Фрикционные зимние шины липучки — виды и особенности — как выбрать


Разновидности зимней нешипованной резины

Для начала стоит рассмотреть скандинавский тип фрикционных шин. По большей части показателей не уступают шипам, что позволяет эксплуатировать их в самых сложных условиях.

В первую очередь учитывают особенности протектора. Он глубокий, с большим количеством сегментов разной формы. Это позволяет улучшать сцепление с дорогой. Имеет ярко выраженные плечи, повышающие эффективность на снегу, удерживающие автомобиль от сноса при проезде поворотов.

Важным элементом протектора являются ламели. Обеспечивают хорошее зацепление с любыми дорожными покрытиями. Именно ламели позволяют скандинавской «липучке» показывать результаты на льду не уступающие шипованным покрышкам.

Отличаются мягкой резиной, при самых низких температурах не замерзают. Это приводит к быстрому истиранию при поездках по асфальту, в условиях положительной температуры.

Рекомендованы для эксплуатации в условиях суровых, многоснежных зим. Так как они мягкие, следует аккуратно управлять автомобилем на высокой скорости. Выбирать подобную резину стоит если в городе не слишком хорошо чистят снег зимой, если живете в частном секторе.

Скандинавские

Другой тип фрикционных шин – европейский. Отличается простым протектором. Зачастую используются направленные варианты рисунка. Это позволяет надежно отводить из-под колеса воду, слякоть. Эти зимние фрикционные шины зачастую не имеют развитых плечевых сегментов, что несколько ограничивает их использование на заснеженных участках.

Отлично себя ведут во время оттепелей, хорошо справляясь со своими задачами на мокром снегу. Состав резины жестче, что дает возможность удерживать автомобиль на сухом асфальте и высоких скоростях.

Обычно приобретают для эксплуатации в мягком климате с большим количеством оттепелей. Хорошо себя показывают в городских условиях, когда в основном приходится ездить по сухому, чистому асфальту.

Если в вашем регионе часто случаются морозы свыше -20°C, выбирать европейские шины не стоит.

Европейские

Фрикционные шины отличаются составом резины, который позволяет добиваться эффективного сцепления с дорогой. Поэтому, стоит его рассмотреть подробне.

В первую очередь учитывают уровень мягкости покрышек. Измеряется этот параметр по шкале Шора. Для зимних скандинавских шин этот параметр 50-60 единиц, достигается путем добавление кремниевой крошки, масел и смол.

Если рассматривать «еврозиму», уровень мягкости будет 58-67 по Шору. По факту, не слишком уходят по этому параметру от стандартных дождевых шин. Не рекомендуется применять покрышки с европейским протектором в условиях больших морозов.

Также стоит рассмотреть верхний слой протектора. Он должен надежно сцепляться с дорогой, в том числе со льдом. Для этого поверхность имеет микропоры, которые обеспечивают разрыв водяной пленки, на поверхности льда. Заметить эти поры можно даже без дополнительного оборудования, именно благодаря ним поверхность протектора кажется шероховатой.

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

  • большое число ламелей;
  • мягкость материалов;
  • пористая структура;
  • абразивные микрочастицы.

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

  • поперечные;
  • диагональные;
  • зигзагообразные.

Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.


Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег. Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Ламели – что это и какую функцию выполняют

Все шины-липучка имеют ламели. Этот элемент значительно улучшает характеристики покрышки на скользком покрытии и снегу.

Под ламелями подразумевают надрезы на протекторе. Позволяют шине быстро подстраиваться под любые условия. Достигается это путем придания мягкости протектора. Может смещаться при необходимости, выводить воду из основного протектора. Ламели образуют небольшие когти, усиливающие трение о дорогу, что улучшает сцепление.

На данный момент ламели используются самых разных форм. Однозначного решения, какой тип лучше нет. Перечислим наиболее распространенные разновидности.

  • Прямая;
  • Четырехугольная ламель
  • Вонлообразная;
  • Z-ламель;
  • Зиг Заг;
  • 3D ламель;
  • П-образная ламель.

На практике используется сразу несколько типов ламелей. Удается добиться наибольшей эффективности. Действуют примерно одинаково, в разных условиях эффективность конкретного типа ламелей может меняться.

Отдельно стоит рассказать о ламеле-насосе. Это ламель, располагающийся на плечевых блоках. При этом, надрез обязательно расширяется к внешнему краю блока. Получается надежнее собирать и выводить воду из пятна контакта.

