Безопасность, динамичность, экономичность, комфорт, экологичность. Разрабатывая новые модели автомобилей, автопроизводители стремятся довести свою продукцию до идеального соотношения всех этих параметров. Благодаря этому на авторынке появляется большое разнообразие моделей с маленьким двигателем, но большой мощностью (пример такого мотора – Ecoboost от Ford, о котором рассказывается отдельно).
Все перечисленные параметры невозможно контролировать при помощи механических устройств. Более точно параметры автомобиля настраиваются электроникой. Чтобы контролировать переход на разные режимы функционирования, каждая система получает несколько электронных датчиков. Для подстройки агрегатов и систем под нужный режим используются разные механизмы.
Все эти механизмы и системы контролируются и подстраиваются электронным элементом, который называется бортовый компьютер (онбордер или карпьютер). Рассмотрим, в чем особенность такого устройства, по какому принципу оно работает, как подобрать бортовик на свой автомобиль.
Что такое бортовой компьютер
Под бортовым компьютером подразумевается электронное устройство с микропроцессором, выполненное по принципу домашнего ПК. Это устройство позволяет совместить разное оборудование, которое может использоваться в автомобиле. В этот перечень входит и навигационная система, и мультимедийный комплекс, и парктоник, и главный ЭБУ и т.д.
На сегодняшний день существует большое разнообразие таких элементов, но работать они будут по одному принципу. Помимо управления системами комфорта и безопасности современные онбордеры позволяют даже контролировать состояние транспортного средства. Все датчики, расположенные в системах и агрегатах машины, передают свои данные на блок управления, а бортовик считывает некоторые из этих параметров. Сам онбордер не участвует в изменении режимов работы мотора или определенных систем авто. За эту функцию отвечает ЭБУ. Но при совместимости этих устройств водитель может самостоятельно перенастраивать некоторые параметры своего автомобиля.
Электронный блок управления прошивается на заводе-изготовителе. Программное обеспечение это набор алгоритмов и всевозможных переменных, которые позволяют ему посылать правильные команды на исполнительные механизмы. Карпьютер подключается к ЭБУ через сервисный разъем и позволяет не только следить за системами транспорта, но и в более дорогих автомобилях управлять режимами ДВС, подвески и трансмиссии.
Что это такое
В современном мире мы не можем представить себя без личного ПК. Это устройство крепко-накрепко зацепилось в нашей жизни, без него многие как без рук. Большинство смартфонов по своим характеристикам не уступают различным компьютерам и даже в чем-то стали лучше их.
Но в этой статье пойдет разговор о всевозможных ПК в машину. Такими пользуются водители в своих машинах. Они управляют процессами, среди основ:
- Температура воздуха.
- Количество расхода топлива.
- Сколько пройдено километража.
- Наличие каких-либо повреждений.
- Сбои в работе сети и многие другие.
В настоящее время маршрутный ПК стал осуществлять множество функций. Он обладает ЖК дисплеем. Управление им осуществляется с помощью тачскрина или нажатием кнопок. Большинство ПК можно управлять смартфоном.
Для чего нужен
Особенностью данного прибора является наличие большого разнообразия настроек и опций, которые дают возможность контролировать состояние автомобиля и создавать необходимые команды для исполнительных механизмов. Чтобы водитель был вовремя предупрежден о неисправности или переходе на другой режим, на экране ЭБУ появляется соответствующий сигнал. Некоторые модели устройств оснащены голосовым оповещением.
Основная задача бортового компьютера – выполнять диагностику машины. Когда перестает работать какой-то датчик или сенсор фиксирует неисправность в агрегате/системе, на экране загорается предупреждающий сигнал об ошибке. В памяти современных компьютеров заложены коды неисправностей. Когда возникает определенная неисправность, микропроцессор за доли секунды распознает характер поломки и выдает конкретное оповещение в виде кода.
Каждый блок управления имеет сервисный разъем, к которому можно подключить диагностическое оборудование и расшифровать код. Некоторые модели позволяют провести подобную диагностику в домашних условиях. В отдельном обзоре рассматривается пример такой диагностики. В некоторых случаях ошибка может быть результатом небольшого сбоя в электронике. Чаще такие ошибки возникают при выходе из строя определенных датчиков. Иногда бывает так, что бортовий компьютер переходит на другой режим работы, не сообщая об ошибке. По этой причине необходимо проводить профилактичекую диагностику электрооборудования авто.
Современная машина может оснащаться блоком управления с диагностическим оборудованием, однако такие транспортные средства дорого стоят. Внешний бортовик подключается к сервисному разъему авто и способен выполнить часть стандартной диагностики. С его помощью автовладелец может также сбросить код ошибки, если точно уверен, в чем проблема. Цена такой процедуры на сервисном центре зависит от типа автомобиля и сложности самой диагностики. Установка БК позволит владельцу транспорта немного сэкономить средства.
Настройка
Далее – перед тем, как пользоваться бортовым компьютером, приступаем к настройке. Если вы его правильно подключили, то с запуском двигателя начнется считывание основных параметров и показаний с датчиков, находящихся в вашем авто. Они будут отображаться на мониторе (установочный режим). Проанализировав данные, компьютер выдает прогнозы, выражающиеся в диагностике работающей машины.
Как правило, настройка многих компьютеров происходит автоматом. Приходится (согласно инструкции) лишь изредка вносить определенные коррективы, подстраивая его под себя. Это и называется пользовательскими настройками, которые обычно необходимо сохранить в памяти, чтобы каждый раз не настраивать заново. Необходимо также выбрать те параметры, которые будут впоследствии отображаться на экране. Удобно также настроить такие функции, как текущее время, погода за бортом и яркость экрана или его подсветки.
