Проверяем моторное масло на качество в домашних условиях.


Моторное масло призвано защищать детали двигателя от износа, обеспечивать слаженную работу механизмов. Правильно подобранный смазочный материал позволяет снизить расход топлива. Но как узнать, что моторная жидкость выработала свой ресурс, потеряла свои первоначальные свойства, и требует замены? Еще один аспект, который приходится учитывать: наличие контрафактных смазочных материалов в торговых точках. Автолюбителям поневоле приходится изучать признаки оригинальности продукта, ведь применение фальсификата влечет серьезные последствия. Рассмотрим как самостоятельно проверить моторное масло на качество и подлинность.

Для каждого вида смазочного материала существует свой срок службы. По истечении этого времени смазка становится непригодной для эксплуатации! Ресурс автомасла указан на этикетке производителем (период замены обозначается величиной пробега, после которого необходимо поменять масло в двигателе). Но этот срок считается условным по той причине, что он не учитывает условия эксплуатации (например, частый простой в городских пробках при включенном двигателе, и другие нюансы).

Нормальное или требует замены?

Начиная проверку жидкости в домашних условиях, выполните действия:

  • прогрейте мотор;
  • остановите силовой агрегат, дайте возможность смеси стечь из двигателя к поддону;
  • достаньте щуп, капните некоторое количество моторной жидкости на белую салфетку или лист бумаги;
  • оставьте салфетку в горизонтальном положении часа на 2 (можно больше);
  • определите состояние жидкости по оставленному маслянистому пятну.


Рисунок 1. Масляное пятно
Проведя тестирование для проверки качества моторного масла в домашних условиях, мы получили результат, изображенный на рисунке 1.

Проанализируем состояние тестируемой смеси. Для этого выделим зоны:

  • 1 — ядро, обозначим его диаметр d1, мм;
  • 2 — краевая зона ядра- d2, мм;
  • 3 — дисперсная зона, обозначается D, мм;
  • 4 — зона чистого масла, для расчетов не нужна, при тестировании может отсутствовать.

Рассчитаем площадь диффузии, характеризующей диспергирующие способности моторной жидкости по формуле: Дс=1- (d2)2/ D2. Полученное число должно превышать 0,3 условные единицы, иначе диспергирующие свойства жидкости плохие — смесь подлежит замене.

Как отличить оригинальное масло от подделки

Ведущие производители моторных масел постоянно совершенствуют способы защиты своей продукции от подделок. Это неудивительно. Существует негласная статистика, согласно которой порядка 40% всех реализуемых моторных масел на российских рынках — контрафактная продукция.

Необязательно это будет масло, которое абсолютно не пригодно для эксплуатации. Часто в канистры известных брендов заливают дешевое минеральное масло с простейшим набором присадок, которое далеко от свойств оригинала, но тоже пригодно. Но иногда вместо масла попадается субстанция, которая способна в короткие сроки вывести двигатель из строя.

Рассмотрим несколько защитных приемов, реализуемых ведущими производителями, а также расскажем, как проверить моторное масло на подлинность.

  1. Castrol. На пробку и защитное кольцо наносится лазерная гравировка, которая является своеобразной пломбой. Вскрыть канистру невозможно, не нарушив целостность гравировки. Также в гаражных условиях подделать такую защиту довольно сложно. Имеется голограмма с кодом, который можно отправить при помощи СМС производителю и получить ответ о подлинности данного масла.
  2. Shell. На пробке имеется голограмма с номером, который можно проверить на официальном сайте производителя, а также QR-код для быстрой проверки через мобильное приложение. Код на голограмме при попадании на него воды должен изменять свой цвет.

  3. ZIC. Защита масел этого известного корейского бренда реализована при помощи нанесения особой гравировки на этикетку. Видна эта гравировка при изменении угла падения света. Подделать в кустарных условиях практически невозможно.
  4. Mobil. Подлинность проверяется в ультрафиолетовом свете. Этикетка полностью поглощает ультрафиолетовые лучи. Но буква «о» в названии масла и обозначение вязкости подсвечиваются.
  5. Лукойл. Отечественное моторное масло, как ни странно, защищено не хуже, чем у дорогих импортных производителей. Этикетка не наклеивается на канистру, а вплавляется в пластик при производстве. Имеется лазерная гравировка и порядковый номер, который можно проверить на сайте производителя.

