Геометрия кузова: как правильно замерить и исправить


31.10.2019
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какое значение при измерении геометрии кузова имеют контрольные точки
  • Что, кроме ДТП, может изменить геометрию кузова
  • Почему полезно проводить диагностику геометрии кузова не только после ДТП или перед покупкой
  • Можно ли качественно провести диагностику геометрии кузова в гараже
  • Нужно ли выравнивать колеса перед измерением геометрии кузова

Среднестатистический владелец автомобиля может длительное время пользоваться своим авто, совершенно не интересуясь таким понятием как геометрия кузова. Тем не менее, эта характеристика влияет не только на внешний вид машины, но и на безопасность ее эксплуатации. В этой статье мы расскажем, что такое геометрия кузова, как проверить этот параметр, в каких единицах он измеряется и на что может повлиять его нарушение. Кроме того, мы рассмотрим основные варианты проверки и измерения этой характеристики в гаражных условиях и на специализированных автосервисах, которые выполняют кузовной ремонт с применением современного технологичного оборудования.

Что значат контрольные точки геометрии кузова

Чтобы получить представление о рассматриваемой характеристике, следует, прежде всего, разобраться с таким понятием как контрольные точки, которые необходимы для правильного проведения измерений.

Большая часть контрольных точек автомобиля являются технологическими отверстиями в элементах его кузова. В принципе, контрольными точками могут выступать все стационарные элементы на структурных кузовных деталях. Например, можно проводить замеры расстояний между симметричными углами кузова.

Необходимо, чтобы контрольные точки находились в горизонтальной или вертикальной плоскостях. Место их нахождения у разных моделей машин может отличаться (обычно, это указывается в руководстве по ремонту авто, где также приведено расстояние между конкретными контрольными точками).

При проверке геометрии кузова размеры учитываются между центрами или краями контрольных отверстий.

Как правило, это расстояние между центрами стационарных отверстий, которые находятся на противоположных участках кузова машины. В случае, когда такие отверстия имеют достаточно большой диаметр, нужно измерять расстояние между их краями.

Рекомендуем

«Способы тонировки фар: какой выбрать» Подробнее
При необходимости могут проводиться измерения расстояния между определенными точками крепления деталей ходовой части, влияющими на показатели развал-схождения. Кроме того, могут также измеряться углы положения колес.

После ДТП, в результате которого был деформирован кузов машины, по контрольным точкам определяется центральная плоскость кузова машины (для этого используются точки, расположенные на неповрежденной части авто). Отталкиваясь от такой плоскости, можно определить наличие отклонений на поврежденной стороне и правильно провести работы по восстановлению кузова.

Для проверки геометрии кузова с помощью измерительной линейки, следует найти данные по заводским параметрам удаленности контрольных точек. При выполнении измерений очень важно учитывать, какие размеры указываются в инструкции – между центрами или между краями отверстий. Если возможность получения заводских данных по геометрии кузова конкретной модели машины отсутствует, то в качестве эталонных размеров используются параметры аналогичного неповрежденного авто. Кроме того, можно провести сравнение расстояний между контрольными точками, расположенными на неповрежденной стороне кузова.

С какими автомобилями мы работаем?

Ремонт и покраска для всех популярных марок авто

Audi

BMW

Chevrolet

Citroen

Ford

Honda

Hyundai

Infiniti

KIA

Land Rover

Lexus

Mazda

Mercedes

Mitsubishi

MINI

Nissan

Opel

Peugeot

Porsche

Renault

Skoda

SsangYong

Subaru

Suzuki

Volkswagen

Volvo

Lada

Что такое геометрия кузова автомобиля

Что входит в понятие геометрии кузова машины? Как и с помощью каких приспособлений проводятся измерения этой геометрии? Рассматриваемое в нашей статье понятие можно охарактеризовать как установленную производителем систему расположения контрольных точек кузова друг относительно друга. Другими словами, геометрия кузова определяет точное расположение кузовных деталей, обеспечивающее слаженную работу узлов и агрегатов, закрепленных на кузове. Расположение таких деталей может определяться по размерам диагоналей проемов дверей, подкапотной части и багажника.

Наиболее важные контрольные размеры геометрии кузова показывают удаленность элементов, выполняющих несущую функцию по отношению к узлам подвески (расстояние между лонжеронами, стаканами и другими кузовными деталями, к которым крепится подвеска).

Таким образом, можно сделать вывод, что геометрия кузова влияет на колесную базу машины, размер колес и другие характеристики, являющиеся важной составляющей комфортной и безопасной езды. В связи с этим необходимо внимательно относиться к этому параметру. Какие факторы приводят к нарушению геометрии кузова?

К таким последствиям могут привести:

  • дефекты дорожного покрытия;
  • препятствия на дорогах;
  • ДТП и последствия стихийных бедствий.

