Один из постулатов безопасного вождения — хорошая видимость. Особенно это актуально в межсезонье и зимой, когда осадки и темнота создают естественные проблемы для восприятия ситуации на дороге. И в это же время чаще всего автомобилисты сталкиваются с проблемой запотевания стёкол.
Главная причина запотевания окон — разница температур. В более тёплом салоне влага конденсируется на холодных стёклах. Поэтому бороться с запотеванием можно, прогревая окна и просушивая воздух — часто это происходит одновременно.
Здесь мы даём несколько простых советов, как сохранить окна прозрачными.
Правильно настроить климатические системы
При первых признаках запотевания нужно выбрать режим обдува окон, направить поток воздуха из дефлекторов на стёкла и немного повысить температуру. Если в автомобиле есть кондиционер, то он должен высушить воздух за несколько минут. Только нужно быть уверенным, что отключен режим внутренней циркуляции. Если система климата плохо справляется с прогревом и сушкой воздуха, нужно проверить салонный фильтр — он мог впитать слишком много влаги, а в сырую погоду не успевает просохнуть, или просто пришло время его заменить.
Методы решения проблемы
Когда запотевают стекла в машине изнутри, что делать – это злободневный вопрос для многих автолюбителей и профессионалов. Конечно, легче всего вытереть испарину, но, к сожалению, это не решит проблему, которая будет возвращаться вновь и вновь, если не исключить влияющие факторы. Впрочем, зимой так и приходится поступать. Дополнительно можно посоветовать регулярно приоткрывать окна, хотя это и не слишком приятно для находящихся в салоне людей. Либо протирать стекло и включать подачу теплого воздуха.
Что касается дождливой погоды или непогожих дней с мокрым снегом, то излишнюю испарину можно устранить несколькими методами:
- Задействовать обогрев, направив заслонку радиатора на лобовое стекло, при этом слегка приоткрыв окна. Обычно испарина пропадает очень быстро.
- Некоторые водители во время езды приоткрывают боковые окна, а как только случается остановка, приоткрывают и дверь, чтобы в кабину поступал воздух с улицы.
- В конце концов, можно периодически протирать стекло, а чтобы на нем не оставалось следов, также мешающих обзору, есть смысл воспользоваться специальными тряпочками для таких целей – они изготовлены из волокон полиамида или полиэфира. Ткань обладает прекрасными впитывающими свойствами, а поверхность остается без потеков.
Понимая, почему потеют окна в машине изнутри зимой или в ненастье, всегда проще представить, что требуется для избавления от неприятности. И порою потеют стекла в машине зимой изнутри из-за неисправностей автомобиля. Значит, пора задуматься о том, чтобы их устранить.
Если дело в неправильной регулировке системы климатического контроля, в такой ситуации следует предпринять следующие действия:
- Сначала перекрываются вентиляционные отверстия, находящиеся в передней и нижней части, это помогает добиться того, что воздух направлен на лобовое стекло. Иногда эти отверстия могут быть засорены – оттого окна в машине изнутри зимой и потеют. Если присутствует компактный кондиционер, он также поможет просушить салон.
- После этого следует приступить к изменению настроек, в большинстве случаев, причина неприятности в неправильной работе обогрева, поэтому нужно включить на полную мощность обдув, а заслонки обогревателя обратить на ветровое стекло.
Причиной запотевания часто становятся и другие неисправности технического характера, потому важно периодически осматривать машину, выявляя проблемы. Они могут быть следующего порядка:
- Распространенное явление – загрязнение салонного фильтра, предназначенного для очистки воздуха, поступающего внутрь автомобиля через воздуховодные каналы вентилятора. Он может быть засорен пылью, грязью, песком, что приводит к непроходимости и нарушению его функции. Кроме того, деталь может некорректно работать из-за отсыревания, тогда и в кабину будет поступать сырой воздух.
- Повышение влажности в салоне способны провоцировать забитые частицами дорожной пыли воздухозаборные решетки, поврежденные вентиляционные дефлекторы, клапан рециркуляционного воздуха, который заклинило, и потому потеют стекла в машине зимой изнутри.
