Что такое геометрия кузова
Под геометрией кузова авто понимается определенная совокупность расстояний между специальными контрольными точками. Последние позволяют определить, насколько точно расположены кузовные элементы, узлы и механизмы транспортного средства по отношению друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в техпаспорте компании-производителя. При определении правильности геометрии кузова машины, прежде всего, необходимо обратить внимание на:
- ширину передней и задней колеи;
- расстояние между передней и задней осью (колесную базу);
- расстояние между лонжеронами, а также их длину;
- размеры багажника и отсека для двигателя;
- размеры проемов дверей и окон.
От правильного соблюдения данных размеров зависит не только внешний вид автомобиля, но также комфорт и безопасность его использования.
Трубогиб своими руками — простые чертежи, схемы, проекты и лучшие самодельные модели трубогибов
Необходимые инструменты
Для сборки трубогиба необходимы как минимум следующие инструменты:
- сварочный инвертор;
- УШМ;
- токарный станок (или покупка готовых деталей);
- тиски;
- молоток;
- пилка по металлу;
- наждачная бумага;
- линейка;
- дрель.
Но, самое важное — чертежи трубогиба. Механизм необходимо изготавливать строго по чертежу. Можно взять готовый чертеж из данного материала или найти другой и адаптировать его под нужные размеры.
Но, без чертежа сделать трубогиб невозможно, поскольку нужны точные расчеты для обеспечения работы механических частей.
Улитковый трубогиб
Особенность данного вида трубогиба заключается в возможности изгибания детали по всей длине одновременно, а не в каком-то определенном месте. Это делает инструмент более универсальным.
Материалы для улиткового трубогиба
При изготовления такого трубогиба своими руками размеры деталей необходимо подбирать под индивидуальные потребности, поскольку данная модель не обладает конкретным рабочим диаметром. Это является и преимуществом, поскольку позволяет применять подручные материалы.
Для сборки конструкции необходимы:
- метровый швеллер;
- листовая сталь;
- 3 вала;
- 2 звезды;
- стальная цепь;
- 6 подшипников;
- двухметровая труба диаметром 12,7 мм для производства воротков;
- винт для прижима;
- втулка, имеющая внутреннюю резьбу.
Изготовление улиткового трубогиба
Собирать трубогиб следует четко по схеме. Ознакомьтесь с фото трубогиба, выполненного своими руками, и разными вариантами чертежей. Подберите подходящую схему и при необходимости скорректируйте размеры.
Далее следуйте данной инструкции:
- Сварите станину из швеллеров (можно заменить толстой стальной пластиной или 1 швеллером достаточной ширины).
- Смонтируйте подшипники на валы, которые затем приварите к станине.
- Наденьте звезды на валы и смонтируйте на них цепь.
- Вырежьте направляющие для механизма прижима и приварите на станину.
- Смонтируйте подшипники на вал прижима и соберите пресс-механизм. В качестве боковых ограничителей применяйте швеллеры или толстые стальные полоски.
- Изготовьте основу под втулку и приварите ее к конструкции. Завинтите винт прижима.
- К верхнему концу винта и валу приварите трубчатый вороток.
- Смажьте подшипники и проверьте работу механизма.
После монтажа рекомендуется покрасить механизм, чтобы предотвратить развитие коррозии. Для упрощения работы можно установить пружину, возвращающую пресс в исходное положение.
Ручной трубогиб на роликовом механизме
Сделать своими руками ручной трубогиб на роликах несколько проще, поскольку здесь меньше механических элементов. Приспособление позволяет изгибать трубы в определенных местах. Устройство должно иметь длинный рычаг, поскольку для изгибания изделий требуется непосредственное ручное усилие.
Материалы для изготовления роликового трубогиба
Для сборки механизма необходимы:
- 2 стальных ролика 10 см и 6 см диаметром. Внутренний радиус – 12,7 мм, толщина – 35 мм;
- 1,5-дюймовая толстостенная (от 3 мм) стальная труба для сооружения рычага (длина от 1,5 м);
- 4 стальные полосы 15х6 см толщиной около 5 мм. Механизм крепления приспособления в тисках. Также используются для сооружения ручек и рычажных опор;
- стальная полоса шириной 6 см и толщиной 3 мм;
- 2 болта – 60 мм 17,78 мм и 40 мм 12,7 мм. Для фиксации роликов;
- стальная пластина 30х30 см (толщина от 3 мм);
Изготовление ручного трубогиба на роликовом механизме
Как сделать трубогиб своими руками в домашних условиях – пошаговая инструкция:
Сделайте 2 отверстия диаметром 12,7 мм и 17,78 мм с интервалом в 80 см (или другим, исходя из вашего чертежа). В станине выполнение отверстие на 19,05 мм. В него вмонтируйте соответствующий болт и зафиксируйте сваркой.