Визуальная оценка

Не каждый автолюбитель захочет заниматься расчетами для оценки качества автомасла. Поэтому взяв пробу из двигателя, получив масляное пятно, оцените состояния жидкости согласно критериям:

  1. Края пятна гладкие — хорошие моющие свойства смеси, отсутствует вода.
  2. Капля растеклась, образовала несколько зон — смесь не старая.
  3. Моторная смесь густая, не растекается — жидкость требует замены.
  4. Присутствие на салфетке металлических частичек — в моторе истираются внутренние детали, масло не обладает хорошими антиизносными свойствами.
  5. Коричневый, серый ободок по краям пятна — присутствуют нерастворимые частицы, образованные при реакции окисления. Жидкость необходимо заменить: с увеличением пробега количество примесей возрастает.

Для облегчения задачи укажем: автомасло, изображенное на рисунке 1, удовлетворительно:

  • обладает хорошими дисперсионными свойствами: Дс=1- (d2)2/ D2=1-172/312=1-289/961=1-0,3=0,7 условные единицы;
  • имеет ровные края;
  • растеклось, образовав четыре зоны.

Моторную смесь — рисунок 2 лучше заменить.

Рисунок 2. Масляное пятно

Оценивая качество моторного масла в домашних условиях, возьмите за эталон смазку, которая заливалась изначально, если у вас осталась канистра с автомаслом. Сравните смесь из канистры с жидкостью, извлеченной из отработавшего двигателя.

Многие автолюбители перед заливкой приобретенной смеси в двигатель наливают некоторое количество нового масла в пластмассовый стаканчик, дают ему постоять двое суток без какого-либо воздействия. Этот способ позволяет оценить качество моторной жидкости: расслоившийся на фракции продукт использовать для работы мотора не стоит.

Действенным методом для определения текучести будет оставить немного жидкости на морозе зимой в течение 12 часов (масло зимнее или всесезонное), затем проверить начала ли кристаллизоваться жидкость — текучесть является главным условием запуска мотора без прогрева.

Летние классы масел нагревают в таре на плите и смотрят, расслоится ли смесь, если жидкость выдержит испытание температурой, сохранит свою структуру — ее можно использовать летом при большой загруженности мотора и высокой температурой за бортом машины.

Купив моторное масло, воспользуйтесь указанными способами, убедитесь, что смесь защитит двигатель от преждевременного износа. Помните, бывают ситуации, когда масло нужно заменить раньше плановой замены, об этом можно узнать, воспользовавшись методом «масляного пятна».

Расслаивание

Любое масло содержит в себе пакеты присадок, улучшающих его свойства. В хорошем масле они держатся без выпадения годами, чего нельзя сказать о контрафакте из подпольной мастерской. Некоторые специалисты для оценки качества примесей предлагают налить испытываемый продукт в стеклянную колбу и выставить на солнце. Через несколько дней в нем могут выделяться химические вещества в виде осадка. Если хлопья появились, то перед вами подделка.

Но не всегда микроскопические частицы заметны. Тогда можно взять лист белой бумаги и пролить пару капель смазывающей жидкости, которая потечет вниз и будет впитываться в бумагу. Если по пути капли появились сгустки, то это и есть осадок, который свидетельствует о низком качестве масла.

Статья по теме

Как правильно экономить на запчастях. Советы от специалистов

Анализ этикетки

Изготовители подделок забывают указать на емкости данные, без которых смазку не допускают в магазины. Перед приобретением нефтепродукта посмотрите в Сети, как выглядит оригинальная тара какого-либо бренда.

На этикетке обязательно должны присутствовать следующие сведения:

  • вязкостный класс, определяемый по спецификации SAE;
  • вид мотора – на бензине/дизеле;
  • основная жидкость – синтетика, минералка, полусинтетика;
  • маркировки ACEA и API;
  • допуски автопроизводителей.

На подделки отсутствует знак качества EAC (European Asian Community)

Обратите внимание на дату производства. Должно быть написано точное время и номер партии.

Капельная проба

Для этого метода берется образец жидкости, эталонная проба из остатков масла в канистре.

  1. Образец заливается в лейку с горловиной диаметром 1 мм.
  2. Замеряется количество упавших капель жидкости новой смазки за 1 минуту времени.
  3. Процедура повторяется с пробой из картера силовой установки.

При разнице результатов более чем на 10% лубрикант требуется срочно заменить.

Важно! Если конечный результат проверки неудовлетворителен, дальнейшая эксплуатация смазки запрещается.

