Любить по-русски: ремонт и обслуживание Chevrolet Niva


Любить по-русски: ремонт и обслуживание Chevrolet Niva

Владелец нашей сегодняшней Нивы при выборе автомобиля колебался между Renault Sandero Stepway и Chevrolet Niva. Во время тест-драйва в автосалоне у Нивы не открывался багажник, передачи переключались с трудом, а при попытке экстренно затормозить автомобиль заглох, и никто его не мог завести в течение нескольких минут. И всё-таки выбор был сделан в пользу Нивы. Почему? Тут я вам ничего не отвечу, даже владелец этой Нивы внятно ответить не смог. Нравится, и всё тут! Бывает же такое, правда?

Чуть-чуть истории

Chevrolet Niva была логическим продолжением классической Нивы ВАЗ-2121. В своё время этот автомобиль можно было бы назвать одной из самых успешных советских машин. Истории её возникновения посвящено множество материалов разной степени качества и объективности, поэтому позвольте сегодня пропустить историю создания Нивы. Перейдём сразу к той, что Шевроле.

ВАЗ-2121 был хорош всем, но особенно – за чертой города. Пришло время, и ездить на старой Ниве по мегаполису было уже просто неловко, тем более что в потоке автомобилей всё чаще стали проскакивать разнообразные Сузуки Витары и прочие Тойоты РАВ4. Вид иностранных представителей тогда ещё нового класса SUV вызывал приступы позеленения кожных покровов нивоводов, и в конце концов стало ясно, что Ниву придётся модернизировать. Это сейчас, когда кроссоверы превратились в хэтчбеки с пластмассовыми накладками на порогах, народ понял, что зря не любил «честные» внедорожники, а тогда все было иначе…

В 1998 году, когда с момента производства ВАЗ-2121 прошло чуть больше 20 лет, конструкторы АВТОВАЗа явили миру ВАЗ-2123. Тогда ещё слова «Шевроле» в названии не было, машину именовали Niva II. Внутри более-менее современного на вид кузова скрывалась всё та же старая Нива, правда, с существенными переделками, особенно в трансмиссии. В это тяжелое для страны в общем и для АВТОВАЗа в частности время наладить выпуск нового автомобиля не удалось. С 1998 по 2002 годы ВАЗ-2123 собирали только мелкосерийно на опытно-промышленном производстве. Скорее всего, бог бы миловал, но в 2002 году удалось договориться с General Motors, было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ, в результате чего на облицовке Нивы появился значок Шевроле, а Niva стала товарным знаком совместного производства. Классическая Нива с тех пор выпускалась под названием Lada 4×4. В 2009 году Шевроле Нива пережила первый и последний рестайлинг, хотя кардинально она не изменилась. Более важен тот факт, что во время выпуска авто с 2002 года многие узлы периодически менялись, отчего машина постепенно становилась всё лучше и лучше. Чуть позже мы посмотрим, что можно было купить в 2012 году, а пока отметим вот что. Как и у любого автомобиля, у Шеви-Нивы есть как ярые сторонники, так и ненавистники. И объясняется это, прежде всего, нестабильностью качества. Отечественных комплектующих в машине – почти 95%, сборка тоже местная, и несмотря на покровительство GM, в рамках одной и той же партии попадались как вполне беспроблемные машины, так и буквально разваливающиеся на ходу. Особенно – в первые годы производства. Хотя в Интернете гуляет байка о Ниве, которая ездила и вообще не ломалась в течение четырех лет. За правдивость ручаться сложно, но вероятность такого развития событий существует.

Так или иначе, Шевроле Нива завоевала свою долю потребительской любви. Ещё бы: купить за её стоимость что-то более проходимое импортное было нельзя, а какой-никакой уровень комфорта всё же присутствует. В ходе рестайлинга 2009 года даже удалось нарисовать вполне симпатичный салон.

