Для чего нужен салонный фильтр и как сделать воздух в салоне автомобиля чище?

Поскольку салонный фильтр появился значительно позже прочих узлов и агрегатов авто, некоторые пользователи относят его к предметам роскоши. Это не совсем верно, ведь от самочувствия водителя зависит безопасность на дорогах.


Салонный фильтр

В салоне эксплуатируется кондиционер и отопитель, радиаторы которых очень сложно и дорого чистить, тем более менять. Наконец, в пробках мегаполисов без салонного фильтра вероятность отравления выхлопами и соединениями углеводородов увеличивается в 6 – 12 раз.

Назначение салонного фильтра

Даже в отсутствие пробок на дорогах, перед капотом авто неизбежно находится выхлопная труба передней машины. Единственной преградой между выхлопом и организмом водителя, пассажиров становятся салонные фильтры различной конструкции и ценовой категории.


Засорившийся радиатор печки

Чем чище воздух внутри машины, тем выше эксплуатационный ресурс испарителя кондиционера, радиатора и вентилятора печки.


Отказ испарителя кондиционера при забившихся сотах

Концентрация вредных веществ внутри и снаружи салона

Необходимость салонного фильтра обусловлена следующими факторами:

  • атмосфера среднестатистического города содержит СО, оксиды азота и серы, формальдегиды, углеводороды;
  • концентрация диоксида азота на пешеходных переходах, дорогах и внутри салона авто превышает ПДК в 1,4, 3 и 7 раз, соответственно;
  • в пробках это значение увеличивается до 15 – 20 кратного превышения ПДК;
  • соли дорожного покрытия, копоть и шинная пыль проникают именно в салон при работе вентилятора системы воздушного охлаждения.


Зачем нужен салонный фильтр

Основным аргументом владельцев б/у авто является отсутствие салонного фильтра, даже на старых иномарках. Это неверно, в принципе:

  • количество машин до 90-х годов прошлого века было значительно ниже, соответственно, концентрация вредных веществ еще не «зашкаливала»;
  • затем салонный фильтр появился в представительских авто, позже им стали комплектовать 85% автомобилей на конвейере;
  • воздушный фильтр по умолчанию стоит во входном воздушном коллекторе, что не вызывает вопросов у пользователя, понимающего, что для двигателя вредно попадание в топливную смесь сторонних частиц.

Здоровье пассажиров и водителей по умолчанию имеют высший приоритет в сравнении с двигателем машины, поэтому салонный фильтр не должен вызывать вопросов, а обязан стоять в любой современной машине.

Формальдегиды являются бесцветными токсичными газами, накапливаются в организме, вызывают отравления. Оксиды азота угнетают дыхательные пути, задерживаются только активированным углем, бумага и синтетика с ними не справляется. Самым опасным традиционно считается угарный газ от неполного сгорания углеводородов системы выхлопа.

Метан, сероводород, сажа и бензапирен попадают в салон в промышленных зонах города.

Принцип действия

После установки салонный воздушный фильтр работает по следующему принципу:

  • полностью перекрывает отверстие воздухозаборника печки, исключает подсос не фильтрованного воздуха;
  • на бумажный картридж оседает содержащаяся в воздухе избыточная влага, пыль и механические взвеси;
  • после обработки хлором бумажный пылевой фильтр дополнительно нейтрализует некоторые вредоносные бактерии;
  • синтетические волокна специальных картриджей имеют электростатический заряд, прочно удерживают частички пыли, автомобильной резины;
  • пропитанная угольным раствором бумага частично задерживают пыль мельче 1 микрона;
  • активированный уголь в чистом виде, засыпанный между бумажных и синтетических слоев фильтра, полностью абсорбирует загрязнения, присутствующие в воздухе, то есть, не только связывает, но и нейтрализует их.


Принцип действия салонного фильтра

Антиоксидантное покрытие создано для аллергиков. На бумажные, синтетические или угольные картриджи нанесен полифенол, уничтожающий запахи.

