводского силикона, обезжириваем поверхность — делаем технологическое отверстие практически вблизи будущего нового стекла сверлом на 2 или на 3 — примеряем кольца светодиодов по месту — продеваем провода от колец в сделанное отверстие — по намеченному месту внутри отражателя наносим силикон жирной полосой (3-4 мм) по кругу — прикладываем сверху, сильно не давя, кольца светодиодов — для верности проводим силиконом тоненькую полоску сверху колец по внешнему их краю, так чтобы полоса коснулась и отражателя и кольца —
пальцами туда не тычем
и ничего не размазываем! Как легло, так и легло, главное кольца положить ровно внутри отражателя. — эти два кольца при высыхании и условии их соприкосновения с поверхностью отражателя в итоге образуют крепление Ангельских глазок, АГ получается как бы зажаты внутри них и за счет малого веса крепятся таким образом надежно и эффективно — даем подсохнуть, минут 20-30, чтобы силикон «встал». — приступаем ко вклейке стекла и общей герметизации фары: — проводим тонкую полоску по посадочному месту отражателя — вклеиваем стекло светорассеивателя — для верности промазываем тонкой полоской поверху стекла в месте соприкосновения с отражателем,
вот тут активно используем палец
и ветошь — промазываем все технологические отверстия снаружи отражателя, включая посадочное место ламы и наше отверстие которое высверлили сами, особое внимание уделить посадочному месту лампочки, там много щелей — переходим к прокладке проводов, проводим плюс и минус через кожух фары и соединяем с проводами Ангельских Глазок — устанавливаем фару на место, так же со второй — находим место в подкапотном пространстве под 4х контактное реле, прикручиваем его, подсоединяем провода, тут я вам не подскажу, я не электрик. Просто у меня уже было реле с проводами и свободная кнопка. — сверлим отверстие под кнопку, я устанавливал ее между аварийкой и регулировкой освещения приборов, подключаем провода, предварительно просунув их либо в уже имеющиеся отверстия в мотороном щите, либо сверлим сами — проверяем работу реле и АГ — можно все это дело подключить к проводу габаритов, так проще — всё
ДХО Philips на ВАЗ-2106
Из остального ассортимента мне понравились ДХО Philips. Они очень компактные, тонкие, содержат 4/5/8 светодиодов в фаре и практически не изменяют внешнего облика машины. В итоге выбор был остановлен на них, а именно на конструкции из 5 одноваттных светодиодов:
Стоит такое удовольствие 5000-6500 рублей в зависимости от жадности магазина, при заказе через интернет дешевле (точно меньше 5000 рублей), но меня в одном таком месте прокатили, и я решил не жадничать, купил в магазине недалеко от дома за 5650 «деревянных».
В комплект ДХО входят две плоские фары, блок управления ими, монтажные скобы и разная мелочёвка типа пластиковых хомутов, шурупов и аккуратно вырезанных кусочков двухстороннего скотча.
Для установки DRL использовалась аккумуляторная дрель, свёрла на 2, 2.5 и 3.5, крестовая отвёртка, два самореза и кусок провода длиной примерно пол-метра. В качестве мест крепления оптимальным мне представляется устанавливать ДХО под бампером, по горизонтали примерно на уровне фары ближнего света. При этом сами ДХО не будут портить облик автомобиля, в выключенном состоянии будут малозаметны, а во включенном их не будут загораживать клыки. Такая схема установки вполне соответствует правилам.
Основная последовательность установки фар следующая:
3. Примеряем фары, вставив их в кронштейны (пока не до конца). Окончательно устанавливаем кронштейны и закручиваем шурупы.
4. Пропускаем провод от фары через квадратное отверстие в задней части кронштейна. Следует заметить, что у разных фар длина провода разная. Я устанавливал блок управления рядом с АКБ, в соответствии с этим следует выбрать фары для установки слева/справа. Больше они ничем между собой не отличаются. Пока фары не защёлкиваем.
5. Открываем капот и слегка вытаскиваем резиновый уплотнитель, закрывающий отверстие в брызговиках, через которое проходят провода к подфарнику. В это отверстие сверху вставляем длинный провод так, чтобы он вышел снизу под крылом, а конец его оставался в подкапотном пространстве. Если имеются подкрылки, их нужно будет слегка отогнуть спереди.
6. В отверстие в крыле вставляем провод от фары. Разъём с некоторым усилием, но проходит через него без потерь. Пропускаем достаточное количество провода, чтобы он тоже вышел снизу.
7. Приматываем разъём фары к тому куску провода, который был пропущен из-под капота, и вытягиваем провод от фары в подкапотное пространство. Аналогично поступаем со второй фарой. Не забываем вернуть на место уплотнители, поместив в них провода от фар.
8. Выбираем место для установки блока управления. Моё внимание привлекли два отверстия в брызговике рядом с АКБ. Одно из них я использовал для установки блока, ещё одно пришлось сделать самостоятельно. По непонятной причине, шурупов для установки БУ в комплекте нет (видимо, предполагается установка только на двухсторонний скотч), поэтому были использованы обычные саморезы (и тот самый скотч):
9. Подключение БУ лучше выполнять с отключенной АКБ. Чёрный провод соединяем с корпусом автомобиля.
