Виды автомобильных стекол, их маркировка и расшифровка

Наверняка каждый владелец автомобиля замечал маркировку на лобовом, боковых или заднем стеклах ТС. Набор букв, цифр, и прочих обозначений, содержащихся в ней, несет множество полезной информации для автолюбителя – расшифровав эту надпись, можно получить сведения о типе используемого стекла, дате его изготовления, а также выяснить, кем и когда оно было выпущено. Чаще всего необходимость воспользоваться маркировкой появляется в двух случаях – при замене поврежденного стекла и в процессе приобретения подержанного автомобиля.

Если при осмотре выяснилось, что было заменено одно стекло – скорее всего, это было вызвано его физическим износом или случайностью, а вот смена двух и более стекол практически наверняка подтвердит наличие серьезного ДТП в прошлом.

Что представляет собой автомобильное остекление

С развитием технологий увеличивались и скорости движения автомобилей, а, следовательно, требования, предъявляемые к качеству обзора и возможности видеть пространство вокруг ТС во время движения, также существенно возросли.


Автомобильные стекла

Автомобильное стекло – это кузовной элемент, который призван обеспечивать необходимый уровень обзора и выполнять защитную функцию. Стекла ограждают водителя и пассажиров от встречного ветра, пыли и грязи, атмосферных осадков и камней, отлетающих из-под колес других движущихся авто.

Главными требованиями, предъявляемыми к автостеклам, являются:

  • Безопасность.
  • Прочность.
  • Надежность.
  • Достаточный срок службы изделия.

Для чего нужны дефлекторы на автомобиле

50% всех водителей считают, что автомобильные обтекатели портят внешний облик машины и не выполняют никаких важных функций. Особенно такого мнения придерживаются новоиспеченные автовладельцы, которые только начинают испытывать на практике все возможности своего «мустанга».

Ветровики изменяют траекторию воздушных масс, вращающихся вокруг автомобиля при движении, и обеспечивают:

  • защиту лакокрасочного покрытия машины от насекомых, мелких камешков, грязи и песка, крутящихся в воздушном водовороте;
  • сухость и комфорт в салоне в дождливую погоду при открытом окне;
  • смягчение вентиляции в салоне, предохранение от сквозняков;
  • снижение шумовых волн, попадающих в салон.

Виды автомобильных стекол

На сегодняшний день существуют два основных вида автомобильных стекол:

  • Триплекс.
  • Сталинит (закаленное стекло).

Они имеют существенные различия и обладают совершенно разными особенностями.

Триплекс

Автостекла, произведенные по технологии триплекс, состоят из нескольких слоев (чаще всего трех и более), которые соединяются между собой прозрачной пленкой из полимерного материала с помощью высоких температур. Чаще всего такие стекла используются в качестве лобовых (ветровых) стекол, изредка – боковых или люков (панорамных крыш).


Технология Триплекс

Триплекс имеет ряд достоинств:

  • Оно обладает крайне высокой прочностью.
  • Если удар был сильным, а стекло сильно пострадало – осколки не разлетятся по всему салону автомобиля, раня водителей и пассажиров. Полимерная пленка, исполняющая роль прослойки, удержит их.
  • Прочность стекла остановит и злоумышленника – проникнуть в окно, разбив такое автостекло, будет сложнее.
  • Стекла, произведенные по технологии триплекс, обладают высоким уровнем шумоподавления.
  • Снижают теплопроводность и устойчивы к термическому воздействию.
  • Возможность смены цвета.
  • Экологичность.

Минусами многослойных стекол можно назвать:

  • Высокую цену изделий.
  • Большой вес.
  • Сложность процесса изготовления.

Если многослойное стекло разбилось во время движения автомобиля – осколки не разлетятся по всему салону, что гарантирует дополнительную безопасность всех пассажиров и самого водителя ТС.

