Схема и расположение блока предохранителей на ВАЗ-2107, 2105 и 2104

На автомобиле ВАЗ марки 2105 устанавливались преимущественно два вида монтажных блоков предохранителей, условно называемых старого либо нового образца.

На машинах с инжекторным двигателем применялись дополнительные предохранители, отвечающие за работу электрических систем. Во многом блоки были унифицированы с аналогами на другой классике.

Блок старого образца

За исключением совсем древних и редких первых экземпляров, коммутационные блоки, называемые ещё чёрными ящиками, у ВАЗ 2105 монтировались снаружи моторного щитка справа, и через них проходила проводка из моторного отсека к узлам управления. Первоначально использовались цилиндрические предохранители, подобно первым ВАЗам, двух номиналов, 8А и 16А.

Все семнадцать плавких вставок стояли в ряд у передней стенки корпуса. Расположение и распределение нагрузок также походило на предшественников.

Порядковый номерНоминал, АПодключённые цепи
18Фонари на задний ход, печка, коммутация нагрева стекла
28Насосы и на дворники
38Резерв
48Резерв
516Нити подогрева стекла
68Цепь прикуривателя и дополнительный разъём
716Клаксон и электрический вентилятор охлаждения
88Сигнализация поворотов и аварийная
98Противотуманки и запуск генератора
108Приборы, сигнализация щитка и поворотов
118Цепь стоп сигнала, салонный свет
128Дальний справа, очистка фар
138Дальний слева, контроль дальнего
148Габариты слева спереди и справа сзади, сигнализация габаритов, Подсветка госномера, свет моторного отсека
158Габариты справа спереди и слева сзади, освещение щитка, прикуривателя и перчаточного ящика
168Ближний справа, коммутация очистки фар
178Ближний слева

Крепление предохранителей устаревшего типа не отличалось надёжностью, что никак не компенсировалось простотой и наглядностью их замены. Поэтому вскоре конструкция была изменена.

Стартер

Стартер 35.3708 В сборе

1 — крышка со стороны привода; 2 — стопорное кольцо; 3 — ограничительное кольцо; 4 — шестерня привода; 5 — обгонная муфта; 6 — поводковое кольцо; 7 — резиновая заглушка; 8 — рычаг привода; 9 — якорь реле; 10 — удерживающая обмотка тягового реле; 11 — втягивающая обмотка тягового реле; 12 — стяжной болт реле; 13 — контактная пластина; 14 — крышка реле; 15 — контактные болты; 16 — коллектор; 17- щетка; 18 — втулка вала якоря; 19 — крышка со стороны коллектора; 20 — кожух; 21 — шунтовая катушка обмотки статора; 22 — корпус; 23 — винт крепления полюса статора; 24 — якорь; 25 — обмотка якоря; 26 — промежуточное кольцо.

На автомобиль ВАЗ-2105 устанавливается стартер — четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Включается стартер электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.

Стартер прикручен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя автомобиля. От разогретой приемной трубы выпускной системы он защищен теплоизоляционным щитком.

Схема соединений стартера

1 — генератор; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — стартер; 4 — реле включения стартера; 5 — монтажный блок; 6 — выключатель зажигания; Р1 — втягивающая обмотка тягового реле; Р2 — удерживающая обмотка тягового реле.

Техническая характеристика стартера 35.3708* (СТ-221)

Номинальное напряжение , В 12
Номинальная мощность , кВт 1,3
Потребляемый ток при максимальной мощности , не более , А 290 (260″)
Потребляемый ток в заторможенном состоянии , не более , А 550 (500″)
Потребляемый ток в режиме холостого хода , не более , А 60 (35″)

* С торцевым коллектором .

** Для стартера СТ -221.

Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзо-графитные подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.

Крутящий момент от вала якоря стартера передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.

Тяговое реле необходимо для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. Когда происходит поворот ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле питание втягивающей обмотки отключается.