Конструкция фильтров салонных

Прежде, чем купить салонный фильтр угольный или обычный и смонтировать его самостоятельно, необходимо иметь представление о разновидностях, местах и способах монтажа. Существует две модификации фильтра:

  • картриджный – штора из бумажных «складок», имеющих вид решетки, установленной поперек потока воздуха;
  • корпусной – штора установлена в каркасе, может иметь ручку для установки и демонтажа.


Картриджный фильтр


Корпусной фильтр

Решетки по периметру шторки в последнем варианте обеспечивают пространственную жесткость изделия, устанавливать его проще.

Барьерный

Воздушные потоки имеют направление снаружи в салон, поэтому фильтр должен полностью перекрывать входной коллектор печки. Барьерными или пылевыми называются бумажные картриджи, защищающие от насекомых, пыли и пыльцы растений, сажи, прочих мелких частиц.


Пылевой бумажный фильтр

Изготавливаются они из бумаги гофрированием или плиссированием для многократного увеличения рабочей поверхности шторы фильтра. Основными характеристиками являются:

  • площадь поверхности шторы – зависит от технологии изготовления, формы и количества штор;
  • пропускная способность – указывает процент проникновения сквозь штору частиц крупнее 0,3 микрона;
  • сопротивление аэродинамическое – чем ниже этот показатель, тем легче проникать воздуху в салон, измеряется до тестирования и после него;
  • пылеемкость – показывает процент поглощения вредных частиц до увеличения сопротивления аэродинамического 200 Па, считающегося критическим (фильтр можно выбрасывать);
  • цена – барьерные модификации самые дешевые из существующих вариантов.

При установке пылевого фильтра владелец избавляется от наледи на стеклах изнутри салона, запотевания в дождь, крупной пыли. При условии, что установлено оригинальное изделие, а не контрафакт. Если габариты фильтра не соответствуют размерам отверстия, то воздух проходит по пути меньшего сопротивления, то есть, не через штору, а сбоку. Смысла в подобной фильтрации нет никакого.

Угольный

В идеале угольный салонный фильтр собран из шторок, заполненных кокосовым углем. На практике чаще встречается древесный активированный уголь либо пропитка бумаги угольным раствором. При покупке следует учесть:

  • угольная пропитка имеет плотность 300 – 350 г/м2 максимум, обладает слабой абсорбцией;
  • насыпной уголь имеет плотность 700 г/м2, гарантированно соответствует заявленным производителем характеристикам фильтрации.


Фильтр угольный с изнанки

В настоящее время фильтры с натуральным углем купить практически невозможно, их цена начинается от 5 – 7 тысяч рублей. Ради снижения себестоимости производители перешли на продукцию из пропитанной угольным раствором бумаги. Фильтр стал дешевле (1200 – 3000 рублей), но потерял в эффективности.


Угольная пропитка легче и менее эффективна

Электретный

Если в барьерный фильтр дополнительно заложен слой нетканой синтетики, подобные модификации называются электретными. Эта ткань обладает статическим зарядом, притягивает частицы грязи и посторонних веществ из воздуха.


Электретный фильтр

Например, если выберу штору с нетканым материалом, получу в дополнение к очистке воздуха от крупных механических частиц задержание салонным фильтром мелкодисперсной пыли, спор грибов и пыльцы растений.

Комбинированный

В отличие от однокомпонентных штор комбинированные фильтры могут содержать в любых сочетаниях:

  • бумажные картриджи;
  • электретное полотно;
  • слой угля или бумажной угольной пропитки.


Комбинированный фильтр

Это позволяет резко повысить качество воздуха внутри салона, ресурс кондиционера и отопителя. В комбинированных картриджах на входе обычно устанавливается бумага, позади нее синтетика, последний слой выполнен из активированного угля.


Антибактериальное полотно

Результаты испытаний

По результатам эффективности лучшие результаты показал фильтрующий элемент LX 2010 (Mahle). Это можно объяснить высокими фильтрующими свойствами материала, использованного при изготовлении. А в совокупности с другими параметрами этот фильтр может быть признан лучшим во всей группе испытанных образцов.