Эволюция бортовых компьютеров
Первый автомобильный компьютер появился в 1981-м году. Американская компания IBM разработала электронное устройство, которое впоследствии было установлено на некоторые модели BMW. Спустя 16 лет корпорация Microsoft создала аналог первого устройства – Apollo. Однако эта разработка замерла на стадии прототипа.
Первый серийный онбордер появился в 2000-м году. Его выпустила фирма Tracer (Америка). Штатный компьютер получил популярность благодаря универсальности, а также экономии пространства на центральной консоли авто.
Карпьютеры развиваются в трех основных направлениях. Первое это диагностическое оборудование, второе – маршрутное, а третье – управляющее. Вот их особенности:
- Диагностический. Данное устройство позволяет проверить состояние всех систем машины. Таким оборудованием пользуются мастера СТО. Выглядит он, как обычный компьютер, только на нем установлено программное обеспечение, которое позволяет определить, как работает электроника автомобиля и правильно ли фиксируются показатели датчиков. С помощью такого сервисного оборудования также выполняется чип-тюнинг (о том, что это такое, читайте в отдельной статье). Что касается отдельных диагностических мобильных компьютеров, то такие модели встречаются крайне редко.
- Маршрутный. Если полноценные карпьютеры появились в начале третьего тысячелетия, то маршрутные модификации начали появляться раньше. Первые модификации устанавливались на раллийные машины еще в 1970-х гг. Начиная с первой половины 1990-х, такие устройства начали устанавливаться и в серийных авто. Данная модификация бортовиков призвана вычислять параметры передвижения машины и выводить эти параметры на дисплей. Первые разработки ориентировались только на параметры ходовой части (пройденная дистанция фиксировалась за счет оборотов колес). Современные аналоги позволяют подключить интернет или связаться со спутниками через модуль GPS (о принципе работы gps-навигаторов рассказывается здесь). Такие онбордеры могут показывать время, за которое пройдена определенная дистанция, общий километраж, при наличии карты указать маршрут, какой расход у авто во время движения и по завершении поездки, время, которое понадобится для преодоления определенной дистанции и другие параметры.
- Управляющий. Эта разновидность компьютеров будет установлена на любой автомобиль, в которой имеется инжектор. Помимо микропроцессора, который следит за сигналами, поступающими от датчиков, устройство также подключено к дополнительным механизмам, которые позволяют изменять режимы работы систем и агрегатов. ЭБУ способен изменить время и объем подачи топлива в цилиндры, количество поступающего воздуха, режим фаз газораспределения и другие параметры. Также такой компьютер способен управлять тормозной системой, дополнительными блоками управления (например, автоматической трансмиссии или топливной системы), системой климат-контроля, аварийным тормозом, круиз-контролем и другими системами. Основной блок управления мгновенно определяет такие параметры двигателя, как давление в системе смазки, температуру в системе охлаждения и самого двигателя, количество оборотов коленчатого вала, заряд АКБ и т.д.
Современные бортовые компьютеры могут объединять все перечисленные выше параметры, а могут быть выполнены в виде отдельных устройств, которые можно подключить к сервисному разъему электронной системы транспортного средства.
Все, или почти все, о бортовом компьютере | Пособие автомобилиста
Бортовой компьютер автомобиля дает возможность контролировать некоторые узлы системы автомобиля и работу двигателя, тормозной системы и освещения.Информация выводится в виде полных надписей или сокращений на экран, расположенный в комбинации приборов (у Е36/31 на самом компьютере), причем загорание некоторых надписей сопровождается звуковым сигналом.Имеются три следующих группы приоритета выдаваемой информации в порядке убывания:
Приоритет 1:— тормозная жидкость: проверить уровень;— давление масла в смазочной системе двигателя: проверить уровень масла и отсутствие утечки;— температура охлаждающей жидкости двигателя: проверить уровень жидкости, натяжение ремня привода вентилятора и убедиться в отсутствии утечек;— затянут стояночный тормоз: отпустить стояночный тормоз;— не загораются стоп-сигналы: перегорели предохранители или лампы;— разрыв цепи стоп-сигналов: перегорание предохранителя или разрыв цепи;Приоритет 2:— программа проверки автоматической коробки передач: неисправность электроники управления АКПП;— тормозные колодки: износ накладок;
— уровень жидкости в бачке омывателя ветрового стекла: проверить уровень жидкости;
— загорается только один стоп-сигнал: перегорание лампы;— не загорается фара ближнего света: перегорание лампы;
— не загорается лампа габаритного света в заднем фонаре или лампа освещения номерного знака: перегорание предохранителя;
Примечание. Загорание индикатора «+» говорит о том, что имеется также другая информация, которая ждет вывода на экран. Для ее вывода нажмите на кнопку «km/miles» (на Е36/31 кнопку «CR»).
Приоритет 3:— уровень масла в двигателе: проверить уровень;— уровень охлаждающей жидкости: проверить уровень;
— CHECK-CONTROL — неисправность электронной системы самого блока БСК.
Бортовой компьютерПримечание. На некоторых моделях Е36/31 кнопка «START» это кнопка «CR».Бортовой компьютер предназначен для выдачи или программирования следующей информации:
— время и дата;— средний расход топлива;— расчетный запас хода автомобиля с наличным остатком топлива;— средняя скорость движения;— температура наружного воздуха;— часы или выбор различных моментов времени включения системы отопления и вентиляции;— расчетное время прибытия в пункт назначения;— расстояние до пункта назначения;— запрограммированная предельная скорость движения;
— противоугонное устройство.