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение. На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Типоразмер

Типоразмеры фрикционных шин не отличаются от летних или зимних. Маркировка такая же. Давайте рассмотрим ее подробно.

За пример возьмем типоразмер 215/65R16 102T. Маркировка указана на боковине шины. Расшифруем, что обозначает.

  • 215 – ширина профиля. Указывается в миллиметрах.
  • 65 – высота профиля покрышки. Является отношением высоты к ширине профиля. Показывается в процентах. Если этого параметра нет, это высокопрофильная шина с высотой более 80%.
  • R – радиальная конструкция.
  • 16 – внутренний или посадочный диаметр.
  • 102 – индекс нагрузки.
  • T – индекс скорости.

Разберем некоторые нюансы, которые нужно учитывать, подбирая типоразмер фрикционных шин.

В первую очередь нужно учитывать ширину профиля. Оказывает непосредственное влияние на ходовые качества автомобиля. Обычно производитель дает небольшой разбег в допустимой ширине. Для зимы лучше выбирать узкие покрышки, в этом случае гораздо проще будет проезжать по снегу. Если брать наш пример, вместо ширины 215 мм, можно взять 205 мм, это для большей части автомобилей будет разрешенным размером.

Также следует учитывать высоту профиля. Нужно смотреть на особенности эксплуатации автомобиля в вашем случае. Вообще зимние шины липучки можно выбирать по правилу – для зимы лучше высокопрофильная резина.

Но, нужно учитывать некоторые нюансы. Если вы постоянно ездите по снегу, действительно лучше брать шины с профилем больше 75%. В случае, когда постоянно приходится ездить по трассам и городу, резина с высоким профилем будет лишней. Обычно при выборе следуют следующим параметрам.

  • Для европейского протектора лучше выбрать профиль 55-65%. Это связано с более высоким допуском по скорости движения.
  • Для скандинавской шины 65-75%, при эксплуатации в городе. 80% если планируется выезд на снежную целину.

Зная, какие бывают шины по типоразмеру подбирают оптимальный вариант.

Установив высокопрофильные зимние шины стоит помнить, что автомобиль будет менее устойчив на больших скоростях, в поворотах. Будьте внимательны при управлении.

Правильно покупай, не перепутай

В заключении хочется отметить что многие из нас с вами путают фрикционную шину с так называемой ЕВРОЗИМОЙ, а потом рассказывают всем что эта «липучка – ни фига не работает», но это не совсем так. ЕВРОЗИМА рассчитана на очень мягкий климат, буквально на несколько дней или недель не таких низких минусовых температур, также ее эксплуатация рекомендуется на расчищенных и ухоженных дорогах – ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ РЕЗИНА. Не путайте ее с настоящей зимней!

Сейчас небольшое видео работы, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю статья и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Похожие новости

  • Спускает бескамерное колесо | Почему?
  • Bridgestone Dueler H/P SPORT
  • Экономичные шины

Добавить комментарий Отменить ответ

Индекс скорости

Индекс скорости выражается в виде латинской буквы. Он указывается на боковине покрышке в типоразмере. Для расшифровки данных потребуется воспользоваться таблицей. Как правило, на этот параметр влияют особенности резиновой смеси и протектор.

Скандинавские покрышки обычно имеют индекс Q (160 км/ч) или T (190 км/ч). Связано это в первую очередь с техническими особенностями шин, помогающих эффективнее справляться со снегом, при этом делают шину менее надежной на высокой скорости.

Европейские шины часто получают индекс V (240 км/ч). Причина в том, что по составу резиновой смеси, особенностям протектора ближе к дождевым покрышкам, к скорости относятся лояльно.

Вообще на показатель скорости выбирая нешипованные зимние шины стоит смотреть только для справки. Выезжать на лед или просто зимнюю трассу на скорости свыше 140-160 км/ч небезопасно.

Достоинства и недостатки

Авторезина, имеющая шипы

Какой тип зимних шин лучше использовать, можно однозначно определиться, уточнив преимущества и недостатки шипованных и фрикционных автопокрышек.

Преимущества резины – «липучки»:

  • Хорошее сцепление и курсовая устойчивость на мокрой асфальтированной поверхности.
  • Отсутствие шума.
  • Ламели не наносят вред дорожному покрытию.
  • При посещении на собственной машине одной из европейских стран может оказаться, что на территории страны разрешены только ламели и недопустимо применение шипов.
  • При отрицательных температурах указанные автошины обладают достаточной эластичностью, обеспечивающей комфортность и безопасность вождения.
  • Способствуют снижению расхода топливной смеси, потребление горючего немного меньше, чем при использовании шипованной авторезины, но больше, чем на летних автопокрышках.
  • Отсутствие вибраций руля.
  • Эксплуатационный период больше, чем у авторезины, имеющей шипы.