Толщина такого стандартного триплекс-пакета варьируется от 5 до 7 мм. Выпускают также усиленное – его толщина достигает от 8 до 17 мм.

Закаленное стекло

Закаленное стекло носит название сталинит, и, соответственно, изготавливается методом закалки. Заготовку нагревают до температуры 350-680 градусов, а затем охлаждают. В результате на поверхности изделия образуется напряжение сжатия, что способно обеспечить высокую прочность стекла, а также безопасность и термостойкость изделия.


Закаленное стекло

Эта технология чаще всего используется для изготовления боковых и задних автомобильных стекол.

В случае сильного удара такое автостекло рассыпается на множество осколков с тупыми гранями. Ставить его на место лобового не рекомендуется, так как при аварии водитель и пассажиры все же смогут пораниться ими.

Международная терминология код

В британском английском (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) для обозначения лобового стекла используется термин «windscreen»

. Кроме того, лобовое стекло — щиток старинных открытых спортивных автомобилей высотой ниже 20 см (точнее, 8 дюймов) иногда обозначается как
«aeroscreen»
.

В американском английском используется термин «windshield»

, а «windscreen» обычно означает ворсистую или полиуретановую накладку на микрофон, уменьшающую фоновые шумы. В
британском английском
всё с точностью наоборот.

Что представляет собой маркировка автостекол?

Маркировка наносится на автомобильные стекла в нижнем или верхнем углу и состоит из следующих элементов:

  • Сведения о производителе стекла или товарном знаке.
  • Стандарты.
  • Дата, когда оно было изготовлено.
  • Тип стекла.
  • Зашифрованный код страны, предоставившей официальное утверждение в соответствии с правилами.
  • Дополнительные параметры (сведения об антибликовом покрытии, наличие электрообогрева и т.д.)

На сегодняшний день существуют два типа маркировок автостекол:

  • Американская. Изготавливается по стандарту FMVSS 205. Согласно этому стандарту безопасности все части автомобиля, сходящие с конвейера, должны иметь соответствующую маркировку.
  • Европейская. Единый стандарт безопасности был принят всеми странами, входящими в Евросоюз, и относится ко всеми автомобильным стеклам, реализующимся на их территории. Согласно его положениям буква Е должна быть вписана в монограмму.

В России в соответствии с ГОСТом 5727-88, маркировка включает в себя код, состоящий из букв и цифр, в котором в зашифрованном виде содержится вся информация, касающаяся типа изделия, вида стекла, из которого оно было изготовлено, его толщине, а также технических условий эксплуатации.

Типы дефлекторов

На прилавках магазинов встречаются ветровики, различающиеся по форме, производителю, характеристикам, цветовой палитре и прочим параметрам. Основной критерий, которым должен руководствоваться водитель — способ крепления обтекателей на двери авто.

  1. Вставные ветровики крепятся очень просто между уплотнительной резинкой и стеклом, зато хуже показывают себя на практике. На некоторых марках машин вызывают неудобства при открывании/закрывании стекла.
  2. Накладные ветровики фиксируются на дверной рамке, но монтируются чуть сложнее и дольше по времени. Однако правильная установка таких накладок не причинит никаких помех и прослужит гораздо дольше.

Зачастую солидные фирмы-производители изготавливают качественные дефлекторы и комплектуют их необходимым для монтажа расходным материалом.

Расшифровка маркировки стекол


Маркировка автомобильного стекла

Производитель

Логотип, указанный в маркировке, либо торговая марка, помогут узнать, кто является производителем автомобильного стекла. При этом, указанный логотип не всегда может принадлежать непосредственному изготовителю – указанные сведения могут касаться компании, являющейся стороной договора на изготовление автостекол. Также маркировка может быть нанесена непосредственно производителем автомобиля.

