Ремонт средней (боковой) стойки
Технологии ремонта, их выбор после дефектовки повреждений
Чтобы предложить заказчику экономный вариант кузовного ремонта средней стойки дверей, опытным мастерам нашего автосервиса недостаточно простого визуального осмотра. Небольшая вмятина на металле стойки может быть связана с повреждениями точек сварки или сварного шва, соединяющего кузовной элемент с порогами и крышей. Как правило, такие деформации связаны с нарушением геометрии кузова и требуют серьезного ремонта.
Выяснить правильную технологию ремонта стойки мастер может только после детального осмотра, замеров параметров кузова машины на стенде по заводским контрольным точкам. Внутренние повреждения, трещины, порывы металла могут обнаружиться в ходе ремонта, при разборке стойки. Значительная длина средней стойки увеличивает последствия деформации. При боковых ударах искривления средней стойки ведут к изменениям геометрии двух дверных проемов. Изгиб стойки нарушает правильное расположение дверных петель задней двери, замков запирания дверей.
При незначительных повреждениях (вмятинах, сколах), не затрагивающих структуру металла, возможно применение щадящих методов правки металла стойки. Без дополнительной покраски мастера применяют клеевую, вакуумную вытяжку металла. Глубокие вмятины в профилированном металле средней стойки ремонтируют споттерной вытяжкой или ручной рихтовкой. Для ручных операций требуется разборка стойки. В некоторых конструкциях для ручной рихтовки необходимо в профиле прорезать вырезы для проводки в полость стойки специальной наковаленки.
Ремонты сложных аварийных (с порывами металла) и коррозионных повреждений требуют разборки стойки. Одновременно ремонтируются связанные кузовные элементы (пороги, несущие лонжероны, соединения с крышей). При демонтаже стойки мастера высверливают точки контактной сварки, срезают сварные швы. Перед этим необходимо снять двери машины, разобрать сиденья, изолировать или разобрать оборудование салона.
После рихтовки, восстановления стойки монтаж предусматривает:
- примерку средней стойки на временных креплениях, проверку геометрии дверных, оконных проемов;
- регулировку зазоров, положения дверных петель, замков;
- точечную или полуавтоматическую электросварку с соблюдением заводских технологий;
- зачистку сварных точек, швов;
- антикоррозийную обработку внутренних поверхностей;
- грунтовку, шлифовку наружных плоскостей;
- сборку всех снятых элементов кузова и салона;
- локальную покраску стойки или всего автомобиля;
- полировку кузова.
Опыта и мастерства маляра требует точный подбор оттенка автомобильной краски при локальной покраске стойки. После работы опытного специалиста цвет стойки неотличим от тона выцветшей эмали всего кузова.
Заказ ремонта стойки в нашем автосервисе: преимущества и бонусы
В кузовном цехе нашего автосервиса нет ограничений по сложности ремонта деформированных стоек. Принимая автомобиль в ремонт, мастера предлагают клиентам экономичные варианты работ, объясняют необходимость применения конкретной технологии, обсуждают с заказчиком смету ремонта. Присутствие клиента при замерах, отражение в документах всех ремонтных операций исключают возможные споры и разногласия.
Наши постоянные клиенты в своих отзывах отмечают реальные выгоды заказа:
- прозрачность сметы;
- высокую квалификацию, опыт специалистов кузовного цеха;
- скорость проведения работ;
- доступные расценки;
- точное соблюдение договорных обязательств;
- собственные гарантии на качество ремонта;
- широкий спектр сопутствующих работ;
- бережное отношение к машине заказчика.
Заказывая у нас кузовные работы, вы можете быть уверены в полноте, технологической правильности и долговечности отремонтированных деталей кузова. Для наших заказчиков удобны прием авто в работу в вечернее время (до 22 часов), накопительные скидки, простая процедура заказа (телефонный звонок или электронная заявка).
Стойки кузова
При разработке автомобильного конструкции кузова инженеры обращают внимание на массу факторов, которые в дальнейшем определяют аэродинамические качества автомобиля и его аварийную устойчивость. Кузов крепится к раме автомобиля. Если проводить аналогии с человеческим телом, то стойки кузова можно сравнить с позвоночником.
Для чего нужны стойки кузова
Наверняка многим приходилось видеть автомобили после ДТП. Порой их сворачивает так сильно, что сложно опознать в этой куче металлолома транспортное средство. Однако, нельзя не заметить, что в зависимости от удара, кузов равномерно начинает разворачивать в ту или иную сторону — это заслуга стоек. Если бы их не было, то кузов при столкновении сжался бы как спущенный мяч.
В зависимости от типа кузова автомобиля меняется количество стоек и форма каждой из них. Изначально доминировали автомобили разборной конструкции, каждая стойка являлась отдельным элементом. Но с развитием автомобилестроения количество деталей постоянно сокращается. Например, боковина кузова Audi A8 состоит из 8 частей, в то время как боковина Audi A2 выполнена как цельная деталь.