На втором месте, но только по величине эффективности фильтрации, стоит Fram. Несмотря на разницу всего в 0,01%, этот экземпляр очень далек от первого. Пылеемкость он показал самую низкую (107,6 граммов). Объяснить это можно использованием слишком плотного материала для шторы данного размера. При таком высоком начальном сопротивлении, как у этого образца, результат не мог быть другим.

Хорошую эффективность — на уровне 99,2% — показал фильтр Sakura. Но, как видно из величины пылеемкости (111 граммов), достигнут этот параметр за счет значительного снижения эффективности ресурса. Возможно, в данном случае такой результат получен не по параметрам материала шторы, а из-за низкой площади фильтрации. У данного образца он минимальный.

Следом по эффективности идет BIG Filter со значением 99,18%. От третьего места он отстал на 0,02%, но с массой набранной пыли 181,5 грамма. В целом достойный результат по совокупности параметров.

На пятом месте — Bosch с эффективностью 99,12% и пылеемкостью 135 граммов. Столь посредственные результаты можно объяснить неудачной конструкцией фильтрующей шторы. У данного образца максимальная площадь фильтрации из всех представленных. Достигнута она за счет большого количества гофр, что при установке приводит к значительному уплотнению «карманов» и, как следствие, высокому начальному сопротивлению и снижению ресурса.

Результат Filtron — 99,11%. Но пылеемкость у него значительно больше — 144,3 грамма. Низкую пылеемкость по сравнению с предыдущими образцами можно объяснить малой площадью фильтрации шторы и материалом со средними параметрами.

На седьмом месте — Champion со значением эффективности 98,61. Данная величина находится на грани допустимого значения конечной эффективности автомобильного фильтра (99%). Такой результат, при учете пылеемкости в 191,1 грамма, можно объяснить использованием посредственного материала для изготовления шторы — слишком большие поры в бумаге для такого размера и конструкции.

Самую низкую эффективность, к огромному удивлению, показал Mann-Filter — 96,73%. Чем вызваны такие неважные результаты столь известного бренда, сказать затруднительно. По всем остальным параметрам образец выглядит вполне достойно. Пылеемкость у него просто оглушительная — 234,6 грамма! Возможно, в образце имел место дефект, не выявленный при внешнем осмотре, поэтому для установления всех причин необходимо детальное исследование. Но предпочтительнее провести испытания нового образца, а еще лучше — трех образцов, и уже тогда сделать заключение о данной модели.

Место установки

Производители машин обычно устанавливают салонные фильтры в трех возможных местах:

  • под капотом – точнее, возле перегородки моторного отсека, доступ средней сложности, обычно корпусные варианты штор;
  • возле перчаточного ящика – позади бардачка или под ним, доступ облегченный, используются и корпусные, и картриджные модификации;
  • возле рулевой колонки – под панелью торпедо или поверх нее, в первом случае доступ сложный, во втором легкий, применяются обычно картриджные варианты;


Расположение фильтра под капотом


Картридж позади бардачка


Картридж под приборной панелью

К сожалению, выбирая транспортное средство, расположение салонного фильтра владелец не может предсказать заранее. Так как гораздо важнее эксплуатационные характеристики машины, а не обслуживание фильтрационного оборудования.

Например, в Шевролет Ланос и ЗАЗ с аналогичным кузовом салонный фильтр условно находится под капотом. Однако добраться к нему очень сложно:

  1. придется демонтировать 4 клипсы и снять половинку пластиковой панели воздухозаборника с пассажирской стороны;
  2. выдвинуть и снять еще одну пластиковую детали с воздухозаборного люка ;
  3. залезть на двигатель, чтобы дотянуться до крышки фильтра;
  4. извлечь его и аккуратно поставить новое изделие, засунув в проем практически всю руку по плечо ;
  5. поставить панель водухозаборника, не повредив левый край, заходящий за крышку капота.


Местоположение фильтра ЗАЗ и Ланос

Однако при расположении под приборной панелью ситуация еще хуже, поэтому периодическая замена и не производится владельцами.

Замена своими руками

При эксплуатации транспортного средства специалисты рекомендуют выбрать график замены фильтрующей шторки/картриджа салона вместе с заменой масла, то есть через 7 – 10 тысяч километров пробега. Следует учесть, что, даже в стояночном режиме этот фильтр засоряется, но в гораздо меньшей степени.