Из пластинок 15х6 см, болта 12,7 мм, малого ролика и полоски стали 35х60 см сварите П-образную деталь. Предварительно смонтируйте ролик посредством болта в ранее подготовленные отверстия. Болт приварите к пластинкам. В итоге вы получите изделие, напоминающее рогатину.
К основе собранной детали приварите трубку, выполняющую функцию ручки. Планку трубной опоры приварите к основе всего изделия. Между планкой и главным болтом должно быть расстояние равное радиусу основного ролика (который имеет больший размер по вашему чертежу) с добавлением 12,7 мм.
В нижней части основания приварите полоску 15х6 см, посредством которой конструкция закрепляется в тисках. В деталь-рогатину смонтируйте основной ролик. Последний наденьте на основной болт и зафиксируйте гайкой. Зафиксируйте устройство в тисках и протестируйте в действии.
Домкратный трубогиб
Простое и удобное приспособление для изгибания профильных труб. Для изготовления нужны такие материалы:
- домкрат;
- 4 уголка длиной 40 см с равными полками по 50 мм;
- 2 ролика с пазами как под ремни. В центре должны быть сквозные отверстия. При их отсутствии просверлите, размерив середину;
- оснастка для домкрата в форме полукруга с углублением внутри;
- 2 швеллера длиной 60 см и шириной 10 см;
- станина;
- 2 крепежных болта.
Проверка геометрии кузова специальными инструментами
Нам потребуется особый штангенциркуль и масштабная рейка. Первый необходим для проверки правильности расположения колес относительно друг друга. Также он подходит для сравнения месторасположения контрольных точек на разных сторонах кузова ТС.
Сначала измеряем расстояние между двумя точками с одной стороны. Затем фиксируем положение ножек циркуля при помощи специального крепежа. Далее проводим замеры между аналогичными контрольными точками с другой стороны кузова. Если результаты не совпадают – геометрия нарушена.
По такому же принципу можно проверить наличие деформации кузова при помощи масштабной рейки. Она имеет телескопическую конструкцию и регулируемые по высоте указатели, что дает возможность проводить замеры при наличии между контрольными точками различных препятствий. Также масштабная рейка позволяет рассчитать точное расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС и сравнить их с данными, указанными производителем авто.
Особенности линейки
Понятно, что идеальный кузов – это остов, который и внешне выглядит превосходно, как новенький, и обеспечивает безопасность дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Электронная измерительная линейка предназначена для 2-х или 3-х мерного измерения геометрии металлического остова машины. Также инструмент помогает сравнивать полученные замеры с параметрами производителя авто. Что касается размеров, то линейка спокойно работает и с «легковушками», и с грузовиками, и с автобусами.
Важнейшим в измерении электронным инструментом для кузовщика является то, что такая линейка дает шанс провести качественный анализ повреждений не только корпуса машины, но и рамы, а также пола авто. Линейка способна обеспечить точность выполнения работ по кузову, а также возможность документировать результаты.
Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой
Она менее точна, но общее представление о нарушении геометрии кузова транспортного средства с ее помощью получить можно. Прежде всего, проверяем переднюю колею: измеряем расстояние от середины протектора переднего левого колеса до середины протектора правого переднего колеса. Затем таким же образом выполняем проверку задней колеи. Сверяем полученные данные с информацией завода-изготовителя. Несоответствие результатов послужит доказательством того, что геометрия кузова авто нарушена. Аналогичным образом проверяем длину колесной базы (замеры производим между центром ступицы переднего колеса и центром ступицы заднего колеса). Также, используя обычную рулетку, проверяем:
- багажник;
- моторный отсек;
- дверные проемы.
Существует еще один достаточно простой способ проверить геометрию кузова ТС. Для этого на ровной и прямой дороге разгоняем авто и на несколько секунд отпускаем рулевое колесо. Если машину начнет уводить в сторону – возможны проблемы с геометрией кузова. Для получения более точного результата проверить машину нужно при разной скорости движения – 50 и 90 км/час.
Порядок гибки профильной трубы на самодельных станках
За один раз получить требуемый радиус изгиба у вас вряд ли получится — слишком большое усилие требуется для этого. Вручную его создать нереально. Получают требуемый изгиб за несколько проходов:
- Сначала выставляют ролики так, чтобы получить небольшой изгиб, прокатывают трубу в одну сторону, затем вынимают из валков, разворачивают и вставляют другой стороной. Разворачивать необходимо, чтобы получить ровно изогнутую трубу.
- С тем же положении роликов протягивают ее несколько раз, до тех пор, пока кривизна уже не добавляется.
- Если требуемый радиус изгиба не достигнут, изменяют положение ролика и снова повторяют действия.