Клавиша установки времени и даты блокировки индикации UHR/LOCKДля установки времени, например после отключения питания, нажимать на клавиши «1000» и «100» для установки часов и на клавиши «10» и «1» для установки минут.Для установки числа нажимать клавиши «1000» и «100», а для установки месяца на клавиши «10» и «1».Для установки времени и/или даты нажать на клавишу START для ввода их в запоминающее устройство.Для установки года нажать на клавишу START, ввести нужный год и снова нажать на кнопку START.Для установки даты при наличии на экране другой выведенной информации, нажмите два раза на клавишу UHR/LOCK.Для получения сигнала точного времени при наличии функции показа времени, нажать на кнопку START: на экране появляется символ и выдается троекратный звуковой сигнал непосредственно перед появлением информации точного времени, и значение времени кратковременно появляется на экране.Для выключения режима показа времени, снова нажать на клавишу START.
Для вывода на экран времени или даты при выключенном зажигании, нажать на клавишу UHR/LOCK.
Клавиша среднего расхода топлива VERBRПосле остановки автомобиля, можно вычислить средний расход топлива для следующего этапа; для этого нажать на клавишу VERBR.При новом нажатии на клавишу VERBR попеременно появляется информация о новом и прежнем среднем расходе топлива (запрограммированном в начальной точке поездки).
Клавиша расчетного запаса хода автомобиля REICHW
Запас хода автомобиля рассчитывается в зависимости от режима движения и среднего расхода топлива.Если запас топлива меньше, чем на 15 километров, на экране мигают четыре точки, что сигнализирует о необходимости срочной заправки топливом.
Знак «+», появляющийся перед выведенным значением, говорит о том, что топливный бак полон.
Клавиша средней скорости движения GESCHWДля расчета средней скорости движения наследующем этапе поездки после остановки автомобиля, нажмите на клавишу START.
Клавиша запроса температуры наружного воздуха TEMPПри температуре ниже +3 град.С («ОСТОРОЖНО! ГОЛОЛЕД!») информация выводится автоматически и сопровождается звуковым сигналом. Выведенное значение мигает в течение 8 секунд, и информация о температуре кратковременно выводится на приборную доску. Начинают работать системы подогрева форсунок омывателя ветрового стекла, боковых зеркал, личинок замков дверей и отключается кондиционер.
Клавиша программирования времени ZEITКлавиша используется для программирования времени включения дополнительной системы отопления и отсутствует на автомобилях, оборудованных устройством автоматического включения дополнительного отопителя.Время устанавливается в секундах и в десятых долях секунды в пределах одной минуты, затем в минутах в пределах одного часа, после этого в часах и минутах.
После нажатия на клавишу ZEIT функция запускается при установке ключа зажигания в положение «1» и прекращается при его установке в положение «0» или нажатии на клавишу START.Для установки двух различных значений времени включения отопителя при работающих часах, нажать на клавишу ZEIT, набрать первое значение времени с помощью цифровых клавиш и снова нажать на клавишу ZEIT, затем набрать второе значение времени включения.В запрограммированное время отопитель включится на 30 минут, при этом загорится и будет мигать световой индикатор.
Для остановки или пуска отопителя нажмите на клавишу START.
Клавиша расчетного времени прибытия в пункт назначения ANKВыводимое значение времени прибытия рассчитывается в зависимости от средней скорости движения и введенного в ЗУ расстояния до пункта назначения.
Клавиша расстояния до пункта назначения DISTДля ввода расстояния до пункта назначения, нажмите на цифровые клавиши «1000», «100». «10» и «1».
Если пройденное расстояние окажется больше введенного, то начиная с точки этого превышения, на экран, со знаком «минус», выводится дополнительно пройденное расстояние.
Клавиша предельной скорости движения LIMITДля установки предельной скорости движения, наберите ее значение цифровыми клавишами.При превышении предельной скорости загорается мигающим светом сигнализатор и выдается звуковой сигнал. Кроме того, значение предельной скорости кратковременно появляется на экране.
Для выключения визуальной и звуковой сигнализации нажмите на клавишу LIMIT. При этом заданное значение предельной скорости сохраняется в памяти.
Для ввода в ЗУ мгновенной скорости движения при действии функции LIMIT, нажмите на клавишу START.
Клавиша кодирования противоугонного устройства CODEКлавиша служит для ввода и стирания охранного кода противоугонного устройства.Для ввода выбираемого кода (между 0000 и 9999) установить ключ в положение «1». Набрать код цифровыми клавишами. Запомнить выбранный код, нажав на клавишу START.При установке ключа в положение «0» световой индикатор продолжает гореть в течение 10 секунд, если плохо закрыт капот или если был снят радиоприемник.Если при введенной функции кодирования ключ зажигания устанавливается в положение «1» или «2», выдается звуковой сигнал и на экране появляется надпись CODE, чтобы напомнить водителю, что перед пуском двигателя необходимо набрать код. Если этого не сделать, звуковой сигнал выдается постоянно.
Для предотвращения срабатывания противоугонного устройства, установить ключ зажигания в положение «1» или «2» и ввести код с помощью цифровых клавиш. После этого нажать на клавишу START или запустить двигатель. При введении неправильного кода, звуковой сигнал выдается в течение 30 секунд после третьей неудачной попытке ввода кода или третьей попытке пуска двигателя.
Примечание. Для предотвращения срабатывания противоугонного устройства в случае утраты введенного кода:— отключите аккумулятор на 5 минут;— установите ключ зажигания в положение «1»: выдается звуковой сигнал противоугонного устройства;— в течение 15 минут на экран выводится обратный отсчет времени;
— по истечение 15 минут можно запустить двигатель.
Если правильный код будет найден в течение этих 15 минут, его можно ввести следующим образом:
— нажать на клавишу CODE;— ввести правильный код;
— нажать на клавишу START.