В чём опасность применения некачественного или поддельного масла

Моторная смазка в исправной и долговечной работе двигателя играет огромную роль. Причём современное масло — это конечный итог труда многих людей. Оно создаётся в лабораторных условиях, с использованием передовых технологий на молекулярном уровне. В двигателе смазывающая жидкость не только образует плёнку на трущихся деталях, но и отбирает излишки тепла, защищает внутренние поверхности от коррозии и окисления, поглощает образовавшиеся продукты сгорания топлива, пары воды, пыль и различные загрязнения. Работа происходит в исключительно тяжёлых условиях. Оно непрерывно циркулирует по магистралям и полостям мотора, обеспечивая движку тепловой баланс. Поддельную моторную смазку изготавливают в кустарных условиях. В её основе лежит смесь минерального и индустриального масел. Применение такой опасной мешанины способно привести к печальным последствиям:

  • давление масла в системе может упасть, но водитель этого не заметит, так как контрольная лампочка не загорится;
  • детали двигателя будут подвергаться повышенному износу и коррозии, потому что в некачественном индустриальная основа не предназначена для эксплуатации автомобильных моторов;
  • в зимнее время из-за низкой вязкости движок может не завестись.

Рекомендуем: Двигатель GDI – что это такое и чем он хорош?

Частая замена стимулирует подделку

Уникальные свойства маслу придаёт база, состоящая из минеральной, полусинтетической или синтетической основы и набора специальных присадок. Роль моторной смазки настолько велика, что для каждого вида двигателя выпускается свой сорт, который учитывает и условия эксплуатации силового агрегата, степень его форсированности, наличие турбины, температуру окружающего воздуха и другие важные характеристики.

Масло нужно менять через 10000 км пробега

Масло — это расходный материал, который подлежит периодической замене согласно техническому регламенту автомобиля. Качественное моторное масло не может быть дешёвым, так его изготовление технологически сложное, затратное, ответственное дело. В мире существует не так много компаний, которые ведут постоянные разработки новых сортов, их испытания, запуск в производство. Все сорта давно сертифицированы международными стандартами. В России, на сей счёт, разработаны специальные ГОСТы.

С другой стороны, высококачественный продукт легко подделать. На зуб никто его не пробует. Оценивается лишь цвет, вязкость и бренд тары предприятия-изготовителя. Эти характеристики фальсифицировать не так сложно, поэтому на рынке много суррогатов. Затраты на приготовление подделок небольшие, а продаются они с хорошей прибылью. Их привлекательность заключается в том, что цена фальсификатов устанавливается несколько ниже, чем на оригинальное качественное масло.

Цвет как индикатор свойства моторного масла – правда или нет?

Цвет масла говорит о том, насколько оно изношено. Миф или правда? Стоит ли менять масло, как только оно потеряло свой цвет? Есть машины, в которых масло меняет цвет и прозрачность после 2-3 тысяч км после его замены. В других авто даже после 15 тыс. км масло еще янтарно-прозрачное. Так о чем тогда говорит цвет используемого моторного масла? Можно ли узнать, когда пришло время менять его, по цвету?

  • Знаете ли вы, что переработанное моторное масло можно отправить в лабораторию, что позволяет определить, в каком состоянии находится двигатель автомобиля?
  • С помощью химического теста можно также узнать, когда конкретно моторное масло теряет свои защитные свойства. Это позволяет точно выяснить, на каком пробеге менять масло в двигателе. Экспресс тест, как правило не позволяет узнать это.
  • Лучшее, что мы можем сделать для двигателя своего автомобиля, –это заменить масло своевременно.

Отработанное масло в дизельном двигателе выглядит иначе, чем масло в бензиновом моторе. В первом случае масло обычно черное, во втором – необязательно. В некоторых бензиновых двигателях, работающих на газу, масло практически не чернеет, то есть во время слива отработанного масла в таких моторах вы можете увидеть, что оно выглядит почти как новое.

Моторное масло регулярно нагревается до температуры, превышающей 100°С, и получает «механическую обработку». Все это вызывает сдвиг его молекул. В результате этого масло меняет свои свойства и параметры. Но на глаз, к сожалению, мы ничего не можем сказать о состоянии масла, поскольку не можем увидеть, как поменялась формула молекул в отработанной жидкости.

Гораздо легче увидеть, какие посторонние вещества попали в масло. Прежде всего речь идет о топливе. Топливо попадает в масляный поддон, стекая по стенкам цилиндров двигателя. Количество топлива, стекающего по стенкам цилиндров, увеличивается при запуске холодного двигателя. В случае с дизельными моторами это происходит при регенерации дизельного сажевого фильтра. При крайне неблагоприятных условиях в двигателе даже можно наблюдать повышенный уровень масла (смесь масла с топливом), несмотря на то что в двигателе постоянно сжигается определенное количество масла.