Факторы, которые приводят к нарушению геометрии кузова, могут оказывать различное по силе воздействие, что влияет на степень изменения расстояний между контрольными точками.

К примеру, все неровности дорожного покрытия и нагрузку, возникающую при случайном наезде на препятствия, в основном принимает на себя ходовая часть машины, но при этом и кузов может получать незаметные, на первый взгляд, деформации, которые накапливаются со временем.

Первые признаки нарушения

Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:

  1. Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.

В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.

  1. Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
  2. На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
  3. Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.

Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.

Зачем проводить проверку геометрии кузова автомобиля

Диагностика геометрии кузова входит в число основных проверок, которые эксперты рекомендуют проводить перед тем, как купить машину с пробегом. Это позволит потенциальному покупателю выяснить, попадал ли автомобиль в ДТП, в каких условиях он эксплуатировался и насколько качественно выполнялся его ремонт.

В некоторых случаях измерение расстояний между контрольными точками осуществляется для проверки качества рихтовки и ремонта кузова. Не всегда владелец авто, которое было отремонтировано после ДТП, уделяет должное внимание проверке качества выполненных работ. На первый взгляд, все может выглядеть достаточно хорошо, но не всегда можно восстановить кузов после аварии методом простой рихтовки и вытягивания вмятин. В некоторых случаях необходимо проводить замену отдельных кузовных элементов, осуществлять «холодное» или «горячее» вытягивание деталей. Некачественное восстановление геометрии кузова может в будущем привести к серьезным неприятностям.

Автовладельцы, которые ответственно относятся к состоянию своего авто, стараются регулярно проверять правильность геометрии кузова. Можно встретить рекомендации специалистов относительно ежегодного проведения измерения расстояний между контрольными точками. Более того, некоторые автосервисы предлагают своим клиентам проверять геометрию кузова каждые полгода. Если учитывать состояние отечественных автомагистралей, то такие рекомендации можно считать вполне резонными.

Некоторые автовладельцы, даже не уточняя, сколько стоит геометрия кузова, утверждают, что это бессмысленные расходы. Таким водителям следует знать о существовании ряда признаков, при которых следует поскорее провести такую диагностику. Чем скорее они обратятся в автосервис, тем меньше нужно будет заплатить за устранение дефектов.

  1. Первым признаком нарушения геометрии кузова авто является плохое закрывание капота, багажника или дверей. Если причиной затрудненного закрывания дверок не являются просевшие петли, значит, имеет место деформация стоек или других кузовных элементов.
  2. Второй признак значительной деформации кузова будет куда более опасным. Он связан с нестабильным поведением машины на высоких скоростях. Она может «рыскать» в разные стороны, вибрировать в движении или автомобиль будет сильно тянуть в одну сторону. Если причина такого поведения авто не заключается в неисправной подвеске, значит, присутствует серьезная проблема с лонжеронами, стаканами или другими несущими элементами.

Что такое развал, нормативные показатели (цифры), как регулируется?

Развал — параметр, отражающий угол наклона колеса по отношению к вертикальной плоскости.

Развал бывает:

  • Положительным. В этом случае верхняя сторона колес отклоняется в стороны (наружу).
  • Отрицательным — верхние части колес сведены вовнутрь.

Главное назначение развала — гашение вибраций рулевого колеса в случае наезда на препятствия. Вибрации не передаются через рулевую трапецию, а гасятся, благодаря упругости колес.

Нарушение развала приводит к следующим последствиям:

  1. Ухудшению контакта шины с дорогой;
  2. Снижение устойчивости на крутых поворотах;
  3. Ускорение износа покрышек;
  4. Изменение радиуса обката.

В большей части машин, кроме тех, на которых установлена подвеска «МакФерсон», развал равен 0-45\’ (иногда до двух градусов).

На машинах, оборудованных подвеской «МакФерсон» развал отрицательный или нулевой, что обусловлено особыми конструктивными особенностями транспортного средства.

Что касается конструктивных особенностей авто с подвесками МакФерсон, то в них регулировка углов схождения не предусмотрена.

Распространенные причины нарушений развала:

  • Нарушение целостности рычагов;
  • Разрушение резинометаллических шарниров;
  • Деформация ступичных узлов и стоек.

Такое возможно при попадании в ямы или открытые люки, при сильном ударе о бордюры.

Если развал имеет небольшое отклонение, то производится его регулировка. Для этого придется откручивать два болта соединяющие кронштейн стойки амортизатора и поворотный кулак и путем сдвигания последнего добиться нормативных показателей.

Не забудьте поставить метки на болтах, чтобы запомнить их положение.

Такая регулировка характерна в основном для отечественных автомобилей и некоторых иномарок.

Если отклонения очень большие и не поддаются регулировке, то замена амортизатора позволяет вернуть показатель в норму. Если же параметр расходится больше (от 2 градусов и выше), то проверьте ступицу и цапфу.