После этого двигатель может быть запущен.
ВСЕМ УДАЧИ!!!
sanekua.ru
Какие функции выполняет
В зависимости от модификации устройства, онбордер выполняет множество разных функций. Однако независимо от модели прибора его основной задачей остается способность оповещать водителя о неисправностях и состоянии всех систем авто. Такой карпьютер может контролировать расход топлива, уровень масла в моторе и трансмиссии, мониторить напряжение в бортовой системе и т. д.
Многие автомобилисты уверены, что управлять машиной можно и без всех этих данных. Уровень масла проверяется при помощи щупа, температура охлаждающей системы указывается соответствующей стрелкой на приборной панели, а для определения скорости устанавливается спидометр (о том, как он работает, рассказывается здесь). По этой причине многие уверены, что БК это больше каприз любителей всяких электронных плюшек, чем необходимость.
Однако если копнуть глубже в этот вопрос, стандартные указатели на приборной панели не всегда отражают реальное состояние авто. Например, стрелка температуры охлаждающей жидкости может указывать не на цифру, а на отметку шкалы. Какая реальная температура в системе, остается загадкой. Электроника фиксирует эти параметры намного точнее. У нее меньшая погрешность. Другая ситуация – водитель устанавливает тюнинговые колеса с увеличенным диаметром. В этом случае механический спидометр и одометр нельзя перепрограммировать под измененный размер колес.
Также при подключении карпьютера к бортовой системе стандартная проверка жизненно важных показателей машины значительно упрощается. Так, водителю не нужно тратить время на то, чтобы обойти машину с манометром, замеряя давление в шинах, проверять уровень масла в моторе или коробке щупом, контролировать объем тормозной и охлаждающей жидкости и т.д. Достаточно просто включить зажигание, и бортовая система выполнит все эти манипуляции за считанные секунды. Конечно, объем проверяемых параметров зависит от наличия конкретных датчиков.
Помимо вывода информации о самом автомобиле в современные компьютеры интегрированы мультимедийные комплексы, благодаря чему одним устройством можно контролировать работу агрегатов, включить музыку, посмотреть фильм или фотографии. В пробках или на автостоянке эти опции помогут скоротать время.
Помимо развлекательных опций БК может обладать такими функциями:
- Кроме визуального оповещения водитель может настроить голосовое сообщение о нужных параметрах;
- Встроенная диагностика бортовой системы позволяет своевременно не только узнать о какой-то неполадке, но и сразу определить, в чем проблема, не отправляясь на компьютерную диагностику;
- Топливо на заправочных станциях может быть разного качества, компьютер может сообщить о несоответствии стандартам, заложенным для конкретного силового агрегата. Это позволит предотвратить преждевременный выход из строя топливной системы или в будущем избегать некачественных заправок;
- Помимо показаний одометра устройство самостоятельно фиксирует trip (суточный пробег). В зависимости от модели устройства трип может иметь несколько режимов, благодаря чему водитель может замерять расстояние разных поездок;
- Может синхронизироваться с иммобилайзером (о том, чем он отличается от сигнализации, рассказано в другом обзоре);
- Может контролировать расход топлива и вычислять его остаток в баке, помогая водителю выбирать максимально экономный режим езды;
- Выводить на экран температуру в салоне и вне автомобиля;
- Навигационная система может содержать подробную статистику поездки. Эту информацию можно сохранить на устройстве, чтобы в будущем можно было заранее планировать расходы на предстоящую поездку (бортовая система может даже указывать, на каком отрезке дороги нужно будет спланировать заправиться);
- Помимо навигации к БК можно подключить парктроник с камерами, что облегчит парковку на заполненных стоянках;
- Расшифровывать коды ошибок, поступающих на ЭБУ.
Конечно, эти и другие функции могут и не присутствовать в оверборде. По этой причине, отправляясь в магазин, сначала нужно определить, для каких целей планируется покупка компьютера.
Один из распространенных вопросов, касающихся использования бортовиков, это насколько сильно они разряжают аккумулятор. Когда мотор работает, устройство получает энергию от генератора. При неактивном ДВС оборудование тоже может продолжать работать, но для этого оно использует минимум энергии (если полностью выключено, то даже меньше, чем сигнализация). Правда, когда водитель включает музыку, то батарея будет разряжаться в зависимости от мощности аудиоподготовки.
Что такое смарт-датчик?
Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит изменяющееся напряжение в зависимости от давления, прикладываемого к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным и зависит от температуры и напряжения низкого уровня, которое требует большого усиления.
Сегодня многие производители производят так называемые смарт-датчики, который уже снабжены всей электроникой, в частности, микропроцессором, который позволяет прочитать напряжение этого датчика, откалибровать его помощью кривых температурных компенсаций и обеспечить преобразование аналогового сигнала в цифровой, таким образом, доставив этот самый сигнал «горячим» и максимально готовым к использованию на шину связи.
Smart-датчик экономит средства автопроизводителя от необходимости знать все «грязные» детали датчика, и сохраняет вычислительную мощность в модуле, который в противном случае должен был бы делать эти расчеты самостоятельно.
Ещё одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал при движении по коммуникационной шине менее подвержен электрическим помехам. Аналоговое напряжение, путешествуя через провод, может подобрать дополнительное напряжение в то время, когда проходит через определённые электрические компоненты или даже когда автомобиль проезжает под линией электропередач.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как системы безопасности, такие как ABS и подушки безопасности, стали обычным явлением на не самых дешёвых автомобилях. Другие функции безопасности, такие как система контроля против опрокидывания, ESP также начинают становиться всё более распространёнными и внедряться во всё более недорогие автомобили. Каждая из этих систем добавляет новый модуль к бортовому компьютеру машины, и каждый этот модуль содержит несколько микропроцессоров. В будущем будет всё больше и больше этих модулей по всей машине по мере того, как новые системы безопасности будут добавляться. Каждая из этих систем безопасности требует всё больше вычислительной мощности, и, как правило, упаковывается в своём собственном блоке электроники. Но это ещё не всё. В ближайшие годы мы будем иметь все виды новых удобных функций в наших автомобилях, и каждая из них требует больше электронных модулей, содержащих несколько микропроцессоров.