Двигатель

Силовой агрегат Шевроле Нивы берёт начало от старого доброго карбюраторного мотора 21213 первых Нив. Конечно, с течением времени многое изменилось, но глядя на двигатель сегодняшней Chevrolet Niva трудно не вспомнить его почтенного прародителя. Современный мотор ВАЗ-2123 – инжекторный, а другое новшество мотора – гидрокомпенсаторный механизм.

В силу специфичности автомобиля его обслуживанием владельцы довольно часто занимаются сами – конструкция не самая сложная, и тем, кто знаком с отечественной техникой, никаких сюрпризов она не преподнесёт. Поэтому не будем подробно описывать, например, процедуру замены масла или воздушного фильтра – всё просто и понятно.

Масляный фильтр традиционно расположен сбоку блока, доступ к нему не самый удобный, но выкрутить можно. Его стоимость – от 400 до 600 рублей. Масла понадобится 3,75 литра. Для откручивания сливных пробок потребуется шестигранник, саму пробку придётся поискать, но стандартный пыльник позволяет открутить её без снятия самого пыльника. Неудобно, но можно. Благодаря высокому клиренсу можно даже обойтись без ямы или подъёмника, тем более, что пробка находится спереди двигателя. Если же на машине установлена более серьёзная защита картера, то всё же лучше автомобиль поднять.

Уж коли открыт капот, посмотрим, что тут может ещё преподнести сюрпризы. Многие владельцы Шевроле Нивы сталкиваются с проблемой лопнувшего расширительного бачка. Происходит это по двум причинам. Во-первых, сама форма бачка не слишком удачная: он прямоугольный с боковыми поверхностями довольно большой площади, которые не любят перепадов давления охлаждающей жидкости. Вторая причина кроется в нестабильном качестве крышки бачка, клапаны которой не всегда адекватно реагируют на перепады давления в системе охлаждения. Если вдруг машина начинает «кипеть» или на втором бачке подряд появляется трещина – стоит обратить внимание на пробку.

Есть проблема и похуже пробки бачка – это гидравлический натяжитель цепи ГРМ. Он и сам по себе не всегда справляется с работой, но ещё и имеет иногда желание вообще перестать работать из-за лопнувшей трубки подвода масла. Первым признаком неудовлетворительной работы гидронатяжителя станет металлический лязгающий звук. На моторах после 2008 года механизм чуть изменили, увеличили диаметр масляной трубки. Однако полностью проблема не ушла, поэтому многие предпочитают поменять гидронатяжитель на механический. Здесь уже стоит натяжитель ISAI, который не требует регулировки по мере растяжения цепи (во всяком случае, так убеждает производитель устройства). Стоит такая вещь всего 1 000 рублей, но, по мнению многих владельцев Нив, значительно повышает надёжность цепного привода. Сама же цепь способна до замены прослужить около 100 000 километров. Гидрокомпенсаторы моторов первых Нив вызывали желание поменять их на обычные регулировочные болты. Сейчас с гидрокомпенсаторами ситуация значительно улучшилась, хотя встречающийся на многих экземплярах шум в ГБЦ при холодном пуске двигателя большинство нивоводов считают нормой. Перед заменой ремня генератора нужно определить, каким способом регулируется его натяжение. У части машин оно настраивается путём смещения генератора (как на «классике»), у более поздних машин появился натяжной ролик (генератор в последнем случае расположен сверху, слева от двигателя). В общем и целом под капотом отметим достаточно удобную компоновку для проведения мелкого ремонта и обслуживания. Заменить лампы в фарах, воздушный фильтр (понадобится лишь крестовая отвёртка), долить жидкости – всё это просто. Хотя, например, со снятием стартера придётся помучиться.