Срок службы фильтра

Основными причинами замены салонного фильтра являются:

  • обледенение стекол изнутри зимой или обильное запотевание летом;
  • сторонние запахи в салоне, проникновение выхлопов впереди идущих машин;
  • ослабевание напора воздуха из отопителя;
  • засорение сот испарителя кондиционера;
  • пробег больше 10 000 км или год эксплуатации с не регулярными поездками, в стояночном режиме.

При расположении под торпедо водители вспоминают про салонный фильтр, хорошо если раз в году – весной. Именно в это время в салон начинают проникать запахи и тополиный пух.

Замена под рулевой колонкой

Обычно картридж в этом варианте спрятан под панелью. Причем, лучшие производители авто оснащают машину 2 – 3 салонными фильтрами сразу. Увеличивается бюджет ТО и трудоемкость работ, зато, понадобится лишь фигурная отвертка.

На примере Nissan Qashqai, у которого кассета расположена справа от педали газа, нужно выполнить последовательность действий:

  1. отжать фиксаторы клипс;
  2. демонтировать декоративную накладку центрального тоннеля;
  3. снять крышку с короба, также закрепленную защелками;
  4. извлечь картридж, сжав его пальцами;
  5. установить новую шторку, предварительно поджав ее пальцами;
  6. собрать облицовку панели в обратной последовательности на защелках.


Замена картриджа под рулевой колонкой

Внимание: В зависимости от конфигурации и размеров фильтр может устанавливаться определенной стороной картриджа или корпуса. Производители обычно указывают маркировкой, на коробке или в инструкции сторону, обращенную наружу, и внутрь салона.

Замена за перчаточным ящиком

Традиционно для разделения авто по ценовым сегментам, владельцам представительских иномарок заменить салонный фильтр значительно проще. Например, в Toyota Corolla перчаточный ящик полностью откидывается вниз, нажав на боковые фиксаторы. Открывается доступ к картриджу, защищенному специальной крышкой, которая фиксируется двумя защелками.

Кассету также придется поджимать во время извлечения и при установке новой шторки. На других модификациях машин может потребоваться демонтаж бардачка и откручивание винтов крышки картриджа отверткой.


Замена картриджа за бардачком

Замена под капотом

Салонный фильтр воздуха всегда расположен сзади стенки моторного отсека, но, в моделях ведущих автопроизводителей конструкция продумана до мелочей, а в некоторых машинах придется демонтировать дополнительно несколько деталей.

Например, в BMW серии X5 фиксаторы крышки снимаются вручную, не нужно использовать отвертку, вытаскивается шторка удобно и быстро.


Замена фильтра салонного под капотом на примере BMW X5

На автомобилях ВАЗ «десятой» серии процесс замены более трудоемкий и долгий:

  1. демонтаж стеклоочистителей («дворников»);
  2. снятие полимерной панели воздухозаборника (4 самореза под декоративными заглушками);
  3. демонтаж декоративной накладки перегородки моторного отсека (8 шурупов под фигурную отвертку и 2 гайки по углам);
  4. отсек воздухозаборника находится с пассажирской стороны, а картридж установлен внутри него вертикально со стороны водителя;
  5. после извлечения фильтра нужно убрать крупный мусор, скопившийся там за время эксплуатации, и пропылесосить от мелкого сора.

Крепеж картриджа здесь не предусмотрен, он вставляется враспор в имеющееся отверстие.


Замена картриджа ВАЗ 2110

Угольный вариант

В интернете очень много информации о том, как сделать его своими руками, а также о том, как продлить жизнь уже имеющегося. Чего только не делают предприимчивые автовладельцы: натягивают на негокапроновые женские чулки, запихивают в него салфетки и поролон, пылесосят и т. д.

Ничего из перечисленного делать категорически нельзя, так как фильтрующие элементы работают в условиях горячей и влажной среды, а также впитывают в себя жиры. Поэтому как поведёт себя в этой обстановке капрон или поролон не известно.