Кажется, что нет предела тому, сколько технологий автопроизводители собираются упаковать в наши автомобили. Добавление всех этих электронных функций является одним из факторов, способствующих увеличить напряжение системы на автомобилях с текущей 12-вольтной до более высоких напряжений. Это поможет обеспечить дополнительную мощность для работы бортового компьютера.
Виды бортовых компьютеров
Среди всех разновидностей бортовиков существует два типа устройств:
- Узконаправленный. В эту категорию вошло оборудование с ограниченными функциями. Такие устройства имеют небольшой экран. Их можно установить в подходящий модуль центральной консоли. К данной категории устройств относятся маршрутные и диагностические модификации. Сюда же вошли и штатные ЭБУ.
- Универсальный. Помимо основных функций узконаправленных овербордов такие компьютеры могут работать со спутниковыми системами навигации и интернетом, обязательно имеют мультимедийный комплекс, к которому подключаются колонки или усилитель (о том, как правильно подключить автомобильный усилитель, читайте здесь).
Более практичными модификациями являются универсальные варианты, так как они совмещают в себе и диагностическое оборудование, и опции комфорта. Единственный недостаток такого оборудования заключается в том, что при выходе из строя головного устройства большинство функций системы перестают работать. Если это нештатный прибор, то на автомобиле это никак не отразится. Но когда борт с завода получает центральный сенсорный экран, на котором осуществляется также управление режимами ключевых систем машины, то его поломка может деактивировать все транспортное средство, пока компьютер не будет починен.
Карпьютеры встречаются не только в машинах с бензиновыми моторами, но также и на авто с дизельными агрегатами. Карбюраторные модели не оснащаются такими устройствами, так как в них нет сервисного разъема ЭБУ.
Единого стандарта относительно параметров БК не существует, поэтому решение о наличии тех или иных функций каждый производитель оставляет за собой. Чаще всего в оверборде имеется сенсорный экран и модуль памяти (хотя встречаются и устройства, которые воспроизводят мультимедийные файлы из внешнего накопителя, например, флэшки). Корпус такого оборудования часто габаритный, но он будет соответствовать одному из типоразмеров DIN (о том, что это за размеры, рассказывается здесь).
Если подсоединить БК к автомобильному аккумулятору, то устройство может работать, как обычный ПК или планшет. По этой причине, оборудуя автомобиль таким прибором, следует также позаботиться о его сохранности (грабитель может использовать его на своем автомобиле).
Отличия БК от панели управления
Водители с опытом знают, что спидометр просто пересчитывает обороты двигателя в скорость, а стоит только поменять колеса на больший диаметр, как скорость увеличится, хотя индикатор будет работать «по-старинке». Чтобы не попасть впросак на очередном посту ГАИ, без БК не обойтись. Но многое остается не учтенным простыми фиксаторами, а в дальней дороге вполне будут уместными такие факторы, как фактический, так и усредненный расход топлива, информация о преодоленном уже километраже, об использованном количестве топлива и прочее. Данные параметры ВАЗа 2114-го можно и высчитать, но до этого ли водителю, который прежде всего обязан следить за дорогой, а не заниматься калькуляциями.
Так смотрится установленный Бортовой Компьютер «Штат» в салоне
«Умный» автомобиль 2114 сам будет следить, чтобы авто не перегрелось в жару, а самые продвинутые из бортовых компьютеров – даже об опасности образования гололеда в морозы. Сообщит компьютер и о напряжении внутри системы двигателя. С таким помощником поездка будет намного безопаснее, на короткие или длинные расстояния. Главное, не игнорировать предупреждающие сигналы компьютера.
Может показаться, что на борту появился индикатор, которые начал вести подсчет показателей. Но на самом деле данные работы оборудования авто и раньше были известны, просто не высвечивались перед водителем. Впрочем, зачем было превращать салон легкового автомобиля в кабину летчика? Подключение «бортовика» (бортового компьютера) ко всем существующим внутри машины датчикам, обработка полученных данных и их подача в удобном для водителя виде – это и есть главная задача, которая возлагается на БК.
Параметры бортовых компьютеров
Больше всего автомобилисты пользуются мультимедийными и маршрутными функциями БК. Что касается маршрутных модификаций, то в них чаще используется навигатор. Однако большинство компьютеров оснащаются более объемным пакетом опций. Многие модели способны не только выводить на экран результаты поездки, но и отслеживать параметры авто в динамике. На основании этой информации (если устройство обладает такого рода памятью) бортовая система может заранее рассчитать количество топлива и сколько времени потребуется на преодоление похожей дистанции.
Хотя основные параметры транспортного средства считываются блоком управления, бортовой компьютер можно настроить на нестандартное оборудование. При подключении другого датчика ЭБУ может расценивать это как ошибку, но при синхронизации его с БК можно перенастроить систему под нештатное оборудование.
Как пользоваться бортовым компьютером? Советы и рекомендации
Совсем непраздные вопросы на тему, как пользоваться бортовым компьютером, могут возникать даже у бывалых водителей-профессионалов, проведших большую часть жизни за баранкой. И стесняться тут не надо! Еще каких-нибудь 35-40 лет назад огромные ЭВМ в НИИ (электронно-вычислительные машины-компьютеры в научно-исследовательских институтах, для тех, кто плохо понимает, о чем речь) занимали площади, соразмерные целым квартирам. А небезызвестный Билл Гейтс, уже чуть позже, говорил, что в будущем персональный компьютер сможет поместиться в одной только комнате!