Прокатный трубогиб с электроприводом
Изменение радиуса изгиба получается постепенно, иначе на самодельном трубогибе дугу из профильной трубы не сделаешь. Что делать, если надо повторить один и тот же изгиб? Сделать градуировку — отметить на какую высоту перемещался ролик, сколько раз прокатывали в каждом положении. При повторении отличия если и будут, то незначительные.
Сложность гибки заключается в том, что нет никакой шкалы и трудно без опыта получить задуманный радиус изгиба. Рано или поздно вы его получите, но испортить при этом можно много материала.
Проверяем геометрию кузова в автосервисе
Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.
К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей. Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.
Также читайте: 6 способов проверить краску на автомобиле
SJRacing — тюнинг комплектующие для вашего автомобиля
Здравствуйте дорогие читатели!
Сегодня объект нашего внимания – профильная линейка. Другое название этого инструмента – профильный шаблон. Этот инструмент может быть очень полезен при ремонте кузова. Это тот случай, когда, приобретя инструмент, Вы недоумеваете, как раньше без него обходились. Что же это за такая линейка? Давайте рассмотрим подробнее.
Люди, занимающиеся кузовным ремонтом, знают, что достаточно не просто придать форму замятой панели кузова. Особенно не просто восстанавливать кузовную панель сложной формы. Нет чётких ориентиров, всё приходиться делать «на глазок». В лучшем случае мастера вырезают шаблон из картона, но это не быстро и требует определённого навыка. Так вот, профильная линейка – это именно тот инструмент, который помогает с высокой точностью определить форму профиля, которая Вам нужна. По линейке Вы уже поймёте, что и где не дотянуто или передавлено.
Как устроена профильная линейка и как ей пользоваться?
Она состоит из корпуса и множества стержней небольшого диаметра, которые свободно в нём перемещаются вперёд-назад. Применение такой линейки-шаблона не ограничено областью кузовного ремонта. Скорее к кузовщикам этот девайс пришёл из других областей. Она нашла применение в деревообработке, в реставрационных мебельных и интерьерных работах, в моделизме и прочих областях.
В кузовном ремонте линейку можно применять, используя факт симметрии кузова. То есть, Вы можете скопировать форму панели с другой, зеркальной стороны автомобиля.
Пользоваться ей очень просто: прикладываете инструмент к нужной поверхности и несильно нажимаете. Концы стержней смещаются и принимают форму того места кузовной панели, к которой Вы приложили профильную линейку.
Далее Вы уже, прикладывая к повреждённой области получившийся шаблон, можете понять, в каком направлении продвигаться, рихтуя панель. Здесь нужно понимать, что нужно так располагать линейку, чтобы она опиралась на целые части панели и как бы продолжала нужный профиль. Если Вы просто приложите получившийся шаблон внутрь вмятины, то ничего не поймёте.
Бывает, что нужно не просто вернуть нужную форму, а вообще изготовить элемент заново. Это может быть, в случае срезания проржавевшей насквозь области кузова. К примеру, при замене ржавой арки заднего крыла. Линейка-шаблон поможет воссоздать нужную форму.
Какие бывают профильные линейки?
Это устройство выпускают разные производители из разных материалов. Бывают и пластмассовые изделия и металлические и деревянные, комбинированные и даже бамбуковые. В кузовном ремонте известна профильная линейка фирмы WURTH, но это не единственный производитель такого изделия.
Профильная линейка с бамбуковыми стержнямиЛинейка-шаблон, состоящая из двух секций
Перечислим параметры, которые нужно учитывать при выборе профильной линейки:
- Материал, из которого изготовлен инструмент. Не слишком важный параметр, главное, чтобы всё было качественно реализовано и надёжно функционировало.
- Длина линейки. Слишком короткая нежелательна, так как часто приходится работать с обширными повреждениями.
- Длина стержней (влияет на глубину измерения).
Набор профильных линеек фирмы WURTH с держателем
Для примера приведём параметры линейки-шаблона фирмы WURTH:
- Линейка имеет пластиковый корпус и металлические стержни.
- Длина: 40 см.
- Длина стержней 8 см (глубина измерения: 7 см)
Можно приобрести комплект из двух линеек-шаблонов со специальным держателем. Таким образом, соединив две линейки можно сделать блок длиной около 1 м.
Как уже упоминалось выше, важен не столько материал, из которого изготовлена профильная линейка, сколько качество изготовления и сопряжения деталей. Важно, чтобы стержни не застревали, не спутывались между собой и не разбалтывались со временем. Нужно, чтобы стержни, сформировав контур формы, удерживали его столько, сколько нужно.
Можно ли сделать своими руками?