Трансмиссия и ходовая часть

Чего у Нивы не отнять – это честного полного привода. Периодически у некоторых товарищей появляется желание сделать полный привод отключаемым, и тогда предел вмешательства в конструкцию ограничен только ленью и фантазией. Чаще всего просто снимают один из карданов (преимущественно – передний), особо трудолюбивые владельцы ставят блоки отключения моста. Думается, что все эти действия – от лукавого, но знать о том, что такие «тюнингованные» машины в природе встречаются, обязательно. Если вдруг появится желание купить подержанную Шевроле Ниву, спросите, не злоупотреблял ли предыдущий владелец поездками без одного кардана. Если да – проверьте автомобиль на предмет повышенных вибраций вследствие, например, «смерти» опор раздаточной коробки. Собрать говорящую статистику поломок КПП и «раздатки» не удалось, что косвенно говорит об их неплохой надёжности, зато достаточно часто возникают претензии к приводу сцепления. Он тут гидравлический, и менять приходится как главный, так и рабочий цилиндры сцепления. Периодически жаба наседает на владельца Нивы всей своей неподъёмной тушей, и он занимается ремонтом цилиндров, благо ремкомплекты купить можно. По большому счёту, всё это – пережиток «старины глубокой», когда мы ещё и тормозные накладки клепали для барабанных механизмов. Сейчас целесообразнее заменить эти механизмы целиком, благо стоят они по сегодняшним деньгам копейки: от 400 до 600 рублей. Замена в сервисе каждого из цилиндров обойдётся рублей в 800, но каждый, кто помнит, как прокачать сцепление, сможет выполнить эту работу и самостоятельно. Впрочем, кто помнит, тот обязательно возьмёт себе помощника: крутить штуцеры и одновременно давить на педаль не удавалось еще никому.

В трансмиссии есть одно существенное отличие между машинами до 2010 года выпуска и более поздними. После 2010 года устанавливались новые валы с шарнирами равных угловых скоростей. Как следствие – появление пыльников, за состоянием которых придётся внимательно следить. К чести ранней конструкции отметим более простое снятие и установку кардана: всего лишь отвернуть по четыре болта с каждой стороны. Для снятия вала со ШРУСами понадобится вывешивать «раздатку». Само собой, для замены пыльника повозиться с «раздаткой» тоже придётся, причём сам пыльник будет стоить рублей 200-300, а цена замены окажется гораздо выше и будет сильно зависеть от моральных качеств мастеров СТО. При замене масла в коробках и редукторах допустимо использовать одно трансмиссионное масло 75w-90. В КПП войдёт 1,6 литра, в раздаточную коробку – 0,79 литра, в редуктор переднего моста – 1,15 литра, заднего – 1,3 литра. Слабое место ходовой части – ступичные подшипники. Пробег нашей машины – всего 34 тысячи, а их уже меняли. Стоимость подшипников начинается от 400 рублей, средняя стоимость замены – 1 500. Ну, а в остальном… Тут ещё раз напомним: Нива – внедорожник, поэтому её подвески обычно не берегут. И ресурс ходовой части будет сильно зависеть от того, где и как эта машина обычно ездит. Есть смысл обратить внимание на следующую деталь.

1 / 2

2 / 2

Стандартная защита картера ДВС устанавливается таким образом, что рычаги и сайлентблоки передней подвески остаются ничем не закрытыми. Если на обычном автомобиле это не так страшно, то для внедорожника этот факт может стать поводом для печали и серьёзного ремонта ходовой после неудачных «внедорожных испытаний».

Если съехать с дороги со словами «пацаны, смотрите, как я могу!» и упереться рычагом в первый же пенёк или камешек, то расценки на ремонт будут приблизительно следующие. Нижний рычаг – 3 900 рублей, рулевая тяга – 800, замена рычага – 1 600, замена тяги – 700, установка углов развала и схождения – 2 000 рублей. Переходим к рубрике «курьезы». Пробег, как я уже говорил, небольшой – 34 тысячи. Возраст – четыре года. Знаете, что у машины за это время сгнило? Тормозные диски. Они проржавели так, что их пришлось менять. Диск обойдётся в 2 200 рублей, его замена – в 800. Будем считать, что коррозия появилась исключительно от малого пробега, ведь машина должна не стоять, а ездить. И желательно – побольше.

Кузов и салон

Сначала мы как обычно сядем в машину и посмотрим, как она ездит. И тут же понимаем, что персонаж из мультика и игр, изображённый на боксе запасного колеса, тут как нельзя кстати. Для тех, кто не знает, поясним: его зовут Слоупок, и он известен благодаря своей медлительности.