Лучшие бортовые компьютеры на авто
Среди большого разнообразия автомобильных компьютеров популярностью пользуются модели мультитроникс. Они могут быть как выносными (крепятся сверху на торпедо или на лобовое стекло при помощи присосок), так и несъемными (устанавливаются в модуль для магнитолы).
У каждого из этих типов есть свои преимущества и недостатки. Достоинство выносных модификаций в том, что во время стоянки автомобиля устройство можно снять и забрать с собой. При этом присоски в креплении могут быть некачественными, поэтому при сильной тряске устройство может упасть. Прочнее фиксируются несъемные варианты – их устанавливают вместо магнитолы. Недостаток в том, что на консоли такое устройство заметно, поэтому при длительной стоянке на неохраняемой парковке подобный компьютер может быть причиной взлома машины.
Определяясь с модификацией бортового компьютера, необходимо учитывать такие факторы:
- Каждая модель прошивается под конкретный список протоколов (протокол это набор алгоритмов, по которым работает тот или иной электронный блок управления). Покупая устройство на китайских платформах, необходимо выяснить, с какими протоколами совместимо устройство. В противном случае компьютер будет работать только как мультимедийный комплекс и навигатор.
- Хотя несъемные модели имеют стандартные размеры DIN, не в каждом автомобиле центральная консоль позволяет установить габаритное устройство – нужно будет самостоятельно придумывать, как его установить.
- Выбирая модель с голосовым оповещением, нужно убедиться, что прибор имеет нужный языковой пакет.
- Недостаточно подбирать оборудование только по модели автомобиля. Лучше ориентироваться по прошивке ЭБУ, так как одна и та же модель машины может не отличаться внешне, а под капотом может стоять другой агрегат или измененная система.
- Перед тем, как купить устройство, следует прочитать отзывы покупателей.
- Если нет опыта в работе с автоэлектрикой, лучше доверить установку профессионалу.
Рассмотрим характеристики топовых моделей овербордов от Multitronics.
Маршрутный компьютер Multitronics VC731
Этот карпьютер относится к категории маршрутных модификаций. Он крепится на лобовое стекло при помощи присосок. Устройство оснащено дисплеем на 2.4 дюйма. Помимо индикации на экране водитель может получать речевые оповещения.
Программное обеспечение обновляется при доступе к интернету. Также освежить ПО можно через разъем mini-USB. Данная модель поддерживает запись настроек ПК отдельным файлом, который можно сохранить на домашнем компьютере. Эта опция позволяет калибровать устройство под параметры конкретного автомобиля.
При подключении к аналогичному транспорту эти настройки позволяют провести небольшую диагностику другого авто. Если у владельцев идентичных автомобилей имеется аналогичный карпьютер, то записанный файл с конфигурациями можно передать им, чтобы не снимать свое оборудование.
После поездки голосовой ассистент может сообщить о не выключенных габаритах или фарах. На дисплее некоторую информацию о поездке можно вывести в виде графика. Оборудование оснащено памятью на 20 маршрутов вместе с идентичным количеством заправок.
Параметры оверборда Multitronics VC731:
Опция: | Наличие: | Описание функции: |
Цветной дисплей | + | Разрешение экрана 320*240. Работает при минимальной температуре в -20 градусов. 4 цвета подсветки. |
Поддержка протоколов | + | Дает возможность проводить диагностику на основании запрограммированных протоколов конкретных моделей. Если в списке нет подходящей модификации, то диагностическую опцию можно использовать на основании датчика скорости и расхода форсунок. |
Подключение через сервисный разъем | + | Возможно не во всех автомобилях. |
Подключение парктроника | + | Передний и задний (производитель рекомендует использовать собственную продукцию, например, Multitronics PU-4TC). |
Голосовое оповещение | + | Ассистент запрограммирован на воспроизведение цифровых значений и 21 ошибки или отклонения от установок. Когда возникает ошибка, БК не только проговорит ее цифровое значение, но и расшифрует код. |
Отслеживание качества топлива | + | Система фиксирует расход и качество горючего (отталкиваясь от запрограммированного эталона). При изменении в параметрах водитель получит голосовое оповещение. |
Экономия топлива | + | Вычисляет количество оставшегося топлива и помогает водителю выбрать оптимальный режим до ближайшей заправки. Учитывая данные о текущем расходе и оставшемся расстоянии, система укажет, через какое время автомобиль прибудет в точку назначения и сколько для этого потребуется топлива. |
Любимые функции | + | Кнопки «горячего меню» быстро вызывают нужную позицию без необходимости в ее поиске по меню. |
Цена такого устройства начинается от 150 долларов.
Универсальный компьютер Multitronics CL-500
Данная модель относится к категории универсальных компьютеров для автомобиля. Модель поддерживает большинство современных протоколов ошибок для многих моделей авто. В отличие от предыдущего варианта это устройство устанавливается в нишу магнитолы (размер DIN1).
Устройство поддерживает перенос конфигураций через отдельный файл, который можно перенести на домашний компьютер. При сбое или ошибках в настройке системы всегда можно сделать бэкап и восстановить изначальные настройки. Единственный недостаток в том, что в устройстве нет синтезатора речи (оповещения воспроизводит встроенный зуммер).