Правила измерения геометрии кузова авто

  1. Для правильного проведения замеров расстояний между контрольными точками нужно установить машину на ровной поверхности и проверить давление в колесах (оно должно быть одинаковым). Некоторые измерительные линейки имеют встроенный уровень, позволяющий осуществлять измерения параллельно плоскости авто (параллельное положение линей часто является необходимым условием, чтобы точно сравнить полученные данные с точными данными относительно расстояния между контрольными точками). Следует отметить, что некоторые руководства по ремонту могут содержать сведения по расстояниям, выраженные в значениях шкалы измерительной линейки, а в другой документации могут приводиться фактические расстояния между контрольными точками (это, как правило, совершенно разные данные). Чтобы провести измерение расстояний в шкале линейки, измерительный прибор нужно в обязательном порядке располагать параллельно кузову. В противном случае показания будут некорректными. Чтобы удовлетворить требование параллельности, указатели измерительной линейки нужно выдвинуть на разную длину. В таком случае показания по шкале линейки будут отличаться от тех, которые можно получить с помощью рулетки (фактические показатели расстояния между контрольными точками). Если же указатели линейки при проведении измерений выдвинуты на одинаковое расстояние, то значение на ее шкале будет таким же, как и фактическое расстояние от одной точки до другой.
  2. Замеры следует проводить между фиксированным точкам кузова (технологические отверстия, крепежные разъемы, болты и т.д.).
  3. Каждый замер нужно проверить с использованием 2-х вспомогательных контрольных точек.
    Предпочтительнее проводить измерение расстояний между наиболее удаленными контрольными точками. При таких замерах картина смещения конструкционных элементов кузова будет более достоверной.
  4. Иногда проведение замеров между аналогичными контрольными точками, которые расположены с противоположных сторон кузова, позволяет получить более объективную информацию относительно наличия деформаций, чем замеры по диагонали. Диагональные измерения необходимо дополнять замерами по длине кузова.
  5. Проверка расстояний между контрольными точками приемлет суммарный допуск, не превышающий 3 мм (именно такая погрешность длительное время была допустимой для автопроизводителей). Современные технологии дают возможность выпускать кузова автомобилей с нулевой погрешностью.
    Рекомендуем

    «Чем отмыть лобовое стекло быстро и без проблем» Подробнее

  6. Замер расстояний между контрольными точками, в качестве которых используются технологические отверстия с равным диаметром, проводят между их центрами или от края к краю. Измерение расстояний между крепежными элементами (например, между болтами) проводится от центра к центру.
  7. Если нужно измерить расстояние между отверстиями, которые имеют разный диаметр, то нужно выполнять 2 замера. Вначале измеряется расстояние между внутренними краями отверстий, а затем – между наружными. Чтобы найти расстояние между такими отверстиями, полученные результаты нужно сложить и разделить на два.

Технические характеристики авто

Пятидверная модель Гранты с кузовом лифтбек вобрала в себя лучшие качества одноклассников, сохраняя силовой корпус седана и большой объем багажника хэтчбека. При этом она обладает стремительным, динамичным обликом. Для усиления прочности кузова использованы дополнительные ребра жесткости, расположенные между полом багажника и арками колес, также увеличена толщина пола и лонжеронов. Оригинальность дизайну придали поднятая линия окон, скошенная крыша и новые обвес, передний и задний бампер. Улучшенная аэродинамика авто позволила уменьшить гидродинамическое сопротивление, снизить расход топлива и исключить загрязнение заднего стекла.

Гранта лифтбек выпускается в комплектациях стандарт, классик, комфорт и люкс. Для обозначения той или иной комплектации к основному номеру модели добавляются индексы. Например, ВАЗ 219110 – стандарт, ВАЗ 219170 – классик старт, и так далее.

Геометрические размеры Лада Гранта лифтбек приведены на рисунке.

Основные технические и динамические характеристики Гранты в кузове лифтбек приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Параметры авто в зависимости от типа мотора и КПП

Агрегаты и параметры

Показатели

Таблица 2. Характеристики Лада Гранта лифтбек в зависимости от комплектации

Комплектация

Кол-во клапанов

С момента выпуска первой партии Лада Гранта лифтбек были проведены несколько краш-тестов. Первый был сделан в Чехии с одной подушкой безопасности, результат – 8,4 балла из 16. Для машины этого класса неплохой, учитывая показатели таких автомобилей, как Hyundai Solaris (8,5 балла), Hyundai Accent (8,9 балла), Chevrolet Lanos (8,1 балла) и Fiat Albea (7,5 балла). Геометрические размеры салона при ударе почти не изменились, и водитель, если бы это случилось, не получил бы никаких повреждений, кроме испуга.

Как проверяют геометрию кузова автомобиля

Мнение о том, что отсутствие отклонений в показателях развала схождения колес машины может служить подтверждением правильной геометрии кузова, является ошибочным. Диагностика кузова – это отдельная процедура, для которой необходимы специальные стенды и стапели.