В конструкции классического седана можно выделить задние, средние и передние стойки, каждая из которых выполняет несколько функций.
Конструкция стоек:
— наружная часть;
— накладка;
Наружная часть имеет форму балки, накладка повторяет форму наружной части, но имеет отверстия и приваривается к отбортовке наружного профиля. Нижняя часть стойки соединяется с порогом кузова, а верхняя – с крышей.
Виды стоек и их особенности
Средняя стойка является элементом кузова, состояние которой напрямую влияет на состояние дверей автомобиля и его крыши. При деформации стойки смещаются оси дверей и происходит деформация крыши.
Именно средняя стойка страдает больше всего при боковом ударе. Если стойка повреждена незначительно, то ее можно отремонтировать, в противном случае осуществляется замена.
Белой вороной среди автомобилей является Ford S-Max, на котором средние стойки отсутствуют. Инженеры компании Ford приняли такое решение для установки сдвижных дверей, которые изготавливаются из высокопрочной стали. В результате получается минивэн с шириной дверного проема около полутора метров. По словам инженеров, средние стойки интегрированы в двери.
Передняя стойка кузова является элементом, препятствующим деформации кузова при лобовом столкновении. Нижняя часть стойки соединяется с крышей автомобиля, нижняя – с порогом. Для повышения прочности используют усилители и накладки.
Задняя стойка кузова меняет форму чаще остальных. В зависимости от типа кузова задняя стойка может отличаться по длине и по способу крепления. Самая распространенная форма задней стойки – изгиб Хофмайтера.
Впервые изогнутая форма для задних стоек была применена для автомобилей BMW в 1961 году. Такая форма применяется для задних стоек и несет функциональную нагрузку – укрепление задней стойки крыши, что позволяет получить приемлемую прочность и сохранить внешнюю легкость конструкции.
Как стойки могут обеспечить безопасность
Основная задача конструкторов – придание стойкам оптимальной ударной механической прочности. Определяющим фактором для достижения необходимых характеристик является прочность соединения поперечной балки крыши и порогов со стойками автомобиля. Этот механический узел должен обеспечивать передачу усилий не менее 2 тонн. Кроме того, внимание уделяется материалам, из которых изготавливаются стойки и укрепляющие элементы. Если с материалом производители разобрались достаточно давно, то соединение этих элементов до сих пор подвергается изменениям.
Обеспечение безопасности достигается путем использования высокопрочных материалов и систем укрепления конструкции. Используется листовая сталь, которая обладает высоким пределом упругости и подкладки, которые укрепляют сварные швы и снимают часть усилий при ударе. Стойки автомобиля полые внутри, что позволяет поглощать энергию при столкновении. Наличие 3 пар стоек кузова автомобиля позволяет выдерживать серьезные столкновения, обеспечивая безопасность водителя и пассажиров.
Чем может быть вызвано повреждение стоек
Кроме лобового столкновения существует масса других факторов, которые могут привести к повреждению стоек кузова. Стойки, являясь конструктивным элементом кузова, страдают аналогичными болячками. Ежедневно кузов принимает нагрузки от веса водителя и пассажиров, что приводит к постепенной деформации, усугубляет ее езда по неровной дороге. Также стойки губит некорректная работа подвески автомобиля и коррозия, которая неизбежна для любого автомобиля. В среднем срок службы кузова, соответственно стоек, составляет 10-15 лет. Для того, чтобы стойки сохраняли свою функциональность, нужно следить за общим состоянием автомобиля и выбирать скоростной режим в зависимости от качества дорожного покрытия. В случае аварии стойки необходимо восстановить или заменить.
Замена амортизаторов, стоек и опоры
Стоимость работ при замене амортизаторов в значительной степени определяется типом подвески. Принципиально следует различать двухрычажную подвеску и конструкцию типа «стойка McPherson». Во втором случае ремонт амортизаторов будет оцениваться исходя из общей стоимости работ по снятию передних стоек, их разборке, замене переднего амортизатора, обратной сборке стойки и её установки.
Для задней многорычажной подвески также может потребоваться замена задних стоек подвески. Для зависимой схемы подвески замена задних амортизаторов, как правило, оказывается проще. Ниже рассмотрены типичные случаи ремонта подвески путём замены амортизаторов.