Другими словами, необходимо постоянно следить за работой радиатора отопления и вентилятора, другими деталями, имеющими отношение к обогреву и вентиляционному оборудованию.
Полезно запомнить и то, что легче предотвратить формирование конденсата, в связи с этим, следует в преддверии осенне-зимнего периода проводить основательную просушку салона, исправлять неполадки, касающиеся технического оснащения машины, убирать из автомобиля мокрые вещи, одежду, а сиденья и коврики тщательно просушивать.
Обработать стекла «народными методами»
Проблема запотевания возникла достаточно давно, так что у водителей было время найти несколько вариантов обработки окон с помощью подручных средств. Один из самых популярных — нанесение раствора из 1 части глицерина и 10 частей спирта. Если использовать только глицерин, стекло станет жирным и ночью в разводах будут сильные блики, ухудшающие видимость. Некоторые советуют протирать окна газетами — в типографской краске содержатся вещества, которые создают такую же плёнку, как при использовании автохимии. Ещё один совет — натереть окна табаком из обычных сигарет.
Чтобы стекла не обмерзали
Помогает оклейка стекла изнутри прозрачной пленкой. Теплопроводность пленки намного ниже, чем у стекла, и такой «стеклопакет» перестанет обмерзать.
Чтобы за ночь на стеклах не образовались красивые морозные узоры, не забывайте проветривать салон перед тем, как оставить машину на стоянке. Для этого на последних сотнях метров пути приоткройте окна, а после того как припаркуетесь, откройте на несколько минут все двери. Температура стекла снаружи и изнутри уравняется, потому что весь теплый воздух вы выпустите из салона.
Желаю, чтобы стекла у вашего автомобиля всегда сохраняли кристальную прозрачность.
- Как настроить систему вентиляции, чтобы не потели окна, узнайте тут.
- Время прогрева салона значительно снизится, если укрыть двигатель специальным одеялом. Чтобы избежать обледенения дворников, поставьте щетки с подогревом: различные варианты подключения, скидки за комплект.
Удалять лишнюю влагу из салона
Совет:
В экстремальной ситуации от запотевания могут спасти открытые окна. Но после проветривания будет тяжелее восстановить климатический баланс. Часто зимой и в сырую погоду внутрь автомобиля попадает вода или снег. Когда салон начинает прогреваться, жидкость испаряется и оседает на холодных стёклах. Для уменьшения этого эффекта следует удалять лишнюю влагу. Иногда нужно убирать лужицы или лёд с ковриков, а если воды уже много, класть под ноги газеты, и выбрасывать их, когда они пропитаются. В случае, когда даже при небольшом дожде в салоне становится мокро, нужно проверить его герметичность — отошедший уплотнитель может быть источником не только повышенной влажности, но и преждевременной коррозии. Не нужно хранить в салоне тряпки, которыми протирали мокрые поверхности — уберите их в багажник или под капот. Понижает влажность соль в бумажном пакете, которую можно положить на заднее сиденье. Эффект будет лучше, если до этого упаковка была просушена в тепле.
В чем опасность?
- Плохая обзорность.
Замерзшее стекло долго не позволяет начать движение. Если водитель не предусмотрел время на прогрев машины, то после того, как стекло все же отогрелось, начинает ехать быстрее обычного, нагоняя упущенное, а это опасно. Бывает и так: прогрели вы машину, стекло вроде бы оттаяло, все видно. Выезжаете из тенистого двора на улицу, залитую солнечным светом, — и стекло превращается в белый экран из-за обилия бликов. Ситуация — опаснейшая. - Пары антифриза.
Запотевание стекол может быть вызвано утечкой из радиатора отопителя. При этом
водитель и пассажиры рискуют вдохнуть пары антифриза
. В салоне при этом присутствует неприятный сладковатый запах. А стекла даже после устранения неисправности с трудом удастся очистить от маслянистой пленки. - При высокой влажности в салоне намокают ковровые покрытия
. А спутники сырости известны:
затхлый запах, плесень, грибок и, наконец, коррозия
. - Повышенное внимание со стороны ДПС.