Глядя на этот инструмент, мастера понимают, что сложного в устройстве этого приспособления ничего нет. Сразу возникает мысль изготовить такой девайс самому. Тем не менее, сколько-нибудь качественных реализаций профильной линейки не так много, а то и вовсе нет.
Самодельная профильная линейка
В отдельной статье я покажу несколько способов сделать хорошую линейку-шаблон своими руками.
Ещё интересные статьи:
Комбинированный угольник
От точности углов 90° и 45° при подрезке материалов зависит качество примыканий элементов. Чтобы избежать щелей между планками плинтусов и наличников или плотно подогнать стыкуемые детали при изготовлении мебели, удобно пользоваться таким угольником. Он имеет двойную разметку и подвижный упор с пузырьковым уровнем для точной ориентации в пространстве.
Цена: 240 рублей.
Чертежные прибамбасы
Published date 16.08.2020
Last modified date 16.08.2020
Читающие мой блог очень давно заметят, что некоторая информация дублируется и уже была опубликована – я решил расширить и дополнить в т.ч. свежими фото.
Лекала
Для построения плавных кривых, которые нельзя построить циркулем и линейкой, используют лекало На фото выше набор готовых лекал, но существуют также гибкие лекала – их сгибали по месту. Работают ими так:
Заранее, по таблице или другим способом построили контрольные точки 1-12. Если их соединить прямыми – будет ломанная, если соединять окружностями – получатся изломы в точках. Если же вести линию рукой на глаз – то результат не гарантируется. На картинке кривая 1-6 уже построена. Для построения кривой 6-9 подбирают лекало и место на лекале так, что бы край лекала проходил через точки 6-9 точно, а еще чтобы попадал в точки 5 и 10 – про запас, и обводят. Хотя в 2021 кривые Безье в любом векторном редакторе смотрят на лекала как на говно мамонта.
Обратите внимание на этот красивый пластик. Это целлюлоид – нитроцеллюлоза, очень старый (разработан в 1870) и очень горючий пластик. Если вы в детстве поджигали линейки которые бодро горели с кучей дыма – то это он. Распознать не сложно – для пластификации используется камфора, если такой пластик пошкрябать ножиком и понюхать – будет отчетливый запах камфоры.
Рейсшина
В черчении их использовали несколько разных. Рейсшина нужна для проведения множества параллельных линий, и их придумано несколько конструкций.
Классическая Т-формы, она скользит по краю чертежной доски. Если нужна линия под углом – изволь добавить угольник, как на фото. Простая и дешевая она обладала недостатком – нужна чертежная доска, края которой ровные и перпендикулярные.
Роликовая рейсшина, она же инерционная рейсшина – внутри мощный стальной ролик с обрезинеными концами, риской-витком и шкалой для равномерной штриховки. Катается по листу, сохраняя ориентацию, что невероятно удобно для штриховки. Могучая и тяжелая, увы, не всегда переживала падение со стола в целости.
Веревочная рейсшина, часто ее называют просто рейсшиной. Использует ролики и натянутую бечевку/леску для параллельного перемещения.
Трафарет для стирания
Эти трафареты используются для стирания определенной линии или точки, не задевая окружающий чертеж. Просто накладываем и через него стираем. Изготавливаются из тонкой (0,15-0,2 мм) и упругой стали, пластик для этих целей подходит плохо. На али гуглить по ключевым словам “eraser stencil” и “eraser shield”.
Особенности линейки
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Понятно, что идеальный кузов – это остов, который и внешне выглядит превосходно, как новенький, и обеспечивает безопасность дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Электронная измерительная линейка предназначена для 2-х или 3-х мерного измерения геометрии металлического остова машины. Также инструмент помогает сравнивать полученные замеры с параметрами производителя авто. Что касается размеров, то линейка спокойно работает и с «легковушками», и с грузовиками, и с автобусами.
Важнейшим в измерении электронным инструментом для кузовщика является то, что такая линейка дает шанс провести качественный анализ повреждений не только корпуса машины, но и рамы, а также пола авто. Линейка способна обеспечить точность выполнения работ по кузову, а также возможность документировать результаты.
Особенности линейки
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Понятно, что идеальный кузов – это остов, который и внешне выглядит превосходно, как новенький, и обеспечивает безопасность дальнейшей эксплуатации транспортного средства.
Электронная измерительная линейка предназначена для 2-х или 3-х мерного измерения геометрии металлического остова машины. Также инструмент помогает сравнивать полученные замеры с параметрами производителя авто. Что касается размеров, то линейка спокойно работает и с «легковушками», и с грузовиками, и с автобусами.
Важнейшим в измерении электронным инструментом для кузовщика является то, что такая линейка дает шанс провести качественный анализ повреждений не только корпуса машины, но и рамы, а также пола авто. Линейка способна обеспечить точность выполнения работ по кузову, а также возможность документировать результаты.