10. У красного провода отрезаем наконечник и снимаем чуть-чуть изоляции. Находим реле ближнего света фар (у дальнего ток больше, поэтому проделывать описанные ниже манипуляции с клеммой нежелательно), у него находим толстый розовый провод, на котором всегда имеется напряжение, независимо от положения ключа зажигания. Отсоединяем этот провод от реле, пропускаем красный провод от БУ через кембрик к клемме и через поперечную щель в клемме пропускаем внутрь так, чтобы он оказался прижатым к клемме контактом реле:
④ AOTOGO 12V LED COB Car Daytime Light
Рейтинг: 4.6 Цена: от 28.90 руб.
до
38.09 руб.
Перейти в магазин Светодиодная лента в виде ДХО является самым бюджетным вариантом, доступным на AliExpress, чтобы создать дополнительное освещение для своего автомобиля. Производитель заверяет, что данный продукт универсален и может подойти для любой модели машин. На выбор покупателю представлены следующие цвета: белый, синий или голубой. Цветовая температура варьируется от 6000 до 8000 К. Товар обладает полной защищенностью от воды и пыли и легко устанавливается под капот на поверхность корпуса фары. При покупке необходимо выбрать необходимое для установки количество штук.
Достоинства:
- цена;
- простота.
Недостатки:
- качество;
- долговечность.
Купить на AliExpress.com
Все схемы подключения дневных ходовых огней
На территории РФ уже более 8 лет действуют поправки в правила дорожного движения (ПДД), в соответствии с которыми движущееся транспортное средство в светлое время суток должно быть обозначено фарами ближнего света, противотуманными фарами (ПТФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО). Использование для этих целей головных и противотуманных фар имеет ряд недостатков. Поэтому водители предпочитают покупать готовые модули ходовых огней и самостоятельно их устанавливать в своё авто. Как правильно подключить дневные ходовые огни, чтобы их эксплуатация была безопасной и не противоречила действующим законам?
Основные ошибки при изготовлении ДХО своими руками
Прежде всего нужно разобраться, что это за устройство. Дневные ходовые огни – это не габариты! Их нужно тестировать не ночью, а днём.
Огни должно быть видно с большого расстояния. Вопреки распространённому заблуждению, при сборке ДХО из светодиодной ленты своими руками нужно применять ленту наиболее мощную из доступных. При таких габаритах, как у среднестатистических ходовых огней, превысить допустимую яркость с помощью светодиодной ленты довольно сложно.
Не забывайте об охлаждении, но и не ставьте слишком больших радиаторов. Не забывайте, что потоки набегающего воздуха при движении автомобиля практически заменяют активное охлаждение. Поэтому площадь радиатора может быть вдвое меньше чем в обычных условиях для пассивного охлаждения светильников.
Нюансы включения ходовых огней
Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.
Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.
Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.
Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…
Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.
Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.
Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.
Правильный подбор комплектующих
Самая большая проблема – обеспечить минимальный уровень силы света в 400 кд. Так, распространенный светодиод типоразмера 5730 имеет угол половинного излучения в 120 градусов. При световом потоке в 50 лм сила света составит всего 16 кд. Вычисления показывают, что при установке фокусирующей системы (линзы и (или)отражателя), концентрирующей световой поток в пределах угла 20 градусов сила света увеличится примерно в 2 раза (с учетом использования светового потока и потерь.), но в данном случае это решающего значения не имеет.
Светоизлучающий диод 5730.
Надо обратить внимание на светодиоды мощностью 1Вт, а лучше 3 Вт ( с учетом практики завышения заявленных характеристик производителями). Так, трехваттный белый LED от Epistar дает световой поток в 300 лм и силу света в 95 кандел. С учетом действия фокусирующей системы от четырех таких светодиодов можно получить минимально необходимые 400 кд. Другое условие – площадь излучения не менее 40 кв.см. При диаметре линзы светодиода в 20 мм, его площадь будет около 3 кв.см., и для получения необходимой площади понадобится не менее 10 таких LED. Возможно, общая сила света и не превысит установленные 800 кд, для получения реального результата надо проводить лабораторные замеры.
3-ваттный светодиод.
Такие светоизлучающие элементы нельзя устанавливать без теплоотводящего радиатора – они на подобный режим не рассчитаны. Итоговый список материалов будет таким:
- необходимое количество и тип светодиодов (определяется расчетом и подбором);
- теплоотводящая пластина;
- фокусирующая система;
- корпус;
- соединительные провода.
Далее можно приступать к сборке ДХО.
Светодиод | Мощность, Вт | Угол, град | Цвет | Световой поток, лм | Диаметр линзы, мм (излучающая площадь, кв.см) |
ARPL-Star-1W-BCB | 1 | 120-140 | Белый | 120 | 20 (3) |
Emitter 1W | 1 | 120 | 100 | 20 (3) | |
Emitter LUX 1W | 1 | 120 | 130 | 20 (3) | |
ARPL-Star-3W-BCB | 3 | 120-140 | 250 | 20 (3) | |
STAR 3WR 3.6V | 3 | 150 | 20 (3) | ||
High Power 3 W | 3 | 120 | 200 | 20 (3) |
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной.
Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.
В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:
Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка.
Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.
При стоянке автомобиля в темное время суток, для его обозначения используются габаритные огни, использование ДХО ПДД запрещено.
Что говорит ГОСТ
После того как выбор дневных ходовых огней был сделан, потребуется их установка. И опять-таки вступает в силу ГОСТ Р 41.48–2004 , который регламентирует порядок установки ДХО на автомобили любого типа.
Правила монтажа ДХО заключаются в соблюдении точно выверенных расстояний на кузове авто, от дороги и между самими блоками:
- над дорожным покрытием ДХО необходимо разместить не ниже 25 см и не выше 150 см;
- от края машины по ширине — не более 40 см;
- если ширина машины менее 130 см, то расстояние между двумя блоками ДХО допускается в 40 см;
- если ширина машины более 130 см, расстояние между блоками должно быть равно 60 см.
Многих автовладельцев интересует вопрос, разрешено ли устанавливать ДХО на автомобиль, который изначально ими не был оснащён, своими руками:
- если разрешено, то каких правил придерживаться;
- если не разрешено, то на каких основаниях.
Монтаж ДХО допускается только в случае изучения всего объёма нормативных документов и точного следования каждому пункту ГОСТов:
«Установка дневных ходовых огней на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не является обязательной, а пункт 3.13 приложения № 7 к техническому регламенту о безопасности колёсных транспортных средств (далее Регламент) не препятствует установке световых приборов в целях устранения несоответствия конструкции таких транспортных средств требованиям Регламента. При этом такие огни должны соответствовать предписаниям Правил ЕЭК ООН № 87, а способ их установки — Правилам ЕЭК ООН № 48 или п. 1.3.29 приложения № 5 к Регламенту».
Первый заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В.В. Швецов
Подключение через 4 контактное реле от генератора или датчика масла
Два следующих способа имеют общую основу и подразумевают работу дневных ходовых огней только после запуска двигателя. Схема включения ДХО от генератора базируется на переключении четырёх контактного реле и геркона.
Контакты реле ДХО подключают так:
Проверив надёжность всех контактов, переходят к настройке. Для этого заводят двигатель и, перемещая геркон вблизи генератора, добиваются его срабатывания и стабильного свечения ДХО. Затем геркон прячут в термотрубку и с помощью нейлоновых стяжек фиксируют в найденном месте.
В момент пуска двигателя, а затем и генератора замыкаются контакты геркона и реле, подавая напряжение питания на светодиоды ходовых огней. При этом лампы габаритов остаются отключенными, так как ток через катушку реле мал, чтобы их зажечь.
В отсутствие геркона можно запитать ДХО от датчика давления масла. В этом случае 86-й контакт соединяют с лампой давления масла. В остальном схемотехника дублируется.
Обе схемы имеют общий недостаток. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды.
Подключение через 5 контактное реле
Теперь пришло время узнать о том, как подсоединить ходовые огни через реле с пятью контактами. Схема является наиболее универсальной, и собрана с целью исключить недостатки предыдущих вариантов.
Сначала о подключении реле для ДХО:
Работает схема с пяти контактным реле следующим образом. При повороте ключа на ДХО поступает напряжение +12 В, тем самым включая их. Если включить габаритные огни или фары головного света, то реле разомкнёт контакт 87а и замкнёт неактивный контакт 87. В результате ДХО погаснут, а габариты включатся. Схема полностью соответствует требованиям ГОСТа и ПДД и может работать с габаритными огнями даже на основе светодиодов.
Однако схема все же имеет один отрицательный момент – ДХО будут включаться сразу же после поворота замка зажигания. То есть если повернуть ключ в замке зажигания, но не заводить автомобиль, ДХО будут гореть.
Несмотря на все же имеющийся недостаток схема довольно удачна, но чтобы правильно подключить ДХО через пяти контактное реле понадобится обязательно дополнить схему стабилизатором напряжения.
Данный вариант включения интересен тем, что путь протекания тока через ходовые огни является независимым. Это позволяет устанавливать в фары габаритов и ДХО источники света любого типа и мощности.
Проще некуда
Это самая простая схема, которая предусматривает подключение к аккумулятору или генератору как источнику питания.
Схема предусматривает, что ДХО будут активизироваться одновременно с пуском двигателя. Суть заключается в том, чтобы плюс завести на плюсовую клемму от замка зажигания вашего Рено Логан или той же Лада Ларгус, а минус зафиксировать на корпусе авто в любом удобном месте. Все выглядит просто и предельно логично. Но торопиться с выводами не стоит, как и выполнять подобное подключение. Ведь у него имеется очевидный недостаток.
Если систему собрать по такой схеме, диоды из ДХО начнут работать постоянно, пока ключ находится в замке зажигания. Ни о каком согласовании с другими фарами здесь речи не идет. А потому подобное соединение противоречит ГОСТу и ПДД.