С помощью таких устройств по контрольным точкам можно проверить соответствие размеров и диагоналей подкапотной части, багажника, дверных проемов, а также расстояние между лонжеронами, усилителями, несущими деталями кузова и т.д.

Существуют три варианта проверки геометрии кузова:

  • Проведение замеров расстояний между контрольными точками. Этот вид диагностики позволяет быстро проверить правильность геометрии как перед началом ремонтных работ, так и в процессе их выполнения. Выполняют такие замеры с помощью обычной рулетки или специальной линейки.
  • В ходе сравнительных измерений проводится анализ соответствия расстояний между симметричными точками, расположенными на противоположных сторонах кузова. Это вид проверки отличается универсальностью и простотой проведения диагностики кузовных повреждений. Как правило, специалисты сравнивают длину диагоналей между симметричными точками кузова. В этом случае можно сравнить данные замеров на поврежденной и целой стороне автомобиля.
  • При трехмерном измерении производится определение пространственное расположения контрольных точек по отношению к базовым плоскостям кузова. Для такой диагностики необходимо иметь специальное оборудование.

В ходе проведения замеров специалист может установить степень основных повреждений, определить наличие второстепенных дефектов и наметить план восстановительных работ.

Для измерения геометрии кузова применяют мерные линейки или используют стационарное оборудование, стапель, который позволяет выполнить проверку расстояний между контрольными точками по специальным меткам или по электронным маячкам.

Для этого машину с помощью цепей фиксируют на платформе и на определенные точки кузова навешивают измерительные датчики. Достаточно часто мастера сталкиваются с ситуацией, когда контрольные точки спрятаны под обшивкой панелей кузова, под бамперами, под защитными элементами, поэтому приходится проводить частичную разборку кузова, чтобы обеспечить доступ к скрытым местам.

Чтобы провести в отношении геометрии кузова восстановление исходных параметров, в автосервисе проводят рихтовочные работы. Это достаточно сложная и многоэтапная работа, которая должна выполняться квалифицированными мастера, которые имеют соответствующее образование, опыт и хорошо чувствуют металл.

Гаражные специалисты могут рассказывать, что без проблем восстановят ваш автомобиль после аварии с помощью специальной сертифицированной линейки. Но доверять таким заверениям не стоит. Без такого оборудования, как стапель, геометрию кузова после серьезной аварии в полной мере восстановить не получится. Машины, отремонтированные в кустарных условиях, как правило, имеют отклонения в геометрии кузова.

Рекомендуем

«Скол на стекле: что делать в данной ситуации» Подробнее
Ранее мы уже отмечали, что диагностику кузова по контрольным точкам следует проводить не реже, чем раз в год или каждые 30 тыс. км. пробега.

Если автосервис не оборудован специальными стендами, то мастер по кузовному ремонту может воспользоваться линейкой для замера геометрии кузова, но это не очень надежный метод, который может давать погрешность в районе 5 миллиметров в ту или иную сторону.

На стапеле можно измерить размеры таких элементов кузова, как:

  • проем багажного отсека;
  • подкапотное пространство;
  • передние и задние лонжероны;
  • проемы окон;
  • дверные проемы;
  • срезы передней, средней, задней части машины.

Для выпрямления каркаса авто в автомастерских используют гидравлическое оборудование и вакуумные присоски.

Полное восстановление геометрии кузова (исправление после серьезных ДТП) может проводиться путем вытягивания, но только в том случае, если металл сохранил свои характеристики.

Для компьютерной кузовной диагностики применяют диодные указки. Это приспособление позволяет выполнить все необходимые измерения без разборки. Для диагностики машина устанавливается на стенд. Компьютерная программа произведет все необходимые замеры и наложит их на виртуальный шаблон конкретной модели авто. Такая проверка занимает около 10 минут, а владелец авто получает на руки распечатку кузова с отмеченными проблемными местами. Допустимая погрешность такой диагностики находится в пределах 5 мм.

ALEX1887 › Blog › Замеры кузова

Обидно, получив машину из кузовного ремонта на СТО или в мастерской, обнаружить, что едет она как-то не так: тянет в сторону, плохо слушается руля, неважно держит дорогу, хотя сход и развал передних колес проверены после ремонта не раз. Опытный автомобилист сразу определит причину: нарушена геометрия кузова, а на вопрос «что делать!» ответит: «Заменить машину». Можно ли этого избежать и как, рассказывает кандидат технических наук А. НАУМОВ.