Стандарты

Маркировка также содержит букву «Е» и цифру, обведенную в круг. Этот рисунок означает код страны, где деталь была сертифицирована. Страна производства и выдачи сертификата зачастую совпадает, однако, это необязательное условие. Официальные коды стран, выдающих сертификаты:

КодСтранаКодСтранаКодСтрана
E1ГерманияE12АвстрияE24Ирландия
E2ФранцияE13ЛюксембургE25Хорватия
E3ИталияE14ШвейцарияE26Словения
E4НидерландыE16НорвегияE27Словакия
E5ШвецияE17ФинляндияE28Беларусь
E6БельгияE18ДанияE29Эстония
E7ВенгрияE19РумынияE31Босния и Герцеговина
E8ЧехияE20ПольшаE32Латвия
E9ИспанияE21ПортугалияE37Турция
E10СербияE22РоссияE42Европейское сообщество
E11АнглияE23ГрецияE43Япония

Маркировка DOT- означает код завода производителя автостекла. В приведенном примере указывается DOT-563, он принадлежит китайской компании SHENZHEN AUTOMOTIVE GLASS MANUFACTURING. Полный список возможных номеров содержит более 700 пунктов.

Тип стекла

Тип стекла в маркировке указывается римскими цифрами:

  • I – упрочненное ветровое стекло;
  • II – обычное многослойное лобовое стекло;
  • III – лобовое обработанное многослойное;
  • IV – изготовленное из пластика;
  • V – не ветровое стекло, коэффициент пропускания света менее 70%;
  • VI – двухслойное стекло, коэффициент пропускания света менее 70%.

Также для определения типа стекла в маркировке указываются слова Laminated и Lamisafe, которые применяются для многослойного стекла, и Tempered, Temperlite иTherlitw – если используемое стекло – закаленное. Буквой «М» в маркировке обозначается код используемого материала. По нему можно узнать информацию о толщине изделия и его цвете.

Дата изготовления

Дата изготовления стекла может быть указана двумя способами:

  • Через дробь, с указанием месяца и года, например: 5/01, то есть январь 2005 года.
  • В другом случае маркировка может содержать несколько цифр, которые придется сложить для того, чтобы узнать дату и месяц производства. В первую очередь указывается год – например «09», следовательно, год изготовления стекла – 2009. Строчкой ниже шифруется месяц изготовления – например, «12 8». Это будет означать, что стекло произведено (1+2+8=11) в ноябре. В следующей строке указывается точная дата производства – например, «10 1 2 4». Эти цифры также потребуется сложить – 10+1+2+4=17, то есть датой изготовления стекла будет 17 ноября 2009 года.

В некоторых случаях для обозначения года в маркировке вместо цифр могут использоваться точки.

Дополнительные обозначения

Дополнительные обозначения в виде пиктограмм в маркировке будут означать следующее:

  • Надпись iR в круге – атермальное стекло, хамелеон. При его производстве был добавлен слой пленки, в составе которой присутствует серебро, цель которого – рассеивание и отражение тепловой энергии. Коэффициент отражения достигает 70-75%.
  • Символ термометра с буквами UU и стрелкой – атермальное стекло, которое является барьером для ультрафиолетового излучения. Такая же пиктограмма, но без букв UU наносится на атермальные стекла с солнцеотражающим покрытием.
  • Часто на атермальные стекла наносится еще один вид пиктограмм – зеркальное отражение человека со стрелкой. Это будет означать, что на поверхность изделия нанесено специальное покрытие, снижающее возможность появления бликов. Такое автостекло максимально комфортно для водителя – оно снижает процент отражения сразу на 40 пунктов.
  • Также маркировка может содержать пиктограммы в виде капель и стрелки, что будет означать наличие водоотталкивающего слоя и значок антенны в круге – наличие встроенной антенны.

Противоугонная маркировка

Противоугонная маркировка предполагает нанесение VIN номера транспортного средства на поверхность автомобиля несколькими способами:

  • В виде точек.
  • Полностью.
  • Указывая последние несколько цифр номера.