Угольный фильтр для салона вашего автомобиля

Для того чтобы изготовить салонный фильтр своими руками, понадобится:


Самодельный фильтр 1 этап

Такую сетку можно купить на обычном рынке или в автомагазине. Она используется чаще всего для декорирования решётки воздухозаборников.

Вместо сетки можно использовать любой другой материал, но очень важно, чтобы конечная конструкция была жёсткой и прочной.


Самодельный фильтр 3 этап

На всю процедуру понадобится не больше часа. А в будущем вам придётся производить замену только полотна, так как каркас вы уже поставили в рамку. Свой оставшийся кусок угольного полотна вы можете ещё раз применить для замены материала в каркасе.

В этом примере описан случай замены фильтрующего полотна в пластиковом каркасе, в некоторых современных авто каркас делается из прессованного картона или, вообще, его нет, в этом случае вам придётся дополнительно добавлять жёсткости конструкции.

Оригинальный, альтернативный и контрафактный фильтр

По умолчанию оригинальный картридж стоит на 20 – 50% дороже аналогов сторонних производителей. Его нужно заказывать и ждать, что не всегда удобно автовладельцу. Аналоги отличаются от контрафактных изделий следующими параметрами:

  • искажение реальных характеристик либо их отсутствие в описании, на упаковке;
  • меньшие размеры, нежели у оригинала, поэтому фильтрации не происходит в полном объеме.

Аналоги имеют стандартные размеры, изготавливаются из более дешевых материалов, но информация об этом всегда указывается производителем. Эти модификации всегда имеются в наличии по бюджетной цене. Умельцы покупают дешевый контрафакт, герметизируют щели прокладками из резины, поролона. Затем дополнительно защищают фильтры металлическими и капроновыми сетками от крупного мусора, попадающего в воздухоприемный отсек.


Защита решетки воздухозаборника сеткой

Метод испытания

Испытательный стенд для воздушных фильтров построен по стандарту ISO 5011, применяемому для проверки данных компонентов, — и использует все методики проверки.

Проверяемый фильтр устанавливается в родном корпусе (идеальный вариант для испытания). Далее с помощью вентилятора имитируется нагнетание разреженного воздуха, как при обычном движении. Расход воздуха должен быть таким, какой двигатель использует при номинальной мощности.

Первый параметр

— начальное сопротивление. (вспомогательный, напрямую участвует в определение пылеемкости) Он демонстрирует, какое сопротивление оказывает фильтр воздушному потоку, насколько «легко дышать» двигателю, оборудованному таким фильтром. Его величина напрямую определяет ресурс фильтрующего элемента. Чем выше это значение, тем ниже ресурс. Зависит начальное сопротивление исключительно от конструкции, оформляющей воздушный тракт двигателя, размеров окна, перекрытого фильтрующим элементом, материала, использованного для изготовления шторы, и ее параметров (размера гофр и их количества). Поскольку при сравнительных испытаниях использовались один и тот же корпус, переходники и устройство подачи, то факторами, определяющими начальное сопротивление, стали материал шторы, размеры гофр и качество изготовления.

Второй параметр

— пылеемкость. Это, собственно, ресурс как таковой. Нижней границы у этого параметра нет. Верхней, в принципе, тоже нет, но чем этот показатель больше — тем лучше. Изготовитель автомобиля регламентирует его требованием «не менее…». Ключевым фактором, определяющим этот параметр, является площадь фильтрующей поверхности шторы. Как интегральный показатель он оценивает ее форму, геометрию и размеры. Вторым по значимости фактором являются свойства материала шторы (воздухопроницаемость, средний и максимальный размер пор). Разделение на «первый» и «второй» факторы по значимости очень условное, поскольку они в значительной степени влияют один на другой. Геометрия определяется при проектировании раньше чисто хронологически, поэтому в данном описании этот фактор и объявлен первым.

Третий параметр

— эффективность фильтрации. Он показывает, какое количество пыли, поданной на вход, задержал фильтр. Чем выше этот параметр, тем лучше. По значимости он важнее, чем два предыдущих, при сравнении фильтрующих элементов оценивается первым, и только при равных величинах эффективности эти элементы можно сравнивать по остальным параметрам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]