Под «геометрией кузова» понимают расположение некоторых его точек одна относительно другой и осей автомобиля. Это в первую очередь точки, определяющие положение переднего и заднего мостов (следовательно, и колес), двигателя. Их смещение вызывает ухудшение ходовых свойств автомобиля (а с ним износ шин, увеличение расхода топлива и т. п.). Отрицательно сказывается также изменение положения центра тяжести машины. Беда в том, что при ремонте кузова, деформированного после столкновения или вследствие сильной коррозии, не уделяют должного внимания восстановлению положения этих базовых точек. В лучшем случае выполняют только два из трех технических требований к контролю геометрических параметров (эти требования изложены в ТУ 37.009.021-88 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания&raquo: проверяют величины зазоров по дверям, капоту и крышке багажника, а также углы установки управляемых колес. Требования же, касающиеся взаимного расположения подвесок и мостов, часто оставляют без внимания. В этих же ТУ приведена простая методика проверки, которая сводится к измерению обычной рулеткой диагональных и продольных расстояний между симметричными точками передней и задней подвесок и мостов (рис. 1).

Допустимая разность диагональных и продольных размеров — не более 0,4 % от большей величины. Клиенту СТО полезно знать свои права, которые определены, в частности, в пункте 4.5 этих же ТУ: «Передача кузова или его составной части заказчику может быть осуществлена только при положительных результатах контроля. При получении кузова или его составных частей заказчик имеет право проверить качество работ, выполненных СТО». Надо прямо сказать, почему СТО не афишируют эти документы: обеспечить требуемую геометрию основания кузова и контроль в процессе ремонта, не имея специального оборудования, весьма сложно, а способ «на глазок», которым пользуются, может привести к конфликту, если клиент, осведомленный о методике контроля, потребует устранить отклонения. Как же работают солидные предприятия? В САЦ «АвтоВАЗтехобслуживания» положение точек крепления передней и задней подвесок, стабилизатора поперечной устойчивости и других ответственных элементов шасси должны проверять на специальном стапеле — БС-1 23.000. (Стапели того же назначения разработаны и в «Росавтотехобслуживании».) Он в максимально возможной степени воспроизводит кондукторы, применяемые заводом при сборке кузовов. Стапель представляет собой достаточно жесткую раму с кронштейнами, на которых при помощи штифтов фиксируются контролируемые отверстия в элементах днища кузова. Если кузов деформирован, установить штифты не удастся. Этот способ контроля эффективен при устранении сложных повреждений, когда приходится разбирать автомобиль, снимать мосты и коробку передач. Он позволяет с гарантированной точностью устанавливать новые лонжероны и другие части основания кузова, исключает возможность ошибок, связанных с измерениями. Но, как видим, весьма трудоемок. Поэтому за рубежом большее распространение получил другой способ, не требующий разборки автомобиля. Он основан на измерении расстояний между точками, указанными в карте контрольных замеров, которыми завод-изготовитель снабжает свои автомобили (рис. 2).

Можно ли провести диагностику геометрии кузова в домашних условиях

Если восстановление геометрии кузова в автосервисе вам не подходит, то при необходимости (к примеру, если стали появляться проблемы с управляемостью авто без видимых причин) такую процедуру можно выполнить самостоятельно в гараже. Для измерения понадобятся следующие приспособления:

  • раскладная измерительная линейка;
  • рулетка без дополнительных люфтов;
  • масштабная рейка;
  • циркуль;
  • штангенциркуль.

Определить точное расположение контрольных точек можно с помощью технической документации для вашего автомобиля. Если под рукой таких документов нет, можно посмотреть в интернете. Рекомендуем пользоваться официальными сайтами от производителя вашей модели. На японские машины найти техдокументацию легче (она есть в свободном доступе), чем на европейские модели.

Как проверяется геометрия кузова своими руками:

  1. На глаз посмотреть, если двери автомобиля, багажная крышка и капот закрываются неплотно. Проверить расстояние проемов дверей.
  2. С помощью рулетки измерить расстояние между осями. Для этого машину нужно поставить на яму.
  3. Измерить поперечное расстояние между колесными осями.
  4. Определить, где находятся контрольные точки с помощью техдокументации.
  5. При возникновении проблем с доступом к контрольным точкам необходимо снять обшивку.
  6. Замер начинается от центральной части кузова.
  7. Измерить расстояние по диагонали между контрольными точками моторного отсека.
  8. Измерить расстояние между контрольными точками, болтами, направляющими рамы и контрольным точкам на силовом блоке.
  9. После каждого замера проводить дополнительные измерения, чтобы удостовериться в корректности данных.
  10. Проверить крышу по диагонали.

Расхождения на 0,5 см указывают на среднюю степень изменения геометрии, более 1 см — на значительные отклонения в расстоянии.

  • Измерение геометрии кузова рулеткой
    При использовании рулетки необходимо руководствоваться несколькими правилами: отсутствие препятствий для проведения замеров между контрольными точками; измеряемые значения на шкале нужно смотреть под углом в 90 градусов и с одного и того же места (это важно для получения максимально корректных данных); фиксатор ленты рулетки должен быть без дополнительных люфтов.
    Рекомендуем

    «Замена лобового стекла на КИА: полная информация» Подробнее
    Для корректного измерения ленту рулетки необходимо размещать абсолютно ровно между контрольными точками. При работе с небольшими расстояниями доработайте фиксаторы.