Специальным составом с содержанием кислоты номер вытравливается на стеклах, зеркалах или фарах автомобиля и приобретает матовый цвет.


Пример нанесения противоугонной маркировки

Такая маркировка имеет несколько плюсов:

  • Даже если такой автомобиль будет угнан – перепродать его будет довольно сложно, а возможности по его возвращению владельцу увеличатся.
  • По маркировке можно быстро найти стекла, фары или зеркала, украденные злоумышленниками.
  • При нанесении противоугонной маркировки многие страховые компании предоставляют скидку на полисы КАСКО.

Умение прочитать данные, зашифрованные в маркировке, нанесенной на автомобильное стекло, может пригодиться каждому автолюбителю при возникновении необходимости смены стекла или покупке подержанного автомобиля. В коде, состоящем из букв и цифр, содержатся данные о типе стекла, его производителе, особенностях, а также дате фактического производства.

Этапы замены лобового стекла своими руками

Демонтаж старого лобового стекла

Струна или специальный нож заправляются между стеклом и пазом, и производится перерезание старого герметика. Будьте предельно аккуратны, когда проходите участок, граничащий с торпедо, чтобы не повредить пластик.

Подготовка места для вклейки лобового стекла

Строительным ножом срезаем остатки старого герметика. Молдинг в этом случае, как правило, выходит из строя, но мы ведь не забыли купить новый, поэтому особенно не беспокоимся. Новое стекло примеряем к его будущему месту.

Если необходимо делаем пометочки маркером. На некоторых моделях авто есть специальные упоры, которые не позволят произвести установку и замену лобового стекла неправильно. Если у вас нет подставки для стекла, то приготовьте место на капоте, предварительно застелив его чем-либо мягким, дабы не повредить новое лобовое стекло.

Обезжиривание паза для стекла

Либо обезжиривающий состав из набора, либо антисиликоновый обезжириватель.

Грунтование

На остатки старого герметика грунтовку наносить не рекомендуется. Грунт наносится в один слой либо кистью, либо тампоном из комплекта. Грунт наносится на место вклейки на кузове и на стекло в месте предполагаемого контакта с пазом.

Активатор

Им обрабатываем не удаленные остатки старого герметика.

Oldsmobile Cutlass 1973

На конвейеры главных заводов триплекс окончательно пришел в конце 1920-х. Проектировщики постепенно отказались от разного рода откидных, сдвижных и складных стекол, а устанавливать их стали «намертво» на резиновый молдинг-уплотнитель, обеспечивавший достаточную герметичность соединения. Забегая вперед, этот метод крепления прожил очень долго — первые машины с вклеенным ветровым стеклом появились только в 1973 году (Audi 100 в Европе и Oldsmobile Cutlass в США).

Надо гнуть!

В 1930-х на мировом рынке победила V-образная концепция — ветровое стекло из двух частей, с дополнительной стойкой посередине. Вертикальное или почти вертикальное расположение ушло в прошлое — только под наклоном! Эпоха угловатых «каретоподобных» экипажей закончилась. Этому предшествовали активные разработки и исследования «безумных ученых» в области аэродинамики — в их числе необходимо упомянуть Эдмунда Румплера и Пауля Ярая, оказавших огромное влияние на автомобильный дизайн.

Ford T Roadster 1920

Триплекс и уплотнитель

Разобраться, когда и где впервые появился windscreen, непросто. Многие источники почему-то упорно называют Ford Model T 1913 года, упоминая, что стекло было круглое, защищало только водителя и крепилось с помощью держателя, установленного на рулевой колонке. Похоже, это неверно: ветровое стекло фигурирует и на фотографиях более ранних «тэшек», причем в нормальной прямоугольной конфигурации и в полноценной рамке. Да и на других моделях тоже, например Rolls-Royce Silver Ghost 1907 года — со сложной многосекционной конструкцией.