На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении — от стартера к двигателю автомобиля, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения

Причина неисправности Метод устранения
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает
1. Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея 1. Необходимо зарядить батарею или заменить ее на новую
2. Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники 2. Нужно очистить полюсные выводы и наконечники проводов. Затяните и смажьте вазелином
3. Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на массу или обрыв 3. Замените тяговое реле
4. Обрыв в цепи питания тягового реле стартера 4. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекерами «50» стартера и выключателя зажигания
5. Не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 5. Надо заменить контактную часть выключателя зажигания
6. Заедание якоря тягового реле 6. Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря
7. Неисправно реле включения стартера 7. Необходимо зачистить контакты реле. Неисправное реле нужно заменить
8. Обрыв в цепи питания обмотки реле включения стартера 8. Проверьте провода и их соединения в цепи между штекером «50» выключателя зажигания и штекером «86» реле
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает
1. Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея 1. Необходимо зарядить батарею или заменить ее новой
2. Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники 2. Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте вазелином
3. Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом или с выводом «минус» аккумуляторной батареи 3. Подтяните крепления наконечников провода
4. Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки наконечников проводов на контактных болтах 4. Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления
5. Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ 5. Зачистите коллектор, замените щетки
6. Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря 6. Нужно заменить статор или якорь
7. Замыкание щеткодержателя «положительной» щетки на массу 7. Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается
1. Разряжена аккумуляторная батарея 1. Зарядите батарею
2. Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов 2. Проверьте провода и их соединения в цепи от аккумуляторной батареи до штекера «50» стартера
3. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле 3. Замените тяговое реле
При включения стартера якорь вращается, маховик не вращается
1. Пробуксовка муфты свободного хода 1. Проверьте стартер на стенде, замените муфту
2. Поломка рычага включения муфты или выскакивание его оси 2. Необходимо заменить рычаг или установите на место его ось
3. Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины 3. Замените муфту
Необычный шум стартера при вращении якоря
1. Ослабло крепление стартера или поломана его крышка со стороны привода 1. Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер
2. Стартер закреплен с перекосом 2. Проверьте крепление стартера
3. Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря 3. Замените стартер
4. Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс) 4. Затяните винт крепления полюса
5. Повреждены зубья шестерни привода или обода маховика 5. Необходимо заменить привод или маховик
6. Шестерня не выходит из зацепления с маховиком:

— заедание рычага привода:

— заедание муфты на шпицах вала якоря;

6. Проделайте следующее:

— замените рычаг:

— очистите шлицы и смажьте их моторным маслом;

— ослабли или поломаны пружины муфты или тягового реле: — замените муфту или тяговое реле:
— соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты; — заедание якоря тягового реле; — замените поврежденные детали: — замените тяговое реле или устраните заедание
— неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты «30» и «50» -проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа; неисправимо контактную часть замените

Проверка стартера на стенде

Для того, чтобы убедиться в эффективности работы стартера, необходимо проверить на стенде его электрические и механические данные.

Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рисунке Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера обязательно должны иметь сечение не менее 16 мм2.

Схема соединений для проверки стартера на стенде

1 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 2 — стартер; 3 — реостат на 800 А; 4 — амперметр с шунтом на 1000 А; 5 — выключатель; 6 — аккумуляторная батарея

Стартер необходимо запитать от полностью заряженной аккумуляторной батареи 6СТ-55 или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи 6СТ-55.

Температура стартера при проверках должна быть (25±5) °С, а щетки — хорошо притерты к коллектору.

Проверка работоспособности стартера

Замыкая выключатель 5, при напряжении источника тока 12 В три раза включите стартер с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах 2, 6 и 10 Н•м (0,2; 0,6 и 1 кгс•м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.

В случае, если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, необходимо разобрать стартер и внимательно проверить его детали.

Испытание стартера в режиме полного торможения

Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 550 А, не более 7,5 В и не менее 13,7 Н•м (1,4 кгс•м). Для стартера СТ-221 ток должен быть не более 500 А, а напряжение не более 6,5 В.

Длительность включения стартера должна быть не более 5 с.

В случае, если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкание обмоток на массу.

В случае, если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, ослабление крепления выводов обмотки статора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.

При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться. В случае, если шестерни проворачиваются, неисправна муфта свободного хода.

Для устранения неисправностей необходимо разобрать стартер и заменить или отремонтировать поврежденные детали.

Испытание стартера на режиме холостого хода

Выведите зубчатый венец стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера. Они должны быть соответственно не более 60 А (35 А для стартера СТ-221), и 5000±1000 мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11,5-12 В.