Замена передних амортизаторов (при двухрычажной схеме):
- операция выполняется на «яме» или подъёмнике (при этом не нужно высоко поднимать автомобиль – для удобства замены подвеска должна быть слегка сжата!);
- открыть капот, сквозь отверстие в моторном отсеке отвернуть верхний крепёж штока (чтобы зафиксировать его от проворота необходимо удерживать шток специальным ключом или тонкими плоскогубцами);
- полностью снять крепёж штока, граверную и опорную шайбу подушки – затем можно снять и саму верхнюю опорную подушку амортизатора;
- под нижним рычагом подвески отвернуть две гайки крепления опоры амортизатора (внимательно, чтобы не потерять самоподжимные шайбы!);
- старый амортизатор снимается вниз – через окно нижнего рычага подвески;
- на снятом амортизаторе со штока удаляется резиновая опорная подушка;
- с помощью двух ключей откручивается гайка крепления кронштейна (головка болта при этом удерживается вторым ключом) – и снимается весь кронштейн;
- снятый кронштейн можно переставить на другой амортизатор – если новый узел поставляется без него!
- новый амортизатор устанавливается в обратном порядке (перед установкой рекомендуется максимально вытянуть его шток! И заранее надеть на верхний конец шайбу, подушку, а также наживить гайку);
- второй амортизатор передней подвески меняется аналогично.
Замена передних стоек типа McPherson: Поскольку стойка McPherson включает в себя и амортизатор, и пружину передней подвески (с двумя опорными чашками), и телескопический шток, а также ряд других деталей, то замена амортизатора будет предполагать полное снятие стойки и её разборку. Очень часто эту операцию так и называют: «замена стойки амортизатора», или просто «замена стойки» – хотя всё равно подразумевают замену амортизатора. Алгоритм работы выглядит следующим образом:
- автомобиль устанавливается на ровную площадку или вывешивается на подъёмнике;
- открывается капот, слегка ослабляется гайка крепления опоры к стойке (при этом шток амортизатора следует удерживать вторым ключом);
- затягивается ручной тормоз, ослабляются болты крепления колеса;
- нужная сторона автомобиля поднимается домкратом (если операция проводится не на подъёмнике);
- снимается колесо, передний тормозной шланг аккуратно отводится в сторону (вначале следует вынуть его из держателя на стойке);
- для облегчения замены стойки амортизатора рекомендуется тщательно очистить все болты и гайки от грязи (особенно узел крепежа стойки к поворотному кулаку) и обработать смазкой WD-40;
- откручивается крепёж рулевого наконечника к рычагу стойки, с помощью молотка (а лучше – специального съёмника!) наконечник выбивается из стойки;
- снизу отворачиваются гайки соединяющие стойку и поворотный кулак (лучше использовать накидные головки с воротком);
- определённые трудности могут возникнуть с выниманием болтов из гнёзд крепления – их следует аккуратно выбивать тонким металлическим стержнем, периодически отворачивая болт с обратной стороны;
- наконец, под капотом откручиваются три гайки крепления стойки к опорной чашке кузова (не стоит полностью откручивать последнюю гайку, чтобы стойка не упала вниз!)
- когда крепёжные элементы стойки к кулаку вынуты, можно окончательно открутить верхнюю гайку крепления к чашке кузова и вынуть стойку.
Для замены амортизатора стойку следует разобрать:
- с помощью стяжки нужно сжать пружину стойки (при этом лапки стяжек размещать равномерно, чтобы пружина не перекосилась);
- как только пружина отойдёт от опорной тарелки, можно откручивать верхнюю гайку;
- вынимается опора стойки (вместе с подшипником и резиновыми подушками – чтобы не собирать этот узел по деталям при установке нового амортизатора);
- вынимается сжатая пружина (при необходимости её можно заменить новой – одновременно с заменой амортизаторов стойки);
- со штока стойки снимается пыльник и отбойник (они посажены с натягом – нужно приложить небольшое усилие!);
- на новые стойки одевается отбойник и пыльник (снятые ранее или также новые);
- устанавливается новая пружина (перед установкой она тоже стягивается, чтобы уместиться под опорные чашки стойки);
- пружина одевается на стойку – нужно проследить, чтобы нижний виток точно сел на поясок опоры!
- верхняя опорная чашка переворачивается – на неё кладётся подшипник (на внешнем кольце подшипника обязательно имеется метка «верх»);
- подшипник накрывается чашкой, сверху устанавливается резинка – получившийся «пакте» одевается на шток стойки с новой пружиной и поджимается гайкой (при этом шток стойки нужно удерживать от проворачивания);
- при затягивании гайки необходимо следить, чтобы верхний виток пружины лёг точно по периметру опорной чашки!
- собранный модуль новой стойки устанавливается на автомобиль в последовательности, обратной снятию стойки (см. выше).
Как видим, цена замены стоек (как и перечень необходимых работ) может быть выше, чем стоимость замены амортизаторов на двухрычажной подвеске.
Следует отметить, что задняя многорычажная подвеска также содержит в себе стойки. Соответственно, работы по их замене будут несколько усложнены (по сравнению с заменой задних амортизаторов зависимой подвески – это, как правило, значительно проще).