Конструкции

Вторые – т. н. жесткие – это те самые, уже хорошо всем знакомые и привычные автолюки, имеющие множество вариантов исполнения по размерам и устройству. На сегодня существует два типа конструкций, различающихся по принципу открывания на «подъемный» и «сдвижной». Люки первого типа открываются одной стороной вверх (как дверь или книжка), а вторые – выезжают из посадочной рамы и сдвигаются вдоль крыши. Люки обоих типов могут открываться как автоматически, посред-ством электроприводов, так и вручную. Подъемные люки с ручным открыванием могут иметь два вида приводов: рычажный – с толканием вверх (та же система, что применяется в автобусах и прочем комтрансе) – и винтовой (наиболее современный и распространенный) – с помощью вращаемой рукоятки (как на двери), регулировка величины открывания при этом может быть пошаговой, либо бесступенчатой.

Одним из часто применяемых конструктивных решений стала предназначенная для затенения сетчатая шторка, которой снабжаются многие модели люков. Изготавливаются крышки люков, как правило, из окрашенного металла либо тонированного стекла-триплекса. Впрочем, прогресс в этом деле налицо, и производители используют все новые технологии и материалы, например различные пластики, поликарбонат и шелкографию. Постоянно совершенствуется и автоматизация. На многих моделях с электроприводом есть система «возвратного движения»: встретив препятствие, крышка немного отодвигается обратно и останавливается. Часто такие люки включают в систему охраны, когда при постановке машины на сигнализацию люк автоматически закрывается.

Аэродинамические аспекты

Как показали опыты американского исследователя В. Э. Лэя на моделях в аэродинамической трубе, геометрия и расположение лобового стекла серьёзно влияют на аэродинамику автомобиля.

Минимальные значения коэффициента обтекаемости Сх (то есть, наименьшее аэродинамическе сопротивление) при прочих равных получаются, когда угол наклона ветрового стекла составляет 45…50 градусов к вертикали, дальнейшее увеличение наклона к серьёзному улучшению обтекаемости не ведёт. Разница между наилучшим и наихудшим (при вертикальном лобовом стекле) значениями составила 8…13 %.

Те же опыты показывают, что разница в коэффициентах обтекаемости автомобиля с плоским лобовым стеклом и с лобовым стеклом наиболее выгодной с точки зрения аэродинамики формой (полукруглого сечения, недостижимого на реальном автомобиле) при прочих равных составляет 7…12 %.

Кроме того, в литературе указано, что немалую роль в формировании аэродинамической картины кузова легкового автомобиля играет оформление переходов от лобового стекла к крыше, боковинам кузова и капоту, которые должны быть максимально плавными. Сегодня широко используется спойлер-отсекатель в виде «вздёрнутой» задней кромки капота, отводящий поток воздуха от границы капота и ветрового стекла, благодаря чему стеклоочистители оказываются в аэродинамической «тени». Водосточные желобки недопустимо располагать в местах перехода от лобового стекла к боковинам кузова и крыше, так как на этих переходах резко возрастает скорость потока воздуха

Отмечается важность использования современных вклееных стёкол, которые не только снижают ощутимо сопротивление воздуха, но и повышают структурную прочность кузова в целом.

Renault Type B (1899)

Поэтому больше доверия вызывают историки, указывающие на 1899 год, когда Марсель Рено построил полностью остекленный самодвижущийся двухместный экипаж.

Все стекла того времени, разумеется, были плоские, сначала — обычные строительные, чуть позже — закаленные. Хотя еще в 1909 году француз Эдуард Бенедиктус запатентовал многослойное ламинированное стекло Triplex. Осенило его, когда, уронив колбу с остатками нитроцеллюлозы, он обнаружил, что склянка растрескалась, но не распалась на осколки. Сообщается, что уже в 1911 году Бенедиктус создал предприятие по выпуску автомобильных стекол. Производство было сложное и кропотливое, а продукция дорогой, поэтому заказы шли, в основном, разовые — от многочисленных кузовных ателье.