Вслучае, если сила тока и частота вращения вала якоря отличаются от указанных значений, причины могут быть те же, что и при проведении предыдущего испытания.

Проверка тягового реле

Установите между ограничительным кольцом 21 (смотрите рисунок 7-16) и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле. Проверьте напряжение включения реле, которое должно быть не более 9 В при температуре окружающей среды (20±5) °С. В случае, если напряжение больше, это указывает на неисправность реле или привода.

До 1983 г. на стартерах СТ-221 устанавливалось однообмоточное тяговое реле. У стартера с таким реле проверьте силу потребляемого тока, которая должна быть не более 23 А.

Проверка механических данных стартера

Проверьте динамометром давление пружин на щетки. Для новых щеток оно должно составлять 9,8±0,98 Н (1±0,1 кгс). В случае, Если щетки изношены до высоты 12 мм, необходимо заменить их, предварительно притерев к коллектору.

Осевой свободный ход вала якоря должен быть не более 0,5 мм (0,07-0,7 мм для стартера СТ-221). В случае, если он не находится в этом пределе, необходимо разобрать стартер и подобрать толщину и количество регулировочных шайб.

Привод стартера должен свободно, без заметных заеданий перемещаться по шлицевому концу вала якоря и четко возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле.

При повороте шестерни привода в направлении вращения якоря, якорь вращаться не должен. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 27,4 Н•см (2,8 кгс•см).

Блок нового образца

Весь функционал, габариты и подключение блока были сохранены. Блок предохранителей был переведён на применяемые во всём мире вставки ножевого типа midi-формата с плоскими контактами под стандартный разъём 6,3 мм. Схема чёрного ящика также изменилась. Европредохранители могли прослужить гораздо больше.

Номиналы также были приведены к стандартному ряду в трёх значениях – 7,5, 10 и 20 А. Те же семнадцать вставок уже располагались в два ряда, отдельно стояли четыре запасных предохранителя и пластиковый пинцет, облегчавший их замену. Схема коммутации цепей не изменилась, за редкими исключениями.

Например, был изменён принцип подачи питания на обмотку возбуждения генератора. Применение этого прибора со встроенным реле-регулятором позволило исключить питание цепи через предохранитель, начальный ток задавался контрольной лампочкой увеличенной мощности.

Взаимозаменяемость нового и старого блоков на разных машинах является условной. Мелкие изменения в электросхемах автомобилей могут потребовать незначительной доработки блоков автоэлектриком или самостоятельным образом. Это относится к коммутации цепей стартера, вентилятора радиатора, противотуманных фар и очистителей стекол.

На некоторых блоках вместо отдельных реле устанавливались перемычки или наоборот. Дело в том, что коммутирующие элементы могли обеспечивать работу устройств без промежуточных реле, ток поступал непосредственно к потребителю, что упрощало конструкцию. Цена при этом значительно уменьшалась.

Дополнительные элементы

h23,0,0,0,0—>

Под капотом

h34,0,0,0,0—>

Дополнительные плавкие предохранители очистителей фар (номиналом 2А) защищают обмотку электродвигателей. Они находятся на питающих проводах рядом с моторедукторами.

p, blockquote18,0,0,0,0—>p, blockquote19,0,0,0,0—>

Реле включения стартера 113.3747 или 90.3747-10 расположен в моторном отсеке на правом брызговике.

p, blockquote20,0,0,0,0—>p, blockquote21,0,0,1,0—>

В салоне

h35,0,0,0,0—>

Реле очистителя ветрового стекла (РС-514) крепится под панель слева под обшивкой.

p, blockquote22,0,0,0,0—>p, blockquote23,0,0,0,0—>

Реле зажигания и реле аварийной сигнализации и указателей поворота установлены на передней панели за щитком приборов. Реле зажигания (113.3747-10 или 90.3747-10) и реле аварийной сигнализации и указателей поворота (23.3747 или 231.3747) имеют кронштейн для непосредственного крепления на кузове.

p, blockquote24,0,0,0,0—>p, blockquote25,0,0,0,0—>

Предохранитель противотуманных фар расположены в отделение переключения передач, не далеко от радиоприемника.

p, blockquote26,0,0,0,0—>p, blockquote27,0,0,0,0—>

ВАЗ 2105 и 2107 с инжекторными двигателями

Более современные и экологичные моторы 21067 с распределённым впрыском топлива усложнили электрооборудование автомобилей, что привело к применению дополнительных предохранителей. На новых машинах также было возможно применение центрального замка.