Машину с запотевшими стеклами наверняка остановят для проверки: а вдруг за рулем нетрезвый водитель?
Сырость в салоне автомобиля заводится по разным причинам, но чаще всего — от влаги, которую приносят на одежде и обуви водитель и пассажиры. Отсюда совет: перед посадкой в машину хорошенько стряхните с себя снег. Впрочем, нередко бывает, что эффект запотевания вызван технической неисправностью или неправильным обслуживанием автомобиля. К примеру, засоренный воздушный фильтр ухудшает подачу свежего воздуха в салон, что способствует запотеванию. Чтобы этого не допустить, почаще меняйте салонный фильтр.
Воздух должен не только поступать в салон, но и беспрепятственно выходить наружу. Проверьте, все ли в порядке с вентиляционными отверстиями в багажном отделении автомобиля и клапанами выпуска воздуха — обычно они расположены под бампером. Провоцировать запотевание могут и забитые сливы короба воздухопритока (так называется отсек, расположенный под поводками дворников, из которого у подавляющего большинства автомобилей происходит забор воздуха в отопитель). Если попавшая туда влага не сливается, то будут потеть окна и «гнить» механизм стеклоочистителя.
Если автомобиль оснащен кондиционером, следует проверить и трубку слива конденсата из испарителя. Если она забита, то влажность в салоне будет выше нормы. Люк в крыше должен герметично закрываться. То же самое касается и двери багажного отделения. Если герметичность нарушена, влага может проникать в салон, что также приводит к запотеванию стекол.
При запотевании стекол следует проверить, не включен ли режим рециркуляции и не сломался ли привод заслонки рециркуляции. При отсутствии притока свежего воздуха стекла будут интенсивно запотевать.
При запотевании стекол следует проверить, не включен ли режим рециркуляции и не сломался ли привод заслонки рециркуляции. При отсутствии притока свежего воздуха стекла будут интенсивно запотевать.
Однако бывает и так, что стекла потеют и на полностью исправной машине. Тогда советую попробовать следующее.
Проверить вентиляцию салона
Редкий случай, но иногда бывает и такое. После кузовного ремонта битого сзади автомобиля специальные вентиляционные клапана могут быть заделаны. В таком случае просчитанной инженерами циркуляции воздуха не происходит. Ещё один вариант той же проблемы — излишнее количество вещей в салоне и багажнике. Решение — проверить пропускную способность воздуховодов, предварительно изучив их местоположение по инструкции. К этой же проблеме можно отнести забитые сливные отверстия системы с кондиционерами. Стоящую воду просто задувает в салон, а исправить ситуацию можно простой чисткой.
Средства от запотевания стекол в машине
Существует множество специализированных средств, а также народных хитростей, которые помогают избавиться от запотевания стекол в автомобиле. Ниже мы кратко предоставим наиболее распространенные из них, которые вы запросто сможете испытать на своем автомобиле. Часть из них предполагают создание простого поглотителя влаги из дешевых аналоговых средств, другие же обработку стекол автомобиля специальными составами.
Средства, снижающие влажность
Как вам уже известно, чаще всего запотевают стекла в машине из-за повышенной влажности. Следовательно, чтобы этого избежать, салон автомобиля нужно тщательно просушить. Сделать это можно разными способами, в том числе используя для этого специальные поглотители, которые будут впитывать лишнюю влагу в салоне вашего автомобиля.
Можно конечно приобрести уже готовые автомобильные средства, но цены на них необоснованно завышены. Гораздо дешевле сделать поглотитель самостоятельно из подручных материалов, который по эффективности ничем не будет уступать уже готовым средствам.
Поглотитель влаги своими руками
Для создания простейшего поглотителя нам понадобится хлопковый мешочек, а в качестве абсорбента можно использовать обычный рис или соль, но все же лучше для этого подойдет силикагелевый наполнитель для кошачьего туалета. Данный наполнитель эффективно впитывает влагу, поэтому хорошо подойдет в качестве средства для снижения влажности воздуха в вашей машине. Более того всего за несколько сотен рублей можно приобрести целый мешок такого наполнителя, который стоит дешевле и его хватит намного дольше, чем любого готового поглотителя влаги купленного вами в магазине. Поэтому рекомендуем присмотреться именно к нему.