Владелец Нивы, обладающий хорошим чувством юмора и умением трезво оценивать возможности своего автомобиля, картинку подобрал очень точно. Действительно, 80 лошадиных сил – это очень и очень мало, особенно для автомобиля, полноприводная трансмиссия которого способна «сожрать» приличное количество «лошадок» и так не слишком мощного двигателя. Но с другой стороны, Шевроле Нива сконструирована не для того, чтобы выигрывать гонки. Её задача – проехать там, куда другие не доедут. И с ней она справляется, даже в стоковом состоянии. Конечно, по трассе на ней лучше ехать не больше ста километров в час, и то, наслаждаясь вибрациями и гулом трансмиссии. В городе она любит кушать бензин литрами, но всё это – плата за постоянный полный привод. Зато салон Нивы 2012 года выглядит вполне прилично. Небольшие новшества (рулевое колесо, плафон подсветки и прочие мелочи) делают интерьер гораздо более приятным по сравнению с дорестайлинговыми машинами. Есть, конечно, куда хотелось бы приложить руки: например, рычаги раздатки и коробки передач тут так и остались выдернутыми из смелых фантазий Элтона Джона, а приборка от «пятнашки» сейчас уже выглядит полным анахронизмом.

Но в целом салон отторжения не вызывает. Особенно если помнить о стоимости этого автомобиля, ибо даже на фоне роста цен Нива остаётся самым доступным внедорожником. Одним словом, ругать интерьер не будем: простенько, но не шумно, не отталкивающе, с покушением на моду. Лучше перейдём к делу: что надо знать о кузове и салоне Шевроле Нивы.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

У Нивы почти сразу начинают гнить пороги под пластиковыми накладками, и наиболее заботливые владельцы снимают эти накладки, чтобы применить превентивные меры сразу после покупки. Другое проблемное место – под уплотнителями дверей, где тоже достаточно часто появляются «рыжики». К сожалению, ЛКП Нивы нельзя назвать качественным. За ним – только глаз да глаз. Любителям покататься по ямам, кочкам и грязи придётся внимательно следить за задним бампером: изнутри он сделан так «удачно», что напоминает по форме ковш. А ковш, как известно, как нельзя лучше подходит для того, чтобы черпать всё, за что зацепится.

Что в итоге?

Идеальных автомобилей не существует. Тем более – специализированных, к которым можно отнести и Шевроле Ниву. На трассе на ней достаточно тяжело совершить обгон, в городе будет огорчать расход бензина. Зато можно ездить там, куда многие кроссоверы даже не сунутся. И в этом преимущество такого автомобиля. Кому-то, может, не понравится, что машина потребует повышенного внимания к некоторым местам и агрегатам. Но ведь и стоит она не как Кадиллак Эскалейд, а её обслуживание и ремонт, возможно, и будут слишком частыми, зато не очень накладными. А ещё может повезти, и ваша Нива ломаться не будет. Помните, мы говорили, что такие экземпляры тоже существуют?
Откровенно архаичная конструкция имеет и свои преимущества. Во-первых, многое можно сделать самому. Во-вторых, в сервисах обычно не наглеют с расценками. В-третьих, запчастей везде навалом. В-четвёртых, о ремонте Нивы своими силами известно уже всё или почти всё. Правда, придётся смириться с хронически текущей пробкой маслозаливной горловины типично «жигулёвского мотора», с ржавеющим «железом» или внезапным отказом чего попало. Но для езды по бездорожью ничего более нового и современного пока не придумали.

За помощь при подготовке материала выражаем благодарность ИП Буторину (авто, СПб, ул. Фучика, д. 17, бокс №1)

Кузов и салон Нива Шевроле …………………….4

  • Ключи для автомобиля ……………………..4
  • Cистема дистанционного управления ….5
  • Инструкция Шевроле Нива по замене элемента питания ключа с ПДУ ………………………..8
  • Двери …………………………………………………9
  • Сиденья ……………………………………………11
  • Регулировка положения рулевого колеса ……………………12
  • Ремни безопасности ………………………..13
  • Подушки безопасности ……………………14
  • Безопасность грудных и маленьких детей …………………………..17
  • Установка детского сиденья ……………18
  • Оборудование салона Chevrolet Niva руководство по эксплуатации……………19
  • Капот ………………………………………………..21
  • Пробка топливного бака………………….21

Подходит ли механизм выбора скоростей от Классики на ВАЗ 2123?