Три предохранителя цепей управления впрыском расположены в едином блоке с тремя основными реле – главным, реле бензонасоса и реле вентилятора охлаждения. Это вставки на 15А, защищающие питание главного реле, реле на бензонасос и всю цепь неотключаемого питания контроллера двигателя. Инжектор имеет свои индивидуальные требования.

Чуть раньше появились ещё два дополнительных предохранителя в держателях кабельного типа, врезанные в цепи двигателей очистки стёкол фар. Это было связано со случаями таинственной разрядки аккумулятора заклинившими моторедукторами на фары. Новые предохранители располагались рядом с задними корпусами правой и левой фары. Каждый отвечает за свою сторону.

Расположение предохранителей в автомобиле

Предохранители в автомобиле обычно находятся в тех местах, которые строго регламентируются конструктором, однако самым распространённым расположением является нижняя часть панели приборов в салоне. Для их обнаружения достаточно просто отодвинуть пластиковую крышку приборной панели, которая обозначена, и дальше производить необходимые манипуляции.

Для проведения каких-либо действий с предохранителями следует отгородить монтажный блок от статистического электричества, так как оно может дать сильный разряд и спровоцировать перегорание всех предохранителей.

Как произвести замену

Иногда предохранители требуют замены, даже если обороняемая ими схема находится во вполне исправном состоянии. Номинал предохранителя рассчитывается достаточно точно, чтобы в случае увеличения потребляемого тока даже на несколько десятков процентов автомобилю не был нанесён дополнительный ущерб.

Но кратковременное повышение протекающего через предохранитель тока вполне возможно и при штатных ситуациях. Пусковые броски тока электродвигателей, повышенное потребление лампами при разогреве нитей, перегрев корпуса предохранителя из-за плохого контакта в его разъёме, наконец, брак при производстве и увеличенный допуск по номиналу. Иногда это может быть даже естественное старение, а также ошибка при установке.

Крышка блока установлена на пластиковой защёлке. Не очень удобной, но открыть ее вполне реально. Главное – не забыть потом закрыть, поскольку электроприборы очень не любят грязь и влагу.

Изнутри на крышке имеется некая памятка, там указано, где находится каждый прибор и его рабочий ток. Эти данные должны строго соответствовать реальности, иначе возможны вышеуказанные неприятности. Предохранители нового образца обычно выполнены из прозрачного пластика, что позволяет определить их целостность даже визуально. Но не всегда. Порой обрыв глазом рассмотреть не удается. Можно использовать мультиметр в режиме омметра или контрольную лампочку.

Проще всего измерить сопротивление извлечённого предохранителя омметром. Прибор должен показать сопротивление около нуля. Не более чем его же показания при накоротко замкнутых между собой наконечниках щупов. Можно сравнить с имеющимся в запасе заведомо исправным предохранителем.

Определённым удобством является цветовая кодировка номиналов. Но не стоит ей слепо доверять, основное – это число, указанное на торце корпуса. Новая вставка должна быть промаркирована так же, как допускает схема, поскольку вышедшая из строя вставка тоже могла быть подобрана неверно.

Если же и новый предохранитель выходит из строя, дальнейшие замены бессмысленны. Надо искать и устранять неисправность в приборах, панели приборов или самой проводке.

Схема электрооборудования ВАЗ 2104 ранних моделей

Версии 2104 ранних годов выпуска отличаются от более поздних вариаций следующими особенностями:

  • в них установлен генераторный узел Г-222;
  • для управления световой сигнализацией используется переключатель на 10 контактов;
  • версия дополнена контроллером верхней мертвой точки цилиндра 1;
  • для защиты электроцепи световой сигнализации и поворотных огней используется реле на пять контактов;
  • наличие разъема для диагностики;
  • использование индикаторного светового источника системы прогрева заднего стекла;
  • наличие двухпозиционного переключателя внешнего освещения, а также трехпозиционного выключателя света, устройства расположены под рулевой стойкой.