Твердые частицы также попадают в масло: больше всего (по объему) их попадает в дизельные двигатели и значительно меньше – в бензиновые моторы. Но меньше всего твердых частиц попадает в бензиновые двигатели, работающие на газу. Вот почему масло в дизельных двигателях темнеет очень быстро, в бензиновых моторах – медленнее, а в некоторых автомобилях, работающих на сжиженном газе, практически не изменяет свой цвет.

Смотрите также: Вот почему лампочка давления масла на приборной панели не спасет вас от повреждения двигателя при низком уровне масла

Небольшое количество твердых частиц в масле не означает, что жидкость не потеряла своих свойств. Даже наоборот. Например, в автомобилях, работающих на газу, несмотря на то что масло практически не меняет свой цвет, жидкость подвержена быстрой деградации. Это связано с кислотными соединениями, образующимися при сгорании газа в камере сгорания двигателя: часть кислот покидает двигатель через выхлопную трубу, а часть уходит в масло. Вот почему некоторые производили автомобилей, оснащающих некоторые модели заводской газовой установкой, требуют от автовладельцев более частой замены масла по сравнению с автомобилями, работающими не на газу.

Кроме того, независимо от типа используемого топлива в двигателях внутреннего сгорания в результате сгорания топлива всегда образуются продукты, также попадающие в масло. Плюс в самом масле из-за физических и химических процессов могут образовываться побочные продукты. Небольшое количество продуктов, образующихся при сгорании топлива, уходит из камеры сгорания, сгорая вместе с топливом. Часть газов возвращается в картер двигателя. Причем чем больше изношен двигатель, тем больше в нем образуется различных побочных продуктов.

Смотрите также: Для увеличения мощности двигатели Формула 1 сжигают моторное масло

Знаете ли вы, что можно взять образец отработанного масла из двигателя и провести в лаборатории анализ, определив, в каком состоянии находится двигатель автомобиля (можно хотя бы оценить состояние вкладышей двигателя)? К сожалению, подобный лабораторный анализ дорог и не всегда дает однозначный ответ. В некоторых случаях этот тест имеет смысл сделать. Но лучше чаще менять масло с масляным фильтром.

Есть также сегодня в продаже одноразовые тестеры масла, которые (в теории) позволяют достоверно оценить состояние моторного масла: определить, нужна ли его замена. Обычно подобные одноразовые тесты выглядят так: берем каплю масла из двигателя, наносим ее на экспресс-полоску и ждем 10-30 минут, после чего по следу масла определяем степень его износа, сравнивая след с шаблоном.

Однако на практике все не так-то просто: по тест-полоскам можно легко заметить, что в используемом масле много посторонних веществ, отсутствующих в новом масле. Но не более того. В целом этот тест все равно похож на гадание на кофейной гуще: пятна масла о чем-то говорят, но не совсем понятно, о чем конкретно. О данных, указывающих, например, на состояние двигателя, не может быть и речи.

С экспресс-тестом, однако, можно легко сказать, быстро ли масло теряет свои свойства после замены. Кроме того, с помощью экспресс-теста состояния масла можно экспериментальным путем выяснить, когда после замены масло начинает терять свои свойства. Это может помочь, чтобы выяснить, когда менять масло.

В Сети в прошлом году появился ролик, где авторы продемонстрировали необычный тест масел: проверка текучести различных масел на наклонной поверхности (например, тест можно проводить на стекле). Так, если вы капнете новое масло на наклонную поверхность, его текучесть будет несколько иной по сравнению с уже используемым в двигателе маслом.

Если проведете аналогичный тест с отработанным маслом (той же вязкости и того же класса и той же температуры), вы увидите, что используемое масло стекает по пластине с другой скоростью. Это означает, что в используемом масле изменилась вязкость. Вот почему при приобретении моторного масла нужно уделять внимание классу вязкости. Ведь владелец машины должен быть уверен, что масло действительно защищает двигатель автомобиля и имеет правильные параметры.

Многие водители любят ломать голову, занимаясь постоянными поисками грааля, который бы позволил максимально увеличить срок службы двигателя. Но, к сожалению, большинство советов и мнений – это миф. Лучшее, что мы можем сделать для двигателя своего автомобиля, – это регулярно менять масло. Не реже одного раза в год и не реже чем через 10 000 км.