  • Измерение геометрии кузова линейкой
    Наиболее распространенным устройством измерения геометрии кузова является специальная геометрическая линейка.

    С помощью данной линейки вы можете проводить измерения между двумя контрольными отметками. Однако после каждого замера нужно делать проверку замером по дополнительным точкам.

    Современная измерительная линейка, предназначенная для измерения геометрии кузова, представляет собой специальный телескопический прибор, который позволяет регулировать указатели значений по высоте. Поскольку линейка складная, то даже при полной длине данные будут измеряться точно. Иногда необходимы дополнительные измерения показателей (это зависит от типа выбранной линейки). К измерительной линейке также прилагаются аксессуары: насадки и специальные расширения для плотного прилегания в контрольных точках.

    Даже при наличии некоторых препятствий между двумя измеряемыми точками, линейка все равно позволит получить точные данные.

    Если смотреть на автомобиль, то он симметричен (если провести воображаемую линию по его центру). Однако стоит заметить, что некоторые точки машины могут быть по отдельным элементам несимметричны. Но это не делает весь автомобиль ассиметричным. Несимметричный автомобиль промышленным способом произвести невозможно.

    Необходимо, чтобы при измерениях указатели крепились в контрольных отверстиях плотно.

    Как говорилось выше, при разной высоте указателей значения на линейной шкале будут различаться с фактическими данными между двумя точками. Чтобы получить максимально корректные измерения, дополнительно измеряются расстояние между указателями.

    Указатели и сама линейка должны быть без каких-либо дефектов и без люфта. Указатели располагают на 90 градусов к линейке.

    В начале измерительных действий длина указателей должны быть на одинаковом расстоянии.

    При сравнении сторон машины, когда точные измерения при замерах не нужны, геометрическая линейка не обязательно должны ставиться параллельно плоскости автомобиля. В данном случае допустимо сравнение расстояний с другой стороной машины или с такими же точками подобного автомобиля. Такое измерение называется сравнительным.

    При измерении указателей не стоит давить на них, чтобы данные не искажались и были максимально корректными. Стоит делать не только диагональные измерения. Нужно еще измерять длину и ширину. Это даст более точную картину о расположении точек. Помните, что даже при смещениях диагональные значения могут совпадать.

  • Измерение геометрии кузова специальным циркулем
    Чтобы измерить геометрию кузова, также используют специальный циркуль, который по своему виду напоминает обычный. Указатели соединены между собой и не имеют шкалы. Проводя сравнительное измерение циркулем, каждый указатель прибора помещают в отверстия контрольных точек. При этом дистанцию между этими точками измеряют отдельно. Указатели фиксируются с помощью специального приспособления, а циркуль переносят на другие контрольные точки для сравнения противоположной стороны. Расстояния между двумя указателями измеряются при помощи рулетки. Преимущества циркуля в том, что с его помощью можно быстро определить асимметрию сторон автомобиля, им же во время ремонта делать измерения легко и удобно. При помощи измерительного циркуля сравнить размеры даже в самых труднодоступных местах намного легче.

Напольные модели

Наряду с подкатными существуют и стационарные решения. Например, это напольный стапель для кузовного ремонта. Такая система представляет собой рельсы, анкеры и крепления для фиксации автомобиля и оснащена специальными стойками, вмонтированными в пол.

Среди главных плюсов напольных моделей нужно выделить низкую цену, простоту монтажа в гараже или мастерской, легкость установки машины. Прежде чем приобретать напольную модель, необходимо учитывать особенность размещения такого стапеля и компактность его размеров. С этой техникой можно сэкономить пространство в мастерской. Если стапель стал не нужен, то рельсы, вмонтированные в пол, можно применить для других задач.

Трёхмерная электронная диагностика геометрии кузова

Диагностика геометрии кузова в трехмерном виде включает в себя данные о длине, ширине и высоте частей кузова. Такое измерение происходит с помощью специальных трехмерных систем.

Принцип работы измерительной системы: данные поступают от воображаемых частей кузова, которые дают представление о расстоянии между его плоскостями.

Трехмерная система измеряет и использует полученные воображаемые плоскости для создания полной картины о состоянии автомобиля.

Основные измерения: от центральной плоскости измеряется ширина, от нулевой плоскости — длина, а от основной плоскости (параллельно днищу) — высота.

  1. Центральная плоскость Центральная линия (или плоскость) разделяет авто на две одинаковые половины (разделять нужно вдоль). Некоторые автомобили имеют метки, помогающие определить центр машины. Обычно их можно найти на верхней или нижней металлической части кузова. Такой меткой можно воспользоваться при наличии специальной линейки или рулетки. Это позволит сэкономить время при замерах. Симметрия будет проявляться в расстояниях между центром и определенной точкой с правой или левой сторон. Расстояния должны быть одинаковы. В большинстве случаев автомобили имеют лишь несколько асимметричных точек, а в остальном они полностью симметричны. Части кузова должны быть зеркальны друг другу.
  2. Измерение днища кузова
    На основной плоскости кузова проводятся два вида измерений: замеры расстояния до контрольных точек по диагонали, а также диагностика на наличие скручивания или смешения по центральной плоскости.