Недостатки фрикционных автопокрышек:

  • Плохое сцепление со льдом либо оледененной поверхностью.
  • Большой тормозной путь на льду.
  • Проходимость на снегу ниже, чем у шипованных изделий.

Преимущества шипованных автопокрышек:

  • Хорошее сцепление при езде по льду и снегу.
  • Быстрое торможение на обледенной поверхности либо на льду.
  • Отличная проходимость машины на глубоком снегу.
  • Управляемость и курсовая устойчивость автомобиля при езде по укатанному снегу значительно лучше, чем у «липучки».

Недостатки шиповки:

  • Шипы увеличивают шумность изделий: комфортность вождения снижается.
  • Шипованные шины способны повредить сухую поверхность асфальта.
  • Характеризуются бОльшим потреблением горючего, чем фрикционные автошины.
  • Меньший эксплуатационный период, чем у оппонента.
  • Присутствие легкой вибрации руля из-за высокого протекторного слоя и шипов.
  • Шипы способны истираться и вылетать.
  • При слишком высоких минусовых температурах (более 200С) снижается сцепление покрышек со льдом, шип царапает лед, но не может его пробить. При этом устойчивость и управляемость автомобиля уменьшаются.

Индекс нагрузки

Чтобы правильно подобрать резину для конкретного автомобиля нужно учитывать индекс нагрузки. Найти его можно на боковине. Обычно указывается в виде индекса, который расшифровают по таблице. Иногда коммерческие покрышки могут иметь просто указание максимальной массы на одно колесо в килограммах.

Давайте разберемся на примере как выбрать шину по этому параметру. Сделать это можно самостоятельно.

  • Смотрим в ПТС автомобиля максимальную снаряженную массу. Допустим у нас это будет 2400 кг.
  • Делим 2400 кг на 4 (количество колес). Получаем нагрузку на одно колесо 600 кг.
  • Ищем в таблице нагрузку, ей соответствует индекс 90.

Максимально допустимый индекс для нашего автомобиля будет 90.

Рекомендуется всегда брать нешипуемые шины с индексом немного меньше максимального. Это поможет избежать проблем в случае перегруза.

Правила обкатки зимних фрикционных шин

Часто водителей интересуют какие правила обкатки следует применять для нешипованных шин. Вообще никаких жестких требований по обкатыванию фрикционной авторезины нет. Тут нет шипов, которые требуют времени, чтобы встать на место.

Но, на поверхности протектора остается пленка состава, которым смазывается форма для изготовления покрышки. Из-за этого новая шина всегда имеет сниженный коэффициент сцепления с дорогой. Поэтому, первые 50-100 км пути избегайте ситуаций с резкими торможениями и разгонами. Больше ничего не требуется.

Чем шипы отличаются от липучек

Принцип работы шипованных колес прост и понятен: сцепление со льдом обеспечивает выступающие над поверхностью резины металлические штифты.

Липучки, которые правильнее называть фрикционными шинами, эффективны за счет особого строения ламелей, микроструктуры кромок протектора и специального состава резины. Эти особенности позволяют шине создавать большую силу трения на поверхности.

Фрикционные покрышки нельзя путать с нешипованной зимней резиной, которая раньше широко выпускалась отечественными шинными компаниями. Модели старого образца представляли собой обычные шиповки, на которые не устанавливались шипы. При желании их можно было оснастить шипами в гаражных условиях. Липучки работают принципиально по-другому, шиповать их нельзя. Именно поэтому их правильнее называть не «нешипованные», а «нешипуемые» шины.

Срок службы зимней резины

При покупке смотрите, когда была произведена автошина. Согласно требованиям ГОСТов, храниться на складе должна не более 3 лет с момента изготовления. Естественно, чем меньше срок хранения, тем лучше.

Максимальный срок эксплуатации 5 лет. Даже хорошие покрышки не стоит эксплуатировать дольше этого срока. А на практике, следует менять еще раньше. Дело в протекторе, изначально имеет глубину канавок 8-10 мм. Допустимой считается глубина в 4-6 мм, если протектор стирается до этого уровня покрышку следует поменять. Определить глубину канавок можно самому, по меткам установленным производителем, или заехать на ближайший шиномонтаж, проверить глубиномером.