Схема оборудования для первых моделей ВАЗ 2104

Описание схемы:

  1. Головные оптические устройства.
  2. Боковые поворотные огни автомобиля.
  3. Аккумулятор.
  4. Реле защиты электроцепи контрольного светового индикатора АКБ.
  5. Электрический пневмоклапан карбюраторного устройства.
  6. Контроллер верхней мертвой точки цилиндра 1.
  7. Микропереключательное устройство карбюраторного агрегата.
  8. Генераторный узел Г-222.
  9. Моторедукторы системы очистки передней оптики.
  10. Электромотор вентилирующего устройства охладительной системы силового агрегата.
  11. Контроллер активации и отключения электромотора вентилятора.
  12. Звуковые сигналы.
  13. Трамблер или распределительный узел системы зажигания.
  14. Свечи.
  15. Стартер.
  16. Контроллер указателя уровня температуры хладагента в системе охлаждения мотора.
  17. Подкапотный источник освещения для обеспечения света в моторном отсеке.
  18. Контроллер светового индикатор давления моторной жидкости.
  19. Катушка зажигания.
  20. Контроллер определения объема тормозной жидкости.
  21. Моторчик системы очистки лобового стекла.
  22. Управляющий модуль электрическим пневмоклапаном карбюраторного агрегата.
  23. Электрический мотор насосного устройства системы промывки оптики.
  24. Мотор насоса омывательной системы лобового стекла.
  25. Диагностический выход для определения неисправностей.
  26. Переключательное устройство стоповых огней.
  27. Прерывательное реле системы очистки лобового стекла. Благодаря этому устройству дворники работают с определенным интервалом, который может изменяться.
  28. Прерывательное устройство световой сигнализации и поворотных огней. Принцип действия у него идентичен реле очистки лобового стекла.
  29. Переключатель света заднего хода.
  30. Штепсельная розетка, предназначенная для подключения переносной лампы.
  31. Прикуриватель.
  32. Лампочка активации света в бардачке.
  33. Предохранительный модуль. Вместо реле короткого замыкания в нем используется перемычка.
  34. Переключательные устройства плафонов на стойках в передних дверях.
  35. Переключатели в осветительных приборах, расположенных в стойках задних дверей.
  36. Осветительные устройства в плафонах.
  37. Переключательный элемент контрольного светового индикатора ручного тормоза.
  38. Выключатель очистительного устройства, а также системы обмыва заднего стекла.
  39. Переключательная кнопка для активации и отключения световой сигнализации.
  40. Трехрычажное выключательное устройство.
  41. Замок зажигания.
  42. Переключательное устройство системы освещения контрольного щитка.
  43. Переключатель внешнего освещения.
  44. Выключательный элемент задних противотуманных фонарей.
  45. Контрольный световой индикатор уровня давления моторной жидкости в системе смазки.
  46. Контрольный щиток с датчиками и световыми индикаторами.
  47. Индикатор резерва горючего в баке.
  48. Датчик контроля уровня бензина.
  49. Осветительное устройство задней части салона.
  50. Световой источник заряда АКБ.
  51. Датчик контроля уровня температуры хладагента.
  52. Прерывательное устройство контрольного светового индикатора ручного тормоза.
  53. Модуль, в котором установлены осветительные лампы.
  54. Индикатор объема тормозной жидкости в системе.
  55. Контрольный световой индикатор задних противотуманных фонарей.
  56. Лампочка на приборной панели, свидетельствующая об активации и отключении ручного тормоза.
  57. Вольтметр.
  58. Спидометр.
  59. Индикатор активации и отключения внешнего освещения.
  60. Контрольный световой источник поворотных огней.
  61. Индикатор активации дальнего освещения, располагается в приборке.
  62. Выключательное устройство вентилятора печки.
  63. Переключатель системы обогрева заднего стекла с контрольным световым источником активации.
  64. Электрический мотор вентилирующего устройства печки.
  65. Дополнительное резисторное устройство электромотора отопительного узла.
  66. Моторчик насосного устройства системы очистки заднего стекла.
  67. Задняя оптика в автомобиле.
  68. Моторедукторное устройство системы очистки заднего стекла.
  69. Разъемы для подсоединения к системе прогрева заднего стекла.
  70. Оптика освещения заднего номера.
  71. Контроллер определения уровня и резерва горючего в баке.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]