Параметры оверборда Multitronics CL-500:
Опция: | Наличие: | Описание функции: |
TFT-дисплей | + | Разрешение экрана 320*240. |
Поддержка протоколов | + | Дает возможность проводить диагностику на основании запрограммированных протоколов конкретных моделей. Если в списке нет подходящей модификации, то диагностическую опцию можно использовать на основании датчика скорости и при подключении к форсункам. |
Подключение через сервисный разъем | + | Не во всех автомобилях. |
Подключение к ноутбуку | + | Через mini-USB. |
Подключение парктроника | + | Передний и задний (производитель рекомендует использовать собственную продукцию, например, Multitronics PU-4TC). |
Обновление через интернет | + | Обновление производится при подключении соответствующего устройства через разъем mini-USB. |
Отслеживание качества топлива | + | Система фиксирует расход и качество горючего (отталкиваясь от запрограммированного эталона). При изменении в параметрах водитель получит голосовое оповещение. Данная модель также работает с ГБО. |
Экономия топлива | + | Вычисляет количество оставшегося топлива и помогает водителю выбрать оптимальный режим до ближайшей заправки. Учитывая данные о текущем расходе и оставшемся расстоянии, система укажет, через какое время автомобиль прибудет в точку назначения и сколько для этого потребуется топлива. |
Любимые функции | + | Кнопки «горячего меню» быстро вызывают нужную позицию без необходимости в ее поиске по меню. |
Стоимость данной модели начинается от 115 долларов.
Авто маршрутный компьютер Multitronics VC730
Данная модель является альтернативой аналога VC731. В отличие от предшественника в этом компьютере нет синтезатора речи (не проговаривает ошибки), список протоколов значительно меньше и модель сориентирована только на популярные в СНГ автомобили. В список марок, с которыми совместим данный оверборд, входят: модели отечественного производства, Nissan, Chevrolet, BYD, SsangYong, Daewoo, Renault, Cherry, Hyundai.
Параметры оверборда Multitronics VC730:
Опция: | Наличие: | Описание функции: |
Цветной дисплей | + | Разрешение экрана 320*240. Температурный диапазон работы начинается с -20 градусов. |
Поддержка протоколов | + | Дает возможность проводить диагностику на основании запрограммированных протоколов конкретных моделей. Если в списке нет подходящей модификации, то диагностическую опцию можно использовать на основании датчика скорости и при подключении к форсункам. |
Подключение через сервисный разъем | + | Не во всех автомобилях. |
Подключение к ноутбуку | + | Через mini-USB. |
Подключение парктроника | + | Передний и задний (производитель рекомендует использовать собственную продукцию, например, Multitronics PU-4TC). |
Обновление через интернет | + | Обновление производится при подключении соответствующего устройства через разъем mini-USB. |
Отслеживание качества топлива | + | Система фиксирует расход и качество горючего (отталкиваясь от запрограммированного эталона). При изменении в параметрах водитель получит голосовое оповещение. Данная модель также работает с ГБО. |
Экономия топлива | + | Вычисляет количество оставшегося топлива и помогает водителю выбрать оптимальный режим до ближайшей заправки. Учитывая данные о текущем расходе и оставшемся расстоянии, система укажет, через какое время автомобиль прибудет в точку назначения и сколько для этого потребуется топлива. |
Любимые функции | + | Кнопки «горячего меню» быстро вызывают нужную позицию без необходимости в ее поиске по меню. |
К достоинствам данной модели относится возможность калибровки под ГБО. Устройство можно подключить к электромагнитному клапану, отсекающему бензин/газ. Благодаря этому устройство самостоятельно распознает, какое топливо используется и рассчитывает режимы с учетом характеристик конкретного горючего.
Стоимость новинки маршрутного типа начинается от 120 долларов.
Штатный бортовой компьютер ВАЗ 2110 – инструкция, установка
Практически все современные авто оснащаются бортовым устройством. Этот прибор наделяет машину множеством полезных функций. С его помощью можно узнать суточный пробег автомобиля, мгновенный расход топлива, температуру воздуха, запас топлива в баке. Среди прочих функций – дополнительные параметры работы – расход воздуха, положение коленвала и заслонки и др. данные.
Однако самой полезной функцией бортового или маршрутного компьютера является предоставление информации об ошибках. Прибор может узнать номер ошибки, возникающей во время работы двигателя и вывести ее на экран без дополнительной диагностики. Это позволяет устранить неисправности, избежав платной диагностики или непредвиденного ремонта.
Некоторые модели машин, выпущенные с завода, не обладают этим полезным прибором, что затрудняет обслуживание автомобиля. Поэтому владельцы стремятся осуществить собственный тюнинг ваз. Поставить бортовой компьютер на ваз 2110 своими руками не составит особых проблем. При правильном подсоединении время работы не займет больше часа. Статья покажет, как установить и настроить устройство на ваз 2110-2111, а также поведает про модели и цены бортовых компьютеров.
Виды БК
Бортовые устройства подразделяются на несколько видов. На ВАЗ 2110 подходят инжекторные или карбюраторные устройства, в зависимости от типа системы питания для автомобиля. Дополнительно устройства подразделяются на стационарные, устанавливаемые только в специально отведенные места или универсальные, произвольного размера, которые можно поставить в любом удобном месте.
Помимо прочего, существуют устройства, которые подойдут только для одной модели. К примеру, ВАЗ 20209, а на ваз 2110 он не работает. Это может стать причиной, почему прибор неправильно показывает данные. Об этом стоит помнить при покупке и приобрести бортовой компьютер, который можно устанавливать именно на эти модели.
Наиболее распространенными и удобными устройствами для ваз 2110 являются простые приборы Штат 110-Х5, цена которых начинается с 2-3 тысяч рублей. Бортовик совместим со старой панелью и обладает рядом простых функций, как информация о расходе топлива, температура ОЖ в бачке, ориентировочный запас хода и пробег до предстоящего ТО вкупе с расшифровкой ошибок двигателя.