Клеящей прослойкой между двумя стеклами был лист целлулоида, который по ходу эксплуатации довольно быстро мутнел и желтел. Потому изобретатели долго совершенствовали составы полимерного слоя, пока не добились достойных результатов — поливинилбутиральная пленка, появившаяся в 1938 году, всех устроила. К слову, модернизированная технология PVB применяется до сих пор.

Cadillac De Ville 1949

Затем примерно лет десять ушло на мировую войну и создание технологии массового производства гнутых стекол. В этом направлении работали многие, и назвать кого-то самого первого затруднительно. Но, определенно, одним из технологических лидеров в этот период был Cadillac, автор множества новаций и законодатель мод. Считается, что именно на серийном Кадиллаке в 1948 году появились гнутые стекла — хотя и по-прежнему составленные из двух половинок. Но и тут есть альтернативный вариант — Studebaker в 1947-м.

Любопытно, что в этой области автопром СССР шел практически в ногу со временем, не особо отставая от американцев и даже опережая послевоенную Европу. В апреле 1956 года начался выпуск Москвича-402 с гнутыми ветровым и задним стеклами.

Выбор

При выборе среди различных моделей и конструкций прежде всего обращает на себя внимание, конечно, цена, которая может отличаться значительно. Так, при прочих равных условиях (производитель, исполнение, материалы, габариты) сдвижные люки оказываются дороже подъемных в среднем в 1,5-2 раза. Но при этом сдвижные конструкции считаются более совершенными: они обеспечивают прямой приток воздуха и их открыванию не мешает багажник на крыше.

Примерно в 2 раза больше по сравнению с ручной придется заплатить за модель с электроприводом. Кроме того, вдвое и больше вырастет и цена за установку, поскольку для автоматизированного люка требуются дополнительные работы по прокладыванию питающей проводки. Весьма заметно влияет на стоимость и общее техническое исполнение, материалы и применение инноваций, которые, однако, определяют качество и статус изделия.

И наконец, всегда следует помнить, что не каждую из понравившихся моделей можно поставить на свою машину. Чем более плоской оказывается крыша автомобиля, тем, как правило, больше вариантов, чем более выпукло-округлой, тем меньше моделей, которые могут подойти. В любом случае, прежде чем покупать люк, нужно обязательно выяснить у продавца или на станции, какие модели люков подходят для конкретного автомобиля.

Что нужно и не нужно делать при замене лобового стекла

1. Избегайте сильного захлопывания дверей. Большинство автомобилей имеют герметичную систему, поэтому постарайтесь сразу же после установки нового стекла не захлопывать с силой дверь, окна которой закрыты. Хлопнув дверью, Вы создадите избыточное давление воздуха на лобовое стекло, что легко может нарушить новый уплотнитель. Это в свою очередь создаст утечки и сдвинет Ваше стекло с его фактического места.

2. Пока еще не время мыть автомобиль! После замены лобового стекла на Вашем автомобиле, не мойте его в течение следующих мойка лобового стекла автомобиля 48 часов. При этом хотим отметить, что ни автоматическая и ни ручная мойка в это время не желательны. Запомните этот жизненно важный совет и избегайте любого вида ненужного давления воды или воздуха на транспортное средство, как минимум 48 часов или около того.

Если вы проигнорируете этот совет, вы просто можете повредить новый уплотнитель для стекла, который еще не успел должным образом схватиться. А пока сохнет лобовое стекло, Вы можете самостоятельно помыть колеса своего автомобиля, естественно своими руками.

Задачи

Кроме того, стоит вспомнить и такой практический момент, как езда в жару по пыльной дороге. В люк, который находится наверху, залетает все-таки меньше пыли, чем в окна и форточки. Что для владельца машины без кондиционера, безусловно, имеет значение, поскольку в таких случаях всегда приходится решать дилемму: либо задыхаться сейчас, либо пылесосить салон потом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]