В современном мире развитых технологий, оборудования и огромного количества предлагаемых магазинами запасных частей, гаражным кулибинам и любителям тюнинга доступны любые действия по ремонту, конструктивной переделке и модернизации своих автомобилей.


МКПП для авто ВАЗ-2123 создана на базе классической коробки выбора скоростей для ВАЗ-2107 с несколькими отличиями:

  • конструктора исключили установку ограничительных колец в конце вторичного вала;
  • установлена современная дистанционная втулка, обеспечивающая функцию привода спидометра;
  • ось промежуточной шестерни фиксируется отдельно на картере МКПП.

Если Вы столкнулись с поломкой заводской коробки передач на Шниве, а покупка нового узла слишком затратна, то можно подобрать хороший б/у вариант КПП от классики и выполнить несколько доработок своими руками.

Советы по замене коробки передач

Изначально необходимо демонтировать заводскую КПП со всеми прилегающими механизмами ( глушитель, карданный и промвал). Демонтаж производится при включенной 1 скорости. На устанавливаемую 4-х ступку от классики потребуется также переставить сам узел переключения передач (рычаг переключения и кулису), лапку выключения задней передачи (для этого придется снять заднюю крышку).

При перестановки кулисы выбора передач с одной коробки на другую советуем поменять ограничительное стопорное кольцо.

Немного повозиться придется с задней опорной траверсой КПП к кузову т.к. классическая не подойдет. Отверстие для троса спидометра можно заглушить подобранным по размеру резиновым уплотнителем.

Полезное! При перестановки коробки передач рекомендуется заменить все сальники и прокладки. Также, при снятом узле выключения скоростей, обратите внимание на состояние выжимного подшипника сцепления. В случае необходимости заменить его проще пока все разобрано и доступно.

Замена ремня ГРМ

Оценка состояния ремня ГРМ производится каждое ТО на наличие повреждений и силы натяжения, которая не должна превышать 0.8 на 10 кгс. Замена рекомендована после 15 тыс. км пробега.

  • Снять крышку двигателя

  • Произвести визуальный осмотр ремня ГРМ на повреждения и натяжение

  • При необходимости замены снять кронштейн натяжного ролика

  • Произвести замену ремня ГРМ согласно меткам

Преодолеваем глубокую лужу

Часто между автомобилистами возникает спор, как лучше пересечь брод с раздаточной коробкой. Одни предпочитают «влетать» в лужу с разгона, другие – включают понижающую передачу. При попадании в грязевую яму возникает большой риск гидроудара – через фильтр в цилиндры попадает вода, мотор «захлёбывается».

Чтобы это исключить, многие ставят специальный шноркель. Но можно обойтись и без него. Глубокую лужу следует преодолевать на второй пониженной передаче. Это делается для того, чтобы в случае беды (когда машина начнет проваливаться) вовремя переключиться на первую скорость и не заглохнуть. Если вы въезжаете в воду с разгона (что является более верным решением), помните, что посередине пути колеса могут застрять. Мощности двигателя не хватит, чтобы провернуть колеса – автомобиль глохнет, а мотор схватывает гидроудар.

Эксплуатация автомобиля в разных режимах

Принцип действия ее довольно простой. Заключается он в передаче крутящего момента от трансмиссии на ведущий вал. Далее происходит передача усилий на межосевой дифференциал.