Лучше всего отдать предпочтение более дорогим приборам типа Омега 168, Орион или Мутльтроникс. Такие устройства обладают расширенным набором полезных функций, которые существенно упростят эксплуатацию авто. И вас не испугает то, сколько стоит такой бортовой компьютер. Максимальная стоимость продвинутых БК, которые идут вместе с приборной панелью, упрощающей установку, достигает 10-12-ти тысяч рублей.
Основные отличия БК инжектора от карбюратора
Основные отличия бк в зависимости от типа питания, заключаются в возможностях бортового для ВАЗ 2110. Карбюраторный тип – самый простой. Основная причина — карбюраторы в большей степени регулируются механически, а электронике отведена второстепенная роль. Поэтому его стандартный набор функций – крайне невелик. Можно узнать о:
- времени суток или настроить будильник;
- текущем и среднем расходе топлива, а также запасе хода;
- средней скорости и режиме езды;
- температуре двигателя или забортного воздуха;
- диагностическую информацию, которая позволяет узнать об ошибке работы двигателя и декодировать ее.
Недостатки БК инжектора
Некоторые модели ВАЗ 2110 оснащаются штатным бортовым компьютером. Данная модель обладает определенным рядом недостатков и ограничений. К примеру, модель слабо взаимодействует с электронным блоком управления (ЭБУ) и не позволяет получать данные через специальный диагностический разъем. Однако с такой проблемой сталкиваются только автомобилисты, бортовой компьютер в штате. К тому же это лечится стандартной перепрошивкой заводских настроек.
Если же БК устанавливается на ВАЗ 2110 отдельно, то его можно легко настроить под себя. При условии правильного подключения, устройство не будет доставлять проблем. Если все же имеются сложности, например, загорелась лампочка Check, а показывает диагностика, что такой код ошибки не существует.
Это значит, что могут отойти контакты бортового компьютера или произойти сбой в электронной системе. Необходимо перезагрузить БК или отключить его на несколько минут. Далее осуществляем повторное подключение и настраиваем устройство согласно инструкции по эксплуатации.
- некоторый модели бортовиков не позволяют считывать ошибки;
- неправильное подключение компьютера на ваз 2110 может вызвать ошибки в системе зажигания;
- показывает неправильные значения расхода топлива из-за неисправности датчика массового расхода воздуха.
Правила перемещения на авто с инжектором
Автомобиль, оснащенный инжектором, менее восприимчив к окружающим температурам. Однако в серьезный мороз инжекторная Лада тоже испытывает трудности с пуском. Здесь стоит пользоваться бортовым компьютером с функцией подогрева свечей. Каждый раз, когда температура падает ниже определенного значение, а автомобиль выключен, осуществляется специальный подогрев жал, позволяющий обеспечить стабильный старт двигателя.
Также двигатель на ваз иногда перегревается, что может вызвать прогар клапана и дорогостоящий капитальный ремонт. Однако это возможно при неисправности системы охлаждения. При необходимости можно активировать функцию Тропик для бортового компьютера ваз 2110. При достижении температуры, более чем заданное владельцем значение, происходит включение вентилятора принудительного охлаждения.
Плюсы БК
Установка компьютера на ваз 2110 откроет массу хороших опций и имеет огромное число плюсов:
- наличие trip computer позволяет узнать о запасе хода;
- возможность совместить компьютер и навигатор;
- опция подогрева свечей отключенного автомобиля;
- возможность проверить ошибки и устранить их сразу же. Замена подшипника, вызвавшего неисправность, значительно
- дешевле последующего обширного ремонта.
Установка БК для инжектора
Подключить бортовой компьютер достаточно просто. На ВАЗ 2110 предлагаются несколько моделей – штатная, которая занимает место стандартных часов или универсальные, которые могут располагаться по усмотрению.
- Необходимо найти стандартный разъем для подключения. Снимите с ваз 2110 накладку в нижней части торпед, как правило, он находится там.
- Далее следует отыскать провод K-line и подключить его к ЭБУ автомобиля. Место провода указано на схеме подключения бортового компьютера (см. фото).
- К отдельным разъемам можно подсоединить датчик температуры воздуха (лучше устанавливать в заднем бампере или возле рулевых наконечников), расхода топлива или скорости авто. Распиновка колодки указана выше.
Критерии выбора прибора
Чтобы подобрать компьютер бортовой ВАЗ-2110 необходимо обязательно учитывать конструктивные особенности авто, а также определить требования к устанавливаемому прибору, а их немало:
- Функциональность;
- Стоимость;
- Место и способ установки;
- Подключение бортового компьютера;
- Особенности дисплея (размеры, контрастность и прочее);
- Наличие дополнительных опций;
- Возможность обновления ПО;
Предлагаемые рынком устройства бывают двух типов: одни предназначены для использования на двигателях с карбюраторной системой (с очень ограниченным функционалом), другие работают с инжектором.
Второй вариант в свою очередь делится на два типа: стационарный и выносной. Первый вариант отличается тем, что монтаж его производится в специальные ниши (такие устройства можно в некотором роде считать штатными бортовыми компьютерами). Выносные модели считаются универсальными и отличаются тем, что разместить их можно в любой точке на передней панели.
бортовой компьютер
Одни модели обладают ограниченным функционалом и выводят только основную информацию – скорость движения, пройденное расстояние, расход (мгновенный, средний). Есть также и устройства, предоставляющие больше информации, включая данные о работе систем и узлов.
Но одной из самых основных функций является считывание кодов ошибок и возможность их сброса. Это значительно облегчает диагностику и выявление неисправности.