    Наличие/отсутствие скручивания и смещения проверяется по центральной плоскости кузова.

    Проведение такого рода проверки происходит на днище за счет подвешивания в контрольные отверстия центрирующих линеек. Места для подвешивания линеек должны быть без изгибов и деформаций. Вдоль силовых элементов днища крепятся центрирующие линейки. Если присутствует скручивание, значит, линейки не будут расположены параллельно. Совпадать должен и центр измерительных устройств, в противном случае можно говорить о наличии смещения по центральной плоскости.

Пошаговая инструкция построения

Постройка любых самодельных конструкций начинается с этапа проектирования. Нужно сделать такой стапель, который удобно использовать

Важно, чтобы он не занимал слишком много места, блокируя свободное перемещение

Чертежи и размеры

Сначала нужно сделать подходящие чертежи. Уже готовые варианты можно найти ниже. Разметка делается согласно размерам транспортного средства. После начинается этап приготовления и подбора инструментов и материалов. Также нам понадобится сделать достаточно большую крепежную систему, которая бы подходила для нашего транспорта. Хорошо будет приготовить ее с возможностью смены высоты.

  1. Как только все чертежи будут готовы, а материалы подобраны, можно приступать к работе. Сначала придется удалить влагу с материалов и покрыть их грунтовкой. Можно покрасить их сразу, а можно оставить этот шаг напоследок.
  2. Теперь приварить к профилю-основе уголки из металла.
  3. Приварить профиль (это будет стойкой). Он закрепляется болтами.
  4. Теперь привариваются цепи, крюки и выдвижные приспособления.

Изготовление рамы

Рама отвечает за фиксацию автомобиля. Поэтому нужно быть внимательным при ее создании.

  1. Перед созданием рамы необходимо создать наружный каркас. Именно к нему будет монтироваться рама.
  2. В качестве материала подойдет металлический профиль. На нем крепится стойка и захваты (они нужны для фиксации порога автомобиля).
  3. Теперь делаются пороги. Они создаются из металлических уголков.
  4. Пороги устанавливаются на балки, закрепляются болтами.
  5. После монтажа придется закрепить все элементы сваркой.

Крепление кузова к стапелю

Для крепления нужны зажимные струбцины. Если их невозможно купить, сделайте самостоятельно. Понадобятся железнодорожные площадки (то, чем рельсы крепят к шпалам). Каждая из площадок разрезается пополам, а на внутреннюю часть наваривается металл. Его нарезают на ромбики, используя болгарку.

С наружной частью не нужно ничего делать. Также к внутренней части приваривается пластина – 4 миллиметра в толщину. Она важна, чтобы зажимное устройство фиксировало порог и не сгибалось в процессе использования.

От редакции : Как можно продать машину, если она в кредите

Установка стойки и тянущих устройств

Для стоек и устройств подойдут заводские гидравлические приспособления. Если их невозможно купить, подойдет самодельный механизм. Мощность устройства должна быть от 1 до 2 тонн. Чтобы прикрепить тянущие устройства, нужна накладка. Ее делают из швеллера и устанавливают в каркас стапеля. Чтобы поставить механизм стягивания и цепи в любое место, необходимо проделать отверстия в раме по всему стапелю.

К чему может привести эксплуатация автомобиля, у которого нарушена геометрия кузова

Ранее мы отмечали, что правильные параметры геометрии кузова являются важным фактором обеспечения безопасности водителя и пассажиров. Угол наклона колес и их расположение задаются относительно несущих кузовных элементов. Другими словами, нарушенная геометрия кузова не позволит нормально отрегулировать развал-схождение. При небольшом изменении расстояний между контрольными точками специалист сможет выставить нужное положение колес, но это будет временная мера.

Нарушение геометрии способствует постепенной деформации днища автомобиля. Изменения происходят между сварными соединениями, и в длинномерных кузовных деталях могут формироваться складки. Все эти изменения снижают характеристики безопасности кузовной конструкции.

Конструкторы рассчитывают геометрию кузова автомобилей таким образом, чтобы в случае лобового столкновения мотор проваливался под днище. При нарушенной геометрии кузова двигатель в результате удара может влететь в салон авто, что на 25% увеличивает риск смерти водителя и на 50% — пассажиров.

Гаражные рихтовщики, восстанавливая дефекты кузова авто, выполняют простую рихтовку кузовных деталей и подтяжку крепежных болтов. Для проверки расстояний между контрольными точками чаще всего используется обычная рулетка. Если деформация кузова вызвана длительным сроком службы машины, следует проверить все соединения, включая сварные швы.