Максимальный пробег для шины может достигать 45-60 тысяч километров. Зависит от производителя, типа протектора. Европейские покрышки служат дольше.

Средний срок службы на практике составляет 2-3 сезона. Чтобы избежать проблем перед каждой зимой следует тщательно осматривать резину, проверять протектор на предмет износа. Если имеются сомнения, лучше заменить комплект. Сказывается хранение летом, особенности складирования сильно влияют на срок службы.

Производители резины липучки

Зимняя резина липучка фирмы Bridgestone

Срок службы зимней резины липучки, при правильной эксплуатации и только в зимний период, в среднем составляет около десяти лет. На рынке автошин есть значительный выбор липучек:

  1. Bridgestone Blizzak VRX. Японское производство. Эти липучки отмечают хорошую проходимость по заснеженной дороге и быстрое торможение.
  2. Continental ContiWinterContact TS850. Разработана для умеренных зим. Хорошо показала себя на мокрых дорогах.
  3. Michelin, Nokian, Pirelli, Goodyear.

Трудно сказать, какая самая лучшая зимняя резина липучка. Все фирмы стараются выпускать только качественную продукцию. Выбор остается за автовладельцами. Особое внимание стоит обратить на глубину рисунка и на наличие шашечек, расположенных по всей поверхности в шахматном порядке. И конечно, надо иметь ввиду регион проживания. Технические рекомендации липучек разные. Одни рассчитаны на теплые и влажные зимы, другие на более суровые и сухие. Прежде, чем приобрести резину липучку, необходимо ознакомиться с паспортом, в котором описаны все рекомендации. И не стоит зариться на низкие цены. Возможно, что это не фирменная резина, а фальсификат. Запрета липучки резины в России нет. Хотя наша страна климатически очень разнообразна. На Урале и в Сибири зимние морозы опускаются ниже -30°C. Зимы сухие и снежные. В европейской части страны зимы мягкие и влажные, с небольшой заснеженностью и снежной кашей на дорогах. В любом случае, выбирать резину следует обдуманно, руководствуясь в первую очередь личной и общественной безопасностью.

Как сэкономить при покупке

Часто перед водителями встает вопрос, как сэкономить на зимней резине. Многие делают ошибку, покупая бывшие в употреблении шины. Этого делать нельзя. Ведь вы не знаете, как ее использовали, были ли повреждения и другие нюансы. При современном уровне технологий, к примеру, сложно отличить восстановленный протектор, а сотрется очень быстро. Поэтому, берите только новые покрышки.

Если нужно сэкономить, есть вариант с меньшим типоразмером. Такая резина стоит меньше. Важно учитывать рекомендации производителя автомобиля, и укладываться в допустимые параметры.

Однозначно ответить какие лучше брать нешипованные шины невозможно. Слишком много параметров влияет на выбор. Перечислим основные параметры:

  • тип протектора;
  • типоразмер;
  • допустимая нагрузка.

Это основные моменты, влияющие на эксплуатационные характеристики покрышек.

Когда менять липучку на летнюю резину

Замена резины в автосервисе

Весной, когда снег интенсивно тает, а температура воздуха в дневной период стоит в среднем на нуле, любую зимнюю резину пора менять на летнюю. Прежде всего, из-за соображений безопасности и большого износа шин, не предназначенных для эксплуатации вне сезона.

В теплый период резина липучка становится особенно мягкой и теряет часть своих свойств. Поэтому, до какой температуры можно ездить на липучках, производители однозначно рекомендуют не более, чем до +5°C. Кстати, существует штраф в размере 500 рублей за несвоевременную смену резины. В каждом регионе наступает свое время для переобувания машины, согласно климатическим условиям, главное, не упустить его. К тому же, при ДТП, страховая компания может не выплатить ущерб из-за не сезонной шины. Можно ли ездить на липучке летом? Таким вопросом задаются многие водители. На разных форумах есть различные мнения на эту тему. А ведь надо всего лишь ознакомиться с техническими характеристиками этой покрышки. Ответ здесь однозначный. Технические специалисты объясняют, что езда на липучке летом небезопасна. Совет водителям, еще раз хорошо подумать, прежде чем использовать липучку в теплый период. Ведь от этого зависит безопасность на дорогах, собственная жизнь и здоровье окружающих людей. В летний период, когда липучка сильно размягчается, автомобиль практически «плавает» по дороге. Зимняя резина липучка летом к использованию запрещена законодательством. В нем конкретно сказано, что зимняя резина не допустима к эксплуатации с начала июня и до конца августа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]