Далее все что вам нужно сделать, это заполнить мешочек абсорбентом. Для лучшего результата можно приготовить несколько таких мешков, а затем разместить их под сиденьями автомобиля или под стеклом, если машина стоит на стоянке. Благодаря этому влажность воздуха в машине заметно снизится. И когда салон высохнет, проблема запотевания стекол исчезнет в принципе.
Такой поглотитель может быть полезен также еще в одной ситуации. Если зимой вы окажетесь на льду и не сможете двигаться дальше, можно положить этот мешочек под колеса. Это временно увеличит сцепление и позволит вам выбраться из ловушки. Тем не менее, зимой я рекомендую возить с собой небольшой пакетик с дорожной солью, который не только улучшит сцепление, но и растопит лед, который мешает вам продолжить движение. Для ознакомления также советуем прочитать статью о различных способах как выехать из снега или грязи, если ваш автомобиль застрял.
Средства, отталкивающие влагу
Сегодня на рынке доступно множество различных средств от запотевания стекол в машине, известных нам как «Антитуман» или «Антизапотеватель». Они могут выпускаться как в виде специальных салфеток или жидкостей, так и в форме спрея. Работают они по своей сути одинаково, оставляют на стекле специальное защитное покрытие, отталкивающее влагу. После нанесения средства влага будет просто «скатываться» со стекла. Благодаря этому окна в машине будут оставаться прозрачными даже при высокой влажности, поскольку водяной пар просто не сможет оседать на их поверхности.
Правда продолжительность такого эффекта может быть не слишком-то и большой. Как правило, длительность работы средств данного типа составляет от одной, до нескольких недель. Также некоторые из этих препаратов могут оставлять видимый слой на стекле, поэтому многим водителям это может не понравиться. Если для вас важно смотреть через идеально чистые стекла в вашей машине, то следует с ответственностью подойти к выбору подходящего состава.
В настоящее время пользуются популярностью и хорошо себя показывают средства против запотевания стекол в автомобиле следующих брендов:
- VeryLube;
- CarPlan;
- Sonax;
- ABRO;
- Sintec и ряд других.
Для получения длительного эффекта следует придерживаться некоторых рекомендаций по использованию подобных средств:
- Перед использованием антизапотевателей следует хорошо проветрить салон автомобиля. Таким образом, вы сможете избавиться, по крайней мере, от небольшой части грязного и влажного воздуха, который остался в автомобиле после предыдущих поездок.
- Перед нанесением средства стекло нужно тщательно вымыть и высушить, чтобы средство не смешивалось с грязью и не оставляло на поверхности никаких разводов.
- Хоть многие средства и выпускаются в виде спрея, рекомендуется все же распылять их не на стекло, а на чистую ткань или губку. Благодаря этому вы равномерно и тщательно распределите препарат по лобовому стеклу и при этом не испачкаете интерьер автомобиля.
- После нанесения химического средства стоит подождать некоторое время, пока жидкость испарится, в этот момент на стекле должен появиться небольшой налет.
- Когда окно подсохнет, берем чистую, сухую ткань и полируем стекло до желаемой чистоты и прозрачности.
Многие производители также советуют не использовать подобные средства исключительно на всех стеклах. Хоть это и звучит странно, но этому есть веская причина. Дело в том, что эти средства не устраняют влагу, а только предотвращают запотевание стекол, то есть просто маскируют проблему. Но влага же должна где-то оседать и, лучше всего, чтобы это было влагоустойчивое место.
А таким хорошим местом как раз и является боковое стекло, расположенное за водителем. Поскольку его запотевание во время езды не является серьезной проблемой для водителя, а также нет необходимости в ежедневном удалении влаги с этого конкретного стекла. Более того влагу без последствий для поверхности проще удалить именно со стекла, а не кожаной обивки или обшивки крыши.