Для восстановления кузова после аварии необходимо специальное оборудование. Даже, если точность измерений будет очень высокой, то для восстановления параметров кузова нужно не выравнивать деформированные кузовные детали, а заменить их новыми. Если выявлена деформация несущей ямы, то кузов нужно вытягивать на специальном стенде.

Причины деформации кузова

Причины нарушения геометрии кузова могут быть совершенно разными.

  1. Наиболее часто деформация возникает вследствие аварии. Это может быть и серьёзное ДТП, и просто на первый взгляд незначительный инцидент. При серьёзном столкновении проблемы с кузовом явные и требуют обязательного вмешательства, а вот во втором случае хозяин автомобиля может даже не понять, что возникла проблема, требующая вмешательства.
  2. Транспортировка грузов, превышающих допустимые конструкцией авто нормы. Подозрения на такую ситуацию могут возникнуть, если при перевозке слишком тяжёлого груза автомобиль явно проседал или немного заваливался на один бок.
  3. Негативные последствия для кузова могут наблюдаться и при длительной эксплуатации транспортного средства в условиях очень плохих работ. Добавить проблем может и манера вождения хозяина.

Все перечисленные нами причины являются важным основанием для проведения проверки геометрии кузова автомобиля. Экспертизу очень желательно проводить и в том случае, если вы не собираетесь продавать автомобиль. Иначе неисправности машины могут стать источником повышенной опасности для вас и окружающих людей. Это происходит по тому, что машина, имеющая деформации, зачастую становится менее предсказуемой на дороге.

Что думают про геометрию кузова автолюбители

  • Замеры геометрии кузова на глаз = прощай, денежки
    «Кто попадал в серьезное ДТП, те знают, если при аварии возникает подозрение, что есть проблема с геометрией кузова, то вы будете отправлены на экспертизу. В ходе экспертизы измеряют контрольные точки, затем смотрят различие и делают заключение. Обычно в заключении пишут, заменить или отремонтировать детали и прочее…

    Я уверен, практически никто при покупке автомобиля не будет делать подобную экспертизу. И все разговоры о геометрии кузова так и останутся словами. К сожалению, это так. А когда спросишь продавца, где он эти замеры кузова делает, он вам ничего и не скажет. Скажет, что на глаз замеры делал)) Если зазоры более-менее ровные, то геометрия целая. Это так не делается. В моем городе вообще мало кто может сделать замеры компьютерным методом. Экспертизу проводят со специальной измерительной линейкой. И у нас практически все оценщики автомобилей проводят измерения линейкой, а не на компьютере. Я делал экспертизу для своей машины у знакомого оценщика тоже линейкой».

  • Почему важно знать параметры геометрии кузова своего авто?
    «классики» расхождение диагоналей для 1-2 см – это нормально. Главное, чтобы перед и зад разными были :)

    У Хонды по-другому. Тут специально сделано, геометрия рассчитана под удар. Они на заводе делаются неотрегулированные. А после ДТП все в порядке с геометрией становится.

    У Субару вообще геометрия самовыравнивающаяся».

Оценка геометрии на СТО

Самостоятельный замер и оценка состояния кузовных соотношений нужны для того, чтобы сделать вывод о необходимости ремонтных работ, которые возможно качественно сделать только в условиях хорошей СТО. Там, перед ремонтом, также в обязательном порядке проверят и оценят состояние кузовной геометрии, но с помощью более совершенного оборудования.

На современных, хорошо оборудованных техсервисах оценивают геометрию кузова автомобиля с помощью специальных стендов, которые передают считанную информацию на компьютер. Но это в случае дальнейшего ремонта, так как предполагается съем большого количества деталей. Предварительная оценка состояния автомобильной базы также осуществляется с помощью соответствующих замеров, просто в качестве измерительных приборов используются высокоточные лазерные устройства.

Думается, что у многих автолюбителей, прочитавших статью, возникнет желание оценить правильность геометрии кузова своего автомобиля, особенно если вдруг вспомнится, что двери как-то перестали правильно прилегать, а капот в замок хуже попадает.

Угол продольного наклона оси поворота

Угол кастера — параметр, который присущ только для передних подвесок. Он отвечает за управляемость машины во время прохождения крутых виражей.

По сути, это угол, характеризующий наклон поворотной оси колеса назад и вперед.

Угол кастера бывает положительный, отрицательный и нулевой.

На спортивных авто угол кастера может достигать семи градусов. Главная причина отклонения — выход из строя (деформация) нижнего поперечного рычага.

Благодаря углу кастера, рулевое колесо возвращается в исходное положение (если параметр правильно отрегулирован).

На обычных машинах размер угла продольного наклона является положительным (к примеру, у Mitsubishi Outlander XL этот параметр равен 2,35 градуса).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]