И не слушайте дилеров, которые заявляют, что ваша машина нуждается в замене масла каждые 15 000 км. Для большинства даже современных двигателей интервал в 10 тыс. км является наиболее подходящим. В идеале, конечно, если вы используете автомобиль в городе (часто ездите на короткие расстояния в зимнее время), лучше менять масло еще чаще. Дело в том, что городская езда относится к тяжелым условиям эксплуатации автомобиля. Соответственно, масло должно меняться намного чаще, чем рекомендует производитель.

Чем чаще меняется масло, тем лучше вашему двигателю. В таком случае в нем медленнее накапливаются вредные примеси, которые со временем начинают оседать на различных элементах мотора.

Метод капания на лист бумаги

Сначала разогревают смазочный продукт до рабочей температуры силовой установки. Затем шприцом или иным инструментом, делают забор двигательного масла со щупа. Предварительно перед операцией на техническом столике разлаживают стандартизированный лист бумаги плотностью 80 грамм на метр квадратный. Далее капают на него масло и ждут, когда капли «расползутся» по бумаги. На это отводится полусуток или 24 часа.

На листе за это время капельная проба, растекаясь по кругу, образует кольца. Это внутреннее и внешнее. Для подсчета используют формулу ДСС=1 — d2 / D2. Делим хроматограмное ядро на диффузионный наружный диаметр. В итоге появится значение 0,3. Меньше этого числового значения не должно быть.

Межсервисный интервал и необходимость промывки масла

На современных двигателях необходимо выполнять замену масла каждые 8-10 тысяч километров пробега в зависимости от состояния двигателя. Это раньше можно было проехать на машине 20 000 километров и лишь после этого сменить масло. Сегодня же двигатели работают с большей нагрузкой, большинство из них имеют дополнительные турбины, что также приводит к быстрому износу масла и потери им своих первоначальных характеристик. Поэтому по возможности следует максимально сокращать межсервисный интервал, это несколько увеличивает расходы автовладельца на обслуживание, но при этом избавляет от необходимости раннего капитального ремонта мотора.

04.06.2021

Проверка качества масла в двигателе: что нужно знать автовладельцу

Большинство автолюбителей хорошо знают, что от качества и состояния моторного масла напрямую зависит исправность работы двигателя и срок службы силового агрегата до капитального ремонта. По этой причине необходимо использовать только рекомендованные производителем автомобиля типы масел с учетом целого ряда важных параметров (базовая основа, вязкость при высоких и низких температурах, допуски по SAE и ACEA).

Параллельно с этим нужно также делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации ТС, а также регулярно менять масло и масляный фильтр. Что касается замены масла, выполнять эту операцию необходимо правильно (полный слив старой смазки, промывка двигателя при переходе на другой тип масла и т.д.).

В этой статье мы поговорим о том, как проверять смазочный материал уже после заливки в масляную систему, а также по каким признакам и как определить состояние масла в двигателе бензинового или дизельного автомобиля.

Тестер качества моторного масла: гадание или правда?


Шаблон экспресс-теста проверки моторного масла, по которому производитель теста предлагает сверять образец используемого смазки двигателя

Данные тесты были проведены с помощью специальных одноразовых тестеров, представляющих собой папиросную бумагу, на которые и наносится капля масла. Далее согласно инструкции к тесту было выдержано время около 40 минут и образцы были сравнены по шаблону, предоставляемому производителем тестов для моторного масла. К сожалению, с помощью предоставленных шаблонов специалистам было трудно оценить, является ли масло еще нормальным или оно уже стало настолько плохим, что его больше нельзя использовать в двигателе.

Так что мы не советуем вам приобретать аналогичные тесты проверки моторного масла, поскольку они неинформативны. Единственное, что можно определить по этим тестам, это когда масло начинает терять свои свойства и накапливать различные примеси. Но для этого вы должны проводить тесты экспериментальным путем, сравнивая масло на разном пробеге автомобиля. Так вы опытным путем можете приблизительно узнать, когда вашей машине идеально поменять масло. Но опять же все это приблизительно. Достоверный анализ на самом деле доступен только в лаборатории.

Смотрите также: 74 совета по техническому обслуживанию, которые продлят жизнь вашего автомобиля

Так что проще не морочиться и не забивать себе голову, а менять масло намного чаще, чем советует автопроизводитель. Особенно если вы эксплуатируете автомобиль преимущественно в городе или чаще всего ездите только на короткие расстояния.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]