Данный механизм может действовать в пяти режимах:

  • Включена «нейтралка».
  • Разблокирован дифференциал при выключенной «понижайке». В данном случае крутящий момент распределяется в соотношении один к двум.
  • Дифференциал заблокирован при включенной повышающей передаче. Здесь распределение момента производится автоматически, в зависимости от качества сцепления колес с дорогой.
  • Включена понижающая передача, и выключена блокировка дифференциала. Передача усилий происходит в таком же соотношении, как и в первом случае.
  • Дифференциал заблокирован, и включена «понижайка». В данном случае все мосты жестко заблокированы между собой, в том числе и полуоси. Крутящий момент производится неравномерно, в зависимости от типа дорожного покрытия (грязь, песок и так далее). В таком режиме работы достигается наилучшая проходимость автомобиля. Но ездить с постоянно включенной понижающей передачей и с блокировками не получится. Так возрастает нагрузка на подшипники раздатки. «Нива Шевроле» потребует вскоре серьезного вмешательства в трансмиссию. Также значительно растет расход топлива, сильно «подъедает» резину.

Пониженная передача включается в том случае, когда необходимо увеличить крутящий момент. Примером может служить движение вверх по крутому склону или проезд по вязкому грунту. Для преодоления труднопроходимых участков включается блокировка. Чтобы добиться более четкого и фиксированного включения, нужно дождаться момента пробуксовки, а затем при выключенном сцеплении перевести рычаг влево. В состоянии блокировки можно перемещаться только на ограниченное расстояние со скоростью не более 40 км/ч.

В качестве примера можно смоделировать ситуацию. Для преодоления препятствия в виде большой лужи следует остановиться и включить пониженную передачу. Блокировка уместна, если присутствуют неровности и колейность. Без необходимости блокировать дифференциал не рекомендуется, так как часто возникают проблемы с разблокированием. Если случилась такая ситуация, необходимо начать движение задним ходом и одновременно пытаться перевести рычаг в правое положение.

Диагональное вывешивание автомобиля приведет к тому, что свободные колеса будут вращаться, а машина останется без движения. В таком случае предусмотрена блокировка, которую можно включить в режиме повышенной передачи. Следует отметить, что при преодолении крутых спусков, рекомендуется применять торможение двигателем. Если поверхность покрыта грязью или снегом, то выбирается режим первой пониженной передачи.

Замена свечей зажигания

Согласно требованиям свечи заменяются после 30 тыс. км пробега по рекомендации завода-изготовителя. АвтоВАЗом рекомендованы следующие типы свечей: А17ДВРМ, BRISK «Super» LR17YC, LR15YC. Работы выполняются по следующим этапам:

  • Съем защитного экрана ДВС
  • Отсоединение электропровода

  • Извлечение свечей

  • Установка новых элементов

Замена технических жидкостей

Подбор температурных режимов жидкости осуществляется исходя из эксплуатационных условий. Производить замену необходимо после достижения 60 тыс. км пробега. Порядок действий:

  • Съем пробки слива на радиаторе

  • Съем пробки на блоке цилиндров

  • Съем шланга с патрубка дросселя

  • Слив жидкости
  • Установка пробок на свои места
  • Залив жидкости до момента появления из шланга дросселя
  • Установка шланга на патрубок

Замена тормозной жидкости

Жидкость подлежит замене каждые 45 тыс. км по рекомендации завода-изготовителя и выполняется следующим образом:

  • Снять крышку бачка

  • Залить тормозную жидкость

  • Произвести прокачку тормозов каждого колеса поочередно

Знакомство с авто

Нива относится к категории элегантных внедорожников, которые стали первым результатом сотрудничества Авто ВАЗ и General Motors. Передвижение по городской улице можно смело назвать удобным и комфортным, авто подходит для выезда на дачу по выходным, семейного путешествия компанией в три человека. В своей тарелке авто себя чувствует также там, где ровную дорогу сменяет агрессивный роуд офф. Среди особенностей Шеви Нива можно выделить следующее:

  • новый современный несущий кузов;
  • двигатель не связан с редуктором переднего моста;
  • привод всех колес постоянный;
  • унификация заднего и переднего карданных валов;
  • удлинение промежуточного вала;
  • модернизирована конструкция привода КП, а также тормозная система.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]